Что такое алхимия - наука или магия? Знаменитые алхимики. Что такое алхимия

Алхимия (лат. alchimia, alchymia) - специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней (II-VI века н. э.) в и представляет собой форму ритуального искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у ) являлись металлы. В александрийский период сформировалась алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:

Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог или его греческий аналог .

Центром алхимии того периода считался , при котором ок. 235 г. был открыт филиал . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить , , . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и . Болос впервые высказал идею металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии ( в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.

Проникновение алхимии в Европу

После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Алхимия в эпоху Возрождения

«Алхимик Сендзивой» («Alchemist Sedziwoj») Яна Матейка

В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый - в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга - в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.

Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Философия алхимии

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений - внутренней алхимией.

В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной - химической - метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль» (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
  • священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.
  • Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской - союза Шивы и Шакти, в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

    Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).

    Роль алхимии в истории науки

    Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию».

    Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

    Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

    Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

    В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате Великого Делания. Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.

    Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

    Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении. Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

    Редгроув Герберт Стэнли.

    Глава 1. Значение алхимии

    § 1. Цель алхимии.

    А лхимию понимают главным образом как искусство, целью которого является трансмутация так называемых низменных металлов в золото посредством того, что определяется смутно и зовется "Философский Камень", но даже с чисто физической точки зрения это воззрение является довольно поверхностным. Алхимия была как философией, так и экспериментальной наукой, и трансмутация металлов был ее целью только в том смысле, что окончательно доказывала алхимическую гипотезу, иными словами, Алхимия, если рассматривать ее исключительно с физической точки зрения, была попыткой продемонстрировать экспериментально на материальном уровне некий философский взгляд на космос. Мы чувствуем нечто научное в высказывании одного из алхимиков: "Дай Бог, чтобы все люди могли стать адептами нашего искусство, тогда бы золото, величайший идол человечества, утратило свою ценность, и мы бы ценили его лишь в физическом смысле" . К несчастью, немного алхимиков достигло этого идеала, и для большинства из них алхимия означала лишь возможность сделать золото дешевым и заполучить несметные богатства.

    § 2. Трансцендентальная теория алхимии.

    Некоторые мистики, однако, высказывают мнение, что Алхимия не была ни физическим искусством, ни наукой, ни в каком смысле ее целью не было производство золота в материальном виде, и все процессы производились Алхимией не на физическом уровне. Согласно трансцендентальной теории Алхимия имела дело с душой человека, ее целью было совершенство, но совершенство не материальных субстанций, а человека в духовном смысле. Тот, кто придерживается этой точки зрения, идентифицирует Алхимию с мистицизмом или по меньшей мере считает ее одним из направлений мистицизма, от которого она отличается лишь использованием особого языка, и считается, что труды алхимиков не следует понимать буквально, будто бы они имеют дело с физическими операциями, с печками, ретортами, колбами, пеликанами (прим.пер. – особый сосуд) и тому подобным, с солью, серой и ртутью и прочими материальными субстанциями, но все это должно пониматься как величайшие аллегории духовных истин. Согласно этой точке зрения трансмутация "низменных" металлов в золото символизирует спасение человека – трансмутацию его души в духовное золото, которое может быть получено путем избавления от злого и развитием благого милостью Божьей, и осуществление спасение или духовное преображение может быть описано как Новое Спасение, или состояние существа, известное как единение с Божественным. Из всего этого вытекает вывод, что если бы эта теория была верна, то все истинные алхимики были бы совершенными мистиками, и, следовательно, развитие химической науки шло не благодаря их трудам, но благодаря псевдоалхимикам, которые до сих пор не поняли их работы и толковали их буквально.

    § 3. Недостаток трансцендентальной теории.

    Эту теорию, однако, удачно опроверг сэр Артур Эдвард Уэйт, который указал, что сама жизнь алхимиков ей противоречит. Вся жизнь алхимиков показывает, что они занимались химическими операциями в материальном смысле, что по той или иной причине они пытались открыть метод превращения низменных металлов в золото, материальное золото. И Парацельс говорит о "спагирических врачах", которые были истинными алхимиками его времени. "Они не позволяют себе безделье и праздность...Они отдаются своим трудам. Они проводят ночи у огненной печи. Они не тратят время на пустые разговоры, но наслаждаются, проводя время в своей лаборатории" . Писания алхимиков содержат (но такое путаное, что оно выглядит фантастическим) описание многих химических процессов, которые не могут быть объяснены каким-либо трансцендентальным способом. Нет ни малейшего сомнения, что химия обязана своим происхождением трудам самих алхимиков, а не тем, кто ошибочно толковал их труды.

    § 4. Качества адептов.

    В то же самое время вполне очевидно, что есть значительный элемент мистики в алхимических доктринах, что всегда признавалось, но, как правило, те, кто смотрел на предмет с научной точки зрения, считали мистический элемент незначительным или совсем не придавали ему значения. Однако, есть некоторые факты, которые не совсем удовлетворительно объясняются научной теорией алхимии, и, как мы думаем, признание важности этого мистического элемента и истинной связи между Алхимией и Мистицизмом существенно для верного понимания предмета. В первую очередь, можно заметить, что алхимики всегда говорили о своем Искусстве как о Божественном даре, величайшие секреты которого невозможно узнать ни из одной книги, посвященной данной теме, и они неизменно учат, что верное психологическое отношение к Богу есть первый шаг для выполнения magnum opus. Как говорит один алхимик: "Во-первых, пусть каждый благочестивый и богобоязненный химик и изучающий это искусство полагает, что эта тайна должна считаться не только поистине величайшей, но оно должно считаться наиболее святым Искусством (видя, что оно обобщает и отражает величайшее небесное благо). Поистине, если некто желает узнать величайшую и невыразимую тайну, он должен помнить, что она познается не только способностями человека, но и милостью Божьей, что не наша воля и желание, но лишь сила Всевышнего способна даровать его нам.

    По этой причине, прежде всего, вы должны очиститься сердцем, возвысить его к Нему одному и просить у Него этот дар в истинной, искренней, лишенной сомнений молитве . И Василий Валентин: "Во-первых, должно быть взывание к Богу, проистекающее из глубины чистого и искреннего сердца, которое должно быть лишено всяческого тщеславия, лицемерия и пороков, и прочих сопутствующих недостатков, таких как высокомерие, дерзость, гордыня, распутство, мирская суета, угнетение бедняков и подобные беззаконие, которые должны быть с корнем вырваны из сердца, тогда человек предстает пред Престолом благодати, дабы исцелить свое тело, он может придти с совестью, откуда вырваны все сорные травы, в чистый храм Божий, чтобы освободиться от всего, что его оскверняет .

    § 5. Алхимический язык.

    Во-вторых, мы должны отметить природу алхимического языка. Как мы на то выше указывали – и это становится заметно, как только откроешь любую книгу по алхимии, язык алхимии весьма мистичен, и в нем много того, что совершенно непонятно в физическом смысле. Действительно, алхимики приносили обычно извинения за такую неопределенность, объясняя ее тем, что подобные могущественные тайны не могут быть полностью раскрыты. На самом деле, в те дни, когда алхимия выродилась, немало псевдомистического вздора было написано множеством самозванцев, но мистический стиль языка отнюдь не ограничивается поздними алхимическими писаниями. Кроме того, несомненно, алхимики пытались скрыть свои теории от взора несведущего, взора профана, следовательно, необходимо было использовать символический язык. Но убеждение, что язык алхимиков носит произвольный характер, уже принадлежит прошлому, каким бы он ни был для нас, для них он был вполне реален. Более того, есть обратная сторона медали потому что для те, кто придерживается трансцендентного взгляда на алхимию, также считают ее язык символическим, хотя и в другом смысле. Также по меньшей мере любопытно то, что, как указывает мистер Артур Уэйт, что этот мистический элемент можно встретить в работах ранних алхимиков, которые отнюдь не были предназначены для публикации, таким образом, отсутствовал риск, связанный с тем, что простонародье узнает секреты алхимии. С другой стороны, с помощью трансцендентального метода перевода часто удается придать смысл тому элементу в содержании произведений алхимиков, который в противном случае было бы непонятным. Вышеупомянутый писатель утверждает: "Никоим образом не претендуя на то, что данная гипотеза превращает литературный хаос в некое подобие порядка, можно утверждать, что она в достаточной мере разъясняет их труды, что поразительно, противоречия, нелепости и трудные места будто бы растворяются там, где ее используют" .

    Любовь алхимиков к символизму видна в интересных рисунках, которыми украшены некоторые их книги. Мы здесь имеем в виду не действительно используемые для некоторых химических операций аппараты, которые можно найти и в работах настоящих химиков (Глаубера, например), но картины, значение которых явно не лежит на поверхности, чей смысл является исключительно символическим, отсылает ли этот символизм к психическим и духовным процессам. Примеры таких символических иллюстраций, многие из которых являются совершенно фантастическими, можно найти на ил.. 2, 3, 4. Мы сошлемся на них снова в ходе этой и последующих глав.

    § 6. Алхимики мистического типа.

    Мы также должны заметить, что, хотя нет ни малейшего сомнения в том, что большинство алхимиков занималось проблемами и экспериментами физической природы, есть все-таки несколько человек среди алхимиков, которые полностью или почти полностью посвятили себя проблемам по сути духовным. Томас Воган или, например, Якоб Беме, который использовал язык алхимии при разработке своей системы мистической философии. В особенности следует заметить, как уже указал мистер А.Э. Уйэт, существенным является тот факт, что западные алхимики единодушно обращаются к Гермесу Трисмегисту как к величайшему авторитету в области Алхимии, труды же, приписываемые ему, имели отчетливо мистический характер (§29). Ясно, что, несмотря на очевидную физическую сущность, алхимия должна быть каким-либо образом быть тесно связана с мистикой.

    § 7. Значение алхимии.

    Если мы хотим правильно понять значение алхимии, мы должны рассмотреть вопрос алхимической точки зрения. Сейчас в сознании произошло размежевание между Наукой и Религией (хотя в последнее время налицо тенденция объединять их), но у алхимиков дело обстояло совершенно иным образом, их наука была неразрывно связана с их религией. Говорилось, что "Алхимия была попыткой продемонстрировать экспериментально на материальном уровне истинность некого философского взгляда на Космос", итак, этот "философский взгляд на космос" был мистицизмом. Истоки Алхимии – в попытке неким образом принципы мистицизма к предметам уровня и, следовательно, она имеет двойственный характер, с одной стороны, духовный и религиозный, с другой стороны, физический и материальный. Как отмечает анонимный автор "Жизнеописания алхимических философов" (1815): "Универсальная химия, в которой наука алхимия открывает знания обо всей природе, будучи основана на первоначальных принципах, создает аналогию с любым знанием, основанным на тех же принципах. Святой Иоанн описывает искупление, или сотворение заново падшей души, на основании тех же самых изначальных принципов, пока не завершится работа, во время которой Божественная Тинктура превращает низменный металл души в совершенство, которое пройдет через пламя вечности . Можно сказать, что Алхимия и мистическое возрождение человека (по мнению писателя) – аналогичные процессы, проходящие на разных уровнях, так как они основаны на одних и тех же изначальных принципах.

    § 8. Мнения других писателей.

    Мы должны процитировать мнения двух современных писателей о значении Алхимии, один из них – мистик, другой – человек науки. Говорит мистер А.Э.Уэйт: "Если бы авторы Suggestive Inquiry" and of `Remarks on Alchemy и Alchemists"/ "Назидательного исследования и заметок об алхимии и алхимиках" (двух книг, которые выдвинули трансцендентную теорию) рассмотрели жизнь символистов и природу символов, их мнение бы сильно изменилось, они бы обнаружили, что истинный метод герметической интерпретации лежит посередине, но ошибки, которые возникли исключительно при типографском исследовании, были усилены обдумыванием великой алхимической теоремы, которая поистине относится к всеобщему развитию, которая признает, что каждая субстанция содержит неразвившиеся ресурсы и возможности, их можно извлечь и привести к совершенству. Они (сообщество алхимиков) применяли свою теорему для движения металлических субстанций от низших форм к высшим, но в их трудах мы видим, что первосвященников Западной и Восточной алхимии также занимали короткие и несовершенные проявления блистательных возможностей человека, если эволюция его природы производилась согласно их теориям . Как говорит другой автор, относящийся к мистической школе: "Если широко посмотреть на вопрос (об Алхимии), можно сказать, что Алхимия имеет две стороны: исключительно материальную и религиозную. Утверждение, что Алхимия есть всего лишь форма химии, несостоятельно для любого, что читал труды ученых-химиков. Утверждение, что Алхимия – всего лишь религия, а химические ссылки – только прикрытие, также несостоятельно перед ликом истории, которая показывает, что большинство ее известных представителей были людьми, которые сделали важнейшие открытия в сфере обыкновенной химии, а как учителя религии и этики были ничем не примечательны" ("Sapere Aude," The Science of Alchymy, Spiritual and Material (1893), pp. 3 and 4). Мистер М.М. Паттисон Мьюр, M.A., штат Массачусетс, говорит: "Алхимия направлена на получение экспериментальных доказательств целостной истории природы, включая человечество. Практическая кульминация алхимический исканий имеет три стороны: алхимики искали философский камень, получив его, они могли управлять благосостоянием, они искали универсальную панацею, дабы она даровала им силы наслаждаться жизнью и здоровьем, они искали Мировую душу, ибо так они могли общаться с духовными сущностями и наслаждаться богатствами духовного мира. Объект их поисков было удовлетворение их материальных потребностей, их интеллектуальных способностей, их духовных стремлений. Алхимики из числа благородных всегда подчиняли первую цель двум другим" .

    § 9. Основная идея алхимии.

    Знаменитая аксиома, любимая всеми алхимиками: "что вверху, то и внизу; что внизу, что и вверху", по поводу происхождения которой до сих пор существует множество вопросов, кратко выражает основную идею Алхимии. Алхимики принимали без доказательств и верили в самом прямом смысле в сущностное единство Космоса. Следовательно, они считали, что есть соответствие или аналогия между вещами духовными и вещами физическими, одни и те же законы действуют в каждой сфере. Как пишет Сендиговий: "Мудрецы узнали от Бога, что мир природы есть лишь образ и материальная копия небесного и духовного образца... что само существование этого мира основано на реальности его духовного архетипа, что Бог создал его в подражание духовной и невидимой Вселенной, для того чтобы люди могли лучше постигнуть Его небесное учение и чудеса Его абсолютной и невыразимой силы и мудрости. Таким образом Мудрец видит, как небо отражается в природе, словно в зеркале, и он стремится к постижению Искусства не ради золота или серебра, но из любви к знанию, которое оно дарует, он ревностно скрывает его от грешника и того, кто к нему относится пренебрежительно, ибо тайны неба должны быть сокрыты от обыденного взора" .

    Алхимики полагали, что, в сущности, все металлы являются одним и тем же, и происходят из одного семени в чреве природы, но не все они обладают одинаковой степенью зрелости и совершенства, а золото является высочайшим плодом трудов сил Природы. В золоте алхимики видели облик возрожденного человека, блистающего духовной красотой, преодолевающего все искушения, выступая против зла, в то время как они считали свинец – самый низменный из металлов – типичным для грешника и невозрожденного человека, носящего печать безобразия греха и легко поддающегося искушению и злу, в то время как золото выдерживает действие огня и всех известных едких жидкостей (за исключением одной лишь царской водки), а на свинец легче всего воздействовать. Нам говорят, что философский камень, который приведет к желаемой трансмутации, есть разновидность золота, чище, чем самое чистое золото, в мистическом смысле, это значит, что возрождение человека может произойти посредством самого добра, в терминах христианской теологии, силой Духа Христа. Философский камень считался символически Иисусом Христом, и таким образом нам понятна необычайная сила, приписываемая ему.

    § 10. Закон аналогии.

    Теории физической Алхимии мы будем рассматривать в следующей главе, но и сказанного было достаточно, чтобы указать на аналогию, существующую согласно воззрениям алхимиков между проблемой придания металлам совершенства, т.е. трансмутацией "низменных" металлов в золото, или приданием совершенства или преображением духовного человека, также можно добавить, между этими вопросами и совершенством человека, понимаемом психологически. Для алхимического философа проблема была одной: одна и та же проблема на различных уровнях бытия, подобным образом существовало одно и то же решение. Тот, кто обладал ключом к одной, обладал ключом ко всем трем, при условии, что он понял аналогию между материей и духом. Дело даже не в том, что, в сущности, все эти проблемы являются одной и той же, основная доктрина аналогии в действительности является существенным элементом всякой мистической философии, с этим, как мы полагаем, согласятся все (и это, думается верно): все аналогии, изображенные алхимиками, являются фантастическими и зачастую совсем не точными, хотя, возможно, в них содержится больше истинного, чем кажется на первый взгляд. Дело не в том, верны эти аналогии или нет – таковыми их считают большинство истинных алхимиков. Говорит автор "Софического гидролита: "Практика Искусства дает нам возможность постигнуть не просто чудеса природы, но природу Самого Бога, во всей ее невыразимой славе. Она излагает чудесным образом через все положения христианской веры и объясняет причину, почему человек должен претерпеть множество скорбей и страданий, пасть добычей смерти, прежде чем он сможет воскреснуть для новой жизни . Значительную часть этой любопытной алхимической работы занимает изложение предполагаемой аналогии между Философским камнем и "камнем, который отвергли строители", Иисусом Христом, и писатель приходит к заключению: "Так я просто и кратко изложил вам совершенную аналогию, которая существует между нашим земным и химическим и истинным и небесным Камнем, Иисусом Христом, посредством которого мы можем достигнуть некого блаженства и совершенства, не только в земной, но и в вечной жизни" . Так же пишет Петер Бонус (прим.пер. – также известный как Петрус Бонус): "Я твердо убежден, что всякий неверующий, который действительно постигнет искусство, немедленно признает истинность нашей Блаженной Религии, поверит в Троицу и Господа нашего Иисуса Христа" .

    Илл. 2

    § 11. Двойственная природа Алхимии.

    Большей частью алхимики занимаются алхимической теорией на физическом уровне, т.е. пытаясь превратить "низменные" металлы в благородные, некоторые из любви к знаниям, но, увы! – некоторые из-за простого стремления к богатству. Но, кто был достоин звания алхимика, время от времени, более или менее смутно, осознавали возможность применения этих же самых методов к человеку и достижения великолепного результата трансмутации человеческой души в духовное золото. Были те, кто обладал четким видением идеала, и те, кто посвятил всю или почти всю свою деятельность достижению высокой цели алхимической философии, они не занимались вообще или очень мало посвящали времени достижению этой цели на физическом уровне. Теория, согласно которой алхимия возникла в результате попытки продемонстрировать применение принципов Мистицизма к предметам на физическом уровне, примиряет физическую и трансцендентальную теорию Алхимии и противоречащие друг другу факты, свидетельствующие в пользу каждой из них. Это объясняет существование двух вышеупомянутых типов алхимиков. Это объясняет обращение к работам, которые приписываются Гермесу, и присутствие среди работ алхимиков большого числа чисто мистических. И наконец, это согласуется с вышеприведенной цитатой из "Софического Гидролита" и остальным цитатами, с общим религиозным оном алхимических работ.

    § 12.Тело, душа и дух.

    Согласно нашей основной цели, как указано в предисловии, мы сосредоточим свое внимание главным образом на физическом аспекте алхимии, но для того, чтобы понять ее теории, кажется, необходимо осознать тот факт, что Алхимия была попыткой применить принципы мистицизма к вещам физического мира. Предполагаемая аналогия между людьми и металлами проливает свет на то, что в противном случае было бы трудно понять. Это помогает прояснить то, почему алхимики приписывают металлам моральные качества: некоторые они называют "несовершенными", "низменными", некоторые – "совершенными", "благородными". И, тем более, это помогает прояснить алхимические понятия о природе металлов Алхимики считали, что металлы построены так же, как и человек, и состоят из трех элементов: тело, душа и дух. Говоря о человеке, мистические философы использовали термины следующим образом: "тело" как внешнее проявление и форма, "душа" – внутренний личный дух , и "дух" – мировая душа в людях. И подобным образом, по мнению алхимиков, имели свое "тело" или внешние свойства металлы, "металлическую душу" или дух , и, наконец, всепроникающую сущность всех металлов. Как пишет автор чрезвычайно любопытного трактата, озаглавленного Книга Ламбслинга: "Будьте внимательны и понимайте истинно, что в нашем море плавают две рыбы", иллюстрируя это замечание любопытной картиной (иллюстрация 2), добавляя разъяснение: "Море есть тело, две рыбы – душа и дух" . Эта работа содержит большое количество фантастических алхимических символических картины, одну из любопытнейших подборок в алхимической литературе). Алхимики, однако, не всегда были последовательны при использовании термина "дух". Иногда (в действительности достаточно часто) они использовали его для обозначения более летучих химических веществ, иногда в более глубоком смысле.

    § 13. Алхимия, мистицизм и современная наука.

    Мы замечаем огромную разницу между алхимической теорией и взглядами на строение материи, которые доминировали в химии со времен Дальтона. Но в настоящее время теория химических элементов, принадлежащая Дальтону, претерпевает глубокие изменения. Мы отнюдь не подразумеваем того, что современная наука возвращается к тем фантастическим теориям, которых придерживались алхимики, но мы поражены удивительным сходством между алхимической теорией души металлов, единого первоначального элемента, и современными взглядами на эфир пространства. Попытка продемонстрировать применимость фундаментальных принципов мистицизма к вещам физического уровня, очевидно, не удалась, и алхимия закончила свои дни как мошенница. Оказывается, однако, истинная цель алхимического искусства – показать истинность теории, согласно которой различные формы материи произошли в результате эволюционного процесса от некого первичного элемента или квинтэссенции – достигается последними исследованиями в области физических и химических наук.

    MICHAEL SENDIVOGIUS: The New Chemical light, Pt. II., Concerning Sulphur (The Hermetic Museum, vol. ii. p. 138).

    The Sophic Hydrolith; or, Water Stone of the Wise (see The Hermetic Museum, vol. i. p. 88.

    Ibid. p. 114.

    PETER BONUS: The New Pearl of Great Price (Mr. A. E. Waite"s translation, p. 275).

    Который, посредством самого человека-сознание бессмертен, милостью Божьей.

    См. работу "Of Natural and Supernatural Things", приписываемую Василию Валентину, посвященную, в частности, описанию "духов" металлов.

    The Book of Lambspring, translated by Nicholas Barnaud Delphinas (see the Hermetic Museum, vol. i. p. 277.

    Алхимия - средневековая наука, предшествующая химии. Изучая свойства различных веществ, ставила цель найти средство продления молодости и возможность превращения неблагородных металлов в золото и серебро.
    Термин «алхимия» происходит либо от арабского слова Al-kimia - производится, либо от слова kemi, коптского названия Египта, либо от греческого слова, означающего жидкость, сок.

    Краткая история алхимии

      Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет - утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны
    1. Пэмандр
    2. Вселенское слово Гермеса Асклепию
    3. Священное слово Г. Трисмегиста
    4. Кратир, или Монада
    5. Невидимый Бог весьма явен
    6. Благо в одном Боге и нигде больше
    7. Величайшее зло для людей неведение Бога
    8. Ничто не исчезает
    9. О мысли и ощущении
    10. Ключ,
    11. Ум к Гермесу
    12. О всеобщем Уме
    13. О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе
    14. Мудрость
    15. Посвятительная речь, или Асклепий

    Существуют также три больших отрывка из книги «Дева мира» (или «Зрачок мира»); десять отрывков из разговора Гермеса с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Гермеса к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю. Средневековые алхимики приписывали Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу - отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения, где находили аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией или Алхимией.

    Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

    Знаменитые алхимики

    • Абу-Муза Джафара-аль-Софи. Жил в Севилье в конце VIII начале IX века. Предполагал, что металлы являются телами меняющейся природы, и состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно добавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.
    • Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1200, - 15 ноября 1280) - немецкий философ, и богослов. Жил в Париже, Регенсбурге, Кельне. Занимаясь в том числе алхимией впервые выделил мышьяк в чистом виде.
    • Роджер Бэкон (около 1214 - после 1292) - английский философ, ученый. Жил в Париже, Оксфорде. Занимаясь алхимией, делил её «теоретическую, которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине» (Википедия)
    • Арнольдо Вилланова (ок. 1235-1240 - 1311) - испанский врач, издал более 20 алхимических трудов, в том числе о ядах, противоядиях, лечебных свойствах различных растений и способах их употребления. Создатель так называемой медицинской алхимии
    • Раймунд Луллиус (1235 – 1315) - философ, богослов, писатель, путешественник. Жил в Испании, Франции, Италии, странствовала по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку. Написал несколько алхимических сочинений, наиболее известные из которых «Завещание», «Сборник правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты».
    • Джованни Фиданца (Бонавентура) (1121-1274) - философ, теолог, католический священник. Жил в Париже, Лионе. В своей «Книге, составленной на основе многих опытов», писал о фармации и медицине; установил свойство азотной кислоты растворять серебро, отделяя его от золота.
    • Василий Валентин (1565-1624). Жил в Германии. В своих сочинениях по алхимии «Триумфальная колесница антимония», «О великом камне древних мудрецов», «Последнее завещание», «Раскрытие тайных приемов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов», «О микрокосме», «О тайной философии» приводит новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения, в том числе впервые упоминает о соляной кислоте, даёт подробное описание сурьмы и её соединений.
    • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
    • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази или Разес (864-925)
    • Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973 – 1048)
    • Абд ар-Рахман Ал Хазини (первая половина XII века)
    • Никола Фламель (1350 — 1413)
    • Альфонсо Десятый (1221 - 1284)
    • Пьер Добрый (1340 - 1404)

      Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

    «Комната имела восемь футов в длину, шесть в ширину и столько же в высоту; три стены (были) увешанны шкафчиками, полными книг, над шкафчиками были устроены полки, вмещавшие множество колб, склянок и коробочек. Напротив входа, кроме колб и реторт, помещалась печь - с козырьком, мехами и колосниковой решеткой. На ней стоял раскаленный добела тигель с кипящей жидкостью, пар от которой выходил через трубу на крыше; среди склянок, коробок и книг, в живописном беспорядке разбросанных по полу, виднелись также медные щипцы, куски угля, мокнущие в каких-то растворах, чаша, наполовину налитая водой: с потолка на нитках свисали пучки трав - одни из них на взгляд казались свежими, другие, видимо, были собраны уже давно» (А. Дюма «Жозеф Бальзамо» )

    Алхимия возникла еще в глубокой древности, ее возрождение произошло в Средние века, когда ее таинственные метафизические (исследующие первоначальную природу мира) знания были почти утрачены, остались только рецепты и советы. Для того, чтобы подтвердить правильность этих рецептов в Средние века проводилось огромное количество экспериментов. Существуют исторические сведения об алхимиках, которые смогли осуществить то, что нам кажется фантастикой, т.е. сделали золото. В то же время имеется множество упоминаний об алхимиках, которые, несмотря на и огромные старания, не смогли добиться успеха.

    Какова была цель алхимии?

    Первое, что думают все об алхимии, - это получение золота из менее благородных металлов с целью обогащения и приобретения власти.

    Вторая цель - достижение бессмертия. Часто алхимиков сопровождало множество странных слухов. Говорили, что они нашли формулу бессмертия. При этом, имелось в виду, физического бессмертия, потому что это единственная форма существования, которая в наше время интересует людей.

    Третья цель - достижение счастья. Алхимики искали счастья, вечной молодости или сказочного богатства.
    Такие представления об алхимии широко представлено в современной литературе. Однако есть и совершенно иная задача алхимии.

    История алхимии

    Еще в Древнем Китае существовали алхимики, причем еще в мифические времена, в эпохи Небесных императоров и Владык, принесших на землю огонь. В этот период появились Братства Кузнецов, которые владели величайшими таинствами, и, работая с металлами, они добивались их изменения.

    В Индии алхимия имела магико-практический характер, но изучала не только металлы. Ее главной целью являлся Человек. Труды алхимиков Индии были посвящены трансмутации (преображению) человека, внутреннему изменению.

    Алхимия была известна и в Древнем Египте. До сих пор не разгаданы полностью загадки построения пирамид, камни которых прилегают друг к другу без соединительного раствора, обработки диорита медными орудиями (радиоуглеродный анализ показал присутствие следов меди) и многие другие. Остается допустить, что в Древнем Египте знали формулы, методы и условия изменения свойств природных тел.

    Алхимическая традиция Египта восходит к богу мудрости и наук Тоту, которого в Греции называли . Алхимия и имя Гермеса связаны с тайной, часто говорят об алхимии как о герметической традиции, связанной с таинством. Алхимические знания всегда хранились в тайне, в основном, из предосторожности, чтобы недостаточно понимающие не смогли употребить их во вред.

    Древнеегипетская алхимическая традиция нашла продолжение в философских школах Александрии. В VII-VIII веках у египтян ее переняли арабы и позже принесли в Европу.

    В Западной Европе развитие алхимии началось в эпоху Крестовых походов в XI веке, ее принесли с Востока. Само название «алхимия» происходит от арабской науки «Ал-кимийя».

    Физические, химические и алхимические процессы

    Алхимии считается предшественницей химии, говорят, что «алхимия — безумная мать разумной дочери химии».

    Алхимия, как и химия, работают с природными элементами, но их цели, методы и принципы различны. В основе химия лежат химические вещества, ей нужны лаборатории, человек является физическим посредником. Алхимия базируется на философских и моральных основах, и в ее основе лежат не только материальные тела, но обязательно учитывается душа и дух.

    Древние не ставили знака равенства между физическими, химическими и алхимическими явлениями.

    Например, физическое воздействие на тело изменяет его форму, не меняя молекулярной структуры. Если истолочь кусочек мела, он изменит свою форму, превращаясь в порошок. При этом молекулы мела не изменятся.

    При химических явлениях можно разделить молекулу вещества на различные элементы, например в молекуле воды, состоящей из двух атомов водорода и одного атома кислорода, можно соответствующим способом отделить водород от кислорода.

    При алхимическом явлении в атоме, например водорода, с помощью приемов алхимии можно осуществить внутренние изменения, преобразования, в результате которых атом водорода превратится в атом другого элемента. В наше время такой процесс известен как расщепление атома.

    В алхимических преобразованиях скрывается глубокий смысл, связанный с принципом эволюции, который заключается в том, что все в природе, во Вселенной движется, развивается, к чему-то стремится, имеет предназначение и цель. Это относится и к минералам, и к растениям, и к животным, и к людям.

    Цель алхимических исследований - поиск того, что могло бы ускорить эволюцию. То, что когда-нибудь может стать золотом, может быть им уже сегодня, потому что это его истинная суть. То, что когда-нибудь станет бессмертным в человеке, может уже сегодня быть бессмертным, так как в этом истинная суть человека. То, что станет совершенным когда-нибудь, может уже сейчас быть совершенным.

    В этом смысл преобразований, которые часто называют золотом, являющимся символом совершенства, высшей точкой развития. Все должно вернуться к своему источнику, все должно стать совершенным и прийти к своей высшей точке.

    Алхимические знания с давних времен скрывались в тайне, потому что были опасны для тех, кто не умеет владеть собой, своими страстями и желаниями, кто может использовать эти знания для собственной выгоды, но не для природы и других людей.

    Основные законы и принципы алхимии

    Основной принцип алхимии - это единство Материи. В проявленном мире материя принимает разнообразные формы, но Материя едина.

    Второй принцип: все, что существует в Макрокосме, существует и в Микрокосме, то есть все, что есть в большом, есть и в малом. Это позволяет, проводя аналогии с процессами в нас самих, понять космические явления. Принцип Гермеса: «Что наверху, то и внизу». Алхимические процессы и преобразования не противоречат природе и не разрушают ее. Преобразование свинца к золоту заключается в том, что предназначение свинца - стать золотом, а предназначение людей - стать богами.
    Третий принцип: первоматерия состоит из трех элементов, называемых в алхимической терминологии Сера, Ртуть и Соль. Это не химические элементы ртути, серы и соли. Эти понятия характеризуют степени совершенства в природе. Чем больше Серы в комбинации, тем выше степень совершенства. Большое количество Соли, наоборот, говорит о меньшей степени совершенства.

    Задача алхимика состоит в изменении этих соотношений, чтобы трансформировать все в золото. Но не элемент золота, из которого чеканят монеты и делают украшения! Все должно превратиться в золото, то есть достичь высшей степени совершенства.

    Алхимия рассматривает три элемента Серу , Ртуть и Соль в человеке.

    Золото - это Высшее Я , совершенный человек.

    Сера - это Дух , то наивысшая совокупность достоинств и потенциалов человека, высшая способность понимать интуитивно.

    Ртуть - это Душа , совокупность эмоций, чувств, жизненной силы, желаний.

    Соль - тело человека .

    Совершенный человек отдает приоритет Сере, достигает три элемента стабильны, и высшее преобладает над низшим. Крест символизирует эту идею: Сера - вертикальная перекладина, Ртуть -горизонтальная. Соль - точка стабильности, точка их пересечения.

    В алхимии имеется учение о «семи телах» человека, утверждавшееся в древних религиозных и философских школах. Сера, Ртуть и Соль символизирует четыре низших тела. Причем существует соответствия:

    Сера - Огонь ,

    Ртуть в жидком состоянии - Воздух , Ртуть в твердом состоянии - Вода .

    Соль - Земля .

    Но и здесь это четыре стихии алхимиков, а не известные нам огонь, вода, воздухи и земля.

    Алхимия считает, мы знаем единственную стихию - Землю, потому что наше сознание погружено в нее.
    Представить эти стихии можно так:

    • Землю - тело,
    • Воду - жизненная сила,
    • Воздух - совокупность эмоций и ощущений,
    • Огонь - способность мыслить, рассуждать и понимать

    Еще три принципа:

    • Высший Разум - разум, на все сущее;
    • Интуиция- мгновенное понимание;
    • Чистая воля - действие без желания вознаграждения.

    Философский камень

    Великом Делание осуществляется над Первичной Материей, о превращении ее в Философский камень .

    Практическая сторона Великого Делания охватывает всё, от тела до Души. Работа начинается с отделения Первоматерии. В этой Первоматерии, присутствуют в определенном соотношении Сера, Ртуть и Соль.

    • Первый этап Великого Делания - отделение Серы.
    • Второй этап - отделение Ртути. Соль, как и в символе креста, - соединяющий элемент, существующий, пока существует крест. То есть тело существует, пока объединены дух и душа, служа для выражения их единства.
    • Третья фаза Великого Делания - это новое объединение Серы и Ртути, образование того, кто больше не имеет различий, называемый Гермафродитом. Он сначала мертв, его Душа просит Бога дать телу новую жизнь, потому что объединение Серы и Ртути является следствием разделения, отделения, познания и объединения. Бог нисходит с Душой, позволяя ей войти в тело, которое рождается второй раз. Иными словами: сознание родилось, пробудился человек.

    Конечная цель Великого Делания - Философский камень, универсальная панацея, превращающая людей в богов, солнца в огромные звезды, и трансформацию свинца в золото.

    Философский Камень необходимо растолочь в порошок. Для трансформации в золото, он золотисто-красный, для трансформации в серебро - белый.

    Философия алхимии

    Философия алхимии открывает две грани: теорию, то есть все, что связано с духом и познанием, и практику.

    Алхимическая философия утверждает: внимание нужно обращать не на внешний вид, а искать глубокие корни и причину всего. Важна не форма, а дух, живет в ней. Философия алхимии учит глубокому познанию природы, умению жить вместе с ней.

    С практической стороны алхимия учит в определенный момент эволюции возвращать себе силы, ранее утраченные однажды, возвращать способность подняться, ускорить свою эволюцию. Алхимия позволяет человеку вновь обрести когда-то утраченное бессмертие, потому что человек изначально бессмертен.

    Бессмертны не физические тела. Бессмертие не является свойством тела, оно качество духа. Бессмертен дух!

    В душе каждого человека есть внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик, превращающий Ртуть в Золото, то есть делающий свою душу совершенной, и имеющий Философский Камень, то есть инструменты для получения золота совершенства. Из свинца своих недостатков каждый человек может создать золото своих достоинств.

    Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте – технически наиболее передовой стране древнего мира. Египетские жрецы были первыми химиками. Они владели многими до сих пор неразгаданными химическими секретами. Например, приемами бальзамирования тел умерших фараонов и знати, а также получением некоторых красок.

    Такие отрасли производства, как гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной» наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако, некоторые сведения все же проникали за пределы Египта.

    Известно, что в библиотеке египетского города Александрии, одном из семи чудес света, хранились манускрипты с описанием процессов прокаливания, перегонки, фильтрования и т.п.

    В истории химии древнее греческое государство также играет значительную роль. Греки многому научились у египтян, в тоже время, сами внесли значительный вклад в науку о веществах.

    Химические знания, непрерывно накапливаемые людьми, постепенно отделялись от религии и переходили в самостоятельную область человеческой деятельности. Одним из первых основоположников восприятия мира через познание был известный философ Аристотель, который предполагал, что все существующие предметы и вещества состоят только из четырёх фундаментальных элементов – воды, огня, земли и воздуха. Каждый из этих элементов характеризует собственное свойство: вода – влажность, земля – холод, огонь – тепло, воздух – сухость. Древнегреческий философ Демокрит предполагал, что вся существующая и окружающая нас материя состоит из мельчайших неделимых частиц

    Чрезвычайно продвинутыми в сфере науки и изобретательства были и древние китайцы, история Китая знает имена многих выдающихся учёных.

    Одним из самых значительных ранних открытий в Китае можно считать изобретение фарфора. В начале II в. н.э. в Китае была изобретена бумага, которую изготавливали сначала из коры деревьев, пеньки, шелковой ваты и шелковых очесов, остававшихся от производства. Позднее на юге Китая для изготовления лучших сортов бумаги стали употреблять молодые побеги бамбука и тростника. Еще до нашей эры китайцы разработали способы получения сахара. Широкое распространение получили у них и красители, извлекаемые из растений. В Китае успешно развивалась лекарственная химия, были изобретены порох, тушь, лаки. Китайские земледельцы еще до нашей эры начали применять органические удобрения.

    Химия в средние века

    В течение тысячелетий происходило накопление химических знаний человека.

    Примерно в VII в. н.э. арабы переняли достояние и приемы работы египетских жрецов и обогатили человечество новыми знаниями. Арабы добавили к слову хеми приставку ал, и лидерство в изучении веществ, которое стало называться алхимией, перешло к арабам.

    Следует отметить, что на Руси алхимия распространения не имела, хотя труды алхимиков были известны, и даже переводились на церковнославянский язык.

    Алхимия – это средневековое искусство получения и переработки различных веществ для практических нужд

    В отличие от древнегреческих философов, которые лишь наблюдали мир, а объяснение строили на предположениях и размышлениях, алхимики действовали, экспериментировали, делая неожиданные открытия и совершенствуя методику эксперимента.

    Алхимики считали, что металлы – это вещества, состоящие из трех основных элементов:

    • соли – как символа твёрдости и способности к растворимости;
    • серы – как вещества, способного нагреваться и гореть при высоких температурах;
    • ртути – как вещества, способного к испарению и обладающего блеском.

    В связи с этим предполагалось, что, например, золото, являвшееся драгоценным металлом, тоже обладает точно такими же элементами, а значит и получить его можно из любого металла! Считалось, что получение золота из любого другого металла связано с действием философского камня, которые безуспешно и пытались найти алхимики.

    Кроме того, они верили, что если выпить эликсир, приготовленный из философского камня, то приобретешь вечную молодость! Но ни философского камня, ни золота из других металлов алхимикам найти и получить не удалось.

    И, тем не менее, их деятельность дала положительные результаты: от них нам достался большой опыт работы со многими веществами, изобретенные приборы и оборудование, ими были открыты некоторые химические элементы и изучены их свойства.

    В истории алхимии стоит назвать некоторые выдающиеся имена. Так, немецкий алхимик Хенниг Бранд, впервые получил фосфор, предположительно в 1669 году. Одержимый поисками философского камня и золота, он считал, что все вещества, окрашенные в золотистый цвет, содержат частицы золота. Для экспериментов Бранд воспользовался мочой. При ее выпаривании алхимик и получил белое вещество, похожее на воск, которое самовоспламенялось на воздухе – это был фосфор.

    Французский алхимик Николас Фламель – личность весьма загадочная. По некоторым данным считается, что именно этому алхимику все же удалось получить философский камень и эликсир жизни. Сведения об этом человеке обрывочны, считается, что после получения философского камня алхимик скрылся. Сегодня известно, что старейшее здание в Париже, построенное еще в 1407 году, являлось когда-то домом Николаса Фламеля.

    XV век – период в истории химии, ознаменованный применением алхимии для изготовления различных медицинских препаратов. Благодаря развитию точных наук, развитие химии всё более приобретало научный характер. Алхимия постепенно превращалась в химию. Химия постепенно отделялась от философии и уже, как наука, строилась на обобщениях и анализе отдельных наблюдаемых явлений.

    Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493–1541) – знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики, он подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки.

    Можно полагать, что Парацельс погиб от систематического отравления ртутью. Он считал, что когда-то все металлы были ртутью, и провел сотни опытов, чтобы из ртути получить золото. В конце жизни он признал неудачу, сказав: «Из семени лука вырастет лук, а не роза, орех или салат».

    По одной из легенд, Парацельс открыл секрет вечной молодости и не умер, а живет среди нас. Могила Парацельса на кладбище святого Себастьяна в Зальцбурге стала местом паломничества. Существует предание, что здесь в 1831 г. остановилось продвижение эпидемии холеры. Считают, что рассказы о Парацельсе легли в основу легенды о докторе Фаусте.

    Постепенно уровень развития химии позволил создавать сообщества, которые имели научный подход к изучаемым явлениям, могли передавать и продолжать накапливать знания. Это были первые академии. Так, в 1560 году такая академия образовалась в Неаполе. Через 100 лет подобная академия появилась в Лондоне

    Во второй половине XVII века ирландским учёным Робертом Бойлем предпринята попытка объяснения некоторых химических превращений на основании применения понятия «атом». Работы Бойля имели большое значение для становления химии как науки

    В книге «Химик-скептик» он сформулировал основную задачу химии – исследование состава разных физических тел, поиск новых химических элементов. В книге содержалась обоснованная критика учения о трех началах (сере, ртути, соли) и четырех стихиях. Трактат был издан анонимно, но имя автора вскоре стало широко известно. Эта книга стала важным шагом на пути превращения алхимии в самостоятельную науку – химию.

    Становление современной химии

    Первым этапом существования химии как самостоятельной науки можно считать открытие закона сохранения массы (вторая половина XVIII века). Этот закон был впервые сформулирован французским химиком Антуаном Лораном Лавуазье (1743−1794), который в процессе свое научной деятельности положил основы исследования вещества уже с научной точки зрения. Автор кислородной теории горения, один из авторов новой химической номенклатуры, он предложил первый перечень химических элементов и написал первый учебник «Элементарный курс химии».

    Первой (хотя и затем отвергнутой) теорией научной химии была предложенная Георгом Шталем теория флогистона (XVIII в.) . Флогистонная теория была главным условием и движущей силой развития учения об элементах. Она способствовала полному освобождению химии от алхимии. Именно во время почти столетнего господства флогистонной теории завершилось начатое Бойлем превращение алхимии в химию.

    К концу XVIII в. в химии был накоплен большой объем экспериментальных данных, которые необходимо было систематизировать в рамках единой теории. Создателями такой теории стали французский химик Антуан Лоран Лавуазье и русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Они применяли точные измерения при изучении химических реакций. Это позволило опровергнуть теорию флогистона, выявить суть процессов горения и дыхания, сформулировать закон сохранения массы.

    Блестящие успехи количественных методов исследования веществ привели к фундаментальным изменениям в химии.

    Английский химик Джон Дальтон (1766–1844) экспериментально подтвердил атомистическую теорию. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории) продолжался с 1789 по 1860 г.

    С первой половины XIX в. химия начала свое стремительное и триумфальное развитие.

    С увеличением объема знаний о веществах и их свойствах выделились ее отдельные области

    Несомненно, самым значительным открытием химии стало открытие важнейшего закона природы – Периодического Закона. Периодический Закон был открыт в феврале 1869 года русским химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Сегодня Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева висит на стене любого кабинета химии во всем мире! Именно Периодический Закон объединил химические знания в стройную и логическую систему. Д.И. Менделеев предсказал существование элементов, которые в то время были еще не открыты. Предсказанные Менделеевым элементы вскоре были открыты, что служило подтверждением великого открытия!

    На современном этапе развития естественных наук (с XX в.) появились принципиально новые физические методы исследования. Это предоставило химикам невиданные прежде возможности для изучения веществ.

    В нынешнем, XXI веке, триумфальное шествие химии продолжается. Ее наивысшая цель – удовлетворять потребности каждого человека и всего общества.

    • Родиной химии считается древний Египет
    • В древнем мире существенный вклад в развитие химии внесли Египет, Китай, Греция
    • До III в. н.э. длился доалхимический этап развития химии. Теоретические и практические знания о веществах развивались относительно независимо друг от друга. В течение алхимического периода (III – XVI вв.) зародилась экспериментальная химия, накопились знания о веществах
    • Алхимия – средневековое искусство, основной целью которого была получение философского камня
    • С XVII в. началось становление химии как науки. Современный этап развития химии берет начало в XX в. и длится до наших дней
    • Сегодняшние успехи прикладной химии основаны на достижениях химической науки. Поэтому фундаментальные исследования – «знания ради знаний» – особо ценны для человечества