Краткое содержание сладков весна идет. Николай сладковлесные сказки

Хвалёное болото. Автор: Н. И. Сладков

Иду я по лесу и слышу, как кулик своё болото расхваливает. Есть тут одно болото такое — так, ничего особенного. А вот кулик-чибис его хвалит. Прямо зашёлся от радости!

Повизгивая от восторга, он мечется и кувыркается над болотными кочками, сам себе звонко командуя: «Ку-вырк! Ку-вырк!»

Взлетает вверх, зависает, мельтеша широкими пёстрыми крыльями, а потом штопором вниз, да ещё и вихляя из стороны в сторону, — только ветер в крыльях свистит! Вот-вот врежется в землю и разобьётся. Но нет, чуть не шлёпнув по кочке красными лапками, снова ввинчивается — и снова падает вниз, крича и повизгивая от радости.

Добрался, добрался-таки кулик из далёкого далека до своего болота хвалёного!

Всю зиму небось оно ему на чужбине мерещилось. И вот он дома — и оно перед ним.

И такая неудержимая радость, такое немыслимое счастье в его неистовых бросках и кульбитах, в его отчаянных взвизгах и воплях, какое можно услышать лишь у малых детей, когда они барахтаются в воде.

Есть и у каждого из нас свои особые речки, боры и рощи, лесные поляны — незабываемые уголки.

О них мы всегда помним, стараемся там побывать, чтобы увидеть и задохнуться от счастья.

Комарики пляшут. Автор: В. В. Бианки

В солнечные тёплые дни уже пляшут в воздухе комарики. Не бойся их: эти не кусачие, это комары-толкуны.

Лёгкой стайкой, столбиком держатся в воздухе, толкутся, кружатся. И там, где их много, — воздух в крапинках, как в веснушках.

Мать-и-мачеха, Ветреница, голубая Перелеска и Медуница.

— Ещё снег на полях не везде сошёл, ещё земля не нагрелась, а у меня, Мать-и-мачехи, уже цветы распускаются. Кругленькие, как солнышко, жёлтенькие, как солнышко, весёленькие, как солнышко!

— У вас действительно славные цветы, подруженька. Только я не стала бы чересчур их расхваливать... Что ни говори, а лепестки ваши грубоватенькие, стебельки толстоватенькие, а листочков и вовсе нет — одни смешные чешуйки топорщатся... А вот у меня, голубой Перелески, цветок, словно весеннее небушко, ясен, стебельки стройные, листья — будто сердечки зелёные...

— Ой, уж молчала бы, Перелеска! Листья-то у тебя какие? Прошлогодние, старые, они под снегом зимовали, пятнами покрылись. А теперь поглядите на меня, на Ветреницу. Листочки у меня свеженькие, молоденькие, а белый цветок до того нежен, что просто насквозь просвечивает...

— А теперь обернитесь на меня, подруженьки,

— А ты кто?

— А я краса Медуница. Разве стебелёк у меня не стройный? Разве листочки не молоденькие?

— Зато цветы скромные, невидные!

— Это вам, подруженьки, кажется... Вы подольше поглядите, попристальней. Цветочки- то мои на глазах меняются. Когда расцветают, — то нежно-розовые, когда совсем распустятся, — то фиолетовые, а когда отцветать начнут, — делаются синими... Вы такое когда-нибудь видели?

Ивовый пир. Автор: Н. И. Сладков

Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые — ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый «барашек» — пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд.

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел — неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат.

Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях — полосатый, злой и голодный, как тигр.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива — пиру конец.

Зазеленеет, потеряется среди зелёных кустов. Пойди-ка тогда её отыщи! А сейчас она как букет золотой. И всех созывает на ивовый пир.

Смотрим — А кругом торчат Двадцать толстеньких сморчат! Мы их столько там набрали — Еле-еле донесли. Мы забыли, что устали, — Очень весело мы шли! Всей квартирой мы их ели. Мы хвалиться не хотели, Мы не любим похвальбы, Но соседям всё же спели: — Неужели вы в апреле Не ходили по грибы?

М. М. Пришвин. Разговор деревьев

Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, а на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь её между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Не успеешь оглянуться — распустился, зелёною нежною дымкой накрылся лес.

Душистыми белыми гроздьями зацвела на опушках черёмуха.

Закуковали в зелёных рощах кукушки, а над рекою в росистых цветущих кустарниках громко защёлкал, запел соловей.

Хорошо зверям и птицам весною в лесу!

На зелёной полянке собрались ранним утром зайчишки. Радуются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травою.

М. М. Пришвин. Берестяная трубочка

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Весной, когда береста влажная, человек вырежет кусок её для себя, тогда остальная береста по кругу начинает свёртываться в трубочку. После, вместе с теплом, береста сохнет и всё туже и туже закругляется. На следующую весну висят уже на берёзах трубочки, и так их бывает много, что не обращаешь внимания.

Но сегодня, выискивая дупло, я захотел посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. В первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом палочкой удалось его вытолкнуть. Вокруг берёз не было орешников, и в трубочку орех не мог попасть «сам». По всей вероятности, это его белка спрятала, наверное понимая, что трубка будет закрываться всё крепче и орех не выпадет. Но мало ореха: снизу в трубочке под прикрытием ореха устроился паучишко и всю внутренность её наполнил паутиной. После мне пришли догадки, что не белка воткнула орех, а ореховка, может быть выкравшая его из гнезда белки.

Пересмешники. Автор: Н. И. Сладков

Утки крячут, совы бубнят, грачи орут басом. А про мелких птиц и говорить нечего, они весной от зари до зари поют!

А есть такие, что не только свои песни поют, а ещё и других певцов пересмешничают... Вот сойка сарычом просвистела и тихонько прокудахтала курочкой. Садовая камышевка у всех дроздов утащила по нотке: у певчего, у белобровика, у рябинника. А скворцу всегда своей песни мало, он чужие перенимает. Сидит на берёзе, блестящий и черный, словно дегтем смазанный или в смолу окунутый, поёт и сам же себе крыльями дирижирует. Ещё и клювом щёлкает, как парикмахер ножницами. То дроздом просвистит, то иволгой. То уточкой крячет, то барашком блеет. На разные голоса — за себя и за других.

Живёт в лесу ещё одна птичка, которая не переставая пересмешничает и передразнивает других. Вся песенка её из чужих голосов сплетена. Слушаешь её, а кажется — целый хор поёт! Слышишь дрозда и иволгу, зяблика и синицу, кулика и дятла, весничку и горихвостку, галку и воробья. Она даже скворца-пересмешника пересмешничает! За это и называют её: пеночка-пересмешка.

«Козёл-баран». Автор: В. В. Голявкин

У нас в школе есть урок пения. Мы там разные песни поём. Я вообще люблю песни петь, только слов я иногда не знаю. Учить слова никому неохота. Хорошо, когда сразу запомнишь. Только разве сразу запомнишь?

Однажды Вовка пел песню. Он совсем слов не знал. Так он пел другие слова. Какие попало. И никто не заметил.

В одной песне я тоже слов не знала. Учитель вызвал меня эту песню спеть. Я сказала учителю: — Пожалуйста, я вас прошу погромче. А то мне не слышно будет.

А про себя думаю: «Он не услышит, что я буду петь, а я буду петь что попало». Он посмотрел на меня и сказал:

— С удовольствием! — и заиграл во всю силу. А я тихо запела. Я пела два слова: «Козёл-баран». Только мотив я верно пела. А слова были «козёл-баран».

Учитель не остановил меня. Он не сделал мне замечания. Только когда я петь кончила, он спросил:

— Хорошо было слышно?

— Хорошо, — говорю, — очень даже!

— А теперь, — говорит, — я играть буду тихо. А ты пой погромче. Только, пожалуйста, без козла. И без барана, конечно...


Как прыгал я, сорока, по заборам, со страхом и надеждой заглядывал в окно: не выбросят ли в форточку селёдочную голову или корку хлеба?

Вспоминал бы и радовался: зима позади и я, сорока, жив! Жив и вот на ёлке сижу, на солнце нежусь! Зиму отзимовал, весну встречаю. Длинные сытые дни и короткие тёплые ночи. Всё тёмное и тяжёлое позади, всё радостное и светлое - впереди. Нет времени лучше, чем весна! Время ли сейчас дремать да носом клевать? Будь я сорокой, я бы запел!

Но тсс! Сорока-то на ёлке поёт!

Бормочет, стрекочет, вскрикивает, пищит. Ну чудеса! Первый раз в жизни слышу песню сороки. Выходит, что птица сорока думала про то же, про что и я, человек! Ей тоже петь захотелось. Вот здорово!

А может, и не думала: чтобы петь, не обязательно нужно думать. Весна пришла - ну как не запеть! Солнце-то всем светит, солнце всех греет.

ОТЧАЯННЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК

Путешествие - трудное дело. Всякий путешественник терпит невзгоды. И упорные, бывает, сдают.

Но есть путешественники беззаветные, непоколебимые, просто отчаянные. О них я подумал, когда увидел на снегу паучка.

Вот он - чёрная точка рядом с лыжнёй. Ножки поджаты, мёртвый, оцепенелый, застылый. Но поднимется солнце, пригреет чуть - и он оживёт. Зашевелится, разомнёт замлевшие лапки - и снова в путь!

Так и идёт: светит солнце - бежит всё вперёд и вперёд. А накроет тень - съёжится и лежит. Лежит и ждёт терпеливо, авось тепло опять воскресит, чтоб снова продолжить путь!

Бежит и лежит, лежит и бежит...

СТЕКЛЯННЫЙ ДОЖДЬ

Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.

Я вышел во двор и долго стоял, вглядываясь и вслушиваясь.

В воздухе плыл шорох.

Уху знакомо шуршание трав, кустов и ветвей. Но сейчас шуршало ни на что не похоже.

Казалось, шуршит сам воздух. Шуршит и чуть слышно позванивает.

На смену морозу пришла оттепель.

Я вытянул в темноту ладонь. В ладонь стали покалывать крохотные иголочки. Ничего было не видно, но что-то творилось в лесу.

Утром все увидели: снег заковала хрустящая глазурная корочка. Ветви берёз и хвоя сосен оделись в стеклянные чехольчики.

Всё похрустывает и позванивает, как обёрнутое в скрипучий целлофан. Стены, заборы оплыли матово-голубым льдом.

Сыплет мелкая водяная пыль. Невидимые капельки, не долетая до земли, замерзают в льдинки. Льдинок тоже не видно, но слышно - шорох и звон!

Сыпучий снег стал гремучим. Глазурная корочка с грохотом проламывается и рушится под сапогом. В проломах - белые битые черепки.

Всё шуршит, хрустит и звенит.

Звонкий весенний денёк!

СИНИЧКИ-АРИФМЕТИЧКИ

Весной звонче всех белощёкие синички поют: колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У одних так и слышится: "Дважды два, дважды два, дважды два!" А другие бойко высвистывают: "Четыре-четыре-четыре!"

С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения. "Дважды два, дважды два, дважды два!" - выкрикивают одни.

"Четыре-четыре-четыре!" - весело отвечают другие.

Синички-арифметички.

А п р е л ь

На всех снежных полях рыжие пятна - проталины. Это апрельские веснушки.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн, пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли, сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.

По их невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. Зайчишки так и шмыгают носами - чуют зелёную травку!

И сам не удержишься, сунешь нос в ивовые барашки. И станет твой нос жёлтым от липкой пыльцы.

Быстрые лесные ручьи впитали в себя запахи мхов, старой травы, лежалых листьев, тяжёлых берёзовых капель - и понесли по земле.

Запахов всё больше и больше: они всё гуще и слаще.

И станет скоро весь воздух в лесу - сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом.

Веснушки-проталинки слились в весну.

ДВОЕ НА ОДНОМ БРЕВНЕ

Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

Впереди вода, позади Лиса - вот положение!

А Лиса Зайцу кричит:

Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно - поплыли вдвоём по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

Интересненько, интересненько... Лиса и Заяц на одном бревне что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

Помню, до наводнения, когда я в лесу жил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные...

А по мне, - вздыхает Лиса, - нет ничего слаще мышек-полёвок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплёвывала!

Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..

Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем - Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

Ох и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцам ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно - Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают.

СЛЕДЫ И СОЛНЦЕ

Зимой, когда Солнце стояло низко над горизонтом, оно было равнодушно к Следам на снегу. Иногда даже ласкало их, оттеняя синью и посыпая блёстками.

А теперь, когда поднялось высоко, прямо осатанело. Терпеть не может Следов: стирает, портит и искажает.

Мы запечатлели всё, что в лесу произошло! - говорят Следы.

А я всё сотру! - ярится Солнце.

И стирает, как резинкой с бумаги.

Мы отпечатали каждый коготок и пальчик! - сообщают Следы. - Мы всё по правде!

По правде? - сердится Солнце. - А я всё искажу - сами себя не узнаете!

И топит следы и плющит, растягивает вкривь и вкось.

Идёт спор. Как в песенке:

А мы просо сеяли, сеяли!

А мы просо вытопчем, вытопчем!

С каждым днём Следы всё слабее и хуже, всё расплывчатее и неопределённее.

Солнце берёт верх.

Солнце высоко стоит.

ВЕСЕННЯЯ БАНЯ

Ванятка считал себя знатоком птиц. Ему приходилось держать в клетках чижей, чечёток, снегирей, синиц, щеглов, клестов, зябликов. А сегодня вышел Ванятка из школы и видит: на краю снеговой лужи сидят три совершенно незнакомые птички ростом с воробья. Одна чёрная, другая коричневая, а третья вовсе рыжая.

Прыг-прыг-прыг - по гузку, по самый хвостик - в лужу, и ну купаться! То грудку окунут в воду, то на задок присядут и бьют, бьют тупыми крылышками по воде, трепыхаются в ней. Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке - искорка солнца.

Перед тем как вы окунётесь в увлекательный мир лесной природы, мы расскажем вам об авторе этих произведений.

Биография Николая Сладкова

Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в Ленинграде и в Царском Селе, славящемся великолепными парками. Здесь Николай открыл для себя прекрасную и неповторимую жизнь природы, которая и стала главной темой его творчества.

Ещё будучи школьником, он стал вести дневник, куда записывал свои впечатления и наблюдения. Кроме того, начал заниматься в кружке юннатов при Ленинградском зоологическом институте. Здесь он познакомился с известным писателем-натуралистом Виталием Бианки, который называл этот кружок «Клубом колумбов». Летом ребята приезжали к Бианки в Новгородскую область изучать тайны леса и постигать природу. Книги Бианки оказали на Николая большое влияние, между ними завязалась переписка, и именно его Сладков считал своим учителем. Впоследствии Бианки стал настоящим другом Сладкова.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай добровольцем ушёл на фронт и стал военным топографом. По этой же специальности он работал и в мирное время.

Первую свою книгу «Серебряный хвост» Сладков написал в 1953 году (а всего их более 60). Вместе с Виталием Бианки он готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей. Много путешествовал, побывал в Индии и Африке. Свои впечатления он, как и в детстве, заносил в записные книжки, ставшие впоследствии источником сюжетов его книг.

В 2010 году Сладкову исполнилось бы 90 лет.

Николай Сладков. Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след — охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола — на сучок, с сучка — на ветку. С берёзы — на сосну, с сосны — на ёлку.

Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.

Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.

Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты — под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.

Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.

Ходит белка понизу — оставляет след. По следу — собака. За собакой — охотник.

— Спасибо клестам, — говорит охотник, — спустили белку на низ!

К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение — падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

Николай Сладков. Как медведя переворачивали

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок — так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение.

Пошли Медведя будить:

— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела!

По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!

— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем — перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, — шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!

А Медведь своё:

— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела — не вытерпела:

— Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!

— Ты — Медведя?! — ахнули звери.

— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги — как дым из трубы.

Мышка высунулась и пищит:

— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну а как перевернулся Медведь на другой бок — так сразу солнце повернуло на лето.

Что ни день — солнце выше, что ни день — весна ближе. Что ни день — светлей, веселей в лесу!

Николай Сладков. Какой заяц длины

Какой заяц длины? Ну это для кого как. Для человека невелик зверь — с берёзовое поленце. А вот для лисы заяц длиной километра в два? Потому что для лисы заяц начинается не тогда, когда она его схватит, а когда учует по следу. Короткий след — два-три прыжка — и заяц невелик.

А если заяц успел наследить да напетлять, то становится он длиннее самого длинного зверя на земле. Такому верзиле не просто в лесу схорониться.

Зайцу от этого очень невесело: живи в вечном страхе, жирок лишний не нагуляй.

И вот изо всех сил старается заяц стать короче. След свой в болоте топит, надвое свой след рвёт — всё себя укорачивает. Только и думает, как бы от своего следа ускакать, спрятаться, как бы его разорвать, укоротить или утопить.

Мечта заячья — стать наконец самим собой, с берёзовое поленце.

Жизнь у зайца особая. Всем от дождя и метели радости мало, а зайцу они на пользу: след смывают и заметают. И хуже нет, когда погода тихая да тёплая: след горячий, запах долго держится. В какую б густель ни забился — нет покоя: может, лиса за два километра позади — тебя сейчас уже за хвост держит!

Так что вот трудно сказать, какой заяц длины. Который похитрей — покороче, поглупее — подлиннее. В тихую погоду и умный вытягивается, в метель да ливень — и глупый укорачивается.

Что ни день — длина у зайца другая.

И очень редко, когда уж здорово ему повезёт, бывает заяц той длины — с берёзовое поленце, — каким человек его знает.

Знают про это все, у кого нос лучше глаз работает. Волки знают. Лисицы знают. Знайте и вы.

Николай Сладков. Бюро лесных услуг

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Хорёк говорит:

—Спасайтесь, кто как может!

А Сорока стрекочет:

— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно...

Тут Заяц ввязался:

— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?

— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

«Заяц — копатель, клесты — бросатели», — записала Сорока.

— Кто следующий?

— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

— Запиши и меня в Бюро!

Сорока чуть с дерева не упала:

— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?

— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.

— Кого же ты сторожить можешь?

— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике...

— Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! — закричала Сорока. — Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока — сторожиха». Что, я хуже других, что ли?

Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга. Всякое в лесу бывает.

Николай Сладков. Курорт «Сосулька»

Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:

— Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, осёдлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт... Пальмы, бананы, жарища!

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

— На какой, на какой — на обыкновенной!

— Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь, Пуночка и белая Куропатка.

— Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? — удивляется Сорока. — У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Что же это за курорт?

Но Свиристель не согласен:

— У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая Куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег с головой зароюсь. Сытно, мягко, не дует — чем не курорт?

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, всю зиму на курорте живу, а даже не догадываюсь, — удивляется Сорока. — Ну и чудеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях всё равно в такую даль не долететь. Живи лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась.

Прилётные зимовщики-курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу. До самой весны.

Николай Сладков. Лесные оборотни

Чудесное в лесу происходит незаметно, без чужого глаза.

Вот сегодня: ждал я на зорьке вальдшнепа. Зорька была холодная, тихая, чистая. Высокие ели поднялись на опушке, как чёрные крепостные башни. А в низине, над ручьями и речкой, навис туман. Ивы утонули в нём, будто тёмные подводные камни.

Я долго следил за утонувшими ивами.

Всё казалось, что непременно там должно что-то произойти!

Но ничего не происходило; туман с ручьёв медленно стекал к реке.

«Странно, — думал я, — туман не поднимается, как всегда, а стекает...»

Но тут послышался вальдшнеп. Чёрная птица, взмахивая крыльями, как летучая мышь, протянула по зелёному небу. Я вскинул фоторужьё и забыл про туман.

А когда опомнился, туман уже обернулся в иней! Застелил белым поляну. А как это случилось — я проглядел. Вальдшнеп глаза отвёл!

Кончили тянуть вальдшнепы. Показалось солнце. И все лесные обитатели так ему обрадовались, будто давным-давно не видели. И я засмотрелся на солнце: интересно смотреть, как зарождается новый день.

Но тут я вспомнил про иней; глядь, а его на поляне уже и нет! Белый иней обернулся в синюю дымку; дрожит и струится она над пушистыми золотыми ивами. Опять проглядел!

И проглядел, как народился в лесу день.

Вот всегда так в лесу: что-нибудь да отведёт тебе глаза! И самое чудесное и удивительное произойдёт незаметно, без чужого глаза.

УМК : «Начальная школа 21 века»

Класс : 2 «В»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: Н. Сладков « Апрельские шутки», «Весенний разговор»

Цель:

Познакомить с новыми произведениями, показать образ весеннего месяца-апреля;

Упражняться в выразительном чтении;

Учиться определять главную мысль произведения, думать, рассуждать.

Задачи:

    Учить работать с выставкой книг

    Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения.

    Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

Формировать умение работать в парах;

Формировать способность к самооценке и интерес к учебному материалу;

Метапредметные:

1) познавательные:

Формировать мыслительную деятельность учащихся;

Формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам;

2) регулятивные:

- формировать учебную деятельность; самоконтроль, целеполагание, прогнозирование;

Формировать умения осуществлять контроль, выполнять учебное действие в уме;

3) коммуникативные:

Развивать творческое мышление;

Формировать умение работать в парах, согласовывать действия с партнёром;

Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

Формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я, меня зовут Дарья Сергеевна. (звучит пение птиц)

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок

Я желаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

С каким настроением вы пришли на урок?

Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного, и наше хорошее настроение нас не покинет.

- Какие знания мы получаем на уроках литературного чтения? Чему учимся на уроках литературного чтения?

Почему

Дети, а как вы думаете, почему наш урок начался с пения птиц?

Когда птицы так радостно щебечут и поют? Почему?

Нам ведь тоже очень радостно, когда приходит весна!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают.

- Да, нравится. Это интересно!

- Наверное, это связано с нашей темой урока.

- Когда приходит весна.

- Они радуются приходу весны.

Личностные :

действие самоопределения,

желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные: организация рабочего места

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Формирования темы и задачи урока учащимися

Работа с выставкой книг

- На выставку помещены книги с прочитанными произведениями и новыми.

Ребята, посмотрите на доску, рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия и автора.

Какие книги вы читали?

А какие книги вы еще не читали?

Сформулируйте тему урока?

А что объединяет все эти книги?

Определите, что мы будем делать на уроке?

- Сладков Н.И. «Весенний разговор» и «Апрельские шутки».

- Да, конечно.

- Весна.

Познавательные :

Осознанное построение речевого высказывания

Личностные:

Учебная мотивация

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

На слайде появляется портрет Сладкова.(Николай Иванович Сладков) Кто это?

Вы читали произведения Сладкова? Что об этом можете рассказать?

Что вы о нем узнали?

Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Всего написал более 60 книг о природе.

С какими его произведениями вы уже знакомы?

Какую пользу приносят скворцы?

А о чем будет произведение, с которым мы познакомимся на уроке, вам поможет моя загадка. Послушайте внимательно.

В ночь – мороз,

С утра - капель,

Застучал дождями звонко,

Марту месяцу вдогонку.

Так, глядя на доску скажите, какое произведение мы сегодня будем изучать?

Прочитайте название. «Апрельские шутки». Как думаете, почему Н. Сладков назвал так свое произведение?

Возможно, а как нам проверить это предположение?

- Ответы детей. Сладков.

-Сладков Николай Иванович писатель, ответы детей.

- Скворец – молодец.

- Червяков с борозды выбирают, личинок с гряд собирают, шерсть линячую выбирают, гусениц собирают.

- Апрель.

- Апрельские шутки.

- Там говориться про апрель.

Познавательные :

познакомиться с новым фольклорным жанром, научить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Регулятивные:

Учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Этап первичного восприятия

Словарная работа

Перечитывание и анализ

Итак, ребята, откройте учебник на странице 113, сейчас прочитаем «Апрельские шутки» а

слушаем все внимательно.

Чтение по цепочке.

Назовите главного героя?

Значение каких слов у вас вызвало затруднение?

Морозом ударил – наступили морозы.

Птицы перелетные – птицы перелетающие в зиму на юг.

Каких вы знаете перелетных птиц?

Юннат – юный натуралист (любитель природы)

Перетрусил - струсить сильно, перепугаться, оробеть, опасаясь последствий чего.

Чтение смысловыми частями (маятник)

А) Чтение первой части до слов «заворачивать..»

Что любит Апрель?

Чем прикинулся Апрель?

Что подумали скворцы и грачи? Почему?

Б) Чтение второй части до слов «А есть что?»

Что сделал апрель?

Почему апрель испугался? С какими словами он обратился к птицам? Прочитай.

В) Чтение третьей части.

Какой это месяц?

Что делает Апрель?

Кто помогает? Кто это?

Что они делают? Прочитай.

Какие дела делает Апрель?

А каким вы представили апрель? Для того, чтобы нам начать составлять образ апреля, я предлагаю вам работу в группах.

Работа с текстом.

Работа в группах по карточкам. «Точное слово»

Каждой группе выдаю карточки с характеристиками.

Ваша задача выбрать наиболее подходящую характеристику каждый образа апреля и подтвердить предложением из текста.

1 и 2 группа работают с первой частью текста.

«Любит пошутить этот Апрель. Взял нынче и прикинулся на первое апреля зимой. Снегу высыпал, морозом ударил

Какую шутку придумал апрель?

Какой он по характеру? (выберите карточку)

Какие слова доказывают это? (Прикинулся, пошутить, с первым апреля

надул).

3 и 4 группа работают со второй частью текста.

«Услыхал про то Апрель и перетрусил. « Что ж я, - думает, - за Апрель, что за весенний месяц, коли всех птиц разогнал?

Давай кричать:

Эй, птицы перелётные! Не бойтесь, не улетайте! Я пошутил. Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!»

Каким здесь показался апрель? (найдите подходящие карточки)

Какие слова подтверждают, что апрель струсил?

Перетрусил. Это как?

Что значит с «первым апреля надул»? (Обманул)

Что можно надуть?

В каком значении оно употреблено? (В переносном

5 и 6 группа работают с последней частью текста.

«Ой, не твёрдое апрельское слово!

Не серьёзный этот месяц, весенний. Всё бы ему шутить да обманывать. Не только на первое апреля может обмануть, но даже и на пятнадцатое, а то и на двадцатое. Ему – шутки, а лесным птицам и зверям – горе.»

Как вы понимаете выражение « не твердое апрельское слово»?

Что можете сказать про характер апреля?

Каким же перед нами предстал апрель? Какой он?

Что мы можем сказать о характере апреля ?

Обратите внимания на знаки препинания: передай голосом вопросительную и восклицательную интонации. Чтение

Апрель был –

    трусливый;

    несерьезный;

    деловой.

( Сравнить с погодой сейчас)

Вот такой изменчивый, непостоянный

Составьте картинный план, расположив иллюстрации в соответствии с содержанием. (На доску вывешиваются иллюстрации) приложение 1

Какая из пословиц раскрывает главную мысль сказки?

Весенний день – год кормит.

Увидел грача – весну встречай.

Весна да осень – на дворе погод восемь. Объясни

Каков же жанр этого произведения?
– Определите вид сказки? Какая это сказка?(научно - художественная)
– Какие факты (события) вымышленные? Реальные?

- Да

- Апрель.

- Потому что главный герой произведения Апрель.

- Пошутить

- Зимой

- Надо назад заворачивать, потому что они испугались зимы.

- Услыхал и перетрусил.

«Эй, птицы перелетные….»

- Несерьезный, весенний.

- Шутит да обманывает.

- Юннаты, любители природы, они развесили скворечники и дуплянки.

- Снега растопляет, льды взламывает, землю прогревает

Прикинулся зимой.

- Шутливый

- Весна да осень – на дворе погод восемь.

- Сказка

Личностные :

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные :

Выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные:

Находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения

Коммуникативные :

оформляет свою мысль в устной речи;

Умеет задавать уточняющие вопросы;

Осознанно читает вслух и про себя.

Физминутка

Электронная

Подготовка к восприятию

Первичное восприятие

Словарная работа

Проверка первичного восприятия

Подготовка к выразительному чтению

Предположите, о чем пойдет речь?

Рассмотрите картинку и назовите героев.

Как называется рассказ?

Давайте прочитаем произведение, слушайте внимательно.

Чтение по цепочке.

Вам понравилось произведение?

В рассказе были незнакомые слова, посмотрите на доску. (Словарь:

капель - падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, капли.

брёвнышко – маленькое бревно, кафтан – старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом.

хлопочут – занимаются чем-нибудь с усердием, работают.).

Какое настроение вызвало у Вас произведение?

Какие слова передают это настроение? Прочитай.

Прочитайте про себя. Назовите всех героев, кто участвовал в разговоре

Выборочное чтение.

Что кричали воробьи? Почему?

А что кричали вороны? Почему?

Что кричали синички? Почему?

Ребята, найдите повторы в тексте, с каким чувством их надо читать? Попробуйте прочитать.

Найдите обращение в тексте. Прочитайте. Выделите голосом обращение. (Выделенные предложения)

Найдите восклицательные предложения. А какие это предложения? Прочитайте. Выделите голосом.

Найдите вопросительные предложения. А какие это предложения? Прочитайте. Выделите голосом.

Прочитай выделенные слова по – разному: так, как хотел автор, как это произносят герои и как ты хочешь их прочитать.

Чтение по ролям с масками. У доски

- О весне

- Ворона, петух, воробьи, скворцы, галки, синички.

- Весенний разговор

- Да.

- Ответы детей

- Хорошее, радостное, весеннее.

- Читают.

- Герои рассказа: вороны, капель, петухи, дети, воробей, синички, скворцы, галки.

- Дети читают

- Выразительно и т.д.

«Пора!Пора!

Кап,кап,кап.

Солнышко, солнышко

Жив, жив!

Синь – кафтан, синь- кафтан!

Так себе, так себе.»

- Это предложения в конце которых стоит восклицательный знак.

- Это предложения в конце которых стоит вопросительный знак.

Познавательные :

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные :

учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные :

контроль, саморегуляция, коррекция

Итог урока. Рефлексия.

Что вам понравилось?

Что нового узнали?

Что вам сегодня удалось лучше всего?

Чему научились на уроке?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

Как ты оцениваешь себя на уроке?

Заполните «дерево успеха».

Всё получилось, доволен своей работой

Не всё получилось, но могу работать лучше

Ещё есть затруднения в работе

Личностные :

Самооценка;

Осознанность учения;

Адекватное реагирование на трудности

Тема: Н.И. Сладков «Весенний гам» Л.А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе
Цель урока: систематизация знаний детей о родной природе на основе рассказа Н. Сладкова «Весенний гам»
Задачи урока:

    образовательные: расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества Н. Сладкова; развивающие: повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, мотивировать самостоятельную поисковую деятельность; воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, стремление охранять ее.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы с заготовками обложек, толковый словарь, слова на карточках с перечнем чувств (наслаждение, восхищение, радость, тревогу, уныние, вдохновение, гордость, ответственность, грусть)

Ход урока.

Деятельность учителя

Ученик читает отрывок из произведения.

Слайд 3

«Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!» (Н. Сладков «Апрельские шутки»)

Слайд 4

«Вот тебе, снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться». (Н. Сладков «Снег и ветер»)

Слайд 5

«Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок, взлетела но не умчалась вдаль, вовсе нет». (Г. Скребицкий «Жаворонок»).

Слайд 19

- С каким произведением познакомились? - Что узнали нового? Я хочу закончить урок словами Николая Ивановича Сладкова: «У природы есть цель – делать людей счастливыми». Те, кто сегодня на уроке почувствовал себя хоть немного счастливее, улыбнитесь друг другу. У природы много неизведанных чудес, надо только уметь находить и видеть их, а в этом нам помогают произведения Н. Сладкова. Если вас заинтересовало творчество Н.И. Сладкова, я предлагаю вам прочитать другие интересные книги, взяв их в библиотеке. Слайд 20