Какое оборудование ставить на т 80. Игровой портал

Танки Т-80 — основные боевые машины, производившиеся серийно ещё в СССР, начиная с 1978 года. Эксплуатация осуществлялась вплоть до 1998 года. Эта боевая единица была первой в своём роде оснащённой системой динамической защиты от снарядов, а также силовой установкой на основе газовой турбины.

Производились также лёгкие танки Т-80 в период с 1942 по 1943 год. Выпущено было лишь 70 образцов. Впоследствии на заводе его «штамповка» была заменена производством артиллерийских комплексов СУ-76М. Легкие танки Т-80 более не выпускались.

История создания

История танка берёт начало в далёком 1964-м, когда на совещании ЦК КПСС было решено разработать новую боевую машину, взяв за основу Т-64. Инновационный танк задумывался как носитель газотурбинного двигателя, который способствовал бы запасу хода в 450 километров при 1000 лошадиных сил и сроке гарантийной работы в 500 часов.

Причина принятия такого решения обусловлена моральным устареванием Т-64. Руководство делало ставку на как на средство повышения эксплуатационных характеристик боевой единицы. Особенностью указанного механизма являлось отсутствие необходимости прогрева перед началом работы, что значительно сокращало время приведения расчёта танка в боеготовность. Особенно в условиях суровой зимы.

Первые испытания

Примерно с 1968 по 1974 год опытные танки Т-80 (тогда ещё носившие скромные экспериментальные названия типа «Объект-219») проходили ряд испытаний. Некоторые показывали неудовлетворительные результаты в работе нового типа двигателя, какие-то вовсе выходили из строя.

После ряда доработок снова проводились тестирования техники - то в условиях высокой запылённости, то при манёврах на заснеженной целине.

Танки Т-80 с дизельным двигателем были отмечены высокими показателями манёвренности при взаимодействии с Машина с лёгкостью выдвигалась на передние позиции с целью атаковать противника, развивая скорость от 20 до 30 км/ч.

На разном типе местности эти танки показывали средние показатели скорости от 20 до 40 км/ч, при этом масляный расход стремился к нулю, а затраты топлива составляли от 435 до 840 литров.

Танк Т-80. Характеристики и модернизация

В 1976 году «Объект-219» был принят на вооружение под маркировкой Т-80. Так появились первые танки с газотурбинным двигателем. Для сравнения: американский танк «Абрамс» был поставлен на поток только в 1980 году.

Танк Т-80 (фото ниже) имел корпус из сварных бронепластин, во многом схожих по конструкции с предшественниками — Т-72 и Т-64А.

Башня полностью отлита из бронестали, имеет сложную конфигурацию и оснащена дальномером. Калибр пушки - 125 мм, орудие оснащено кожухом у основания ствола, зарядный механизм и система досыла снаряда во многом аналогичны Т-64А. Также на башне располагались зенитный пулемёт «Утёс» и пехотный ПКТ.

Стальная катаная и литая, а также комбинированная. Вес танка Т-80 равнялся 42 тоннам. Длина (вместе с пушкой) - примерно 9656 мм, корпуса — 6780 мм, ширина — 3525 мм, высота (от самой нижней точки до верхушки башни) — 3525 мм.

Т-80БВ и другие модернизации

Технический прогресс не стоял на месте. В 1978 году появилась усовершенствованная версия — Т-80Б. Отличалась наличием управляемого оружейного комплекса «Кобра», тактической системой пуска дымовых шашек «Туча» и усиленным бронированием как корпуса, так и башни.

Параллельно разрабатывалась модель Т-80БК на Омском заводе.

В 1985 году на вооружение поступает модель Т-80БВ. Отличается от предшественника наличием на башне и корпусе динамической защиты.

Последней и наиболее удачной модификацией стала модель Т-80У, разработанная в том же 1985-м. Принципы конструкции достались от предшествующих моделей «восьмидесятки». Масса возросла до 46 тонн.

Система управления ведением огня получила ряд усовершенствований, таких как ночной и дневной комплекс прицеливания наводчика и командирский вычислительно-прицельный механизм.

Нововведения позволили вести борьбу не только с бронированными целями, но и с низколетящими вертолётами благодаря комплексной системе управления наведением ракет «Рефлекс». Выстреливаемый снаряд наводится по указателю лазерным лучом на расстоянии от 100 до 5000 метров.

ТТХ новинок

Танки Т-80 по праву считались одними из самых передовых достижений отечественной конструкторской мысли. Для сравнения следует рассмотреть их тактико-технические характеристики.

Т-80БВ обладал массой 43,7 тонны, в то время как Т-80У был тяжелее и весил целых 46.

Длина первого вместе с пушкой составляла 9651 мм, когда усовершенствованная модель была короче — 9556 мм.

Что касается самого корпуса, здесь наоборот. У Т-80Б длина - 6982 мм, ширина - 3582 мм, а Т-80У имел характеристики 7012 мм и 3603 мм соответственно.

Разница в высоте практически незаметна невооружённым глазом. Цифры указывают на разницу лишь в документации — 2219 против 2215 мм.

Прекращение производства

Танк Т-80 (фото ниже) имел ряд модификаций, предназначенных для экспорта в разные страны мира. Таковых - бессчётное множество. К примеру, модель «восьмидесятки» на дизельном двигателе, производимая в Харькове под маркировкой Т-80УД, легла в основу боевой техники Украины: «Оплот», БМ «Оплот» и Т-84.

Производство «восьмидесятки» было прекращено в 1998 году. Причины, к сожалению, неизвестны. Тем не менее боевая машина до сих пор состоит на вооружении армии Российской Федерации.

«Армата»

5 мая 2016 года на параде на Красной площади широкой публике был представлен танк нового поколения Т-14 на платформе «Армата».

Разрабатывался в рамках проекта «Боевые системы будущего», а также для участия в «сетецентрической войне». Под этим термином подразумевается военная доктрина, провозглашённая странами НАТО, представляющая собой координирование действий наступательных или оборонительных сил, объединённых в единую информационную сеть.

Т-14 стал первым в России стелс-танком. Корпус машины сконструирован из особого материала, который затрудняет распознавание техники основными известными радарными волнами и значительно сокращает расстояние, необходимое для захвата цели системами наведения ракет типа «Джавелин» или «Бримстоун».

Особенность танка в том, что экипаж полностью располагается в корпусе. Башня остаётся необитаемой, что способствует также защите членов расчёта в условиях боевых действий.

Комплекс «Армата» оборудован системой «Афганит», позволяющей перехватывать снаряды. Встроенная система формирования дымометаллических завес позволяет «ослепить» радиоуправляемые дроны и мины за счёт искажения сигнала упомянутыми частицами. Это, в свою очередь, не вредит сопровождающей боевую машину пехоте и технике.

Т-14 оснащён динамической бронёй, принцип которой основан на выстреливании бронепластины навстречу летящему снаряду. Считается, что данный способ бронирования также способен отражать выстрелы из противотанкового гранатомёта.

Технический прогресс не стоит на месте, каждый день в тайных лабораториях разрабатываются новые виды вооружения. Известно, что «Армата» поставлена на поточное производство вплоть до 2020 года. И прерывать «штамповку» инновационной техники не планируют даже в условиях кризиса.

Но какой будет новинка, способная превзойти Т-14, неужели футуристические шагающие танки? Время покажет.

Представляем вам обзор советского легкого танка второй эры - Т-80.

Характеристики Т-80

Кратко ознакомимся с характеристиками танка Т-80 : масса – 11,5 т, мощность двигателя – 170 л/с, максимальная скорость 42 км/ч, бронирование корпуса 45/25/25 мм, (соответственно – лоб/борта/корма), бронирование башни 35 мм по кругу. Орудие – 45-мм пушка с боекомплектом на 94 снаряда, которая способна опускаться вниз на 8 градусов, а подниматься вверх на 65 градусов, что очень хорошо для советского танка. Боекомплект насыщен различными снарядами, которые, правда, выглядят хуже, в сравнении с характеристиками снарядов других орудий, но о них речь пойдет позже.

Плюсы и минусы Т-80

Перейдем к более детальному осмотру машины. Как уже стало понятно из технических характеристик, наш танк очень зависит от тактики его применения. Казалось бы, все очень печально – броня не позволяет идти лоб в лоб на противника, пушка не дает наносить серьезный урон на дальних и средних дистанциях. Но, не стоит забывать, что мы рассматриваем легкий танк, который в условиях мощного противотанкового огня предназначен для проведения дерзких рейдов по тылам противника, преследования отступающих сил и поддержки более серьезных танков союзников. И Т-80 справляется с этой ролью на «отлично»!


Миниатюрный размер и динамика позволяют машине проникать во фланги и тылы противника незамеченным – в этом нам помогает мини-карта и артиллерийская поддержка. И если карта дает общее представление о расположении сил врага и позволяет выбрать удобное место для проникновения в тыл, то артудар можно использовать для разведки местности в непосредственной близости от себя – будь то какая-то скала или складка рельефа – везде, с помощью этого девайса вы можете узнать о наличии вражеской техники. Рекомендуется использовать артудар по прямому назначению и чем чаще, тем лучше. Мало того, что вы заставите нервничать вражеского танкиста или принудите его покинуть собственное укрытие, вы еще и, просто-напросто, можете уничтожить вражеский танк, который вдруг решит, что ему все нипочем. При этом, оставшись вне досягаемости огня противника, и, возможно даже, не дав обнаружить себя, что является очень важным фактором для легкого танка.

Тактика использования Т-80

Немаловажной составляющей успешной борьбы против бронетехники противника является выбор момента для атаки. Лучше всего для этого подходят танки, которые заняты перестрелкой с вашими союзниками. То есть – вы должны выбрать противника, который уже связан боем и, использую свою маневренность, обойти его с фланга или зайти в тыл и уже там реализовать свое орудие. Но, нужно быть осторожным, чтобы не попасть под огонь вражеских танков, которые могут прикрывать вашу цель.
Так же, можно сыграть от обратного – выехать на противника на полной скорости и навязать ему ближний бой, тем самым, подставив его под удар союзников. Это очень рискованный прием, но иногда он срабатывает против окопавшегося соперника, которого тяжело достать, стреляя с дистанции.
И, конечно же, лакомый кусочек для Т-80 – это одиночная цель. В этом случае залог успеха складывается из двух составляющих – эффект неожиданности и ближний бой. Скорострельность нашей пушки позволяет в такой ситуации перестреливаться с любым противником своей эры.

Поговорим о боекомплекте. Возить с собой рекомендуется и стоковые бронебойные каморные снаряды, и топовые подкалиберные. Бронебойные хороши в борьбе на ближних дистанциях с такими противниками, как Pz.IV и StuG III . Почему именно стоковые, а не следующие по исследованию? А потому, что они каморные и это означает, что в них есть взрывчатое вещество, и, соответственно, уничтожать ими вражескую технику проще. А вот следующие снаряды сплошные, а значит это просто кусок металла с сердечником внутри и наносить повреждения ими тяжелее.
Переходим к подкалиберным снарядам. Они пригодятся вам в борьбе с экранированными Pz.Kpfw. III Ausf. L , которые неплохо защищены от снарядов с небольшим пробитием, а остальным танкам вы сможете наносить повреждения уже на средних и дальних дистанциях. Соответственно, вы сможете заряжать нужные снаряды под различные танки и, тем самым, повышать боевую эффективность своего танка, что крайне полезно для команды в целом и для вас в частности.

Теперь предлагаем посмотреть видео с обзором Т-80 и тактикой его применения в игре War Thunder:

Особая благодарность Tredo за создание видео гайда


Поделитесь информацией с друзьями:

Основное достоинство Т-80БВ для перевооружённой русской армии 2020 года – это его газотурбинная силовая установка. Данный тип двигателя даёт преимущество в условиях холодного севера, пока дизельный танк только разогревается до рабочего состояния, газотурбинный уже уносит Т-80 с несравнимым ускорением вперёд на 15-20 км. Бездорожье покорилось этой 42-тонной машине до рекордной скорости 70 км/ч. Не страшна отечественному двигателю и мелкодисперсная пустынная пыль. Танк Т-80БВ надёжно защищён от высокоточного оружия керамбронёй и активным комплексом защиты, имеется спецпокрытие брони, снижающее заметность ЭПР для современных РЛС, скоростной, снарядами и ракетами поражает цели на дистанции 2, 5 и 10 км, на борту устанавливается и современная боевая система с централизованным программным управлением. По своим характеристикам Т-80 выпуска 2017-го превосходит лучшие танки мира, а в зимних условиях превосходит лучшие отечественные дизельные образцы. Т-80БВ надёжно служит 24 часа в сутки при температурах -50 и 50 0С. Его главный недостаток – дороговизна производства и 2-4 кратный расход топлива, поэтому только сейчас модернизируются Т-80, стоящие на вооружении и по 25 и по 30 лет. Свои уникальные боевые характеристики, некогда принадлежавшие исключительно Т-80-м, переданы танку Т-90 и Т-14.

История тяжёлого танкостроения России (СССР) – от КВ и ИС до Т-80 и Т-БВ

Для танкостроителей важно сочетание проходимости, боевой скорости, мощности и защищённости. В результате повышений этих характеристик лёгкие танки становились тяжелее, а тяжёлые легче. К началу 1950-х в самолётостроении газотурбинные двигатели вытеснили поршневые. Конструкторы танков СССР заинтересовались наработками, Ленинградское Кировское КБ начало разработку газотурбинных движителей, т.к. эти перспективные силовые установки обладали большей мощностью, улучшая тем самым ускорение и маневренность тяжёлых танков. За дело взялись многие советские танкостроительные КБ, в середине 1955-х ленинградцы под руководством Попова проводили работы под шифром проекта «объект 278». В 1960-м году работы над «объектом 278» прекратились, тяжёлые танки стали не нужны.

Через 10 лет советская армия получила основной танк Т-64А Харьковского КБ, планировалось строительство их на многих заводах, и тогда же Минобороны решило выпускать их с разными двигателями. Поэтому вспомнили о разработках Кировского института и поручили ему создать вариант Т-64А на газотурбинном двигателе. Работы возглавил Сергей Езотов, который уже спроектировал вертолётные двигатели для Ми-2 и Ми-8. Первый опытный образец вышел на испытания в 1969-м под кодом «объект 219» – будущий Т-80.

Сразу же выявился недостаток ходовой, т.к. от мощного скоростного двигателя разрушались катки и траки гусениц. При доработке конструкторы применили гусеницы с обрезиненной беговой дорожкой для опорных катков, а катки оборудовались широкими резиновыми бандажами. Как следствие: возросла плавность хода, снизились вибрации, уменьшился уровень шума ходовой части. Испытывался танк в разных климатических условиях, при -40 и при +50 0С.

В среднеазиатских пустынях обнаружили ещё одну важную проблему, в двигателе оседала губительная пыль, что стало основанием разработки надёжной воздухоочистки. Специальное устройство встряхивало турбину, и высокочастотными колебаниями пыль стряхивалась с лопаток, а через специальные форсунки двигатель ещё продувался сжатым воздухом.

В июле 1976-го доработанный Т-80 стал на вооружение. Его характеристики тех лет: экипаж 3 чел, масса 42 т, гладкоствольная пушка 125 мм для снарядов на 2 км, пулемёт 7,62 мм, зенитный пулемёт 12,7 мм, мощность силовой установки 1000 л.с., макс скорость 70 км/ч.

Уже тогда советские конструкторы отказались от заряжающего, что позволило сократить экипаж на 1 человека и обезопаситься от детонации в боевой кладке. Хвалёные Абрамсы и Леопарды – улучшенные «дедовские» прототипы гитлеровских танков 2-й мировой, не имеют заряжающих механизмов, танкисты НАТО доставляют снаряды к орудию вручную. Отечественная броня теперь состояла из многослойных комбинированных преград, керамики и стали – современная защита от большинства бронебойных, подкалиберных и фугасных снарядов.

class="eliadunit">

Особенности Т-80

Т-80 уступает остальным типам отечественных танков только в экономичности – это из-за высоких разгонных характеристик 1000-сильного двигателя. Зато, в условиях бездорожья, ходовая позволила мчаться на максимальных по мировым меркам скоростях. Зимой наш массовый танк просто не с чем было сравнивать, минусовые температуры никак не отразились на работе мотора при запуске. Танковое подразделение, поднятое по боевой тревоге, отличалось повышенной эффективностью, опережая своего врага на 15-20 км. Ещё есть одно достоинство газотурбинной установки – всеядность топлива, дизеля, бензина, керосина. Газотурбинные танки с прорезиненной ходовой обладают высокой скрытностью передвижения, но ограничены запасом хода, меньшим, в отличие от дизельных аналогов.

Неэкономичный в производстве и обслуживании танк (8 л/км вместо 2-4) приобрёл себе высокого покровителя в лице Дмитрия Устинова, который оценил высокие боевые характеристики Т-80. Глава оборонной промышленности лично курировал разработку и постановку на вооружение уникальной машины. Модернизация продолжалась непрерывно, в 1978-м над постановкой комплекса управляемого вооружения, что повысило боевые возможности уже Т-80Б, дальность стрельбы его новой пушкой 2А46М1 составила 5 км высокоточными ракетами 9М112 по движущимся и неподвижным наземным и низколетящим целям. Впервые в мире танк получил встроенную динамическую защиту от кумулятивных снарядов – новый Т-80БВ улучшенный по защищённости носовой, башенной и кормовой частей – это 50% поверхности. Тогда Т-80 превзошёл по защищённости западные аналоги, которые традиционно укрепляли свои танки толщиной брони.

Новый Т-80У – танк с усовершенствованным двигателем, получивший мощь вместо 1100 л.с. В 1993-м Т-80У покорил зрителей Абу-Даби своей маневренностью и скоростью, словно не ощущая многотонной тяжести, он летал по воздуху на расстояние до 10 м, откуда и появилось прозвище «летающий танк». В нём созданы лучшие для современных танков характеристики габаритов и массы, достигнуты высокие показатели огневой мощи. В РФ на сегодня 3-5 тысяч Т-80 разных модификаций. Версия Т-80УД сделана на Харьковском заводе – аналог советского Т-80У только с дизельным двигателем. Далее модернизация Т-80 получила 2 пути, один украинского производства, разрабатываемый для нужд Пакистана, другой российского, для собственных оборонных нужд. На сегодня есть разница в классе в пользу русского оружия, т.к. помимо улучшения

Технические характеристики

Силовая установка

ГТД – 1250 л.с. Аналогичный вертолётным двигателям, он при запуске издаёт характерный звук, за что прозван «реактивным танком». При работе же он наоборот выглядит бесшумным. В ГТД в отличие от дизельного мотора процессы протекают в потоке движущегося газа, поэтому нет потери мощности и проблем с запуском на морозе. Сжимаемый воздух вместе с топливом поступает в камеру сгорания, а далее при повышенном давлении образуются много газообразных веществ. Вращаемые таким образом лопатки передают уже механическую энергию.

Габариты

  • Длина - 6982
  • Ширина -3582
  • Высота - 2212
  • Клиренс - 541
  • Масса - 42,5т
  • Максимальная скорость по шоссе - 70 км/ч
  • Скорость по пересеченной местности - 40-45 км/ч
  • Запас топлива - 1840 л
  • Запас хода - до 500 км
  • Средний расход на км. - 3,7л
  • Экипаж - 3 чел.

Вооружённость Т-80БВ

По вооружённости Т-80БВ сравним с Т-72Б3 . Все работы будет проводить тот же ОАО «ОмскТрансмаш», который восстанавливал и модернизировал на своих мощностях Т-72 до уровня Т-72Б3. Активной защитой будет комплекс КАЗ «Арена». В металлокерамическом стелс-корпусе будет встроена защита ВДЗ «Контакт-5», вдвое лучше защищая танк от кумулятивных снарядов и в 1,5 раза лучше от подкалиберных. Системой связи станет радиостанция Р168-25У Акведук, для зашифрованного общения в радиусе 20 км. Возможно потребуется установка спутниковой связи.

  • Пушка 2А64М-5 с увеличенным количеством стабилизирующих устройств от воздействия люфта. В результате подойдут современные снаряды Свинец 1 и 2. Ствол таких пушек с низким изгибательным эффектом, есть термокожух для точности стрельбы при любой погоде. Откат с 2-мя тормозами. Автомат заряжания АЗ расчитан на 42 выстрела. Есть выбор в зависимости от целей. БПС (бронебойно-подкалиберные снаряды)
  • Советский ПКТМ 7,62 мм традиционный в танковых частях, боекомплект 2 тыс. патронов.
  • Крупнокалиберный зенитный пулемёт СНВ 12,7 мм – защита от низколетящих вертолётов и штурмовиков

class="eliadunit">

Разработчик: ГКБ под руководством Н.А.Астрова
Год начала работ: 1942
Год выпуска первого прототипа: декабрь 1942

Сразу после принятие на вооружение танка ГАЗ-70, и налаживании его серийного производства под обозначением Т-70, из строевых частей стали поступать тревожные донесения. Несмотря на усиленную, по сравнению с Т-40 и Т-60 бронезащиту и вооружение, новый танк по-прежнему был оснащен одноместной башней. Это крайне негативно сказывалось на работе экипажа, поскольку командир машины был вынужден в ходе боя одновременно отдавать приказы механику-водителю, вести стрельбу из пушки, самому подавать боепрпасы и самому её заряжать.

Решением этой проблемы занялись ещё весной 1942 году, но тогда разработанная инженерами КБ под руководством Астрова новая двухместная башня не была принята к установке на серийные Т-70 в виду многочисленных выявленных недостатков. В частности, особое внимание уделялось тесноте в боевом отделении, а также возросшей массе танка, что отрицательно сказалось на ходовой части и трансмиссии. Проведенные испытания серийного Т-70, догруженного до массы 11 тонн, полностью подтвердили сделанные расчеты — у танка лопались торсионы подвески, ломались траки, выходили из строя узлы и агрегаты трансмиссии. Тем не менее, с конца 1942 года в серийное производство поступила улучшенная модификация Т-70М, на которой большая часть недостатков была устранена. Кроме одноместной башни…

Новая башня, которая была установлена на опытный образец танка под индексом «080». В отличии от предцдущего проекта она имела сильно скошенный лобовой лист, что было сделано специально для достижеия максимальных углов обстрела в вертикальной плоскости. Этого требовала не только текущая фронтовая обстановка, где легкие танки части применялись для штурмов городских кварталов, но и отдельные чны командного состава. К примеру, этого требовал командующий Калининским фронтом генерал-лейтенант Конев, который хотел, чтобы легкие танки могли сами защищать себя от атак авиации противника.

Доработки были проведены в кратчайшие сроки, однако нововведения достались непросто. Для более удобного размещения орудия с возможностью зенитной стрельбы и двух членов экипажа пришлось уширить диаметр погона и сделать под наклонными гранями башни броневое кольцо-барбет толщиной 40-45 мм. Из-за более широкого погона башни стал невозможным демонтаж двигателя без предварительного съёма башни — броневое кольцо стало заходить на съёмную надмоторную броневую плиту.

Ходовую часть оставили прежней, с пятью опорными катками на борт оснащенными индивидуальной торсионной подвеской, тремя поддерживающими роликами, передним ведущим и задним направляющим колесом. На танке использовалась стандартная мелкозвенчатая гусеница от Т-70, состоящая из 80 траков шириной 300 мм.

Электропроводка в танке Т-80 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 12 В) были генератор ГТ-500С с реле-регулятором РРК-ГТ-500С мощностью 500 Вт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 3-СТЭ-112 общей ёмкостью 112 А\ч.

Изменилась силовая установка — вместо двигателя ГАЗ-203 установили форсированную ГАЗ-203Ф, представлявшую собой спарку из двух моторов ГАЗ-80 мощностью 85 л.с. каждый. Танк оснащался механической трансмиссией, которая состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, 4-ступенчатой 5-скоростной КПП, карданного вала, главной конической передачи, двух многодисковых бортовых фрикционов с сухим трением, ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух простых однорядных бортовых редукторов.

Вооружение «080» осталось прежним (45-мм пушка 20К с длиной ствола 46 калибров и 7,62-мм пулемет ДТ), за исключением того, что спаренная пулеметно-пушечная установка получила увеличенные углы обстрела в вертикальной плоскости, которые составили от -8° до +65°. Боекомплект для пушки был доведен до 94 снарядов (по другим данным — до 100). Несмотря на кажущуюся устарелость полуавтоматическая пушка 20К оказалась очень удачной и выпускалась практически всю войну. Она имела небольшие габариты и подходила для установки на любой танк легкого типа, выпущенного после 1941 года. Единственным большим недостатком этого орудия была недоработка механизма полуавтоматики — при выстреле осколочным снарядом откат ствола был несколько меньшим и механизм не срабатывал, поэтому командиру танка приходилось вручную доставать стреляную гильзу из патронника, что снижало скорострельность с 15 до 7-10 выстрелов в минуту. Практическая дальность стрельбы 20К составляла 3600 метров, максимальная — 6000 метров. Весьма неплохими были и баллистические характеристики. При стрельбе бронебойными снарядами (БР-240 или Б-240) с дистанции 1000 метров пробивался 35-мм броневой лист установленный под углом 90°, и 28-мм броневой лист установленный под углом 60°. После принятия на вооружение подкалиберного снаряда БР-240П эти показатели увеличились до 72 и 59-мм соответственно. Больше того при наилучших условиях, когда стрельба велась с дистанции 100 метров и меньше, подкалиберный снаряд пробивал 96-мм вертикально установленный лист брони. Таким образом, пушка 20К в бою на близких дистанциях была очень сильным противником для всех средних и легких танков противника. также экипаж снабжался одним пистолет-пулемётом ППШ с 3 дисками (213 патронов) и 12 ручными гранатами Ф-1. В ряде случаев к этому вооружению добавлялся пистолет для стрельбы сигнальными ракетами.

Танк снабжался двумя типами прицелов: ТМФ-1 для стрельбы по наземным целям и коллиматорным К-8Т для стрельбы по воздушным целям и верхним этажам зданий.

Радиооборудование состояло из радиостанции 12РТ и внутреннее переговорное устройство ТПУ на 3 абонента.

Корпус танка, как и схема бронирования, не претерпели значительных изменений, за исключением того, что толщина бортовых бронелистов была доведена до 25 мм.

Испытания нового танка завершились в декабре 1942 г. и имели лишь частичный успех. По основным показателям «080» не отличался от серийного Т-70, отличаясь только улучшенными секторами обстрела в вертикальной плоскости и менее нагруженным двигателем. Больше «выжать» из конструкции танка было проблематично, поэтому в начале 1943 года было принято решение о принятии на вооружение «080» под обозначением Т-80.

Производство новой машины наладили на заводе №40 в Мытищах, где с февраля по октябрь 1943 года удалось собрать от 75 до 85 единиц.
В ряде зарубежных источников встречается цифра в 120 танков, но скорее всего в это количество включались модифицированные Т-70М последних серий. Дальнейшее производство Т-80 было остановлено в связи с большей потребностью фронта в самоходных орудиях СУ-76М и отказом от дальнейшего развития танков легкого типа.

О боевом применении танков Т-80 известно немного. Едва эти машины стали поступать на вооружение, как с ноября 1943 года организационно-штатная структура была пересмотрена в сторону их исключения их состава танковых бригад (единые штаты № 010/500 - 010/506), а 4 марта 1944 года Генеральным штабом РККА была выпущена директива № Орг/3/2305 об исключении Т-70 из состава танковых полков. Другими словами, командование РККА, учитывая опыт использования легкиз танков, собиралось полностью отказаться от них, заменив Т-70 и Т-80 на бронемашины.

Тем не менее, в 1944 году несколько танков этого типа поступили в распоряжение нескольких танковых подразделений (самоодно-артиллерийских полков) действовавших на территории Западной Украины и Венгрии и использовались в качестве разведывательных, в то время как остальная часть Т-80 оставалась во второй линии. Также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из ремонта. После завершения войны сохранившиеся танки были переданы в учебные части и в скором времени отправлены на слом.

Источники:
Свирин М.Н. «Стальной кулак Сталина. История советского танка. 1943-1955». Эксмо, 2007
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
Т-80 обр.1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 11600 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4285
Ширина, мм 2420
Высота, мм 2170
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К и один 7,62-мм пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 94-100 выстрелов и 1008 патронов для ДТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел ТМФ-1 и К-8Т
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 35 мм (верхний лист)
лоб корпуса – 45 мм (нижний лист)
борт корпуса – 25 мм
корма — 25 мм (верхний лист)
корма — 15 мм (нижний лист)
башня – 35 мм
крыша башни — 10-15 мм
крыша корпуса — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ спаренная установка ГАЗ-203Ф, карбюраторная, 12-цилиндровая, суммарной мощностью 170 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 42 км\ч по шоссе
20-25 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 320 км (по шоссе)
250 км (по проселку)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 34°
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 12РТ со штыревой антенной

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились всё более эффективными.

Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 - 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие - гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.

Период 1930-х для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Существовали самые различные идеи и концепции: от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков «Т-28» и «Т-35», предназначенных для прорыва укреплений противника.

«Т-28» неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя «В-2», который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжёлые танки. Так, ещё 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Иван Лихачёв докладывали в ЦК ВКП (б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках «Т-34» и «КВ».

Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развёрнуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х.

Отказ от лёгких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».

Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом танк сыграл важную роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали лёгкие танки «Т-70» и «Т-80» с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой.

Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство лёгких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

«Тридцатьчетвёрки»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков - если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась - требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал «Т-34/76» и «Т-34/85».

«Т-34» стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тыс. «тридцатьчетвёрок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тыс., а немецких «Т-IV» - около 9,5 тыс.

Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья.

Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот - САУ начинают играть значительную роль и запускается их массовое производство.

После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжёлые и средние танки, а с начала 1960-х наметился переход к созданию основного танка.

В СССР 1970-1980-х, по сути, было три основных танка. Первым стал «Т-64» (выпускался в Харькове) - принципиально новая машина, в которой был воплощён целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе «Т-80», там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развёрнуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал «Т-72», который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство. Прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешёвые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.