Дополнительные средства ппфп. Профессионально-прикладная физическая подготовка

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

Значение и задачи

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - одно из направлений физического воспитания, которое формирует определенные прикладные знания, физические и психические качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Обучение основам ППФП в ссузах и вузах имеет большое практическое значение для экономики страны. ППФП способствует сокращению сроков освоения профессиональных знаний, умений и навыков, вселяет в человека, управляющего сложной современной техникой, уверенность в своих силах, способствует увеличению производительности труда.

Цель, задачи и критерии ППФП обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми профессией. Определяющими факторами ППФП являются: характер рабочих операций, характер и величина физических нагрузок и нервно-психических напряжений, производственные и географические условия, в которых протекает производственная деятельность, особенности влияния учебной деятельности.

Специальные задачи ППФП предусматривают развитие физических способностей, отвечающих требованиям избранной профессиональной деятельности; формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, которые необходимы в избранной профессии; повышению резистентности организма к неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности; воспитанию средствами физической подготовки необходимых морально-волевых качеств, требующихся в избранной профессии.

Целенаправленное решение этих задач обеспечивает высокий уровень готовности специалистов к труду.

Средства и формы реализации

В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу:

· учебные занятия (обязательные и факультативные);

· самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня;

· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.

ППФП студентов должна строиться в единстве с общей теоретической и физической подготовкой. Наиболее эффективно профессионально важные качества специалиста формируются в процессе обязательных и факультативных теоретических и практических занятий. На теоретических занятиях воспитывается патриотическая и профессиональная направленность, моральные качества специалиста, сообщаются специальные знания по вопросам ППФП. Решение этих задач осуществляется на лекциях «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», «Физическая культура и спорт в режиме отдыха и труда», «Личная и общественная гигиена», а также в ходе бесед по вопросам ППФП на практических занятиях (в перерывах между упражнениями), на специальных методических занятиях. Значительная часть вопросов ППФП прорабатывается студентами самостоятельно по заданию преподавателей с помощью методических разработок и рекомендаций, подготовленных на кафедре физического воспитания.

Учебный материал рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и масштаб использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллективе!

Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять во время практических, а не теоретических занятий.

Следует указать, что в различных вузах наряду с обязательными теоретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой по физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, освещающие отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило, раскрываются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебного заведения.

При проведении практических учебных занятий в специальном учебном отделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно быть согласовано с возможностями каждого студента в зависимости от характера отклонений в состоянии его здоровья при проведении подобных занятий в учебных группах отделения спортивного совершенствования, должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания прикладных физических и специальных качеств, способствующих успешному формированию прикладных умений и навыков.

Имеющиеся теоретические работы, опыт кафедр физического воспитания указывают на возможность опосредствованной реализации задач ППФП студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и на тех практических занятиях, целевая направленность которых - общая физическая подготовка. По этому поводу проф. В.В. Белинович справедливо отмечал, что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между общеразвивающими и прикладными упражнениями. Как общая, так и прикладная физическая подготовка, поскольку они не противопоставляются, должны идти параллельно на протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или иной подготовки может меняться как на протяжении определенного периода, так и в каждом отдельном занятии. Таким образом, прикладные физические упражнения могут одновременно служить средством всесторонней физической подготовки, и наоборот.

Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от правильного подбора средств на практических занятиях во всех учебных отделениях, включая отделение спортивного совершенствования и самостоятельных занятиях.

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм:

· занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, в оздоровительном лагере, на учебных практиках;

· самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.

Овладение системой самостоятельных занятий и контролем за их правильным проведением, имеет большое значение в современных рыночных условиях, когда государство, по сути дела, сняло с себя ответственность за здоровье трудящихся. Спортсооружения у большинства предприятий переданы в муниципальную собственность или стали акционерными обществами, и чтобы попасть на них, необходимо платить солидную арендную плату. А посещение бассейна или зала атлетической гимнастики, аэробики, борьбы обходится, даже лицам имеющим высокий доход, в кругленькую сумму. Поэтому забота о ППФП полностью переносится на трудящегося человека. И поэтому тот, кто мечтает о хорошей работе и сохранении высокой работоспособности и здоровья на протяжении многих лет, должен овладеть методикой самостоятельных занятий по физической культуре, позволяющей без материальных затрат овладеть ППФП.

Учитывая тот факт, что выпускники нашей академии после её окончания будут на 99% заниматься умственным операторским трудом, во время учебы им необходимо развить такие двигательные качества, как выносливость, быстрота, сила, ловкость (координация движений).

Не менее распространенной является форма подготовки студентов к общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах спортивных клубов ссузов и вузов. При этом одной из задач таких занятий является привитие будущим командирам производства знаний и навыков, необходимых для управления группами людей.

Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм подготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих в различных вузах разнообразных программ, форм, методов и средств такой подготовки.

Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутриинститутских соревнований между учебными группами, курсами, факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеется опыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физического воспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами ссузов и вузов.

Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта

Существуют значительные различия в условиях труда специалистов разных профессий. Однако необходимым для всех трудящихся является хорошее здоровье, высокий уровень физического развития. Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств. Отсюда разнообразны и средства, применяемые для решения частных задач ППФП специалистов различных профессий. Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с этой точки зрения.

Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально волевые качества - смелость, самообладание, решительность при оправданном риске.

Легкая атлетика. Упражнения легкой атлетики, в основе которой лежат естественные движения человека - ходьба, бег, метание, способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные возможности всех органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, т.е. тех, которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально-волевые качества - упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др.

Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуется выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкое общее применение различных видов лыжного спорта - гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов.

Плавание. Как важно уметь плавать - известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.

Туризм имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и в мирном труде специалистов ряда профессий. Если к этому добавить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет понятным его прикладное значение.

Спортивные игры. В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители - световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособленности человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования именно к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными подвижные и спортивные игры, различные виды спортивных единоборств.

Методика воспитания и сохранения ППФП

Основным способом воспитания и сохранения ППФП человека является специально организованная двигательная активность в виде физических упражнений, которые включают механизм «моторно-висцеральной регуляции», способствующей накоплению и поддержанию резервных возможностей организма на высоком уровне. Считается, что наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологической основой которой являются аэробные возможности человека. Именно они обеспечивают успешность выполнения продолжительной работы умеренной интенсивности, которая чаще всего наблюдается в целом ряде массовых профессий. Иногда выносливость определяется как основное профессионально важное качество, обеспечивающее полное освоение профессии и высокопроизводительный труд (специалисты сельского хозяйства и др.).

Накопление резервных возможностей приводит к росту работоспособности человека, которую можно рассматривать как степень функциональной готовности организма к выполнению или продолжению деятельности.

Двигательная активность в форме занятий физической культурой дает следующие результаты:

1) улучшает работу сердца, обеспечивает хорошее кровообращение;

2) нормализует давление крови. Повышает способность крови переносить кислород;

3) снижает частоту сердечных сокращений (ЧСС);

4) стимулирует более глубокое дыхание, легкие при этом расширяются;

5) снижает всплески негативных эмоций, расслабляет мышцы;

6) улучшает пищеварение;

7) укрепляет мышцы, кости, сухожилия;

8) улучшает фигуру и комплекцию;

9) заряжает клетки мозга и нервов электрической энергией (тонизирует кору головного мозга);

10) способствует развитию умственных способностей;

11) помогает сбросить лишний вес, регулирует метаболизм;

12) даёт дополнительную энергию (энергии вырабатывается больше, чем ее расходуется);

13) замедляет процесс старения (вы выглядите моложе);

14) повышает выносливость, отдаляет усталость;

15) стимулирует выработку эндофирнов, что приводит к ощущению легкости, мышечной радости, отдаляется болевой порог;

16) удлиняет жизнь (предположительно на 5 и более лет).

Самый рациональный путь совершенствования ППФП - это занятия спортом. Наибольших высот в развитии работоспособности достигают лица, добившиеся выдающихся успехов в спорте. Как показали наши собственные исследования, накопленных резервных возможностей у выдающихся спортсменов, при минимальных поддерживающих режимах двигательной активности, хватает на всю жизнь.

Функциональная направленность видов спорта также различна, поэтому и совершенствование психофизиологических функций на занятиях отдельными видами спорта происходит в различной степени. Большая пластичность нервной высшей деятельности обусловливает возможности ее совершенствования. Способность организма, и прежде всего центральной нервной системы, приспосабливаться к различным условиям, к воздействиям внешней среды даст почти неограниченные возможности направленного образования морфофизиологических сдвигов под воздействием соответствующего подбора средств, методов и тренировочных нагрузок.

Различная прикладная направленность видов спорта обусловливает необходимость их систематизации в целях ППФП. В любом виде спорта особенности деятельности определяются специфическими требованиями к ее выполнению. В одних видах спорта основные требования направлены на развитие точности и техники выполнения движений, в других - на регулирование временных, пространственных или силовых параметров исполнения, в третьих - на согласованность действий, четвертые предъявляют смешанные требования.

Активизация психической деятельности происходит в разных направлениях:

· требования к технической точности исполнения активизируют контрольные функции внимания; требования регулирования параметров движения - чувственно-двигательный контроль;

· требования, связанные с предвидением действий соперника, совершенствуют интеллектуальные функции; требования максимального напряжения направлены на развитие волевых качеств.

Согласно классификации А.Б. Гандельсмана и К.М. Смирнова все виды спорта делятся на 7 групп:

1-я группа - виды спорта, предъявляющие высокие требования к координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду и др.).

2-я группа - виды спорта, определяющей чертой которых являются достижение высокой скорости в циклических движениях (легкоатлетический бег, конькобежный спорт, велоспорт).

3-я группа - работа на силу и быстроту движений. Группа разбита на две подгруппы: первую составляют виды спорта на перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика), а вторую - на создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).

4-я группа - виды спорта, которые в основном направлены на совершенствование функций анализаторов, усвоение информации во время борьбы с соперником (различные виды борьбы).

5-я группа - совершенствование функций передвижения (мотоспорт, водно-моторный спорт, конный спорт). Необходимость обеспечения опережающих и предупреждающих действий в этих видах спорта обусловливает большие нагрузки на центральную нервную систему и ведущие анализаторы.

6-я группа - виды спорта, для которых характерно совершенствование высшей нервной деятельности при малых физических нагрузках (шахматы, шашки).

7-я группа - воспитание способности к переключению (современное пятиборье, биатлон).

При анализе основных массовых видов спорта, входящих в программу физического воспитания учащихся учебных заведений, было выявлено, что одни из них оказывают тренировочные действия на психофизиологические функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессии невозможно, другие благотворно воздействуют на системы, обеспечивающие адаптацию учащихся к условиям производства.

Поэтому студенты и учащиеся должны овладеть элементарными знаниями для улучшения своего здоровья и повышения работоспособности. Научиться программировать улучшение своего здоровья, работоспособности и поддержания ППФП на должном уровне.

Основой такой программы являются:

1) функциональное состояние организма и контроль за его работой;

2) состояние опорно-двигательного аппарата (двигательного анализатора);

3) телосложение.

Для выполнения этой программы необходимо создать свою собственную стимулирующую систему поддержания и развития ППФП, главными составляющими которой будут:

1. Профессиональная ответственность за порученное дело.

2. Высокая ответственность за свое здоровье.

3. Умение контролировать функциональное состояние организма (оперативное измерение пульса и кровяного давления).

4. Установка на профилактику болезней.

5. Стимулирующая установка на жизнь!

6. Стремление изменить свой образ жизни!

Успех в профессиональной деятельности человека зависит не только от объема полученных знаний и умения исполь­зовать их на практике, но и от состояния здоровья и физи­ческой работоспособности при выполнении конкретных трудовых операций, присущих данной специальности. В этом отношении большая роль принадлежит физической культуре, главным средством которой являются физиче­ские упражнения. Они применяются как при подготовке к профессиональной деятельности, так и в её процессе, т. е. в виде профессионально-прикладной физической подго­товки и физических упражнений в режиме труда и отдыха. Правильно подобранные упражнения способствуют не только успешному овладению будущей профессией, ио и эффективности самого учебного труда студентов.

  • Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Ее цель и задачи

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Необходимость ППФП обусловлена особенностями трудовой дея­тельности в современном обществе, а именно недостаточной в большинст­ве случаев двигательной активностью, высоким эмоциональным напряже­нием, неблагоприятным влиянием внешней среды. В связи с уменьшением доли простого физического труда и повышением значимости таких ка­честв, как быстрота, устойчивость внимания и ряда других, меняются тре­бования к физической и психической подготовке специалистов. Нередко именно состояние здоровья и низкая физическая подготовленность стано­вятся препятствием при приеме на работу и в продвижении по службе.

Для любой сферы труда характерно значительное напряжение умст­
венных и физических сил. Однако каждая профессия диктует свой уровень развития физических и психических качеств, наличие двигательных уме­ний и навыков. Соответственно ППФП, например, геолога или ученого- агронома будет существенно отличаться от подготовки экономиста или инженера-проектировщика. Эти отличия находят отражение в цели и зада­чах ППФП.

Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессио­нальной деятельности. Она предполагает создание предпосылок к уско­ренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время, внедрению физической культуры в трудовой коллектив.

Задачи ППФП определяются особенностями профессиональной дея­тельности и включают:

  • овладение необходимыми прикладными знаниями;
  • освоение прикладных умений и навыков;
  • развитие прикладных физических и психических качеств;
  • развитие прикладных специальных качеств.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей про­фессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физическо­го воспитания, в учебном материале по другим дисциплинам, например, основам безопасности жизнедеятельности, путем самостоятельного изуче­ния специальной литературы. Существенно, что для повышения профес­сиональной работоспособности могут с успехом использоваться знания из области спортивной тренировки, так как в том и другом случае имеют ме­сто общие закономерности. Например, сведения о развитии быстроты, рас­пределении и переключении внимания, полученные в процессе занятий спортивными играми, полезны при подготовке диспетчеров, операторов пультов управления энергосистем и т. д.

Прикладные умения и навыки обеспечивают эффективность трудо­вых операций и безопасность выполнения определенных видов работ. В ряде случаев они способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (управление автомототранспортом, ходьба на лыжах, гребля, плавание и т. п.). Освоение прикладных умений и навыков в процессе ППФП имеет ту особенность, что не всегда требуется доводить отдельные трудовые действия до степени автоматизма в силу многогранности видов труда даже у представителей одной и той же про­фессии.

Прикладные физические и психические качества — это те качества, от которых непосредственно зависит выполнение профессиональных обязан­ностей на соответствующем уровне. Эти качества могут развиваться не
только посредством специально подобранных упражнений, но и в процессе самого труда. Однако в этом случае профессиональное совершенствование человека происходит только на первых этапах и то лишь до некоторого уровня, чем и обусловлена необходимость ППФП.

Прикладные специальные качества характеризуют способность ор­ганизма противостоять определенным воздействиям внешней среды: высо­ким и низким температурам, гипоксии, укачиванию и пр. При формирова­нии этих качеств большое значение имеет явление так называемой неспе­цифической адаптации человека. Оно заключается в том, что тренирован­ный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче перено­сит перепады температур, более устойчив к инфекциям и т. п.

  • Соотношение общей физической и профессионально­прикладной физической подготовки

Так же, как и спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка опирается на общую физическую подготовку. Для некоторых профессий ОФП решает практически все задачи ППФП, для других её явно недостаточно. Соотношение ОФП и ППФП зависит от ряда психофизических особенностей трудового процесса. Возможно несколько вариантов такого соотношения.

В первом варианте, свойственном главным образом представителям умственного труда, хорошей ОФП достаточно для успешного осуществле­ния профессиональной деятельности. Вместе с тем даже в этом варианте возникает необходимость применять специальные физические упражнения для профилактики таких негативных проявлений, как остеохондроз шейно­го отдела позвоночника, головокружение вследствие длительного непод­вижного положение тела с наклоном головы вперед. Как правило, большая нагрузка падает на органы зрения, что требует применения комплексов специальных упражнений для отдыха глаз.

Во втором варианте ОФП не обеспечивает должного уровня физи­ческой и психической готовности человека к труду. Это касается, напри­мер, работы летного состава гражданской авиации, геологов, спасателей. Здесь обязательна ППФП, основанная на детальном изучении особенно­стей профессиональной деятельности. Такая подготовка осуществляется в вузах соответствующего профиля. Однако не менее важно поддерживать хорошую специальную подготовленность самостоятельно после окончания учебы.

Третий вариант занимает промежуточное положение между пер­выми двумя. Именно такой вариант соотношения ОФП и ППФП имеет ме­сто для большинства профессий. Для одних из них более важно освоить умение быстро и точно манипулировать небольшими предметами и инст­
рументами. Как показали наблюдения, это актуально для специалистов очень многих инженерных профессий, врачей. Для других основное вни­мание уделяется развитию прикладных физических и психических качеств. Например, у инженеров-электриков, осуществляющих монтаж и эксплуа­тацию электросетей, такими качествами являются ловкость, в частности, способность сохранять равновесие, общая и специальная выносливость. Им же необходимы самообладание, уравновешенность, смелость. Из при­кладных специальных качеств часто требуется проявление способности противостоять резким перепадам температур. Это свойственно, например, химикам-технологам, которым приходится неоднократно переходить из помещения на открытые рабочие площадки.

  • Средства профессионально-прикладной физической подготовки

Средства ППФП — это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но подобранные с учетом задач профессиональ­ной подготовки специалистов. Общим требованием к средствам ППФП яв­ляется их психофизическое соответствие конкретной трудовой дея­тельности.

К средствам ППФП относятся:

  • прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
  • прикладные виды спорта;
  • естественные силы природы и гигиенические факторы;
  • вспомогательные средства.

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различ­ных видов спорта обычно направлены на развитие одного или нескольких физических качеств или на освоение ограниченного состава необходимых двигательных умений и навыков. В основном это обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения из арсенала таких видов спор­та, как гимнастика, легкая атлетика, плавание и др. В ряде случаев находят применения упражнения лечебной физической культуры. Прикладные фи­зические упражнения объединяет то, что независимо от особенностей ППФП они наряду с другими качествами должны обеспечивать развитие общей выносливости как ведущего физического качества для поддержания высокой работоспособности. Специально-подготовительные упражнения различных видов спорта особенно полезны при формировании навыков работы на высоте, лазания, переноски грузов. Такие упражнения заимст­вуются из альпинизма, горного туризма, тяжелой атлетики.

Прикладные виды спорта непосредственно решают задачи ППФП для определенных профессий. Например, для инженеров-геодезистов и
землеустроителей прикладными видами спорта являются авто- мотоспорт, гребной, водно моторный, конный спорт. Спортивные единоборства, в ча­стности, борьба самбо, рукопашный бой, служат основой подготовки ра­ботников правоохранительных органов, многих военных специальностей. Некоторые виды спорта, например, пожарно-прикладное многоборье, воз­никли собственно для того, чтобы оценить профессиональную подготов­ленность человека. Элемент состязательности, присущий прикладным ви­дам спорта, позволяет существенно повысить заинтересованность и общую эффективность занятий ППФП.

Естественные силы природы и гигиенические факторы, с одной сто­роны, усиливают действие физических упражнений, с другой — представ­ляют самостоятельное средство ППФП. Особенно велико их значение при развитии прикладных специальных качеств. Показано, например, что само по себе пребывание в высокогорье в течение 30-40 дней повышает физиче­скую и умственную работоспособность, общую сопротивляемость орга­низма заболеваниям. Занятия в условиях повышенной и пониженной тем­пературы воздуха, солнечной радиации, гипоксии вырабатывают способ­ность продуктивно работать в разных географо-климатических зонах н при меняющихся, часто неблагоприятных воздействиях внешней среды. К ги­гиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относят­ся санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий (температура и влажность воздуха, освещенность), соблюдение правил личной гигиены. В качестве дополнительных средств особенно эффективны процедуры зака­ливания, такие, как контрастный душ, банные процедуры, позволяющие быстро восстановиться после значительных нагрузок. Этой же цели слу­жит гигиенический массаж.

Вспомогательные средства ППФП — это различные тренажеры, спе­циальные технические приспособления, с помощью которых можно моде­лировать условия и характер труда. Они расширяют диапазон двигатель­ных умений и дают возможность быстро освоить профессиональные дей­ствия.

text_fields

text_fields

arrow_upward

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Необходимость ППФП обусловлена особенностями трудовой дея­тельности в современном обществе, а именно недостаточной в большинст­ве случаев двигательной активностью, высоким эмоциональным напряже­нием, неблагоприятным влиянием внешней среды. В связи с уменьшением доли простого физического труда и повышением значимости таких ка­честв, как быстрота, устойчивость внимания и ряда других, меняются тре­бования к физической и психической подготовке специалистов. Нередко именно состояние здоровья и низкая физическая подготовленность стано­вятся препятствием при приеме на работу и в продвижении по службе.

Для любой сферы труда характерно значительное напряжение умст­венных и физических сил. Однако каждая профессия диктует свой уровень развития физических и психических качеств, наличие двигательных уме­ний и навыков. Соответственно ППФП, например, геолога или ученого- агронома будет существенно отличаться от подготовки экономиста или инженера-проектнровщика. Эти отличия находят отражение в цели и зада­чах ППФП.

Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессио­нальной деятельности. Она предполагает создание предпосылок к уско­ренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время, внедрению физической культуры в трудовой коллектив.

Задачи ППФП определяются особенностями профессиональной дея­тельности и включают:

  • овладение необходимыми прикладными знаниями;
  • освоение прикладных умений и навыков;
  • развитие прикладных физических и психических качеств;
  • развитие прикладных специальных качеств.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей про­фессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физическо­го воспитания, в учебном материале по другим дисциплинам, например, основам безопасности жизнедеятельности, путем самостоятельного изуче­ния специальной литературы. Существенно, что для повышения профес­сиональной работоспособности могут с успехом использоваться знания из области спортивной тренировки, так как в том и другом случае имеют ме­сто общие закономерности. Например, сведения о развитии быстроты, рас­пределении и переключении внимания, полученные в процессе занятий спортивными играми, полезны при подготовке диспетчеров, операторов пультов управления энергосистем и т. д.

Прикладные умения и навыки обеспечивают эффективность трудо­вых операций и безопасность выполнения определенных видов работ. В ряде случаев они способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (управление автомототранспортом, ходьба на лыжах, гребля, плавание и т. п.). Освоение прикладных умений и навыков в процессе ППФП имеет ту особенность, что не всегда требуется доводить отдельные трудовые действия до степени автоматизма в силу многогранности видов труда даже у представителей одной и той же про­фессии.

Прикладные физические и психические качества — это те качества, от которых непосредственно зависит выполнение профессиональных обязан­ностей на соответствующем уровне. Эти качества могут развиваться не только посредством специально подобранных упражнений, но и в процессе самого труда. Однако в этом случае профессиональное совершенствование человека происходит только на первых этапах и то лишь до некоторого уровня, чем и обусловлена необходимость ППФП.

Прикладные специальные качества характеризуют способность ор­ганизма противостоять определенным воздействиям внешней среды: высо­ким и низким температурам, гипоксии, укачиванию и пр. При формирова­нии этих качеств большое значение имеет явление так называемой неспе­цифической адаптации человека. Оно заключается в том, что тренирован­ный человек быстрее аклиматизируется в новой местности, легче перено­сит перепады температур, более устойчив к инфекциям и т. п.

Соотношение общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки

text_fields

text_fields

arrow_upward

Так же, как и спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка опирается на общую физическую подготовку. Для некоторых профессий ОФП решает практически все задачи ППФП, для других её явно недостаточно. Соотношение ОФП и ППФП зависит от ряда психофизических особенностей трудового процесса. Возможно несколько вариантов такого соотношения.

В первом варианте, свойственном главным образом представителям умственного труда , хорошей ОФП достаточно для успешного осуществле­ния профессиональной деятельности. Вместе с тем даже в этом варианте возникает необходимость применять специальные физические упражнения для профилактики таких негативных проявлений, как остеохондроз шейно­го отдела позвоночника, головокружение вследствие длительного непод­вижного положение тела с наклоном головы вперед. Как правило, большая нагрузка падает на органы зрения, что требует применения комплексов специальных упражнений для отдыха глаз.

Во втором варианте ОФП не обеспечивает должного уровня физи­ческой и психической готовности человека к труду. Это касается, напри­мер, работы летного состава гражданской авиации, геологов, спасателей. Здесь обязательна ППФП, основанная на детальном изучении особенно­стей профессиональной деятельности. Такая подготовка осуществляется в вузах соответствующего профиля. Однако не менее важно поддерживать хорошую специальную подготовленность самостоятельно после окончания учебы.

Третий вариант занимает промежуточное положение между пер­выми двумя. Именно такой вариант соотношения ОФП и ППФП имеет ме­сто для большинства профессий. Для одних из них более важно освоить умение быстро и точно манипулировать небольшими предметами и инст­
рументами. Как показали наблюдения, это актуально для специалистов очень многих инженерных профессий, врачей. Для других основное вни­мание уделяется развитию прикладных физических и психических качеств. Например, у инженеров-электриков, осуществляющих монтаж и эксплуа­тацию электросетей, такими качествами являются ловкость, в частности, способность сохранять равновесие, общая и специальная выносливость. Им же необходимы самообладание, уравновешенность, смелость. Из при­кладных специальных качеств часто требуется проявление способности противостоять резким перепадам температур. Это свойственно, например, химикам-технологам, которым приходится неоднократно переходить из помещения на открытые рабочие площадки.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки

text_fields

text_fields

arrow_upward

Средства ППФП — это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но подобранные с учетом задач профессиональ­ной подготовки специалистов . Общим требованием к средствам ППФП яв­ляется их психофизическое соответствие конкретной трудовой дея­тельности.

К средствам ППФП относятся:

  • прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
  • прикладные виды спорта;
  • естественные силы природы и гигиенические факторы;
  • вспомогательные средства.

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различ­ных видов спорта обычно направлены на развитие одного или нескольких физических качеств или на освоение ограниченного состава необходимых двигательных умений и навыков. В основном это общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения из арсенала таких видов спор­та, как гимнастика, легкая атлетика, плавание и др. В ряде случаев находят применения упражнения лечебной физической культуры.

Прикладные фи­зические упражнения объединяет то, что независимо от особенностей ППФП они наряду с другими качествами должны обеспечивать развитие общей выносливости как ведущего физического качества для поддержания высокой работоспособности. Специально-подготовительные упражнения различных видов спорта особенно полезны при формировании навыков работы на высоте, лазания, переноски грузов. Такие упражнения заимст­вуются из альпинизма, горного туризма, тяжелой атлетики.

Прикладные виды спорта непосредственно решают задачи ППФП для определенных профессий. Например, для инженеров-геодезистов и землеустроителей прикладными видами спорта являются авто- мотоспорт, гребной, водно моторный, конный спорт. Спортивные единоборства, в частности, борьба самбо, рукопашный бой, служат основой подготовки ра­ботников правоохранительных органов, многих военных специальностей. Некоторые виды спорта, например, пожарно-прикладное многоборье, воз­никли собственно для того, чтобы оценить профессиональную подготов­ленность человека. Элемент состязательности, присущий прикладным ви­дам спорта, позволяет существенно повысить заинтересованность и общую эффективность занятий ППФП.

С одной сто­роны, усиливают действие физических упражнений, с другой — представ­ляют самостоятельное средство ППФП. Особенно велико их значение при развитии прикладных специальных качеств. Показано, например, что само по себе пребывание в высокогорье в течение 30-40 дней повышает физиче­скую и умственную работоспособность, общую сопротивляемость орга­низма заболеваниям. Занятия в условиях повышенной и пониженной тем­пературы воздуха, солнечной радиации, гипоксии вырабатывают способ­ность продуктивно работать в разных географо-климатических зонах н при меняющихся, часто неблагоприятных воздействиях внешней среды. К ги­гиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относят­ся санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий (температура и влажность воздуха, освещенность), соблюдение правил личной гигиены. В качестве дополнительных средств особенно эффективны процедуры зака­ливания, такие, как контрастный душ, банные процедуры, позволяющие быстро восстановиться после значительных нагрузок. Этой же цели слу­жит гигиенический массаж.

Вспомогательные средства ППФП — это различные тренажеры, спе­циальные технические приспособления, с помощью которых можно моде­лировать условия и характер труда. Они расширяют диапазон двигатель­ных умений и дают возможность быстро освоить профессиональные дей­ствия.

Профессиограмма. Её назначение и содержание

text_fields

text_fields

arrow_upward

Подбор средств и разработка методики ППФП определяются рядом факторов, в основе которых лежат организационные, физические и психи­ческие особенности трудовой деятельности. Совокупность таких факторов для специалистов конкретного профиля представлена в профессиограмме. Таким образом, назначение профессиограммы состоит в описании профес­сии в целях ППФП.

При составлении профессиограммы применяется , как правило, ком­плекс методов: изучение тарифно-квалнфикационных справочников, инст­рукций по технологам производственных процессов и материалов по эрго­номике, визуальные наблюдения на рабочем месте, хронометраж, анализ причин травматизма и заболеваемости, анкетный и личный опрос предста­вителей данной профессии, выявление профессионально важных физиче­ских и психических качеств с помощью специальной аппаратуры и тестов и др. Если профессиограмма отсутствует, то отдельные её компоненты вполне могут быть получены самостоятельно с использованием простей­ших методов исследования.

  • форм труда;
  • условий и режима труда;
  • характера труда;
  • динамики работоспособности.

Основными формами труда являются физический и умственный труд. Такое разделение носит условный характер, однако, оправдано, по­скольку позволяет более целенаправленно подбирать средства ППФП. Ус­ловия и режим труда дают представление о комфортности трудовой деятельности, вредных воздействиях, продолжительности рабочего времени и ритме работы. Характер труда служит ведущим фактором, на котором строится методика ППФП. Под характером труда понимаются особенности моторных действий во время работы, нагрузка на отдельные органы и сис­темы человека, эмоциональное состояние и т. п. Динамика работоспособ­ности является интегральным показателем, содержащим информацию о том, как меняется производительность труда и развивается утомление за определенные периоды времени.

Формы труда при различных видах трудовой деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в «чистом» виде. Чаще имеет место смешанный труд с пре­обладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физи­ческого труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимо­сти от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. На­пример, представители многих инженерных профессий во время проект­ных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях обо­рудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.

Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой дея­тельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные операции с небольшими физическими усилиями и малой подвижностью. Это в основном работа на поточно-конвейерных линиях, в области контро­ля автоматизированных процессов и обслуживания электронной техники.

Вторая группа профессий сочетает элементы умственного и физи­ческого труда. Работа сопровождается разнообразными движениями при умеренных физических усилиях. Многие трудовые операции выполняются стоя и в движении. К этой группе относится труд большинства инженерно- технических работников, специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, в частности, хирургов, преподавателей физической культуры и т. д. Данная группа профессий имеет особое значение, так как,

  • во- первых, значительной части выпускников вузов предстоит заниматься именно умственным трудом с элементами физического, и,
  • во-вторых, ре­шение задач ППФП в каждом конкретном случае из-за разнообразия трудовой деятельности представляет определенную трудность.

Третья группа профессий объединяет работы, связанные преиму­щественно с физическим трудом, отличающимся большими физическими усилиями и высокой подвижностью. К этой группе относится большинство рабочих специальностей: строительные рабочие, основная масса сельско­хозяйственных рабочих и механизаторов, горнорабочие и др.

Четвертая группа профессий предполагает умственный или пре­имущественно умственный труд. Такие профессии требуют, как правило, большого психического напряжения при отсутствии или незначительной величине физических усилий и малой подвижности. Работа выполняется в положении сидя. Умственным трудом занимаются работники науки, педа­гоги, отдельные категории инженерно-технических работников (экономи­сты, проектировщики, программисты), руководители предприятий и орга­низаций и т. д.

Условия и режим труда при различных видах трудовой деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Условия труда характеризуются перечисленными далее особенно­стями трудовой деятельности.

  1. Микроклиматические условия , работа в помещении, на открытом воздухе, под землей, под водой, на ограниченной опоре, на высоте, в замк­нутом пространстве; работа в специальной одежде, респираторе, скафанд­ре; температура, влажность, подвижность воздуха (ветер, сквозняки), ат­мосферное давление, освещённость.
  2. Преимущественные рабочие позы : сидя, стоя, присев, со сменой положения; свободная поза (допускающая любые перемещения тела), вы­
    нужденная, ограниченная (стесненная), неудобная, напряженная.
  3. Зоны рабочего места : оптимальная зона (обеспечивающая сво­бодную рабочую позу), зона досягаемости.
  4. Вредные воздействия : высокие и низкие значения температуры, недостаточная освещенность, вибрация, шум, запыленность, загазован­ность воздуха вредными химическими веществами, тепловые, электромаг­нитные и радиоактивные излучения, инфекции, постоянные вестибулярные раздражения.

По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость вет­ра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в срав­нении с предельно допустимыми нормами и пр.), а также указывается про­должительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.

Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятель­ности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продол­жительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация дли­тельности труда и отдыха или свободный график.

Условия и режим труда у представителей разных профессий значи­тельно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов хими­ческих предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при зага­зованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, ра­ботников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.

Характер труда при различных видах трудовой деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Характер труда составляют перечисленные далее особенности тру­довой деятельности.

  1. Приём, хранение и переработка информации: преобладающие виды сигналов (оптические, звуковые, тактильные или осязательные и др.), ощущения и восприятия (различных цветов, громкости и высоты звука, положения тела и отдельных его частей в пространстве), пороги ощуще­ний; свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключе­ние, распределение); наблюдения (исследующие, регулирующие, контро­лирующие); запоминание (непроизвольное, произвольное), наиболее зна­чимые виды памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, дви­гательная, кратковременная, оперативная); виды мышления (практическое, образное, теоретическое).
  2. Принятие решений: виды задач, требующие принятия решения (простые, сложные, нерискованные, рискованные, вероятностные), страте­гия выбора варианта решения (алгоритмическая, эвристическая), ситуация принятия решения (нормальная, экстремальная).
  3. Двигательные действия: наиболее важные моторные акты (про­стые и сложные двигательные реакции, воздействия на орудия труда, ис­пользование ходьбы, бега, лазания в качестве вспомогательных элементов работы); стабильность двигательных действий; звенья тела, преимущест­венно участвующие в двигательных действиях (пальцы, кисть, вся рука, обе руки, ноги, туловище); количество и длительность двигательных дей­ствий, характер движений (мелкие, крупные), структура движений (цикли­ческие, ациклические, смешанные), тип движений (ударные, нажимные, толкающие, подъемные, графические); пространственные, временные, пространственно-временные, силовые параметры движений (траектория, амплитуда, темп, ритм, скорость, величина мышечных усилий), требования к дифференцированию параметров движений с заданной точностью; ос­новные физические качества, необходимые для выполнения двигательных действий.
  4. Нагрузка на отдельные органы и функциональные системы: ор­ганы и системы, испытывающие при работе наибольшую нагрузку; основные группы мышц, вовлеченные в работу, режим работы мышц.
  5. Эмоциональное состояние: возбуждение, напряжение, стресс, (связан с временным снижением внимания, памяти, ухудшением коорди­нации).
  6. Психологические трудности: наличие риска, опасностей в рабо­те; экстремальные ситуации, требующие выдержки и самообладания; фи­зические и психические перенапряжения, сопровождаемые проявлением настойчивости и упорства.
  7. Тяжесть работы: нагрузка адекватна физическим и психическим возможностям человека (показатели функционирования систем организма к концу работы не снижаются или снижаются незначительно, производи­тельность труда высокая, травматизм отсутствует, профессиональные за­болевания не отмечаются); нагрузка вызывает значительное утомление (физические показатели заметно меняются, производительность труда па­дает, встречаются случаи травматизма, заболеваемость с временной нетру­доспособностью превышает средний уровень); нагрузка превышает воз­можности человека (возникают предпатологические и патологические со­стояния, имеют место ошибки в работе и аварии, приводящие к травмам, с течением времени развиваются хронические и профессиональные заболе­вания).

Изучение характера труда при различных видах трудовой деятельно­сти имеет свою специфику. В частности, для представителей умственного труда более существенны данные о приеме, хранении и переработке ин­формации, принятии решений, эмоциональном состоянии. Для представи­телей физического и смешанного труда важны сведения о двигательных действиях, нагрузке на отдельные органы и функциональные системы, о психологических трудностях. Совокупным показателем, характеризующим все профессии, служит тяжесть работы.

Динамика работоспособности при различных видах трудовой деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

О динамике работоспособности можно судить по изменению физи­ческого и психического состояния человека, а также эффективности тру­довой деятельности на протяжении рабочего дня, недели, года.

На протяжении рабочего дня фиксируются:

  • скорость врабатывания и успешность трудовых операций в начале работы;
  • степень утомления в те­чение дня (небольшая, средняя, большая), форма утомления (физическое, умственное, смешанное), вид утомления (локальное утомление отдельных групп мышц, анализаторов, общее утомление);
  • наступление утомления и снижение эффективности труда по часам работы;
  • скорость восстановления в перерывах и после работы;
  • состояние перед началом работы на следую­щий день (хорошее, среднее, недостаточное восстановление).

На протяжении рабочей недели фиксируются:

  • день недели, на который падает наибольшее утомление и сни­жение эффективности труда;
  • восстановление за выходные дни (полное, неполное).

На протяжении года фиксируются:

  • степень, форма и вид утомления;
  • месяц, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективно­сти труда;
  • восстановление за время отдыха (отпуска).

Об утомлении во время работы свидетельствуют субъективные и объективные признаки. Одним из субъективных признаков является ощущение усталости, хотя оно не всегда соответствует наступлению утом­ления как по времени, так и по степени его проявления.
К внешним объективным признакам утомления относятся изменение окраски кожи, частоты дыхания, потливость и др.
Например, при физическом труде средней степени утомления соответствует покраснение кожи, сильная потливость го­ловы и туловища, учащение дыхание и периодическое дыхание ртом, не­уверенные движения и усиленные колебания туловища при ходьбе, неточ­ность и ошибки при выполнении трудовых операций, жалобы на сердце­биение и одышку.
При умственном труде средней степени утомления соответствует рассеянное внимание и частые отвлечения, смеиа поз, поворо­ты головы, облокачиваиие, поддержание головы руками, неуверенные и замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов. Объективными признаками утомления служат также изменение ЧСС, артериального давления и т.п.

С целью определения эффективности труда отмечается величина вы­работки, время, затрачиваемое на отдельные операции, качество работы.

Динамика работоспособности позволяет уточнить место тех или иных средств ППФП в режиме труда и отдыха.

Методы оценки профессионально-важных физических и психических качеств

text_fields

text_fields

arrow_upward

Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудо­вой деятельности , в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уро­вень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка про­фессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.

Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть исполь­зованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом , определение высоты прыжка по , подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, «эстафетный» тест. Кроме перечисленных, боль­шое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равно­весия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.

Оценка способности к сохранению равновесия производится по­средством определения устойчивости после совершения кувырков. Вы­полняются 5 кувырков вперед за 10 с. Если после кувырков наблюдается уверенное сохранение основной стойки, то способность к сохранению рав­новесия отличная; неустойчивость и схождение с места иа 1 шаг — хоро­шая; неустойчивость и схождение с места на 2 шага — удовлетворительная; более значительное отклонение и падение — неудовлетворительная.

Для оценки объема внимания применяется тест Шульте. Он заклю­чается в возможно быстром отыскании и показе натурального ряда чисел от 1 до 25 в квадрате 5х5клеток, в котором цифры расположены в беспо­рядке. Если задание выполняется менее, чем за 34 с, то объем внимания отличный, 34-42 — хороший, 43-58 — удовлетворительный, больше 58 — плохой.

Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чи­сел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже ес­ли они компенсируются последующим увеличением темпа), «беганье» гла­зами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания осуществляется в процессе сле­дующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух произво­дить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 - в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За ка­ждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отлич­ное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.

Наряду с другими волевыми качествами особое значение для многих профессий имеют смелость и решительность . Одним из наиболее про­стых методов оценки этих качеств является поочередное выполнение уп­ражнений на низкой и высокой опорах (гимнастических бревнах разной высоты). Вначале нужно пройти вперед и назад (спиной вперед) по низко расположенному бревну с одновременными движениями, требующими проявления координации (одно движение на каждый шаг), затем повторить то же на бревне высотой 1,5 м (со страховкой). Если упражнение выполня­ется на высоком бревне так же, как и на низком, сохраняется уверенность и точность движений, то смелость и решительность оцениваются на отлич­но; присутствует некоторая неуверенность и 1-2 ошибки — хорошо; наблю­даются признаки робости и 2-4 ошибки — удовлетворительно; наблюдается робость, ведущая к искажению упражнения — неудовлетворительно; уп­ражнение не выполняется, происходит падение или отказ от прохождения спиной вперед — очень плохо.

Содержание профессионально-прикладной физической подготовки специалистов определенного профиля

text_fields

text_fields

arrow_upward

Особенности трудовой деятельности и подбор средств ППФП могут быть рассмотрены на примере такой распространенной инженерной про­фессии, как инженер-электрик. Подготовка инженеров-электриков осу­ществляется по ряду специальностей, в том числе связанных с монтажом и эксплуатацией систем электроснабжения. В результате комплексных ис­следований, проведенных в технических и других вузах, в частности, Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, получены данные, позволившие составить профессиограмму для специалистов вы­бранного профиля. Она содержит краткое описание формы, условий, ре­жима, характера труда и динамики работоспособности.

По форме труд инженера-электрика, специализирующегося на мон­таже и эксплуатации систем электроснабжения, относится к смешанному труду с преобладанием умственного.

Условия труда весьма разнообразны. Работа производится в поме­щении и на открытом воздухе. Время нахождения на открытом воздухе в течение рабочего дня составляет летом в среднем 3-4 ч, зимой — 1 -2 ч. Час­то работа выполняется на высоте с передвижением на ограниченной опоре, сопровождается ветром и сквозняками. Освещенность, как правило, доста­точная. Преимущественные рабочие позы стоя, присев и со сменой поло­жения, иногда напряженные. На рабочем месте трудовые операции осуще­ствляются в зоне досягаемости. К вредным воздействиям относятся высо­кие и низкие температуры, резкие перепады температур, мощные электро­магнитные поля. Режим труда — как в одну смену в дневное время, так и в несколько смен со стандартной продолжительностью рабочего дня.

Характер труда заключается в следующем . Преобладают оптические и тактильные сигналы. Получение информации (кроме словесной) проис­ходит преимущественно за счет зрительного восприятия (показаний при­боров, сигнальных устройств и т. п.), двигательных ощущений, возникаю­щих при выполнении операций руками. Имеют место регулирующие и контролирующие наблюдения. Наиболее значимы все свойства внимания и оперативная память. Встречаются задачи с известным алгоритмом реше­ния. Основные моторные акты связаны с монтажом, регулированием и управлением техническими системами. Они сопряжены с преодолением за день расстояния порядка 3-4 км, а иногда до 15 км. Двигательные действия относительно стабильны, в них задействованы, в первую очередь, руки и спинной отдел туловища. Много циклических движений с небольшой амплитудой, малыми и средними мышечными усилиями, а также движений по переноске небольших грузов. Требования к способности дифференци­ровать пространственные параметры движений высокие. Для выполнения двигательных действий необходимы общая выносливость, статическая си­ловая выносливость основных мышечных групп, ловкость, быстрота реак­ции. Наибольшая физическая нагрузка падает на опорно-двигательный ап­парат (мышцы рук и ног, мышцы разгибатели туловища), сердечно­сосудистую систему, зрительный и вестибулярный анализаторы.

Режим работы мышц комбинированный. Работа часто происходит на фоне эмо­ционального напряжения, вызванного психологическими трудностями, что требует проявления выдержки и самообладания, смелости и решительно­сти. Как правило, нагрузка адекватна возможностям работающих. В ред­ких случаях наблюдаются признаки значительного общего утомления. Из заболеваний наиболее распространены простудные, радикулит, гиперто­ния. Встречающиеся виды производственных травм — поражения электри­ческим током.

Динамика работоспособности при односменном режиме работы вы­ражается в довольно длительном периоде врабатывания (около 2 ч), сред­ней степени умственного утомления в течение дня, средней и большой степени общего физического утомления, снижении показателей труда к 4- 5 ч работы. Отдых на 5-й час работы пассивный, восстановление неполное. В первую половину недели работоспособность меняется мало, во вторую постепенно снижается.

Для оценки профессионально-важных физических качеств и состоя­ния функциональных систем, указанных в профессиограмме, могут быть использованы Гарвардский степ-тест, проба Ромберга, тест Купера, кисте­вая динамометрия, подтягивание на перекладине, «эстафетный» тест; для оценки психических качеств — тесты на объем, устойчивость и переключе­ние внимания.

Требованиям ППФП специалистов данного профиля отвечают ряд прикладных физических упражнений и элементов разных видов спорта.

Упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, пе­редвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Упражнения выполняются равномерным методом от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.

Упражнения для развития статической силовой выносливости ос­новных мышечных групп и динамической силовой выносливости мышц туловища и верхних конечностей: приседы и полуприседы на правой и ле­вой ноге, равновесия на одной ноге, на колене, с наклонами; мост на пра­вой и левой руке, ноге, на предплечьях; стойки на лопатках, груди, пред­плечьях, голове, руках; вис углом; поднимание туловища лежа на бедрах на гимнастическом коне лицом вниз; отжимание на брусьях; лазание по канату с помощью и без помощи ног; упражнения со скакалкой и гантеля­ми (жим, разведение рук, тяга стоя, лежа и в наклоне), выполняемые с отя­гощением 30 % от максимального; борьба в стойке и партере.

Упражнения для развития ловкости с акцентированным воздействи­ем на вестибулярный аппарат: жонглирование двумя мячами, стоя на на­бивных мячах; кувырки в сочетании с прыжками и поворотами вокруг вер­тикальной оси; приставные шаги с наклонами и поворотами налево и на­право; ходьба и бег с дополнительными движениями на повышенной опоре (скамейке, столбиках); ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, со сменой направления движения, с закрытыми глазами.

Упражнения для развития быстроты: бег со стартом из различных положений по звуковому и световому сигналу; бег с рывками и остановка­ми по сигналам разных цветов; ловля и передача мяча на месте и в движе­нии, 2-3 мячей одновременно; броски теннисного мяча в стенку и ловля его пальцами рук; игра в баскетбол, волейбол, футбол, теннис по обычным и упрощенным правилам. Упражнения с мячом способствуют также со­вершенствованию объема, устойчивости и других свойств внимания.

Многие из приведенных упражнений, например, равновесия, жонг­лирование, формируют выдержку и самообладание, а борцовские поедин­ки или передвижение на повышенной опоре — смелость и решительность.

В качестве прикладных видов спорта могут выступать гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры. Эти виды спорта обес­печивают не только развитие необходимых прикладных физических ка­честв, но и освоение прикладных умений и навыков, в частности, навыка быстрой ходьбы с минимальными затратами энергии при передвижении на большие расстояния.

Естественные силы природы и гигиенические факторы помогают противостоять таким имеющимся неблагоприятным воздействиям внеш­ней среды, как резкие перепады температуры. В этом отношении эффекти­вен так называемый метод интерменирующих температур: занятие физиче­скими упражнениями начинается в зале при температуре 20-22°С с повы­шенной интенсивностью, затем быстро переносится на открытый воздух и проводится при температуре 5-10°С и ниже с небольшой интенсивностью. Возможно несколько переходов.

Приведенные средства ППФП следует использовать при подготовке к трудовой деятельности. Вместе с тем, специально подобранные физиче­ские упражнения должны быть включены непосредственно в режим труда и отдыха для ускорения процесса врабатываиия, поддержания высокой работоспособности в середине рабочего дня и во второй половине недели.

Аннотация: Определение ППФП, ее назначение и задачи, средства и применение для конкретного вида деятельности.

8.1. Общая характеристика ППФП

Стремление профилировать физическую подготовку применительно к требованиям профессии выразилось, кроме прочего, в создании особой разновидности физической деятельности - профессионально-прикладной физической культуры и культивировании профессионально-прикладных видов спорта. В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность. Типичные для них упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений, входящих в профессиональную деятельность , а с другой - более направленными и, в конечном счете, более высокими требованиями к двигательным и связанным с ними способностям.

Процессу приобретения двигательных навыков (особенно производственных) сопутствует ряд определенных трудностей, которые заключаются в определении интервалов времени, отрезков траектории и действий мышечных групп, которые должны быть выбраны для концентрации мышечной силы, изменения функционального состояния двигательного анализатора в соответствии с требованиями рабочих операций. Это отражается в объединении множества сложных рабочих движений, элементов и операций в единую систему - динамический стереотип, в выработке умений правильно планировать и программировать рабочие действия. Рассогласование программы с фактическим выполнением движения особенно выражено при утомлении в сочетании с отрицательными эмоциями.

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность , при условии, конечно, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья.Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом не может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинаково пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реально складывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическими упражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).

При организации занятий по ППФП создаются унифицированные программы, разрабатываемыми обычно для групп родственных профессий или отдельных профессий.

Основными формами занятий являются урочные формы, которые имеют обычную в физическом воспитании структуру.

Эффективной формой занятий по ППФП являются соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, и трудовой деятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта, приоритетными должны быть профессионально трудовые навыки.

8.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов, разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

  • характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;
  • характер основных профессиональных двигательных действий;
  • особые внешние условия профессиональной деятельности.

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем организма.

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного производства (загазованность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.) определяет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды.

Данные факторы обуславливают основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

  • развитие ведущих для данной профессии физических способностей;
  • формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;
  • повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
  • воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;
  • повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда;
  • содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики.

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).

Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде всего, характеристики собственно производственных движений и действий или профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.

После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными (например, для водителя - статическая выносливость, оператора - общая выносливость, буровика - сила, ткачихи - тонкая двигательная координация ). Поскольку профессий в настоящие время более тысячи, их унифицируют по условиям труда и характеру двигательной деятельности в группы (например, группа профессий операторского профиля - программисты, диспетчеры, операционисты и т.д.). Требования к физическим способностям и двигательным навыкам в этих группах будут примерно одинаковыми, хотя узкая специальность их будет иметь определенную специфику.

После того, как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков, например, профессионально важным качеством является сила. Следовательно, предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям с тяжестями.

Очень важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм их реализации.

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке.

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека.

Чтобы корректировать эти психофизиологические "перекосы", проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название "профессионально-прикладная физическая подготовка".

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной - ПΠΦΠ.

Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в походных условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах, тайге - жизненно необходимые навыки. Занятия туризмом для студентов таких специальностей будут подготовкой к профессиональной деятельности.

Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей (инженер-радиоэлектронщик, инженер-механик и др.) нужно обладать целым рядом физических качеств. От них требуется умение дозировать небольшие но величине силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями), работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т.д. Работа представителей умственного вида труда (экономисты, дизайнеры, конструкторы, юристы) часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время проектных работ, операторской деятельности. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.

Профессиональная деятельность работников ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.

Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, т.е. ПΠΦΠ.

В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:

  • - к ускорению профессионального обучения;
  • - достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
  • - предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
  • - использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
  • - выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.