Первый прыжок с парашютом. Первый прыжок с парашютом Действия в особых случаях

Тренировочный парашют Т-4 серии 4М (рис. 1) предназначен для спортивно-тренировочных прыжков и является переходным к более сложным спортивным парашютам.

Рис. 1. Общий вид уложенного парашюта Т-4 серии 4М

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 100 кг парашют Т-4 серии 4М обеспечивает:

  • надежную работу на высоте до 1500 м при немедленном введении его в действие на скорости 400 км/ч;
  • максимальные перегрузки не более 15 g;
  • ручное раскрытие, принудительное раскрытие ранца и принудительное стягивание чехла с купола;
  • минимальную безопасную высоту прыжка с горизонтально летящего самолета 150 м при немедленном введении в действие на скорости полета 120 - 400 км/ч;
  • вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и массе парашютиста 100 кг, на участке 30-35 м от земли - не более 6,3 м/с; при полностью натянутых стропах управления скорость снижения увеличивается на 1 м/с;
  • отсутствие самопроизвольного раскрытия;
  • устойчивость при снижении;
  • потерю высоты при скольжении с отсутствием явлений складывания купола;
  • управление парашютом в воздухе при снижении как с помощью строп управления, так и посредством свободных концов подвесной системы; разворачивание купола в желаемую сторону и горизонтальное перемещение парашютиста в процессе снижения, причем один оборот купола на 360° в любую сторону при натяжении одной стропы управления совершается за время не более 5,0-6,5 с
  • горизонтальное перемещение парашюта вперед происходит со скоростью до 4 м/с, назад - со скоростью до 2,3 м/с (при максимальном натяжении строп управления); нейтральность купола, т.е. отсутствие горизонтального перемещения, при сильном натяжении строп управления;
  • усилия, потребные для управления парашютом, незначительны и, наконец, управление куполом в воздухе не приводит к складыванию купола;
  • быстрое отсоединение купола парашюта посредством одного замка от подвесной системы в случае надобности при снижении, а также при гашении купола во время протаскивания по земле;
  • применение страхующих парашютных приборов для автоматического раскрытия парашюта;
  • применение запасных парашютов типа 3-2 , 3-1П, 3-4 и 3-5 ;
  • усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца, - не более 16 кгс.

2. Габариты уложенного парашюта, мм:

  • длина 540+20;
  • ширина 345+20;
  • высота 260+20.

3. Масса парашюта без парашютного страхующего прибора и переносной сумки не превышает 13,2 кг.

4. Парашют рассчитан на количество прыжков не менее 5 на высоте до 1500 м и скорости 400 км/ч.

Или не менее 400 в течение 5 лет эксплуатации со дня выпуска, или 300 прыжков в течение 12 лет со дня выпуска на скорости до 300 км/ч, как при немедленном введении его в действие, так и с любой задержкой раскрытия ранца при условии своевременного проведения ремонта и замены чехла купола.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Вытяжной шаровой бесстропный парашют площадью 0,22м² имеет устройство, аналогичное устройству шарового вытяжного парашюта спортивного парашюта Д-1- 5У .

2. Чехол купола из капронового полотна имеет форму рукава длиной 3900 мм.

3. Купол (Рис. 2), изготовленный из капронового полотна арт. 56005П или 56005крП, имеет форму правильного 28-угольника площадью 64 м². Диаметр полюсного отверстия 450 мм, общая площадь вырезов составляет 8,4 м². В качестве соединительного звена используется, капроновый шнур прочностью 550 кгс и длиной 1100 мм.

Рис. 2. Форма купола парашюта Т-4 серии 4М в плане:

1 - купол; 2 - клапан; 3 - радиальная щель; 4 - вертикальные отверстия; 5 - срезанные полотнища; 6 - знак звена строп управления; 7 - линия ограничения натягивания чехла при укладке

4. Подвесная система выполнена из капроновой ленты ПЛК-44 . Для правильного присоединения свободных концов к замкам подвесной системы (ОСК) задние свободные концы отмечены словами <левый>, <правый>. Длина свободных концов подвесной системы 430 мм. К каждой пряжке-полукольцу монтируется по семь строп.

5. Ранец конвертообразной формы, изготовлен из капронового авизента. Двойное дно ранца укреплено рамой жесткости. Длина одинарной ранцевой резины с кулонами 325-340 мм, двойной - 375-390 мм.

6. Шланги гибкие предназначены для направления движения троса вытяжного кольца или троса принудительного раскрытия ранца. Изготовлены из специальной профилированной стальной ленты и обтянуты капроновой лентой ЛПКПкр-40- 700.

Длина шлангов - 510-520 мм.

7. Вытяжное кольцо - металлическое. Длина троса от последней шпильки до ограничителя включительно равна 1070 мм. Шпильки троса расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Первая шпилька, считая от корпуса кольца, имеет длину 38 мм, остальные - по 32 мм.

8. Вытяжное кольцо с тросовой петлей также металлическое, длина троса с петлей - 785 мм.

9. Предохранительный чехол имеет форму рукава длиной 390 мм.

10. Вытяжная веревка из капронового шнура ШККП-1200 длиной 3000 мм. Вторая петля находится на расстоянии 1400 мм от первой.

11. Переносная сумка прямоугольной формы из авизента, имеет размеры 590X260X420 мм.

12. Вытяжной трос предназначается для принудительного раскрытия ранца парашюта.

Длина троса с петлей равна 1037-1057 мм.

13. Подушка изготовляется из авизента с поролоновой прокладкой толщиной 40 мм.

14. Страхующий парашютный прибор типа КАП-3 или ППК-У со шлангом длиной 405 мм.

15. Паспорт необходим для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.

Назначение.

Тренировочный управляемый парашют Т-4 серии 4МП предназначен для совершения спортивно-тренировочных прыжков спортсменами-парашютистами. Т-4 серии 4МП – круглый щелевой классический купол. В настоящее время может использоваться как тренировочный для выполнения учебных прыжков с ручным раскрытием. Вводится в действие как ручным, так и принудительным способом.

Купол в плане имеет форму правильного 28-угольника. Площадь купола 61 м 2 .

Основные технические данные

Наименование Значения
Конструкция
Площадь, м 2
Материал купола, - Капрон арт. 56005П и 56004П
Воздухопроницаемость ткани, дм 3 /м 2 сек арт. 56005П - 60 - 120, арт. 56004П - 350 - 750
Ранец, - Конвертообразный, 4-х клапанный, ткань - капроновый авизент
Устройство отсоединения основного купола, - Кольцевое замковое устройство отцепки купола в случае его отказа
Механизм раскрытия, Ручное - расчековка клапанов ранца вытяжным кольцом или прибором. Принудительное - вытяжной веревкой.
Переносная сумка, - Входит в комплект
Масса системы, кг Не более 14
Тип прибора, - ППК-У-405А; КАП-3П-405
Принадлежности, Согласно комплектации
Совместимость, - Запасные парашюты З-1П, З-2, З-3, З-4, З-5.
Материал строп, - Шнур капрон. ШКП-150
Масса купола, кг 6,7
Габариты уложенного (ДхШхВ), см 54 х 34,5 х 26
Эксплуатационные ограничения
Срок службы системы, лет (года)
Полетная масса, кг
Скорость применения, км/ч До 400
Высота применения, м До 1000
Min. высота, м 150 м - на скорости 120-400 км/ч при немедленном введении парашюта в работу после отделения от ЛА
Назначенный ресурс, - 5 применений на скорости 400 км/ч; 400 применений на скорости 300 км/ч в течение 5 лет, или 100 применений на скорости 300 км/ч в течение 12 лет
Динамические характеристики
Усилие ввода в работу, кгс Не более 16
Динамические перегрузки, g Не более 16
Горизонтальная скорость, м/с Вперед - 4,0 ; Назад - 2,3
Вертикальная скорость, м/с До 6,12
Время разворота на 360 o , - 6,5
Управление, - Натяжением строп управления

Конструкция парашюта при общем полетном весе парашютиста с парашютами 100 кг обеспечивает:
1) надежную работу на высоте 150-1000 м при немедленном введение его в действие на скорости полета горизонтально летящего самолета до 400 км/ч и после любой задержки раскрытия ранца, при условии ввода парашюта в действие на высоте 500-1000 м, при этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола парашюта, не превышает 16;
2) минимальную безопасную высоту прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета 120-400 км/ч при немедленном парашюта в действие - 150 м;
3) среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, замеренную на участке 30-35 м от земли, до 6,12 м/с; при полностью натянутых стропах управления скорость снижения увеличивается на 1 м/с;
4) устойчивость при снижении;
5) управление парашютом при помощи двух строп управления;
6) разворот купола и горизонтальное перемещение, при чем:
- разворот купола на 360 o в любую сторону за время не более 6,5 с, при натяжении одной из двух
строп управления;
- горизонтальное перемещение парашюта вперед со средней скоростью до 4 м/с;
- горизонтальное перемещение парашюта назад (реверс) со средней скоростью до 2,3 м/с при
максимальном натяжении строп управления;
- при плавном натяжении строп управления снижение устойчивое;
7) отсоединение купола от подвесной системы, как на земле, так и в воздухе;
8) применение прибора раскрытия парашюта ППК-У-405А или КАП-ЗП-405;
9) приземление запасного парашюта типа З-2, З-1П, З-3, З-4 и З-5 в случае ненормальной работы основного парашюта, при этом необходимо полное отсоединение купола основного парашюта, за исключением случая не раскрытия ранца;
10) усилие, необходимое для выдергивания звена ручного раскрытия и звена отсоединения, не более 16 кг;
11) управление куполом в воздухе не приводит к складыванию купола;
12) количество прыжков - 5 на скорости полета горизонтально летящего самолета 400 км/ч или 400 прыжков на скорости полета горизонтально летящего 300 км/ч в течении 5 лет эксплуатации со дня выпуска; или 100 прыжков в течение 12 лет выпуска на скорости полета горизонтально летящего самолета 300 км/ч при условии своевременного проведения войскового ремонта и замены узлов из числа запасных частей;
13) габарит уложенного парашюта не более:
длина - 540+20 мм,
ширина - 345+20 м,
высота - 260+20 мм.
14) вес парашюта не более 14 кг с прибором без переносной сумки.

Описание

При отделении парашютиста от самолета парашют вводится в действие путем принудительного раскрытия ранца вытяжной веревкой, закрепленной при помощи карабина за трос, натянутый внутри самолета, или ручным способом, путем выдергивания звена ручного раскрытия или автоматическим прибором.

При ручном способе введения парашюта в действие три шпильки троса звена ручного раскрытия, а при принудительном раскрытии ранца вытяжной веревкой или звеном раскрытия три шпильки вытяжного троса выходят из конусов и освобождают клапаны ранца, которые под действием пружинного механизма раскрывается и вытягивает чехол с уложенным в него основным куполом из-под карманов на дне ранца.

Пучки строп у свободных концов подвесной системы выходят из резиновых сот на дне ранца и расчековывают карманы.

Свободные концы подвесной системы поднимаются со дна ранца и натягиваются, стропы купола выходят из сот чехла купола, чехол сходит с купола и последний наполняется. Чехол купола и вытяжной шаровой бесстропный парашют после схода с купола остаются привязанными при помощи соединительного звена к вершине купола.

Внимание! В случае отказа или ненормальной работы основного парашюта запасной парашют вводится в действие только при полностью отсоединенном основном куполе.

При снижении на наполненном куполе отпущенные правый и левый клапаны и щели, расположенные в задней половине купола по отношению к парашютисту, обеспечивают перемещение парашютиста в горизонтальной плоскости вперед. Втянутые внутрь купола правый и левый клапаны и перекошенные щели купола обеспечивают перемещение парашютиста в горизонтальной плоскости назад.

Скорость горизонтального перемещения зависит от величины вытягивания строп управления. При полностью отпущенных стропах управления обеспечивается максимальная скорость горизонтального перемещения вперед. При максимальном натяжении строп управления обеспечивается максимальная скорость горизонтального перемещения парашютиста назад и происходит увеличение вертикальной скорости снижения на 1м/с.

Втягивание или отпускание двух щелей и двух клапанов купола осуществляется самим парашютистом при помощи двух строп управления, одни концы которых смонтированы на передних свободных концах подвесной системы, а другие концы присоединены к коушу звена управления, связанному соответственно с двумя клапанами купола.

На расстоянии 1450 м от пряжек-полуколец подвесной системы стропы управления смонтированы со стропами 5 и 24. Правый клапан купола связан со стропой управления, смонтированной со стропой 5 и закрепленной на правом переднем свободном конце подвесной системы, левый клапан купола связан со стропой управления, смонтированной со стропой 24 и закрепленной на левом переднем свободном конце подвесной системы.

Разворот парашютиста вокруг вертикальной оси вправо или влево производится путем натяжения соответствующей стропы управления парашютистом.

При натяжении стропы управления, закрепленной на правом переднем свободном конце, втягивается внутрь купола правый клапан и перекашивается щель, расположенная между стропами 4 и 5, разворот парашюта происходит в правую сторону за счет реактивного момента струй воздуха, выходящих из-под купола через щели, образованные отпущенным левым и втянутым правым клапанами купола, а также за счет струй воздуха, выходящих из отверстий, расположенных между стропами 24 и 25, и перекошенного отверстия между стропами 4 и 5.

Подобным образом происходит разворот парашюта в левую сторону при натяжении левой стропы управления, закрепленной на левом переднем свободном конце подвесной системы.

Теоретическая подготовка для получения допуска

на прыжки с парашютом ПТЛ-72

по программе «Ежегодное Совершенствование Парашютистов»

в Авиакомпании «УралСпецАвиа»

версия 2. 1 от 2 8 марта 2011 г.

Для получения допуска на прыжки с парашютом ПТЛ-72 необходимо:

Выполнить не менее трех прыжков с парашютом, в том числе со стабилизацией свободного падения не менее 20 сек;

Пройти теоретическую подготовку и сдать зачет;

Пройти тренаж по действиям в особых случаях и сдать зачет.

Цель прыжков с парашютом ПТЛ-72

Устройство и принцип работы парашюта ПТЛ-72

Описание запасного парашюта З-5

Прибор ППК-У

Отделение, падение и контроль высоты

Спуск под куполом

Приземление

Действия в особых случаях

Наиболее частые ошибки

Правила поведения на аэродроме

Цель прыжков с парашютом ПТЛ-72

Прыжки с парашютом ПТЛ-72 могут использоваться как этап подготовки к переходу на Т-4. Наличие собственной горизонтальной скорости позволяет получить базовые навыки управления куполом, а система отсоединения свободных концов меняет порядок действий в особых случаях. Эти две особенности ПТЛ-72 (горизонтальная скорость и отцепка) являются принципиальными отличиями от парашюта Д-6, которые будут присутствовать и во всех последующих парашютах (Т-4, УТ-15, «крыло»). Из этих принципиальных отличий вытекают и все остальные особенности прыжков с ПТЛ-72.

Так же прыжки с ПТЛ-72 могут служить альтернативой прыжкам с Д-6 при нерегулярных прыжках «для удовольствия» для тех, кто не имеет цели заниматься парашютным спортом . Плюсом является гораздо лучшая управляемость купола, минусом – несколько более жесткие открытия и тяжелый вес парашюта.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПАРАШЮТА ПТЛ-72

Площадь купола

Минимальная безопасная

высота раскрытия

300 м при скорости самолета 160-350 км/ч

при стабилизации 5 сек.

Средняя скорость снижения под стабилизацией

Средняя скорость снижения под куполом

При полетном весе 120 кг не более 5 м/сек

Скорость разворота купола

На 360º за время не более 10 сек.

Горизонтальная скорость

Вперед 3,6 м/сек, реверс 1,9 м/сек.

Ресурс применений парашюта

700 применений за 12 лет, из них 400 на высоте до 3000 м, последующие 300 на высоте до 1800 м.

Вес парашюта с прибором

Устройство и принцип работы парашюта ПТЛ-72

100%" style="width:100.0%;border-collapse:collapse;border:none">

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА З-5

Площадь купола

24 стропы прочностью на разрыв150 кгс каждая

Масса парашюта с прибором

Минимальная безопасная высота раскрытия

100 метров при немедленном введении парашюта в действие

при скорости самолета 120 км/ч

Средняя скорость снижения

не более 7,5 м/сек при полетной массе до 120 кг

не более 8,5 м/сек при полетной массе до 140 кг

Ресурс применения парашюта

11 применений на скорости до 225 км/ч

1 применение на скорости до 350 км/ч

При раскрытом основном куполе - неограниченно

Срок службы

Прибор ППК-У.

Полуавтомат Парашютный Комбинированный Унифицированный (ППК-У) – это парашютный страхующий прибор. Он раскрывает парашют, если парашютист по какой-либо причине не сделал это сам. У вас этот прибор будет установлен как на основном, так и на запасном парашюте.

Парашютный прибор – лишь страхующее средство!

Его наличие не означает, что можно не дергать кольцо.

Отделение, падение и контроль высоты

https://pandia.ru/text/80/105/images/image004_20.jpg" align="left" width="214" height="288 src=">Сам прыжок из самолета (парашютисты говорят «отделение») с парашютом ПТЛ-72 выполняется так же, как с Д-6 – в плотной группировке. Поза отделения – левая нога впереди на обрезе двери, правая рука на кольце, левая рука на секундомере. Взгляд на горизонт. Запрещается хвататься рукой за обрез двери, за тросы, размахивать или упираться руками. После команды «Пошел!» следует нажать кнопку секундомера, убедиться, что стрелка сдвинулась, вернуть руку на грудь, выпрыгнуть из самолета «солдатиком» и сгруппироваться. При прыжках со стабилизацией (Д-6, ПТЛ-72) важно отделяться в группировке. Если вы зацепите рукой раскрывающуюся стабилизацию, будет полный отказ. По этой же причине запрещается «нырять рыбкой» (отделяться вниз головой) – можно зацепить стабилизацию ногой, с теми же последствиями.

Минимальное время стабилизации свободного падения с парашютом ПТЛ-72 – 5 секунд. Это время вы отсчитываете устно (вслух, трехзначными числами: 521, 522 и т. д.) При прыжках на задержку более 5 секунд прыгать нужно с секундомером или высотомером. При прыжках с секундомером необходимо все равно вести устный счет (проверяя себя по секундомеру) – секундомер может остановиться, отказать или просто его забывают включить. Контроль времени – это ваша главная и пока что един-ственная задача до того, как вы откроете парашют.

Спуск под куполом

После раскрытия осматриваем купол, если он раскрылся штатно, расчековываем прибор на запасном парашюте. После этого осматриваемся по сторонам, находим всех, кто прыгал с вами в этом взлете. В отличие от Д-6 здесь запрещается разворачиваться за свободные концы в подвесной системе – может произойти самоотцеп КЗУ. Вместо этого разворачиваем купол за стропу управления – это проще и так же быстро. Если, осмотревшись, вы видите, что другой парашютист находится в опасной близости от вас – немедленно отворачивайте в сторону (за стропу управления) и уходите. Нет нужды висеть на свободных концах – у ПТЛ-72 есть своя скорость. Привлеките внимание того парашютиста голосом.

Приоритет в воздухе имеют парашютисты с Д-6 – возможностей и опыта у них меньше. Приоритет имеют купола, находящиеся ниже вас. Как вариант – считайте, что ВСЕ другие парашютисты имеют перед вами приоритет. Бойтесь всех, уходите от всех, не рассчитывайте на разумные действия других спортсменов. Вы должны понимать, что только вы в воздухе отвечаете за себя, и если кто-то в вас влетит, то виноваты в этом вы тоже.

При первом, ознакомительном прыжке вы должны попробовать купол в разных режимах – верхний, средний, нижний режим, повороты. Повороты на парашюте ПТЛ-72 выполнять гораздо легче и быстрее, чем на Д-6. Натягивать стропы управления следует плавно – резкое натяжение строп управления приводит к раскачиванию купола, что особенно опасно на приземлении. Экспериментировать лучше, имея запас высоты. Обратите внимание, что в нижнем режиме (реверс) купол теряет устойчивость и начинает раскачиваться. Реверс при втягивании клевант на парашюте ПТЛ-72 – побочный эффект управляемости, этот парашют не создавался для движения задним ходом. Экспериментируя с куполом, не забывайте о круговой осмотрительности и направлении площадки приземления.

Используйте возможности вашего парашюта, чтобы приземляться ближе к старту. Движение по ветру называется «полный снос», против ветра – «малый снос». После того как вы расчековали запаску и убедились, что в опасной близости никого нет, найдите старт и попытайтесь определить, учитывая ветер, перелетаете вы его или, наоборот, недолетаете. Если вам кажется, что ветер переносит вас за старт, развернитесь против ветра (малый снос). Если вы видите, что старт далеко и вам до него не долететь, не теряя времени, развернитесь на старт и так стойте. До цели, может, и не дойдете, но пешком идти придется меньше. Это основы. Работа на точность – целая наука, и начинать необходимо уже сейчас.

Особенно важно заранее убедиться в отсутствии препятствий в том районе, куда вас несет. Препятствия на нашей площадке приземления включают

Сам стартовый городок (приземления в этот район строго запрещены),

Стоянка самолетов,

Взлетно-посадочная полоса,

Линия электропередач

Если вы опасаетесь, что вас несет в район препятствий, заранее уходите в безопасную сторону, пока у вас есть запас высоты (и, соответственно, времени).

Приземление.

При прыжках со всеми парашютами, имеющими собственную горизонтальную скорость, в том числе и с ПТЛ-72, приземляться следует против ветра. В этом случаи скорости ветра и парашюта компенсируют друг друга (мы говорим «парашют упирается»). Если же при приземлении вы развернетесь по ветру, скорости ветра и парашюта суммируются и приземление будет чрезвычайно жестким. К сожалению, при прыжках в сильный ветер скромные возможности ПТЛ-72 не позволяют ему эффективно упираться против ветра, и приземление происходит назад (задний перекат). Несмотря на это, приземляться по ветру запрещено! При приземлении не следует отпускать клеванты, если парашют начинает доворачивать в сторону, нужно при помощи строп управления удерживать направление против ветра. И не делайте «подушку»! На круглых куполах «подушка» не имеет никакого эффекта, кроме отрицательного.

ПРИОРИТЕТЫ ПРИ ПРИЗЕМЛЕНИИ

1. На свободную от препятствий площадку.

2. Не во время разворота.

3. Против ветра.

При прыжках со всеми круглыми парашютами необходимо выполнять «перекат» при приземлении. Это связано с большими нагрузками на тело парашютиста при приземлении (в первую очередь на ноги и на позвоночник). Ошибочно думать, что перекат необходимо выполнять лишь при жестких приземлениях. Если вы не получили травму, это не значит, что приземление прошло для организма без последствий. И совсем уж странно наблюдать, когда начинающие парашютисты хвалятся, что «устояли на ногах». Безопасное приземление «на ноги» обеспечивают только парашюты типа «крыло», да и то, при ошибках в приземлении перекат спасает «крылистов» от травм. Выполнение переката невозможно отработать «по бумажке». Обратитесь к инструктору на аэродроме.

В сильный ветер после приземления происходит протаскивание (возможно, вы уже испытали это на себе). Есть несколько способов справиться с протаскиванием.

    Протаскивания можно не допустить. Когда вы заранее готовы к протаскиванию (вы ведь знаете, что ветер сильный), сразу после приземления и переката нужно немедленно вскочить и обежать купол. У вас на это будет 1-2 секунды, пока купол будет опускаться. При сильном протаскивании часто встать не получается. Вас уже тащит по земле. Определите, какая из строп управления у вас ниже (купол ведь лежит на боку) и тяните нижнюю стропу управления до конца. Так погасить купол легче, чем тянуть за основные стропы. Если погасить купол не получается – всегда есть возможность его отцепить (выдернув подушку отцепки), проще потом прицепить купол обратно, чем зашивать его и отстирывать ранец запаски.

После приземления пристегиваем кольцо за карабин на подвесной системе, собираем стропы «косичкой», убираем парашют в сумку, и возвращаемся на старт. Запасной парашют можно поднимать и переносить только за специальную ручку на ранце, за «рога» поднимать его нельзя! При необходимости пересечь взлетно-посадочную полосу (ВПП), прежде всего, убедитесь, что самолет не взлетает и не заходит на посадку. При приземлении на ВПП нужно немедленно схватить парашют за вершину и оттащить в сторону за пределы полосы.

ДЕЙСТВИЯ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

«Когда дело доходит до прыжка, ваша готовность к нему

влияет на конечный результат гораздо больше,

чем работает ли ваш парашют вообще»

При отказах парашютов, оборудованных замками КЗУ, в том числе ПТЛ-72, необходимо отцепить основной купол перед вводом запасного. Исключение – если высота 300 м или ниже, в этом случае вводим запасной немедленно без отцепки.

Тренаж по действиям в особых случаях проводится перед каждым прыжковым днем. Эти действия отрабатываются до полного автоматизма, потому что при возникновении чрезвычайной ситуации на головной мозг рассчитывать не приходится. Регулярная отработка действий в особых случаях предотвращает ошибки, когда вам приходиться выполнять эти действия в стрессовом состоянии. Вот почему солдаты тренируются в стрельбе, пилоты отрабатывают ЧП, телохранители репетируют нападения, а парашютисты должны практиковать действия в особых случаях.

Посмотрите на эту ситуацию с другой стороны. Если вы неуверенно сдаете отцепку – на земле, в спокойной обстановке, заранее зная, что сейчас последует вводная на отказ, – и вы путаетесь, тормозите, то как вы можете рассчитывать на грамотные действия при реальном отказе?

Процедура отцепки:

    Обнаружили отказ. Находим взглядом кольцо запаски (вслепую не браться!) – беремся правой рукой. Находим взглядом подушку отцепки – беремся левой рукой. Одним движением выдергиваем и выкидываем подушку отцепки. Рука остается выпрямленной влево под 90º. Визуально убеждаемся, что основной купол полностью отсоединился. Немедленно дергаем кольцо запасного.

Полный отказ

Полный отказ – это когда вы дернули кольцо, но не почувствовали встряхивания на третьей секунде. Значит либо вас не пристегнули в самолете (стабилизация не раскрылась и вы падаете в беспорядочном падении), либо вы рукой захватили стабилизацию на отделении. Действия при полном отказе такие же, как при частичном – отцепка и ввод запасного парашюта. Помните, полный отказ дает вам наименьшее количество времени на реакцию.

Не нашли кольцо основного (звучит глупо, но бывает) – немедленно отцепляемся и открываем ПЗ. Не тратьте время на поиск кольца. Не ждите срабатывания прибора.

Несход чехла. Вы дернули кольцо, из ранца вышел желтый чехол, но купол из чехла не выходит. Времени так же мало, как при полном отказе. Не боритесь – отцепляйтесь.

Перехлест. При перехлесте одна или несколько строп проходят сверху купола и он теряет свою правильную круглую форму. Перехлест может сопровождаться вращением. Отцепка – запаска.

Зацеп стабилизации за части тела (например, за ногу). Делаем две коротких попытки избавиться от зацепления. Если не получилось – отцепляемся и вводим запасной.

Порыв купола, обрыв строп. Проверяем купол по принципу: Наполнен-Устойчив-Управляем. Если при этом отказе происходит вращение – попробуйте компенсировать вращение натяжением стропы управления до плеча. Если есть сомнения, что сможете безопасно приземлиться – отцепляйтесь.

Обрыв стропы управления. Если купол не вращает – попытайтесь его посадить, управляя другой стропой. Не стоит отцепляться – запасной парашют полностью неуправляемый. Если обрыв СУ сопровождается вращением – так приземляться нельзя. Отцепляемся.

Самоотцеп свободного конца. При самопроизвольном отсоединении одной пары свободных концов (обычно на раскрытии), купол полностью сложится. Немедленно полностью отцепляемся и вводим ПЗ.

Закрутка строп. Закрутка строп на круглых парашютах не считается отказом. Отцепляться не нужно – стропы раскрутятся сами.

Запуталась клеванта за другие стропы. Тоже несерьезный отказ. Если есть вращение – компенсируем его другой СУ. Выпутываем клеванту. Это может занять много времени – так что смотрите, куда летите.

Непроизвольное раскрытие ПЗ (обычно, если забыли расчековать запаску).

    Если вы удержали запаску от наполнения – зажимаем ее между ног, руками управляем парашютом. Если запасной парашют вывалился и болтается внизу, не наполняясь – собираем его на колени в плотный комок, зажимаем между ног. Если купол запасного пошел наполняться – не гасим его, пусть наполняется, будем снижаться на двух куполах. В этом случае запрещается отцеплять основной. Дело в том, что стропы наполненного купола находятся в натянутом состоянии и при отцепке они, сокращаясь, могут захлестнуть уходящими свободными концами стропы запасного и погасить его. Вы можете остаться совсем без рабочего парашюта. Парашют ПТЛ-72 нормально работает с запаской, только возможно вращение из-за того, что ПТЛ-72 имеет горизонтальную скорость, а З-5 – нет. Если наполняющаяся запаска полез внутрь основного купола, то, не дожидаясь пока она полностью туда залезет, вытягиваем ее за одну стропу. При спутывании двух куполов следует быть осторожными в отношении отцепки, так как она может усугубить ситуацию.

Схождение парашютистов в воздухе

Схождение парашютистов можно избежать, соблюдая осмотрительность, управляя куполом и предупреждая другого парашютиста голосом.

    При попадании на купол следует сбежать по нему в сторону ближней кромки. При влетании в стропы – разведите руки и ноги, чтобы не пройти между строп. Затем расходитесь в стороны, используя управляемость купола. Если запутались в стропах, нужно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижении и благополучное приземление обоих парашютистов хотя бы на одном куполе. Если у парашютистов при схождении оба основных парашюта начнут гаснуть, одному из них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста следует применять в случае крайней необходимости.

Попадание в восходящий поток.

Несмотря на заманчивую возможность полетать подольше, следует воспользоваться управляемостью купола и выйти из потока. Восходящий поток может унести вас далеко за пределы площадки приземления, на лес или водоем , и аэродромному персоналу потребуется много времени, чтобы вас найти и оказать помощь.

Зависание за самолетом

Очень редкая, но очень опасная ситуация – зависание за ЛА. Причем опасность представляет не само зависание, а неправильные действия зависшего парашютиста. Не паникуйте и не торопитесь. Потратьте несколько секунд, чтобы понять – чем вы зацепились и вспомнить эти рекомендации. Если вы видите инструктора и понимаете его команды – делайте, как он вам говорит.

Если вы зацепились за самолет куполом основного парашюта – отцепите его. Запасной парашют можно открывать только после полного отсоединения от самолета, иначе купол запаски, раскрывшись, сработает как тормозной парашют и самолет упадет.

Если же вы зацепились куполом ПЗ, не отцепляйте основной! Он вам понадобится после того, как вы отрежете стропы запаски своим стропорезом.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА ПРЕПЯТСТВИЯ

В первую очередь необходимо избежать приземления на препятствие, управляя своим парашютом.

Приземление на лес. При приземлении на лес вы должны встать против ветра, сжать плотно ноги и вынести их вперед, руками защищать лицо. В случае если ветер больше скорости купола и вас сносит назад, можно перед самым приземлением на лес развернуться в подвесной системе. При зависании на дереве стоит дождаться помощи с аэродрома. Не снимайте шлем – он защищает вашу голову от взлета до приземления, а вы еще не приземлились. Чтобы слезть самому нужно глубже сесть в подвесную систему, отстегнуть ПЗ с одной стороны, распустить ПЗ и полностью вытянуть купол и стропы из ранца вниз, расстегнуть грудную перемычку и ножные обхваты, затем осторожно спуститься по стропам и куполу ПЗ на землю. Не снимайте купол с дерева сами – дождитесь аэродромный персонал. Не отходите от повисшего купола – потом не найдете. Если телефон с собой и в зоне покрытия – позвоните на аэродром.

Приземление на провода. Если не удалось избежать приземления на провода, нужно ступнями ног оттолкнуться от проводов и предохранить лицо и голову от возможных ударов о столб или провода. Постарайтесь не задеть два провода одновременно.

При зависании на проводах следует отцепиться от купола (особенно, если наполненный купол подтягивает вас вверх к проводам). Приготовьтесь к падению с большой высоты. Приземлившись – отойдите в сторону и ждите аэродромный персонал.

Приземление на строения.

При приземлении на стену – встретить ее ногами и соскользнуть по ней до земли.

При попадании на середину крыши надо удержаться на здании и быстро отцепить купол.

При попадании на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро спрыгнуть с нее.

Приземление на взлетно-посадочную полосу (ВПП).

При приземлении на ВПП ее нужно немедленно освободить. Для этого, не снимая подвесной системы, быстро собираем купол в руки и убегаем за пределы ВПП. Можно оттащить купол за вершину.

Если вы приземлились за ВПП и вам нужно ее пересечь – подошли к краю взлетки, нашли взглядом самолет. Если он стоит на своей стоянке или летает высоко в небе – быстрым шагом пересекаем взлетку. Если самолет взлетает, садится, выруливает – стоим на краю взлетки до тех пор, пока самолет не закончит свои действия. При посадке самолета его не слышно.

Приводнение. При возникновении опасности попадания на воду, нужно стараться приводниться ближе к берегу. Парашютист должен заранее начать подготовку к приводнению: глубже сесть в подвесной системе, отстегнуть с одной стороны ПЗ, расстегнуть грудную перемычку и ножные обхваты, взяться руками за свободные концы подвесной системы. При касании воды ногами выпрямить корпус, выскользнуть из подвесной системы и отплыть в сторону, противоположную от опускающегося купола. Из-за трудности с оценкой расстояния до воды запрещается выпрыгивать из подвесной системы либо отцеплять купол до касания ногами воды.

Наиболее частые ошибки парашютистов начального уровня

· Неправильное положение тела при отделении от ЛА;

· Плохая группировка;

· Забывают вести отсчёт времени в период стабилизации;

· Не выдерживают установленного времени стабилизации;

· Забывают расчековать прибор на запаске;

· Выбирают неверное направление относительно направления ветра;

· Неправильное положение ног при приземлении;

· Неверные действия при протаскивании.

Правила поведения на аэродроме

· На нашем аэродроме для вас работает кафе, построены беседки, лавочки, детская площадка , автостоянка , туалет, можно пользоваться мангалом.

· Зоны, куда вам выходить нельзя – огорожены и обозначены запрещающими знаками. К таким зонам относятся стоянка самолетов, служебные помещения, площадка приземления парашютистов. В помещение укладки парашютов просьба не заходить без приглашения.

· Самолет обходится только со стороны хвоста, даже если двигатель не работает.

· Курить можно только в одном месте – лавочки возле флага.

· Для мусора предусмотрены урны.

· Фото и видеосъемка разрешена, при условии, что вы не будете выходить к самолетам и на площадку приземления.

· Летом в выходные дни возможно проживание на аэродроме в своей палатке, при условии соблюдения остальных правил.

· Если с вами приехали ваши друзья – доведите до них правила поведения на аэродроме.

11 12 ..

ПАРАШЮТ Т-4 СЕРИИ 4М

Тренировочный парашют Т-4 серии 4М (рис. 17,) предназначен для спортивно-тренировочных прыжков и является переходным к более сложным спортивным парашютам.

Рис. 17. Общий вид уложенного парашюта Т-4 серии 4М

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 100 кг парашют Т-4 серии 4М обеспечивает:

─ надежную работу на высоте до 1500 м при немедленном введении его в действие на скорости 400 км/ч;

─ максимальные перегрузки не более 15 g ;

─ ручное раскрытие, принудительное раскрытие ранца и принудительное стягивание чехла с купола;

─ минимальную безопасную высоту прыжка с горизонтально летящего самолета 150 м

при немедленном введении в действие на скорости полета 120─ 400 км/ч;

─ вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и массе парашютиста 100 кг, на участке 30─35 м от земли ─ не более 6,3 м/с; при полностью натянутых стропах управления скорость снижения увеличивается на 1 м/с;

─ отсутствие самопроизвольного раскрытия;

─ устойчивость при снижении;

─ потерю высоты при скольжении с отсутствием явлений складывания купола;

─ управление парашютом в воздухе при снижении как с помощью строп управления, так и посредством свободных концов подвесной системы; разворачивание купола в желаемую сторону и горизонтальное перемещение парашютиста в процессе снижения, причем один оборот купола на 360° в любую сторону при натяжении одной стропы управления совершается за время не более 5,0─6,5 с

─ горизонтальное перемещение парашюта вперед происходит со скоростью до 4 м/с,

назад ─ со скоростью до 2,3 м/с (при максимальном натяжении строп управления); нейтральность купола, т. е. отсутствие горизонтального перемещения, при сильном натяжении строп управления;

─ усилия, потребные для управления парашютом, незначительны и, наконец, управление куполом в воздухе не приводит к складыванию купола;

─ быстрое отсоединение купола парашюта посредством одного замка от подвесной системы в случае надобности при снижении, а также при гашении купола во время протаскивания по земле;

─ применение страхующих парашютных приборов для автоматического раскрытия парашюта;

─ применение запасных парашютов типа 3-2, 3-1П, 3-4 и 3-5;

усилие, необходимое для выдергивания вытяжного> кольца, ─ не более 16 кгс.

2. Габариты уложенного парашюта, мм:

длина 540+20; ширина 345+20; высота 260+20.

3. Масса парашюта без парашютного страхующего прибора и переносной сумки не превышает 13,2 кг.

4. Парашют рассчитан на количество прыжков не менее 5 на высоте до 1500 м и скорости 400 км/ч.

Или не менее 400 в течение 5 лет эксплуатации со дня выпуска, или 300 прыжков в течение 12 лет со дня выпуска на скорости до 300 км/ч, как при немедленном введении его в действие, так и с любой задержкой раскрытия ранца при условии своевременного проведения ремонта и замены чехла купола.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Вытяжной шаровой бесстропный парашют площадью 0,22м² имеет устройство, аналогичное устройству шарового вытяжного парашюта спортивного парашюта Д-1-5У.

2. Чехол купола из капронового полотна имеет форму рукава длиной 3900 мм.

3. Купол (Рис. 18), изготовленный из капронового полотна арт. 56005П или 56005крП, имеет форму правильного> 28-угольника площадью 64 м² . Диаметр полюсного отверстия 450 мм, общая площадь вырезов составляет 8,4 м² . В качестве соединительного звена используется, капроновый шнур прочностью 550 кгс и длиной 1100 мм.

Рис. 18. Форма купола парашюта Т-4 серии 4М в плане:

1─ купол; 2 ─ клапан; 3 ─ радиальная щель; 4 ─ вертикальные отверстия:

5 ─ срезанные полотнища; 6 ─ знак звена строп управления;

7 ─ линияограничения натягивания чехла при укладке

4. Подвесная система выполнена из капроновой ленты ПЛК-44. Для правильного присоединения свободных концов к замкам подвесной системы (ОСК) задние свободные концы отмечены словами <левый>, <правый>. Длина свободных концов подвесной системы 430 мм. К каждой пряжке-полукольцу монтируется по семь строп.

5. Ранец конвертообразной формы, изготовлен из капронового авизента. Двойное дно ранца укреплено рамой жесткости. Длина одинарной ранцевой резины с кулонами 325─340 мм, двойной ─ 375─390 мм.

6. Шланги гибкие предназначены для направления движения троса вытяжного кольца или троса принудительного раскрытия ранца. Изготовлены из специальной профилированной стальной ленты и обтянуты капроновой лентой ЛПКПкр-40-700.

Длина шлангов ─ 510- 520 мм.

7. Вытяжное кольцо ─ металлическое. Длина троса от последней шпильки до ограничителя включительно равна 1070 мм. Шпильки троса расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Первая шпилька, считая от корпуса кольца, имеет длину 38 мм, остальные ─ по 32 мм.

8. Вытяжное кольцо с тросовой петлей также металлическое, длина троса с петлей ─ 785 мм.

9. Предохранительный чехол изготовляется из плащ-палатки и имеет форму рукава длиной 390 мм.

10. Вытяжная веревка из капронового шнура ШККП-1200 длиной 3000 мм. Вторая петля находится на расстоянии 1400 мм от первой.

Американская десантная парашютная система Т-11

Капитан 2 ранга С. Прокофьев

Осенью 2006 года в ходе проведения операции по уничтожению отрядов талибов частями и подразделениями Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) в течение 12 дней самолетами сил специальных операций ВВС США МС-130Н были десантированы на парашютах несколько групп боевого управления и разведывательных групп из состава ССО США и европейских стран НАТО общей численностью около 150 человек. Их целью являлось осуществление боевого управления экипажами самолетов и вертолетов ISAF при нанесении ударов по наземным целям, ведении разведки и организации засад на путях вероятного выдвижения противника. Позднее им трижды сбрасывались снабженческие грузы на парашютно-грузовых системах для пополнения боеприпасами, продовольствием и доставки некоторых видов вооружения и снаряжения.
В ночь на 6 марта 2007 года в районе населенного пункта Бирао (Центрально-Африканская Республика) был высажен парашютный десант из состава частей СпН ВС Франции общей численностью 58 человек для оказания срочной поддержки французскому гарнизону, насчитывающему 58 человек и подвергшемуся нападению превосходящих сил незаконных вооруженных формирований. Десантирование осуществлялось на управляемых планирующих парашютных системах с высоты 4 000 м на удалении несколько километров от площадки приземления.
Эти примеры наглядно подтверждают, что десантирование на парашютах с последующей доставкой необходимых грузов по воздуху с помощью ПГС остается одним из основных способов скрытного вывода подразделений СпН в район выполнения боевой задачи.

В ходе десантирования в Афганистане несколько военнослужащих получили травмы при приземлении на незнакомые и необорудованные площадки приземления. Это явилось результатом, как полагают американские специалисты, превышения полетной массы и, как следствие, увеличения вертикальной скорости приземления. Подобные случаи в ходе боевого десантирования отмечались в ВС США и ранее. Например, при проведения операции «Справедливое возмездие» в Панаме (1989) 4 проц. военнослужащих 2-го батальона 75-го полка СпН «Рейнджерс» получили травмы при приземлении в ходе высадки парашютного десанта и выбыли из строя. Все они имели полетную массу 159-197,5 кг при допустимой полетной массе десантной парашютной системы типа Т-10 136 кг. Почти все травмы в приведенных выше случаях классифицировались как переломы или разрывы суставной сумки ног в области голеностопного сустава. Но и в том случае, если полетная масса парашютиста не превышает допустимую, вертикальная скорость снижения при приземлении на ПС типа Т-10 различных модификаций, которые широко применяются для десантирования подразделений СпН НАТО, считается довольно высокой - 6,4-7,9 м/с. Несмотря на предпринимаемые в ВС США меры (например, разработка и принятие на снабжение устройства фиксации голеностопного сустава, которое парашютисты надевают поверх обуви, привело к снижению подобного рода травм на 80 проц.), общий уровень травматизма остается, по мнению американских специалистов, высоким.
Это привело к необходимости разработки новых десантных ПС, которая ведется в странах НАТО.
В вооруженных силах США завершаются испытания десантной ПС типа Т-11 по программе ATPS (Advanced Tactical Parachute System), работы над которой ведутся с середины 1990-х годов. Она предназначена для замены находящейся на снабжении с 1950-х годов ПС типа Т-10, которая несколько раз модернизировались, однако, по мнению американских специалистов, исчерпала ресурс для проведения таких работ в дальнейшем. Окончательные требования к разработке всех составных частей новой ПС, содержащие 58 пунктов, были утверждены в феврале 1997 года.
7-8 июня 2004 года на полигоне Юма (США) были проведены испытания пяти типов ПС, допущенных к участию в конкурсе и представленных как американскими, так и иностранными фирмами. В ходе их использовались биодинамические манекены, оснащенные датчиками, позволяющими установить перегрузки, действующие на них по различным осям координат в момент раскрытия купола парашюта, угол колебания парашюта по тангажу, вертикальную скорость снижения, потерю высоты в процессе раскрытия купола парашюта и возможность уклонения от препятствий на этапе снижения и приземления. В наземных условиях проверялись соответствие массо-габаритных характеристик ПС техническому заданию и время, необходимое для укладки ПС, а также возможность крепления оружия и снаряжения к подвесной системе. Всего было проведено 87 сбросов манекенов. По результатам испытаний 3 августа 2004 года были отобраны две ПС для проведения дальнейших их проверок: типа MTR-1C фирмы «Пара-Флайт» (Para-Flight, США), разработки которой начались в 1993 году, и типа 8mLLP фирмы «Ирвинг аэроспейс»
(Irving Aerospace, Великобритания), которым присвоили условные обозначения XT-11 и XT-12 соответственно.
Позже были проведены дополнительные испытания этих ПС на биодинамических манекенах для изучения возможности десантирования одновременно в два потока (из боковых дверей) с самолетов типа С-17, а затем, в мае 2005 года, по результатам второго этапа с участием парашютистов-испытателей для дальнейших проверок и доработки была выбрана ПС XT-11 фирмы «Пара-Флайт». Основные ее преимущества перед конкурентом: меньшая вертикальная скорость снижения, отсутствие колебаний по тангажу на этапе снижения и приземления, меньшие габаритные размеры в уложенном виде, большая полетная масса, а также менее сложный процесс укладки. На снабжение войск она будет поступать под обозначением Т-11.
Парашютная система Т-11 предназначена для десантирования и безопасного приземления военнослужащих полетной
массой до 182 кг из самолетов и вертолетов на скорости до 278 км/ч по прибору с высоты 150-7 600 м. Она состоит из трех основных частей: основной парашютной системы Т-11, запасного парашюта T-11R и унифицированной подвесной системы.
Купол основной ПС имеет крестообразную форму в раскрое с тормозной площадью 115 м2. Он изготовлен из низкопористого нейлона. На снабжение будет поставляться ПС с куполом зеленого цвета. Каждая из четырех лопастей основного купола сшита из семи полотнищ с двойным каркасированием, вдоль которых для упрочнения располагаются ленты продольного каркаса, которые переходят в стропы.
К куполу крепятся 28 подвесных строп с тефлоновым покрытием длиной 6,4 м. Они сводятся в четыре группы по семь строп, каждая из которых крепится к D-образной пряжке свободного конца. Свободные концы крепятся через кольцевое замковое устройство (КЗУ) к унифицированной подвесной системе. КЗУ предназначено для отсоединения основного купола перед вводом в действие запасного парашюта или для гашения купола и предотвращения протаскивания парашютиста по земле после приземления. Кроме того, имеются две управляющие стропы, позволяющие осуществлять разворот на куполе на 360°.
Нижние края лопастей основного купола сшиты между собой с оставлением щелей длиной 2,6 м в верхней части, которые предназначены для уменьшения динамических нагрузок при наполнении купола парашюта, а также для осуществления разворота при втягивании управляющих строп. Парашютная система обеспечивает приземление парашютиста с максимальной полетной массой со скоростью 4,9 м/с. Масса уложенного основного парашюта с подвесной системой составляет 17,25 кг. Ранец парашюта и камера основного купола изготовлены из материала кордура, имеющего повышенную абразивную прочность и влагостойкость.
Основной парашют вводится в действие принудительно от бортового троса принудительного раскрытия парашюта (ПРП) воздушного судна. Длина вытяжного фала зависит от типа воздушного судна, с которого совершается прыжок: 6,1 м при прыжках с самолетов С-17 и С-47 и 4,6 м при прыжках с самолетов С-130 и С-141. После отделения парашютиста от воздушного судна вытяжной фал выдергивает шпильку, зачековывающую ранец ПС, раскрывается, и вводится в действие вытяжной парашют. Он имеет конусообразную форму и крепится к центру основного
купола. Кромка парашюта армирована упругим материалом для быстрейшего его раскрытия и наполнения.
Вытяжной парашют извлекает из ранца камеру основного парашюта с уложенными стропами. После вытягивания строп и извлечения из камеры основного купола происходит его наполнение. Для уменьшения аэродинамических нагрузок, действующих на купол при наполнении, осуществляется искусственное замедление процесса раскрытия с помощью устройства рифления («слайдера»), которое по мере наполнения купола опускается по стропам к свободным концам подвесной системы. После наполнения основного парашюта вытяжной остается сверху на куполе основного. Потеря высоты парашютистом с момента отделения от воздушного судна до полного наполнения основного купола и начала устойчивого снижения не превышает 84 м.
По мнению американских специалистов, уменьшение скорости приземления на ПС типа Т-11 по сравнению с ПС типа Т-10 снижает вероятность получения травм при приземлении. Кроме того, купол крестообразной формы позволяет использовать безотходную технологию раскроя ткани, он проще в изготовлении и дешевле осе-симметричного парашюта аналогичного класса, а также имеет хорошие стабилизирующие и тормозные характеристики. По расчетам американских экспертов, нормальное функционирование основной парашютной системы обеспечивается с вероятностью не ниже 0,95 (у ПС типа Т-10-0,75-0,80).
Срок службы ПС 16,5 лет, в том числе 4,5 года - нахождение на складском хранении. Время укладки основного парашюта одним укладчиком не превышает 17 мин. В течение рабочего дня он должен уложить не менее 25 ПС типа Т-11. Интервал переукладки ПС 120 сут.
Запасный парашют (ЗП) T-11R разработан британской фирмой «Ирвинг» на базе спасательной парашютной системы летчиков, которая успешно применяется в составе катапультных кресел канадской фирмы «Мартин-Бейкер» (Martin-Baker). При его разработке исходили из требований обеспечения максимально быстрого наполнения купола после ввода в действие, минимального схлопывания купола после наполнения и минимальной потери высоты при его наполнении. ЗП предназначен для обеспечения безопасного приземления парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта. Запасный парашют также может применяться и при полностью наполненном куполе основной ПС. Купол ЗП имеет конусообразную форму в плане площадью 42 м2. По мнению его разработчиков, такая форма купола уменьшает вероятность различных неисправностей в работе, например перехлестывания купола подвесными стропами. Масса запасного парашюта 6,67 кг.
К полюсной части купола присоединяется вытяжной парашют круглой формы с тормозной площадью 2,6 м2 и 12 стропами. В верхней, конусной части купола ЗП, нашиты специальные карманы для ускорения наполнения купола после ввода в действие, а внутри вставлено пружинное устройство для ускорения ввода в поток конусной части с карманами и вытяжного парашюта. К нижней кромке купола запасного парашюта крепятся 20 подвесных строп длиной 6,18 м, которые сводятся в четыре группы по пять строп и крепятся к четырем свободным концам. Свободные концы попарно сводятся вместе, сшиваются в нижней части и крепятся к карабину с пряжкой. Карабины крепятся к D-образным пряжкам подвесной системы, которые, в отличие от ПС типа Т-10, расположены не на уровне пояса парашютиста, а в области плеч. Это сделано для равномерного распределения нагрузки и снижения возможности получения парашютистом травм в области поясничного отдела при вводе в действие ЗП в случае полного отказа основного. Вертикальная скорость снижения на запасном парашюте 8,22 м/с.
ЗП вводится в действие с помощью звена ручного раскрытия, выполненного в виде мягкой полупетли. В случае частичного отказа основной ПС перед вводом запасной парашютист должен произвести отсоединение купола основной ПС. Для этого ему нужно сдернуть с помощью двух цветных лент (красного или желтого цвета) блокировки КЗУ и одновременно нажать на обе кнопки замка. Свободные концы отсоединятся от подвесной системы, и парашютист любой рукой выдергивает звено ручного раскрытия запасного парашюта. Под воздействием пружинного устройства конусная часть парашюта вбрасывается
в поток, одновременно выталкивая перед собой вытяжной парашют. Тот наполняется и извлекает из ранца уложенный «змейкой» основной купол запасной ПС, а затем стропы. Происходит наполнение купола запасного парашюта. Время его наполнения при массе парашютиста 173 кг и скорости полета при вводе в действие ЗП 278 км/ч составляет 0,7 с.
Унифицированная подвесная система предназначена для крепления основного и запасного парашютов, равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста в момент раскрытия парашюта, удобного размещения парашютиста на этапе снижения и приземления, а также для крепления оружия и снаряжения. Вместо основного купола системы типа Т-11 к ней может крепиться основной купол ПС типа МС-6, которая также применяется с запасным парашютом Т-11R. Подвесная система может регулироваться по размерам парашютиста и, по заявлениям американских специалистов, соответствует стандартам для 95 проц. военнослужащих-мужчин и 5 проц. военнослужащих-женщин.
К летным испытаниям ПС Т-11 в ВВС приступили в октябре 2005 года. Всего было выполнено 252 успешных прыжка без отказов в работе парашютных систем вместо требуемых 229. Войсковые испытания ПС начались в январе 2007 года в Форт-Брэгг на базе 18 ВДК. Согласно плану испытаний должно быть совершено не менее 3 289 прыжков без отказов в работе парашютной системы.
Принять на снабжение ПС типа Т-11 планируется в конце октября 2007 года. Первыми в 2008-2009 годах новые системы получат 75-й полк СпН «Рейнджере», учебный центр по подготовке укладчиков парашютов и учебный центр парашютно-десантной подготовки (ПДП), в котором проходят начальный курс ПДП все военнослужащие ВС США. Остальные части и подразделения, включая 18 ВДК, будут переоснащены в 2009-2011 годах. Всего до 2014 года планируется закупить свыше 52 тыс. ПС типа Т-11 и полностью снять со снабжения образцы ПС типа Т-10.
Таким образам, по заявлениям представителей Международной ассоциации производителей ПС и СД, на разработку десантной ПС потребовалось 10 лет. За это время были созданы 94 прототипа и модификации новой ПС при почти полном отсутствии финансирования со стороны заказывающих управлений МО США, что, по их мнению, неизбежно повлечет удорожание ПС в связи с необходимостью компенсации расходов, связанных с ее разработкой. Кроме того, как полагают зарубежные специалисты, принятие на снабжение в ВС США новой десантной парашютной системы повлечет за собой постепенное снятие со снабжения ПС типа Т-10 в ВС других стран НА ТО и ее замену на Т-11.