Одежда немцев второй мировой. Камуфляжная форма вермахта и войск сс

Здесь описываются отдельные части армейской униформы, относящиеся к военному обмундированию. Различные составные части униформы представлены в хронологическом порядке, при этом отдельные её образцы даны с учётом возможных изменений.

Во время войны неизбежно возникали частичные отклонения от стандартной униформы, которые отражались в соответствующих приказах. С другой стороны солдаты сами переделывали униформу по своему вкусу и согласно модным веяниям тех лет, что также не всегда соответствовало требуемым стандартам. Безусловно, в вермахте при господстве стандартной униформы встречались различные отклонения. Эти отклонения были вызваны также самоуправством (инициативой) личного состава при толковании приказов по униформе, но они касались только отдельных элементов обмундирования. Другой причиной отклонения от стандартов было наличие в рядах вермахта иностранных частей, которые использовали различные материалы и ткани для своей униформы. Их фактура и цвет не всегда соответствовали униформе вермахта. Поэтому, например, цветовой тон стандартной серой ткани образна 1933 г. и 1945 г. значительно различался.

Вещевой склад

Предназначался для хранения обмундирования и военного снаряжения предназначенного для рядового и унтер-офицерского состава в период их службы в армии. Здесь могло находиться также отделение вещевого склада для офицеров запаса.

3аготовка и снабжение

Согласно мобилизационному плану 1939 г. были сформированы вооруженные силы, которые состояли из действующей армии и запасных частей. Последние состояли из учебных и вспомогательных войсковых частей в прифронтовой полосе и предназначались для непосредственной поддержки действующей армии. Заготовка, хранение и снабжении всем обмундированием возлагалась на следующие подразделения:

А) армия мирного времени и армия резерва

Для заготовки обмундирования и военного снаряжения были созданы ведомственные группы (армейские подразделения по снабжению). Хранение на вещевом складе и снабжение обмундированием были возложено на соответствующее армейское управление. Его командование находилось первоначально в Берлине, а позже были созданы управления в каждом из 15 военных округов. Представители различных фирм доставляли образцы обмундирования и военного снаряжения приёмным инспекциям, где после подробного изучения принималось решение по объёму заказов гои или иной продукции для соответствующего военного округа.

В) действующая армия.

Для снабжения частей действующей армии были созданы централизованные армейские склады, к которым относились также вещевые склады. Центральные пункты снабжения были созданы в каждой армии. Их возглавлял обер-квартирмейстер из штаба армии, он занимался распределением и снабжением необходимого обмундирования и военного снаряжения для дивизий. Оно поставлялось с тыловых складов во фронтовую полосу, где рапределялось согласно заявкам командиров частей. Исходя из конкретной ситуации соответствующие тыловые колонны снабжения добирались до войсковых частей но их требованию или передавали имущество дивизионным колоннам для доставки на передовую.

Уход и ремонт

За содержание и уход военного обмундирования. которое считалось собственностью 3-го рейха и выдавалось только во временное пользование, отвечали сами солдаты и унтер-офицеры. Соответствующие принадлежности для ухода за одеждой и обувью предоставлялись им, это были крем для обуви и набор для штопки. Кроме этого, в тылу были созданы разнообразные мастерские: сапожные, портняжные и шорные. Они выполняли те работы, которые не могли выполнить сами военнослужащие. На уровне дивизии были созданы мастерские по пошиву военного обмундирования, они располагались на территории рейха в мирное время и перемещались с дивизией на фронт. Там они занимались ремонтом одежды и возвращали сё после починки в части дивизии.

Офицеры обязаны были сами поддерживать в исправности свою униформу и снаряжение. Для них, как и для солдат и унтер-офицеров, были созданы ротные мастерские по ремонту сапог, починке обмундирования и шорные мастерские.

Фуражка для солдат и унтер-офицеров (здесь: артиллерии), орёл со свастикой 1-й формы, околыш темно-серого цвета. Венок из дубовых листьев относится к образцу; который использовался между 1920 и 1935 гг. Сапёр на фото носит фуражку такого же образца. Детальный вид фуражки старого образца (здесь: 17-го пехотного полка). Орёл со свастикой и венок из дубовых листьев вышиты нитью алюминиевого цвета.
Материалы

Поставляемая униформа серого, каменно-серого (брюки) и черного цвета (для танкистов) изготавливалась из так называемого «основного полотна». При этом речь шла о смеси шерсти и искусственного волокна. Соотношение в этой смеси зависело от вида обмундирования и его года выпуска. Так согласно распоряжению. выпушенному в октябре 1936 г.. «основное полотно», для офицерских курток на 80% должно состоять из стриженной шерсти, для полевых курток - на 90%, для брюк - на все 100% и для головных уборов - на 70%.

В ходе войны ситуация с сырьём в Рейхе ухудшалась, и к стриженной шерсти основного полотна стали добавлять волокна - натуральные или искусственные. Это сказалось не только на качестве материи, но и на её цвете. Так. в начале войны материя была яркою серо-зелёного цвета, к 1940 г. цвет курток потускнел, и во время войны можно было наблюдать почти серые куртки, отдававшие желтизной. 13 конце войны цвет курток был коричневато-оливковым. но это касается в основном мундира образна 1944 г.

Чёрно-зелёные воротники полевых курток и шинелей изготавливались из «полотна для знаков различия», которое было тоньше и нежнее, чем основное полотно. Оно содержало 90% шерсти и имело трикотажную основу.

Использовался также габардин и тик. Первый был смесью шерсти и волокон ткани, которые образовывали характерную структуру - тонкие продольные полоски. Габардин шёл, например. на фуражки и офицерские куртки. Тик или дрильх - это крепкая льняная ткань со структурой материала «в ёлочку» или «узор рыбья кость». Поначалу из тика изготавливали полноценные полевые костюмы, но позднее он стал применяться только для летних или рабочих курток.

На подкладку полевых курток и шинелей до 1941 г. шло серо-коричневое хлопчатобумажное полотно. В конце войны это был серый или серо-коричневый искусственный шёлк. Для фуражек и кепок использовали искусственный шёлк или хлопчатобумажное полотно коричневых оттенков, от желтоватого до коричневого. На подкладку для брюк шло белое хлопчатобумажное полотно.

Берет танкиста черного цвета в качестве спецодежды был введён в ноябре 1934 г. Берет имел подушку из твердой резины, обшитую снаружи черной шерстяной тканью. Изнутри берет был обшит кожей, основание берета эластичное. Первоначально венок из дубовых листьев и кокарда вышивались непосредственно по берету; как это показано на снимке. Позже был добавлен орел со свастикой, а сама кокарда с венком из дубовых листьев стала вышиваться на отдельном куске сукна. С 1936-37гг. на одной основе стали вышивать все знаки: орла, венок и кокарду. Для офицеров они вышивались нитью серебряного цвета, для солдат и унтер-офицеров - белой, а позднее - серебристо-серой нитью на черной подложке. Для типажей самоходок «штурмгешютц» спецодежда была такой же как и у танкистов, но серого цвета. Берет был отменён уже в январе 1941 г. Береты серого цвета успели выпустить в небольшом количестве, но они постись в частях. Офицеры 10-го пехотного полка, 1936 г. Третий офицер слева носит фуражку М 1920, которая была введена для всех воинских званий. Его товарищи офицеры напротив носят фуражки, которые предназначались только для офицеров и чиновников.
Штампы

Получаемая из вещевого склада униформа имела, как правило, на подкладке штамп, так называемый каммерштемпель. На нём наносились основные данные обмундирования: производитель. войсковой штемпель, размер, рост, год выпуска и т.д.

Предприятия, выпускающие военное обмундирование

В годы 2-й мировой войны существовало 7 предприятий, которые выпускали в немецкое военное обмундирование. Они находились в Берлине, Эрфурте. Мюнхене, Кёнигсберге, Штеттине. Ганновере и Вене. Когда война пришла на территорию рейха, пришлось искать и подключать к производству новые предприятия. Производители униформы размещали бумажные этикетки на внутренней стороне обмундирования с указанием фирмы и размера. На складах военного ведомства на подкладке обмундирования эту информацию наносили штемпелем с черными чернилами. При этом использовали общепринятые сокращения, среди которых две последние цифры означали год выпуска (Л, В, С). Например. надпись на штемпеле «М 44» означала, что эта униформа выпущена в 1944 г. на фабрике в Мюнхене.

Размеры

На подкладке любой части униформы черной штемпельной краской указывался размер. Если же ткань была темного цвета использовались красная или белые краски.

Пять основных данных (в см) на шинелях, кителях, полевых куртках и т.д. включали в себя следующие показатели: длина спины, общая длина, охват груди, размер воротника и длину рукава (А, В, С). Для фуражек, пилоток и других головных уборов указывался только размер объём головы в см (F). На брюках наносились 4 размера: размер талии и бёдер, длина и глубина штанов (О).

Штамп производителя

На штемпеле, как правило, указывался производитель (Л, В, С). До конца 1942 г. производитель и его месторасположение не зашифровывались (D,E). Позже их стали зашифровывать. чтобы скрыть данные по военной промышленности, к которым относились фабрики и заводы, выпускающие обмундирование и военное снаряжение. Они получили номера, так называемые «райхсбетрибенумбер» (RB-Nr), состоящие из грех групп цифр. Эти цифры включали код завода или фабрики, входящих в состав военной промышленности рейха (С).

Не только крупные текстильные фирмы были заняты в производстве военного обмундирования для вермахта. Соответствующие заказы получили средние и мелкие фирмы, которые были объединены в так называемые «местные товарищества по поставке продукции». Они выпускали обмундирование и военное снаряжение, на котором стоял сокращенны знак «лаго» (Lago) (В). На фуражке штемпель производителя находился палевой внутренней стороне кожаной ленты (по внутреннему краю фуражки) (I).

Персональная униформа

Офицеры должны были приобретать униформу и военное снаряжение на собственные средства. При зачислении на должность они получали единовременное пособие для этих целей. Они могли купить униформу в специальных ателье в Берлине со скидкой как члены офицерского сообщества или же приобрести её на вещевом складе своей части. Рядовой состав и унтер-офицеры имели право носить собственное обмундирование только вне службы как парадно-выходную форму одежды. Это было, как правило, обмундирование, сшитое на заказ из тонкой, качественной и удобной ткани. Типично модной была приталенная форма слегка подбитая ватой на плечах с нашивками и знаками ручной работы. Хотя на парадном обмундировании элементы униформы и должны были строго соответствовать требованиям устава, однако отклонения не были исключением.

Материя

Большинство элементов униформы изготавливалось из шерсти или габардина. Чаще всего в качестве высококачественной ткани мундира использовалась стриженная шерсть лучшего качества, камвольный трикотаж или замша. Для пошива мундиров и брюк использовался также габардин, который был легче шерстяной ткани или серый молескин (плотная, прочная хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая усиленным сатиновым переплетением). В тёплое время года офицеры должны были носить белый мундир, который шили из коттонового тика или лиге. Большинство элементов обмундирования имели подкладку, включая рукава. В качестве подкладки в большинстве случаев использовался искусственный шёлк зеленого, серого или коричневого цвета.

Маркировка униформы

При большом серийном производстве униформы для её маркировки производители использовали штемпель или этикетку Этикетка указывала обычно имя и адрес портного на кителе, брюках и шинели, она располагалась с внутренней стороны одежды - на подкладке (J). На фуражках она располагалась на внутренней стороне верха под целлулоидной пластинкой (11). На кителе и шинели маркировка располагалась на внутреннем кармане и помимо имени и адреса портного имела свободное место, где позже записывали имя владельца шинели и его звание (L). Согласно уставу солдаты и унтер-офицеры должны были наносить персональную маркировку на свое обмундирование и военное снаряжения. До первого использования униформы маркировку должен был проверить командир роты на соответствие уставу и затем проштамповать штемпелем «проверено» К).

Материал иностранных армий

В вермахте использовали также другие материалы. которые получали от других вооруженных сил, трофейные или реквизированные и пр. При этом не ограничивались только вооружением и матчастыо, но захватывали и обмундирование и военное снаряжение. Например, после 1940 г. тысячи мундиров голландской армии были перешиты по образцу немецкого мундира. То же самое случилось с униформой австрийской, чешской и французской армий. Такого вида «онемеченная» униформа выдавалась тыловым частям, а также восточноевропейским подразделениям вермахта.

Наряду с этим использовались трофейная ткань и материя из советских и итальянских запасов для изготовления различных элементов униформы: от фуражек и мундиров до летнего обмундирования. Такая продукция поставлялась прямо на фронт и пользовалась популярностью у солдат.

Головные уборы

К ним относились обычно наряду со стальными шлемами и фуражки. Здесь рассматриваются различные головные уборы, использованные в вермахте с 1933 по 1945 гг.

Кепи, где прежде орел со свастикой и кокарда были выполнены па одной Т-образной основе, заменены обычными знаками отличия. Этот лейтенант пехоты носит на своей фуражке металлический венок из дубовых листьев и орла со свастикой, выполненными ручной вышивкой.
Знаки на генеральской фуражке изменились в ноября 1942 г. после появления соответствующего приказа. Орел со свастикой и венок из дубовых листьев, который прежде изготавливался из металла алюминиевого цвета, стал изготавливаться теперь из металла золотого цвета. Эта генеральская фуражка соответствует требованием ноябрьского приказа 1942 г. Наряду с кантом из плетеного шнура и пуговицами золотой цвет имели также орел со свастикой и венок из дубовых листьев. На этой фуражке венок из дубовых листьев ручной вышивки из нити алюминиевого цвета устаревшего обрати, а орёл со свастикой уже нового образа из металла золотого цвета.
Стальные шлемы

Стальной шлем (каска) имел типичную форму и носился всеми частями германской армии, его дизайн и внешний вид претерпел некоторые незначительные изменения за все те годы, в течение которых происходило его производство. Моделью образца 1916 г. снабжались части германской императорской армии, где этот шлем заменил шлем с пикой, который в отличие от новой каски, хотя и был внешне красив, не обеспечивал достаточной зашиты для головы н шеи. Стальной же шлем изначально предназначался для того, чтобы защищать голову, шею п. в какой-то степени, даже плечи от шрапнели, осколков снарядов, разлетающихся при взрыве камней и комьев земли.

После 1918 г. Рейхсвер использовал стальные шлемы двух различных образцов, которые почти внешне не отличались. В современный период они получили наименование «М 1916» и «М 1918».

Модель 1916 г. без изменений продолжали носить в период Рейхсвера п. с добавлением декалей Третьего Рейха, до 1935 г., когда с 1 июля на смену ей был введен новый шлем, меньшего размера и более легкий. Однако эта ранняя модель 1916 г. носилась частями германской армии до 1939 г. и не вышла из употребления до конца войны, причем обычно ее носили ополченцы и иностранные части. Германский стальной шлем обр. 1935 г. (М35) был создан в процессе модернизации шлемов периода Первой Мировой войны, которые все еще использовались германской армией в начале 30-х гг. Новый шлем был более упрощенной моделью по сравнению с предшественниками. Кроме того, новая модель также соединила в себе различные системы подшлемников. Характерной чертой М35 являлся завальцован-ный край основания шлема. Кроме того, вентиляционные отверстия с обеих сторон шлема изготавливались, как отдельная деталь (заклепка с отверстием), в отличие от более поздних шлемов, в которых вентиляционные отверстия штамповались. При сравнении со шлемами более поздних моделей М35 можно увидеть, что форма шлема более овальна (от лобовой до задней части) по сравнению с более округлой формой шлемов модели М40 и М42.

М35 имел стандартный подшлемник образна 1931 г. Данный тип подшлемника устаиав-ливался на все германские шлемы, выпускавшиеся немецкой промышленностью на протяжении 30-х-40-х гг.. в том числе и на шлемы периода Первой Мировой войны, которые так же использовались в немецкой армии.

М35 окрашивался матовой краской, с правой стороны на шлем наносилась декаль с германским триколором, а с левой наносились дскали Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарине, СС или полиции в зависимости от принадлежности к тому или иному роду войск. С августа 1943 г. на каску наносилась одна декаль слева, указывающую на войсковую принадлежность.

В 1940 г. была выпущена новая модель каски - М40. Производство шлемов модели М40 было более технологично, чем производство предыдущей модели М35. Для М40 характерны, так же как и для М35, завальнованные края основания шлема. Основное отличие между этими двумя шлемами заключается в вентиляционном отверстии, которое выштамповывалось без установки в него дополнительной детали (заклепки с отверстием). Такой способ производства позволил сократить количество операций необходимых для изготовления шлема, что являлось немаловажным фактором эффективности производства в военное время. В связи с упрощением процесса изготовления шлема, небольшое изменение претерпела и форма шлема, которая стала более округлая, чем у М35.

Нельзя не упомянуть о том, что с М40 начался постепенный выход из употребления двух эмблемных щитков. В 1940 г. отказались от щитка с триколором на правой стороне шлема, вслед за ним исчез щиток Вермахта с орлом и свастикой. К 1943 г. каски стали выпускать безо всяких эмблем, окрашенными в обычный полевой серый цвет.

Шлем обр. 1942 г. (М42) наиболее распространенный из всех германских армейских шлемов, использовавшихся в течение Второй Мировой войны. Эго связано прежде всего с тем. что выпуск М42 осуществлялся с 1942 по 1945 гг., в то время как большая часть шлемов ранних моделей была утрачена во время боевых действий.

Шлем модели М42 был упрощенной версией модели М40. Отличительной чертой данного шлема является то. что край основания шлема не завальцовывался, а оставлялся острым. Эта особенность продиктована необходимостью упрощения и удешевления технологического процесса по изготовлению шлема. Кроме того, на шлемы М42 перестали наносить декали, хотя на ранних выпусках этого шлема иногда наносились декали Вермахта, Люфтваффе. Кригсмарине, СС и полиции.

В этой модели шлема устанавливался стандартный подшлемник образца 1931 г. Окрашивался шлем, как и предыдущие модели, стандартной фабричной краской зеленого цвета и уже в боевых условиях шлем перекрашивался либо на него наносился камуфляж.

Во время войны выпускались две облегченные модели стального шлема: сначала в марте 1940 г. была выпущена модель М 40. На этой каске вентиляционные отверстия выштамповывались без установки в шлем дополнительной денний (заклепки с отверстием). В апреле был выпущен шлем нового типа, отличительной его чертой являлось то, что край основания инема не завальцовывался, а оставлялся острым. На фото показан стшьной шлем без за-в(иьцованного края основания. Здесь показан шлем, выпущеный после марта 1940 г. Он имеет серую (цвета шифера) лакированную окраску. Под левым вентиляционным отверстием нанесена декаль - орел со свастикой.

Культура никогда не существует самостоятельно, она не отделена, не отрезана. Культура всегда вписана в само общество. Есть политика, есть экономика, есть культура. Разные сферы жизни общества, но они всегда вместе и рядом, тесно связаны и порой запутаны. Если в обществе есть какая-то политическая система, в которой присутствуют свои цели и задачи, а главное идеи, то она обязательно породит и свою культуру. Это и литература, и искусство. Везде будет отпечаток тех идей, которые господствуют в обществе. Будь то строительство зданий, картины художников или мода. Моду тоже можно связать с политикой, сплести с идеей, привязать к пропаганде.



Военная мода. А почему бы и нет? Ведь самой красивой формой до сих пор считается именно форма Третьего Рейха. Форма от Hugo Boss . Сегодня Hugo Boss приносит извинения. Впрочем, у них неплохая компания: Volkswagen, Siemens, BMW. Они сотрудничали с фашистами, на их предприятиях в ужасных условиях работали пленные поляки и французы. Они форму. Форму для военных Третьего Рейха. Впрочем, тогда Hugo Boss ещё не были крупной компанией и известным брендом. Хьюго Фердинанд Боссович Блазе открыл свою мастерскую по пошиву одежды в 1923 году. Шил спецовки, ветровки, плащи преимущественно для рабочих. Доходы были не велики и портной Хьюго Босс понимает, что спасти его дело может только военный заказ. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию. Шил он и форму СС.



Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Его предки родом из Силезии, возможно, из польской. По образованию . Также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Этакий гений, талант, на службе у сил тьмы. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.


Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг»(руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА. А вместе с Карлом Дибичем создал униформу СС.


Вот такая история. История военной формы, которая имела своих дизайнеров.


Фото: Алексей Горшков

Спецпроект WAS приурочен к 72-й годовщине капитуляции нацистской Германии. Изучите и сравните униформу пехоты семи армий, сражавшихся на европейском театре Второй мировой войны.

Андрей, 35 лет, инженер-наладчик лифтов

Форма: Вермахт, 1945 год

ЧТО НОСИЛИ

Это комплект формы образца 1940 года, но его можно было увидеть и в конце войны. В 1945 году в немецкой армии уже использовали форму разного времени. Снабжение было нарушено, и со складов выдавали все, что имели. Комплект недолго оставался в обиходе даже после войны, в оккупационных зонах до формирования ГДР и ФРГ.

Немецкая форма из шерстяного сукна считается жаркой для лета, зато она удобная. Осенью и ранней весной в ней гораздо лучше, чем в хлопчатобумажной гимнастерке Красной армии. В эти сезоны немцы находились в более выгодном положении.

ДЕТАЛИ

Кепи образца 1943 года поступили в Вермахт вместо пилоток. За образец были взяты головные уборы горных егерей. В отличие от пилотки, в кепи есть козырек для защиты глаз от дождя и солнца. Отвороты отстегиваются, чтобы закрыть уши и шею. Ближе к 1945 году модель упростили: отвороты стали ложными, декоративными.

В бою носили стальной шлем. У меня он образца 1942 года, тоже упрощенный для удешевления производства. К примеру, штамповка теперь без загибов на краях. И все-таки немецкий шлем лучше советского защищает уши и шею.

Цвет просветов на петлицах определял род войск. Зеленый (потом серый) просвет - знак пехоты. В артиллерии просветы были красного цвета. Шевроны рядовым не полагались.

На кармане - пехотный знак. Это не награда. Он выдавался за 10-15 суток, проведенных на фронте. По сути, это удостоверение участника боевых действий.

СНАРЯЖЕНИЕ

На спине у меня разгрузочная рама, которая крепится на портупейные ремни. Была введена в конце 1941-го, чтобы увеличить число носимых солдатом предметов. Ее можно совмещать с ранцем или использовать без него.

На раме закреплен бобовидный котелок (подобные до сих пор используют туристы) и секция плащ-палатки с палаточным набором: колышки, полустойки. Палатка собирается из четырех таких полотнищ. Под палаткой закреплена сухарная сумка, в которую могли положить все нужное для короткой боевой операции: набор для чистки винтовки, свитер, полотенце, мыльницу.

До сих пор подростки в кинотеатрах (или во время более тщательного изучения темы по фотографиям в сети) ловят эстетический кайф от вида обмундирования военных преступников, от формы СС. Да и взрослые не отстают: в альбомах многих пожилых людей знаменитые артисты Тихонов и Броневой красуются именно в соответствующем облачении.

Такое сильное эстетическое воздействие обусловлено тем, что для войск СС (die Waffen-SS) форму и эмблему разрабатывал талантливый художник, выпускник Ганноверской художественной школы и Берлинской Академии, автор культовой картины «Мать» Карл Дибич (Karl Diebitsch). При создании окончательного варианта с ним сотрудничал дизайнер и модельер формы СС Вальтер Хек (Walter Heck). А шили обмундирование на заводах малоизвестного тогда модельера Хьюго Босса (Hugo Ferdinand Boss), а ныне его бренд знаменит на весь мир.

История формы СС

Изначально эсэсовцы-охранники партийных лидеров НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), как и штурмовики Рема (руководителя СА – штурмовых отрядов – Sturmabteilung), ходили в светло-коричневой рубашке плюс бриджи и сапоги.

Еще до окончательного решения о целесообразности существования одновременно двух параллельных «передовых охранных отрядов партии» и до зачистки СА, «имперский вождь СС» Гиммлер продолжил членам своего отряда носить черный кант на плече коричневого кителя.

Черная форма была введена лично Гиммлером в 1930 году. Черный китель образца военной вермахтовской куртки носили поверх светло-коричневой рубашки.

Первое время этот китель имел то три, то четыре пуговицы, общий вид парадной и полевой формы постоянно дорабатывался.

Когда в 1934 году было введено обмундирование черного цвета, разработанное Дибичем-Хеком, от времен первых эсэсовских отрядов осталась только красная с черным кантом нарукавная повязка со свастикой.

Первое время существовало два комплекта формы солдат СС:

  • парадный;
  • повседневный.

Позднее, уже без участия знаменитых дизайнеров, были разработаны полевая и камуфлированная (порядка восьми вариантов летнего, зимнего, пустынного и лесного камуфляжей) униформа.


Отличительными признаками военнослужащих частей СС по внешнему виду надолго стали:

  • красные повязки с черным кантом и свастикой, вписанной в белый круг ─ на рукаве кителя мундира, куртки или шинели;
  • эмблемы на кепи или фуражках ─ сначала в виде черепа, затем в виде орла;
  • исключительно для арийцев ─ знаки принадлежности к организации в виде двух рун на правой петлице, знаками воинского старшинства на правой.

В тех дивизиях (например «Викинг») и отдельных частях, где служили иностранцы, руны заменялись эмблемой дивизии или легиона.

Изменения коснулись внешнего вида эсэсовцев в связи с их участием в военных действиях, и переименованием «Аllgemeine (общие) СС» в «Waffen (вооруженные) СС».

Изменения к 1939 году

Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.


Сам череп, вместе с другими новыми отличительными чертами, остался принадлежностью танкового корпуса СС. В том же году эсэсовцы получили и белую парадную форму (белый китель, черные бриджи).

При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:

  • полевая форма серого (знаменитый «фельдграу») цвета;
  • парадная белая форма для офицеров;
  • шинели черного или серого цветов, также с нарукавными повязками.

При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.

После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.

Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.


Впрочем, части СС оставались под пристальным вниманием верховного партийного руководства, как «образец политической силы». Отсюда постоянные изменения, даже в ходе войны, в их униформе.

Форма СС в военное время

Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:

  • рядовой (шюцман, в просторечии просто «ман», «человек СС») носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой (левая ─ пустая, черного цвета);
  • рядовой «проверенный», после полугода службы (обершутце) получал «шишечку» («звездочку») серебряного цвета на погон полевой («маскировочной») формы. Остальные знаки различия были тождественны шюцману;
  • ефрейтор (штурмман) получал тонкую двойную серебристую полоску на левую петлицу;
  • младший сержант (роттенфюрер) имел уже четыре полосы того же цвета на левой петлице, а на полевой форме «шишечка» заменялась на треугольную нашивку.

Унтер-офицерский состав войск СС (принадлежность к нему проще всего определять по частице «шар») получал уже не пустые черные погоны, а с серебристым кантом и включал в себя звания от сержанта до старшего фельдфебеля (штаб-фельдфебель).

Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, ─ у штурмшарфюрера).

Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:

  • сержант (унтершарфюрер) ─ черные погоны с серебристым кантом и маленькая «звездочка» («квадрат». «шишечка») на правой петлице. Те же знаки отличия были и у «юнкера СС»;
  • старший сержант (шарфюрер) ─ такие же погоны и серебристые полоски сбоку от «квадрата» на петлице;
  • старшина (обершарфюрер) ─ погоны те же, на петлицу две звездочки без полосок;
  • прапорщик (гауптшарфюрер) ─ петлица, как у старшины, но с полосками, на погонах уже две шишечки;
  • старший прапорщик или фельдфебель (штурмшарфюрер) ─ погоны с тремя квадратиками, на петлице те же два «квадрата», что у прапорщика, но уже с четырьмя тонкими полосками.

Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.

Форма офицерского состава СС

Форма младшего офицерского состава различалась уже по погонам маскировочной (полевой) формы: черной с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и переплетёнными дубовыми листьями над ними.

  • лейтенант (унтерштурмфюрер) ─ серебристые «пустые» погоны, три квадратика на петлице;
  • старший лейтенант (оберштурфюрер) ─ квадрат на погонах, к знакам на петлице добавлялась серебристая полоса, две линии на нарукавной нашивке под «листьями»;
  • капитан (гауптштурмфюрер) ─ добавочные линии на нашивке и на петлице, погон с двумя «шишечками»;
  • майор (штурмбаннфюрер) ─ серебристые «плетёные» погоны, три квадрата на петлице;
  • подполковник (обербаннштурмфюрер) ─ один квадрат на витом погоне. Две тонкие полоски под четырьмя квадратиками на петлице.

Начиная с майорского звания, знаки отличия претерпели несущественные различия в 1942 году. Цвет подложки у витых погон соответствовал роду войск, на самом погоне иногда наличествовал символ воинской специальности (знак танковой части или, например, ветеринарной службы). «Шишечки» на погонах после 1942 года из серебристых превратились в знаки золотистого цвета.


По достижении звания выше полковничьего менялась и правая петлица: вместо рун СС на неё помещались стилизованные серебристые дубовые листья (одинарный у полковника, тройной у генерал-полковника).

Остальные знаки различия старших офицеров выглядели следующим образом:

  • полковник (штандартенфюрер) ─ три полосы под сдвоенными листьями на нашивке, две звезды на погонах, дубовый лист на обеих петлицах;
  • не имеющее аналогов звание оберфюрер (нечто вроде «старшего полковника) ─ четыре толстые полосы на нашивке, сдвоенный дубовый лист на петлицах.

Характерно, что у этих офицеров оставались и черно-зеленые «маскировочные» погоны для «полевого», боевого обмундирования. У командиров более высоких рангов цвета становились уже не такими «защитными».

Форма у генералитета СС

На мундирах СС у высшего командного состава (генералитета) появляются уже золотистого цвета погоны на кроваво-красной подложке, с символами серебряного цвета.


Изменяются и погоны «полевой» формы, так как в особой маскировке нет нужды: вместо зеленого цвета на черном поле у офицеров, генералы носят тонкие золотые знаки. Погоны становятся золотыми на светлом фоне, с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера со скромным тонким черным погоном).

Знаки различия высшего командования на погонах и петлицах соответственно:

  • генерал-майор войск СС (в ваффен СС ─ бригаденфюрер) ─ золотое шитье без символов, сдвоенный дубовый лист (до 1942 года) с квадратиком, тройной лист после 1942 года без дополнительного символа;
  • генерал-лейтенант (группенфюрер) ─ один квадрат, тройной дубовый лист;
  • полный генерал (обергруппенфюрер) ─ две «шишки» и дубовый лист трилистник (до 1942 года на петлице нижний лист был тоньше, зато присутствовали два квадратика);
  • генерал-полковник (оберстгруппенфюрер) ─ три квадратика и тройной дубовый лист с символом ниже (до 1942 года у генерал-полковника также был тонкий лист в нижней части петлицы, но при трех квадратиках).
  • рейхсфюрер (ближайший, но не точный аналог ─ «нарком НКВД» или «генерал-фельдмаршал») носил на мундире тонкий серебряный погон с серебряным же трилистником, и окруженные лавровым листом на черном фоне дубовые листья в петлице.

Как видно, генералитет СС пренебрегал (за исключением рейхсминистра) защитным цветом, впрочем и в боях им, за исключением Зеппа Дитриха, приходилось участвовать реже.

Знаки отличия в Гестапо

В службе безопасности СД Гестапо тоже носили эсэсовскую форму, звания и знаки различия практически совпадали со званиями в «Ваффен» или в «Альгемейне СС».


Сотрудников Гестапо (позднее и РСХА) отличали отсутствие рун на петлицах, а так же обязательный нагрудный жетон службы безопасности.

Любопытный факт: Штирлица в великом телефильме Лиозновой зритель видит почти всегда именно в , хотя на момент весны 1945 года, чёрная форма почти повсеместно в СС была заменена более удобной для фронтовых условий «парадкой» темно-зеленого цвета.

В исключительно черном кителе мог ходить Мюллер ─ и как генерал, и как редко выбирающийся в районы передовой руководитель высокого ранга.

Камуфляж

После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:

  • чехол на шлем;
  • куртку;
  • маску для лица.

Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.


Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:

  • в горошек;
  • под дубовые (eichenlaub);
  • пальмовые (palmenmuster);
  • платановые листья (platanen).

При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:

  • осенний;
  • летний (весенний);
  • дымный (чёрно-серый горошек);
  • зимний;
  • «пустынный» и другие.

Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.


Немецкое руководство в годы войны творчески подходило к созданию камуфлированного обмундирования: удачно заимствовались находки итальянцев (первых создателей камуфляжа) и разработки американцев и англичан, достававшиеся в числе трофеев.

Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как

  • ss beringt eichenlaubmuster;
  • sseichplatanenmuster;
  • ssleibermuster;
  • sseichenlaubmuster.

Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.


При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.

О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.

В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.

В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.

Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.


Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.

Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.

Камуфляжные расцветки «eichenlaubmuster» и «beringteichenlaubmuster» (соответственно «дубовые листья тип «А», дубовые листья тип «Б») были широко популярны в «Ваффен СС» в 1942-44 годах.

Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.

СС форма сегодня

Выгодно эстетически решенная черная форма СС и сегодня пользуется популярностью. К сожалению, чаще всего не там, где реально нужно воссоздавать аутентичное обмундирование: не в российском кинематографе.


Выше упоминался мелкий «ляп» кинематографа советского, но у Лиозновой почти постоянное ношение Штирлицем и другими персонажами именно черной формы могло быть оправдано общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, в раскрашенном варианте, Штирлиц пару раз появляется в «зеленой» «парадке».

Но в современных российских фильмах на тематику Великой Отечественной ужас ужасом погоняет в плане достоверности:

  • печально известный фильм 2012 года, «Служу Советскому Союзу» (про то, как армия разбежалась, но политзаключенные на западной границе разбили диверсионные отряды СС) ─ наблюдаем эсэсовцев в 1941 году, одетых во что-то среднее между «Beringtes Eichenlaubmuster» и еще более современными цифровыми камуфляжами;
  • грустная картина «В июне 41-ого» (2008) позволяет видеть на поле боя эсэсовцев в полной парадной черной униформе.

Подобных примеров много, не избавлен от ляпов даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011-ого года с Гуськовым «4 дня в мае», где гитлеровцы, в 45-ом, по большей части одеты в камуфляжи первых лет войны.


Зато эсэсовская парадная униформа пользуется заслуженным уважением у реконструкторов. Конечно, отдать дань эстетике нацизма стремятся и различные экстремистские группировки, и даже не признанные такими, вроде относительно мирные «готы».

Вероятно, дело в том, что благодаря истории, а также классическим фильмам «Ночной портье» Кавани или «Гибели Богов» Висконти, у публики выработалось «протестное» восприятие эстетики сил зла. Недаром лидер «Секс-Пистолз» Сид Вишерс частенько появлялся в майке со свастикой, в коллекции модельера Жан-Луи Ширера в 1995 году почти все туалеты были орнаментированы или имперскими орлами или дубовыми листьями.


Ужасы войны забываются, но чувство протеста против буржуазного социума остается почти прежним ─ такой грустный вывод можно сделать из этих фактов. Другое дело, созданные в нацисткой Германии «камуфлированные» окрасы тканей. Они эстетичны и удобны. И потому широко используются не только для игр реконструкторов или работ на приусадебных участках, но и современными модными кутюрье в мире большой моды.

Видео

Войска СС относились к организации СС, служба в них не считалась государственной, пусть и приравнивалась законодательно к таковой. Военная униформа солдат СС достаточно узнаваема по всему миру, чаще всего с самой организацией ассоциируется именно эта черная форма. Известно, что униформу для служащих СС во время Холокоста шили пленники концлагеря «Бухенвальд».

История военной формы СС

Первоначально солдаты войск СС (так же «ваффен СС») облачались в серую форму, предельно схожую с формой штурмовиков регулярной немецкой армии. В 1930-м была введена та самая, всем известная, черная форма, которая должна была подчеркнуть отличие войск от остальных, определить элитарность подразделения. К 1939-му году офицерами СС была получена белая парадная форма, а с 1934-го года была введена и серая, предназначенная для полевых сражений. Серая военная форма отличалась от черной только цветом.

Дополнительно военнослужащим СС полагалась черная шинель, которую, со вводом серой униформы сменила двубортная, соответственно, серого цвета. Офицерам высоких рангов позволялось носить шинель расстегнутой на три верхние пуговицы, чтобы были заметны цветные отличительные нашивки. Следом это же право (в 1941-м году) получили и кавалеры Рыцарского креста, которым позволялось демонстрировать награду.

Женская униформа ваффен СС состояла из серых жакета и юбки, а также черной пилотки с изображением орла СС.

Был так же разработан парадно-выходной клубный китель черного цвета с символикой организации для офицеров.

Нельзя не отметить, что на деле черная форма была униформой конкретно организации СС, а не войск: право носить эту форму имели только члены СС, переведенным военнослужащим Вермахта использовать ее не позволялось. К 1944-му году официально было отменено ношение этой черной униформы, хотя фактически уже к 1939-му она использовалась только в торжественных случаях.

Отличительные признаки нацистской формы

Форма СС имела ряд отличительных признаков, которые легко вспоминаются и сейчас, уже после расформирования организации:

  • Эмблема СС в виде двух германских рун «зиг» использовалась на знаках отличия униформы. Руны на форме позволялось носить только этническим немцам — арийцам , иностранные члены ваффен СС не имели права использовать данную символику.
  • «Мертвая голова» — первое время на кепи солдат СС использовалась металлическая круглая кокарда с изображением черепа. Позже использовалась на петлицах солдат 3-го танкового дивизиона.
  • Красная нарукавная повязка с черной свастикой на белом фоне носилась членами СС и значительно выделялась на фоне черной парадной униформы.
  • Изображение орла с распростертыми крыльями и свастикой (бывшего гербом фашистской Германии) со временем заменило черепа на кокардах фуражек и стало вышиваться на рукавах униформы.

Камуфляж ваффен СС отличался от камуфляжа Вермахта рисунком. Вместо принятого дизайна узора с нанесенными параллельными линиями, создающими так называемый «эффект дождя», применялись древесные и растительные рисунки. С 1938-го года были приняты следующие элементы камуфляжа униформы СС: камуфлированные куртки, двусторонние чехлы для касок и маски для лица. На камуфляжной одежде необходимо было носить нашивки зеленого цвета, обозначающие звание на обоих рукавах, правда, по большей части это требование не соблюдалось офицерами. В походах так же использовался набор нашивок, каждая из которых обозначала ту или иную воинскую квалификацию.

Знаки различия на форме СС

Звания солдат ваффен СС не отличались от званий служащих Вермахта: различия имелись только по форме. На униформе использовались такие же отличительные знаки, как погоны и расшитые петлицы. Офицеры СС носили знаки отличия с символикой организации как на погонах, так и в петлицах.

Погоны офицеров СС имели двойную подложку, верхняя различалась по цвету в зависимости от рода войск. Подложка была окантована серебристым шнуром. На погонах располагались знаки принадлежности к той или иной части, металлические или вышитые шелковыми нитками. Сами погоны изготавливались из серого галуна, тогда как их подкладка была неизменно черная. Шишечки (или «звездочки») на погонах, призванные обозначать звание офицера, были бронзовыми или позолоченными.

На петлицах изображались рунические «зиги» на одной, и знаки различия по званиям на другой. У служащих 3-й танковой дивизии, которая была прозвана «Мертвой головой» вместо «зиг» располагалось изображение черепа, которое прежде носилось в виде кокарды на кепи эсэсовцев. По краю петлицы окантовывались шелковыми шнурами крученого вида, а у генералов покрывались черным бархатом. Им же подбивались и генеральские фуражки.

Видео: форма SS

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них