Pz sfl 4c полное название. Самоходный лафет и зенитка-раскладушка

Средним самоходным установкам на базе Pz . Kpfw . IV , которые проектировали инженеры немецкого концерна Krupp , постоянно не везло. «Истребитель дотов» Pz.Sfl.IVa был построен в количестве двух опытных машин, а работы по самоходной гаубице Pz.Slf.IVb дошли до стадии постройки установочной партии. Тем не менее обе эти машины отметились на фронте. Похожей оказалась и судьба Pz . Sfl . IVc . Первоначально эта машина проектировалась как истребитель дотов, потом как средняя ЗСУ . В конце концов был построен опытный образец, который подвергся переделке и тоже был отправлен на фронт.

Нужный ненужный самоходный лафет

«Самоходные лафеты» Krupp появились в связи со стремлением немецкого военного руководства получить средство для борьбы с долговременными огневыми точками (дотами). Такие укрепления в большом количестве имелись по ту сторону границ Германии с Францией, Бельгией и Чехословакией. Хотя для борьбы с ними можно было использовать и буксируемую артиллерию, разумно предположить, что противник при этом вряд ли спокойно бы сидел и ждал, когда расчёт орудия переведёт систему из походного положения в боевое и начнёт стрелять. И здесь могла пригодиться самоходная установка, перевод которой в боевое положение занимал совсем немного времени. Первой такой САУ стала 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette с вооружением в виде 105-мм пушки K 18. Позже машина получила обозначение Pz.Slf.IVa.

8.8 cm Flak 18 Sfl. auf 12 to Zugkraftwagen, первая серийная немецкая средняя САУ

Пока концерн Krupp проектировал «истребитель дотов», параллельно шёл поиск и более быстрых решений, в качестве вооружения большинства из которых рассматривалась массовая и универсальная артиллерийская система 8.8 cm Flak 18. Эта зенитная пушка была одним из лучших орудий в своем классе. В 1938 году приняли решение о переводе её в разряд систем двойного назначения, то есть предназначенных и для ведения огня по наземным целям. Для этого орудие имело бронебойные снаряды с великолепными показателями бронепробития. Ни один из существовавших на тот момент танков не имел брони, способной противостоять немецкой зенитке! Правда, были у системы и два существенных минуса: значительная боевая масса, приближавшаяся к пяти тоннам, а также высокий силуэт.

Для повышения мобильности 8.8 cm Flak 18 как средства борьбы с бункерами предлагалось два пути. Первый предусматривал установку щитового прикрытия, небольшого изменения лафета и использования для транспортировки частично бронированных тягачей Sd.Kfz.7. Второй путь был более радикальным: орудие поставили на шасси 12-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.8. Боевая масса получившей бронирование машины достигала 17 тонн. У машины было много недостатков, но имелся один важный плюс: её можно было сделать очень быстро.

В работу пошли оба варианта, уже к концу 1938 года первые средние немецкие САУ были изготовлены в количестве десяти штук. Хотя машина, получившая обозначение 8.8 cm Flak 18 Sfl. auf 12 to Zugkraftwagen, неплохо себя зарекомендовала как противотанковое средство, было очевидно, что это скорее временное решение.


Ствол 88-мм орудия, которое предполагалось ставить на Pz.Sfl.IVc. Июль 1941 года

Концерн Krupp начал работу над самоходными лафетами ещё в 1938 году, а первые эскизные проекты появились в апреле 1939 года. Очень скоро работа над проектом 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette превратилась в поле битвы между Krupp и 6-м отделом Департамента вооружений. Дело в том, что начальник отдела танковых разработок Генрих Книпкамп видел машину иначе, чем конструкторское бюро Krupp. По его мнению, шасси должно было иметь торсионную подвеску, шесть опорных катков на борт, а также обладать высокой подвижностью.

Проблема увеличения подвижности упиралась в невозможность установки мощного двигателя, поскольку размеры машины оказались ограничены. Что же касается торсионной подвески, то её конструкторы Krupp не переносили на дух. Несколько вариантов Pz.Slf.IVa предусматривали использование шести опорных катков на борт, но в итоге конструкторы остановились на обычном шасси по типу Pz.Kpfw.IV Ausf.D-E. В дальнейшем концепцию с шестью опорными катками на борт удалось реализовать на другом «самоходном лафете» - 105-мм самоходной гаубице Pz.Slf.IVb. Проектирование этой машины перешло в активную фазу с осени 1939 года.

Примерно в это же время появился третий проект - Pz.Slf.IVc. Эта боевая машина предназначалась для борьбы с дотами и имела вооружение в виде орудия с баллистикой
8.8 cm Flak 18. Увы, документов по начальному периоду её разработки практически не сохранилось. Известно, что военные заказали три Pz.Slf.IVc, а после разгрома Франции проектируемую машину стали рассматривать как истребитель танков . От неё требовалась высокая подвижность, ради которой можно было пожертвовать бронёй. Толщина броневых листов Pz.Slf.IVc примерно соответствовала толщине брони Pz.Slf.IVb, то есть около 20 мм в лобовой части.


8.8 cm Pak 43 Kfz. Это орудие с 1942 года рассматривалось в качестве вооружения для Pz.Sfl.IVc

Только к лету 1941 года облик шасси Pz.Slf.IVc начал складываться. Требование делать машину максимально подвижной привело к созданию весьма необычного шасси. Значительная часть его корпуса превратилась в ровную платформу. Двигатель при этом находился под полом в кормовой части корпуса, там же разместили воздухозаборники. Впереди находилось закрытое отделение управления.

Ещё одной необычной чертой стала ходовая часть. Её разработка началась в конце
1940 года. К тому моменту Генрих Книпкамп окончательно перешёл к использованию в новых разработках торсионной подвески и шахматного расположения опорных катков.
С шахматным расположением инженеры Krupp согласились, а с торсионами - нет. Так на свет появилась новая ходовая часть. Она предусматривала наличие восьми пар опорных катков диаметром 700 мм, расположенных в шахматном порядке. При этом подвеска должна была остаться той же, что на Pz.Kpfw.IV. Ширина трака поначалу увеличилась до 422 мм. Предполагалось, что новую ходовую часть испытают на двух Pz.Kpfw.IV Ausf.E ещё в
1941 году, но построить машины удалось лишь к июню 1942-го. При этом ширина трака неоднократно пересматривалась и в итоговом варианте составила 420 мм.

Работы по Pz.Sfl.IVc то затухали, то вновь активизировались. Причиной тому была загруженность Krupp работой по другим проектам. Кроме того, взгляды немецких военных на перспективную САУ постоянно менялись. То они требовали быстрое шасси, то критиковали проект за малую толщину брони. Такая неопределённость привела к тому, что к лету
1942 года машина всё ещё существовала лишь в виде эскизного проекта.

Весной 1942 года появился заказ на создание самоходного шасси с 149-мм гаубицей sFH 18. Оно получило обозначение Geschützwagen III/IV, а построенная на его базе САУ более известна как Hummel . Развитием этой же темы стало самоходное шасси с противотанковым орудием, имеющим баллистику зенитной пушки 8.8 cm Flak 41. Контракты на разработку машин получили Rheinmetall-Borsig и Krupp. В связи с этим на свет в очередной раз был извлечён проект Pz.Slf.IVc. Теперь дело дошло до создания полноразмерного макета. Впрочем, быстрый самоходный лафет вновь оказался не нужен. Не в последнюю очередь решение о закрытии темы истребителя танков на базе Pz.Sfl.IVc было связано с успехом Geschützwagen III/IV. Было решено делать две САУ на базе одного шасси, и на свет появился истребитель танков, известный как Hornisse/Nashorn.

Шустрая зенитка-раскладушка

Одной из причин, по которым тема шасси Pz.Sfl.IVc не заглохла окончательно, стало то, что Krupp проектировал его сразу под несколько задач. Одной из ипостасей этой машины был проект средней ЗСУ. В качестве вооружения машин данного класса выступала всё та же Flak 18. И, в отличие от истребителей танков, ниша средней ЗСУ практически пустовала.
У немцев имелась колёсная ЗСУ на шасси Vomag, переделанном из автобуса, а также полугусеничная зенитная установка на шасси Sd.Kfz.9, а на гусеничном шасси ничего хотя бы мелкосерийного не существовало.


8.8 cm Flak 41, мощная, но очень тяжёлая зенитная система

Между тем ЗСУ среднего класса на гусеничном шасси вермахту была нужна для сопровождения танковых колонн. К тому же на вооружении немецкой армии появилась новая система - 8.8cm Flak 41. Это было поистине выдающееся орудие, но его боевая масса выросла почти до восьми тонн. Появилась идея создать «самоходный лафет», который обеспечил бы подвижность этой системе. Geschützwagen III/IV как шасси для подобной установки отпадал сразу, поскольку компоновка шасси не позволяла сделать большую платформу для размещения зенитного орудия. А вот шасси Pz.Sfl.IVc изначально проектировалось как большая платформа. К слову, концерн Rheinmetall разрабатывал аналогичную систему на шасси танка Pz.Kpfw. Panther.


Versuchsflakwagen во дворе Grusonwerk. Декабрь 1943 года

Проектирование зенитной самоходной установки началось в июне 1942 года и велось параллельно с проектированием истребителя танков. Более того, истребитель шёл как бы в кильватере зенитной машины. Легко заметить, что вариант установки с Pak 43 больше напоминал установку противотанковой пушки на платформу, явно рассчитанную на 8.8 cm Flak 41. В этом и крылась одна из причин его неудачи, поскольку на тот момент предложенная концерном Krupp концепция не понравилась Управлению вооружений. Элемент комичности придаёт этой ситуации тот факт, что спустя очень короткое время Управление вооружений всё же захотело получить «самоходный лафет».


Эта же машина с разложенными боковыми щитами и максимальным вертикальным углом наведения орудия

При создании шасси Pz.Sfl.IVc упор делался на подвижность. Для этого машину предполагалось оснащать 360-сильным двигателем Maybach HL 90 P. Точно такой же мотор объёмом девять литров планировалось ставить и на серийные leFH 18 (Sfl.), как к лету
1942 года обозначались Pz.Slf.IVb. Двигатель и другие агрегаты располагались так, что по центру машины получилась большая платформа, обеспечивающая орудию круговой сектор обстрела. В отличие от противотанкового варианта, у которого и в задней части шасси был ровный пол, у зенитного варианта, получившего обозначение VFW (Versuchsflakwagen, «опытная зенитная машина») позади имелся выступ. Туда были выведены воздухозаборники системы охлаждения. В походном положении боевое отделение прикрывалось большими щитами, которые раскладывались, образуя большую платформу. Это заметно облегчало работу расчёта. Боекомплект, размещавшийся под платформой, включал 48 патронов.


Разложенные щиты заметно увеличивали размеры платформы

Машина оснащалась коробкой передач ZF SMG 90 и механизмом поворота Henschel L320C. Благодаря этому максимальная скорость САУ должна была составить 60 км/ч. Зачем самоходной зенитной пушке довольно крупного калибра была нужна такая прыть, не совсем понятно. Поскольку Krupp был загружен работой по другим направлениям, компоненты нового шасси тестировались на Pz.Kpfw.IV, превращённых в самодвижущиеся испытательные стенды. На двух Pz.Kpfw.IV Ausf.E с лета 1942 года тестировалась подвеска с опорными катками диаметра 700 мм, расположенными в шахматном порядке.

Осенью на ещё одной машине тестировалась коробка передач ZF SMG 90 и механизм поворота Henschel L320C. Эти испытания, продолжавшиеся до ноября, закончились неудачно. В результате был подготовлен альтернативный вариант трансмиссии с разработанным Krupp механизмом поворота и коробкой передач SSG 76, которая штатно ставилась на Pz.Kpfw.IV. Эта схема рассматривалась как запасной вариант.


Промежуточное положение боковых щитов

На сроки разработки Versuchsflakwagen серьёзно повлияло английское Бомбардировочное командование. Бомбёжки Эссена, где располагались производственные мощности концерна Krupp, начались ещё в марте 1942 года, но продолжались недолго. А вот в марте 1943 года на город и расположенные в нём предприятия было совершено два рейда, в каждом из которых принимало участие по 400–450 самолётов. Были разрушены цеха, а также нанесён серьёзный ущерб заводскому конструкторскому бюро.

Наконец, в ночь с 25 на 26 июля заводы Krupp бомбило 700 самолётов. В ходе этого рейда, который стал могильщиком программы создания сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus , пострадал и проект Pz.Sfl.IVc. Постройку опытного образца ЗСУ пришлось переносить на площадку Grusonwerk в Магдебург. Из-за загруженности завода опытный образец был построен только в начале ноября 1943 года. Прошедшие испытания показали, что идея с КПП SMG 90 и механизмом поворота L320C себя не оправдала. Предстояло устанавливать на машину запасной вариант трансмиссии.


В таком положении обеспечивался круговой сектор обстрела без полного опускания боковых щитов

Проблемы с трансмиссией оказались едва ли не самыми простыми. Главной неприятностью стала смена концепции зенитной самоходной артиллерии. Опыт войны показал, что наиболее эффективными для борьбы с авиацией, особенно на уровне танковых и механизированных частей, оказались ЗСУ с менее крупными орудиями, в частности, автоматическими зенитными пушками калибра 37–55 мм. Тяжёлые бомбардировщики, для борьбы с которыми проектировалась Pz.Slf.IVc и подобные ей машины, редко становились непосредственными противниками панцерваффе. Чаще танкисты сталкивались со штурмовиками, а против них 88-мм зенитки оказались не особо эффективными.

5 ноября 1943 года инженер Кляйн из зенитного управления потребовал прекратить сборку второго опытного образца машины, а запчасти сдать в металлолом. Окончательную точку в разработке поставил министр вооружений Шпеер. В январе 1944 года он распорядился прекратить разработку Pz.Slf.IVc и аналогичных самоходных систем. Данное направление было признано бесперспективным. На этом фоне весьма комично смотрятся фантазии некоторых авторов и стендовых моделистов о развитии аналогичных систем, вплоть до использования шасси сверхтяжёлого танка E-100 . Не могло развиваться до конца войны то, что было признано лишённым перспектив ещё в начале 1944 года.


Эскизный проект переделки Versuchsflakwagen под 8.8 cm Flak 37

Прекращение разработки не означало, что Versuchsflakwagen отправится в металлолом. Несмотря на некоторые проблемы с трансмиссией, шасси получилось вполне удачным и соответствующим предъявляемым требованиям, включая подвижность. Требуемая максимальная скорость в 60 км/ч на испытаниях в марте 1944 года была достигнута, её машина держала довольно долго, при этом двигатель не перегревался. Средняя скорость движения находилась в промежутке 40–50 км/ч в зависимости от дорожных условий - и это при том, что боевая масса Versuchsflakwagen составляла 26 тонн. С третьей попытки Krupp удалось сделать «самоходный лафет», который по подвижности оказался сравним с разведывательным танком Pz.Sp.Wg.II Luchs . Эту машину вполне можно было использовать в качестве в качестве шасси для актуальной в тот момент программы Waffenträger. Но немецкая бюрократическая машина была уже запущена.


Pz.Sfl.IVc в составе 26-й танковой дивизии

К счастью для опытного шасси, его не отправили в утиль. В марте 1944 года было получено указание о переделке машины. В кормовой части увеличили площадь воздухозаборников, вероятнее всего, были учтены результаты испытаний. Кроме того, изменилось вооружение: вместо 8.8 cm Flak 41 решили поставить менее громоздкую и тяжёлую 8.8 cm Flak 37. Правда, по расчётам боевая масса установки осталась в пределах всё тех же 26 тонн.


Хорошо видны воздухозаборники системы охлаждения

В переделанном виде машина сохранила практически все прежние характеристики. Экипаж включал девять человек, из них семеро в походном положении размещались в боевом отделении, а командир и механик-водитель - в отделении управления. Сохранилась и возможность промежуточного открытия бортовых экранов. В таком положении сохранялась возможность кругового вращения орудия с уменьшением риска поражения расчёта фланговым огнём из стрелкового оружия.

Переделанную подобным образом самоходную зенитную установку летом 1944 года направили в Италию. Там она вошла в состав 304-го батальона самоходных зенитных орудий. Это подразделение, включённое в состав 26-й танковой дивизии, было крайне необычным. Дело в том, что вооружено оно было теми самыми 8,8cm Flak 37 (Sf.) auf s. Zgkw. 18t, которые как раз и планировалось заменить на Pz.Sfl.IVc. Все 12 построенных машин на базе Sd.Kfz.9 служили именно в 304-м батальоне, и как раз к ним присоединился неудачливый сменщик. Дальнейшая судьба машины неизвестна.


Снаряжение экипажа крепилось прямо к щитам

История Pz.Sfl.IVc оказалась типичной для немецкого танкостроения. Разработка машины заняла почти пять лет, закончившись практически ничем. Опыт разработки оказался практически не востребован. Влияние вполне удачного шасси не просматривается даже в конструкции разработок Krupp. И этот факт не был исключением из правил.

Лишнее шасси

Pz.Sfl.IVc оказался не последним шасси по типу B.W., которое разрабатывалось Krupp. Со второй половины 1942 года была запущена программа Waffenträger, которая предусматривала создание целого семейства самоходных шасси лёгкого, среднего и тяжёлого класса. Опыт боевых действий на Восточном фронте показал, что полугусеничных тягачей, которые использовались для перевозки тяжёлых буксируемых систем, очень часто оказывалось недостаточно. Нередко это становилось причиной потери орудий и их захвата частями Красной армии.

Особенно остро эта проблема обозначилась с конца 1942 года. Новые артиллерийские системы, в том числе противотанковые, по боевой массе приблизились к Flak 18, а иногда даже превосходили её. Так появилась идея создания максимально дешёвого самоходного шасси. От него не требовалось выдающихся скоростных данных, 17 км/ч вполне хватало. Также условием разработки новой САУ было использование в качестве её вооружения обычных буксируемых артиллерийских систем с возможностью их снятия и последующей установки на штатный буксируемый лафет.


Mittlerer Waffenträger für die 12,8 cm K 81 L/55, противотанковый вариант самоходного лафета

Одной из первых в работу над программой включилась Škoda. Уже в августе 1942 года ею был предложен проект облегчённого шасси Pz.Kpfw. T-25, на которое можно было установить 105-мм гаубицу leFH 18 или 149-мм гаубицу sFH 18. Как и требовало задание, установка обеспечивала круговой сектор горизонтального обстрела. Также предусматривалась возможность быстрого монтажа и демонтажа систем. Этот проект быстро ушёл в небытие, поскольку в сегменте средних «орудиеносцев» развернулась нешуточная борьба.

Уже к концу 1942 года задание для самоходных лафетов среднего класса изменилось.
В качестве штатных систем для их вооружения теперь рассматривались 128-мм противотанковая пушка Kanone 81 и 149-мм гаубица leFH 18. Также некоторое время в этом перечне фигурировали системы 10 Kanone 18 и 8.8 cm Pak 43, но первая система летом 1943 года вовсе исчезла из списка, а вторая перекочевала на более лёгкое шасси.


Гаубичная версия проекта обозначалась как Mittlerer Waffenträger für die 15 cm sFH 18 L/29,5

Работы продолжались по трём типам шасси: Pz.Kpfw.IV, GW III/IV и Pz.Kpfw.Panther. Кроме того, Krupp разрабатывал и весьма экзотические гибриды. Например, в марте 1943 года появился проект Grille 15, корпус для которого брался от Pz.Kpfw.Panther. А вот его ходовая часть больше напоминала Pz.Slf.IVb - это была подвеска Pz.Kpfw.IV с увеличенными опорными катками.

К началу 1944 года был подготовлен вариант Mittlerer Waffenträger на базе Pz.Kpfw.IV.
У Krupp получилось шасси с носовым расположением моторного отделения, для которого почти без изменений бралась ходовая часть Pz.Kpfw.IV. Орудие размещалось на специальной тумбе со смещением к корме. Проект предусматривал два варианта вооружения: 15 cm sFH 18 L/29,5 и 12,8 cm K 81 L/55. В отличие от скоростного предшественника, обе машины даже не были построены в виде макетов.

4 февраля 1944 года состоялось совещание в штаб-квартире Steyr-Daimler-Puch. На нём 4-й отдел Департамента вооружений скорректировал требования к Waffenträger. Теперь предполагалось использовать специальные шасси, высота линии огня снижалась до
1800 мм, максимальная скорость увеличивалась до 35 км/ч. Толщина брони оценивалась в 20 мм с лобовой части и 10 мм по бортам, боекомплект должен был включать 50 патронов, из которых 20 должно было находиться в укладках первой очереди. Шасси Pz.Kpfw.IV из списка возможных носителей было вычеркнуто, как и GW III/IV. Что же касается самоходного лафета на базе Pz.Kpfw.Panther, то его разработка продолжалась вплоть до лета 1944 года. Впрочем, и эта работа не продвинулась дальше создания макетов.


Импровизированная ЗСУ на шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.H, захваченная на аэродроме Пльзень в мае 1945 года

Решение, принятое 4 февраля 1944 года, стало финалом пятилетней программы разработки самоходных шасси на базе Pz.Kpfw.IV. По крайней мере, на официальном уровне. Как ни странно, оно не помешало появлению ещё одной машины, по которой почти отсутствует задокументированная переписка, но которая сохранилась на фотографиях. В апреле-мае 1945 года американские войска стремительным броском захватили чешский город Пльзень, где находился завод Škoda. На аэродроме находился СПАМ (сборный пункт аварийных машин), где была обнаружена очень странная машина. Судя по всему, при её создании с танка Pz.Kpfw.IV Ausf.H сняли башню и подбашенную коробку, установив на их место зенитную пушку 8.8 cm Flak 37. Инициатора идеи создания этой ЗСУ, как и время её изготовления, определить сложно. Вероятнее всего, речь идёт о полевой модернизации.

Иногда встречается информация о том, что на аэродроме в Пльзени были обнаружены две подобные машины, но фотографии не подтверждают этого факта. За вторую машину, вероятно, принимают САУ Hummel, стоящую неподалёку. Ещё большее недоумение вызывает информация о якобы трёх построенных САУ этого типа. Похоже, что кто-то принял эти переделанные в полевых условиях машины за Pz.Slf.IVc, которых действительно военные заказывали три штуки (но построили, как мы помним, одну). Достоверно известно лишь то, что эта машина действительно существовала - в отличие от похожего по «конструкции» фотомонтажа на шасси Т-34.

Источники и литература:

  1. NARA (National Archives and Records Administration).
  2. Panzer Tracts 12-1 Flakpanzerkampfwagen IV and other Flakpanzer projects development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010, ISBN 0-9815382-7-4.
  3. Special Panzer Variants: Development - Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007.
  4. Фотоархив автора.

Здравствуйте, уважаемые танкисты. Сегодня мы рассмотрим ГРОБ НА КОЛЁСАХ. Встречайте, Pz.Sfl.IVc!

Чтобы получить доступ к «гробику», вам нужно заработать 12.150 опыта на Мардере. Покупка этого агрегата обойдётся вам в 380.000 серебра. В отличие от предшественника, у гробика внутри целых 6 танкистов. Что касается посадки экипажа, то есть два способа:

  • Обучение экипажа за золото. Не рекомендую тратить золото, так как машина всего пятого уровня, тем более с таким внушительным экипажем - просто выбросите деньги. Стоимость такого обучения составит 6 * 200 = 1200 золота.
  • Обучение экипажа за серебро. Поскольку машинка низкоуровневая, есть смысл потратить серебро на обучение экипажа (если вы не собираетесь оставлять её у себя в гараже). Стоимость такого обучения составит 20.000 * 6 = 120.000 серебра.

Продолжаем традиции ветки - играем в ПТ. Поэтому обязательно нужно прикупить «макияж». Цена нанесения камуфляжа для всех типов карт на 1 месяц составит 3 * 50 000 = 150 000 кредитов.

Дерево исследований

Машина обладает прекрасными характеристиками и просто неимоверным орудием. Игра на ней будет одним сплошным удовольствием - как в топе, так и на дне. ПТ-шка получилась откровенно «имбовой» и, скорее всего, в ближайшем времени будет море этих машин в рандоме.

У нас есть три орудия, но особого внимания достойно топовое. У нас в наличии орудие с огромной альфой и сокрушительным пробитием. При этом у нас отличный ДПМ, хорошая точность и, что странно, не самое медленное сведение (учитывая такие характеристики). Забудьте про голду - бронебойными вы будете шить всех направо и налево, даже седьмых уровней.

Стоковая и топовая рация не слишком отличаются, поэтому особой разницы не заметите. В принципе, обоих достаточно для нормальной игры, но рация - это тот случай, когда чем больше, чем лучше.

Двигатели тоже не слишком разнятся. Топовый движок даст нам около 15 лошадок на тонну. Именно поэтому мы имеем в наличии отличную скорость и хорошую динамику.

Ходовая часть обладает прекрасной поворотливостью - целых 48 градусов в секунду. Такая скорость компенсирует очень малый УГН, так что в результате получаем выход «на ноль».

Прокачка

  1. Рация
  2. Ходовая
  3. Орудие
  4. Двигатель

Достоинства и недостатки машины в топовой комплектации

Плюсы

  • Два слова - эпичное орудие.
  • Хороша динамика
  • Отличная скорость
  • Прекрасный обзор

Минусы

  • Отсутствие брони
  • «Сарай»
  • Малые УГН, а также отсутствие отрицательного УВН

Балансный вес

«Гробик» попадает в игры 5, 6 и 7 уровня. С таким орудием немец прекрасно чувствует себя в любой игре, нарезая броню противника, как горячий нож пронзает сливочное масло.

Прибыльность

Стоимость ремонта низкая, голда не нужна - просто рай для фарма. Даже без ПА будете входить в отличный плюс.

Тактика

По сравнению с предшественником - ничего не изменилось. Учитывая нашу картонную броню и сарайный силуэт, стараемся играть только на средних и дальних дистанциях. Для этого у нас есть точное орудие и прекрасный обзор. Отличная скорость и динамика позволят нам уверенно занимать ключевые позиции на старте, а также быстро менять место дислокации. В общем - играем в классическую ПТ.

Дополнительное оборудование

Приводы, досылатель и рога - так и только так. Можно конечно поставить оптику, но прирост «зрячести» не будет таким существенным. Цены указаны ниже:

  • «Усиленные приводы наводки» - 500.000 серебра
  • «Орудийный досылатель среднего калибра» - 200.000 серебра
  • «Стереотруба» - 500.000 серебра

Снаряжение

  • Рем.комплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель/Шоколад

Динамика у нас хорошая, поэтому ставить бензин не стоит. Такой комплект проверен многими боями, поэтому вопросов возникать не должно.

Перки для экипажа

Командир

  1. Маскировка
  2. Шестое чувство
  3. Боевое братство

Наводчик

  1. Маскировка
  2. Снайпер
  3. Боевое братство

Наводчик

  1. Маскировка
  2. Плавный поворот башни
  3. Боевое братство

Механик-водитель

  1. Маскировка
  2. Король бездорожья
  3. Боевое братство

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Бесконтактная боеукладка
  3. Боевое братство

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Отчаянный
  3. Боевое братство

Продолжаем в том же духе - маскировка и лампочка ключевые умения для этой ПТ-шки. Если собираетесь играть всерьёз и надолго, то также не лишней будет прокачка ББ.

Незадолго до начала войны в Европе командование вермахта инициировало ряд проектов, направленных на повышение мобильности 88-мм зенитных орудий. Тогда планировалось, что первоочередной задачей для зенитных расчетов будет борьба с воздушными целями, однако в ходе сентябрьских боёв в Польше выяснилось, что «флаки» являются превосходным противотанковым средством. Первые попытки создания подобных самоходных установок привели к созданию, по большому счету, «эрзацев» на шасси полугусеничных тягачейтранспортеров. Мобильность действительно увеличилась, однако ходовая часть тягачей была не приспособлена под установку столь тяжелых артсистем, боевая масса которых находилась в пределах 5000 кг. Таким образом созрела необходимость в создании специализированного гусеничного шасси, приспособленного под установку FlaK 18/36.

В 1942 году специалисты фирмы Krupp приступили к проектированию ходовой части для САУ, по схеме близкой к ходовой части среднего танка Pz.Kpfw.V. Применительно на один борт она состояла из 8 опорных катков расположенных в шахматном порядке, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Гусеничная цепь собиралась из стальных траков шириной 520 мм. Корпус самоходки был близок по конструкции и компоновке со средним танком Pz.Kpfw.IV. В передней части находилась трансмиссия, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек. На крыше боевого отделения устанавливалось модифицированное зенитное орудие Flak 18/36 с длиной ствола 56 калибров. Орудие защищалось лобовым щитом и двумя бортовыми бронещитами, которые в боевом положении могли откидываться вбок. Экипаж САУ состоял из пяти человек: водитель, радист, командир, наводчик и заряжающий.

Шасси получило обозначение Pz.Sf.IVc , а самоходное орудие стало обозначаться как Versuchsflakwagen 8.8cm FlaK auf Sonderfahrgestell . Опытный образец поступил на испытания в конце 1942 года и показал вполне обнадеживающие результаты. Тем не менее, заказа на серийную постройку не последовало. Причиной тому послужило изменение технического задания – теперь орудие Flak 18/36 уже не считалось эффективным средством борьбы с танками. В рамках модернизации прототип самоходки в 1944 году был оснащен более мощным орудием Flak 41 того же калибра. Кроме того, планировалась установка FlaK 42, но этот проект не нашел поддержки.

В опытном порядке самоходке попытались вернуть первоначальную функцию борьбы с авиацией противника, установив 37-мм зенитную пушку. Кроме того, на шасси Pz.Sf.IVc было предложено использовать в качестве транспортера вооружения – согласно проекту планировали установку 105-мм гаубицы leFH43, которая при стрельбе опускалась на землю вместе с башней. Также были разработаны проекты противотанковой (Panzerjaeger IV mit 8.8cm Pak 43 ) и зенитной самоходных установок на модернизированном шасси Gerät 042, оснащенных 88-мм пушкой FlaK 43. Впрочем, все предложенные варианты были отвергнуты техническим комитетом.

Недавно World of Tanks получил под свое управление обновление 8.9, после чего игра пополнилась новой веткой немецких ПТ-САУ. Однако стоит ли ее прокачивать и пытаться добраться до топовой модели данной ветки? Ответ очевиден - конечно стоит. Недавно мы рассмотрели первенца данной ветки развития Marder 38T, который показал весьма неплохие результаты. В данной же теме мы поговорим о 5 уровне ПТ-САУ Pz.Sfl.IVc, который уже получил прозвище "Кирпич", из-за своей массивности. Итак, давайте чуть ближе познакомимся с данным танком.

Pz.Sfl.IVc

  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Скорость поворота шасси: 48 град/с
  • Средний урон в минуту: 1920 ед/м
  • Разброс на 100 м: 0.32 м
  • Бронепробиваемость базовым снарядом: 146 - 243 мм
  • Обзор: 380 м
  • Дальность связи: 550 м
  • Скорострельность топовой пушки: 8 выстрелов в минуту
  • Бронирование корпуса: 20/14/14

Итак, что же мы получаем на 5ом уровне развития немецкой ветки ПТ-САУ? Это весьма большой танк, которому тяжело спрятаться на среднем расстоянии от врага. Отсюда можно сделать небольшой вывод, что данную модель танка, несомненно, нужно использовать лишь в качестве снайпера, ибо его точная пушка позволяет это делать. На средней дистанции быстро свестись и прицелиться будет достаточно тяжело, ибо пушка угол обзора пушки очень маленький, в связи с чем после того, как танк сдвинется с места разброс сильно увеличивается, и нельзя сказать, что сводится он быстро. Однако на верх пушка поднимается очень даже прилично, порой начинаешь задумываться - может быть это САУ, а не ПТ-САУ?

Что касается брони, здесь ее не так много, ибо это кустарный танк дальнего действия. Имеется ввиду, если вы вступите в бой с противником на ближней дистанции, то очевидно, что вы проиграете, ведь его не всегда закидывает в топ.

Что касается его топового орудия. Она весьма неплохо пробивает и достаточно сильно домажит, плюс ко всему этому она точная, но как мы уже и говорили, лучше работать на дальней дистанции, ибо разброс орудия сильно разочаровал нас.

Использовать этот танк как фановый лучше не стоит, скорее всего он лишь проходной, однако позабавиться на нем первые несколько боев можно, единственное что быстро надоедает.

Подведем выводы. Танк достаточно быстр, если скатиться с горы, у него неплохая маневренность и точность орудия. Однако есть минусы, плохие углы наводки орудия, большой корпус и плохое сведение.

Продолжая наш путь по уже официально анонсированной второй ветви ПТ-САУ Германии, предлагаю вернуться назад, а именно побеседовать о тех самоходах, которые мы пропустили. Одна из причин этому скачку назад является очень скудная информация о ПТ-САУ восьмого уровня, не говоря уж девятом и десятом. Эти самоходки, больше похожие на легенды древних племён, существуют лишь на старом листе бумаги, давно затерянном в пыльных архивах. Wargaming конечно перероет пол мира и найдёт все необходимые документы, которых будет достаточно для оживления полу мифических танков. Я же, не обладая такими возможностями, воздержусь от выдумывания параметров и характеристик машин (за меня это сделают разработчики).
Учитывая сложившийся информационный вакуум, перекинем наш взор на более доступные обычным людям образцы германской инженерной мысли. В этом выпуске мы поговорим о ПТ-САУ 5 уровня Versuchsflakwagen 8.8 cm FlaK auf Sonderfahrgrstell или просто Pz.Sfl. IVc .

Незадолго до начала крупномасштабной войны командование Германии инициировало ряд проектов, направленных на повышение мобильности легендарного зенитного орудия 8.8 см FlaK. Тогда вермахт предполагал использование зенитных расчётов исключительно для борьбы с воздушными целями. Однако в ходе Польской кампании выяснилось, что зенитные орудия являются отличным средством не только для борьбы с воздушными целями, но с вражескими танками. Не сказано счастливые этому факту немцы решились на создание подобных самоходных установок.
Однако первые модели самоходок, делавшиеся на скорую руку, оказались неполноценными и крайне дефектными. Пяти тонное орудие ставилось на шасси полугусеничных тягачей-транспортёров. Мобильность действительно увеличилась, однако частые поломки и долгий ремонт сводило на нет все плюсы самоходки. Таким образом, созрела необходимость германским конструкторам вновь сесть за чертёжный стол и создать специализированное гусеничное шасси, которое уже будет приспособлено под установку FlaK 18/36.

Итогом трудов специалистов компании Krupp стало шасси очень близкое по ходовым характеристикам, конструкции и компоновке со средним танком Pz. Kpfw.IV. В передней части по давней немецкой традиции находится трансмиссия, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек. На крыше боевого отделения устанавливалось модифицированное зенитное орудие FlaK 37 L/56. Орудие защищалось лобовым щитом и двумя бортовыми бронещитами, которые в боевом положение могли откидываться вбок. К сожалению, по словам разработчиков, бронещиты будут всегда в вертикальном положение.

Опытный образец поступил на испытание в конце 1942 года и показал себя вполне боеспособно. Тем не менее, заказа на серийную поставку не было. Дело в том, что разработка шла так долго, что ко времени воплощения САУ в металле, она уже перестала быть эффективным средством борьбы с танками. Pz.Sfl.IVc. пытались модифицировать и оснастить более мощным орудием, но и эти проекты были отвергнуты германским командованием. В последствие Pz.Sfl.IVc. вернули его первоначальную роль – борьбу с воздушными целями.

В патче 0.8.9. разработчики дадут ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc. вторую жизнь. ПТ-САУ будет, скорее всего, располагаться на 5 уровне второй ветви немецких самоходок. Как и все ближайшие родственники по ветви Pz.Sfl. IVc. будет иметь открытую рубку, что свидетельствует об отличном параметре обзора который вероятно будет от 380 до 400 метров.
Такая отличительная особенность самоходки как сектор обстрела в 360 градусов, реализован в игре не будет. Бортовые щиты будут всегда в вертикальном положение.

Бронирование самоходки оставляет желать лучшего. Лоб корпуса будет составлять 50 мм. Каких либо рациональных углов наклона бронелистов не имеется, по этому рассчитывать на «не пробитие» не стоит. Каждый выпущенный в нас снаряд с высокой долей вероятности нанесёт урон, а в сумме со схемой расположения внутренних модулей, ещё и «кританёт» нам что-нибудь по пути. А попасть в нас будет не так уж и сложно. Высота танка составляет 2800 мм, длина 7000 мм, а ширина 3000 мм. Эти параметры сравнимы с параметрами ЯгдПантеры. На пятом уровне мы будет серьёзно выделятся на фоне низких танков-однакласников вокруг.

Двигатель Maibach HL90 мощностью в 360, способен разогнать Pz.Sfl.IVc. до 35 км/ч. Манёвренность и динамичная езда – это два понятия которые были придуманы явно не для нас. Pz.Sfl.IVc. был создан для того чтобы занять позицию и начинать обстрел целей, простояв пол дня на одном месте, начать движение к другой позиции.
Орудие Pz.Sfl.IVc. - FlaK 37 L/56 могло бы компенсировать плохое бронирование и ходовые характеристики, но и тут нет ни каких выдающихся характеристик. 127 мм пробития и приблизительные 220 урона не выделяют нас на фоне остальных пт-сау 5ого уровня.
Про точно орудия и его скорострельность говорить сложно, потому как не известно сколько снарядов будет вмещать в себя Pz.Sfl.IVc. В реалиях боевых действий самоходка всегда имела пару тройку грузовиков снабжения, и возить самой снаряды ей было не нужно. В игре же такой возможности нет. Сколько именно снарядов дадут Pz.Sfl.IVc. разработчики не известно. Если снарядов будет мало, то возможно у FlaK 37 L/56 будет точным и довольно долгим по перезарядке. Урон же возможно будет больше чем 220. Если же снарядов будет много, возможно ожидать огромную скорострельность и средний разброс.

Итог
Pz.Sfl.IVc. не будет выделяться среди одноклассников каким либо параметром. Он будет средний во всём. Слабое бронирование будет компенсироваться хорошим обзором. Орудие не будет уступать другим самоходкам. Будет ли танк проходным? Как по мне, так уж точно да! За Pz.Sfl.IVc. будет следовать машины достойные большего внимания, чем нам сегодняшний герой.