Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Храм христа спасителя, история и описание храма христа спасителя, взрыв и строительство храма христа спасителя

Храм Христа Спасителя - главный кафедральный собор Русской православной церкви. Трудно найти еще один такой храм, который имел бы столь трагическую и удивительную судьбу.

История Храма Христа Спасителя в Москве

Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».

Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.

Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция - форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.

Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.

Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья - на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.

Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов - в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу - 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.

Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.

В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января - по новому), было главным праздником в храме.

Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.

30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями - со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой - пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 - 1884».

После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.

Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».

После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.

Сегодня храм занял свое законное историческое место.

Особенности строения и внутреннего интерьера Храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя - один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства.

К равностороннему кресту примыкают угловые пилоны, благодаря которым храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок - 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке средних ворот можно увидеть нарисованных ангелов с распростёртыми крыльями.

На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, имеющие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.

Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к . В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.

На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых - распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Входные двери храма Христа Спасителя украшены скульптурами и богатым орнаментальным декором. Их обращенные наружу стороны выполнены из бронзы и украшены по эскизам Ф. П. Толстого.

Паперти крылец сделаны из финского мелкозернистого гранита темно- цвета, которым был облицован и наружный цоколь всего храма.

Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны.

Большой интерес представляет оформление подкупольного пространства. Центральная часть и площадь малых куполов отведены изображению Бога, ниже - земной жизни Христа, в пересечении находятся иконы Богоматери и святых.

Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находится уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни. Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра.

Росписи главного алтаря изображают священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

Внутреннее помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных камня - лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород .

Украшением интерьера служат многочисленные бронзовые детали: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты. Серебряную утварь, ковры и мебель заказывали лучшим мастерам.

Храм Христа Спасителя сейчас является главным кафедральным собором Русской Православной церкви. Нижняя часть храма действует постоянно, а помещение используется во время торжественных богослужений.

Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован – указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.

Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением – территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.

Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы – уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.

Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV-XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте – в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.

Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.

Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.

Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.

Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов – защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.

5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году.

Адрес: ул. Волхонка 15

История строительства храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года как знак благодарности Богу за помощь и заступничество, а также в память о погибших в боях с захватчиками. Большинство памятников во славу побед русского оружия, которые устанавливались в 18 веке, носили светский характер. Это были триумфальные арки, обелиски или колонны. Строительство же храмов-памятников - это традиция, имеющая исторические корни. Иван Грозный в память о победе над Казанским ханством построил в Москве на Красной площади Храм Покрова на рву, а собор Казанской Божией Матери служит напоминанием о подвигах русских воинов в 17 веке, которые были совершены при освобождении Москвы от польско-литовского гнета.

В день окончательной победы над армией Наполеона, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал манифест о сооружении в Москве храма во имя Спасителя Христа и издал указ Священному Синоду об объявлении 25 декабря праздничным днем в память об освобождении "Церкви и Державы".

Первоначальная идея принадлежала заслуженному русскому генералу Михаилу Ардалионовичу Кикину, и дошла до императора через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Такая инициатива была одобрена не только российским императором, но и встретила искреннюю поддержку среди широких масс российского общества, ее одобряла и аристократия, и простой народ.

В ходе осуществления проекта было проведено два конкурса, в которых принимали участие самые известные русские архитекторы. Первый проект, который был признан самым удачным, принадлежал А. Витбергу, именно его выбрал император из 20 предложенных. И вот, 12 октября 1817 года на Воробьевых горах, на участке между Смоленской и Калужской дорогами была произведена торжественная закладка храма. Но спустя некоторое время выяснилось, что выбранный участок имеет дефекты почвы - здесь проходили русла подземных ручьев, а это было неблагоприятным условием для строительства.

После смерти Александра I его преемник Николай I остановил все работы по строительству храма, это случилось в 1926 году. Но благородное начинание не кануло в безвестность. В апреле 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, принадлежавший архитектору К. Тону. Существует версия, что отношения А. Витберга с новым самодержцем не сложились, поэтому был выбран новый проект и новый архитектор. Место для строительства храма император выбрал лично. На берегу Москвы-реки, вблизи Кремля располагался Алексеевский монастырь и церковь Всех святых - именно здесь было решено строить новый храм. Здания церкви и монастыря были разрушены, а монахинь перевели в Сокольники, в Красное Село. Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1839 года. Говорят, что, когда настоятельница Алексеевского монастыря узнала об этом решении государя, она сказала: "Быть сему месту пусту!" Неизвестно, правда это или нет, но дальнейшая судьба собора сложилась не самым удачным образом.

Храм Христа Спасителя должен был стать вторым центром Москвы, который существовал бы наравне с Кремлем и Красной площадью. Здание возводящегося собора должно было достигать в высоту более 100 метров, кроме того, оно строилось на Алексеевском холме, возвышавшемся над окрестностями - все это делало храм основной вертикальной доминантой Москвы того времени. Несмотря на существовавшие градостроительные правила (в Москве нельзя было строить здания, по высоте превосходящие колокольню Ивана Великого высотой 81 метр), для храма сделали исключение.

Непосредственное руководство строительством было возложено на генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицина, который стоял во главе Комиссии, специально созданной для осуществления этого предприятия. В создании храма принимали участие самые авторитетные строители. Архитекторы и художники той эпохи. Живописными работами занимались Российской Академии Художеств: Суриков, Семирадский, Крамской, В.П. Верещагин, Плешанов, Маковский, Бруни и другие. Фасадные скульптуры выполняли барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата храма были изготовлены по моделям графа Ф. Толстого.

Из государевой казны на строительство храма было выделено более 15 миллионов рублей - по тем временам это была грандиозная сумма. Кроме того, средства на строительство собирались в церквях по всей России. Параметры строящегося здания были впечатляющи. Толщина стен храма достигала 3,2 м, высота от основания до креста равнялась 103,5 м, высота креста была 8,5 м. Для храма был выбран византийский стиль. Здание имело форму равноконечного креста. Стены возводились из кирпича и белого камня, а поверху их облицовывали итальянским мрамором различных сортов, шошкинским порфиром и киевским лабрадором. Подобно древним храмам, в двойных стенах имелись коридоры, проходящие вокруг всего здания. В коридорах размещались 177 мемориальных мраморных плит, на которых описывалась хронология событий войны 1812 года. Скульптуры для барельефов были выполнены из протопоповского мрамора (плотный белый известняк, добываемый под Коломной), отличающегося прочностью, легкостью полировки, а также красотой. Центральный купол огромного размера по проекту устанавливался на световой барабан с зеркальными стеклами, который, в свою очередь, опирался на восьмигранник. По краям креста высились четыре колокольни, увенчанные малыми главами. Для того, чтобы позолотить все купола, балюстрады и крыши понадобилось 422 килограмма золота и 176 тонн меди. Общее число колоколов на колокольнях равнялось 14, а самый большой колокол весил 27 тонн.

Внутренние помещения храма выполнялись с не меньшей тщательностью и размахом. Нижняя половина стен была декорирована мрамором и мозаикой. Чтобы предохранить фрески от разрушительного воздействия сырости, строители сделали основу для них откосным способом - весьма трудоемким и дорогостоящим (на расстоянии приблизительно 7 сантиметрах от кирпича на специальных штырях сплетались своеобразные панели из толстой проволоки и пеньки, которые затем выравнивались раствором). В убранстве храма преобладали бронза и позолота, которыми были покрыты перила хоров, кресты в алтарях, обрамления икон, подсвечники, люстра-паникадило. Центральный иконостас был изготовлен из белого мрамора в форме восьмигранной часовни, а венчал его позолоченный шатер.

Очевидцы сравнивали новый собор с огромным белым айсбергом или с гигантской сахарной головой. Белоснежный фасад храма Христа Спасителя уже издалека бросался в глаза и врезался в память. Рядом с храмом Христа Спасителя в Москве была разбита площадь и устроена набережная, тянувшаяся до Большого Каменного моста, к реке спускалась широкая лестница, у которой была установлена "иордань" - место для проведения церемоний водного освящения. В 1912 году вблизи собора был установлен памятник императору Александру III, который простоял там вплоть до 1918 года.

13 декабря 1880 года храм получил имя Кафедрального собора Христа Спасителя, для него был утвержден духовный штат и причт. Спустя три года, 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня было проведено торжественное освящение храма.

В 1901 году при храме появился хор, который скоро стал лучшим в Москве. Именно в этом соборе отмечались все самые важные и торжественные праздники, коронации, юбилеи. В течение непродолжительного времени храм стал одним из главных центром просвещения в Москве. Здесь появилась богатая библиотека, содержавшая множество редких изданий, проводились экскурсии, а с 1902 года начали функционировать образовательные курсы для рабочих. Пожертвования, которые собирал храм, шли на оказание помощи нуждающимся.

В 1918 году власть молодой Советской республики издала декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", и храм лишился поддержки и помощи органов власти. Чтобы предотвратить упадок храма, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано благотворительное общество, которое стало заботиться дальнейшей судьбой святыни.

Первым шагом на пути уничтожения храма стал демонтаж памятника императору Александру III. Согласно постановлению властей, памятники "царям и их слугам" не представляют исторической и культурной ценности. Это случилось в 1918 году, а с начала 20-х годов в советских печатных изданиях появился ряд статей, подвергающих сомнению какую-либо ценность храма Христа Спасителя. Как правило, авторами этих высказываний были люди не имеющие никакого отношения к архитектуре: Герцен, Демьян Бедный и другие. Тот факт, что собор был построен в память о героях Отечественной войны 1812 года, и является не только культовым христианским сооружением, но и памятником истории и архитектуры, в это время совершенно выпустили из внимания.

В 1929 году в Советском государстве началось массовое идеологическое наступление на религию под девизом: "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". Кроме того, в это время стали применять новый способ при разрушении церквей - их начали взрывать. Ещё в 1921 году на Первом съезде советских депутатов Киров выдвинул предложение построить "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" вместо "дворцов банкиров, помещиков и царей", а в 1924 году, после смерти Ленина, возникла необходимость увековечить память вождя "мирового пролетариата". Со временем эти два проекта слились в один, и на волне антирелигиозной пропаганды было решено уничтожить храм Христа Спасителя, а на его месте воздвигнуть грандиозный Дворец Съездов. Таким образом, храму, на строительство которого ушло 50 лет, было суждено просуществовать немногим больше этого срока.

Причин по которым новый Дворец Съездов в Москве было решено строить именно на месте храма Христа Спасителя несколько. Во-первых, с архитектурной точки зрения это было идеальное место - оно располагалось вблизи Кремля и Красной площади, а также отлично просматривалось со всех сторон. Во-вторых, в 1932 году исполнялось 120 лет со дня победы в войне 1912 года и 100 лет со дня подписания императором Николаем I указа о строительстве собора. Кроме того, в этом же году отмечалось 15 лет со дня Октябрьской революции и 10-тилетие основания СССР - эти даты было бы очень символично отметить закладкой здания, символизирующего победу нового мира над старым. В определенной мере, присвоение сокровищ храма также было одной из причин его уничтожения. В числе немногих защитников храма Христа Спасителя в Москве был и художник А.М. Васнецов, но эти разумные голоса тонули в море одобрительных мнений.

В июле 1931 года было принято постановление о проведении конкурса проектов Дворца Советов. Конкурс был закрытым, и по его результатам победил проект архитектора Б. Иофана, который после некоторой доработки и был утвержден. Вместо храма должно было появиться поистине гигантское сооружение, в несколько раз превосходящее по размерам своего предшественника. Сооружение должно было достигать в высоту в общей сложности 415 метров - на то время это было бы самое высокое здание не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Да и в наше время такая высота является весьма солидной. На верхушке здания, выполненной в виде огромного постамента, должна была выситься статуя Ленина, которая просматривалась бы целиком из всех точек города.

Предварительно начала действовать комиссия по оценке предметов, представляющих историческую и художественную ценность. Не в первый раз, но теперь окончательно храм Христа Спасителя подвергся законному разграблению. Музейными ценностями были признаны некоторые участки настенных фресок, часть церковной утвари, небольшое число горельефов. Мрамором, снятым со стен храма, облицевали станции метро Кропоткинская и Охотный ряд, скамейки были поставлены на станции Новокузнецкой, а горельефы перевезены в Донской монастырь.

Вначале было решено разобрать храм до основания. В большой спешке разобрали позолоченные купола и часть конструкций, но целиком эта затея не удалась - построен он был добротно и на века. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя в Москве был варварски взорван, причем, с первого раза уничтожить здание не удалось, и подрывникам пришлось закладывать взрывчатку ещё раз.

По плану, открытие Дворца Съездов должно было состояться в 1933 году, но лишь на очистку площадки от обломков храма ушло около полутора лет. Строительство Дворца начали в 1937 году, в 1939 году было завершено возведение фундамента и отдельных частей здания, но в сентябре 1941 года, в связи с началом войны с фашистской Германией из металлических конструкций, предназначавшихся для строительства, были изготовлены противотанковые ежи. Спустя некоторое время пришлось разобрать и фундамент на оборонительные и другие нужды.

После того, как Великая Отечественная война 1941 года завершилась, управление строительства Дворца Советов ещё существовало некоторое время, и архитектор Иофан продолжал работать над проектом. Но уже не было ни идейных вдохновителей грандиозного строительства, и менталитет народа очень изменился после войны, да и средств на осуществление проекта-монстра не было, поэтому в 1960 году проект был официально закрыт. Существует мнение, что при более детальном изучении местности, оказалось, что почва не выдержит такое мощное здание, что также говорило в пользу отказа от строительства. На месте существующего котлована решили построить открытый бассейн "Москва", что с успехом и было сделано. Бассейн просуществовал с 1960 по 1994 годы.

Восстановление храма Христа Спасителя в Москве

В конце 80-х годов стало набирать силу движение сторонников возрождения храма Христа Спасителя в Москве, и в 1989 году было принято решение о его восстановлении. 5 декабря 1990 года с восточной стороны бассейна был установлен камень, на котором высечено: "Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте". Идейными вдохновителями и активными участниками предприятия были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин.

Два года спустя, в 1992 году президент Российской Федерации Б. Ельцин подписал указ "О создании фонда возрождения Москвы". В этом документе были перечислены объекты, которые нужно было построить или реконструировать. На первом месте в этом списке стоял храм Христа Спасителя. В мае 1994 года правительство Москвы и Московская Патриархия совместно приняли решение о восстановлении храма. Сразу же начались работы по разборке бассейна, которые были восприняты жителями Москвы неоднозначно, но, тем не менее, 7 января 1995 года в фундамент здания был заложен первый камень.

На этот раз строительство продвигалось намного быстрее. Вновь возведенный храм несколько отличается от старого. Новое здание имеет стилобатную часть (цокольную), в которой находятся технические службы, музей, зал совещаний Священного Синода, церковь Преображения, зал Церковных Соборов, трапезные палаты. В новый храм были возвращены некоторые фрагменты, сохранившиеся от старого собора, а некоторые можно увидеть в музее при храме. Уже в 2000 году абсолютно все отделочные работы были завершены и 19 августа Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Руководил строительством храма Общественный Совет, возглавляемый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Архитектурный проект разрабатывался управлением Моспроекта-2 при участии Московской Патриархии. Главный архитектор и руководитель строительства - академик М.М. Посохин. Также в работе над проектом принимал и участие архитекторы: А.Н. Оболенский, Д.С. Солопов, А.М. Денисов. Отделочные и художественные работы проводились членами Российской Академии художеств во главе с ее президентом академиком З. Церетели. Это лишь малый перечень тех, кто вложил свой талант, труд и душу в воссоздание храма. На самом деле в осуществлении проекта принимало участие очень большое количество различных учреждений, организаций и частных лиц.

Комиссия по художественному убранству храма под председательством Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювенали (с 1995 по 1998гг.) и Епископа Орехово-Зуевского Алексия (с 1999г.) и Координационная группа специалистов под руководством священника Леонида Калинина следили за тем, чтобы новый храм точно соответствовал канонам церкви, а также историческим образцам и технологиям.

Экскурсия с посещением храма Христа Спасителя

Историческая справка:


25 декабря 1812 г. - император Александр I подписал манифест о сооружении в Москве храма во имя Спасителя Христа
12 октября 1817 г. - на Воробьевых горах, на участке между Смоленской и Калужской дорогами была произведена торжественная закладка храма 1926 г. - Николай I, остановил все работы по строительству храма
1832 г. - император Николай I утвердил новый проект храма, принадлежавший архитектору К. Тону
10 сентября 1839 г. - состоялась торжественная закладка нового храма
13 декабря 1880 г. - храм получил имя Кафедрального собора Христа Спасителя, для него был утвержден духовный штат и причт
26 мая 1883 г. - в день Вознесения Господня было проведено торжественное освящение храма
1901 г. при храме появился хор
1902 г. – при храме Христа Спасителя в Москве начали функционировать образовательные курсы для рабочих
1912 г. - вблизи собора был установлен памятник императору Александру
1918 г. - власть молодой Советской республики издала декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", и храм лишился поддержки и помощи органов власти
5 декабря 1931 г. - храм Христа Спасителя в Москве был варварски взорван
1937 г. – на месте храма начали строительство Дворца Съездов
1941 г. – в связи с началом войны строительство остановлено
1960 г. - было официально решено закрыть проект возведения Дворца Съездов
1960 - 1994 гг. – на месте храма функционирует бассейн Москва
1989 г. - было принято решение о его восстановлении храма Христа Спасителя
5 декабря 1990 г. - с восточной стороны бассейна был установлен камень, в честь будущего собора
7 января 1995 г. в фундамент здания был заложен первый камень
14 апреля 1996 г. - на Пасху Святейший Патриарх Алексий II совершил первое Богослужение под сводами строящегося Храма - Пасхальную Вечерню
19 августа 1996 г. - Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Спасо-Преображенской церкви
7 сентября 1997 г. - в день празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения юбилейных торжеств
2 апреля 1999 г. – начата роспись купола храма
декабрь 1999 г. – окончательно завершены росписи в храме Христа Спасителя 31 декабря 1999 г. - Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение Храма Христа Спасителя
19 августа 2000 г. - Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя - когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве - по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя - спроектировали в 1817 году . Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем - устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй - был воздвигнут в 1883 году , выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя - размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте - и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя - 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади - 60 на 60 метров - этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси - 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде - 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас - 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше - 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг - колоннады, пантеоны (в том числе - монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти - из-за ненадежности почвы, а отчасти - из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов - включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, - один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался - на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте - уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но - абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение - Дворец советов - поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров - в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они - исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) - дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн - кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне - почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя - за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя - расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя - «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.

Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
- верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
- нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

В том же 1814 году был проведён конкурс. В нем участвовали архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.

В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.

13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.

В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).

Вхраме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон).

В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.

В конце 1980-х возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.

К 1999 году новый храм Христа Спасителябыл сооружён как условная внешняя копия своего предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.