Самцы и самки Первой мировой войны (первые британские танки Mark I-IX). Тяжёлый танк Mk1 и его «потомки История создания MK-I

В феврале 1939 года правительством Великобритании было выдано задание на разработку нового крейсерского танка Cruiser Tank Mk.V.

В 1930-е годы в Великобритании закрепилось разделение танков на три класса: легкие (для разведки), пехотные (для поддержки пехоты, с мощной броней, но тихоходные) и крейсерские (с более тонкой броней и высокой скоростью, действующие в составе механизированных соединений). Первые четыре модели крейсерских танков — Cruiser («круизер» — крейсер) Tank Mk.I, II, III и IV — не особо удовлетворяли требования военных как по подвижности, так и по защищенности. Именно поэтому было выдано задание на разработку CruiserTank Mk.V. Новая боевая машина должна была сохранить ходовую часть типа Кристи, опробованную на танках CruiserTank Mk.I и II. Максимальная толщина брони определялась в 40 мм, а вооружение должно было состоять из 2-фунтовой (40-мм) пушки и 7,92-мм пулемета BESA. При этом по массе новый танк не должен был значительно превосходить предшественников — CruiserTank Mk. III и IV.

Существенным нововведением стала разработка для «пятерки» нового специального танкового двигателя, которую поручили фирме «Медоус» — стоявшие на «тройках» и «четверках» моторы «Наффилд-Либерти», представлявшие собой переделку авиационных двигателей времен Первой мировой войны, не удовлетворяли военных из-за своих эксплуатационных характеристик.

Общим проектированием танка занималась фирма LMS («Лондон, Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлуэй Компани»), а башню проектировала фирма «Наффилд».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Проект танка, получивший обозначение А13 Mk.III, был готов в апреле 1939 года. Вместо модернизации предыдущих образцов у конструкторов из LMS получился фактически новый танк, унаследовавший от предшественников только ходовую часть. Но и та подверглась переделке — свечи расположили не вертикально, а наклонно, что позволило уменьшить высоту корпуса. Последнему способствовал и новый двигатель — 12-цилиндровый мотор DAV мощностью 300 л. с. выполнили по оппозитной схеме. То есть он был «плоским». А вот следующий шаг, предпринятый разработчиками в стремлении уменьшить габариты корпуса танка, оказался откровенно неудачным. Радиаторы системы охлаждения не удалось втиснуть в моторно-трансмиссионное отделение. Их перенесли в переднюю часть корпуса слева, а рубку механика-водителя сдвинули вправо от продольной оси. Воздух к радиаторам поступал через жалюзи, оказавшиеся в самом уязвимом для обстрела месте.

Первоначально А13 Mk.III должен был получить сварной корпус, но оказалось, что для массового производства танков попросту не хватит квалифицированных рабочих-сварщиков. Поэтому конструкторам пришлось переделать проект под клепку. Это привело к утяжелению конструкции примерно на 100 кг, но сняло технологические ограничения по объемам производства — рабочих-клепальщиков на паровозостроительной фирме LMS было вполне достаточно. Сам же корпус выполнялся двухслойным — из двух листов, установленных без зазора. Чтобы, например, получить общую толщину 40 мм, брали листы толщиной 21 и 19 мм, причем внутренний — из обычной, а не броневой стали.

БАШНЯ И ВООРУЖЕНИЕ

Башня, разработанная фирмой «Наффилд», была трехместной. Ее бортовые и кормовые листы установили под рациональными углами наклона, что повышало снарядостойкость. Но вот лобовой был вертикальным. Еще одним недостатком стал отказ от командирской башенки. Пользоваться перископом командиру было неудобно, поскольку он располагался по центру башни — над казенной частью пушки. В крыше башни сделали один большой люк, крышка которого в откинутом положении служила сиденьем. В башне установили 40-мм пушку и спаренный с ней 7,92-мм пулемет. Кроме того, справа от орудийной установки смонтировали 2-дюймовый (50,8-мм) казнозарядный гранатомет, предназначавшийся для стрельбы дымовыми гранатами.

ПОДГОТОВКА К ПРОИЗВОДСТВУ

Представленный проект вполне устроил военных, и уже 17 апреля 1939 года фирма LMS получила заказ на первую партию — 100 танков CruiserTank Mk.V. Следом были выданы заказы фирмам «Инглиш Электрик» (на 100 танков) и «Лейланд Моторс» (на 151 машину). Танк приняли на вооружение, не успев даже построить прототип, — Европа все быстрее катилась к большой войне, и британским танкистам остро требовалась новая машина. В процессе подготовки к производству конструкцию танка пришлось упростить. От планетарной трансмиссии «Вильсон» отказались, поставив коробку передач «Медоус» (применявшуюся на CruiserTank Mk.IV). Также вместо катков из алюминиевого сплава применили стальные. Они были на 10 кг тяжелее, но приоритетом в получении алюминия пользовалась не танковая промышленность, а авиационная.

Испытания опытного танка начались в мае 1940 года, а в сентябре к нему присоединилась первая серийная машина. Сразу проявились проблемы с плохим охлаждением и недостаточной проходимостью. Вторую проблему удалось решить, внедрив более широкую гусеницу. А вот с перегревом справиться никак не удавалось. В итоге выпуск Cruiser Tank Mk.V начали только в декабре 1940 года, сдав до конца года семь экземпляров.

МОДИФИКАЦИИ И СЛУЖБА

Несмотря на существенные недостатки, проявившиеся в ходе испытаний, производство танков «Ковенантер» — такое название получил CruiserTank Mk.V — разворачивалось. Всего до начала 1943 года выпустили 1771 такой танк.

Первый вариант «Ковенантер» I (CruiserTank Mk.V) был построен в 353 экземплярах. На второй модификации «Ковенантер» II (CruiserTank Mk.V*) попытались улучшить охлаждение, добавив дополнительный масляный радиатор. Изготовили 101 танк. Кроме того, в этот вариант переделали некоторое количество машин первой модификации.

Наиболее многочисленным (954 единицы — более половины общего объема выпуска) стал вариант «Ковенантер» III (Cruiser Tank Mk.V**). Он отличался радикально переделанной системой охлаждения (с маслорадиаторами, установленными по бокам двигателя), усовершенствованными воздушными фильтрами и новым типом сцепления. Наконец, «Ковенантер» IV (366 танков) фактически повторял вторую модель, но со сцеплением от четвертой. Стоявшая на «Ковенантере» 40-мм пушка имела хорошие бронебойные характеристики, но в ее боекомплекте отсутствовал осколочный снаряд, что делало орудие малоэффективными против небронированных целей. Поэтому некоторое количество танков «Ковенантер» II, III и IV переделали в вариант CS (Close Support), на котором вместо 40-мм пушки установили 76,2-мм гаубицу.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

Один экземпляр танка в 1942 году переделали в бронированную ремонтно-эвакуационную машину «Ковенантер» ARV. Более распространенными стали машины передовых артиллерийских наблюдателей «Ковенантер» ОР. Они отличались отсутствием пушки (вместо ее ствола устанавливали муляж) и мощным радиооборудованием, включавшим две радиостанции № 19 и одну — № 18. Командирские танки «Ковенантер Комманд» были похожи на «Ковенантер» ОР, но имели только две радиостанции № 19. Самыми востребованными из всех спецвариантов стали мостоукладчики «Ковенантер Бриджлайер». Эти машины появились в 1941 году и представляли собой серийные танки с демонтированными башнями, на месте которых устанавливали 34-футовый (10,36 -метровый) раскладной мост типа «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов на гидроприводах. Ширина моста составляла 9,5 футов (2,9 м), максимальная нагрузка — до 24 тонн. Модификация оказалась удачной и в 1942-1943 годах в мостоукладчики переделали 20 танков «Ковенантер» I и 60 «Ковенантер» IV.

СЛУЖБА

«Ковенантеру» так и не суждено было стать полноценной боевой машиной. Несмотря на несколько этапов доработок, предпринятых с целью улучшения работы силовой установки, полностью решить эту проблему не удалось. Тем не менее «Ковенантер» был признан вполне подходящим на роль учебно-боевой машины для подготовки личного состава.

Первым на новые машины начал переучивание 4/7-й уланский полк, ранее укомплектованный пулеметными легкими танками Mk.VIb. Появление в апреле 1941 года танков «Ковенантер», вооруженных пушками и имевших гораздо лучшее бронирование, вызвало положительную реакцию. Но очень скоро мнение танкистов изменилось в диаметрально противоположную сторону. Многочисленные проблемы, связанные с работой силовой установки, нерациональной компоновки основных агрегатов системы охлаждения и высокого удельного давления на грунт, не позволяли в полной мере реализовать возможности новой машины.

Получалось, что армия получала небоеспособные танки, использовать которые в Северной Африке было просто невозможно — а именно этот регион стал для британцев главным театром военных действий в 1940-1942 годах. Чтобы хоть как-то оправдать средства, затраченные на «Ковенантер», правительство преподнесло этот танк как самую современную боевую машину для защиты метрополии. Следом танки этого типа получили 13/18-й гусарский полк, а также части Гвардейской танковой дивизии и 1 -й польской танковой дивизии, формировавшейся в Великобритании. Во всех случаях «Ковенантеры» использовались как учебные.

Четыре «Ковенантера» были все-таки отправлены в Египет для испытаний. Два из них были переданы в качестве учебных новозеландским танковым частям. А единственным вариантом «Ковенантера», применявшимся в боевых условиях, стал мостоукладчик.

С октября 1944 года несколько таких машин использовала 1-я чехословацкая танковая бригада во время осады Дюнкерка. Применялись они даже на Тихоокеанском театре военных действий — восемь «Ковенантер Бриджлайер» передали Австралии. Они служили в составе 4-й австралийской танковой бригады на Бугенвиле и Баликпапане. Линейные же танки «Ковенантер» в феврале 1944 года были объявлены устаревшими и вскоре списаны.

Mark I – это британский тяжелый танк, который является первым в мире серийным танком. Mk-I был разработан в 1916 году, и стал родоначальником обширного семейства британских «ромбовидных» танков.

История создания MK-I

К 1915 году зашла в своеобразный тупик, превратившись в позиционную. Любые пехотные или кавалерийские атаки на глубоко эшелонированную оборону стоили огромных потерь и не приносили нужного результата, так что атаковать по-старинке больше просто не было смысла. Тогда-то многим военным и пришла в голову мысль о том, что проблемы смогут решить боевые бронированные машины. К тому времени на фронте уже действовали разнообразные бронеавтомобили, и успешность их использования лишь подтверждала мысли военных. Но у всех тяжелых броневиков был один недостаток – очень плохая проходимость.

После множества неудачных проектов в 1915 году был создан «Комитет по сухопутным кораблям», который в 1916 году и осуществил наконец создание танка. Свое название, которое с английского переводится как «бак», машина получила для маскировки, чтобы противник думал, что по железной дороге перевозят именно баки.

После прохождения испытаний в производство поступило сто танков Mk.1. Танк выпускался в двух модификациях – Male и Female, то есть Самец и Самка. У первого на вооружении были пулеметы»Льюис» и две 57-миллиметровые пушки, а у второго – только пулеметы.

ТТХ

Общая информация:

  • Классификация – Тяжелый танк/пехотный танк;
  • Боевая масса – 28,45 т самец, 27,43 т самка;
  • Компоновочная схема – ромбовидный танк;
  • Экипаж – 8 человек;
  • Год производства – 1916;
  • Годы эксплуатации – 1916-1918;
  • Выпуск – 75 Самцов и 75 Самок;

Размеры:

  • Длина корпуса – 8060 мм без хвоста и 9910 мм с хвостом;
  • Ширина корпуса – 4200 мм «самец» и 4380 мм «самка»;
  • Высота – 2450 мм;
  • Клиренс – 420 мм;

Бронирование:

  • Тип брони – стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 10-12 мм/град.;
  • Борт корпуса – 10-12 мм/град.;
  • Корма корпуса – 10 мм/град.;
  • Днище – 5-6 мм;
  • Крыша корпуса – 5-6 мм;

Вооружение:

  • Калибр и марка пушки – 2х57-мм «Гочкис» L/40 («самец»);
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 40 калибров;
  • Боекомплект пушки – 332;
  • Дальность стрельбы – 1,8 километров;
  • Прицелы – оптический;
  • Пулеметы – 4х8-мм «Гочкис» на «самце», 4х7,7-мм «Виккерс» и 1х8-мм «Гочкис» на «самке».

Подвижность:

  • Тип двигателя — «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 105 л.с (при 1000 об./мин);
  • Скорость по шоссе — 6,4 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 38 км;
  • Тип подвески – жесткая;
  • Удельное давление на грунт – 1,2 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 22 град.;
  • Преодолеваемая стенка – 1 м;
  • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,45 м.

Применение

На вооружение Mk-I поступил в августе 1916 года. 15 сентября 1916 года его впервые использовали против немецких войск в «Битве на Сомме», во Франции. В ходе битвы вскрылись недостатки конструкции – из 49 подготовленных для атаки машин выдвинулось лишь 32, из них 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя. Оставшиеся 18 танков сумели продвинуться вглубь обороны более чем на 5 километров. Потери англичан в этой операции были в 20 раз меньше обычных.

Следует признать, что по большому счету, эффект от применения танков скорее был больше психологический, чем реальный. Очень быстро пехота и артиллерия выработали вполне эффективные меры борьбы с танками, которые благодаря размерам представляли собой отличную мишень.

После этого боя в конструкцию танка внесли ряд существенных изменений – новые версии получили названия Mark II и Mark III. Однако, несмотря на все свои недостатки, именно Mark-I доказал эффективность нового вида боевой техники.

Кстати у Mk-I была достаточно забавная система связи с командным пунктом – связь иногда осуществлялась голубиной почтой, и в танке даже было отверстие для голубя. Позднее стали применять семафорную систему.

После появления , Mark I вместе с Mark II и Mark III стали использовать как танки для специальных нужд и как учебные танки. Например, в битве за Камбраи Mk-I использовали как командный танк – в нем было установлено оборудование для беспроводной связи.

В 1917 году Mark-I без задних рулевых колес и островерхой крыши отправили в Палестину вместо обещанных Mk-III. Турки ждали появления танков, и сумели даже подбить несколько машин, из-за чего тактику применения танков пришлось резко менять. Несмотря на эффективность новой тактики, на ход войны на Ближнем востоке танки Mk-I повлияли мало.

Первые танки получили официальное название "Марк I" (Mark I). "Марки" в соответствии с установленным на них вооружением подразделялись на "мужские" (male) и "женские" (female). Чаще модификации Марка переводятся, как "самка" и "самец". По предложению Свинтона, "женский" танк был оснащен пулеметами и в принципе должен был помогать вооруженному орудиями "мужскому", предназначенному для "тяжелой работы".

Нажмите на изображение танка Марк I для увеличения.

"Мужской" танк весил 30 тонн и имел среднюю скорость 6 километров в час. Его запас хода составлял приблизительно 20 километров. Он имел внушительные размеры: 8,05 метра в длину, 4,26 метра в ширину и 2,24 метра в высоту. Им мог управлять экипаж из 4 человек, но в принципе "Марк I" управлялся 8 военнослужащими. Во главе экипажа стоял офицер, а в его подчинении было семеро: водитель, 4 стрелка и 2 механика. "Мужской" танк имел две 57-миллиметровые пушки - шестифунтовые - и 4 пулемета "Гочкиса", тогда как у "женского" танка был только один пулемет "Гочкис" и 4 пулемета "Виккерс". Танк "Марк I" был оснащен перископом со стеклянными зеркалами, которые очень быстро были признаны опасными и заменены пластинами из полированного металла. Экипаж этого монстра должен был стоически переносить страшный грохот размещенного по центру танка шестицилиндрового мотора "Даймлер", от которого шел очень неприятный запах и жар.

Вы можете увеличить изображение, кликнув по нему.

Военные организации, которые в полной секретности занимались производством нового оружия, получившие целую серию названий - "Танковое ведомство" (Tank Detachment) или "Секция бронемашин моторизованной пулеметной службы" (Armoured Car Section of the Motor Machine-Gun Service), - так и не смогли сохранить свою деятельность в полной тайне. После этого "танковое управление" получило еще более непонятное для неприятеля название - "Тяжелая секция пулеметного корпуса" (Heavy Section Machine-Gun Corps).

Тактико-технические характеристики танка Mk I.

Боевая масса, т

26 ("самец"),
25 ("самка")

Экипаж, чел.

Габаритные размеры, мм:

длина
ширина
высота
Броня, мм

Вооружение:

"самец"

две 57-мм пушки "гочкис"
с длиной ствола 40 калибров,
четыре 8-мм пулемета "гочкис"

"самка"

пять 7,7-мм пулеметов "виккерс"
и один 8-мм пулемет "гочкис"

Двигатель

"Даймлер", 6-цилиндровый,
водяного охлаждения,
мощность 105 л. с. при 1000 об/мин

Удельное давлен ие на грунт, кг/см 2
Скорость по шоссе, км/ч
Запас хода, км

Преодолеваемые препятствия:

вертикальная стенка, м
ширина рва, м
глубина брода, м

Несмотря на все оплошности, противнику так и не удалось раскрыть секрет. Окончательное название командования нового вида вооруженных сил появилось только в июне 1917 г., уже после того как противник смог оправиться от шока после применения первых танков 14 сентября 1916 г. - "Танковый корпус" (Tank Corps).

Танки "Марк I", 1916-1917 г.
Нажмите на фото танка для увеличения.

Вначале в новое подразделение входило 184 офицера и 1610 солдат. Тактическая единица Танкового корпуса - рота - состояла из 4 подразделений по одному запасному и 6 действующих танков в каждом (3 "мужских" и 3 "женских"). Таких рот было шесть, и они в качестве обозначения получили первые шесть букв латинского алфавита. Именно отсюда появилось ошибочное наименование танка "Марк I" как "Мятный ликер" (Сremе deMenthe). Действительно, все французские танки были наименованы своими экипажами по названию известных французских алкогольных напитков, начинающихся на С: "Шампань" (Champagne), "Коньяк" (Cognac), "Шабли" (Chablis), "Шартрез" (Chartreuse), "Кордон Руж" (Cordon Rouge)... Неожиданная честь!

"Марк I" (самец).

Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный... Нельзя же повсюду поспеть! Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке!

Танк "Марк I" (самка), Франция, 1916 год.

Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк "Мятный ликер" завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки "Марк I" не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.

После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте - три взвода.

Танк "Марк I" (самец), 1917 г.

Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк "Марк I", убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились "Марк II" и "Марк III", очень походившие на первую модель.



Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения, первым высказал в октябре 1914 года секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Э. .

Он обратился к военному министру лорду Г. Г. Китченеру , но тот оставил его предложение без ответа, как и аналогичное обращение адмирала Р. Бэкона. Тогда за дело взялись моряки, их поддержал первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль

узнавший о проектах Суинтона , Бэкона и подобной работе капитана 1 ранга М. Суэтера . Черчилль был человек дела и уже 20 февраля 1915 года образовал под эгидой морского ведомства необычный Комитет сухопутных кораблей, который возглавил известный кораблестроитель Ю. Теннисон д"Энкур , начавший с того, что отверг идею майора Хетерингтона — громадной машины на трех колесах диаметром по 12 м. Вместе с Черчиллем он одобрил проект Суинтона , который, не дождавшись ответа от Китченера , в июне 1915 года обратился с письмом к командующему британскими войсками во Франции генералу Дж. Френчу. Тот, под впечатлением огромных потерь англичан, живо откликнулся, а офицеры его штаба сформулировали основные требования к "сухопутному крейсеру": это должна быть сравнительно небольшая гусеничная машина с противопульной броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь экипаж до 6 человек, пушку и два пулемета.


проектный рисунок будущей машины)
Требования направили в военное министерство, что наконец подействовало, и Суинтон с д"Энкуром занялись созданием боевой машины. Моряки обратились за помощью к машиностроительной фирме У. Фостера в Лидсе и под руководством инженеров У. Триттона (управляющий фирмой), майора В. Вильсона и Г. Рикардо за 40 дней создали на базе трактора "Холт " боевую машину.


(маленький "вилли " 1-я машина для боевых действий в мире)
Усмотрев в ней некоторое внешнее сходство с Вильсоном, ее прозвали "Маленький Вилли ". Ходовые испытания прошли успешно, однако Суинтон заявил, что для боя "Вилли " пока не годится и еще рано думать о преодолении 4-метровых воронок — длина опорной поверхности его гусеницы должна быть на метр больше двойной ширины окопа, иначе машина завалится в него.


Тогда-то у инженеров родилась идея придать обводу гусеницы форму параллелограмма, а для увеличения высоты зацепа и, следовательно, преодолеваемого вертикального препятствия верхнюю ветвь пустить поверх корпуса.


В ноябре 1915 года фирма приступила к изготовлению новой машины и 30 января 1916 года представила на испытания, о чем д"Энкур известил Китченера . 2 февраля ее показ наблюдал министр вооружений Д. Ллойд-Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании. Однако упрямый Китченер остался при своем мнении: "Это дорогая игрушка".
То, что испытывалось перед высокой комиссией, предложили наименовать "Большой Вилли " — и это вошло в историю.


Другие прозвали ее "стоножкой", ну а поскольку это был первый образец, так сказать, прародитель танка, то за ним сначала утвердилось прозвище "Мать" (англ. "mother "), а на вооружение его приняли под официальным обозначением Мk I.

Тогда откуда же взялся термин "танк", что в переводе с английского "бак" или "чан"? Дело в том, что англичане строили их с соблюдением строжайшей секретности, понимая, что только внезапное появление их на поле боя гарантирует успех. При перевозке по железной дороге закрытые брезентом машины издали напоминали большие металлические цистерны, и тогда пустили слух, что это баки, построенные по заказу русского правительства. На них написали по-русски "Осторожно. Петроград".


После этого термин "танк" привился в русском и английском языках, в немецкой же армии за ним закрепилось другое название — "панцэркампфваген " (боевая бронированная повозка) или просто "панцер ", в аббревиатуре — Pz Kpfw или Pz . У французов — "шар де комба " (боевая повозка), на жаргоне военных просто "шар". Итальянцы употребляли термин "карро д"армато " (вооруженная повозка), шведы — "стридсвагн " (боевая повозка), поляки — "чолг " (гусеница).

В первую мировую войну англичане делали в основном , обладавшие особой, только им присущей конфигурацией. Основным его назначением считалось разрушение проволочных заграждений и подавление вражеских пулеметов, чему соответствовала и его конструкция. Из-за гусеницы, охватывающей корпус, вооружение пришлось разместить по бортам. Чтобы орудия и пулеметы могли стрелять по курсу, в сторону и назад, их установили в бортовых выступах — спонсонах .

Перед перевозкой по железной дороге их снимали. Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепили бронелисты . Броней была закрыта и ходовая часть, состоявшая из малых, неподрессоренных опорных катков — тряска в машине была ужасной. Кроме того, танки изрядно шумели. Поначалу это производило сильное моральное воздействие на противника, но и мешало скрытному сосредоточению техники, англичанам приходилось заглушать рев танковых моторов артиллерийской стрельбой. Внутри "сухопутный крейсер" напоминал машинное отделение небольшого боевого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Его большую часть занимали мотор, коробка передач и трансмиссия. На машинах первых марок внутри были еще и топливные баки. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и бензиновые пары, температура же иногда достигала 70 градусов.


(извините другого рисунка небыло …)
Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах (вентиляцию не предусмотрели), угорал и страдал от перегрева; даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, не обращая внимания на свист пуль и осколков — лишь бы вдохнуть свежего воздуха! Бывало и хуже.
Один немецкий офицер записал в дневнике: "…мы обнаружили английский танк, стоявший на обочине. Моторы его работали, но он не подавал признаков жизни. Мы осторожно приблизились и заглянули внутрь — сквозь сизый дым мы увидели лежащие тела в черных кожаных куртках.

Это были …" Существенным недостатком были узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве, и тяжелые машины садились на грунт, пни и камни, при этом нередко стальное днище прогибалось, а это вело к поломкам карданного вала.


В качестве средства, препятствующего такому зарыванию, на М kIV через каждые два трака устанавливали "шпоры" на гусеницах, но лучшим способом самовытаскивания застрявших машин оказалось окованное железом бревно квадратного сечения. Его возили на крыше, привязав к паре релингов . Цепи, приделанные к концам бревна, цепляли за траки, давали ход, и оно затягивалось под машину. Плохо было с наблюдением и связью — смотровые щели в бортах не обеспечивали обзора, зато брызги расплавленного свинца от пуль, попавших в броню вблизи их, поражали лица, а то и глаза танкистов.


(М kIV )
Это было их основным ранением, не помогали и специальные очки — стальные пластины с множеством дырок. Радиосвязи не было, для дальней связи держали почтовых голубей, при ближней употребляли флажные сигналы или семафор наподобие железнодорожного, у которого положение подвижной металлической "руки" соответствовало разным командам. Лучшим правилом было бы "делай как я", но в дыму и при тряске сквозь узкие щели не всегда удавалось различить командирский танк. Не существовало и внутренних переговорных устройств. Для преодоления широких рвов и траншей служили фашины, перевозимые на крыше и сбрасываемые в ров перед танком. Позже создали танковые мостоукладчики и танки-тральщики. Весьма оригинальной оказалась идея "хвоста головастика" ("тедпол тейл "), когда кормовая часть удлинялась за счет переноса ведущих колес.


(М kIV )
Длина танка увеличивалась на 3 м и достигала 11 м, вместе с тем увеличивалась и его способность преодолевать подобные препятствия. Впрочем, дальше экспериментов дело не пошло. Как мы отметили, англичане предпочитали тяжелые танки, К ним относили машины весом около 30 т , от 10 до 20 т — к средним и до 10 т — к легким.


Была и другая классификация — "самки" с пулеметным вооружением и "самцы" с пушечным. После боя с германскими танками под Виллер-Бретоне 24 апреля 1918 года, выявившего полную беспомощность первых, на части "самок" один пулеметный спонсон сделали пушечным; такие машины прозвали в шутку гермафродитами. С 1916 года выпускались тяжелые М kI и их модификации вплоть до МkV


(М kV )
, а также МkVII


(М kVII )
и МkIX


(М kIX )

Однако благодаря успехам легких французских "Рено "


(Рено FT 17)
и среди британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими, создав своего рода "бронированную стратегическую конницу", способную действовать в оперативном тылу противника. С этой целью создали "средний Мk А ", или неофициально "Уиппет " ("Борзая").


(Мk А)
Командование британских танковых сил, уверенное, что война продлится и в 1919 году, занялось массовым строительством быстроходных танков. Самым ярым их сторонником стал начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник (впоследствии генерал и известный теоретик танковой войны) Дж. Фуллер . "Средний Мk А" оказался неудачным, поэтому в 1918 году англичане разработали новые средние танки -Мk В и Мk С. Следуя традиции, у них сохранили форму тяжелых с гусеницами, охватывавшими корпус, и жесткую подвеску. Толщина брони на том и другом не превышала 15 мм. Мk В получился слишком тяжелым, мощность двигателя (100 л.с.) была явно недостаточной, скорость оказалась ниже, чем у Мk А, всего 9,6 км/ч. Боевая масса составляла 18 т, экипаж — 4-5 человек, вооружение — шесть пулеметов.


(Мk В)
Средний Мk С был еще тяжелее (19,5 т), но благодаря мощному 150-сильному двигателю развивал до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека, вооружение в варианте "самки" — 4 пулемета. Проект "самца" с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался неосуществленным. Вооружение обоих танков размещалось в шаровых установках в рубке с ограниченными углами обстрела, а на Мk В — и в спонсонах . Последний был оснащен аппаратурой для постановки дымовых завес. Впрочем, он никогда не считался хорошей машиной, так как был тесным и неудобным. После подписания перемирия с немцами 11 ноября 1918 года построили всего 45 машин Мk В из 450 заказанных, а Мk С — 36 из 200. Заказы на остальные аннулировали, изготовленные прослужили в британской армии до 1925 года.


(Мk I)
Технические характеристики Мk I:
Вес: 28 тонн(самец) 27 (самка)
Длинна: 10 метров
Ширина: 4.1 метра (самец) 4.3 (самка)
Высота 2.4 метра
Броня: 6-12 мм
Двигатель: Foster-Daimler 105 л.с. бензиновый
Вооружение: 2 пушки 57-мм и 4 пулемёта (самец) 5 пулемётов (самка)
Скорость: 6 кмчас


  • Уничтожение водных переправ, подрыв мостов, например, отступающими войсками - обычное дело во время военных действий, как и наведение понтонов, например, наступающей стороной соответственно. Н...

  • Научную фантастику не случайно считают зеркалом современности. Как ни старается автор фантастического произведения, в лучшем случае доведет до гротеска то, что уже существует реально... В одном...

  • Создание танков Т-64 и Т-72 в конце 60-х - начале 70-х годов было большим шагом вперед. На тот период в мире не было машин, равных им по основным боевым характеристикам, а возможность исключения четве...

  • ИС-7 на фоне Королевского тигра Тяжелый танк ИС-7 без преувеличения можно считать шедевром советского тяжелого танкостроения. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показат...