Развития оон проон и фонд. Программа развития оон

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН

(United Nations Development Programme)

ПРООН была создана в 1965 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2029(ХХ) на основе объединения Специального фонда ООН и Расширенной программы технической помощи.

ПРООН имеет свои отделения в 166 странах мира и играет центральную роль в координации усилий в области развития всех агентств ООН, работающих в стране, через систему постоянного координатора. Штаб-квартира Программы находится в Нью-Йорке.

Деятельность ПРООН регулируется Исполнительным советом, в состав которой входят представители 36 государств-членов ООН. Казахстан был членом Исполнительного совета ПРООН/ЮНФПА в 2005-2008 годах.

С 17 апреля 2009 г. Администратором Программы Развития ООН является представительница Новой Зеландии - Хелен Кларк, побывавшая с официальным визитом в Казахстане в мае 2011 года.

С начала деятельности ПРООН в Казахстане в 1993 году Представительство Программы в Казахстане возглавляли пять постоянных представителя – Н.Рингроуз, Г.Берсток, Ф.Акчура, Ю.Шоджи и Х. Шу. В настоящее время резидентом-координатором ООН – Постоянным представителем Программы развития ООН является С.Тулл, вручивший верительные грамоты Президенту Н.Назарбаеву 30 марта 2011 г.

Основная цель деятельности ПРООН заключается в обеспечении устойчивого человеческого развития, т.е. в искоренении бедности, увеличении занятости и повышении уровня жизни населения, улучшении системы образования, защите и восстановлении окружающей среды.

ПРООН является основным каналом предоставления многосторонней технической и помощи развивающимся странам. Эта помощь осуществляется в виде направления консультантов, поставки оборудования и др.

Программа действует фактически по всем направлениям социально-экономического развития, включая земледелие, животноводство, рыболовство, лесоводство, горное дело, обрабатывающую промышленность, энергетику, транспорт, связь, жилищное строительство, торговлю, туризм, здравоохранение, образование и профессиональную подготовку, экономическое планирование и государственное управление.

ПРООН представляет собой глобальную сеть ООН, занимающуюся вопросами развития, которая поддерживает изменения и дает странам доступ к знаниям, опыту и ресурсам, с целью помочь населению построить лучшую жизнь.

МИД РК

Сотрудничество Республики Казахстан

с Программой Развития ООН

Программа Развития ООН (ПРООН) является наиболее крупным агентством ООН, действующим на территории РК. При этом оно предоставляет операционные услуги другим агентствам ООН, что позволяет им оптимизировать свои расходы, а также администрирует фонды для других организаций в/вне системы ООН, в том числе Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Постоянный координатор ПРООН в Казахстане также осуществляет функции Постоянного представителя ООН, координируя деятельность всех агентств, работающих в РК.

ПРООН начала свою Программу помощи Казахстану в 1993 г. В октябре 1994 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством РК и ПРООН, охватывающее приоритетные направления деятельности Программы в Казахстане.

С 2009 г. взаимодействие осуществляется в рамках Меморандума о сотрудничестве на новом этапе национального развития. Был создан Стратегический консультативный совет во главе с заместителем Премьер-министра, определяющий области для использования грантов.

Основополагающим принципом, которым руководствуется ПРООН в своей работе, является концепция человеческого развития. ПРООН официально приняла концепцию человеческого развития в 1990 году, и начала выпускать Отчет о человеческом развитии на глобальном и национальном уровнях. В Казахстане национальный отчет выпускается с 1995 года. Каждый отчет имеет четкую тематическую направленность и стремится привлечь внимание к наиболее острым проблемам развития в стране. Вторая часть каждого отчета традиционно посвящена мониторингу индикаторов человеческого развития, как в национальном, так и в областном разрезе.

ПРООН является главным агентством ООН, ответственным за достижение Целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые были приняты в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке на Саммите тысячелетия.

Отчет, выпущенный в Казахстане в 2002 г., стал первым подобным отчетом в Восточной Европе и странах СНГ, подтвердив готовность страны провести открытую оценку прогресса ЦРТ и работать для их достижения.

В 2005, 2008 и 2010 гг. в свет вышли второй, третий и четвертый Отчет о целях развития тысячелетия в Казахстане. Так как в Казахстане уже выполнен ряд задач по ЦРТ, отчеты включали в себя повестку ЦРТ+, то есть дополнительные цели, адаптированные для Казахстана.

Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ) и страновая программа ПРООН являются основными документами, определяющими сотрудничество с РК, которые пересматриваются и утверждаются каждые пять лет.

ЮНДАФ является ключевым стратегическим документом для обеспечения коллективной, согласованной и интегрированной помощи системы ООН в реализации национальных приоритетов и решения проблем в рамках Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и других международных обязательств в области развития. Программа строится на пяти основных программных принципах: соблюдение прав человека, гендерное равенство, устойчивость окружающей среды, управление, ориентированное на результат и укрепление потенциала.

На сегодняшний день в Казахстане успешно реализованы программы на 2005-2009 и 2010-2015 годы. В апреле 2015 г. был одобрен текст новой «Рамочной программы партнерства между РК и ПРООН», подписание документа намечено на ближайшее будущее.

В 2005-2015 гг. программы партнерства ориентировались на активную работу по следующим приоритетным направлениям:

1) экономическое и социальное благополучие для всех;

2) демократическое и эффективное государственное управление;

3) экология и устойчивое развитие.

Общий бюджет программы за 2005-2009 гг. составил 26,4 млн., за 2010-2015 гг. – 43,8 млн. долларов США. На сегодняшний день в рамках реализации программ Правительство РК профинансировало 18 проектов на общую сумму в 19 млн. долларов США.

ПРООН поддерживает роль Казахстана в качестве формирующегося донора посредством оказания консультативно-экспертной помощи по созданию KAZAID, используя свой опыт в оказании таких инициатив. Знания и инновации, накопленные в Казахстане, могут быть совместно использованы с другими странами (Сотрудничество Юг-Юг) и ПРООН может выступить здесь в качестве соединительного моста. Например, недавно созданный Центр по снижению риска стихийных бедствий при поддержке ПРООН предлагает огромный потенциал для предоставления помощи Казахстана по всей территории Центральной и Южной Азии.

Деятельность ПРООН в Казахстане существенным образом сфокусирована на охране окружающей среды. Представительство ПРООН выстроило сильное сотрудничество с центральными и местными органами власти и продолжает работать в деле поддержки реформ по госуправлению и правам человека. Отношение между ПРООН и Правительством перерастают в новый тип партнерства, основанный на равенстве: Правительство выделило 9,8 миллионов долларов США на Совместную Программу ООН по зональному развитию в Семипалатинской области, где находится бывший испытательный ядерный полигон.

В своей деятельности ПРООН руководствуется также резолюцией ГА ООН по QCPR (Четырехлетний Всеобъемлющий Обзор Политики) – это механизм, через который Генеральная Ассамблея предоставляет общесистемное руководство для международного сотрудничества ООН и операционной деятельности на страновом уровне для развития.

QCPR предоставляет руководство по трем основным направлениям: 1) вклад операционной деятельности по национальному развитию и укреплению национального потенциала; 2) функционирование системы развития ООН, и 3) финансирование операционной деятельности системы ООН. Исполнительный Совет ПРООН одобрил семь общих приоритетов для руководства подхода ПРООН к QCPR:

1. Сделать систему развития ООН подходящей в различных условиях развития страны;

2. Позиционировать систему развития ООН, при ведущей роли ПРООН, на страновом уровне при реализации новых соглашений по развитию, в том числе устойчивого развития и эффективных программ по развитию сотрудничества;

3. Выработать перспективные цели, ориентированные на конечный результат в деятельности ПРООН и системы развития ООН;

4. Оборудовать систему необходимыми инструментами для обеспечения эффективной координации на страновом уровне, где это необходимо и на основе присутствия ООН и потребностей стран;

5. Увеличить гибкость и национальную принадлежность общего странового программирования и инструментов;

6. Создать условия для продолжения ведущей координирующей роли ПРООН в рамках системы развития ООН;

7. Обеспечить долгосрочную и предсказуемую базу для финансирования операционной деятельности ООН в деле развития.

В 2013 году Исполнительный совет ПРООН одобрил принципы стратегического присутствия ПРООН на страновом уровне. При этом было определено 17 стран со средним уровнем достатка, в том числе – Казахстан, которые в 2016-2018 гг. будут переведены в категорию стран-доноров.

В этой связи, в 2016-2017 гг. принимающая страна должна будет взять на себя финансирование 75% стоимости содержания офиса Программы, а начиная с 2018 г. – 100%. В настоящее время годовой бюджет странового офиса ПРООН в РК составляет 2,5 млн. долларов (1,95 млн. – содержание штата, 0,55 млн. – операционные расходы).

Кроме того, согласно нормативам ПРООН необходимо, чтобы Правительство РК ежегодно выделяло не менее 12 млн. долларов на реализацию проектов.

По итогам заседания под председательством Премьер-Министра РК К.Масимова в декабре 2014 г. было принято решение выделить необходимые для продолжения сотрудничества с ПРООН средства.

В настоящее время ведется проработка технических аспектов данного вопроса.

Программа развития ООН (ПРООН)

Во-первых, ПРООН исследует связи между "утечкой умов" и потенциалом развития, во-вторых, способствует передаче знаний через репатриантов.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР является крупнейшим в мире источником помощи на развитие. С помощью займов, политических советов и технической помощи он поддерживает множество программ, направленных на снижение бедности и улучшение уровня жизни в развивающихся странах через эффективное инвестирование в человеческий капитал, здравоохранение и образование.

На региональном уровне также ведется активная работа по данному направлению . Так, три положения, закрепленных в ст. 1 Устава Совета Европы 1949 г., получили преломление в миграционной сфере. Прежде всего как организация, имеющая одной из своих главнейших целей защиту нрав человека, Совет Европы внес немалый вклад в разработку гуманитарной составляющей регулирования миграции. Протокол 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятый в 1963 г., закрепил право на свободу передвижения, а также запрет высылки граждан и запрет коллективный высылки иностранцев. В Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.) содержатся право мигрантов заниматься оплачиваемой деятельностью на территории других стран и право на помощь и защиту.

Новеллой в деятельности Совета Европы являются действия в сфере борьбы с торговлей людьми, расизмом и ксенофобией. Так, в 2005 г. была принята Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми, вступившая в силу 1 февраля 2008 г.

Деятельность ОБСЕ касается экономических и социальных вопросов миграции рабочей силы, а также контактов между людьми. В рамках первого направления деятельности ОБСЕ опирается на необходимость обеспечить потенциальных мигрантов достойной работой в родной стране. Основными элементами данного направления являются упорядоченность передвижения, равноправие и благожелательность к мигрантам и социальная интеграция (язык адаптации, образование детей, воссоединение семей и т.д.).

Кроме этого, в контексте предотвращения конфликтов, управления кризисными ситуациями и постконфликтного строительства ОБСЕ действует в трех тематических областях: пограничные службы и подготовка их сотрудников; обмен информацией и координация; помощь в создании систем регистрации населения при соблюдении принципа свободы передвижения.

Постепенно ОБСЕ стала формировать свою позицию по вопросам недопустимости дискриминации (с Московского совещания 1991 г.), этнических чисток, депортаций, вынужденной миграции (с встречи в Стокгольме в 1992 г.), расизма и ксенофобии (с встречи в Софии в 2004 г.).

На Африканском континенте значительную работу по международно-правовому регулированию миграции выполняет Африканский союз (АС) . В Договоре о создании АС, принятом на саммите в Ломе (Того, 2000 г.) и вступившем в силу в 2001 г., прописан довольно пространный перечень целей деятельности организации, среди которых – "содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик" и "координация и гармонизация политик создаваемых региональных экономических объединений для поэтапного достижения целей Союза" . Именно в рамках этих направлений идет работа АС по вопросам миграции.

Одной из основных задач Ассамблеи АС является определение общей политики на уровне Союза, в том числе по вопросам миграции и беженцев. К компетенции Исполнительного совета АС относятся координация и принятие конкретных решений по вопросам, представляющим общий интерес: гражданство, проживание на территории иностранного государства и иммиграция. Подготовка проектов решений и программ с их последующим внесением в Исполнительный совет, наблюдение за имплементацией странами- членами решений органов АС, а также координация проектов и программ АС возложены на специализированные комитеты АС, среди которых вопросами миграции занимается Комитет по торговле, таможенным и иммиграционным вопросам.

Основным органом АС, принимающим решения по вопросам миграции, является Исполнительный совет АС. Одним из первых подобных решений была резолюция по определению стратегических приоритетов миграционной политики в Африке , принятая на саммите в Лусаке, Замбия, в 2001 г. В ходе заседания Совета министров в Банджуле в 2006 г. была принята общая позиция африканских стран по вопросам миграции и развития , а на заседании Исполнительного совета АС в Аккре (Гана) в 2007 г. – программа АС по имплементации свободного передвижения лиц в Африке .

Большое значение для становления правового регулирования миграции на уровне АС имела Трипольская министерская конференция ЕС и АС по миграции и развитию, состоявшаяся 22–23 ноября 2006 г. в Ливии. На ней были приняты Трипольская декларация, впервые закрепившая основы стратегического партнерства ЕС и АС по вопросам миграции, а также план действий по борьбе с торговлей людьми, известный как план Уагадугу , который позднее стал одним из основополагающих документов по борьбе с нелегальной иммиграцией из Африки и торговлей людьми. Трипольская совместная министерская конференция ЕС и АС имела решающее значение для активизации сотрудничества африканских стран в рамках Афросоюза по вопросам миграции и предоставления убежища.

Для активизации сотрудничества по проблеме беженцев на уровне АС был создан Координационный комитет по оказанию помощи и защиты беженцам и внутри перемещенным лицам, а в рамках Комитета постоянных представителей при АС – Подкомитет по беженцам, репатриантам и лицам, перемещенным внутри страны. Для проверки достоверности статистической информации по вынужденно переселенным лицам при Комиссии АС был учрежден специализированный орган (механизм).

Финансирование мероприятий по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам осуществляется за счет средств специального фонда АС по оказанию помощи беженцам в чрезвычайных обстоятельствах и специального фонда АС по оказанию помощи в чрезвычайных обстоятельствах при борьбе с засухой и голодом в Африке, а также помощи со стороны мирового сообщества.

Среди основополагающих документов, принятых по проблеме беженцев на региональном уровне, следует назвать Конвенцию ОАЕ о некоторых аспектах проблемы беженцев в Африке 1969 г., а также Конвенцию АС о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи, принятую на специальном саммите АС в Кампале 22 ноября 2009 г. и вступившую в силу 6 декабря 2012 г.

Одной из наиболее важных форм межгосударственного сотрудничества по вопросам миграции на субрегиональном уровне остается политический диалог. Один из первых подобных диалогов начался в 2001 г. между странами Западной Африки, входящими в субрегиональную организацию экономического сотрудничества ЭКОВАС. Главными вопросами в рамках западноафриканского диалога по миграции стали трудовая миграция, совместное управление границами, защита прав мигрантов, борьба с нелегальной миграцией, торговлей людьми и организацией каналов перевозки нелегальных мигрантов, возвращение нелегалов на родину с их последующей реинтеграцией и т.д. В аналогичном формате миграционный диалог в Южной Африке был начат в 2000 г. между странами-членами САДК, а страны – члены Межправительственной организации по развитию (ИГАД) договорились о создании регионального консультативного процесса по миграции в 2008 г.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что к международно-правовому регулированию миграции имеет отношение значительное число международных организаций, исчерпывающий перечень которых дать невозможно. Каждая организация рассматривает миграцию с позиций своей основной компетенции. Ключевым вопросом современности касательно миграции в деятельности международных организаний является установление, поддержание и усиление координации осуществляемой работы.

  • Нашедший значительное отражение в юридической литературе вопрос о регулировании миграции ЕС сознательно оставлен без внимания в настоящей работе. О праве и практике ЕС см., например: Абашидзе А., Киселева Е. Реадмиссии в отношениях России и ЕС: Перспективы заключения соглашения // Обозреватель-Observer. 2004. № 2. С. 48–53; Иншакова А. О., Киселева Е. В. Основы шенгенского права // Основы европейского интеграционного права. М., 2012. С. 432–450; Четвериков А. О. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств – членов Европейского Союза: учеб, пособие. М., 2010; Мйпг R., Collett Е. The Future of European Migration; Policy Options for the European Union and its Member States. World Migration 2010// Background Paper. IOM, 2010.