Кто попал в черный список оффшорных зон. Прощай, отмытая Россия! Государства не выполняющие фатф

Черный список ФАТФ – перечень стран, которые в недостаточной степени сотрудничают с ФАТФ – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег , отказываются от взаимодействия с этой организацией или поддерживают международный терроризм.

При этом необходимо отметить, что часто в недостаточном сотрудничестве обвиняются не только те государства, в которых практикуется отмывание денежных средств , но также ряд развивающихся стран, где на данный момент не развита инфраструктура для предотвращения подобных действий.

Впервые список неблагоприятных с точки зрения ФАТФ стран был опубликован в 2000 году. Помимо ряда офшорных островных государств , таких как Багамы, Каймановы острова, Острова Кука, а также Панамы, в него были включены Россия, Израиль и Лихтенштейн.

Черный список не является постоянным и неизменным, его периодически обновляют. Так, в 2001 году в нем не было России, зато значились Египет, Венгрия, Украина и другие страны. С 2006 по 2009 год в списке оказались Иран, Пакистан, Узбекистан, Туркменистан.

В 2012 году ФАТФ использовала новый подход к формированию списка. Он был разделен на три группы.

Во-первых, это так называемые государства с наибольшим уровнем риска, не сотрудничающие с ФАТФ и против которых применяются ответные меры международным сообществом. К таким странам относятся Иран и Северная Корея.

Во-вторых, страны с высоким уровнем риска, против которых, однако, меры не применяются: Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция и др.

В-третьей группе перечислены страны, руководство которых готово к сотрудничеству, но не имеет реальных возможностей для взаимодействия с ФАТФ – не развита финансовая и контролирующая инфраструктуры и т. п. В этом списке Алжир, Ангола, Камбоджа, Намибия, Туркменистан и другие беднейшие страны.

Черный список ФАТФ имеет прямое отношение к банковской системе и международной торговле. Любые платежи в пользу получателей в этом списке обязательно попадают под подозрение. Более того, часто финансовые учреждения вообще отказываются проводить операции с контрагентами из этих государств – для того, чтобы избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов.

Первоначально, когда черный список только появился, в нем оказалось большинство офшорных государств, однако в настоящее время многим из них удалось привести свое законодательство в соответствие с международными нормами. В результате стало невозможно открывать анонимные банковские счета, скрывать информацию о владельце офшорной компании и т. п.

Помимо ФАТФ, список неблагополучных стран ведет и другая организация – Организация международного сотрудничества и развития.

Участники ФАТФ

Государства:

  1. Австралия;
  2. Австрия;
  3. Аргентина;
  4. Бельгия;
  5. Бразилия;
  6. Великобритания;
  7. Германия;
  8. Гонконг, Китай;
  9. Греция;
  10. Дания;
  11. Ирландия;
  12. Исландия;
  13. Испания;
  14. Италия;
  15. Канада;
  16. Люксембург;
  17. Мексика;
  18. Нидерланды;
  19. Новая Зеландия;
  20. Норвегия;
  21. Португалия;
  22. Российская Федерация (с 19 июня 2003 года);
  23. Сингапур;
  24. Турция;
  25. Финляндия;
  26. Франция;
  27. Швейцария;
  28. Швеция;
  29. Япония;
  30. Китай

Международные организации

  1. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива .

В настоящее время государствами-наблюдателями ФАТФ являются Индия и Республика Корея

C 2004 г. в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу .

Деятельность

ФАТФ разработала в 1990 г. сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денежных средств , которые были пересмотрены в 1996г. и 2003г. с учётом развивающихся технологий отмывания доходов, и девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма в 2001 г., адаптированные к изменившейся политической ситуации в мире в октябре 2004г. Эти документы признаны в качестве международных стандартов по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.

Летом 2000 года группа включила Россию в чёрный список стран, а 11 октября 2002 году исключила её из него.

Примечания

Ссылки

  • Training and seminars on FATF, etc interpretation, application, compliance and implementation from The Anti Money Laundering Network
  • Analysis and comparison of FATF / similar bodies provisions - for members of The Society of Anti Money Laundering Professionals.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ФАТФ" в других словарях:

    ФАТФ - Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов англ.: FATF, Financial action task force on money laundering ОЭСР http://www1.oecd.org/​fatf/​ англ., фин … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (РГТФ) 8 структур, созданных по типу ФАТФ, целью которых является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах. Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма осуществляется путем… … Википедия

    Черный список ФАТФ - – перечень стран, которые в недостаточной степени сотрудничают с ФАТФ – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, отказываются от взаимодействия с этой организацией или поддерживают международный терроризм. При этом необходимо… … Банковская энциклопедия

    Рекомендации ФАТФ - (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) для национальных законодательств – 40 основных рекомендаций, направленных на противодействие финансовым преступлениям. Впервые рекомендации были разработаны в 1990 году. В дальнейшем… … Банковская энциклопедия

    Региональные группы по типу ФАТФ - – специализированные международные организации, созданные в регионах мира. На сегодняшний день существует восемь таких объединений: Азиатско Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег; Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и… … Банковская энциклопедия

    Специальные рекомендации ФАТФ - по борьбе с финансированием терроризма – девять рекомендаций, которые были разработаны в дополнение к 40 действующим после террористической атаки в США 11 сентября 2001 года. Задача специальных рекомендаций – создание основы для системы выявления … Банковская энциклопедия

    - (ЕАГ) региональная группа по типу ФАТФ, государствами участниками которой являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 12 государствам и 17… … Википедия

    - (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering FATF) межправительственная организация, котора … Википедия

    Офшорная зона - (Offshore zone) Оффшорная зона это территория государства с низким налогообложением Определение офшорных зон, полный перечень зон с низким налогообложением и их роль в экономике Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - (ФАТФ, The Financial Action Task Force, FATF) – межправительственная организация, в задачи которой входит выработка международных стандартов по противодействию легализации преступных доходов. Кроме того, ФАТФ занимается оценкой законодательства и … Банковская энциклопедия

Книги

  • Ответственность за отмывание (легализацию) коррупционных доходов по законодательству зарубежных государств , . Риски глобального и международно-регионального (т. е. наднационального) характера связаны с расширением экономической и социальной базы терроризма, а также с распространением оружия массового…

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема преступного денежного оборота как на региональном уровне, так и на глобальном - между странами. Борьбой с этими незаконными операциями занимаются различные международные организации. В статье рассмотрим подробнее деятельность ФАТФ - это группа разработки мер финансового характера по борьбе с отмыванием денег. Важность ее сложно переоценить, поскольку она всеми силами противостоит финансированию преступных группировок и терроризма во всем мире.

Что это такое

Согласно общему определению, ФАТФ - это межнациональная организация, занимающаяся подготовкой мировых стандартов в области противостояния отмывания незаконных доходов и финансовому обеспечению террористических организаций. Кроме того, ФАТФ занимается тем, что оценивает национальные системы на предмет соответствия установленным международным стандартам. Главным инструментарием в деятельности описываемой организации считается сорок рекомендаций в области ПОД/ФТ, которые тщательно проходят ревизию (ориентировочно каждые пять лет). Президентом группы ФАТФ является Сантьяго Отаменди.

История возникновения

Еще в 1989 году прошлого столетия согласно решению стран, входящих в «Большую семерку», была образована ФАТФ. Это означало, что появился международный институт, на который возложили миссию разрабатывать и внедрять международные стандарты в сфере ПОД/ФТ. Более тридцати пяти государств и две организации международного масштаба входят в состав группы. В роли наблюдателей выступают около двадцати организаций и две державы.

Структура и виды активности

Группа ФАТФ постоянно проводит пленарные заседания не реже трех раз в год, на которых принимаются те или иные решения. Также инструментом данного института являются его рабочие группы:

  • по типологиям;
  • по оцениванию и внедрению;
  • по борьбе с финансированием террористических организаций;
  • по изучению международной кооперации.

ФАТФ - это еще и организация, которая ведет активное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и Управлением ООН по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Все эти структуры разрабатывают и реализовывают программы по противодействию отмывания незаконных денежных средств и вложению финансов в преступную деятельность.

Одним из важнейших инструментов деятельности ФАТФ являются несколько подразделений финансовой разведки (или сокращенно ПФР), которые отвечают за сбор и изучение информации финансового характера в рамках одной страны с целью поиска и выявления незаконных денежных «миграций».

Членство в ФАТФ

Более 35 государств являются членами всемирно известной Группы ФАТФ. Страны-участники следующие: Австралия, Новая Зеландия, страны Азии и Европы, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, ЮАР, а также Российская Федерация. Последняя вошла в состав ФАТФ с июня 2003 года. Помимо стран, сюда входят две международные организации: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и Европейская комиссия.

Примечательно, что именно по инициативе России в 2004 году в деятельности ФАТФ от имени РФ принимает участие Федеральная служба по финмониторингу.

В документах международного института содержатся материалы, а именно свод организационных и правовых мер, которые должны быть приняты в каждой стране для создания эффективного режима борьбы с легализацией преступных доходов и с финансированием терроризма. Такие черты мер, как универсальность и комплексность, выражаются в следующем:

  • максимально широкий охват вопросов по противодействию отмыванию преступных денежных средств;
  • взаимосвязь с другими межнациональными конвенциями, актами профильных международных организаций, занимающихся ПОД/ФТ, резолюциями Совета Безопасности ООН и прочее;
  • предоставление возможности странам вести гибкую политику, решая эти вопросы, с учетом национальных особенностей и специфики правовой системы.

Все рекомендации ФАТФ никоим образом не подменяют подобные резолюции других организаций и не дублируют их. Наоборот, они сводят принципы воедино, играя очень важную роль в ходе кодификации правил и норм в области ПОД/ФТ. Согласно одной из резолюций Совета безопасности, сорок рекомендаций ФАТФ считаются обязательными для выполнения для всех без исключения стран-членов ООН.

Как разрабатывались

Изначально сорок рекомендаций появились тогда, когда потребовалось в 1990 году разработать правила и защитить финансовые системы от преступных лиц, которые отмывали деньги, вырученные от реализации наркотических средств. Позднее, а именно через шесть лет, стандарты ФАТФ были пересмотрены по причине перемен в сфере технологий, появления новых тенденций и способов отмыть финансы.

В октябре 2001 года ФАТФ включила в мандат сначала восемь, а затем их оказалось девять специальных рекомендаций относительно борьбы с финансированием терроризма.

Второй раз стандарты группы подверглись пересмотру уже в 2003 году и были признаны в ста восьмидесяти странах. На данный момент они считаются международным стандартом по противостоянию незаконному отмыванию денег и финансированию террористических организаций.

Весь перечень ФАТФ (в частности стандартов) можно разделить на несколько групп:

  • координация и политика относительно противодействия незаконным денежным потокам;
  • отмывание денежных средств и конфискация;
  • финансирование террористических организаций;
  • ряд превентивных мер;
  • прозрачная собственность и деятельность юридических лиц;
  • международная кооперация;
  • ответственность и полномочия соответствующих органов и другие меры.

Региональные группы

Чтобы тщательно отслеживать межнациональные денежные потоки и операции, и пресекать преступную в этом отношении деятельность, существуют специальные региональные группы по типу ФАТФ. Они способствуют распространению международных стандартов по всему миру. Каждая из групп занимается своим конкретным регионом и изучает специфику денежного оборота. Кроме того, проводятся взаимные оценки национальных финансовых систем на предмет соответствия стандартам и исследования современных тенденций.

Что это за группы? Всего в мире их насчитывается восемь: Азиатско-Тихоокеанская, группа в Южной Америке, Евразийская, группа в Восточной и Южной Африке, группа на Ближнем Востоке и на территории Северной Африки, Комитет экспертов Европейского Совета, Карибская и группа в Западной Африке. Еще одна, по борьбе с отмыванием денег в Центральной Африке, пока еще не получила признание и не вошла в состав региональных по типу ФАТФ.

Черный список

Одним из направлений деятельности описываемого института является изучение того, какие страны и организации не выполняют рекомендации ФАТФ. Иными словами определяются так называемые некооперативные страны и территории, составляется их список, который называется "черным". Включение государства в этот перечень не приводит к применению санкций, однако оно свидетельствует о степени доверия к этой стране со стороны иностранных инвесторов.

Включение либо исключение из черного списка проводится на заседаниях ФАТФ в соответствии со следующими критериями, установленными в 2000 году:

  • пробелы в финансовом регулировании - это могут быть транзакции в платежных системах без необходимой авторизации;
  • препятствия законодательного характера, например, невозможность установить личность собственника компании;
  • препятствия в международном сотрудничестве - сюда входит запрет давать информацию о компании на законодательном уровне;
  • неадекватность мер для противодействия отмыванию денег, к примеру, недостаточная квалификация персонала, коррупция и прочее.

Согласно мировой статистике и данным Всемирного банка в области теневой экономики, каждый год производятся товары и предоставляются услуги более чем на десять триллионов долларов США.

21 июня 2019 года , Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) обновила свой список юрисдикций со стратегическими недостатками в сфере ПОД / ФТ.

В целях защиты международной финансовой системы от рисков ОД/ФТ и содействия более полному соответствию национальных режимов международным стандартам ПОД/ФТ, ФАТФ определила перечень юрисдикций, в системах ПОД/ФТ которых имеются стратегические недостатки, и проводит с ними работу по устранению данных недостатков, представляющих угрозу международной финансовой системе.

Эти юрисдикции размещаются в двух официальных документах ФАТФ:

1. Публичное заявление ФАТФ (черный список), который включает в себя юрисдикции, в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции применить контрмеры в целях защиты международной финансовой системы от сохраняющихся значительных рисков отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ), исходящих от данных юрисдикций; и

2. Улучшение глобальной сети ПОД/ФТ:непрерывный процесс (серый список), который включает в себя юрисдикции имеющие стратегические недостатки в сфере ПОД / ФТ, по которым были разработаны план действий с ФАТФ.

1. Публичное заявление ФАТФ

1.1. Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

ФАТФ по-прежнему обеспокоена неспособностью КНДР, устранить существенные недостатки в режиме борьбы с отмыванием денег и борьбой с финансированием терроризма (ПОД / ФТ) и серьезными угрозами, которые они представляют для целостности международной финансовой системы. ФАТФ призывает КНДР незамедлительно и осмысленно устранить недостатки в сфере ПОД / ФТ. Кроме того, ФАТФ серьезно обеспокоена угрозой, которую представляет незаконная деятельность КНДР, связанная с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) и его финансированием.

ФАТФ вновь подтверждает свой призыв 25 февраля 2011 года к своим членам и настоятельно призывает все юрисдикции рекомендовать своим финансовым учреждениям уделять особое внимание деловым отношениям и сделкам с КНДР, включая компании КНДР, финансовые учреждения и тех, кто действует от их имени. В дополнение к усилению контроля, ФАТФ также призывает своих членов и настоятельно призывает все юрисдикции применять эффективные контрмеры и целевые финансовые санкции в соответствии с применимыми резолюциями Совета Безопасности ООН, чтобы защитить свои финансовые сектора от отмывания денег, финансирования терроризма. и риски распространения ОМУ (ОД / ФТ / ПФ), исходящие из КНДР. Юрисдикции должны принять необходимые меры для закрытия существующих филиалов.

1.2. Иран

В июне 2016 года ФАТФ приветствовала политическую приверженность Ирана на высоком уровне по устранению его стратегических недостатков в сфере ПОД / ФТ и его решение обратиться за технической помощью в осуществлении Плана действий.

Учитывая, что Иран обеспечил это политическое обязательство и соответствующие шаги, которые он предпринял, ФАТФ приняла решение в феврале 2019 года продолжить приостановление контрмер.

В ноябре 2017 года Иран установил режим декларирования наличных денег. В августе 2018 года Иран принял поправки к своему Закону о борьбе с финансированием терроризма, а в январе 2019 года Иран также принял поправки к своему Закону о борьбе с отмыванием денег. ФАТФ признает прогресс этих законодательных усилий. Законопроекты о ратификации Палермской Конвенции о финансировании терроризма уже приняты парламентом, но еще не вступили в силу. Как и в любой стране, ФАТФ может рассматривать только полностью принятые законы. Как только оставшееся законодательство вступит в полную силу, ФАТФ рассмотрит его вместе с принятым законодательством, чтобы определить, соответствуют ли содержащиеся в нем меры Плану действий Ирана в соответствии со стандартами ФАТФ.

План действий Ирана истек в январе 2018 года. В июне 2019 года ФАТФ отметила, что есть еще пункты, которые не были завершены, и Иран должен полностью решить:

1) адекватную криминализацию финансирования терроризма, в том числе путем исключения для обозначенных групп, «пытающихся положить конец иностранной оккупации, колониализм и расизм »;

2) выявление и замораживание террористических активов согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН;

3) обеспечение адекватного и обязательного режима надлежащей проверки клиентов;

4) разъяснение того, что представление СПО по попыткам совершения сделок, связанных с ФТ, охватывается правовой базой Ирана;

5) демонстрация того, как власти выявляют и санкционируют нелицензированных поставщиков услуг по переводу денег / ценностей;

6) ратификация и осуществление Палермской конвенции и конвенций ФТ, уточнение возможностей для оказания взаимной правовой помощи;

7) обеспечение того, чтобы финансовые учреждения проверяли, чтобы в электронных переводах содержалась полная информация об отправителе и получателе.

ФАТФ решила на своем заседании на этой неделе продолжить приостановление контрмер, за исключением того, что ФАТФ призывает членов и призывает все юрисдикции требовать усиления надзорной проверки для филиалов и дочерних компаний финансовых учреждений, базирующихся в Иране, в соответствии с Публичным заявлением от февраля 2019 г.

Признавая прогресс, достигнутый Ираном, в том числе с принятием Закона о борьбе с отмыванием денег, ФАТФ выражает свое разочарование тем, что План действий остается невыполненным. ФАТФ ожидает, что Иран быстро пойдет по пути реформ, чтобы обеспечить решение всех оставшихся вопросов путем завершения и осуществления необходимых реформ в сфере ПОД / ФТ.

Если к октябрю 2019 года Иран не примет Палермо и конвенции о финансировании терроризма в соответствии со стандартами ФАТФ, то ФАТФ потребует введения усовершенствованных соответствующих механизмов отчетности или систематической отчетности о финансовых операциях; и увеличенные требования внешнего аудита для финансовых групп в отношении любого из их филиалов и дочерних компаний, расположенных в Иране. ФАТФ также ожидает, что Иран продолжит продвигать разрешающие правила и другие поправки.

Иран останется в публичном заявлении ФАТФ, пока не будет завершен полный План действий. До тех пор, пока Иран не осуществит меры, необходимые для устранения недостатков, выявленных в плане противодействия финансированию терроризма в Плане действий, ФАТФ будет по-прежнему обеспокоена риском финансирования терроризма, исходящим из Ирана, и угрозой, которую это представляет для международной финансовой системы. Поэтому ФАТФ призывает своих членов и настоятельно призывает все юрисдикции продолжать рекомендовать своим финансовым учреждениям применять усиленную юридическую проверку в отношении деловых отношений и операций с физическими и юридическими лицами из Ирана в соответствии с Рекомендацией 19 ФАТФ, в том числе:

1) получение информации о причинах предполагаемых сделок;

2) проведение расширенного мониторинга деловых отношений.

2. Улучшение глобальной сети ПОД/ФТ: непрерывный процесс

В рамках текущего обзора соответствия стандартам ПОД / ФТ ФАТФ определяет следующие юрисдикции, в которых имеются стратегические недостатки ПОД / ФТ, для которых они разработали план действий с ФАТФ. Хотя в каждой юрисдикции ситуации различны, каждая юрисдикция предоставила письменное политическое обязательство высокого уровня для устранения выявленных недостатков. ФАТФ приветствует эти обязательства.

Ряд юрисдикций еще не был рассмотрен ФАТФ. ФАТФ продолжает на постоянной основе выявлять дополнительные юрисдикции, которые представляют риск для международной финансовой системы.

ФАТФ и региональные органы в стиле ФАТФ будут продолжать работать с юрисдикциями, указанными ниже, и сообщать о прогрессе, достигнутом в устранении выявленных недостатков. ФАТФ призывает эти юрисдикции завершить выполнение планов действий в кратчайшие сроки и в установленные сроки. ФАТФ будет внимательно следить за выполнением этих планов действий и призывает своих членов рассмотреть информацию, представленную ниже.

Багамы, Ботсвана, Камбоджа, Эфиопия, Гана, Пакистан, Панама, Шри-Ланка, Сирия, Тринидад и Тобаго, Тунис, Йемен.

11 октября на сессии международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) в Париже объявлено, что Россия исключена из списка стран, не предпринимающих должных усилий по борьбе с отмыванием денег. Помимо России "черный" список покинули остров Ниуэ, Маршалловы о-ва и Доминика. Теперь после очередной ревизии списка FATF в нем остались острова Кука, Египет, Гватемала, Гренада, Индонезия, Мьянма, Науру, Филиппины, Сент-Винсент и Гренадины, Нигерия и Украина. ОЭСР рекомендует проявлять "повышенную осторожность" при работе с партнерами из стран, входящих в этот перечень. По данным FATF, учрежденной в 1989 году "Большой семеркой," объем отмывания преступных доходов в мире достигает размеров от 590 миллиардов долларов до 1,5 триллионов долларов ежегодно.

Россия была включена в "черный список" FATF в июне 2000 года. 24 июня 2001 года эта организация приняла решение оставить Россию в списке, а также указала на возможность введения экономических санкций в случае, если до 30 сентября в РФ не будет принят закон о противодействии отмыванию денег. Отметим, что пока среди наказанных FATF стран "черного" списка значится только Науру, где на 10 тысяч населения зарегистрировано около 400 банков. На следующем пленарном заседании 7 сентября комиссия вновь решила не исключать Россию из "черного списка", однако санкции к РФ не применять, так как к тому времени Владимир Путин уже подписал закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем".

На летней сессии FATF 2002 года из списка были исключены Венгрия и Сент-Китс и Невис, которые по мнению международной группы, сделали "многое, если не все", для того чтобы "устранить недостатки в законодательстве". Россия же вновь осталась в "нехорошем" списке, причем если в сентябре 2001 года FATF объясняла это лишь необходимостью "всесторонне оценить эффективность нового закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", то в марте 2002 года FATF ужесточила требования к России. От нее потребовали привести законодательство в соответствии с международными нормами в области борьбы с легализацией преступных доходов, а также доработать законодательство в налоговой и правоохранительной сфере.

В сентябре 2002 года многие высокопоставленные российские чиновники заявили, что страна выполнила все требования международных организаций по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, недвусмысленно давая понять FATF, что терпеть соседство с Науру и Гренадой в "черном" списке Россия более не намерена. Для проверки этих утверждений 23 сентября в РФ приехала делегация Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями, которая провела встречи в администрации президента РФ, Минфине, КФМ, ФКЦБ, ЦБ, посетили ряд коммерческих банков, в частности, Сбербанк России, а также правоохранительные органы. Кроме этого комиссия FATF в рамках визита посетила Петербург и Тулу. В частности, в Туле гости посетили учебный центр ЦБ РФ, а также несколько коммерческих банков и компаний, не поленившись заглянуть даже в городской ломбард.

Разумеется, не обошлось без роялей в кустах. Во время визита делегации FATF в РФ, МВД России объявило о создании оперативно-розыскного бюро по выявлению преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных от продажи оружия, наркоторговли, проституции, а также преступлений в сфере экономики. ОРБ будет тесно взаимодействовать с Комитетом РФ по финансовому мониторингу. Сам КФМ, заметим, летом объявил, что планирует значительно расширить свои полномочия, контролируя любые операции, если одна из сторон будет подозреваться в связях с террористами. А в перечень организаций, обязанных предоставлять информацию в комитет, будут включены организации, занимающиеся торговлей драгоценными металлами и камнями, игорным бизнесом, управляющие инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами.

Также в ходе визита комиссии FATF, Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". В соответствии с проектом обязательному контролю подлежат сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей. Кроме того, кредитные организации вправе отказывать в обслуживании подозрительных клиентов. Более того, банки обязаны сообщать компетентным органам о таких клиентах.

В специальных рекомендациях FATF по борьбе с финансированием террористов описываются реальные ситуации, которые объясняют, что же считать подозрительным. Например, через счет человека, чей годовой доход составлял 17 тысяч долларов, неожиданно прошло 356 тысяч долларов. Или финансовые транзакции зафиксированы между компаниями, которые по своим видам деятельности никак не не должны были пересекаться. Подозрительным считается даже открытие депозитной ячейки в банке, если банку неизвестно, чем занимается клиент или, как сказано в рекомендациях FATF, "вид его деятельности не предусматривает необходимости открытия такой ячейки".

Исключение России из "черного" списка FATF констатирует, что страна сделала все от нее зависящее в законодательной сфере, чтобы воспрепятствовать отмыванию денег и финансированию террористов. Но насколько эффективным будет в РФ механизм исполнения законов, предлагающих кредитным организациям следить за клиентами и сообщать "куда следует" об их транзакциях? По крайней мере, "черных" списков стран, где не исполняется собственное законодательство пока в FATF не придумали. И то хорошо.