День создания армейской авиации. Развитие техники и расширение задач

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 28 октября ежегодно в Вооруженных силах (ВС) России отмечается День армейской авиации Военно-воздушных сил (ВВС, с 1 августа 2015 г. входят в состав Воздушно-космических сил, ВКС). История армейской авиации как отдельного рода войск отсчитывается с 28 октября 1948 г. В этот день в г. Серпухове (Московская обл.) была сформирована авиационная эскадрилья, которую в 1949 г. первой оснастили вертолетами Ми-1.

Развитие техники и расширение задач

Первоначально в задачи вертолетной авиации, которая считалась вспомогательной, входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка и поддержание связи на поле боя. В связи с тем, что техника совершенствовалась, уже к 1970-м гг. вертолеты стали самостоятельным средством огневой поддержки войск с воздуха. Кроме того, они также используются для переброски десанта, поисково-спасательных операций и др. Советская, а позднее российская армейская авиация успешно показала себя в боевых действиях в Афганистане в 1980-х гг. и в "горячих точках" Северного Кавказа в 1990-х гг.

Смены подчинения

В 1990 г. армейская авиация стала самостоятельным родом войск в составе Сухопутных войск ВС СССР. Позднее, в январе 2003 г., она была возвращена в состав ВВС России, став одним из видов авиации - наравне с фронтовой, транспортной и дальней. Она может применяться в соответствии с планами командующих войсками военных округов.

Техническое оснащение

На вооружении армейской авиации стоят:

  • многоцелевые вертолеты Ми-8 (включая его современные модификации - транспортно-штурмовой Ми-8АМТШ "Терминатор" и многоцелевой Ми-8МТВ5),
  • многоцелевые ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35М,
  • тяжелые многоцелевые транспортные Ми-26,
  • ударные Ми-28Н "Ночной охотник", Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор".

Учебные заведения

Подготовка летчиков армейской авиации проходит в Сызранском филиале Военно-научного центра ВКС "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина" (Сызрань, Самарская обл.; до 2009 г. - Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков) на многоцелевых вертолетах "Ансат-У" и Ка-226.

Также обучение ведется в 334-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке (Тверская обл.), где базируется пилотажная группа "Беркуты", выступающая на вертолетах Ми-28Н.

Применение в мирное время

В программу летной подготовки армейской авиации включена разведка пожароопасной обстановки; военные вертолеты привлекаются для непосредственной борьбы с лесными пожарами, принимают участие в спасательных операциях.

Так, весной 2016 г. армейская авиация тушила очаги лесных пожаров в Забайкалье, летом - отслеживала пожароопасную обстановку в 26 регионах РФ и участвовала в ликвидации последствий вспышки сибирской язвы на Ямале, в сентябре - доставляла тепловые пушки и гуманитарные грузы в населенные пункты Приморья, которые пострадали от наводнения.

Переоснащение

В настоящее время идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты. В течение 2015 г. в войска поступило 158 новых или отремонтированных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса машин.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставить радость близким! И уж конечно, праздник - не календарное понятие, он происходит там, где его чувствуют, где его ждут. За последние годы в нашей жизни многое изменилось, но тяга людей к праздникам остается важным явлением любого человека.

Дату 28 октября в России принято считать днем, когда была создана армейская авиация. А произошло это событие в 1948 году в подмосковном Серпухове. Именно с этой первой эскадрильи и началась наша армейская авиация в качестве отдельного рода войск.



Изначально вертолетная авиация именовалась вспомогательной. Ее задачи включали в себя перевозку грузов, корректировку огня, разведку и связь. Постепенно вертолеты начали модернизировать, их оснастили мощным оружием. Кроме того, в начале 70-х годов прошлого века МИ-24 был принят на вооружение российской армии. Его главной задачей являлось оказание поддержки сухопутным войскам на поле боя. Вспомогательная авиация после этого стала армейской. Она начала выполнять возложенные на нее боевые задачи, прикрывать тыла и поддерживать сухопутные войска.

Армейская авиация

День армейской авиации - прекрасный повод заглянуть на страничку истории.

История армейской авиации насчитывает уже более полувека. За это время ее экипажи успели поработать не только во всех «горячих точках» нашей страны, но и в других странах.

В настоящее время она выполняет боевые задания на Северном Кавказе, проявляя при этом настоящий героизм.


Во времена Второй мировой войны существовало такое понятие, как «массовый героизм». Нужно сказать, что и сейчас наши пилоты проявляют его постоянно. В 80-е годы эти эскадрильи мужественно сражались в Афганистане. В начале 90-х годов они в Таджикистане под огнем эвакуировали семьи российских военнослужащих.


Армейская авиация в мирной обстановке обеспечивает мероприятия, направленные на боевую подготовку Сухопутных войск. Например, боевые и транспортные вертолеты всегда участвуют в военных учениях любых масштабов.

Нужно отметить, что в 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск. Однако к январю 2003 года она снова была передана в ведение Военно-воздушных сил.


Без сомнения, военные пилоты самолетов и вертолетов являются настоящими профессионалами своего дела. Их отличают такие качества, как мужество, верность присяге, готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения жизней других людей.

Их профессионализм можно назвать гарантией мирной жизни нашей страны. Это имеет большое значение также и для дальнейшего совершенствования армейской авиации нашей страны. Их воинское мастерство и героизм, безусловно, заслуживают уважения и собственного праздника. В этот день проводятся различные праздничные мероприятия, вручаются награды, произносятся хвалебные речи.


В настоящее время российская армейская авиация находится на этапе реформирования. Ее численность была существенно сокращена, армейская авиация претерпела множество изменений. Постоянно в нашей стране ведутся разработки все более перспективной техники.

Современность

Современная армейская авиация включает в себя следующие виды авиации: истребительную, истребительно-бомбардировочную (тактических истребителей), штурмовую, бомбардировочную, вспомогательную и разведывательную. На ее вооружении сегодня имеются вертолёты, самолёты, а также и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Вертолеты оказываются незаменимыми в различных ситуациях благодаря тому, что они являются мобильными и для их взлета и посадки не требуется аэродрома, в отличие от самолетов, а также они могут зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении. Главным недостатком такой техники можно назвать не слишком высокую скорость полета и большой расход топлива, если сравнивать с самолетом.

История

Армейская авиация в нашей стране зародилась перед Первой мировой войной. Но именно в военное время она начала применяться в боях. В послевоенный период она стала широко применяться в локальных войнах и конфликтах.

Еще в царской России в вооружённых силах воздухоплавание занимало свое определенное место, постепенно развиваясь и совершенствуясь. Во второй половине XIX века она располагала только воздушными шарами, которые являлись не слишком надежными и удобными летательными аппаратами. Нужно было что-то менять, поэтому в 1908 году в нашей стране решено было приступить к изготовлению дирижаблей.


Инженерное ведомство только в 1909 году оно предложило построить пять аэропланов. За рубежом в те времена уже появились первые самолеты. Тогда военным ведомством было решено у иностранных фирм закупить для нашей армии несколько самолётов Райта и Фармана. Тогда же работы по постройке самолетов начались и в России. И в нашей стране в скором времени было открыто несколько частных предприятий, которые занимались изготовлением моторов и самолётов. Часть этих фирм являлись дочерними предприятиями французских заводов. В период с 1909 по 1917 год в России было построено более двадцати авиационных предприятий.

Армейская авиация в СССР начала формироваться в 1918 году. Авиация уже обладала на тот момент большой скоростью полета. Она очень высоко ценилась за свою способность легко проникать глубоко в тыл противника.

В нашей стране Игорь Сикорский построил два вертолёта - в 1908 и 1909 годах. Эти вертолеты были способны подниматься в воздух, но только без пилота. Поэтому на время работа над созданием вертолета была приостановлена. К ней вернулись только в 1938 году.


Что касается самолета, то его история также является достаточно богатой и насыщенной событиями. Нужно сказать, что первые попытки построить самолёт делались в разных странах мира ещё в XIX веке. Первым самолётом, который был построен в натуральную величину, стал самолёт Можайского А. Ф. Он был построен в 1882 году и изобретатель получил на него патент.

Работы по созданию самолетов, оснащенных паровыми двигателями, вели Адер и Максим. Однако ни одна из построенных ими конструкций все же не была способна подняться в воздух. Первым самолётом, который самостоятельно сумел оторваться от земли стал «Флайер-1». При этом он не только взлетел, но еще и совершил управляемый горизонтальный полёт. Этот самолет был построен в США. Его разработчиками стали братья Орвил и Уилбур Райт. 17 декабря 1903 года состоялся первый успешный полёт самолёта в истории человечества.

Мы от души поздравляем виновников торжества с праздником, с Днем армейской авиации!

28 октября исполняется 70 лет армейской авиации Военно-воздушных сил России (ВВС, с 1 августа 2015 года входят в состав Воздушно-космических сил, ВКС). Именно в этот день в 1948 году в городе Серпухов (Московская обл.) была сформирована авиационная эскадрилья, которую первой оснастили вертолетами Ми-1. В дальнейшем именно из этой воинской части выросла вся вертолетная военная авиация России (авиация сухопутных войск, вертолетные части МВД, военно-морской авиации и пограничных войск).

Поэтому фактически 28 октября – День всех военных вертолетчиков. Это праздник для пилотов, штурманов, бортинженеров, наземных специалистов и для всех тех, кто имеет отношение к армейской авиации.

Первоначально в задачи вертолетной авиации входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка и поддержание связи на поле боя. Уже в 1970-м году вертолеты стали самостоятельным средством огневой поддержки войск с воздуха. Кроме того, они также использовались для переброски десанта, поисково-спасательных операций и др. Так, советская, а позднее российская армейская авиация успешно показала себя в боевых действиях в Афганистане в 1980-х годах и в “горячих точках” Северного Кавказа в 1990-х годах.

Фото из архива “афганцев” ГКУ “МАЦ”

В 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск в составе Сухопутных войск ВС СССР. Позднее, в январе 2003 году, она была возвращена в состав ВВС России, став одним из видов авиации – наравне с фронтовой, транспортной и дальней.

В программу летной подготовки армейской авиации включена разведка пожароопасной обстановки и тушение пожаров. Военные вертолеты привлекаются для непосредственной борьбы с лесными пожарами, принимают участие в спасательных операциях. Так, весной 2016 года армейская авиация тушила очаги лесных пожаров в Забайкалье, летом – отслеживала пожароопасную обстановку в 26 регионах РФ и участвовала в ликвидации последствий вспышки сибирской язвы на Ямале, в сентябре – доставляла тепловые пушки и гуманитарные грузы в населенные пункты Приморья, которые пострадали от наводнения.

Фото из личного архива пилотов ГКУ “МАЦ”

В настоящее время идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты

В Московском авиационном центре большинство работников каждый год отмечают День армейской авиации. Ведь, не секрет, что 90 процентов летного состава ГКУ «МАЦ» – бывшие военные вертолетчики. Да и те, кто уже давно не летает, тоже когда-то служили в вертолетной авиации. Многие прошли «горячие точки», дослужились до военной пенсии и нашли себя в гражданской авиации, вложив весь свой богатый прошлый опыт в работу в «МАЦ».

Сегодня те, кто прошел «огонь» и «воду», участвуя в спасательных операциях в Афганистане, в горах Северного Кавказа и т.п. управляют санитарными и пожарными вертолетами Московского авиационного центра. Они каждый день вылетают для спасения людей, нуждающихся в экстренной медицинской помощи; по вызову спешат помочь справиться с крупными пожарами в Москве; в сезоны вылетают на разведку пожароопасной или паводковой обстановки.

Есть среди бывших армейских вертолетчиков в Московском авиационном центре и те, кто обеспечивает полеты по спасению людей на земле, что так же не менее важно.

28 октября отмечают свой профессиональный праздник люди, которые точно знают, что такое романтика неба и манящий простор.Этот день является праздничным для пилотов, штурманов, бортинженеров, наземных специалистов и для всех тех, кто имеет отношение к армейской авиации.


Именно 28 октября в 1948 году в подмосковном Серпухове и было сформировано первое подразделение армейской авиации – авиационная эскадрилья, получившая на вооружение вертолёты Г-3.

Её первоначальными задачами были транспортировка по воздуху различных грузов, ведение разведки и обеспечение связи. Другими словами, задачи ограничивались рамками вспомогательных. Кстати, именно вспомогательной армейская авиация изначально и называлась.
Название армейской она получила уже в начале 70-х годов, после принятия на вооружение вертолёта Ми-24, чьей главной задачей была поддержка действий сухопутных войск с воздуха.

За годы своего существования армейская авиация участвовала в различных поисково-спасательных операциях, а также в операциях по предотвращению природных и техногенных катастроф. В частности профессиональный опыт лётчиков использовался при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Опытные лётчики-«афганцы» совершали невероятные подвиги, буквально останавливая вертолёты над жерлом разрушенного 4-го энергоблока, и давая возможность сбросить вниз мешки с песком и свинцовые болванки. Целесообразность этих мер, как впоследствии оказалось, была весьма сомнительной, однако это никак не отменяет самоотверженности действий экипажей вертолётов в небе над Чернобылем и Припятью.

Экипажи армейской авиации были задействованы в разрешении военных конфликтов на территории России и стран бывшего СССР, защищали интересы нашей Родины в «горячих точках» за границами нашей страны. Это и упомянутый Афганистан, где от действий экипажей и техперсонала армейской авиации часто зависел успех целых операций против группировок боевиков, активно поддерживаемых Западом и монархиями Персидского залива.

В наши дни армейская авиация принимает участие в военной операции против международных террористов в Сирийской Арабской Республике. Сегодня нельзя не вспомнить о гибели экипажа вертолёта Ми-25. Командир экипажа полковник Р.Хабибуллин и лейтенант Е.Долгин ценою своих жизней сорвали наступление боевиков ИГ (*запрещено в РФ) на позиции сирийской армии в районе Пальмиры.

Лётчики армейской авиации РФ участвуют в многочисленных гуманитарных операциях в Африке, на Ближнем Востоке, в странах Центральной Азии. Это незамеченная многими ведомствами и СМИ работа на самом деле несёт порой не меньшие риски, чем участие в прямой боевой операции. Ведь российские вертолёты и российские экипажи, которые входят в состав лётного парка многих международных организаций, не раз подвергались обстрелам со стороны различных бандгрупп. Причём подвергались и в те моменты, когда это ожидалось менее всего.

Современная армейская авиация играет всё большую роль в стратегии и тактике спасательных и боевых операций. Именно по этой причине увеличение и обновление вертолётного парка является одним из приоритетов развития Вооружённых сил Российской Федерации.

В состав армейской авиации ВС РФ на сегодняшний день входят ударные, многоцелевые и военно-транспортные вертолёты.

До 2020 года на вооружение армейской авиации должно поступить более 1 тысячи новых винтокрылых машин. Речь в первую очередь идёт о боевых вертолетах Ка-52 «Аллигатор». Вертолёт предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы, вертолётов и других летательных аппаратов противника, способен действовать в любых погодных условиях и в любое время суток.Боевая машина оснащена самым современным и мощным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи. Кроме того, Ка-52 «Аллигатор» снабжен системой радиоэлектронной защиты и устройствами снижения заметности, уменьшающими, рассеивающими и искажающими тепловой след двигателей, а также средствами активного противодействия.

В 2019 году холдинг «Вертолёты России» намерен выйти на контракт с министерством обороны РФ на поставку российских палубных вертолётов Ка-52К «Катран». Минобороны России данную информацию уже подтвердило.

В настоящее время специалисты холдинга разрабатывают беспилотную версию лёгкого многоцелевого вертолёта Ка-226Т. Эта разработка позволит выйти на новый уровень вертолётостроения в России.

За последние десятилетия армейская авиация несколько раз реформировалась и реорганизовывалась, переходила из Военно-Воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. В 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск, а в 2003 году вновь была передана в ведение ВВС России, которые в свою очередь стали частью ВКС РФ.

Но преобразования преобразованиями, а главным достоянием армейской авиации всегда были и остаются морально-волевые качества пилотов, их профессионализм и готовность делать своё дело без излишнего пафоса.

«Военное обозрение» поздравляет личный состав и ветеранов армейской авиации с праздником!

К празднику отцы-создатели подарили роскошную книгу и теперь о "Черной акуле" можно узнать все от первого лица, без необходимости лезть в интернет или обрывать телефоны и задавать глупые вопросы. Автор - Михаил Лисов, но в создании книги участвовали все, начиная с Генерального - Сергея Михеева (предоставившие массу архивных материалов и фото).

Днем создания армейской авиации принято считать 28 октября 1948 года, когда в подмосковном Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами. Она положила начало армейской авиации как отдельному роду войск.

Материал ниже принадлежит ivan_stalich (Сегодня день армейской авиации - праздник военных вертолетчиков!): Посвящяется вертолетчикам!

Ниже - Ми-24П, RF-91216

Большая картинка
01

Вертолетная авиация сначала именовалась вспомогательной - в задачи ее входила перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь.

02
Затем, в ходе технической эволюции, вертолёты превратились в грозное оружие. Широкое оснащение новейшими средствами борьбы, возрастание объёма и сложности решаемых задач потребовали глобальной модернизации организационной структуры армейской авиации. Ми-26, RF-36018. Крупнейший в мире серийно выпускаемый транспортный вертолёт. 27 сентября 1996 года вертолёт установил рекорд, подняв на высоту 6500 м 224 парашютиста!

03
От вертолётных подразделений, решающих вспомогательные задачи, наступил переход к созданию отдельных полков и эскадрилий. А в начале 70-х годов двадцатого столетия, с принятием на вооружение МИ-24, чьей основной ролью была поддержка сухопутных войск на поле боя, вспомогательная авиация стала армейской. Ми-24П, RF-91232

Большая картинка
04
Армейская авиация решает следующие задачи:
. Нанесение ударов по противнику;
. Поражение бронетанковой техники и противотанковых средств;
. Огневая поддержка сухопутных войск;
. Ведение воздушной разведки;
. Повышение тактической мобильности войсковых соединений;
. Обеспечение управления и связи, РЭБ, минирование, эвакуация, поиск и спасение;
. Борьба с вертолетами и низколетящими самолетами;
. Подавление средств ПВО.
В данном случае вертолеты летают в чесь дня города! С мирными целями!

05
За более чем полувековую историю армейской авиации вертолетчики побывали во всех "горячих точках" России и далеко за ее пределами.
Еще одно фото с проходя над городом в день праздника. Вертолетчики периодически радуют горожан!

06
На вооружении в армейской авиации Многоцелевые, Боевые и Транспортные (транспортно-боевые) вертолёты. Я даже знаю, кто управляет этим Ми-24П, RF-93061, но тут не напишу … J

Большая картинка
07
Ударный вертолет Ми-24 по прозвищу «Крокодил» штурмовик и БМП в одном флаконе!. Этот тяжеловооруженный, защищенный броней и невероятно живучий вертолет прекрасно зарекомендовал себя во множестве конфликтов. Ми-24П, RF-91232

Большая картинка
08
Вертолет Ми-8АМТШ по прозвищу «Терминатор». Обладает десантно-транспортными возможностями, имея комплекс управляемого вооружения, аналогичный вертолету Ми-24, а также усиленную броневую защиту и новую авионику. Ми-8АМТШ, RF-95588 /

09
Тот-же Ми-8АМТШ, RF-95588 в воздухе.