Танк для ядерной войны ссср. Россия разрабатывает ядерный боевой танк

В пятидесятые годы прошлого века человечество начало активно осваивать новый источник энергии - деление атомных ядер. Ядерная энергетика тогда виделась если не панацеей, то, как минимум, решением великого множества различных проблем. В атмосфере всеобщего одобрения и интереса строились атомные электростанции и проектировались реакторы для подлодок и кораблей. Отдельные мечтатели даже предлагали сделать атомный реактор настолько компактным и маломощным, чтобы он мог использоваться как бытовой источник энергии или в качестве энергоустановки для автомобилей и т.п. Подобными вещами заинтересовались и военные. В Соединенных Штатах всерьез рассматривались варианты создания полноценного танка с ядерной энергоустановкой. К сожалению или к счастью, все они так и остались на уровне технических предложений и чертежей.

История атомных танков началась в 1954 году и ее появление связано с научными конференциями Question Mark («Знак вопроса»), на которых обсуждались перспективные направления науки и техники. На третьей такой конференции, прошедшей в июне 1954 года в Детройте, американские ученые обсудили представленный к рассмотрению проект танка с атомным реактором. Согласно техническому предложению, боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 - «Гусеничная машина-1») должна была иметь боевую массу порядка 70 тонн и нести 105-мм нарезную пушку. Особый интерес представляла компоновка бронекорпуса предлагаемого танка. Так, за броней толщиной до 350 миллиметров должен был располагаться малогабаритный атомный реактор. Для него предусмотрели объем в передней части бронекорпуса. За реактором и его защитой, расположили рабочее место механика-водителя, в средней и задней частях корпуса поместили боевое отделение, укладки боеприпасов и т.п., а также несколько агрегатов силовой установки.

Боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 - «Гусеничная машина-1»)

Более чем интересен принцип работы силовых агрегатов танка. Дело в том, что реактор для TV1 планировалось делать по схеме с открытым газовым контуром теплоносителя. Это значит, что охлаждение реактора должно было производиться атмосферным воздухом, прогоняемым рядом с ним. Далее нагретый воздух предполагалось подводить на силовую газовую турбину, которая должна была приводить в движение трансмиссию и ведущие колеса. Согласно расчетам, проведенным прямо на конференции, при заданных габаритах удалось бы обеспечить работу реактора продолжительностью до 500 часов на одной заправке ядерным топливом. Однако проект TV1 не рекомендовали к продолжению разработки. За 500 часов работы реактор с открытым контуром охлаждения мог заразить несколько десятков или даже сотен тысяч кубометров воздуха. Кроме того, во внутренние объемы танка никак не удавалось вписать достаточную защиту реактора. В целом, боевая машина TV1 получалась гораздо более опасной для своих войск, нежели для противника.

К следующей конференции Question Mark IV, состоявшейся в 1955 году, проект TV1 доработали в соответствии с текущими возможностями и новыми технологиями. Новый атомный танк получил название R32. Он значительно отличался от TV1, в первую очередь своими размерами. Развитие ядерных технологий позволило уменьшить габариты машины и соответствующим образом изменить ее конструкцию. 50-тонный танк также предложили оснастить реактором в передней части, но бронированный корпус с лобовым листом толщиной в 120 мм и башня с 90-мм орудием в проекте имели совершенно другие обводы и компоновку. Кроме того, предлагалось отказаться от использования газовой турбины, приводимой в движение перегретым атмосферным воздухом и применить новые системы защиты менее крупного реактора. Расчеты показали, что практически достижимый запас хода на одной заправке ядерным топливом будет равняться примерно четырем тысячам километров. Таким образом, ценой снижения времени работы, планировалось понизить опасность реактора для экипажа.

И все же меры, принятые для защиты экипажа, технического персонала и взаимодействующими с танком войск, были недостаточными. Согласно теоретическим выкладкам американских ученых, R32 «фонил» меньше, чем его предшественник TV1, но даже при оставшемся уровне излучения танк не был пригоден для практического применения. Требовалось бы регулярно менять экипажи и создавать специальную инфраструктуру для отдельного обслуживания атомных танков.

После того, как R32 не смог оправдать ожидания потенциального заказчика в лице американской армии, интерес военных к танкам с ядерной энергетической установкой стал постепенно угасать. Стоит признать, в течение некоторого времени еще предпринимались попытки создать новый проект и даже довести его до стадии испытаний. К примеру, в 1959 году проектировалась экспериментальная машина на базе тяжелого танка M103. Ее предполагалось использовать в будущих испытаниях танкового шасси с атомным реактором. Работы по этому проекту начались очень поздно, когда заказчик перестал видеть в атомных танках перспективную технику для армии. Работы по переоборудованию M103 в испытательный стенд завершились созданием эскизного проекта и подготовкой к сборке макета.

R32. Ещё один проект американского атомного танка

Последний американский проект танка с ядерной силовой установкой, который смог продвинуться дальше стадии технического предложения, был выполнен фирмой Chrysler во время ее участия в программе ASTRON. Пентагон заказал танк, предназначенный для армии следующих десятилетий и специалисты «Крайслера», по-видимому, решили дать еще одну попытку танковому реактору. Кроме того, новый танк TV8 должен был олицетворять новую концепцию компоновки. Бронированное шасси с электромоторами и, в некоторых версиях проекта, двигателем или ядерным реактором представляло собой типичный корпус танка с гусеничной ходовой частью. Однако на нем предлагалось установить башню оригинальной конструкции.

Крупногабаритный агрегат сложной обтекаемо-граненой формы предполагалось сделать немного длиннее шасси. Внутри такой оригинальной башни предлагалось поместить рабочие места всех четырех членов экипажа, все вооружения, в т.ч. 90-мм орудие на жесткой безоткатной подвесной системе, а также боекомплект. Кроме того, в поздних версиях проекта предполагалось поместить в кормовой части башни дизельный двигатель или малогабаритный ядерный реактор. В таком случае реактор или двигатель давали бы энергию для работы генератора, питающего ходовые электромоторы и прочие системы. Согласно некоторым источникам, до самого закрытия проекта TV8 шли споры о наиболее удобном размещении реактора: в шасси или в башне. Оба варианта имели свои плюсы и минусы, но установка всех агрегатов энергоустановки в шасси была выгоднее, хотя и сложнее в техническом плане.

Танк TV8

Один из вариантов атомных монстров разрабатываемых в своё время в США по программе «Astron».

TV8 оказался самым удачливым из всех американских атомных танков. Во второй половине пятидесятых на одном из заводов компании Chrysler даже построили макет перспективной бронемашины. Но дальше макета дело не пошло. Революционно новая компоновка танка в сочетании с ее технической сложностью не давала никаких преимуществ перед существующими и разрабатываемыми бронемашинами. Соотношение новизны, технических рисков и практической отдачи сочли недостаточным, тем более в случае с использованием ядерной энергоустановки. В результате проект TV8 закрыли за бесперспективностью.

После TV8 ни один американский проект атомного танка не вышел из стадии технического предложения. Что касается других стран, то в них тоже рассматривалась теоретическая возможность замены дизеля атомным реактором. Но за пределами США эти идеи остались только в виде задумок и простых предложений. Основными причинами отказа от подобных идей стали две особенности ядерных энергоустановок. Во-первых, реактор, пригодный для монтажа на танке, по определению не может иметь достаточную защиту. В результате экипаж и окружающие люди или объекты будут подвергаться воздействию радиации. Во-вторых, атомный танк в случае повреждения энергоустановки - а вероятность такого развития событий очень велика ¬- становится настоящей грязной бомбой. Шансы экипажа выжить в момент аварии слишком малы, а выжившие станут жертвами острой лучевой болезни.

Сравнительно большой запас хода на одной заправке топливом и общая, как казалось в пятидесятых годах, перспективность атомных реакторах во всех сферах не смогли пересилить опасные последствия их применения. В результате танки на атомном ходу так и остались оригинальной технической задумкой, возникшей на волне всеобщей «ядерной эйфории», но не давшей никаких практических результатов.

По материалам сайтов:

После окончания Второй мировой войны мировые сверхдержавы были всерьез обеспокоены, как бы понаделать побольше ракет, чтобы в случае чего уж точно разбомбить военные заводы, базы, аэродромы и даже дровяные сараи противника. А только что изобретенные ядерные бомбы казались идеальным решением этой задачки. Вот только ракеты с ядерной начинкой нужно было как-то доставить до адресата. Баллистические ракеты были тогда еще в зачаточном состоянии, а вот бомбардировщики идеально подходили. Но даже самые мощные из них имели свой диапазон действия. И для того, чтобы увеличить дальность полетов, США прибегли к экзотическому способу. Они разрабатывали атомный бомбардировщик, достаточно мощный, чтобы нести на борту атомный реактор и при этом еще подняться в воздух.

В это время был создан самый большой бомбардировщик Convair B-36, получивший название «Миротворец». Он стал основой стратегических ядерных сил США во время холодной войны, так как мог доставлять ракеты к целям на территории СССР. Но, к счастью, в качестве бомбардировщика он ни разу не использовался, зато служил разведывательным самолетом. Его огромные размеры позволяли размещать на нем фотокамеры большого разрешения, а большая высота полета делала его недосягаемым для зенитной артиллерии.

22 июня 1957 года один такой бомбардировщик перевозил ядерную бомбу с авиабазы Биггс на базу Киртленд в Нью-Мексико. При подлете к конечной цели бомба выпала в 500 метрах от склада ядерного оружия, и только чудом не произошел мощный взрыв. Вскоре после этого «Миротворцы» были сняты с вооружения.

Атомный танк

Во время холодной войны руководство НАТО получило информацию, что СССР планирует использовать ядерное оружие для ведения наземной войны. Не желая ударить в грязь лицом, американцы приступили к разработкам. Концепция танка, способного отразить ядерный удар, была представлена компанией Chrysler в 1954 году на военной конференции в Детройте.

Первый проект, получивший обозначение TV-1, представлял собой 70-тонную боевую машину, вооруженную 105-мм пушкой T140 и защищенную 350-мм лобовой броней. Следующий прототип весил уже на 20 тонн меньше (всего 50!). Реактор обеспечивал танку расчетный запас хода почти 6500 км.

Несмотря на то что это направление считалось перспективным, ни один из проектов атомных танков не дошел даже до стадии постройки опытного образца, так как такие танки стоили очень дорого, к тому же в них нужно было очень часто менять экипажи, чтобы солдаты не получали чрезмерную дозу облучения от реактора.

Ядерная базука Davy Crockett

Один из самых наименьших по мощности серийных ядерных боеприпасов, разработанный во время холодной войны, получил название в честь героя американского фольклора Дэви Крокетта. Орудие было создано в 1949 году с целью защитить европейские страны (в частности, Западную Германию) от советского вторжения. Орудие можно было установить на треноге или джипе. А для его обслуживания требовалось всего три человека: один нес само орудие, второй - лафет, а третий, обливаясь ядерным потом, - ракету.

К сожалению для Америки и к счастью для всего мира, «Дэви Крокетт» был не очень эффективным оружием. Как и у любого другого безоткатного орудия, точность у него была очень маленькая, и, выстрелив в сторону врага, можно было только догадываться, какую цель поразила ракета. К тому же эти самые ракеты очень сильно фонили еще на складах, заражая солдат. Поэтому в 1970-е годы ядерную базуку сняли с вооружения.

Ядерный космический зонд

Исследователей очень интересуют спутники Юпитера Галилей и из-за содержащегося на них льда. Считается, что в подземных океанах под толщей льда может быть жизнь. Для исследования спутников НАСА и Лаборатория реактивного движения предложили использовать атомный космический зонд JIMO (Jupiter Icy Moons Orbiter).

Это был не первый подобный случай, атомные реакторы на космических кораблях уже устанавливались - например, на зондах Voyager, Galileo и Cassini. Но это были совсем небольшие радиоизотопные термоэлектрические генераторы. В случае с JIMO планировалось создать настоящего монстра, способного обеспечивать энергией разнообразную научную аппаратуру и, самое главное, систему связи. Но, когда дело дошло до практики, в НАСА осознали, что это слишком амбициозный проект и на его финансирование в настоящее время нет возможностей. Поэтому нашим братьям по разуму на Европе придется подождать еще какое-то время.

Ядерный автомобиль

Автомобиль, работающий от маленького ядерного реактора, был представлен компанией Ford в 1958 году и получил название Nucleon. Реактор и капсула с горючим располагались в задней части автомобиля, а для защиты пассажиров и водителя предполагалось использовать двойные стенки автомобиля. На одной капсуле с горючим автомобиль мог проехать около 8000 км.

Концепт-кар так и не был поставлен на производство, поскольку выяснилось, что конструкция машины не смогла бы выдержать столько свинца, сколько необходимо для защиты пассажиров и окружающей среды от радиации. К тому же малейшее ДТП с участием автомобиля с ядерным двигателем могло привести к непредсказуемым последствиям.

Ядерный реактивный двигатель (проект «Плутон»)

В конце 1950-х США начали разрабатывать межконтинентальные ракеты. Одним из первых проектов был «Плутон»: ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволявший запуcкать ракеты класса SLAM . Первый ядерный ПВРД, Тory-IIA, прошел два испытания на ядерном полигоне в Неваде в 1961 и 1964 годах. Но создатели быстро поняли, что он небезопасен даже для них самих. Поэтому «Плутон» не получил распространения.

Атомный ледокол

Ледокол с ядерной силовой установкой «Ленин», первый в своем роде в мире, был спущен на воду 5 декабря 1957 года. Своим существованием он показывал, что мирный атом не миф. Ледокол имел прекрасные показатели: за первые шесть лет эксплуатации он прошел больше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации пройдено 654 тысяч миль, из них во льдах - 563,6 тысячи миль.

В 1989 году, проработав больше 30 лет, ледокол ушел на заслуженный отдых и сейчас находится на вечной стоянке в Мурманске.

Атомный рюкзак

В СССР и США были разработаны компактные ядерные заряды, получившие названия «специальный ядерный фугас» (MADM) и «ядерная мина» (SADM). Они могли быть использованы для создания зон разрушения, завалов, пожаров, наводнений и радиационного поражения местности. Заряды представляли собой рюкзаки, которые могли переносить два солдата или даже один. Фугасы весили около 170 кг (хотя самый первый обладал весом 770 кг!), а мины - 68 кг.

В 1960-е годы американцами была выдвинута идея создания по границе ГДР и ФРГ так называемого ядерно-минного пояса. Для этого США перевезли в Европу около сотни ядерных мин. Зная, насколько хрупки их механизмы, понимаешь, как сильно повезло тогда Европе.

Атомная пушка

Ее называли «Атомная Энни», и на тот момент она была самым тяжелым образцом мобильной артиллерии, использовавшейся армией США. 280-мм пушка M65 весила в походном положении почти 78,5 тонны. Под стать великанше были и боеприпасы: 272- и 364-килограммовые снаряды с возможностью установки ядерной боеголовки.

Всего с 1951 по 1953 год были изготовлены 20 пушек этого типа. При этом M65 была и остается единственным артиллерийским орудием, из которого стреляли снарядом с настоящей боеголовкой. Выстрел произвели 25 мая 1953 года во время операции Upshot-Knothole Grable. Снаряд мощностью 15 килотонн успешно улетел в горизонт и довольно красиво там сдетонировал.

Исполинскую пушку, образно говоря, уничтожили гаубицы и ракетные комплексы. Они были более мобильны и многочисленны. Поэтому уже в 1960 году Энни начали снимать с вооружения, а последний из вооруженных M65 артиллерийских батальонов был расформирован в декабре 1963 года.

Этот танк вполне можно считать символом ядерной войны, которая так и не началась. Его конструкция оптимально подходит для противодействия ударной волне, а четырехгусеничная ходовая часть - для движения в условиях вероятной ядерной зимы…

Тяжелый танк - «Объект 279», единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший.Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Такая форма корпуса должна была предотвратить переворачивание танка взрывной волной ядерного взрыва.

Давайте посмотрим на этот проект подробнее …

Может быть начало поста несколько пафосное и преувеличенное, но давайте сначала немного отмотаем события назад.

В 1956 году ГБТУ Красной Армии были выработаны тактико-технические требования к тяжелому танку, который должен был заменить собой Т-10. КБ Кировского завода в Ленинграде приступило к созданию танка, с широким использованием идей и отдельных узлов от танков ИС-7 и Т-10. Получивший индекс «Объект 277″, новый танк создавался по классической компоновке, его ходовая часть состояла из восьми опорных и четырёх поддерживающих катков на борт, подвеска на пучковых торсионах, с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и восьмых катках. Корпус собирался как из катаных, так и из литых деталей — борта выполнялись из гнутых плит катаной брони, в то время как носовая часть представляла собой единую отливку. Башня так же выполнялась литой, полусферической формы. Развитая ниша вмещала механизированную боеукладку для облегчения действий заряжающего.

Вооружение состояло из 130мм орудия М-65, стабилизированного в двух плоскостях при помощи стабилизатора «Гроза», и спаренного 14,5мм пулемёта КПВТ. Боекомплект 26 выстрелов раздельного заряжания и 250 патронов к пулемёту. Наводчик располагал стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, танк оборудовался полным комплектом приборов ночного видения. Силовая установка представляла собой 12-цилиндровый V-образный дизель М-850, мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Трансмиссиия планетарная, типа «3К», выполненная в виде единого блока механизма перемены передачь и поворотов. В отличии от трансмиссии танка Т-10, ленточные тормоза планетарного механизма поворотов были заменены на дисковые. Экипаж состоял из 4 человек, трое из которых (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. При массе в 55 тонн танк показал максимальную скорость 55 км/ч.

Было выпущено два экземпляра «Объекта 277″, и вскоре после начала испытаний работы по нему были свёрнуты. Танк выгодно отличался от Т-10 более мощным вооружением и более совершенной СУО, включающей дальномер, но боекомплект был мал. В целом, «Объект 277″ создавался на базе хорошо отработанных в серии агрегатов и не требовал длительной доводки.

Вторым конкурсантом стал танк Челябинского тракторного завода — «Объект 770″. В отличии от «Объекта 277″, танк было решено проектировать «с нуля», опираясь только на передовые решения и с использованием новых агрегатов. Характерной особенностью танка стал полностью литой корпус, борта которого отличались как дифференцированной толщиной, так и переменным углом наклона. Подобный подход прослеживается и в бронировании лба корпуса. Башня так же полностью литая, с переменной толщиной брони, доходящей до 290мм в лобовых частях. Вооружение и СУО танка полностью аналогичны «Объекту 277″ — 130мм орудие М-65 и спаренный 14,5мм пулемёт КПВТ, боекомплект 26 снарядов и 250 патронов.

Интерес представляет силовой агрегат танка, выполненный на основе 10-цилиндровоно дизеля ДТН-10, с вертикальным расположением блоков цилиндров, который был установлен перпендикулярно продольной оси танка. Мощность двигателя составляла 1000 л.с. при 2500 об/мин. Трансмиссия танка включала в себя гидротрансворматор и планетарную коробку передач, параллельное включение которых позволяло иметь одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода, и одну механическую передачу заднего хода. Ходовая часть включала по шесть опорных катков большого диаметра на борт, без поддерживающих роликов. Подвеска катков гидропневматическая. Танк отличался лёгкостью в управлении и хорошими динамическими характеристиками.

Уникальнейший и единственный в своем роде опытный образец тяжелого танка — объект 279 — разработал в 1957 году коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л.С.Троянова по предложенным Управлением начальника бронетанковых войск Советской Армии в 1956 году тактико-техническим требованиям к тяжелому танку. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.

В пику консервативному «Объекту 277», машина создавалась полностью заново, и не только по используемым агрегатам, но и по концепции. Литые корпуса с дифференцированным бронированием, эллиптической формы встречались и ранее, но в данной машине идея была доведена до абсолюта. Собранный из четырёх литых деталей, корпус был по всему периметру прикрыт противокумулятивным экраном, который дополнял его обводы до эллиптической формы (не только в плане, но и в вертикальном сечении). Благодаря уменьшенному до предела заброневому объёму, составившему всего 11,47 м 3 , удалось добиться беспрецедентных значений толщины брони как по нормали, так и приведённых – лобовая броня корпуса достигала 192мм при больших углах наклона и подворота, бортовая броня до 182мм, при меньших углах. Литая башня приплюснутой полусферической формы имела круговое бронирование 305мм, за исключением кормы.

Вооружение составляло всё то же 130мм орудие М-65 и 14,5мм пулемёт КПВТ, при боезапасе 24 выстрела в механизированной боеукладке с полуавтоматическим заряжанием и 300 патронов к пулемёту. Совместные усилия заряжающего и кассетного полуавтомата заряжания обеспечивали боевую скорострельность в 5-7 выстрелов в минуту. СУО включала в себя стереоскопический прицел-дальномер с независимой стабилизацией поля зрения ТПД-2С, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор «Гроза» и полный комплект приборов ночного видения.

Силовая установка танка разрабатывалась в двух вариантах – дизель ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Оба двигателя 4-х тактные, 16-цилиндровые, Н-образные с горизонтальным расположением цилиндров (для уменьшения высоты корпуса). Трансмиссия танка так же отличалась необычностью и новаторским подходом – гидромеханическая и планетарной 3-х ступенчатой коробкой передач, причём переключения между двумя высшими передачами было автоматизировано.

Но наиболее бросающейся в глаза деталью танка безусловно является его ходовая часть, чьей особенностью было применение четырёх гусеничных движетелей!

Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.

Применительно к одному движетелю ходовая часть состояла из шести опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ленивца и ведущей звёздочки. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, регулируемая. Таким образом, понятие клиренса становилось только формальностью, и танк мог преодолевать вертикальные препятствия без угрозы сесть днищем на них.

Удельное давление так же было очень мало – всего 0,6 кг/м 2 , что позволяло преодолевать глубокий снег и топкие участки. Недостатками выбранной ходовой части была плохая маневренность и повышенное сопротивление движению, особенно по тяжелым грунтам. Ремонтопригодность оставляла желать лучшего, ввиду высокой сложности конструкции и труднодоступности внутренней пары гусениц.

Опытный образец танка был построен в 1959 году и начал проходить испытания, однако сразу же стало ясно, что столько дорогая машина не имеет шансов на серийное производство. Преемником Т-10 должен был стать один из двух танков «семьсот семидесятый» либо «двести семьдесят седьмой», но ни один из конкурсантов так и не был принят на вооружение.

Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых — командир, наводчик и заряжающий — располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину.

Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом — 11,47 м3, имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту танка.

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.

Объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

В 50-е годы XX века после появления первых ядерных реакторов появились проекты оснащения ими кораблей, самолетов, ракет и даже поездов. Тогда эти проекты казались почти нереальными для воплощения. Конечно же, американские военные не могли не заметить такой перспективной силовой установки для военной техники. Не обошли стороной и танки.

Какова же история создания атомных танков?

Первый подобный проект разработали на конференции с названием «Question Mark III», которая проходила в июне 1954 года в городе Детройт. Такой танк наименовали TV-1, который весил 70 тонн, защищался броней в 350 миллиметров и имел бы в качестве вооружения 105-мм. пушку. Благодаря ядерному реактору он смог бы работать на протяжении 500 часов, не нуждаясь при этом в замене топлива. Не забыли в данном проекте и о машине, которая питала бы технику энергией во время марш-бросков.

На следующей конференции под названием «Question Mark IV», которая проходила спустя год, был представлен ещё один атомный танк. За прошедшее время от «Question Mark III» конструкция реакторов изменилась, что позволило уменьшить размеры и вес машины. Его назвали R-32, и весил он уже 50 тонн. Калибр пушки уменьшился до 90 миллиметров. Меньшим стало и лобовое бронирование – «всего лишь» 120 мм. Реактор машины позволял двигаться на расстояния в 4 000 миль, то есть почти 6500 километров.

Схема атомного танка модели R32 (боковой срез)

Данный проект посчитался более перспективным, чем его предшественник TV-1 и даже подумывали, что R-32 сможет заменить в будущем основной тогдашний танк американской армии M-48. Но реальность диктовала свои условия: одна только предполагаемая стоимость будущего атомного танка отбивала любое желание выпускать их серийно. Дальше эскизов R-32 не продвинулся. После этого была идея переделать тяжелый американский танк M-103 в испытательную машину с ядерным реактором. Но и она не пошла дальше проекта на бумаге.

А что же СССР со своим «догнать и перегнать Америку»? В Советском Союзе подобные проекты попросту отсутствовали. На основе тяжелого танка Т-10 создали подвижную атомную электростанцию под названием ТЭС-3, которую стали использовать в 1961 году. Затем данную программу свернули и только в 80-ых годах вернулись к ней обратно.

Каковы причины отказа от создания и производства атомных танков? Во-первых, это высокая стоимость таких машин. Во-вторых, экипажи таких танков должны подвергаться более тщательной и основательной подготовке. Помимо этого встал сразу же вопрос о создании специализированных ремонтных и заправочных машин. А вот повреждения в бою таких машин, скорее всего, привели к радиоактивному заражению.

В 1950-1960-е годы уже прошлого двадцатого века все три основных рода войск рассматривали возможность использования ядерной энергии в силовых установках. Так, армия планировала использовать ядерные установки для танков. Некоторые такие проекты касались установки небольших ядерных реакторов на бронированных машинах для выработки электроэнергии для питания как самого "ядерного" танка, так и целого конвоя боевых машин, экономя органическое топливо во время совершения марш-бросков. Предусматривалось создание и индивидуальных ядерных двигателей. Сначала скажем пару слов за США ...

TV1 -один из проектов танка с ЯСУ


На конференциях "Знак вопроса" рассматривались и атомные танки. Один из них, вооруженный модифицированной 105-мм пушкой Т140, получил обозначение TV1. Его вес оценивался в 70 тонн при толщине брони до 350 мм. Силовая ядерная установка включала реактор с открытым газовым контуром теплоносителя, работающим на газовую турбину, что обеспечивало 500 часов непрерывной работы на полной мощности. Обозначение TV-1 означало "гусеничная машина", и ее создание рассматривалось на конференции "Знак вопроса" III в качестве дальней перспективы. К моменту четвертой конференции в августе 1955 г. прогресс в атомной технологии уже обозначил возможность создания "ядерного" танка. Нужно ли говорить, что атомный танк обещал быть чрезвычайно дорогим, а уровень радиации в нем требовал постоянной смены экипажей для исключения получения людьми высоких доз облучения. Не смотря на это, еще в конце 1959 г. проводились исследования возможности установки ядерного реактора на шасси танка М103, правда, только в экспериментальных целях - башня должна была сниматься.


В целом, рассматривая проекты американских тяжелых танков 50-х годов, нетрудно отметить, что прорабатывавшиеся в них технические решения: гладкоствольные орудия, комбинированная многослойная броня, управляемое ракетное оружие, действительно нашли отражение в перспективных танках 60-х годов... но в Советском Союзе! Определенным объяснением этого является история проектирования танка Т110, показавшая, что американские конструкторы вполне могут создавать танки, отвечающие современным им требования и без использования "сумасшедших" компоновок и "экзотических" технических решений.


Конкретной реализацией этого стало создание американского основного боевого танка М 60, который при классической компоновке, нарезной пушке, обычной броне за счет использования передовых технологий позволил добиться заметных преимуществ не только перед тогдашними основными советскими танками Т-54/Т55, но даже перед тяжелым советским танком Т-10.

Ко времени следующей конференции, Question Mark IV, проводившейся в августе 1955 года, развитие атомных реакторов позволило значительно уменьшить их размер, а следовательно и массу танка. Представленный на конференции проект под обозначением R32 предполагал создание уже 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и защищённого в лобовой проекции 120-мм бронёй.

R32. Ещё один проект американского атомного танка


Броня была расположена под наклоном в 60° к вертикали, что примерно соответствовало уровню защиты обычных средних танков того периода. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 000 миль. R32 был сочтён более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48, несмотря на очевидные недостатки, такие как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей, чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения. Однако и R32 не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 года. Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца.

И на закуску, что называется. Один из вариантов атомных монстров разрабатываемых в своё время в США по программе «Astron».


Разрабатывались ли боевые атомные танки в СССР лично мне неизвестно. Но называемый иногда в различных источниках атомным танком агрегат ТЭС-3 на модифицированном шасси тяжёлого танка Т-10 представлял из себя перевозимую на гусеничном шасси (комплекс из четырёх самоходов) атомную электростанцию для отдалённых районов советского Крайнего Севера. Шасси («объект 27») было сконструировано в ОКБ Кировского завода и имело по сравнению с танком удлинное шасси с 10 опорными катками на борт и более широкие гусеницы. Электрическая мощность установки 1500 кВт. Полная масса около 90 тонн. Разработанная в Лаборатории «В» (ныне — Российский научный ядерный центр «Физико-энергетический институт», г. Обнинск), ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.

Один из модулей передвижной атомной электростанции ТЭС-3 на базе узлов тяжелого танка Т-10


Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, установленного на двух самоходах — 8,8 МВт (электрическая, с генераторов — 1,5 МВт). На двух других самоходных установках располагались турбины, генератор и остальное оборудование.Помимо использования гусеничного шасси, также имелась возможность транспортировки электростанции на ж/д платформах.ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1961 году. Впоследствии программа была свёрнута. В 80-х годах дальнейшее развитие идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила в виде ТЭС-7 и ТЭС-8.

Одни из источников -