Уроки обучения грамоте. Обучение грамоте и развитие речи

Учителя начальных классов, как известно, отличаются особой изобретательностью. Им удается даже самые непростые научные истины воплотить в занимательные, игровые, но тем не менее содержательные формы.

Учитель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова М.ОБОЖИНА предлагает свои дидактические игры по обучению грамоте. Материал соответствует программному содержанию первых двух разделов "Букваря" В.В. Репкина и др.

Формирование первоначальных представлений в слове

1. Сорви нужный листочек

Учитель называет слова. Ученики выбирают нужную модель, или называют номер листочка.

Слово, называющее предмет.

Слово, называющее действие.

Слово, называющее признак.

Слова для предъявления: яблоко, слива, спелый, цветок, сорвать, красный, упали, круглые, висят и т.п.

2. Кто в домике живет?

На доске – три домика, на каждом нарисован свой знак.

У детей – три фишки.

Учитель называет три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.

Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.

3. Да, нет (выборочный слуховой диктант)

Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.

Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.

4. Найди дорогу

Предлагается высказывание:

У дороги сидит лохматая собака. Ученики соединяют модели стрелочками в нужной последовательности.

П р и м е ч а н и е: стрелочки отражают только последовательность слов в высказывании.

5. Живые слова

У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек:

Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.

6. Найди лишнего!

На доске неправильно составленная модель высказывания. Детям предлагается найти лишнее слово.

Коза пасется на лугу.

Задание может быть с противоположной задачей: найти недостающее слово в модели.

7. Укрась высказывание

Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.

Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.

Маленькая девочка поет песню.

Маленькая девочка поет веселую песню.

При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.

8. Закончи высказывание

Детям предлагается закончить высказывание.

Книга лежит на... .

Человек находится в... .

Мы играли на... .

Дети пошли утром... .

9. Куда спрятался?

Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).

10. Найди слово-"помощник"

Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).

Лена едет в трамвае.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет.

Ира спряталась в шкаф.

Андрей вышел из класса.

11. Вылечи высказывание

В а р и а н т 1

Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Гнезде пищат птенцы.

Платок лежит... кармане.

Вазу поставили... стол.

Чайник кипит... плите.

Рыба живет... реке.

Задание сопровождается составлением моделей высказываний.

В а р и а н т 2

Исправьте ошибки устно.

В стене висит портрет.

Суп варят на кастрюле.

Молоко налили на чашку.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.

Дети пошли на лес.

Из дерева опадают листья.

Ира пришла с магазина.

12. Вставь слово

Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.

в... лесу

под... деревом

на... улице

Можно попросить детей дополнить высказывания.

У... дуба засохли ветки.

У Алеши поднялась... температура.

Лодка отплыла от... берега.

13. Помоги другу

Учитель произносит высказывание и просит детей указать соответствующую модель, если такая есть.

Например: Зайчик бежит по дорожке.

Звуковой анализ

1. Наоборот

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

2. Нужный работник

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

книга гора сумка
бокс гуси пес

веник пол
свет клумба

3. Разложи по кирпичикам дом (звуковой анализ)

Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:

  • составление схемы целого предложения;
  • составление слоговых моделей под моделями слов;
  • выделение гласных звуков точками.

Дом стоит на горе.

4. Соотнеси слово

Учитель предлагает соотнести слово с домиком, обозначающим первый звук в этом слове (согласные звуки).

Слова дети подбирают сами.

– твердый, звонкий согласный звук.

– мягкий, глухой согласный звук.

5. Хор гласных (звуки гласных)

Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]

– [ы] – [а"] – [а] – [у] – [а"] – [и]

6. Ритмический рисунок

Дети составляют ритмический рисунок слов (слоговая модель с ударением).

При озвучивании модели дети хлопками выделяют ударения.

7. Какое слово длиннее

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.

Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Составил: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов №28»

Тимошенко О.Н.

Курск 2016

В данном пособии представлены разнообразные игры и задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков по обучению грамоте. Эти игры помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества ребят.

Пособие можно использовать учителям начальных классов для коллективной и индивидуальной работы в 1 классе.

Введение ………………………………………………………….. 4

Игры со словами.

Слово – звук …………………………………………………………. 6

Слово – цвет …………………………………………………………. 9

Слово – образ …………………………………………………………. 12

Слово – ассоциация ……………………………………………………….. 13

Слово – понятие ……………………………………………………….. 17

Слово – действие ………………………………………………………… 20

Слово – творчество ……………………………………………………….. 21

Список литературы ………………………………………………………… 23

Введение.

Поступив в школу у детей происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Очень хорошо в роли переходной формы от игры к учёбе выступает дидактическая игра, которая органично соединяет обучение с игровой формой его организации.

Сущность игры заключается в том, что в ней для ребёнка важен не результат, а сам процесс. В этом то и «плюс» для нас, учителей, что мы можем программировать и ставить конкретные цели, а ребёнок не заметно для себя, играя, достигать результатов, которых мы и хотим от него добиться.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным интересом, эмоциями, не становятся полезными – это ненужный груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба их не захватывает.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью и т.д.). Нужно только отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке.

Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться. Необходимо сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.

Играя и занимаясь тем, что нравится, дети часто проявляют необычную усидчивость и устойчивое внимание. При систематическом использовании игр на уроках психические процессы (память, внимание) начнут приобретать произвольность, что необходимо для дальнейшего успешного обучения.

Дидактические игры разделены на четыре группы:

фонетические

графические

грамматические

игры, направленные на развитие связной речи.

В этом пособии подобраны игры на развитие связной устной

речи. Цель данного пособия – обеспечить учителей материалом, который поможет обучать детей в игровой форме. Представленные игры способствуют развитию речи, внимания, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой её использует учитель. В начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, на операционном этапе – с целью активизации учебной деятельности или на этапе закрепления и систематизации новых понятий.

Игра « Восстанови сказку»

Цель : Поможет в развитии логического мышления, фонематического слуха, сосредоточенности.

Оборудование : текст сказки.

Взрослый говорит детям о том, что хотел прочесть им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Примеры знакомых сказок:

Жи… -бы…де…и ба… . И бы…у ни… Ку… Ря…

Сне… Ку… яй… не…про…,а зо… . Де… би… би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… ю Мы… бе… хво… мА…, я… упа… и ра… . Де… пла…, ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де…, не пла… ба… . я сне.. ва… я… не зо… , а про…. .

Идё… бы…ка… ,

Взды… на хо… .

Во… до… ко… .

Се… я упа… .

На… Та… гро… пла… .

Уро… в ре… мя… .

Ти… ,Та…, не пла… .

Не у… в ре… мя… .

По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… .

Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя… вы… не мо… . По.. де… ба… . Ба… за де.. , де… за ре… . Тя… - потя… , вы… не мо… .

Игра « Зашифрованные песни»

Цель : Научит умению слушать, концентрировать внимание, поможет в развитии фонематического слуха.

Оборудование : образцы текстов.

Взрослый предлагает детям угадать детскую песенку, которая зашифрована на специальном языке. Первая строчка из песенки может быть написана на доске и несколько раз произнесена взрослым.

Например:

Шыр пир ю пяпюжгы

Зэлемъгый гёсрыг,

Фёд гяг, фёд гяг,

Зэлемъгый гёсрыг.

Или:

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Зёфзэн гяг ёкюлэщыг.

Сэромэмъгы ём пир.

Ключ к разгадке следующий:

Звонкие согласные заменены глухими, глухие – звонкими, «л» меняется на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «й» остаётся незаменённой.

Игра «Каламбуры»

Цель: научит слышать слово, сравнивать слова, делать логические выводы.

Оборудование: стихотворные тексты.

Учитель просит детей вслушаться в текст стихотворения и ответить, что необычного в нём.(Тексты стихотворений основаны на игре слов: столкновении в одном тексте различных значений слова или омонимов).

Например:

Вместо рубахи не носите брюк вы ,

Вместо арбуза не просите брюквы ,

Цифру всегда отличите от буквы ,

И различите ли ясень и бук вы ?

Говорили тиграм львы:

Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог ?

Не ходи, как все разини ,

Без подарка ты к Розине ,

Но ей делая визиты ,

Каждый раз букет вези ты .

Такса

Сев в такси спросила такса

За проезд какая такса ?

А водитель:

Денег с такс

Не берём совсем,

Вот так-с.

Игра « Разноцветные слова»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, поможет в развитии образного мышления.

Оборудование : карточки с заданиями.

Взрослый объясняет, что в русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из них связаны с минералами, другие – с плодами, третьи – с цветами. Учитель даёт детям тему: «Животные», «Птицы», «Минералы», «Цветы», и ребята должны назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Можно упростить задание, позволив ученикам соединить стрелочками слова левого и правого столбиков.

Например:

Продукты золотой

стальной

серебрянный

молочный

кремовый

Минералы салатный

кофейный

изумрудный

Плоды рубиновый

бирюзовый

лимонный

абрикосовый

Металлы малиновый

Игра «На вкус и цвет…»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, научит сравнивать и делать логические выводы.

Оборудование : карточки с заданиями.

Учитель раздаёт детям карточки, разделённые на две половины.

Алый

Апельсиновый

Брусничный

Васильковый

Вишнёвый

Жемчужный

Изумрудный

Каштановый

Кирпичный

Лазурный

Молочный

Морской волны

Пурпурный

Пшеничный

Сиреневый

Хаки

Шоколадный

Янтарный

Ярко-зелёный

Светло-синий

Тёмно-оранжевый

Беловатый

Коричневый

Тёмно-красный

Тёмно-голубой

Сине-зелёный

Фиолетово-красный

Золотисто-жёлтый

Светло-лиловый

Коричневато-зелёный

Коричневый

Прозрачно-жёлтый

Беловатый с переливами

Густо-розовый

Оранжевый

Ярко-красный

Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать это соответствие.


Игра «Сказки из разноцветных слов»

Цель: поможет в развитии творческого воображения, фантазии, речи.

Оборудование : тексты цветных сказок И. Зиедониса или другие.

Учитель предлагает детям САМИМ сочинить Сказку, используя какой – либо из цветов.

Для начала он читает сказку Иманта Зиедониса «Серая сказка».

Серая сказка.

Я – серый .

Я – серый , как мышонок, как птица, как пепел, как пыль.

Я – серый , но что бы без меня делали яркие краски!

Где я? Повсюду.

Вот растаял снег, обнажилась земля – серо вокруг, скучно. Весна пока что серая . Но вот лопнула серенькая скромная почка – расцвела верба. Разве она была бы так хороша и бела, если б я не был таким серым ?

Вот вылезает из серой земли тюльпан, а вот и ревень высовывает свои красные, как у чёрта, рога. В серых сумерках плывут над лугом белые простыни тумана!

Затем можно предложить детям начало цветных сказок для того, чтобы они могли придумать продолжение.

Например:

«Синий-синий конь в горохе!..»

Продолжите.

«Вчера выпал снег…»

Продолжите.

«Солнце, как яичный желток…»

Продолжите.

Игра «Только весёлые слова»

Цель : Расширит словарный запас, поможет развить наблюдательность и сосредоточенность.

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова, только круглые, только колючие и т.п.

Игра «Автобиография»

Цель: Научит вести рассказ, перевоплощаться, мыслить логически.

Вначале учитель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из детей, который это угадает, пробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например:

« Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю. И становится темно не только в душе…»

«Могу быть толстым и худым. Красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне очень обрадовался…»

Игра «Если бы, да кабы»

Цель : Научит детей умению строить логически завершённое предложение, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Оборудование : карточки для игры.

Учитель предлагает детям закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кет-то(чем-то), то я бы…, потому что(чтобы)… .

Учитель поясняет: чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком(о чём) идёт речь.

Например:

Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным мандарином, чтобы меня никто не съел.

Если бы я была кузнечиком, то сидела бы в зарослях картофеля и таращила на мир жёлтые глаза.

Игра «Цепочка ассоциаций»

Цель : поможет в развитии ассоциативного мышления, расширит словарный запас.

Игра проводится в кругу. Учитель называет какое-либо слово, допустим «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Игрок, допустим, отвечает: «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать свою ассоциацию на это слово, например «боль» и т.д. Что может получиться?

Мёд пчела боль врач красный крест флаг страна Казахстан Астана и т.д.

Пиктограммы.

Цель: познакомит со словосочетаниями, поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти.

Оборудование : карточки со словосочетаниями по тематике занятия, карандаш, тетрадь.

Во время этой игры учитель использует карточки со словосочетаниями, соответствующие тематике занятия.

Он предлагает детям зарисовывать пиктограммами, простенькими рисунками те словосочетания, которые будет диктовать.

После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на какую-либо другую игру, а затем вспомнить те словосочетания, которые они зарисовали. Допустим тема «Осень»

Учитель может продиктовать следующие словосочетания:

золотая осень, прощальный крик, перелётные птицы, холодный ветер.

Игра «Рисунок – ассоциация»

Цель : Поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.

Оборудование : карточки с рисунками ассоциациями

Во время этой игры учитель использует карточки с рисунками-пиктограммами и словами – ассоциациями на них. Дети,получив карточку, должны соединить рисунок и слово, объединив их по смыслу на своё усмотрение.

Примерные слова:

    ветер

    радость

    туман

    любовь

    красота

    непогода

    цветение

ветер

шум

красота


С помощью ассоциаций можно запомнить любой стихотворный текст. Учитель диктует текст, а ключевые слова ребёнок зарисовывает в тетради. Затем по опорным словам он вспоминает стихотворение.

Примерное стихотворение для тренировки :

«Когда я взрослым стану» В. Лунин

Когда я взрослым стану

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване, На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

лица не умывать,

Кричать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Игра «Тайны двойного»

Цель : познакомит с понятием «антонимы», поможет в развитии логического мышления, научит сосредоточенности.

Если ученик уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включиться в эту игру. Если же нет, учитель объясняет, что это такое, и предлагает с помощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берём два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т.д.).

Даём ещё одну загадку (берём два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щётка, наждачная бумага и т.д.).

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т.д.).

Игра «Слова-мячики»

Цель : расширит словарный запас; закрепит понятия об антонимах, синонимах, омонимах; поможет в развитии внимания и логического мышления; научит сосредоточенности, сдержанности, умению владеть своими эмоциями и др.

Оборудование : мяч.

    Игра «Антонимы – синонимы».

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

    с синонимами (весёлый – радостный);

    с омонимами (клуб дыма – клуб собаководов);

    с отглагольными существительными (бег–бежать, стук–стучать);

    со словосочетаниями (красивый – дом, быстро – бежать);

    с животными и их детёнышами (лошадь – жеребёнок) и многим, многим другим.

    Игра «Первый, второй, третий, четвёртый».

Дети стоят в кругу. Учитель передаёт мяч одному из участников игры и просит назвать признак какого-либо явления или предмета. То же самое делают ещё двое участников, а четвёртый игрок должен по трём признакам назвать предмет (явление).

Допустим:

1 –й игрок произносит слово «серебряный»,

2 –й – «лёгкий»,

3 –й – «маленький»,

4 – й называет предмет – «кубок».

Или:

1 –й произносит «далёкий»,

2 –й – «круглый»,

3 –й – «твёрдый»,

4 –й называет предмет – «шар».

Игра «Устный кроссворд»

Цель : обогатит словарный запас, поможет в развитии логического мышления, научит правильно задавать вопросы и давать конкретные ответы и определения словам.

Ведущий загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему:

Это та, которая больно кусает?

Нет, это не змея.

Это те, которые водятся в Беловежской пуще?

Нет, это не зубры.

Это то место, где живём все мы?

Да, это земля.

Если же Ведущий не может угадать то, о чём его спрашивают, он должен назвать вторую букву слова.

Игра «Из плохого – в хорошее».

Учитель предлагает детям поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого – доброе, из слабого – сильное и т.д. внимательный

заботливый

добрый

Можно взять любую пару антонимов и пробовать сделать то же самое.

Игра «Восстанови пословицу»

Цель : Познакомит с новыми пословицами, поможет понять смысл народных высказываний, научит строить логически завершённое предложение.

Оборудование : тексты пословиц.

На доске или на карточках в левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Нужно найти начало и окончание пословицы, соединить их в одно целое и объяснить её смысл.

Век живи,

Дарёному коню

Как аукнется,

Любишь кататься,

Не зная броду,

Лес рубят-

Делу время –

Не в свои сани

Поспешишь –

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

а дома лучше.

щепки летят.

век учись.

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

люби и саночки возить.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Игра «Волшебное слово»

Цель: Поможет в развитии образного мышления, творческого воображения, речи.

Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, стихотворение).

Например:

С - сани

О - облако

Л - лучик

Н - набор

Ц - царевна

Е – енот

На основе этих шести слов дети должны будут сочинить свой рассказ или сказку.

Игра «Сказки наизнанку»

Цель : Научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

Учитель предлагает детям в известной сказке поменять главных героев местами, т.е. добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку.

Например:

Волк в сказке «Волк и семеро козлят» добрый, а Коза -злая.

В сказке «Теремок» не медведь рушит Теремок, а Мышка.

Поросята в сказке «Три поросёнка» голодные, злые, а волк трусливый, несчастный.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка - у старика.

Литература:

Исаенко В.П «Игры наших детей»

М.: Культура и спорт, 1996

Калугин М.А. «Развивающие игры для младших школьников»

Академия развития, 1996

Максимук Н.Н « Игры по обучению грамоте и чтению»

М.: «ВАКО» ,2006

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»

Синицына Е.И «Через игру к совершенству»

М.: «Лист» 1997

«Сколько звуков в слове?»

Цель: развивать фонематический слух

Учитель читает стихи С.Я. Маршака:

Дама сдавала багаж:

Картонку

И маленькую собачонку.

Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.

«Найди картинке ее домик»

Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.

Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.

Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

«Найди лишнюю букву»

Цель: закрепить знания детей об изученных буквах, учить классифицировать их проводя анализ внешнего вида буквы.

Игра интересна тем, что позволяет детям по предложению педагога проводить классификацию букв по самостоятельно найденному основанию. Но для этого дети должны провести тщательный анализ внешнего вида букв и определить, чем похожи две от них и чем отличается третья буква. Победителем игры может стать тот, кто предложит большее число адекватных вариантов выделения «лишней» буквы.

· ТПХ и т.д.

«Правильно – неправильно»

Цель: учить узнавать буквы, анализируя их внешний вид.

Для игры потребуется комплект карточек-букв выполненных печатным шрифтом в правильном и неправильном (перевернутом или зеркальном) исполнении.

Между участниками игры может быть устроено командное или индивидуальное первенство, в ходе которого определяется, кто же правильнее и быстрее всех разделит карточки на группы – с правильно и неправильно написанными буквами.

«Прописная и печатная»

Цель: закреплять знания о печатных и прописных буквах.

В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и печатных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти для каждой печатной буквы ее прописной вариант.

«Заглавная или строчная»

Цель: учить соотносить заглавные и строчные буквы.

В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.



«Построим дом»

Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.

Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.

«Магазин»

Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.

В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с]

«Перекличка»

Цель: учить слышать звук и находить его место в слове.

Педагог называет вперемежку разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

«Полубуковка»

Цель: закрепить знания о графическом виде буквы.

Учитель медленно показывает из-за ширмы букву, начиная с ее верней части, нижняя часть буквы остается закрытой. Дети должны мысленно дорисовать контур буквы по памяти и узнать ее. После того, как буква будет названа, педагог показывает ее целиком.

«Абвгдейка»

Цель: закреплять знания о твердых и мягких звуках.

Для игры заготавливаются 33 карточки со всеми буквами алфавита. (Желательно расположить на карточках по две картинки. Если это согласная буква, обозначающая два звука, то название предмета на одной картинке должно начинаться с мягкого согласного, а другого – с твердого согласного. Например, на карточке с буквой М с одной стороны нарисован мишка, с другой – мышка. Буквы Ъ, Ь, Ы печатаются без картинок.)



Каждая карточка разрезается посередине.

Вариант 1.

Учитель оставляет себе карточки с изображением правой половины буквы, а карточки с изображением левой половины буквы раздает детям. Правую половину буквы показывает детям. Тот, у кого находится левая половина, выходит, складывает букву и называет ее.

Вариант 2.

Детям раздаются карточки, с которыми они расходятся по классу. По сигналу учителя «Все в пары!» каждый ученик ищет товарища с парной карточкой.

«Сколько и какие?»

Цель: закреплять знания учащихся о графическом виде букв.

Педагог обращается к детям:

Класс делится на две команды. Команда «воробьев» составляет буквы из трех палочек (А, П, Н, Ч, И, К,С), команда «скворцов» - из двух (Г, Т, Х, Л, У). Побеждает команда, которая быстро и правильно составит все возможные буквы.

«Телеграф»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Основным игровым действием является отхлопывание в ладоши количества слогов в слове. Сначала учитель называет слова, а дети отхлопывают количество слогов.

«Живые слоги»

Цель: закрепить знания о слогах.

К доске вызываются 10 человек, которые строятся в две шеренги. Левой пятерке даются согласные буквы, правой – гласные. По сигналу учителя дети сходятся попарно, поднимая вверх буквы. Сидящие за партами ученики хором читают получившийся слог.

«Договори слово»

Цель6 вырабатывать навык деления слова на слоги, научить выделять закрытый слог.

ши__на вет___ка

ти__на сум__ка

лод__ка шу__ка

«Цепочки слов»

Учитель выкладывает на наборном полотне какое-либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время педагог меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось.

Вариант. Учитель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает превратить его в новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова «май» в соответствии с правилами игры можно получить слова: май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша – кашка – кошка и т.д. освоив трехзвуковые слова, школьники переходят к четырех- и пятизвуковыми словами.

«Лишнее слово»

Цель: учить классифицировать слова по одному общему признаку и назвать его.

На фланелеграф вывешиваются ряды слов (в каждой строке 4 слова, из которых три можно по различным причинам объединить в одну группу и дать одно название, а одно слово к этой группе не относится).

Перевернем лишнее слово, появится только его первая буква. По первым буквам лишних слов можно будет прочитать слово.

Ученики делятся на две команды. Строятся в шеренги. Выполняя упражнения эстафеты, выполняют задание на фланелеграфе.

Побеждает та команда, которая первой прочитает зашифрованное слово.

Задание для первой команды:

1. Рубашка, брюки, майка, ботинки.

2. Тюльпан, роза, ландыш, ель.

3. Дуб, клен, береза, ромашка.

4. Муха, бабочка, стрекоза, енот.

5. Книга, журнал, газета, глаза.

6. Класс, доска, школа, имя.

7. Виноград, яблоко, груша, торт.

8. Иванов, Петров, Сидоров, Елена.

Ответ: БЕРЕГИТЕ

Задание для второй команды:

1. Пляж, песок, солнце, зима.

2. Лес, трава, ёлки, дом.

3. Гусь, утка, курица, окунь.

4. Вилка, нож, ложка, расческа.

5. Туфли, сапоги, валенки, очки.

6. Весло, карандаш, кисть, ручка.

7. Сказка, стихи, песня, ь.

8. Зима, лето, осень, Европа.

9. Ответ: ЗДОРОВЬЕ

«Сколько звуков в слове?»

Цель: закреплять умение определять количество букв и звуков в словах.

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово (открыть запись слова на доске).

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж (слово записано на доске).

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

«Какой звук новый появился?»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

сон-стон каска – краска ролик-кролик

сок-сток салка – скалка тучка – штучка

сук – стук кошка – крошка кот - крот

«Большая буква»

Цель: повторить правила написания имен собственных, названий рек, городов, кличек животных.

Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте.

Барсик, котенок, город, Воронеж, Никита, река, Волга, собака, Дружок, воробей, урок.

«Мягкий знак»

Цель: повторить изученные правила о мягком знаке.

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного – рывки руками.

Царь, льдина, волчьи, варенье, радость, соловьи, тьма, здоровье, лень, соль.

“Речь – это прежде всего процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием” - (Н.И.Жинкин).

Овладевая богатствами языка, человек совершенствует свою речь всю жизнь. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Основы речевого развития закладываются в начальной школе, т.к. именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка и необходимостью совершенствовать речь. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Традиционные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

Условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность высказываний и владения средствами языка.

Развитие речи - это обратная сторона процесса развития мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Нет речи без мысли. Поэтому необходимым условием высокой эффективности развития речи на уроках русского языка является организация мыслительной деятельности детей. Важно, чтобы ученик с самого начала урока включился в умственную деятельность.

Я работаю по букварю под редакцией В.В.Репкина, Е.В.Восторгова, В.А.Левина (по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Материал учебника способствует достижению больших результатов в общем развитии школьников. Авторы учебника включили в него такие упражнения, которые вызывают у детей большой интерес к языку, помогают осмысливать связи между отдельными знаниями, систематизировать их. Это и странички совместного чтения, которые создают атмосферу литературного чтения с самых первых уроков, задолго до того, как дети начинают изучать первые буквы; скороговорки, загадки, способствующие дальнейшему развитию речевого слуха и закреплению навыков четкой, правильной и выразительной речи; пословицы, поговорки, развивающие образную речь и др.

К некоторым урокам я подобрала дополнительные упражнения, занимательный материал, дидактические игры, которые развивают фонематический слух, обогащают, уточняют и активизируют словарь, формируют грамматический строй речи.

I. Упражнения, для развития фонематического слуха.

Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.

Вот некоторые из них.

[б] Белый баран бьёт в барабан.
Баран буян залез в бурьян.

[п] Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

[з] Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.

[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит.

[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат.

[р] Приготовила Лариса для Бориса
Вкусный суп из риса.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу.

Бо-бу-бы - в лесу растут дубы.

Бы-бо-ба - вот какая жаба.

Са-са-са - по лесу бежит лиса.

Ас-ас-ас - лиса боится нас.

Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.

Су-су-су - как красиво в лесу.

Су-сю-су - тихо осенью в лесу.

Ус-ус-ус - лису я не боюсь.

Ша-ша-ша - моя сестрёнка Маша.

Шо-шо-шо - у меня всё хорошо.

Шу-шу-шу - не люблю я кашу.

Щи-ши-ши - веселимся от души.

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ры-ри-ры - подарили нам шары.

Ры-ри-ры - летят комары.

Ру-рю-ру - коза грызёт кору.

Ри-ры-ри - купили сухари.

Рю-ру-рю - я картошку варю.

Да-да-да - сладкая ягода.

До-до-до - у орла гнездо.

Ду-ду-ду - растут яблони в саду.

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Та-та-та - Ах, какая красота!

Ты-ты-ты - на лугу растут цветы.

От-от-от - я люблю компот.

Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

II. Дидактические игры.

Известный русский лингвист и методист писал: “Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике и поэтому ничто так непригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой легкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике”. (А.М.Пешковский “Методическое приложение к книге “Наш язык”.) Современная дидактика оставляет за ребёнком право на игру в школе и рассматривает её как один из показателей соответствия обучения возрастным особенностям учащихся.

Особенно уместны и даже необходимы игровые моменты в обучении шестилеток, т. к. становление учебной деятельности происходит при слаборазвитых произвольных процессах восприятия, памяти, внимания. Игровые моменты вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.

Для закрепления умений различать словоразличительные качества согласных использую разнообразные игры со звуками. Вот некоторые из них.

“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).

“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).

“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).

“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.

“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).

“Хоккей” (любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “ вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.

“Подбери слово”. Например, дана модель:

Учащиеся подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.

“Проверь работу Авосика”. Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, обнаруживают ошибку и исправляют.

“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком”….;

После прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания:

Найдите и прочитайте слова, называющие действия;

Слова - имена

Найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели;

Отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов);

Измени слово по числу;

Назови признаки предмета;

Назовите лишнее слово в столбике (выбор уч-ся обосновывают связным высказыванием);

Например, тема: “Буквы Д-Т”. Дети прочитали слова.

1) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.

2) Прочитайте слова третьего столбика, найдите “лишнее”. Объясните.

3) Что называют слова “где”, “когда”? (Предмет? Признак? Действие?)

Придумайте высказывания к заданной схеме.

4) Измени слова по числу: друг - (друзья), год - (года), радуга - ?; дни - (день), кудри - ?;

5) Образуйте слова-действия от слов: дрёма - (дремать), дума - (думать), друг - (дружить), дым - (дымить);

6) Найди слово-предмет к словам-признакам: верный - (друг), дальняя -(дорога), песчаное - (дно), семицветная - …

При изучении темы “Буквы З - С”.

Игра “Большой-маленький”. Учитель называет слово, а дети его “уменьшают”” куст - (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:

Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна - (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм - (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,

Подбери к словам слова- действия: (что делает?).

Самолёт (что делает?) летит, гудит,…

Плакса….(плачет)

Костёр …

Подбери слово к заданной схеме

Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них.

1. “Рассыпанные буквы”. Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б;

2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.

4. Игра “Отними слог”.

5. “Буквы- невидимки”. Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.

6. Сочини слово.

Напишите согласную, прочитайте слова.

7. “Словесная мозаика”.

Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. “Слог за слогом”. Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Занимательный материал для уроков я нахожу в книгах:

Ундзенкова А. Русский язык с увлечением.- Екатеринбург. 1977.

Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.- 1983.

Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. - Ярославль “Академия, К” 1999.

Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль “Академия развития” 1998.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. 1981.

В пособии представлены примерные разработки уроков чтения, которые проводятся в период обучения грамоте. Оригинальная авторская методика работы со школьниками на уроках направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь и др.) с первых дней обучения в начальной школе.
Пособие предназначено для учителей начальных классов; будет полезно студентам педвузов, родителям.

Слово
I. Мобилизующий этап
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
У. Послушайте мою речь и определите, что я скажу: Прозрачные росинки украшают осинку.
Д. Это предложение.
У. Назовите известные вам признаки предложения.
Д. Предложение выражает законченную мысль. Предложение имеет особую интонацию.
У. Скажите, из чего состоит предложение, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Предложение состоит из слов. Значит, тема сегодняшнего урока - «Слово».
У. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель нашего урока. На доске написано печатным шрифтом: узнать, что... учить различать... и не... учиться... значение...
Д. Цель нашего урока - узнать, что такое слово; учиться различать слово и не слово; учиться определять значение слова.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Примерные разработки уроков чтения в период обучения грамоте
Урок 1. Речь
Урок 2. Слово
Урок 3. Слог
Урок 4. Гласные и согласные звуки
Урок 5. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Ударение. (Обобщение)
Урок 6. Звук [а] и буква А, а
Урок 7. Звук [о] и буква О, о
Урок 8. Звук [и] и буква И, и
Урок 9. Звук [ы] и буква ы
Урок 10. Звук [у] и буква У, у
Урок 11. Звуки [н], [н’] и буква Н,н
Урок 12. Звуки [с], [с’] и буква С. с
Урок 13. Звуки [к], [к’] и буква К, к
Урок 14. Звуки [т], [т’] и буква Т, m
Урок 15. Звуки [л], [л’] и буква Л, л
Урок 16. Звуки [р], [р’] и буква Р,р
Урок 17. Звуки [в], [в’] и буква В, в
Урок 18. Буква Е, е и звуки, которые она обозначает
Урок 19. Звуки [п], [п’] и буква П, п
Урок 20. Звуки [м], [м’] и буква М, м
Урок 21. Звуки [з], [з’] и буква 3, з
Урок 22. Звуки [б], [б’] и буква Б, б
Урок 23. Звуки [д], [д’] и буква Д, д
Урок 24. Буква Я, я и звуки, которые она обозначает
Урок 25. Обозначение буквой Я звука [а] после мягкой согласной
Урок 26. Звуки [г], [г’] и буква Г, г
Урок 27. Звук [ч] и буква Ч,ч
Урок 28. Буква ь как обозначение мягкости согласных
Урок 29. Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного (закрепление)
Урок 30. Звук [ш] и буква Ш,ш
Урок 31. Звук [ж] и буква Ж, ж
Урок 32. Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает
Урок 33. Звук [й] и буква Й,й
Урок 34. Звуки [х], [х’] и буква X, х
Урок 35. Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает
Урок 36. Звук [ц] и буква Ц, ц
Урок 37. Звук [э] и буква Э, э
Урок 38. Звук [щ] и буква Щ.щ
Урок 39. Звуки [ф], [ф’] и буква Ф, ф
Урок 40. Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак
Урок 41. Алфавит
Урок 42. «Первая охота»
Урок 43. «Угомон»
Урок 44. «Помощница»
Урок 45. Борис Владимирович Заходер. «Два и три»
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте, Бакулина Г.А., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.