Как написать путевые заметки. Сочинение в жанре путевых заметок (9 класс)

Софийский собор в Полоцке. Фото из интернета, да простит меня его автор!

Я стояла с группой туристов на зеленом пригорке и смотрела на высокий белоснежный собор, кажется, Софийский. Дело было в Полоцке, мне 13-14 лет и это мое первое самостоятельное путешествие без родителей. Помню, что в руках держала небольшой блокнотик, куда пыталась записать названия достопримечательностей. Других гаджетов тогда, в конце 80-х, у меня не было. А желание хоть как-то задокументировать поездку уже возникло.

Это потом, спустя годы я узнала, что есть такой жанр путевые заметки в travel-журналистике, когда путешественник записывает свои наблюдения, самые цепляющие моменты поездки и свои впечатления от этого. Особенно впечатления, которые со временем тускнеют, как старые печатные фотографии. Конечно, в наш цифровой век легче сфотографировать, чем . Но все же важно отметить некоторые детали и в блокноте.

Это названия населенных пунктов, городов, имена людей, с которыми познакомились и побеседовали. Кстати, важно зафиксировать как можно точнее. Не поленитесь записать, какая была погода, и какие она внесла нюансы в путешествие. Названия улиц, соборов и памятников, а главное - состояние души, которое они вызвали, ведь даже города обладают , а не только историей.

Признаюсь, я никогда не была на море, в зарубежных странах и в горах (разве что Уральские горы видела из окна поезда и машины). Пока путешествую чаще всего по России. Жаль, что не всегда делала заметки. Но и сейчас могу вспомнить некоторые детали. В селе Михайловском меня удивили высокие мощные сосны (или ели?) и тенистые аллеи с мостиками, а в Святогорском монастыре, куда привезли раненного Пушкина, узкие темные коридоры, и посмертная маска поэта, похожая на театральную.

Минск запомнился аккуратной привокзальной площадью и светлым малолюдным метро. В загадочном городке Несвиже впервые увидела средневековый замок со сторожевыми , внутренним двориком, парками, земляными валами и глубокими рвами. В Екатеринбурге побывала на месте гибели царской семьи в то время, когда еще вместо Храма на Крови стоял крест с фотографией царского семейства. А неподалеку виднелись холмы от взорванного Ипатьевского дома…

Сейчас я живу в Казани, а когда-то жила в Зеленодольске и . Побывала в , Болгаре, Уржуме, Малмыже, Нолинске… Даже в самых маленьких провинциальных городках так много интересного и неповторимого, чего больше нигде не увидишь. В Нолинске, например, ансамбль Никольского собора поражает своей грандиозностью и… заброшенностью. Высоченные белые стены собора разрушает время, и возможно, люди, хотя это памятник архитектуры. Я увидела его и запомнила…

А однажды мы поехали на Урал, в город Серов на машине. Там жили бабушка и дед, мамины родители. Из Кировской области путь неблизкий, ехали сутки. Но это было незабываемое автомобильное путешествие! Через похожее на море Воткинское водохранилище, уютный, в цветочных клумбах город Чайковский, туманный мост возле Качканара… Но многое и забылось, потому что не записала интересных названий и впечатлений, которое они произвели.

Здесь мы стоим в Европе. А за углом уже Азия!

С собой был фотоаппарат (мыльница с фотопленкой), поэтому кое-что сфотографировали, например, пограничный знак между Европой и Азией, который обозначен в этом месте белым элегантным столбом. На нем виднеются совсем неэлегантные, но вечные надписи: здесь был Вася… Там были и мы! Вот, красуемся на фото, старом, еще печатном, и слегка размытом.

Кстати, таких столбов насчитывается великое множество на протяжении всех Уральских гор (а это более 3000 километров) и все они разного вида. Каждый имеет свою историю. К сожалению, я забыла (потому что не записала!) в каком месте Уральских гор находится столб, возле которого мы сфотографированы. Но может кто-то из читателей узнает это место?

А из записей можно создать путевой очерк, который доставит удовольствие автору и принесет пользу другим людям. Они, возможно, никогда там не побывают, но благодаря авторским путевым заметкам узнают массу интересного.

Вот уже как неделю мы живем в Новом Поморие, отстроенном на модернистский лад районе старого города Болгарии. Под рукой все, что нужно туристу – море, отели и незатейливые таверны. Но проведи здесь больше пяти дней и шести ночей и начнешь расхаживать по своим апартаментам не хуже тигра в клетке. Изученный нами вдоль и поперек город больше не мог насытить возрастающую скуку и отчаянную жажду перемен. Остро встал вопрос о «культурной» составляющей нашего отдыха.

Описанные в буклете единственного местного тур-агенства болгарские деревни и птичья ферма наводили тоску одним своим названием. Хотелось чего-то большего, стоящего.

Вскоре от «местных» соотечественников мы узнали о Рильском монастыре, единственной святой обители в Болгарии, предоставляющей ночлег своим посетителям. Туристы, пробывшие в стенах святыни лишь одну ночь, успевали пережить не то экзистенциональный кризис, не то провидение. Многие говорили об Иоанне Рильском, являвшимся им во сне, первом монахе-отшельнике, учениками которого и был построен монастырь. Тогда мы еще не были готовы испытать все то, что описывали нам первопроходцы, но уж точно не могли вообразить себе пятичасовую поездку до Софии – испытание не для изможденных жарой и унынием горетуристов.

Монастырь расположен в долине реки Рильская, на западном склоне горного массива Рила. Со всех стороны святыня окружена многовековыми деревьями и руслами горных рек. Последние семнадцать километров пути тянулись узким серпантином от подножья до вершины горы. Комплекс сооружений, кажущийся снизу необъятным, на высоте в тысячу сто сорок семь километров над морем впечатлял своим поистине грандиозным размахом. Обитель не просто возвышалась над окружающими склонами, но и сама будто была выточена из скалы. Мы впервые вдохнули горный южный воздух: прохладный и сладкий, – и отправились верх по уютным узким тропинкам.

Рильский монастырь был культурным центром Болгарии практически на протяжении всего своего существования. Именно здесь нашла убежище культура болгарского народа, спасавшаяся от гнета турецкого ига: детей в монастыре обучали болгарскому языку, сохраняли местные обычаи и предания. Но природа и архитектура этого места говорят на другом языке, ясном и понятном каждому, которому они открывают свои двери.

Время в монастыре течет так же быстро, как летит с горных порогов вода Рилы. Тяжелое, свинцовое цвет небо куполом опустилось над святыней. Пронизанная тишиной мистическая ночь постепенно стала наполняться шумом горных рек и звуками мирной жизни монастыря. Часто ли доводиться заночевать в горной келье и пробудиться от бьющего в окно лучей светила?

Покидать тихое, умиротворенное место не хотелось. Отдаляясь от монастыря, мы наблюдали за экскурсионными автобусами и копошащимися в них туристами. Им еще только предстояло ощутить возвышенное удовлетворение, которое дарит это место. А пока им можно толкаться в очередях, спорить о стоимости билетов и обсуждать обратную дорогу домой.

Казалось бы, что может быть проще – написать в газету о своем путешествии в другой город, в другую страну. Столько эмоций, впечатлений, событий – садись и пиши! Но именно потому, что событий и впечатлений очень много и все их хочется описать подробно, текст «расползается» до невероятных размеров, обрастает скучными подробностями и многочисленными деталями.

В результате сначала начинающий журналист подробно описывает полет в самолете, потом сколько минут их группа ожидала гида, потом рассказывает, как их заселили в гостиницу… а когда дело доходит до самого главного – до цели путешествия, уже просто не остается сил, чтобы об этом рассказать. И тогда в финале материала следует сухой перечень достопримечательностей, которые журналист увидел и посетил. Знакомо?

Сразу решите, что для вас важно. Если вы собираетесь описывать гостиничный сервис в разных странах и ваши путевые заметки посвящены именно этому, тогда можете описывать, как вы заселились в гостиницу.

А вот если вы собираетесь в своем тексте рассказать об архитектурных достопримечательностях, то рассказ о гостинице будет уместен только в том случае, если она является архитектурным памятником или некой несуразностью современного градостроительства.

Очень хорошо «оживляют» путевые заметки бытовые зарисовки «с натуры» - небольшие репортажные моменты, которые передают ритм посещаемых вами мест, особенности быта и поведения людей.

Итак, путевые заметки - описание определенных событий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего путешествия, объединенные общей темой. Причем, автор описывает не все подряд, что он видел на своем пути, он избирателен : архитектурные памятники, особенности местного туризма, особенности местной кухни, местные традиции и т.д.

Тем - множество, и выбор зависит от интересов и личных пристрастий автора. Так или иначе, но журналисту, пишущему в жанре путевого очерка, приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать самым интересным и важным - зависит от авторского замысла.

Все, что не входит в авторский замысел, не попадает в тему - остается в блокноте (компьютере) журналиста и ждет своего часа: наверняка, когда-нибудь эту информацию вы сможете использовать. Лет через пять-десять. И, может быть, даже в другом жанре. Слишком долго ждать? За свою практику каждый профессиональный журналист накапливает большое количество такого материала, который до поры до времени остается невостребованным, но в определенный момент, по мере накопления, «выстреливает», как то самое чеховское ружье, позволяет журналисту браться за серьезные темы, требующие анализа большого количества фактов и серьезных обобщений.

Но вернемся к путевым заметкам. Сам факт перемещения журналиста во времени и в пространстве позволяет сделать этот жанр динамичным, легко читаемым, разбить текст на небольшие части, каждую со своим подзаголовком, что особенно важно для подростковой аудитории, которая не любит читать большие глыбы текста. Репортажные моменты (описания, детали, эмоции и впечатления автора), создающие эффект присутствия, позволяют читателю стать эмоциональным соучастником путешествия.

Татьяна Ковган

Как сделать так, чтобы путевые заметки получились яркими и запоминающимися, как само путешествие. И чтобы читатель смог представить и почувствовать то же самое, что и ты?

Как я и , расскажу о некоторых тонкостях.

Итак, характерные признаки путевых заметок:

  • указание места (и возможно времени );

Например: В любом городе, даже самом маленьком как , есть парк. Или городской сквер, сад, куда все жители ходят гулять.

  • пейзажные зарисовки (описание местности, архитектуры );

В городском парке нашего небольшого городка (каких наверное, тысячи по всей России) есть большой круг – заасфальтированная дорожка, длиной около полутора километров. Она, как кольцо, окружает парк. И есть много маленьких, практически лесных тропинок, пересекающих парк вдоль и поперек.

  • портретные зарисовки (описание животных и людей, их поведение, одежды, манеры );

Вот зрелый строгий мужчина с “боксером” на поводке, таким же зрелым и строгим. Вот две дамы почтенного возраста, их лица слегка напряжены, видимо, говорят о проблемах…

  • комментарии и ощущения автора (авторское “я”, личность автора ).

Я часто бываю в нашем парке. Выгуливаю собаку. А сейчас и младшего сына. Аллеи парка вызывают у меня умиротворение…

Вообще для путевых заметок очень важны детали (необычные факты, необычные здания, места, необычные люди, животные ). Именно детали помогают воссоздать эффект присутствия.

И здесь не обойтись без такого приема письма, как описание . Напоминаю, что это перечисление характерных признаков и свойств предметов (цвет, объем, ширина, длина и т.п.).

Например: Эстрада окружена двухметровым металлическим забором и напоминает загон (ну, для коров, например). Молодежь так и величает это место.

И конечно же, можно использовать в путевых заметках повествование , которое воссоздает картину событий в целом, а именно: из пункта А я отправилась в пункт Б и по пути со мной приключилась вот такая история…

По форме организации материала путевой очерк может быть:

  • хронологическим (последовательно воспроизводится цепь событий во времени );
  • эссеистским или свободным (строится на ассоциативных связях, образных обобщениях, рассуждениях автора ).

Можно вполне потренироваться и на достопримечательностях собственного города или села, к которым вы давно привыкли и не замечаете их красоты. Предлагаю взглянуть на родной город глазами туриста и открыть его для себя заново!

Сегодня в примерах поста я использовала фрагменты своих путевых заметок . Пройдя по ссылке, вы можете прочитать пост полностью!

Вам понадобится

  • фотоаппарат или видеокамера;
  • блокнот и карандаш;
  • ноутбук или планшетник;
  • диктофон.

Инструкция

Планируя очередное путешествие, постарайтесь приготовиться заранее к тому, что вы будете вести путевой дневник. Для начала обратитесь к помощи профессионалов. Наверняка, вы хоть однажды смотрели передачи «Вокруг Света», «Непутевые заметки» или включали канал «Тревэл-TV». Найдите любой из сюжетов из этих циклов в программе передач или интернете. Посмотрите их с точки зрения путешественника и журналиста. Обратите внимание, на чем расставлены акценты сюжета. Набросайте в блокноте или любом удобном для вас цифровом устройстве примерный план ведения путевых заметок.

Во-первых, обозначьте дату, время и место, с которых вы начинаете свои путевые заметки. Кстати, вы можете начать вести свои путевые заметки сразу после того, как вышли из дома и поехали в аэропорт или на вокзал. Во-вторых, утро каждого следующего дня начинайте с новых фотографий и заметок к ним, непременно зафиксировав их дату. Сопровождайте свои комментарии фотографиями. Их может быть довольно много, позже вам предстоит тщательно отобрать самые интересные для путевых заметок.

Обязательно фотографируйте каждый интересный объект. Это может быть местный рынок с изобилием морепродуктов или тропических плодов, праздничные шествия и просто сцены из жизни, пронизанные колоритом, присущим данному месту. Если у вас нет возможности записать тут же комментарии к отснятому сюжету в блокнот, воспользуйтесь диктофоном, который наверняка имеется в вашем мобильном телефоне. Это поможет в дальнейшем воссоздать ваши впечатления от увиденного и описать их в путевых заметках.

Не забывайте очень важный момент: каждое яркое впечатление от увиденного зафиксируйте не только на фото или видео, но и в своих комментариях к нему. Чем раньше вы опишете свои ощущения, тем интереснее и ярче получатся ваши путевые заметки. Не перегружайте свои заметки развернутыми историческими справками, полученными от гида или в интернете, желающие узнать подробности сделают это сами. Также не стоит под фотографиями помещать скупые и безликие подписи типа «местный рынок», «вид на гору» и т.п. Постарайтесь сделать описание интересным для читателей ваших заметок.

Ваше путешествие закончено. Самое время упорядочить весь материал для заметок в хронологическом порядке. Соберите все источники для заметок вместе: с диктофона запишите тексты, добавьте записи с других источников, скачайте фотографии. В любой удобной для вас программе, работающей с текстами и изображениями пишите свои заметки, вставляя фотографии и подписи к ним. Также вы можете дать каждой фотографии оригинальное название, включите свою фантазию и чувство юмора. Обязательно перечитайте заметки и дайте почитать своим близким. Понравилось? Смело можете выкладывать свои путевые заметки на своей страничке, в блоге или любом сайте, где туристы делятся своими впечатлениями о поездках.