Назначение счетной палаты рф. Кто возглавлял Счетную палату РФ


Методы финансового контроля Направления финансового контроля Финансовый контроль по отраслям Ревизия и уголовный процесс Бухгалтерский учёт

Счётная палата Российской Федерации - парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию . В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Статус

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы . В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Структура и порядок формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Здание Счётной палаты. Москва, апрель 2008 г.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Председатель Счётной палаты РФ

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

Аудиторы Счётной палаты РФ

  • Агапцов Сергей Анатольевич
  • Бесхмельницын Михаил Иванович
  • Васильев Игорь Владимирович
  • Жданьков Александр Иванович
  • Катренко Владимир Семёнович
  • Мовчан Сергей Николаевич
  • Одинцов Михаил Викторович
  • Рябухин Сергей Николаевич

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Председатели

Министры Государственного Контроля РСФСР

  • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 - 5 мая 1942)
  • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942 - 1954)
  • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 - 14 октября 1957)
  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 - 19 апреля 2000)
  • Степашин, Сергей Вадимович (с 19 апреля 2000 года)

За назначение бывшего вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина председателем Счетной палаты РФ ("за" - 264 депутата, "против" - 43, еще 43 воздержались).

Кандидатура Кудрина была внесена на рассмотрение нижней палаты парламента президентом РФ Владимиром Путиным.

Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ. Формирование палаты началось после принятия новой российской конституции в декабре 1993 года и завершилось в 1995 году. С начала работы палаты и до 2018 года ее возглавляли три человека. Дольше всех на посту находился Сергей Степашин - 4 тыс. 902 дня. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях Счетной палаты РФ.

Хачим Кармоков (1994-2000)

Хачим Кармоков (род. 1941), выпускник Кабардино-Балкарского госуниверситета, кандидат экономических наук (1971). В 1991-1993 годах возглавлял Верховный совет Кабардино-Балкарской Республики. В 1993-1995 годах был членом Госдумы РФ I созыва, сопредседателем депутатской группы "Новая региональная политика". 17 января 1994 года постановлением Госдумы он был назначен председателем Счетной палаты РФ ("за" - 290 депутатов, "против" - 63, воздержались - 8), учрежденной в соответствии с федеральным законом от 11 января 1994 года. Свою работу ведомство начало 12 апреля 1995 года Хачим Кармоков возглавлял ее до 19 апреля 2000 года. После отставки был советником нового главы Счетной палаты Сергея Степашина, затем членом Совета Федерации РФ от парламента Кабардино-Балкарии. Руководил также республиканским отделением партии "Справедливая Россия". В 2010-х годах был госсоветником Кабардино-Балкарии. С 2016 года работает в администрации главы республики, занимает пост спецпредставителя по реализации инвестиционной политики и инновациям.

Сергей Степашин (2000-2013)

Сергей Степашин (род. 1952), в 1973 году окончил Высшее политическое училище Министерства внутренних дел СССР в Ленинграде, в 1981 году - Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.

Доктор юридических наук (1994). В 1990-х годах возглавлял Федеральную службу контрразведки РФ (с 1995 года - Федеральная служба безопасности), затем - министерство юстиции (1997-1998) и МВД (1998-1999). С 19 мая по 9 августа 1999 года занимал пост председателя правительства РФ. Был депутатом Госдумы РФ III созыва, членом фракции "Яблоко". 19 апреля 2000 года постановлением Госдумы назначен председателем Счетной палаты ("за" - 309, "против" - 29, воздержались - 10). Руководил ею до 20 сентября 2013 года. С 2013 года возглавляет наблюдательный совет госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Татьяна Голикова (2013-2018)

Татьяна Голикова (род. 1966), после окончания общеэкономического факультета Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова работала в российском министерстве финансов, где с 1999 года занимала должность заместителя министра. В 2007-2012 годах возглавляла Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в 2012-2013 годах работала в Администрации президента РФ Владимира Путина, была помощником главы государства по вопросам социально-экономического сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. Доктор экономических наук (2008). 20 сентября 2013 года постановлением Госдумы РФ была назначена председателем Счетной палаты ("за" - 415, "против" - 5, воздержались - 2). Занимала должность до 17 мая 2018 года. Назначена вице-премьером в правительстве Дмитрия Медведева, курирует вопросы социальной политики.

ТАСС-ДОСЬЕ. Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий высший орган государственного контроля, подотчетный Федеральному собранию РФ. Впервые статус, задачи, структуру и принципы деятельности главного контрольного ведомства России определил федеральный закон от 11 января 1995 года.

Формирование Счетной палаты началось в декабре 1993 года после принятия Конституции России. Процесс создания нового контрольного ведомства занял более года. В январе 1994 года Государственной думой был избран ее первый председатель, которым стал один из руководителей депутатской группы "Новая региональная политика" Хачим Кармоков (занимал эту должность до 2000 года). В январе 1995 года его заместителем был избран член Совета Федерации Юрий Болдырев. 18 ноября 1994 года Государственная дума приняла федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". 7 декабря 1994 года он получил одобрение Совета Федерации, 11 января 1995 года был подписан президентом РФ Борисом Ельциным и вступил в силу 14 января. Первое организационное заседание Коллегии Палаты состоялось 12 апреля 1995 года.

С 19 апреля 2000 по 20 сентября 2013 года пост председателя Счетной палаты РФ занимал Сергей Степашин (назначался повторно в 2005 и 2011 годах). Его заместителями в этот период были Юрий Болдырев, Александр Семиколенных и Валерий Горегляд.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета, оценивает эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов. Полномочия ведомства были существенно расширены после вступления в силу 12 апреля 2013 года новой редакции федерального закона о Счетной палате от 5 апреля 2013 года, согласно которой полномочия ведомства были существенно расширены. К задачам палаты добавился аудит государственных программ, экспертиза проектов федеральных законов, международных договоров, документов стратегического планирования. Также контрольному ведомству предоставлено право обращаться с предложениями о совершенствовании бюджетного законодательства и развитии финансовой системы страны. Кроме того, теперь правоохранительные органы в обязательном порядке должны информировать Счетную палату о ходе рассмотрения переданных им материалов.

Согласно поправкам в закон 2014 года, Счетная палата получила право проводить проверки эффективности использования государственных средств негосударственными пенсионными фондами и страховыми медицинскими организациями.

Контрольные полномочия ведомства распространяются на все государственные органы, учреждения, предприятия, банки, а также юридических и физических лиц - производителей товаров, работ и услуг, которые заключили договоры, предусматривающие использование средств федерального бюджета.

Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Ее деятельность не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий парламента.

Ежегодно палата отчитывается перед Советом Федерации и Госдумой, ежеквартально предоставляет оперативный доклад парламенту о ходе исполнения федерального бюджета. По результатам проверок, при наличии состава преступления, палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Счетная палата состоит из коллегии и аппарата. В коллегию входят председатель ведомства, его заместитель, 12 аудиторов и руководитель аппарата (с правом совещательного голоса).

Председателя палаты и половину ее аудиторов назначает сроком на шесть лет Государственная дума, заместителя председателя и остальную половину аудиторов - Совет Федерации.

Председатель Счетной палаты РФ - Татьяна Голикова (с 20 сентября 2013 года), ее заместитель - Вера Чистова (с 25 сентября 2013 года).

В структуру аппарата палаты входят 23 департамента, включающих 58 инспекций и 49 отделов. Штатная численность сотрудников на 31 декабря 2013 года составляла 1189 человек. Бюджет Счетной палаты в 2013 года составил 2 млрд 674 млн. руб.

За 20 лет своей деятельности Счетная палата РФ провела около 9 тыс. проверок. Сумма выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере составила 4,6 трлн руб. За этот период по результатам контрольных мероприятий ведомство направило почти 9 тыс. представлений и предписаний. По его материалам правоохранительными органами возбуждено более 1700 уголовных дел.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995г.

В соответствии с п.5 ст.101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

    контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

    регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

    контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

    управлением и обслуживанием государственного долга;

    законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

    эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

    представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта - заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и Организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной ДумойРФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы ПрезидентаРФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

    законности,

    объективности,

    независимости,

    1. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.

    2. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

    3. Аудиторы Счетной палаты не могут состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.

    5. Кандидатуры для назначения на должность аудитора Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе, Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. В случае, если какая-либо из внесенных Советом Государственной Думы или Советом палаты Совета Федерации кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее соответственно в Государственную Думу или Совет Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты.

    6. Постановление Совета Федерации о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    7. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

    8. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

    9. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

    10. Аудитор Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая его назначила, в случае:

    1) нарушения им законодательства Российской Федерации, совершения злоупотреблений по службе либо систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных (должностных) обязанностей, входящих в его компетенцию, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;