Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище. Некролог олегу далю Лицо олега даля в гробу

Человек смертен. И притом - внезапно смертен. Человеческая жизнь у нас не стоила и не стоит почти ничего. Именно поэтому ничего не стоит и человеческая смерть. Высокие ограды и острые колья наших кладбищ - не помеха для вандалов; заграничные же погосты обходятся без частокола заборов, а проблем с осквернением могил там гораздо меньше. Быть может, именно такое спокойное, десакрализированное отношение к смерти и есть то главное, что отличает Запад от России. Мы скорбим о потерях годами - и забываем убирать на могилах. Мы говорим высокие слова о Памяти, но подчас забываем даже о покойных родителях, мужьях, женах. О Ваганьковском кладбище трудно, почти невозможно писать обычный "столичный репортаж". Слишком много естественной человеческой боли и противоестественной душевной черствости. Слишком силен московский миф о Ваганьковском, где "лежат" народные кумиры. Слишком тонка грань между драмой и "мелодрамой". Поэтому любой текст о Ваганьково - это неизбежно очерк нравов. Смех сквозь слезы, а не просто констатация фактов. Мы родились и, значит, мы умрем. Мы умрем и, значит, надо относиться к этому как к неотменимой данности. Достойно. Честно. Чисто. По-человечески. Люди делятся на две категории. Первые любят в одиночестве бродить по кладбищу среди могил, считая, что это успокаивает и наводит на мысли о вечном. Вторые боятся кладбищенского покоя и даже на могилы близких людей предпочитают не приезжать в одиночестве. Мы приехали посмотреть на чужие могилы. На Ваганьково. Могильщики Кладбище начинается с могильщиков. У большинства из нас могильщик в первую очередь ассоциируется с человеком, который постоянно употребляет "горячительное". Понять можно: похороны - не свадьба, и сколько лет ни работай на кладбище, привыкнуть к чужому горю все равно невозможно. Однако ваганьковские могильщики водке предпочитают философию и отчасти напоминают шекспировских могильщиков из "Гамлета". "Горячительных напитков" не употребляют вовсе. Не потому, что будут уволены с работы, а потому, что пьющий человек очень быстро теряет форму. А для того чтобы копать землю, нужна очень хорошая физическая форма. Работа на кладбище, естественно, накладывает на людей своеобразный отпечаток. Они более циничны, чем все мы, но этот цинизм оправдан. Как совершенно справедливо заметил один из работников кладбища, если всерьез задумаешься о том, что здесь происходит, на второй день работы можешь запросто стать пациентом Кащенко. У "работяг" глаз наметанный. Они мгновенно вычисляют, по какому делу человек пришел на кладбище. Один из них, нисколько не смущаясь, предложил мне подыскать местечко. На мой "вкус". - Все равно будешь ходить по кладбищу, вот и посматривай по сторонам. В центральной части, конечно, не обещаю, а на отшибе устроить можно. Недорого. Я вежливо отказалась: мол, не тороплюсь, хочется еще пожить. - Ну как знаешь! Цены-то с каждым годом растут. А так, застолбишь местечко и живи спокойно, сколько хочешь. И тебе хорошо, и родственникам спокойно. Цинично? Безусловно. Не зря про могильщиков говорят, что любой из них запросто превратит молитву в фарс. "Местов осталось мало" Несколько лет назад в конторе кладбища я увидела премиленькую записочку: "Местов осталось мало". Человек, написавший ее, явно имел в виду, что места в колумбарии, которые можно было бы купить "впрок", уже раскуплены. Вот и решил "оживить" мертвое царство столь забавным объявлением. А с другой стороны, кто знает, может быть, он сделал это специально, чтобы хоть как-то отвлечь убитых горем людей. Вдруг взглядом наткнутся, прочитают и хотя бы на секунду забудут о своем горе. Как это ни цинично звучит, но Ваганьковское кладбище - весьма доходное место. Вдоль центральной аллеи сидят "бабушки". У каждой из них - свое место, которое не меняется много лет. У них тоже глаз наметанный. Они знают, когда и кому протягивать руку с просьбой о милостыни, а когда лучше этого не делать, потому что можно нарваться на неприятности. В конце аллеи стоит мужчина средних лет. Он зарабатывает себе на жизнь душераздирающей музыкой. Маленький бизнес на большом горе. Экскурсоводы Ваганьковское кладбище особенное. Сюда люди приходят поглазеть. На экскурсию. Что поделаешь, жизнь известных людей всегда вызывает любопытство. Несколько лет назад на территории Ваганьковского кладбища появился очень забавный персонаж. Мужчина лет сорока пяти, небольшого росточка, видимо, из бывших кладбищенских работников. На его лице были написаны не только заинтересованность в происходящем и желание донести пикантные истории посмертной жизни великих до любопытной публики, но и явная любовь к помину души. Сколько ему на самом деле лет, не знал никто (кроме него самого), кем работал - тоже неизвестно (скорее всего могильщиком), но байки травить он был мастер. А кроме баек - правдивые истории про знаменитых актеров, многие из которых последний приют нашли именно здесь. Как кого хоронили, кто ухаживает за могилами, кто в конце концов от чего умер. Сегодня на Ваганьково - другой "экскурсовод". " Вожу экскурсии совершенно бесплатно", - с гордостью заявил он. Правда, на просьбу назвать себя и сфотографироваться отреагировал весьма странно: просто исчез. Как сквозь землю провалился. Потом словно из-под земли и вырос. За полчаса он умудрился провести четыре экскурсии по могилам известных артистов. Выглядело это приблизительно так: "Могила Миронова - далеко, там есть указатель, найдете сами. Это могила Даля, умер он, как вы знаете, от пьянства, сейчас мы добежим до Ивана Лапикова, а потом я вам покажу Буркова, Богатырева и Ивашова". Что поделаешь, экскурсии по кладбищу стали неотъемлемой частью нашей жизни. Людям интересно посмотреть, кому какой памятник поставили, сколько он, "навскидку", стоит и кто из родственников приходит на могилу. Чтобы потом, где-нибудь в какой-нибудь компании сказать "Был я тут как-то у Миронова, странный у него какой-то памятник". Поэтому и появляются подобные экскурсоводы. Раньше при входе на Ваганьково висела табличка: "Экскурсии запрещены", теперь ее нет. Автограф на вечную память...Давно это было. В одном из крематориев города Москвы провожали в последний путь Александра Семеновича Менакера. Как туда попали зеваки - непонятно. Но они пришли для того, чтобы поглазеть - каков их любимый актер, сын Менакера, Андрей Миронов в горе. Один из праздных наблюдателей запросто подошел к Миронову и попросил автограф. "Как вы можете?"- спросил интеллигентный Миронов. Алла Пугачева в данной ситуации, к счастью, оказалась менее интеллигентной и во время похорон самого Андрея Миронова на просьбу дать автограф так ответила зеваке, что он поди по сей день помнит. Автографы автографами, но ведь у каждого актера своя судьба - горькая, трагическая, счастливая и не очень. Найдем их могилы, постоим, помолчим. И просто вспомним... Вместе с рабочими кладбища, с посторонними людьми, которые приходят сюда, чтобы не только поклониться памяти, положить цветы, но и ухаживать за могилами своих любимых актеров. Кто-то делает это добровольно, кого-то нанимают родственники. За многими могилами знаменитых актеров скрываются целые истории. Олег Даль Мало кто знает, что актера "подхоронили" к балерине императорского театра Любови Росславлевой, умершей в 1904 году. Почему поступили именно так, до сих пор загадка. Рассказывают, что так решила комиссия ВТО, потому что могила малоизвестной балерины находится в центральной части. И уж совсем никто не знает, что в могиле Даля... Даля нет. Рабочий кладбища вспоминает: "Когда начали копать землю, увидели саркофаг балерины красного цвета, и актера решили похоронить рядом". Маленький холмик за оградой и есть могила Олега Даля. А мраморная плита с именем актера, где нет ни фото, ни лишних слов, установлена просто на земле, рядом с крестом балерины. На вопрос, нельзя ли было чуточку перенести ограду, рабочий как-то странно на меня посмотрел: "Это же денег-то каких стоит. Люди-то все равно сюда приходят. Постоят, посмотрят, цветы положат, помянут. А где похоронен, какая разница. Главное, чтобы было куда цветы положить". Руфина Нифонтова Неземной красоты женщина-легенда умерла 27 ноября 1994 года. Чудовищная и жестокая смерть - одна в пустой квартире поздно вечером. Видимо, хотела что-то протереть, пошла в ванную комнату, подставила тряпку к крану, открыла его. Из крана брызнул кипяток. Успела ли она почувствовать боль или судьба избавила ее от мучений, сразу остановив сердце? Никто никогда не узнает, что чувствовала она в последние минуты жизни. Успела ли понять, что ее красивое лицо навсегда будет обезображено?... Хоронили ее 1 декабря в костюме ее самой любимой героини из горьковских "Дачников". Лицо актрисы было закрыто вуалью. Она хотела быть похороненной рядом с мужем, но судьба распорядилась иначе. К могиле Глеба Ивановича Нифонтова не смогли пронести гроб актрисы - мешали ограды, слишком узким оказался проход, и ее похоронили в другом месте. Здесь же, на Ваганьково. Ей было всего лишь шестьдесят три года... Только-только исполнилось. Уже найдена была для нее пьеса, где бы она сыграла главную роль... В этот день актеры вышли на сцену в спектакле "Волки и овцы". В том самом спектакле, где Нифонтова не успела сыграть свою роль. А по Москве шел слух: "Кажется, умерла Нифонтова". В некоторых газетах через какое-то время появились некрологи, где ее творческий путь, так неожиданно для всех прервавшийся, был описан как триумфальное шествие. Не было триумфального шествия, были мучительные времена простоя в самые лучшие для актрисы годы, когда она была полна сил играть, творить... Судьба у самой красивой актрисы нашего времени оказалась очень трагичной. Про нее ходили легенды: как открыто борется с худруком Малого театра Царевым, как защищает слабых, как отстаивает спектакли на художественных советах. Ее боялись все - от министра культуры до уборщицы в театре. И любили все - от уборщицы до министра. Что и говорить, она доставляла слишком много хлопот бездарям Малого театра. Она всегда все говорила в лицо. И не терпела, чтобы говорили за ее спиной. А говорили многое - что грубая, невыдержанная. Что пьет, и чаще всего одна. Она все знала, что про нее говорили. И если раньше она отвечала обидчику, то в последние годы своей жизни предпочитала не делать этого. Она сильно изменилась после смерти своего мужа Глеба Нифонтова, с которым прожили вместе почти сорок лет. Хотя было очень больно и обидно, что говорят в основном плохое, вспоминают стародавние "выходки". Что при этом совсем забывают о том добре, которое она многим сделала. Виду не показывала. Отшучивалась: мол, на том свете все равно все рядом окажемся, вот тогда и поговорим. Не умела навязываться людям. Стукнуть бы кулаком по столу, как это делала раньше, потребовать роль - имела в конце концов право. Но после смерти мужа она совершенно потерялась в этой жизни, иногда создавалось впечатление, что ей все было безразлично. "Не навязывалась" актриса и после своей смерти. Долгое время на ее скромной могиле были маленький крест, небольшая мраморная плита и улыбающееся лицо на фотографии. Теперь установлен красивый памятник.Он появился через несколько лет после смерти Нифонтовой, после статей в московской и центральной прессе. Не хочу никого обвинять. Скажу одно: видимо, у дочери Руфины Дмитриевны были более важные дела. А может, просто не было денег? Богатырев и Бурков Их могилы находятся недалеко друг от друга. 2 февраля 1989 года в подъезде собственного дома умер Юрий Богатырев. Вызванная "скорая" опоздала. Спасти его не успели. Прекрасный актер и замечательный художник не дожил две недели до открытия своей персональной выставки, которую так ждал и которой так гордился. Ему было всего 42 года. Буквально через несколько дней после смерти имя Юрия Богатырева было вычеркнуто из всех программок спектаклей, где он участвовал. Просто и быстро: где шариковой ручкой, где простым карандашом. Что поделаешь, жизнь есть жизнь. Страшнее другое - некоторые вычеркнули его из своей памяти. За могилой актера следит женщина, которая каждые выходные дни приезжает на Ваганьково из Подмосковья. Зовут ее Зинаида Ивановна. Георгий Бурков умер в 1990 году. Умер, когда дело уже вроде пошло на поправку, когда Эльдар Рязанов ждал его возвращения из больницы, чтобы снимать в своей картине "Небеса обетованные". У Георгия Буркова была тяжелая судьба. Рок преследует его и после смерти. Чудовищный ураган, пронесшийся над Москвой летом 1998 года, из всех могил выбрал почему-то именно захоронение этого прекрасного актера. Ветер с корнем вырвал дерево, растущее рядом, "разворотил" могилу до такой степени, что стал видел гроб. Рабочие позвонили вдове актера, рассказали о случившемся. А в ответ услышали, что у нее есть более важные дела. Делать нечего, подправили могилу, как могли, дерево распилили, а корень долгое время так и лежал на земле. Дерево распилили. После этого случая поползли слухи о том, что вдове совершенно наплевать на покойного мужа. Для друга ничего не жалко Старые рабочие кладбища рассказывают удивительную историю, которая как нельзя лучше характеризует актеров старого поколения. Борис Андреев, народный артист Советского Союза, настолько сильно переживал смерть своего друга Петра Алейникова, что уступил (!) ему место на Новодевичьем кладбище. В те времена на Новодевичьем кладбище хоронили только народных артистов СССР, да и то не всех. Так вот Андреев пришел к высокому начальству и спросил: "Я где буду похоронен?". "Вам по статусу положено Новодевичье кладбище", - ответили ему. "Вот и хорошо, тогда на том кладбище, где по-вашему должен буду лежать я сам, похороните Алейникова, а я уж как-нибудь... ". Правда это или байка про любимого артиста, неизвестно. Но, как бы там ни было, на Ваганьковском кладбище одна ограда объединяет могилы Бориса Андреева и Михаила Решимова - артиста императорских московских театров, умершего в 1887 году. Исчезнувшая могила На Ваганьково многие приходят, чтобы найти могилы любимых актеров. Мне кажется, очень важно, чтобы о человеке помнили и после его смерти. Чтобы не предали забвению.Чтобы не сровняли с землей могилу из-за того, что нет на ней ни надписи, ни креста. Что поделаешь - такова жизнь. Таковы законы кладбища. И не только Ваганьковского. Подобная история произошла с могилой актера Станислава Хитрова (всем запомнился его паренек в кубанке из фильма "Девчата"). Леонид Филатов, когда готовил передачу об этом актере из цикла "Чтобы помнили", был поражен, узнав эту историю: "Поехали на Ваганьково, подняли всех на ноги. Где могила Хитрова? Известный ведь актер. Искали, искали, найти не могут. Спрашиваем: "Приходил ли кто-нибудь на могилу?" Вряд ли, отвечают. И тогда выясняется, что ее нет. Потому что если в течение десяти лет за могилой никто не ухаживает, ее сравнивают с землей". Это самое страшное, когда на могиле нет ни надписи, ни креста. Но еще страшнее, когда о человеке забывают. Не зря говорят, что человек живет до тех пор, пока о нем помнят. Родные, близкие, друзья, просто люди. Р.S. Над главным входом на кладбища западных стран вы увидите обязательного лепного ангела и прочтете цитату из Священного писания. На территории Ваганьково я увидела новую иномарку, которую самозабвенно освящал батюшка. Уплачено. Справка "Известий" Своим рождением Ваганьковский некрополь обязан эпидемии чумы 1771 года. По указу Сената было запрещено хоронить умерших больных на городских прицерковных погостах. Велено было отвести для них особые кладбища за городом и построить на оных на первый случай хотя бы небольшие деревянные церкви. В то время Москва была куда меньше и кладбище образовали к западу от Краснопресненской заставы - близ села Ваганьково. Почти полтора века это было последнее прибежище людей небогатых, преимущественно крестьянского и мещанского сословия, реже - мелких чиновников и отставных военных. Примерно с середины ХIХ века начались захоронения людей, оставивших след в отечественной истории, науке, культуре. А в последней трети ХХ века Ваганьковское кладбище стало третьим по престижности в стране - после Кремлевского и Новодевичьего некрополей.

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ДАЛЬ ОЛЕГ

ДАЛЬ ОЛЕГ

ДАЛЬ ОЛЕГ (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962), «Первый троллейбус» (1964), «Женя, Женечка и „катюша“ (1967), „Хроника пикирующего бомбардировщика“ (1968), „Старая, старая сказка“ (1970), „Король Лир“ (1971), „Тень“ (1972), „Плохой хороший человек“, „Земля Санникова“ (оба – 1973), „Звезда пленительного счастья“, „Вариант „Омега“ (т/ф) (оба – 1975), „Горожане“ (1976), „Золотая мина“ (т/ф, 1977), „В четверг и больше никогда“ (1978), „Утиная охота“ (т/ф, 1979), „Приключения принца Флоризеля“ (т/ф, 1980), „Мы смерти смотрели в лицо“, «Незваный друг“ (оба – 1981) и др.; скончался 3 марта 1981 года на 40-м году жизни).

Еще в детстве Даль сорвал себе сердце, играя в баскетбол, – его даже в армию из-за этого не взяли. Потом у него были плохие легкие. Ему бы с такими болячками вести здоровый образ жизни, но как артисту это сделать? А тут еще в двадцать с небольшим у Даля начались проблемы с «зеленым змием»…

По всем приметам Даль предчувствовал свою смерть. О ее скором приближении он говорил не только своим близким, но и друзьям, коллегам по работе. Вот как об этом вспоминает партнер Даля по съемкам в фильме «Приключения принца Флоризеля» Игорь Дмитриев: «Как-то в Вильнюсе, летом 1978 года, мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в цилиндре, с раскачивающимися красивыми фонарями. Олег сказал: „Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно“.

Когда в июле 1980 года в Москве умер Владимир Высоцкий, Даль, будучи у него на похоронах, заметил: «Ну вот, теперь моя очередь». Михаил Козаков вспоминает, что тогда к нему подошла Галина Волчек и спросила на ухо: «Может, хоть это Олега остановит?» Она имела в виду, что Даль, как и Высоцкий, сильно пил и никак не мог остановиться.

После смерти Высоцкого мысли о смерти стали приходить к Далю постоянно. В своем дневнике в октябре 80-го он записал: «Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное – сделать!»

В день рождения Высоцкого – 25 января 1981 года – Даль проснулся утром на даче и сказал своей жене: «Мне снился Володя. Он меня зовет».

Буквально через несколько дней после этого, в разговоре с В. Седовым, Даль печально заметил: «Не надо меня врачевать, мне теперь все можно – мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре».

А вот случай, который произошел буквально за несколько дней до внезапной смерти актера. Вспоминает Л. Марягин: «Когда в начале 1981 года фильм „Незваный друг“ был полностью готов, мы повезли его в Политехнический музей. После просмотра устроители выделили нам машину, чтобы развезти по домам, но Даль предложил заехать в ресторан ВТО (Всероссийского Театрального Общества, на бывшей улице Горького, того, что сгорело, не выдержав переименования в Союз театральных деятелей) и отпраздновать просмотр. Мы с Анатолием Ромашиным согласились. Там Олег спросил Ромашина:

– Толя, ты живешь там же?

Ромашин жил тогда у Ваганьковского кладбища.

– Да, – ответил Ромашин.

– Я скоро там буду, – сказал Даль…»

В самом начале марта 81-го Даль отправился в Киев на пробы к фильму «Яблоко на ладони». Его жена хотела поехать с ним, но не смогла – аккурат накануне отъезда у нее разболелась селезенка. Ехать без нее Даль не хотел, но обстоятельства требовали. Он приехал в Киев 2 марта. Поселился в гостинице на Брест-Литовском. И там к нему почти сразу пришел его приятель, бывший сокурсник по «Щепке» Дмитрий Миргородский, которого некоторые за глаза называли «злым гением Даля». Вдвоем они выпили за встречу, а когда им этого показалось мало, отправились догуливать в ресторан ВТО. И просидели там чуть ли не до двух ночи. Оттуда направились к родственникам Миргородского. Там Даль переночевал. Встал около семи утра. Немного позавтракал и отправился в гостиницу, поскольку в одиннадцать за ним туда должна была прийти машина, чтобы отвезти на кинопробы. Провожал его до гостиницы на своей машине Владимир Миргородский. По его словам, его поразила одна деталь. Когда Даль стал удаляться, Владимир ему крикнул: «Олег! Значит, я за тобой часа в два прямо на студию заезжаю? Да? Ну, пока!» А Даль вдруг обернулся и сказал: «Как „пока“? Не „пока“…» Вернулся к машине, приобнял Владимира и говорит: «Прощай…»

В вестибюле Даль встретился с актером Леонидом Марковым и бросил ему жуткую фразу: «Пойду к себе в номер умирать». Хотя дежурная по этажу, где жил Даль, описывала последнюю встречу с актером куда более оптимистично. Даль прошествовал мимо нее и сказал: «Время есть. Два – два с половиной часа. Так что не будите меня. Мне позвонят со студии, и к одиннадцати приедет машина». И удалился в номер. Дверь он закрыл на ключ, оставив его в замке. Что было дальше, определенно сказать трудно. Судя по всему, Даль принял снотворное – эуноктин, которое нельзя было мешать со спиртным. Далее послушаем рассказ Валентина Никулина:

«Машина за Олегом действительно пришла в одиннадцать. Но как же долго они тянули! Подошли к номеру, постучали. Тишина. „А як жеш так?.. Шо таке… нэ отвечае… А шож так…“ Прошло двадцать минут, тридцать, почти час. „Ну, нэхай. Можэ спыть человык. Ну давайтэ тохда постучым рядом у стэнку“. А время шло, шло, шло… И только уже в первом часу кто-то крикнул: „Да ломайте вы дверь!“ Потому что ключ торчал в замке изнутри и был провернут.

Олег был еще жив. Были отдельные хрипы в легких, пена на губах. Редкие, с интервалом в 40–50 секунд, удары сердца – уже даже не пульс. Конечно, приехала «Скорая», но было уже слишком поздно…

В Киев мы поехали вдвоем с Лизой… Лиза вела себя достаточно мужественно. Но в киевском морге на Сырце она сказала:

– Иди… ты… первый…

Вывезли каталку. На ней лежал одетый Олег. В том самом джинсовом костюмчике, в котором он работал на репетициях у Эфроса – курточка, брюки. На груди, на джинсовке, были спекшиеся подтеки серо-бурого цвета. Судя по всему, когда утром 3-го он пришел в номер, то так и лег на постель. Маленькая борода…

Было жутковато от свежести события: и суток еще не прошло, как все случилось…

В Киеве мы прожили с Лизой два дня в «директорском» номере. Проследили, как в камер-ваген студии погрузили гроб. Сами ехали в Москву поездом. Вернулись мы раньше, утром 6-го, а машина пришла намного позднее…

Хоронили Олега 7 марта на Ваганьковском… Когда Олега стали опускать, вдруг зазвонили колокола на ваганьковской церквушке, и стая черных ворон взлетела с потемневших голых деревьев…»

Как выяснится чуть позже, Даля похоронят в чужую могилу. Рядом с его могильной плитой стоит другой памятник, на котором написано: «Здесь покоится балерина императорских московских театров Любовь Андреевна Рославлева (Садовская). Скончалась 9 ноября 1904 года». Когда умер Даль, комиссия ВТО приняла решение подхоронить его к балерине, могила которой находится в центральной части кладбища. Начали копать. Но когда могильщики дошли до гроба балерины, было решено его не трогать, а для Даля вырыли другую яму – аккурат между двумя оградками. Поэтому могила его находится под тропинками, а не под могильной плитой.

Рассказывает Е. Даль: «Когда Олег умер, у нас начались большие проблемы. Были долгие судебные разбирательства с его сестрой из-за квартиры. Нам помогали, много денег мы заплатили адвокатам. Эта история длилась два года. На его сберкнижке осталось 1300 рублей. На эти деньги мы с мамой смогли прожить год. Я не хотела идти работать на „Мосфильм“, где вокруг столько знакомых, и пошла на студию „Союзспортфильм“. Там я проработала 11 лет…»

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ДАЛЬ ОЛЕГ ДАЛЬ ОЛЕГ (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962), «Первый троллейбус» (1964), «Женя, Женечка и „катюша“ (1967), „Хроника пикирующего бомбардировщика“ (1968), „Старая, старая сказка“ (1970), „Король Лир“ (1971), „Тень“ (1972), „Плохой хороший человек“, „Земля Санникова“

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 автора Раззаков Федор

Олег ДАЛЬ О. Даль родился 25 мая 1941 года в Москве. Его отец - Иван Зиновьевич - был крупным железнодорожным инженером, мать - Павла Петровна - учительницей. Кроме Олега в семье Далей был еще один ребенок - дочка Ираида.Детство Даля прошло в Люблино, которое тогда было

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Олег ДАЛЬ Первый брак Даля оказался неудачным и скоротечным. В 1963 году, окончив Театральное училище имени Щепкина, он попал в театр «Современник» и влюбился в одну из тамошних актрис – Нину Дорошину. Роман их начался не в стенах театра, а в Одессе – во время съемок фильма

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

ДАЛЬ Олег ДАЛЬ Олег (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962; главная роль – Алик Крамер), «Человек, который сомневается» (главная роль – Боря Дуленко), «Первый троллейбус» (оба – 1964), «Женя, Женечка и «катюша» (1967; главная роль – Женя Колышкин), «Хроника пикирующего

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

3 марта – Олег ДАЛЬ В плеяде звезд советского кинематографа этот актер всегда стоял несколько особняком. При своей инфантильной внешности он, казалось бы, должен был играть в кино исключительно рефлексирующих интеллигентов. Но он сумел вырваться из одного амплуа и

Из книги Олег Даль автора Галаджева Наталья Петровна

Фильмы, в которых снимался Олег Даль Кадры из фильмов, в которых снимался Олег Даль1962 "Мой младший брат"1963 "Человек, который сомневается"1964 "Первый троллейбус"1966 "Строится мост"1967 "Женя, Женечка и "катюша""1968 "Хроника пикирующего бомбардировщика"1970 "Старая, старая

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Олег Даль Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 года в Москве. Его отец - Иван Зиновьевич - был крупным железнодорожным инженером, мать - Павла Петровна - учительницей. Кроме Олега в семье Далей был ещё один ребёнок - дочка Ираида.Детство его прошло в Люблино, которое

Из книги Том 4. Материалы к биографиям. Восприятие и оценка личности и творчества автора Пушкин Александр Сергеевич

Из книги Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия автора Оболенский Игорь Викторович

Герой не своего времени. Актер Олег Даль В марте 1981 года по Москве поползли слухи: в Киеве покончил жизнь самоубийством Олег Даль. Смерть популярнейшего молодого - всего-то тридцать девять лет - актера стала потрясением для всех.Через пару дней выяснили, что никакого

Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай Васильевич

«Даль» После успешных испытаний системы С-25 С.А. Лавочкин и министр радиопромышленности В.Д. Калмыков обратились к председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву с предложением о создании перспективной многоканальной зенитной ракетной системы большой дальности,

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

XV. Даль Родная кроткая заря Над мирной далью деревень, Когда, задумчиво горя, Беззвучно в ночь отходит день, И над недвижною рекой, Не колыхнувшей гладь струи, Расстелет вечер золотой Тенета мягкие свои… 20 мая

Из книги Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью автора Иванов Александр Геннадьевич

Владимир Миргородский Олег Даль ошарашил брата: «Приехал умирать к тебе…» Ушли из жизни три друга юности: Владимир Высоцкий, Олег Даль, последним - Дмитрий Миргородский. Никто из них не имел официальных званий, но хоронили их как народных.20 июля на глазах у дочери

Из книги Величайшие актеры России и СССР автора Макаров Андрей

14. Олег Даль Олег Даль родился в Подмосковье в семье инженера и учительницы. Есть версии, что он – потомок Владимира Даля, составителя знаменитого словаря.С раннего детства Олег Даль проявлял склонность к искусству – занимался музыкой, живописью. С первой же попытки был

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Олег Даль Есть люди, которые олицетворяют собой понятие «современный актер». Олег Даль был олицетворением этого понятия. Так же, как и Высоцкий. Их сравнить не с кем. Оба были пропитаны жизнью. Они сами ее сильно испытали. Даль так часто опускался, а потом так сильно

Из книги Друзья Высоцкого: проверка на преданность автора Сушко Юрий Михайлович

Олег Даль. «Я - следующий…» Так жизнь промчится Одиноким зверем. Нигде свой путь Не отмечая вехой, Питая душу призрачною верой, Что память о тебе Останется в степи безмолвной Гулким эхом… В день похорон по Таганской площади отрешенно бродил неприкаянный, тихий Олег.

3 марта 1981 года в гостинице с говорящим названием "Кино", умер один из самых талантливых Советских актеров Олег Даль...

Фото январь 1981 года.

Летом 1980-го года в Москве умер Владимир Высоцкий, с которым Даль в последнее время сблизился. По словам очевидцев, видевших Олега на тех похоронах, он выглядел ужасно и твердил: "Ну вот, теперь моя очередь". М. Козаков вспоминает: "На похоронах Г. Волчек подошла ко мне и спросила на ухо: "Может, хоть это Олега остановит?" Не остановило..."

После этих похорон Даль все чаще стал думать о смерти. В своем дневнике в октябре 80-го он записал: "Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное-сделать!"

В день рождения В. Высоцкого - 25 января 1981 года - Даль проснулся утром на даче и сказал жене: "Мне снился Володя. Он меня зовет".

Буквально через несколько дней после этого в разговоре с В. Седовым Олег печально заметил: "Не надо меня врачевать, мне теперь все можно - мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре".

О скором приближении смерти Даль говорил не только своим близким, но и друзьям, коллегам по работе. Приведу лишь два примера этих "пророчеств". Первое относится к лету 1978 года. Вспоминает И. Дмитриев:
"Мы снимались в "Приключениях принца Флоризеля". Тема приближающейся смерти в разговорах Олега звучала постоянно. Как-то в Вильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в цилиндре, с раскачивающимися красивыми фонарями. "Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно".

А вот случай, который произошел буквально за несколько дней до внезапной смерти актера. Вспоминает Л. Марягин псле того, как в начале 1981 года фильм "Незваный друг" был полностью готов:
"Мы говорили с Ромашиным о трудностях, с которыми снималась картина. Даль молчал, глядя мимо нас. И только через полчаса спросил Анатолия Ромашина:
- Толя, ты живешь там же?
Ромашин жил тогда у Ваганьковского кладбища.
- Да, - ответил Ромашин.
- Я скоро там буду, - сказал Даль..."

В начале 1981 года Даль активно репетировал роль Ежова в постановке Малого театра "Фома Гордеев". Роль ему нравилась, однако для себя он уже четко решил: сыграет премьеру и из этого театра тоже уйдет.

В то же время ему внезапно пришло предложение с киевской киностудии сняться в лирической комедии. Видимо, оно заинтересовало актера, и он дал свое согласие на пробы. 1 марта он отбыл из Москвы в столицу Украины. Но прожил он там недолго - 3 марта в номере гостиницы его настигла смерть.

Похороны актера состоялись на Ваганьковском кладбище.

Стихи написанные Олегом зимой 1981 года:

И ломать меня ломали,
И терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился...

Я не клялся, не божился -
Я легко на свете жил,
Хоть в четыре стенки бился -
Волком на луну не выл...

Можно плюнуть с горки в реку.
Понатужиться, напрячься
И подпрыгнуть на вершок.
Можно душу человеку
Измолоть на порошок...

Ах, ломать меня ломать...
Ах, терзать меня терзать!..

Зима. Монино. 1981 г.

Помоги и спаси О, Господи Сбереги и укрой О, Господи Мягким снегом меня занеси, Господи И глаза свои не закрой, Господи Погляди на меня О, Господи Вот я весь пред тобой О, Господи Я живу не клянясь О, Господи Подари мне покой О, Господи... В. Высоцкому. Брату. Сейчас я вспоминаю... Мы прощались... Навсегда. Разорванность следа... Начало мая... Спотыкаюсь... Слова, слова, слова. Сорока бьет хвостом. Снег опадает, обнажая Нагую холодность ветвей. И вот последняя глава Пахнула розовым кустом, Тоску и лживость обещая, И умерла в груди моей. Покой-покой... И одиночество, и злоба, И плачу я во сне, и просыпаюсь... Обида - серебристый месяц. Клейменность - горя проба. И снова каюсь. Каюсь. Каюсь. Держа в руках разорванное сердце...

Первого апреля 1973 года Олег "зашился", и следующие два года, по словам Лизы Даль, были годами счастья и работы. Даль вернулся в "Современник", сыграл четыре новые роли, в том числе знаменитого сэра Эгьючика. В кино осуществил "вековую мечту каждого советского артиста" - сыграл советского разведчика в телефильме "Вариант "Омега" (который в актерских кругах сразу переиначили на "Вариант Олега"). Съемки закончились в 1974-м, но премьера по непонятным причинам отодвинулась почти на год. Зато с этим фильмом артист, десять лет будучи невыездным, съездил-таки за границу на фестиваль "Злата Прага". Выпустили, благодетели…
Но в 1976 году - на дне рождения Виктора Шкловского нарушен "сухой закон". В марте следует увольнение из "Современника" за нарушение трудовой дисциплины. Не умея нормально существовать в ненормальной для него атмосфере, Даль опять бросил свою судьбу в пике.
"ПОШЛИ мне, Господь, второго, чтоб вытянул так, как я…" - пел Высоцкий в "Песне Акына" на стихи Вознесенского. Многие (и тогда, и сейчас) ставят эти имена - Даль и Высоцкий - рядом. Они встретились в фильме И. Хейфица "Плохой хороший человек", поставленном по чеховской "Дуэли". Это был "актерский дуплет", идеальное двойное попадание в роли, идеальное взаимодействие в дуэте. Кто-то лихо сформулировал: "Высоцкий - слабый в своей силе, и Даль - сильный в своей слабости".
Они не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь меж ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Даже в движении к смерти и у того и другого была какая-то дьявольская синхронность. В феврале 1980-го Даль обмолвился: "Сначала уйдет Володя, потом - я".
В мае он провел у Высоцкого три дня, "без отрыва слушая его стихи". Больше они не виделись. Фотография, датированная июлем 1980 года: Даль на похоронах Высоцкого. Если заглянешь в глаза, увидишь там обреченность. 25 января 1981 года, в день рождения Высоцкого, Даль рассказал жене сон: "Мне снился Володя. Он меня зовет". А своему врачу сказал: "Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре". Январем 81-го датировано и стихотворение "Сейчас я вспоминаю…" с посвящением "В. Высоцкому. Брату".
3 марта 1981 года. Даль на съемках в Киеве. В гостинице он ужинает с партнером по фильму Леонидом Марковым, затем уходит в номер с мрачной шуткой - "Пойду к себе умирать". Похоже, что Олег, сознательно влив в себя критическую дозу водки, понимал: очередная "вшитая "торпеда" среагирует на нее резким скачком давления. Сосуды не выдержали, и Олег Даль скончался от внутреннего кровотечения. Похоже на то, что его уход был вполне сознательным.
Олег Даль умер в 1981 году. Хоронить знаменитого актера оказалось негде. Новодевичье кладбище отказалось принять актера, ссылаясь на то, что все места давно "разобраны". Не нашлось местечка и на Ваганьковском кладбище. Тогда руководство театра обратилось в Союз кинематографистов. Те пошли выше. Директору Ваганькова дали указания во чтобы то ни стало пристроить могилу актера на центральной аллее кладбища.
В итоге по решению комиссии ВТО Даля решили положить в могилу к балерине императорского театра Любови Рославлевой. Умерла она в 1904 году, могила находилась в центральной части кладбища. Конечно, за такой срок это захоронение приобрело неприглядный вид, ведь за ней много лет никто не ухаживал, - вспоминает Владимир Борисович. - Когда рабочие копали землю, то наткнулись на красный саркофаг покойницы. Доставать и сжигать гроб не решились, сочли это кощунством. В итоге яму для гроба Даля вырыли чуть подальше, а мраморную надгробную плиту с именем актера установили рядом с крестом балерины на пустой земле. Все это обнесли оградой, вот только настоящая-то могилка в ограду не влезла! Холмик прикрыли еловыми ветками, чтобы хоть народ не наступал.

Можно купить фильмы с участием актера:


1962 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ {купить VHS}
1963 ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС {купить VHS}
1967 ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И «КАТЮША {купить DVD} {купить VHS}
1967 ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА {купить VHS}
1970 КОРОЛЬ ЛИР {купить VHS} {купить VHS}
1973 ЗЕМЛЯ САННИКОВА {купить VHS}
1973 ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

Не зря говорят, что человек живет, пока о нем помнят. Увы, большинству из знаменитых людей, которым при жизни были уготованы всенародная любовь, признание и слава, после смерти достался лишь жалкий кусочек кладбищенской земли и убогая табличка с датой смерти. У некоторых на могиле нет ни надгробного креста, ни фотографии, ни скромных цветов.

Корреспонденты “МК” провели несколько дней в поисках захоронений знаменитостей. Некоторые могилы нам попросту не удалось найти. Одни сровняли с землей, другие заросли травой... Или же так сильно затерлись фамилии на надгробных камнях.

Захоронение с общественным положением

В столице имеется четыре кладбища, где хоронят “народных кумиров” - Новодевичье, Ваганьковское, Кунцевское и Троекуровское. Самым престижным считается Новодевичье. В 1927 году решением ЦИК кладбище было выделено “для захоронения лиц с общественным положением”. Здесь находили последний приют актеры и писатели, военные и ученые, адвокаты и политработники. Сегодня на Новодевичьем погосте похоронены чуть более 25 тысяч человек. Лишних людей здесь нет.

Раньше распределением мест на Новодевичьем занимались сотрудники управделами ЦК. Сегодня эти вопросы рассматривает специальный отдел мэрии. Правда, до сих пор непонятно, по какому принципу идет это распределение. Почему одного заслуженного артиста хоронят на Новодевичьем, а другому достается скромное местечко на Кунцевском? Так, Марку Бернесу, скончавшемуся в 1969 году, на престижном кладбище сперва места не нашлось.

Бернес умер в субботу, а в понедельник готовился к выходу указ о присвоении ему звания народного артиста СССР. Так как посмертно этого звания в СССР не давали, то указ, естественно, отменили. А хоронили тогда на нашем кладбище исключительно народных артистов, - объясняют сотрудники некрополя. - Но вдове Бернеса после долгих уговоров все-таки удалось выбить здесь местечко для мужа. Похороны были многолюдными. Только от правительства почему-то никто не пришел.

На Новодевичьем кладбище работают три десятка дворников. В их обязанности входит подмести дорожки между рядами, убрать мусор. Непосредственно за могилами они ухаживают за отдельную плату.

По постановлению правительства Москвы, выпущенному в 1995 году, могилы должны убирать только родственники. А что делать, если таковых нет? Недавно нам разрешили ввести платные услуги, но людей, которые прибегают к нашей помощи, единицы. Многие предпочитают просто забыть о могиле, - объясняет одна из работниц кладбища. - Например, могила известного режиссера-сказочника Птушко давно находится в неприглядном виде. Мы даже звонили в Союз кинематографистов с жалобами. Там нам ответили, что у союза лишних денег нет, хотя разовая стоимость уборки могилы составляет всего 100 рублей. Также никто не ухаживает и за могилой жены президента одной бывшей союзной республики. А ведь в былые времена мимо этой могилы в торжественные дни нельзя было пройти, не предъявив охране пропуск. Лидия Федосеева-Шукшина у нас практически не появляется. Несмотря на это, за могилой ее мужа ведется постоянный уход. Два раза в неделю на протяжении многих лет сюда ходит пожилая женщина. Она всегда цветочки свежие приносит, воду в баночках меняет, свечки зажигает.

На втором участке кладбища, где покоится больше всего актеров, вековой грязью покрыт надгробный камень на могиле Николая Рыбникова, деревянная скамейка заросла мхом. Захоронение актрисы Софьи Пилявской также оставляет не самое приятное впечатление: вместо надгробного креста в землю просто воткнута рамка с фотографией.

В могиле Олега Даля актера нет

Больше всего известных людей покоится на Ваганьковском кладбище. Земля под “свободными” местами на отшибе, которые расположены вдоль бетонного забора, проваливается прямо под ногами. В центральной части некрополя могилы буквально “сидят” друг на друге.

В последнее время много известных людей пришлось хоронить на Ваганьково. Причем правительство Москвы распорядилось делать захоронения строго на центральной аллее. Чтобы могилы не “лезли” одна на другую, мы вынуждены были вскрывать асфальт, - говорят рабочие.

Так, прямо на асфальте, перед колумбарием разместили могилы депутата Юшенкова, губернатора Цветкова, режиссера Ростоцкого. Здесь же за низенькой черной оградкой виднеется маленький холмик песка, в котором торчит табличка: “Плучек Валентин Николаевич 1909-2002”. Рядом с роскошными соседними погребениями могила руководителя Театра сатиры выглядит еще более убогой - здесь нет ни фотографии режиссера, ни могильной плиты, ни креста.

Недалеко от свежих захоронений находится могила Руфины Нифонтовой. Актриса умерла 28 ноября 1994 года.

Руфину должны были похоронить рядом с мужем Глебом Николаевичем. Но сотрудники кладбища сказали, что гроб актрисы из-за тесных оград и узкого прохода поднести к могиле ее покойного мужа невозможно. Поэтому пришлось похоронить Нифонтову совсем в другом месте, прямо у дороги, - рассказывает соседка актрисы Лидия Макарова. - Больше семи лет на скромной могиле не могли установить памятник - то времени не хватало, то средств.

Памятник на могиле Нифонтовой появился лишь в прошлом году. Кстати, Влад Листьев удостоился бронзового памятника тоже только спустя четыре года после гибели. До этого могильный бугорок украшала бумажная фотография.

Самостоятельно найти могилу того или иного актера, похороненного на Ваганьковском кладбище, практически невозможно. Специальные таблички указывают лишь на могилы Сергея Есенина, Андрея Миронова и правнука Пушкина. Экскурсии здесь давно запрещены, зато около кладбища всегда дежурит “гид-самоучка”. Владимир Борисович за символическую плату готов провести нас по самым неприметным уголкам некрополя. Когда-то он работал здесь могильщиком. Несколько лет назад вышел на пенсию.

Мы тогда приличные деньги заколачивали, фотографируя траурные процессии, - начал он. - Кадры заплаканных звезд расходились за бешеные деньги. Помню, самая денежная фотосессия вышла с похорон Листьева, тем более в тот день кладбище закрыли для посторонних лиц. Раньше, когда хоронили знаменитого человека, кладбище всегда закрывали. Однако местные сторожа за отдельную плату все-таки пропускали зевак через дыру в заборе. Помню, во время похорон Александра Менакера самые любопытные пытались брать автограф у Андрея Миронова.

Многие актеры - несчастные люди. У каждого второго трагическая судьба. Как правило, у кого что-то не заладилась при жизни, у того и могила будет иметь печальную историю, - продолжает мой собеседник. - Например, какая нелегкая жизнь досталась Олегу Далю. Вот и захоронение его не стало народным достоянием. Ведь в могиле Даля актера нет!

Олег Даль умер в 1981 году. Хоронить знаменитого актера оказалось негде. Новодевичье кладбище отказалось принять актера, ссылаясь на то, что все места давно “разобраны”. Не нашлось местечка и на Ваганьковском кладбище. Тогда руководство театра обратилось в Союз кинематографистов. Те пошли выше. Директору Ваганькова дали указания во чтобы то ни стало пристроить могилу актера на центральной аллее кладбища.

В итоге по решению комиссии ВТО Даля решили положить в могилу к балерине императорского театра Любови Рославлевой. Умерла она в 1904 году, могила находилась в центральной части кладбища. Конечно, за такой срок это захоронение приобрело неприглядный вид, ведь за ней много лет никто не ухаживал, - вспоминает Владимир Борисович. - Когда рабочие копали землю, то наткнулись на красный саркофаг покойницы. Доставать и сжигать гроб не решились, сочли это кощунством. В итоге яму для гроба Даля вырыли чуть подальше, а мраморную надгробную плиту с именем актера установили рядом с крестом балерины на пустой земле. Все это обнесли оградой. Вот только настоящая-то могилка в ограду не влезла! Холмик прикрыли еловыми ветками, чтобы хоть народ не наступал.

Одно время вдова Даля, Елизавета, хотела перенести ограду в сторону “настоящей могилы”. Но за подобную работу надо было заплатить приличную сумму. Таких денег у вдовы не оказалось, а занимать у знакомых ей показалось стыдно...

На 2-ом участке Ваганьковского кладбища за проржавевшей оградой совсем незаметны могилы народного артиста Советского Союза Бориса Андреева и артиста императорских московских театров Михаила Решимова, умершего в 1887 году. Почему на том свете они оказались в “коммуналке”? Говорят, отдельной “квартиры” для заслуженного артиста Андреева попросту не нашлось.

Вообще, по статусу ему было положено место на Новодевичьем кладбище, - рассказывают сотрудники Ваганьковского некрополя. - Но когда умер его лучший друг Петр Алейников, Андреев уступил ему свое место. “Похороните, пожалуйста, на Новодевичьем кладбище Алейникова, а я уж как-нибудь обойдусь...” - попросил он. Просьбу Андреева исполнили. Петра Алейникова проводили в последний путь на престижном кладбище. А в 1982 году не стало и самого Бориса Андреева. “Он свое место другу отдал, теперь хороните его где хотите”, - резко заявили в администрации Новодевичьего кладбища коллегам Андреева. В итоге народного артиста определили на Ваганьковский погост, подхоронив к другой могиле. Сегодня могилы двух лучших друзей и гениальных актеров Петра Алейникова и Бориса Андреева находятся в полном запустении. Ухаживать за ними, по словам сотрудников кладбищ, некому.

Мы подходим к 25-му участку кладбища.

Здесь где-то покоится Зоя Федорова, - рассказывает Владимир Борисович. - Жизнь у нее была нелегкая - несчастная любовь с американцем, двадцать лет тюремного заключения, несколько неудачных браков, эмиграция дочери. У актрисы в Москве не осталось ни одного близкого человека. Неудивительно, что уже много лет сюда никто не приходит.

На центральной аллее кладбища - могила Владимира Мигули. Первоначально певца похоронили совсем в другом месте.

Мигулю перезахоранивали через год после его кончины. Правительство Москвы выделило певцу такой маленький участок земли, что туда даже памятник невозможно было поставить. Он скончался 16 февраля, могила была уже вырыта, вокруг сугробы, и вдове показалось, что все в порядке - аллейка, недалеко от входа. Когда же все растаяло, стало очевидно, что памятник сюда не поместится потому как близлежащие могилы расположены впритык к захоронению Мигули.

“Не до нас им сейчас, кинофестиваль же идет...”

Зачастую родственники знаменитых актеров просят, чтобы покойного похоронили на менее престижном кладбище, это дешевле.

Так, сторож Николо-Архангельского некрополя до сих пор вспоминает, как в июле 1997 года хоронили известного комического актера Бориса Новикова:

Гроб из машины выгружали два старика и одна совсем древняя старушка - у них даже не было денег нанять грузчиков, чтобы те донесли саркофаг до ямы. Хорошо, шофер сжалился и помог. Этими пожилыми людьми были вдова Новикова и два его сына. Я тогда удивился, неужели коллеги не могли помочь похоронить актера? На что вдова ответила: “Не до нас им сейчас, кинофестиваль же идет...”. А еще она рассказала, что Борис Новиков уже несколько лет был прикован к постели, денег на лекарства катастрофически не хватало. Помогал только Леонид Ярмольник. Он ежемесячно присылал актеру по двести долларов. Новиков плакал: “Я обязательно все отработаю и отдам”.

На Востряковском кладбище невозможно пройти равнодушно мимо могилы Андрея Болтнева, сыгравшего главную роль в фильме “Мой друг Иван Лапшин”. В Москве у него не было родных - жена и дочь жили в Новосибирске, близких друзей он тоже не успел завести. Больше пяти лет Болтнев прослужил в Театре Маяковского, но прописку ему столичные власти так и не дали. Вот и прожил все годы в общежитии при театре. Из-за бытовой неустроенности и творческого простоя актер запил. Несколько раз “зашивался”. В начале 1995 года врачи предложили ему очередной раз закодироваться, но он отказался. 11 мая того же года Болтнев уснул и не проснулся. Несколько дней решался вопрос, можно ли похоронить человека в столице без московской прописки. Вскоре разрешение на похороны все же дали. Но памятник и надгробный камень актеру устанавливать было опять же некому...

В прошлом году не стало великой актрисы Любови Соколовой. Ее похоронили на окраине Кунцевского кладбища, недалеко от бетонного забора, рядом с сыном Николаем Данелия.

Никто за могилкой не ухаживает, да и некому вроде бы... - вздыхает дворник некрополя. - Мне тоже никаких указаний по уборке захоронения не поступало. Хотя, если я прохожу мимо, всегда стараюсь подмести дорожку рядом. А ведь, насколько я знаю, одно время актрису опекала Наина Ельцина.

Как сообщили нам в Фонде помощи российским актерам при Студии киноактера, в последнее время Любовь Соколова сильно нуждалась в деньгах, но просить она не привыкла. Говорят, у нее даже одежды практически не было, поэтому хоронили ее в том единственном платье, в котором она выходила на улицу или в театр. Правда, в последнее время актриса практически не покидала дом. Она жила на последнем этаже, куда сломанный лифт не доходил. Подниматься самостоятельно по лестнице ей было тяжело.

Здесь же, на Кунцевском кладбище, недалеко от бокового входа около центральной аллеи расположена скромная могила Валерия Приемыхова. Еще год назад здесь не было даже ограды, хотя после его смерти прошло два года. Сейчас могилу “украшает” деревянный крест, сбитый как будто на скорую руку, фотография под облупившимся стеклом вбита прямо в землю, по четырем углам ограды - засохшие еловые венки.

Никулину соорудили мраморный памятник, а на могиле Вицина нет даже креста

Когда на “Мосфильме” открыли музей трех актеров Вицина-Моргунова-Никулина, Юрий Владимирович сказал: “Обычно музей создают после смерти того или иного деятеля, а наш музей уже готов, и нам уже не надо умирать”. А Моргунов даже пошутил: “Похоронят нас на одном кладбище, ляжем рядком, и добрые люди табличку в землю вобьют: “Здесь покоятся Балбес, Трус и Бывалый”. Но предсказания не сбылись. Жизнь распорядилась иначе...

Юрий Никулин умер 21 августа 1997 года. На панихиде в Цирке на Цветном бульваре присутствовали первые лица страны, включая Бориса Ельцина. Десятки тысяч людей пришли к месту прощания. Народного артиста СССР похоронили в самом центре Новодевичьего кладбища. Через год при содействии правительства Москвы на его могиле воздвигли огромный памятник работы Рукавишникова. В любое время года около этого захоронения не увядают огромные корзины свежих цветов.

Заслуженного артиста России Евгения Моргунова похоронили на Кунцевском кладбище. Вдова актера на собственные средства поставила памятник мужу и сыну Николаю, погибшему в автокатастрофе за год до кончины артиста.

Могила Георгия Вицина - скромная, незаметная. Она как будто затерялась среди подобных захоронений. На могиле нет ни ограды, ни цветов. Портрет в замасленной рамке и небольшая табличка. Незадолго до своей смерти Георгий Вицин попросил свою жену: “Не хороните меня в гробу, у вас и так нет денег. Просто развейте мой прах над Москвой-рекой...”. Завещание народного артиста вдова не исполнила. Вицина похоронили на Ваганьковском кладбище. Столичные власти, в свою очередь, клятвенно обещали поставить ему памятник на народные средства. Однако народные средства не собраны до сих пор...

Уже скоро будет два года, как нет отца, но мы не в состоянии установить на могиле даже крест. На Ваганьковском кладбище мне назвали сумму за гранитный крест - это нам не по карману, - рассказывает дочь актера Наталья. - Ни о каком памятнике и речи идти не может, ведь я даже на ограду не могу наскрести денег.

“И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения”

Когда умирает известный актер, все вокруг клянутся помнить о нем, ежегодно чтить его память, а потом на могилу никто не приходит. Когда в апреле 1990 года в Санкт-Петербурге умер Сергей Филиппов (лектор из “Карнавальной ночи”, Казимир Алмазов в “Укротительнице тигров”, Киса Воробьянинов в “12 стульях”), хоронить его оказалось некому.

Первая жена с сыном эмигрировали в Америку задолго до смерти Сергея, вторая жена умерла в 1989 году, и он остался совсем один, - рассказывает соседка Филиппова, Нина Григорьевна. - Из-за неизлечимой болезни ему пришлось сделать операцию - вырезать две трети желудка. Сережа никому не был нужен. В кино его не приглашали сниматься, коллеги по “Ленфильму” о нем попросту забыли. Иногда мы заглядывали к нему в квартиру и ужасались - прямо на полу валялись окурки, в раковине - гора немытой посуды, в ванной пахло протухшим грязным бельем. Филиппов жил настолько бедно, что, когда он умер, нам даже не во что было его одеть. У него не было ни костюма, ни приличных ботинок. Из обуви мы обнаружили только резиновые сапоги и галоши, из одежды - старые тренировочные штаны, рубашку и телогрейку. На сберкнижке тоже не было ни копейки. О его смерти мы узнали спустя две недели, и все это время он лежал абсолютно один в своей квартире! Позвонили на “Ленфильм”, а там сказали, что он пенсионер и его должен хоронить собес. Мы попросили дать некролог в газету. Нам ответили: “Зачем? Маленький был артист!”.

Хоронить актера оказалось не на что. Тогда соседи обратились к Александру Демьяненко. Тот за день обзвонил всех знакомых актеров, собрал какие-то деньги, сколотили гроб и похоронили актера на Северном кладбище. На могильной плите выбили строчки любимых стихов Филиппова: “И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения”.

На могиле Жени Белоусова есть надпись: “Короткая жизнь... Яркий след... Долгая память...”. Вот только долгая ли?

Прейскурант за уходом могил на Новодевичьем кладбище:

Разовая уборка 1 кв. м - 100 руб.

Разовый уход за местом захоронения 2 кв. м - 250 руб.

Устройство зеленого газона - 750 руб.

Посадка кустарника - 200 руб.

Стрижка кустарника - 250 руб.

Устройство надмогильного холма - 1400 руб.

Окраска ограды - 200 руб.

По договоренности с работниками кладбища месячный уход за могилами обойдется от 500 до 800 рублей.