Противотанковая САУ Hetzer в World of Tank. Противотанковая САУ Hetzer в World of Tank Немецкая сау хетцер

САУ «Хетцер». Hetzer Jagdpanzer 38 Sd.Kfz.138/2

После создания целого ряда импровизированных и не всегда удачных конструкций легких истребителей танков в 1943 году немецким конструкторам удалось создать самоходную установку, в которой удачно сочетались небольшой вес, сильное бронирование и эффективное вооружение. Истребитель танков был разработан фирмой "Хеншель" на базе хорошо отработанного шасси легкого чехословацкого танка ТNНР, имевшего немецкое обозначение Pz.Kpfw.38(t).

Новая самоходка имела низкий корпус с целесообразным наклоном лобовых и верхних бортовых броневых листов. Установка 75-мм орудия с длиной ствола 48 калибров, прикрыта сферической броневой маской. На крыше корпуса размещен 7,92-мм пулемет со щитовым прикрытием. Ходовая часть выполнена четырехкатковой, двигатель размещен в задней части корпуса, трансмиссия и ведущие колеса - в передней. Самоходная установка оборудовалась радиостанцией и танковым переговорным устройством. Часть установок выпускалась в варианте самоходного огнемета, при этом огнемет монтировался вместо 75-мм орудия. Выпуск самоходных установок был начат в 1944 году и продолжался до конца войны. Всего было выпущено около 2600 установок, которые использовались в истребительно-противотанковых дивизионах пехотных и моторизованных дивизий.

К созданию "Jagdpanzer 38" или САУ «Хетцер» немцев привело неудачно складывающееся течение войны. Союзники в ноябре 1943 года успешно бомбили заводы "Альмеркише Кеттенфабрик". Как результат - повреждение оборудования и цехов завода, являвшегося крупнейшим производителем штурмовой артиллерии фашистской Германии, которая составляла основу противотанковых дивизионов и бригад. Под угрозой срыва оказались планы оснащения нужной материальной частью противотанковых подразделений вермахта.

Фирма "Фредерик Крупп" начала выпускасть штурмовые орудия с боевой рубкой от StuG 40 и ходовой частью танка PzKpfw IV, но они были достаточно дорогими, а танков Т-IV не хватало. Все осложнялось еще и тем, что к началу 1945 г., по расчетам, армия нуждалась в не менее 1100 штук в месяц семидесятипяти-миллиметровых противотанковых САУ. Но по ряду причин, а также из-за сложностей и металлоемкости ни одна из серийных машин не могла выпускаться в таком количестве. Исследования уже существующих проектов уточнили, что ходовая часть и силовой агрегат САУ "Мардер III" являются освоенными и наиболее дешевыми, но бронирование ее было явно недостаточным. Хотя, массу боевой машины без значительного усложнения подвески позволяла увеличить ходовая часть.

Инженеры фирмы "ВММ" разработали эскиз легкой дешевой бронированной противотанковой САУ нового типа в августе-сентябре 1943 года, которая была вооружена безоткатным орудием, но, несмотря на возможность массового выпуска таких машин еще до бомбардировки в ноябре 1943 года, этот проект не вызывал интереса. В 1944 году союзники почти не подвергали налетам территорию Чехословакии, промышленность пока не пострадала, и производство штурмовых орудий на ее территории стало очень привлекательным.

Фирмой "ВММ" в конце ноября был получен официальный заказ с целью изготовления в течении месяца отложенный образец "штурмового орудия нового образца". 17 декабря были закончены проектные работы и деревянные модели новых вариантов машины были представлены "Heereswaffenamt" (Управление Вооружений Сухопутных Войск). Отличие этих вариантов между собой были в ходовой части и силовой установке. Первый был на базе танка PzKpfw 38 (t), в малоразмерной боевой рубке которого, с наклонным расположением броневых листов, монтировалось безоткатное 105-мм орудие, способное на дальности до 3500 м поразить броню любого вражеского танка. Второй - на шасси нового опытного разведывательного танка TNH nА, вооруженного 105-мм трубой - пусковым устройством противотанковых ракет, со скоростью до 900 м/с и 30-мм автоматической пушкой. Вариант, который, по мнению экспертов, сочетал удачные узлы одной и другой, являлся, как бы серединой между предложенными версиями и был рекомендован в постройку. В качестве вооружения нового истребителя танков была утверждена 75-мм пушка РаК39 L/48, поставленная в серийное производство для среднего истребителя танков "Jagdpanzer IV" ,а безоткатное орудие и ракетная пушка не были отработаны.

27 января 1944 года был одобрен окончательный вариант САУ. Машина принята на вооружение, как "75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38(t)" (Sturmgeschutz nA mit 7,5 см РаК 39 L/48 Auf Fahzgestell PzKpfw 38 (t)). 1 апреля 1944 года. началось серийное производство. Вскоре САУ были переклассифицированы в легкие истребители танков и им был присвоен новый индекс "Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)". 4 декабря 1944 года за ними было закреплено и собственное имя "Хетцер" (Hetzer - егерь, прикармливающий зверя).

В машине было очень много принципиально новых конструктивных и технических решений, хотя проектировщики попытались максимально унифицировать ее с хорошо освоенными танком PzKpfw 38 (t) и легким истребителем танков "Marder III". Корпуса из броневых листов довольно большой толщины были изготовлены сваркой, а не на болтах - впервые для Чехословакии.

Сварной корпус, кроме крыши боевого и моторного отделений, был монолитным и герметичным, и после освоения сварочных работ трудоемкость его изготовления по сравнению с клепанным снизилась почти в два раза. Носовая часть корпуса состояла из 2-х броневых листов толщиной 60-мм (по отечественным данным - 64-мм), установленных под большими углами наклона (60° - верхний и 40° - нижний). Борта "Хетцера" - 20-мм - также имели большие углы наклона и потому неплохо защищали экипаж от пуль противотанковых ружей и снарядов малокалиберных (до 45-мм) пушек, а также от крупных снарядных и бомбовых осколков.

Новой была и компоновка "Хетцера", так как впервые водитель машины располагался слева от продольной оси (в Чехословакии до войны была принята правосторонняя посадка механика-водителя танка). В затылок водителю, слева от орудия, размещались наводчик и заряжающий, а место командира САУ было за ограждением пушки у правого борта.

Для входа-выхода экипажа на крыше машины имелись два люка. Левый предназначался для водителя, наводчика и заряжающего, а правый - для командира. В целях удешевления серийной САУ первоначально она оборудовалась довольно малым набором средств наблюдения. Два перископа (часто устанавливался только один) обзора дороги имел механик-водитель; наводчик мог видеть местность только через перископический прицел "Sfl. Zfla", который имел малое поле зрения. У заряжающего был перископический прицел оборонительного пулемета, который можно было поворачивать вокруг вертикальной оси.

Командир машины при открытом люке мог пользоваться стереотрубой, или выносным перископом. Когда крышка люка при вражеском обстреле бывала закрыта, то экипаж был лишен возможности обозревать окрестности по правому борту и корме танка (кроме пулеметного перископа).

75-мм самоходная противотанковая пушка РаК39/2 с длиной ствола 48 калибров устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа несколько правее продольной оси машины. Углы наведения орудия вправо-влево не совпадали (5° - влево и до 10° - вправо) из-за малых размеров боевого отделения при крупном казеннике пушки, а также несимметричной ее установки. Такое довольно крупное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение впервые в немецком и чехословацком танкостроении. Это стало возможным во многом благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.

В 1942 - 1943 гг. инженер К.Штольберг спроектировал эту рамку для орудия РаК39/РаК40, но какое-то время она доверия у военных не вызывала. Но после изучения советских САУ С-1 (СУ-76И), СУ-85 и СУ-152 летом 1943 года, которые имели подобные рамочные установки, немецкое руководство поверило в ее работоспособность. Сначала рамка была применена на средних истребителях танков "Jagdpanzer IV", "Panzer IV/70", а позже и на тяжелой "Ягдпантере".

Конструкторы пытались облегчить "Jagdpanzer 38", в связи с тем, что носовая часть ее была довольно сильно перегруженной (дифферент на нос, приводивший к проседанию носовой части до 8 - 10 см относительно кормы).

На крыше "Хетцер", над левым люком, был установлен оборонительный пулемет (с магазином емкостью 50 патронов), и был прикрыт от осколков уголковым щитком. Обслуживанием занимался заряжающий.

"Praga АЕ" - развитие шведского мотора "Scania-Vabis 1664", который по лицензии массово изготовлялся в Чехословакии, был установлен в силовом отделении САУ. Двигатель имел 6 цилиндров, был неприхотлив и имел хорошие эксплуатационные характеристики. Модификация "Praga АЕ" имела второй карбюратор, поднявший обороты с 2100 до 2500. Позволили поднять, наряду с увеличенными оборотами - его мощность со 130 л.с. до 160 л.с. (позднее - и до 176 л.с.) - увеличив степень сжатия мотора.

На хорошем грунте "Хетцер" мог разгоняться до 40 км/ч. На проселочной дороге с твердым грунтом, как показали испытания трофейного "Хетцера" в СССР, "Jagdpanzer 38" смог развить скорость 46,8 км/ч. 2 топливных бака емкостью 220 и 100 литров обеспечивали машине запас хода по шоссе около 185 -195 километров.

Шасси прототипа САУ содержало элементы танка PzKpfw 38(t) с усиленными рессорами, но с началом серийного производства диаметр опорных катков был увеличен с 775-мм до 810-мм (в серийное производство были пущены катки танка TNH nА). Для улучшения маневренности колея САУ была расширена с 2140-мм до 2630-мм.

Цельносварной корпус состоял из каркаса набранного из тавровых и угловых профилей, к которым крепились бронеплиты. В конструкции корпуса применялись гетерогенные бронеплиты. Машина управлялась при помощи рычагов и педалей.

В движение "Хетцер" приводился шестицилиндровым верхнеклапанным рядным двигателем жидкостного охлаждения типа "Praga EPA АС 2800" рабочим объемом 7754 см3 и мощностью 117,7 кВт (160 л.с.) при 2800 об/мин. Радиатор объемом около 50 литров располагался в кормовой части машины за двигателем. К радиатору вел воздухозаборник расположенный на надмоторной плите. Кроме того "Хетцер" оснащался маслорадиатором (где охлаждалось как двигательное, так и трансмиссионное масло), а также системой запуска в морозы, которая позволяла заполнять систему охлаждения горячей водой. Емкость топливных баков составляла 320 литров, баки заправлялись через общую горловину. Расход топлива по шоссе составлял 180 литров на 100 км, а по бездорожью 250 литров на 100 км. Два топливных бака располагались вдоль бортов силового отделения, левый бак вмещал 220 литров, а правый 100 литров. По мере опустошения левого бака бензин перекачивался из правого бака в левый. Топливный насос "Solex" имел электрический привод, аварийный механический насос оснащался ручным приводом. Главный фрикцион сухой, многодисковой. Коробка передач "Praga-Wilson" планетарного типа, пять передач и задний ход. Крутящийся момент передавался с помощью конической передачи. Вал, соединяющий двигатель и коробку передач проходил по центру боевого отделения. Главный и вспомогательный тормоза механического типа (ленточные).

Рулевое управление "Praga-Wilson" планетарного типа. Бортовые передачи однорядные с внутренними зубьями. Внешнее зубчатое колесо бортовой передачи соединялось с ведущим колесом напрямую. Такая конструкция бортовых передач позволяла передавать значительный крутящийся момент при сравнительно небольшом размере редуктора. Радиус разворота 4,54 метра.

Ходовая часть легкого истребителя танков "Хетцер" состояла из четырех опорных катков большого диаметра (825-мм). Катки были штампованными из стального листа и крепились сначала 16-ю болтами, а потом заклепками. Каждое колесо попарно подвешивалось посредством листовидной рессоры. Первоначально рессора набиралась из стальных пластин толщиной 7 мм, а затем пластин толщиной 9 мм.

Литое ведущее колесо располагалось в передней части машины. Диаметр колеса 535-мм, вдоль внешнего края колеса находилось два ряда по 19 зубьев. На корме располагался ленивец и механизм натяжения гусениц. Верхний отрезок гусеницы поддерживал единственный поддерживающий каток. Траки типа Kgs350/140 шириной 350-мм и шагом 140-мм были отлиты из марганцевого сплава. Одна гусеница состояла из 96 траков (также использовались гусеницы из 98 траков). Была предусмотрена возможность надевание антипробуксовочных зубьев.

Электросеть выполнялась по одножильной схеме, напряжением 12В. Источником тока был генератор "Bosch" GQLN 30/12-900 и свинцовый аккумулятор "Bosch" емкостью 100А/ч. Стартер "Bosch" BPD 3/12 система зажигания "Bosch".Электрическое питание требовалось для подсветки прицела, клаксона, фары и путевого фонаря, радиостанции и спуска орудия.

Главное вооружение состояло из пушки 7,5cm Pak39L/48 боекомплект 40-41 снаряд, и пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92 мм боекомплект 1200 патронов. Механизм наводки орудия обеспечивал сектор обстрела 5 градусов влево и 10 градусов вправо, при угле склонения/возвышения -6 гр. +12 гр. Шаровидная маска пушки болтами крепилась к лобовой броне. Через маску проходил ствол пушки. В вертикальной плоскости пушку удерживали две горизонтальные цапфы, а в горизонтальной две вертикальные цапфы. Дополняли лафет два расположенных по диагонали карданных вала. Обычное для машин такой компоновки крепление пушки к полу отсутствовало.

Несимметричное положение пушки привело к неравномерной нагрузке правой стороны корпуса (примерно на 850 кг), а также обусловило склонность машины к нырянию.

Пулемет размещался на подвижном основании, расположенном на крыше боевого отделения. Обслуживал пулемет заряжающий, который наводил его с помощью перископа.

Место наводчика оборудовалось прицелом Sfl ZF 1, у командира машины был прицел SF 14Z . Место заряжающего оборудовалось перископом с трехкратным увеличением и углом зрения 8°. Перед механиком водителем располагалась сдвоенная смотровая щель, расположенная в лобовой броне и защищенная бронестеклом. В боевых условиях экипаж машины имел очень ограниченное поле зрение в правой полусфере.

Oт своего прототипа серийные машины внешне отличались немного более грубой отделкой, иным размещением шанцевого инструмента, опорными катками диаметром 810-мм и обрезанной бронировкой орудия. Кроме того, с конца месяца все выпускаемые САУ оборудовались оборонительным пулеметом с уголковым щитком (первые машины оборонительного пулемета не имели).

Летом САУ получила дополнительную заднюю створку к люку командира, который был первоначально одностворчатым. Добавились также два люка доступа к радиатору и топливной системе. Чтобы как-то компенсировать большие "слепые зоны" вокруг САУ, она была дополнена двумя фиксировано установленными перископами. Один был закреплен по левому борту машины и имел угол обзора около 200 град., а второй появился позади командирского люка в наклонной крыше для обзора назад. По правому борту мертвая зона все-таки осталась.

В июле-августе все серийные машины начали оборудовать устройствами для установки двухтонного крана, облегчающего демонтаж орудия, двигателя и трансмиссии, а несколько позднее на "Хетцер" начали в массовом порядке ставить необрезанную бронировку противооткатных приспособлений.

Тогда же начали применять опорные катки с центральным диском несколько увеличенного диаметра с 16 болтами, вместо 32 на прежних. Впрочем, разные серии САУ имели некоторые отличия в размерах и количестве крепежных отверстий и болтов.

В сентябре на всех вновь выпускаемых САУ начали усиливать подвеску передних катков, увеличив толщину листов рессор до 9-мм, в то время как толщина рессор задних катков осталась, как и на машинах первых выпусков, на уровне 7-мм.

В ноябре за счет более плотной компоновки боевого отделения боекомплект орудия удалось увеличить на 5 выстрелов. Кроме того, была установлена новая водяная помпа, а также дополнительный вентилятор, так как в маленьком внутреннем объеме САУ летом было очень жарко.

В январе 1945 г. новые "Хетцеры" начали получать улучшенный двигатель мощностью 176 (до 180) л.с. и усиленную КПП, а с марта САУ должна была оборудоваться многотопливным дизелем фирмы "Татра", уже опробованный на нескольких опытных машинах. Однако такая модификация серийно не выпускалась. Серийный выпуск "Jagdpanzer 38" (SdKfz 138/2) планировалось вести до конца июня 1945 г., когда он должен был быть заменен более совершенным "Jagdpanzer38 (d)".

Тактико-технические характеристики истребителя танков «Хетцер»

Боевая масса 16 т

длина 4810 мм

ширина 2630 мм

высота 2200 мм

Экипаж 4 человека

Вооружение 1х75-мм пушка 1x7,92-мм пулемет

Боекомплект 40 снарядов 600 патронов

Бронирование:

лоб корпуса и рубки 60 мм

Тип двигателя карбюраторный

Максимальная мощность 160 л.с

Максимальная скорость 38 км/час

Запас хода 180 км

Командирская разновидность «Хетцера» серийно производилась с мая 1944 г. Отличалась установкой дополнительной радиостанции FU8 и уменьшенным боекомплектом орудия. Внешне легко отличалась по наличию второй антенны типа "метелка" (или "звезда"). Многие командирские машины не имели оборонительного пулемета, так как заряжающий обслуживал вторую радиостанцию.

На базе «Хетцера» была создана ремонтно-эвакуационная машина, которая выпускалась параллельно с истребителем танков. Ее масса составляла 14,5 т. Она имела открытый сверху пониженный корпус, пятитонную лебедку и двухтонный кран (были варианты с десятитонной лебедкой и усиленными балками крана). Для облегчения вытаскивания застрявших танков некоторые машины комплектовались откидным упором-сошником.

Машина не получила широкого распространения, так как позволяла эвакуировать только легкие (до 18 т) танки и САУ, каковых в немецкой армии 1944-1945 гг. осталось уже немного.

В декабре 1944 г. двадцать "Хетцеров" были переоборудованы в огнеметные танки, предназначенные для использования во время боев в городе. Вместо орудий они получили огнемет пневматического действия "Flammenwerfer 41" с пусковой трубой диаметром 14-мм. В боевом отделении располагался бак с огнесмесью емкостью 700 л., которого хватало на 87,5 сек. непрерывной работы. Огнемет имел дальность действия до 60 м.

Но боевое применение этих танков имело место не в городах, а в мелких населенных пунктах под Арденнами (на Западном фронте) и в Балатонской операции в районе канала Шарвиз (Венгрия) и было сочтено не вполне удачным.

Боевое применение истребителя танков САУ «Хетцер»

Эта, легкая боевая машина, как нельзя лучше приспособленная для массового производства, созданная чехословацкими и немецкими танкостроителями часто забывается, многими, кто интересуется бронетанковой техникой вермахта. Сами немцы довольно поздно поняли, что для борьбы с танковыми массами СССР и союзников нужны не "всесокрушающие" дорогие и капризные монстры, а небольшие и надежные истребители танков и боевые машины на их базе. Истребитель танков "Хетцер", стал своего рода шедевром немецкого танкостроения - дешевая в производстве и малозаметная боевая машина наносила ощутимый урон танковым частям Красной Армии и союзников.

В июле 1944 года первые "Хетцеры" начали поступать в немецкие войска. Распределение "Хетцеров" происходило по батальонам истребителей танков. Обычно, батальон располагал 45 машинами. Три роты по 14 машины и 3 машины в штабе батальона. Кроме отдельно создаваемых батальонов, "Хетцеры" поступали в состав противотанковых дивизионов различных стрелковых дивизий и дивизий войск СС. С начала 1945 г. начали формироваться отдельные противотанковые роты, оснащенные "Хетцерами", а отдельные взводы этих истребителей танков входили в импровизированные соединения, создаваемые из моряков и фольксштурма. Часто эти боевые машины заменяли собой недостающие "Тигры" в отдельных батальонах тяжелых танков. Две роты легких истребителей танков этого типа находилось в составе Русской Освободительной Армии, воевавшей совместно с частями Вермахта, против Красной Армии.

САУ "Хетцер" широко применялись в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, заимствованному у советских САУ, эта маленькая боевая единица являлась отличным образцом противотанкового самоходного орудия, способного сражаться из засад, и быстро менять позицию. Однако его орудие явно уступало орудиям Т-34-85 и ИС-2, что делало невозможным применение данной САУ в артиллерийских дуэлях на длинных дистанциях. "Хетцер" был идеальным оружием только ближнего боя, при действиях из засад.

Боевое крещение легкий истребитель танков "Хетцер" получил в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов в июле 1944 года. Машина активно использовалась на всех фронтах до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ "Хетцер", из них 726 на Восточном фронте и 101 - на Западном.

Из рассказа о первой встрече с немецким истребителем танков "Хетцер" гвардии капитана Масленникова Сергея Егоровича:

"Это было уже за Тиссой. Наш батальон, только что пополненный матчастью и личным составом, спешил догнать отступавших немцев и мадьяр. До переднего края было около десяти километров и мы, честно говоря, развесили уши, проезжая через какую-то деревеньку. Вдоль дороги параллельно нашей колонне бодро шагали пехотинцы в свежем обмундировании, пытавшиеся песней перекричать грохот гусениц. Мы уже почти обогнали головную роту этого батальона, когда танк командира нашей роты вдруг вспыхнул, как засорившийся примус. Следовавшая за ним вторая машина должна была отвалить в сторону, чтобы избежать столкновения, и в тот же миг ее башня окуталась облаком черного дыма. Пехотинцы разбежались после первого же разрыва, а мы, оставшиеся наедине с неведомым врагом, начали медленно отползать за дома, вращая башнями, как слепые котята.

Самым неприятным было то, что бронебойные снаряды вылетали, казалось бы из ниоткуда, и прежде, чем мы заметили противника, еще две наши "тридцатьчетверки" замерли среди поселка. Я заметил немцев только после того, как по башне моей машины, словно кувалдой, громыхнула рикошетировавшая болванка. Это были три маленькие самоходки, похожие на гробики, которые шустро вылетали из-за высокого каменного забора, и, плюнув в нас болванкой, так же быстро вновь скрывались за ним. Казалось, семь оставшихся в строю "тридцатьчетверок" быстро расколют своими восьмидесятипяти-миллиметровками броню этих махоньких каракатиц, но те вновь и вновь выскакивали из-за прикрытия и, послав в нас очередной снаряд, так же быстро скрывались за ним.

После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый "гробик" с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли "оса" и которую считаю лучшей среди немецких самоходок. Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед..."

Оценивая Hetzer интересно обратиться к воспоминаниям бывшего командира этой машины Армина Зонса (Armin Sohns). Ветеран говорил, что Hetzer не являлся выдающимся истребителем 2МВ. Его главная и возможно единственная заслуга, то что пехотные дивизии стали чувствовать себя увереннее. Хорошую пушку и в итоге всю конструкцию Хетцера портило расположение самой пушки и её слишком ограниченный траверс. Хетцер имел самые плохие углы горизонтальной наводки из всех немецких САУ. Вероятно в этом и заключался главный недостаток Jagdpanzer 38 Hetzer. Смещение пушки привело к неудачному расположению членов экипажа. Успешное применение истребителя танков прямо зависит от слаженной работы внутри машины, особенно в САУ с таким катострофически малым 16° траверсом. Однако конструкторы разделили таки экипаж Хетцера - командир сидел особняком, что имело самые плачевные последствия. К тому же у командира обзор спереди был весьма ограниченным, а дым от пушки прямо перед ним ещё больше ухудшал положение. Командирские перископы вообще имели крайне плохой обзор.

Для наведения орудия влево 5° конечно не хватало и водитель был вынужден разворачивать Hetzer подставляя врагу 20мм борт, который легко подбивался любым танковым орудием противника. Кстати боковая броня у Hetzer была самой слабой среди всех немецких истребителей танков. А любой поворот орудия вправо оттеснял заряжающего от главного источника снарядов на правой стенеке напротив заряжающего и внизу под пушкой.

Пушка Pak 39 была спроектирована для правостороннего заряжания. Но поскольку заряжающий находился слева, то ему при заряжании мешал массивный экран отражателя, над которым приходилось перекладывать заряжаемый снаряд. А вот справа, затвор как раз имел удобную низкую перегородку специального предназначенную для этой цели. Но место заряжающего было слева... А вот управление орудием размещалось справа и заряжающему приходилось тянуться к нему над наводчиком и орудийным затвором.

Открыть затвор для первого снаряда или разрядить пушку, не говоря уже об извлечении смятой гильзы - требовало почти акробатического мастерства. К тому же его движения сдерживало устройство дистанционного управления пулемётом, которое свисало с крыши. Идея дистанционно управляемого пулемёта была очень хорошей. Однако с тех пор, как питание MG осуществлялось из диска на 50 патронов, то требовалась частая перезарядка, а это было не так просто! Люки можно было открыть только развернув пулемёт в сторону и движениям заряжающего когда он хотел зарядить новый диск (а гораздо чаще, чтобы удалить смятую гильзу) - мешали боковые щиты установки. Хотя щит имел положительную сторону - он хорошо защищал заряжающего. Кстати все 3 члена экипажа сидевшие слева, вынуждены были покидать машину как раз через этот люк. У командира в этом отношении было преимущество. Впрочем, если взглянуть на Hetzer сверху, то при наличии здравого смысла всё станет на свои места. Как говорил Armin Sohns извиняясь, если расстроил некоторых фанатов Hetzer, но одно дело рассматривать форму САУ в музее, другое дело на поле боя.

На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков, 30 САУ со 150-мм пехотным орудием sIG.33 и 170 БРЭМ. Всего же было выпущено 2584 экземпляров САУ «Хетцер».

После второй мировой войны «Хетцер» состоял на вооружении чехословацкой армии до начала 50-х годов, швейцарской — до начала 70-х.

Легкая САУ класса истребителей танков Hetzer была создана на базе танка Pz.Kpfw 38(t). Самоходка успешно прошла испытания в конце 1943 года и с началом массового производства стала поступать на вооружение немецкой армии. В конечном счете Hetzer стал наиболее массовой противотанковой САУ в Вермахте и по численности уступал только StuG III.

Описание

САУ Hetzer начала появляться на советско-германском фронте весной 1944 года. Боевые характеристики новой немецкой САУ были очень неплохи. Орудие калибра 75мм, установленное на этой самоходке, уверенно поражало средние и легкие советские танки с дистанции до 800м. Hetzer легко справлялся с самыми массовыми средними советскими танками "Т-34-85". В то же время малые габбариты и низкий силуэт был большим преимуществом Хетцера, ведь прицельный огонь с дальних дистанций по такой маленькой САУ был почти невозможен. САУ Hetzer не могла столь же успешно поражать тяжелые советские танки. Чтобы подбить "ИС-2" хетцерам приходилось открывать огонь на очень близкой и опасной дистанции. Бронирование в 60мм было для 1944 года довольно слабым даже несмотря на рациональные углы наклона, увеличивающие снарядостойкость. Однако верхний лобовой лист очень часто не пробивался орудиями советских "тридцатьчетверок". В то же время "ИС-2" без труда поражал Hetzer в лобовую проекцию практически на любых дистанциях эффективного боя. Большим недостатком САУ Hetzer было отсутствие достаточного количества смотровых приборов и в бою это серьёзно мешало экипажу обнаруживать противника. Ограниченный обзор был результатом экономии на производстве этих САУ и в итоге делал для командира управление боевой машиной в бою очень сложной задачей. Однако это в большей степени касалось встречного боя с танками противника. В случае оборонительных действий недостаток обзора не сильно мешал Хетцеру вести огонь с заранее занятой позиции, когда наступающий противник хорошо просматривался. Несмотря на ряд серьезных недостатков, в целом, Хетцер стал удачной и более дешевой заменой для САУ "StuG III". САУ Hetzer массово применялась на завершающих этапах войны как на восточном, так и на западном фронтах. Им довелось поучаствовать в последних крупных операциях немецкой армии во Второй Мировой Войне. Они вели бои с американскими войсками в Арденнском контрнаступлении и участвовали в контрударе по советским войскам на озере Балатон. Немецкая промышленность производила эту САУ с апреля 1944 года и до самого конца войны и смогла выпустить 2849 истребителей танков этого типа.

В ноябре 1943 года авиация союзников разбомбила заводы концерна Alkett в Мариенфельде. Эти предприятия были одним из главных производителей самоходных орудий Германии. В результате планы обеспечения вермахта данной разновидностью техники оказались под угрозой срыва. Частично эту брешь закрыли заводы Круппа, начав выпуск САУ на базе шасси танка Pz IV и рубки от StuG III. Но удовлетворить растущие потребности армии Крупп не мог. К тому же его самоходки оказались дорогими, и для их производства приходилось использовать часть шасси, предназначавшихся для танков, нужных войскам в такой же степени.

Дополнительные производственные мощности немцы решили наладить в Чехии, почти не подвергавшейся воздушным налётам союзников. Заводы ВММ в Праге уже выполняли ремонт германских самоходных орудий, так что перестройка их под выпуск «Штугов» показалась на первый взгляд неплохой идеей. Но когда специалисты проанализировали объём работ, необходимых для перестройки технологического процесса, стало ясно, что в сжатые сроки осуществить такую «смену ассортимента» не удастся.

Тогда вспомнили, что ещё в 1943 году Гейнц Гудериан, занимавший должность главного инспектора бронетанковых войск, выступил с идеей разработки и внедрения в войска лёгкого противотанкового самоходного орудия, вооружённого не менее чем 75-мм пушкой. Нечто подобное у гитлеровцев уже было — вспомнить хотя бы Marder или Bison. Однако обе эти машины, по сути, были скорее самоходным лафетом для пушки: их защищённость, а следовательно, и боевая живучесть, были невысокими. Армии была нужна полноценная лёгкая САУ с бронированным корпусом.

Проект подобной машины уже предлагался инженерами ВММ в начале осени 1943 года, но интереса не вызвал. Теперь же они получили возможность, образно говоря, стряхнуть с разработки пыль и довести её до ума. Соответствующее распоряжение на ВММ поступило в конце ноября 1943 года. 17 декабря комиссии Управления вооружений были представлены проектные документы и деревянные макеты двух машин, отличавшихся ходовой частью и вооружением. По итогам демонстрации принимающая сторона вынесла соломоново решение и рекомендовала к серийному выпуску САУ, сочетавшую удачные узлы обоих проектов. Новая САУ получила ходовую часть от лёгкого танка PzKpfw 38(t), 75-мм пушку Pak 39 L/48 и полностью закрытую боевую рубку с рациональными углами наклона брони.

Сразу следует упомянуть, что «Хетцер» был первой чехословацкой боевой машиной со сварным корпусом. Применение такой технологии вдвое снижало трудозатраты при производстве. Толщина брони была сильно дифференцированной: лобовая достигала 60 мм, а вот боковые листы и корма имели толщину всего лишь 20 мм. В целом броня «Хетцера» полностью обеспечивала защиту от пуль противотанковых ружей, крупных осколков, а также от попадания снарядов калибром до 45 мм. Корпус САУ был герметичным, экипаж забирался в машину через люки на крыше. По свидетельствам людей, воевавших на «Хетцере», вентиляция корпуса оставляла желать лучшего, и в летнее время внутри машины стояла сильная жара.

Принято ругать советскую технику за то, что якобы она на поле боя была «подслеповатой». В этом смысле первые самоходки «Хетцер» были не лучше. Так, командирские наблюдательные приборы могли полноценно использоваться только при открытом люке. Если люк был закрыт, то начисто отсекался обзор по правой стороне машины. В дальнейшем эту проблему попытались решить путём установки дополнительных командирских приборов наблюдения. Но полностью устранить «мёртвую зону» по правому борту так и не удалось.

«Хетцер» был очень компактной машиной — всего лишь 4,8 метра в длину, не считая орудия, и 2,1 метра в высоту. Уместить в такой маленький корпус 75-мм пушку получилось благодаря тому, что вместо стандартного орудийного станка использовалась особая карданная рамка конструкции К. Штольберга. Забавно, но эту рамку, разработанную немецким инженером в 1942 году, сперва напрочь забраковали немецкие военные, утверждавшие, что такая конструкция работать не может. И только когда на трофейных советских САУ (СУ-76И, СУ-85, СУ-152) обнаружилась похожая орудийная рамка, немцы оснастили ею «Хетцер», а впоследствии — JagdPz IV и Jagdpanther.

«Хетцер» был достаточно резвой машиной. Без всяких проблем он разгонялся до 40 км/ч. Умелые механики, содержавшие двигатель, коробку передач и трансмиссию в образцовом состоянии, достигали и бо льших скоростей. А трофейный «Хетцер» на полигонных испытаниях в СССР разогнался почти до 50 км/ч. Топлива в баках хватало примерно на 190 км.

Серийный выпуск новой САУ начался в апреле 1944 года. Практически сразу конструкцию стали модернизировать. Для улучшения проходимости была расширена колея, за счет увеличения оборотов двигателя удалось увеличить его мощность. Чтобы упростить демонтаж орудия и трансмиссии, «Хетцер» оснастили элементами, позволявшими быстро установить на машину двухтонный кран. О попытке улучшить обзор уже говорилось выше. Выпускались командирские, огнемётные и инженерные модификации «Хетцера». Огнемётная самоходка применялась во время боёв в Арденнах на Западном фронте и у озера Балатон на Восточном. Результат сочли неудачным. Инженерная модификация заслуживает упоминания в связи с тем, что на неё пытались смонтировать 150-мм пушку. Таких «крупнокалиберных» модификаций «Хетцера» было изготовлено около 24 штук.

В целом «Хетцер» очень напоминал советские боевые машины своей простотой и эффективностью. На нём не воевали выдающиеся асы, экипажи «Егерей» формировались из людей, получивших начальную и техническую боевую подготовку. Машины этого типа поступали на вооружение противотанковых рот пехотных, гренадёрских и кавалерийских подразделений. Отзывы о машине были положительными. «Хетцер» хвалили за малый размер, подвижность, простоту в обслуживании и надёжность. Орудие данной САУ тоже заслужило немало хороших слов в свой адрес. Советские солдаты, сталкивавшиеся в бою с «Хетцерами», отмечали малозаметность этих машин, их способность неожиданно атаковать и так же неожиданно исчезать. За свою характерную форму германская самоходка получила целый ряд красноречивых прозвищ. Ее называли «Вошью», «Зубилом», «Колуном», «Гробом», а также (совершенно непонятно, почему) «Свистком».

Производство «Хетцеров» продолжалось вплоть до начала мая 1945 года. Во время Второй мировой войны она использовалась, кроме германской армии, ещё и венгерскими войсками. Венгры получили от немцев около 75 машин. Во время восстания, начавшегося в Варшаве 2 октября 1944 года, Армия Крайова захватила один «Хетцер» и использовала его в боях против гитлеровцев. Во время пражского восстания 1945 года машины этого типа применялись как немцами, так и чехами.

Обобщая информацию об этой САУ, надо признать, что проект был весьма удачным. «Хетцер» применялся не только во Второй мировой войне, но и после неё. А в Швейцарии это самоходное орудие состояло на вооружении приблизительно до 1970 года под индексом G-13. Кстати, большинство экземпляров «Хетцера», сохранившихся до наших дней, — это именно швейцарские машины, которые подверглись косметической обработке, чтобы походить на своего германского родича времён войны.

Аутентичных «Хетцеров» в мире осталось около 9 штук.

Обсудить материал вы можете .

Рендеры данной машины можно скачать .

Jagdpanzer 38 «Hetzer»

Основные характеристики

Кратко

Подробно

4.3 / 4.3 / 4.7 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

15,8 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

41 снарядов боезапас

6° / 10° УВН

5° / 11° УГН

2 000 снарядов боезапас

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Panzerjäger 38 (75 cm Pak 39 L/48) или Jagdpanzer 38 «Hetzer» (немц. гончая) - немецкая САУ класса истребитель танков. Была разработана в 1943 году чехословацкой фирмой BMM (на что указывает приставка (t) в названии, от немецкого tschechischen, означающее чешский), на основе лёгкого танка Pz.Kpfw. 38(t), для нужд вооруженных сил Третьего Рейха. Имела на вооружении 75-мм пушку PaK39 L/48, которая могла успешно бороться почти со всей бронетехникой союзных войск и СССР на ближних дистанциях, однако уступала советским танковым орудиям на дальних дистанциях по точности и бронепробитию. Jagdpanzer 38 обладал противоснарядной лобовой бронёй с углом наклона 60 градусов, но корма и борта корпуса имели слабую бронезащиту. Машина имела малые размеры и низкий профиль, что хорошо сказывалось на её маскировке на местности и могла вести огонь долгое время оставаясь незамеченной. Из-за маломощного двигателя и массы САУ почти в 16 тонн, ходовые качества были довольно низкие, особенно на пересеченной местности, но на хороших дорогах, а также в городских условиях, машина могла развивать максимальную скорость в 46,8 км/ч. Jagdpanzer 38 отличался простотой изготовления, надёжностью и неприхотливостью в обслуживании, но не обрел популярности в войсках Вермахта из-за низкого комфорта экипажа, тесноты внутри корпуса и неудачного расположения орудия, что усложняло скорость перезарядки в боевых условиях.

Jagdpanzer 38 выпускался с апреля 1944 по май 1945 года, за это время было выпущено 2827 экземпляров. Впервые САУ поступила на фронт в июле 1944 года, применялась на Восточном и Западном фронте до самого конца войны в частях Вермахта и войск СС. В 1946 году фирма BMM возобновила выпуск Jagdpanzer 38 для нужд собственной армии под наименованием ST-I/ST-III, выпуск её продолжался до начала 1950-х годов и за это время было построено еще 318 единиц. Вскоре, после окончания производства, ST-I/ST-III были сняты с вооружения чехословацкой армии как устаревшие. В 1947 году Швейцария заказала у ВММ 150 штук Jagdpanzer 38 с мелкими конструктивными модернизациями, которые получили наименование в швейцарской армии Panzerjäger G-13 и простояли на вооружении вплоть до 1970 года.

Популярное название «Hetzer», часто ассоциируемое с этой машиной, действительно употреблялось в немецких войсках, однако никогда не носило официальный характер.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расположение экипажа и модулей Jagdpanzer 38(t)

Jagdpanzer 38(t) имеет довольно слабую бронезащиту, однако ВЛД , хотя и имеет всего 60 мм брони, расположена под углом наклона в 60 градусов, что не только даёт увеличение приведенной брони ВЛД до 122-135 мм, но и увеличивает шанс рикошета вражеских снарядов. В ближнем бою, даже при таких углах наклона брони, противник может пробить ВЛД, на дальних дистанциях, где вражеские снаряды теряют часть бронепробития, пробить броню данной САУ практически невозможно. Причем стоит учесть, что если перёд машины будет чуть приподнят, то ВЛД приобретает еще больший угол наклона и наоборот, если перёд техники будет чуть наклонен вперед, например при наезде задней частью на бугор или стоя на склоне холма, то углы наклона ВЛД теряются и противникам будет гораздо проще пробить броню самоходки. Настоящей ахиллесовой пятой в лобовой броне Jagdpanzer 38(t) является НЛД , она имеет угол наклона 40 градусов и при этом всего 85 мм приведённой брони, туда все противники могут поражать машину без проблем, зачастую выбивая трансмиссию и обездвиживая игрока, а иногда и уничтожая САУ с одного выстрела. Что касается бортов и кормы Jagdpanzer 38(t), то там броня очень тонкая и поражается всеми противниками без исключения, даже крупнокалиберными пулемётами. Также на живучести самоходки негативно сказывается малое пространство внутри корпуса, из-за чего экипаж и боеукладка расположены очень компактно и снаряды противников, у которых хорошее заброневое действие, могут уничтожить Jagdpanzer 38(t) одним попаданием.

Подвижность

Если стать на пологом склоне холма, то ВЛД теряет свой наклон, тем самым делая машину более уязвимой для снарядов противника

Самым главным недостатком Jagdpanzer 38(t) является его подвижность. Несмотря на то, что максимальная скорость у него 46 км/ч, набирает он её очень медленно, особенно на пересеченной местности. Набранная скорость теряется при манёврах во время движения, а также при преодолении препятствий: холмы, реки, деревья, заборы - всё это значительно снижает скорость машины, особенно в РБ и СБ . Набрав максимальную скорость на городских картах или на ровных дорогах, «Хетцер» может перемещаться по карте довольно быстро. Задняя скорость невысока - всего 6 км/ч, поэтому не стоит далеко отъезжать от укрытий, иначе, при внезапной угрозе, можно не успеть откатиться назад за укрытие. Манёвренность у САУ довольно неплохая, она может без усилий развернуться в нужную сторону, вот только при манёврах с места нужно включить вторую передачу, иначе машина будет разворачиваться очень медленно.

Вооружение

Основное орудие

Jagdpanzer 38(t) вооружен 75-мм орудием PaK39 L/48 с боезапасом 41 снаряд. Орудие PaK39 L/48 может без проблем справляться со всеми противниками на своём боевом рейтинге. Имеет довольно высокую точность, даже не смотря на то, что на дальних дистанциях разброс траектории полёта снаряда несколько увеличивается. Орудие обладает неплохими УВН , но низкими УГН , из-за чего, нередко, доворачивать до цели придется корпусом машины.

Для САУ доступно четыре типа снарядов:

  • PzGr 39 - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Способен бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге, имеет самое лучшее заброневое действие из всех представленных снарядов. Рекомендуется как основной снаряд для данной САУ.
  • HI.Gr 38B - кумулятивный снаряд. Имеет неплохое заброневое действие, но меньшее бронепробитие, чем PzGr 39. Рекомендуется при стрельбе на особо дальние дистанции.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие из всех представленных снарядов, но при этом имеет самое низкое заброневое действие. Рекомендуется для использования против хорошо бронированных целей, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противника.
  • Sprgr. 34 - осколочно-фугасный снаряд. Имеет самое низкое бронепробитие из всех представленных снарядов, но обладает высоким заброневым воздействием. Рекомендуется для использования по небронированным целям, таким как ЗСУ на базе грузовиков.

Пулемётное вооружение

Jagdpanzer 38(t) вооружен 7,92-мм пулемётом MG34 с боезапасом в 2000 патронов, установленным на крыше корпуса машины. Пулемёт способен бороться разве что с ЗСУ на базе грузовиков, против остальных противников он бесполезен. Характерной особенностью пулемёта является то, что углы горизонтальной наводки у него ограничены и он не может вести круговой обстрел.

Применение в бою

Наиболее уязвимую часть лобовой брони - НЛД, можно прятать за укрытиями или, например, заехав в воронку от бомбы

Как и большинство САУ, Jagdpanzer 38(t) абсолютно не подходит для захвата точек. Учитывая что орудие самоходки может стрелять только прямо, ей будет сложно вовремя отреагировать на внезапные появления противников с тыла или флангов, а низкая подвижность не даст добраться до точек захвата в первых рядах. Не место данной машине и в авангарде атак, т.к., опять-таки, из-за низкой подвижности Jagdpanzer 38(t) не просто держаться вместе с основными атакующими силами команды и вовремя реагировать на внезапные фланговые атаки. Наиболее подходящая роль для Jagdpanzer 38(t) - отстрел противников с дальних дистанций, с хорошо выбранных и безопасных позиций. Благодаря хорошему поражающему действию и неплохой точности орудия, роль снайпера как нельзя лучше подходит для этой машины.

Смещенное вправо орудие даёт возможность прятать левую часть корпуса за укрытие

Выбирая позицию для снайперской стрельбы, прежде всего нужно подумать о хорошем обзоре поля боя или подъездов к точкам захвата. Но не стоит забывать и о собственной безопасности! Необходимо выбрать такую позицию, которая максимально оградила бы игрока от фланговых атак и чтобы рядом было укрытие, за которое можно было бы откатиться для перезарядки или ремонта. Также стоит ограничить видимость собственной машины для противников, благо малые размеры и низкий силуэт в этом очень помогут особенно в РБ и СБ. Идеальной была бы такая позиция, при которой НЛД самоходки было бы укрыто от вражеского огня: позиция в воронке от бомбы или за склоном холма, при которой из-за укрытия вступает только орудие и небольшая часть ВЛД . Характерной особенностью Jagdpanzer 38(t) является смещенное вправо орудие, поэтому можно выбирать такие позиции, где левую часть САУ можно спрятать за укрытием, тем самым уберегая её от огня противника. С учётом низкой подвижности, смена позиции будет занимать довольно долгое время, поэтому лучше заранее выбрать хорошую позицию с которой можно вести огонь на протяжении всего боя. Передвижение по открытым участкам крайне опасно, т.к. при атаках противника низкая подвижность машины не даст ни отступить ни добраться до ближайшего укрытия. На городских картах же, где ведение снайперской стрельбы не всегда возможно, можно занимать хорошо защищенные места рядом с точками захвата и отстреливать появившихся на точке противников из тех мест, откуда они не будут ожидать вражеского огня.

Опасные противники

  • Тяжелый танк A22 Churchill Mk.VII . Опасность данного противника обусловлена в основном его хорошим лобовым бронированием. Лобовую броню корпуса можно пробить бронебойными снарядами только в пулемётное гнездо, расположенное справа; за исключением этого «Черчилль» в лобовую броню бронебойными снарядами пробить невозможно. Если противник стоит ромбом и пулемётное гнездо скрыто от прицела игрока, следует переключиться на подкалиберные снаряды, которые пробивают щеки башни, а также любой участок лобовой брони корпуса. В борт же «Черчилль» легко пробивается обычными бронебойными снарядами.
  • Тяжелый танк M4A3E2 Jumbo . Лобовую броню этого противника бронебойными снарядами можно пробить только в пулемётное гнездо, расположенное слева на корпусе, в другие места лобовой брони бронебойные снаряды не причинят «Джамбо» никакого урона. Для эффективной борьбы с этим противником лучше переключиться на подкалиберные снаряды и стрелять в левую часть маски орудия, выбивая наводчика, а затем выстрелами в правую часть маски орудия и пулемётное гнездо добить оставшихся членов экипажа «Шермана». В борта и корму «Джамбо» без труда поражается обычными бронебойными снарядами.
  • САУ Dicker Max . Очень опасен из-за своего 105-мм орудия, которое может с первого же попадания уничтожить Jagdpanzer 38(t). Сам же Dicker Max имеет слабое бронирование и с пробитием его брони никаких трудностей нет. Прежде всего стоит стрелять ему в правую часть рубки, где расположен наводчик и заряжающий. Второй выстрел должен быть в левую часть рубки, где расположен командир и стрелок-радист, при успешном поражении всех четырех вышеперечисленных членов экипажа противник будет уничтожен. Либо, если противник находится на близком расстоянии, можно выстрелить «Толстому Максу» в НЛД, тем самым выведя из строя трансмиссию, после чего заехать в борт и уничтожить противника.
  • САУ СУ-152 . Как и Dicker Max, СУ-152 особо опасно из-за своего орудия, но так же не обладает хорошей лобовой бронёй. Самое главное - не подставляться под огонь его 152-мм орудия! Для её уничтожения следует стрелять в правую часть корпуса, где расположены наводчик и механик-водитель, тем самым обездвиживая противника и не давая ему возможности вести огонь. После этого, если противник стоит близко, можно объехать его и добить в борт, если же противник расположен на расстоянии, лучше выстрелить в левую часть корпуса, где расположен боекомплект и командир, либо же повторить выстрел в правую часть корпуса, когда на место выведенных из строя наводчика и мехвода пересядут другие члены экипажа.
  • Тяжелый танк КВ-2 . Очень опасен из-за своего 152-мм орудия. Хоть КВ-2 и не способен пробить ВЛД Jagdpanzer 38(t), но попадание в НЛД или же просто рядом может привести к мгновенной смерти ввиду сильного фугасного эффекта 152-мм снарядов. При лобовом столкновении первый выстрел должен быть в нижнюю, округлую часть башни, тем самым выведя из строя наводчика и командира, а, если повезёт, то и весь экипаж башни. Второй выстрел необходимо делать в лоб корпуса, выведя из строя механика-водителя и стрелка-радиста. В борта корпуса и башни, КВ-2, поражается без проблем.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличное орудие
  • Хорошая лобовая броня
  • Низкий силуэт и малые размеры
  • Наличие мелкокалиберного пулемёта

Недостатки:

  • Низкая подвижность
  • Плотное расположение экипажа и модулей
  • Очень слабая бортовая и кормовая броня
  • Расположение боеукладки сразу за бортовой бронёй
  • Тонкая крыша

Историческая справка

После того как в 1941 году немецкому командованию стало ясно что лёгкие танки Pz.Kpfw. 38(t) уже не соответствуют современным требованиям войны, они были сняты с производства. Однако, из-за острой нехватки бронетехники, терять уже налаженное производство танков на заводах фирмы BMM было неприемлемо для немцев, поэтому, уже начиная с 1942 года, на шасси Pz.Kpfw. 38(t) начались разработки различных САУ и ЗСУ .

Лёгкий танк Pz.Kpfw. 38(t) на базе которого был спроектирован Jagdpanzer 38(t)

Проект Jagdpanzer 38(t) был разработан фирмой BMM еще в августе-сентябре 1943 года, за основу был взят лёгкий танк Pz.Kpfw. 38(t), но проект не очень заинтересовал немцев. Лишь к концу года, когда союзные бомбардировщики стали наносить удары по военной промышленности Германии и производство САУ собственного производства значительно сократилось, командование Вермахта всерьёз рассмотрело проект предложенный BMM, заводы которой остались нетронуты бомбёжками. Так, в ноябре 1943 года, BMM получила заказ на доведение до ума штурмового орудия нового типа под требования немцев. 27 января 1944 года, еще до проведения полевых испытаний, проект был одобрен и получил наименование Panzerjäger fur 7.5 cm Pak 39 L/48, а с 11 сентября 1944 года Jagdpanzer 38(t). Это была первая бронетехника чехословацкого производства, броня которой соединялась не заклёпками, а сваркой, что значительно удешевляло её производство, а также было менее трудоёмким в отличие от клёпаной брони. В новинку для техники чехословацкого производства было и расположение места механика-водителя - в левой части корпуса (до этого, на всех чехословацких танках, место механика-водителя было расположено справа).

Компоновка истребителя танков была классической для немецких САУ - двигатель находился в задней части корпуса, трансмиссия и орудие в передней, отделение экипажа находилось в средине машины. В отличие от предыдущих разработок ВММ, Jagdpanzer 38(t) имел противоснарядную лобовую броню с наклоном в 60 градусов (ВЛД) и 40 градусов (НЛД), от которой рикошетило большинство снарядов, вплоть до снарядов 85-мм советских орудий. Бортовая и кормовая броня так же имели углы наклона, но там броня была противопульной, поэтому с бортов и кормы САУ была очень уязвима. Вооружалась машина 75-мм немецким орудием PaK39 L/48, которое могло эффективно бороться со всей бронетехникой СССР и союзников на ближних дистанциях, но на дальних дистанциях уступало орудиям советских танков Т-34-85 и ИС-2. Характерной особенностью Jagdpanzer 38(t) являлось то, что орудие размещалось не как у всех немецких САУ - на специальной платформе на днище танка, а крепилось на специальный каркас, который, в свою очередь, крепился к крыше техники изнутри. На ранних модификациях пулемёта не предусматривалось, но, по требованию немецкого командования, на последующих модификациях, на крышу корпуса устанавливался 7,92-мм пулемёт MG34. Подвижность самоходки была слабой, обуславливалось это тем, что Jagdpanzer 38(t) имел массу 15750 кг, при том что двигатель Praga АЕ обладал мощностью 160 л.с. при 2500 об/мин и мог разгоняться по ровным дорогам до 46,8 км/ч. При таком маломощном двигателе и приличной массе, передвижение по пересечённой местности и преодоление рельефа было для Jagdpanzer 38(t) весьма затруднительно.

Ранняя модификация Jagdpanzer 38(t) (на крыше корпуса нет пулемёта, который устанавливался на более поздних моделях)

Серийное производство Jagdpanzer 38(t) началось в апреле 1944 года, а первые единицы техники поступили на фронт уже в июле того же года. Боевое крещение САУ прошла в июле 1944 года в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов. Немецкие солдаты по достоинству оценили маскировочные способности машины - из-за низкого силуэта и компактности, замаскировать её на местности не составляло особых усилий; порадовала солдат Вермахта и надежность машины с её неприхотливостью и простотой обслуживания. Но популярность среди немецких солдат Jagdpanzer 38(t) не обрел, причиной этого явилось малое пространство внутри корпуса - экипаж был расположен внутри, буквально, как шпроты в банке, так же обстояли дела с боекомплектом и оборудованием внутри. Стремясь увеличить внутреннее пространство, инженеры BMM, решили сместить орудие в правую часть корпуса, что не только было крайне не удобным при перезарядке в боевых условиях, но и увеличивало нагрузку на правую часть ходовой части увеличивая её износ. Недостатком было и малое количество смотровых приборов - они были только у механика-водителя (2 перископа) и прицел у наводчика. Командиру, для обзора поля боя, приходилось открывать люк над своим местом и оценивать обстановку высунувшись из корпуса или пользуясь ручной стереотрубой. При обстреле машины люк приходилось закрывать и командир самоходки мог обозревать только казённую часть орудия, находящуюся прямо перед его местом.

Jagdpanzer 38(t) поступал на вооружение Вермахта и войск СС, в основном в батальоны истребителей танков, а позже и в противотанковые роты и импровизированные соединения из моряков и фольксштурма (народного ополчения). Применялся на Восточном и Западном фронте, участвовал в таких значимых сражениях как: бои за Восточную Пруссию, Арденнское наступление и бои около озера Балатон (операция «Пробуждение весны»). На фронте Jagdpanzer 38(t) использовался с июля 1944 года до капитуляции Третьего Рейха.

Медиа

    Jagdpanzer 38(t) в лесном массиве, лето 1944 года

    Jagdpanzer 38(t) выдвинулся на позицию

    Jagdpanzer 38(t) на улице немецкого города, 1945 год

    Солдат союзных войск позирует у брошенного немцами Jagdpanzer 38(t)

Как играть на хетзере посмотреть хетзер видео гайд можно в этой статье дорогие любители танков. Итак прежде всего о самом танке. Выкачал я его довольно давно и прошел с большим удовольствием потому что это классный танк

который я советую всем любителям танков очень достойное место занимает в ангаре и не даром его называют истребитель танков во первых потому что он очень рикошетный то есть от этого танка рикошетят снаряды противников из за того что броня расположена под достаточными углами и скорострельность меня так же порадовала

Быстрая перезарядка приличная скорость и рикошетная броня, а так же низкий силуэт который делает машину незаметной в дополнение если поставить камуфляж то вообще нормально будет что еще надо для комфортной игры в world of tanks. Немцев подвигло на создание этого танка серия поражений после чего они крепка задумались над тем как же переломить ход битвы в свою сторону и создали это чудо танкостроения. Поначалу командование очень скептически отнеслось к новому механизму заряжания но после того как немецкие войска захватили несколько наших пт сау и обнаружили этот механизм заряжания то присмотрелись к нему получше в плане боеспособности и танк пошел в серию чем доставил немало хлопот советским войскам и их союзникам.

Перки для экипажа hetzer

Советую качать в такой последовательности
Сначала камуфляж всем потом командосу за серу поменять на лампочку
вторым перком ремонт и третьим братство если вы дошли до третьего перка то уж четвертый перк вам не составит труда выбрать самим по своему усмотрению. Предлагаю ниже небольшой опросик что находится у вас на танке.
Оборудование тоже стандартное для пт это конечно же камуфляж рога и я лично третим поставил сведение.
Вообще вся линейка пт этой ветки мне очень понравилась она проходится на ура и даже не замечаешь как добрался до ягтигра и ягпантеры.

Так же смотрите хетзер видео в этой статье.