История танка T30. T30 Тяжелый танк Т 30 какие модули ставить

Тяжелый танк Т29. Разработка этой машины началась в марте 1944 г. с целью создать тяжелый танк, превосходя¬щий по огневой мощи и защищенности Т26ЕЗ (М26). Он должен был получить трансмиссию типа «Кросс-Драйв» и двигатель «Форд», форсированный до 750 л.с. Постройку опытных машин одобрили в сентябре 1944 года ...

В конце Второй Мировой Войны американские специалисты разработали тяжелый танк Т29. В основном танк разрабатывался с целью проверки конструктивных решений установки на боевую машину пушки калибра 105 мм. Танк Т29 разрабатывался в 1944 году на основе танка М26 Першинг и имел классическую компоновку с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, передним расположением отделения управления и боевым отделением в середине корпуса, включающим в себя и башню. Башня тяжелого танка Т29 несколько изменена по сравнению с башней среднего танка М26 Першинг. В башне на специальных цапфах устанавливалась 105-мм нарезная пушка T5E2. Дополнительным вооружением служили два спаренных с пушкой 12,7-мм пулемета M2HB и один 7,62-мм курсовой пулемет M1919A4. Танк Т29 оснащался телескопическим прицелом T143E1 и перископическим прицелом M10E9, а также имел оборудование для ведения огня из укрытий. Танк Т29 имел бронированный сварной корпус из гомогенной брони толщиной от 51 мм сзади до 101,6 мм спереди. Ходовая часть танка Т29 имела индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, шестью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). Система пожаротушения тяжелого танка Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя.


В марте 1945 года армия США сделала заказ на 1200 тяжелых танков Т29. Но впоследствии, ближе к окончанию Второй мировой войны, этот заказ был аннулирован. В итоге танк Т29 остался лишь опытным образцом.

Тактик о-технические характеристики тяжелого танка Т29


Масса 63,05 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм



Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 105-мм нарезная пушка T5E2, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB


Тяжелый танк Т30. В годы Второй мировой войны на базе опытного тяжелого танка Т29 был разработан тяжелый танк Т30. Тяжелый танк Т30 имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и средним расположением боевого отделения вместе с башней. Бронированный корпус танка Т30 имел толщину лобовой брони до 102 мм верхнего листа и 70 мм - нижнего. Корпус имел рациональные углы наклона. Лобовая броня башни достигала 178 мм, ее борта - 127 мм и корма башни имела толщину брони 102 мм.


В башне крепилась 155-мм нарезная пушка Т7, имевшая маску толщиной брони от 203 до 279 мм. Углы вертикального наведения пушки составляли от -10° до +15°. Дополнительным вооружение тяжелого танка Т30 был 7,62-мм курсовой пулемет и два 12,7-мм пулемета, спаренных с пушкой. Для стрельбы из орудия использовались телескопический T143E1 и перископический M10E9 прицелы. Танк Т30 оснащался специальными приспособлениями для стрельбы из закрытых позиций. Тяжелый танк Т30 имел индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, семью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт). Система пожаротушения тяжелого танка Т30, как и Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя. Тяжелый танк Т30 имел 6 членов экипажа - механик-водитель, помощник механика-водителя (он же стрелок из курсового пулемета), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и его помощнику обеспечивалась перископическими приборами М13, наводчику - перископическим прибором М10Е9 и командиру - перископическим прибором М15.


В 1945-1947 годах было построено 2 прототипа тяжелого танка Т30, которые прошли испытания в 1948 году на Абердинском полигоне, но на вооружение так и не были приняты.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т30

Длина с пушкой вперед 10,897 м, длина корпуса 7,61 м, ширина 3,802 м, высота 3,223 м
Масса 64,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 102/70-51/76-51/19 мм, горизонтальное 38-13/25 мм, башня вертикальное 178-127-102 мм, крыша башни 38 мм, маска пушки 203-279 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин
Максимальная скорость 35 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 155-мм нарезная пушка М7, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB
Боекомплект: 34 выстрелов 155-мм, 2050 патронов 7,62-мм, 3170 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,86 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Тяжелый танк Т32. В конце 1945-го года на базе опытного тяжелого танка Т29 был разработан тяжелый танк Т32. Танк Т32 имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и средним расположением боевого отделения вместе с башней. Внешне танк Т32 почти ничем не отличался от тяжелого танка Т29. Он имел бронированный корпус с толщиной лобовой брони до 127 мм верхнего листа и 102 мм - нижнего с рациональными углами наклона броневых листов. Толщина бортов корпуса достигала 76 мм спереди и 51 мм в корме. Толщина брони кормы составляла 51 мм верхнего бронелиста и 19 мм - нижнего. Лобовая броня башни равнялась 114 мм, ее борта и корма - по 76 мм.


В башне устанавливалась 90-мм нарезная пушка Т15Е1 с вертикальными углами наведения от -10° до +20°. Пушка обеспечивала темп стрельбы 9 выстрелов в минуту и бронепробиваемость - до 221 мм гомогенной брони. Дополнительным вооружение танка Т32 были два 7,62-мм пулемета M1919A4 и 12,7-мм пулемет M2HB. Два пулемета - спаренные с пушкой. Для стрельбы из орудия использовались телескопический T143E1 и перископический M10E9 прицелы. Тяжелый танк Т32 оснащался специальными приспособлениями для стрельбы из укрытий. Тяжелый танк Т32 имел аналогичную Т29 ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, восемью спаренными опорными катками, шестью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон имеются амортизаторы. В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Ford GAC", впоследствии замененый на двигатель "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин. Система пожаротушения тяжелого танка Т32, как и Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя. Тяжелый танк Т32 комплектовался 6 членами экипажа - механик-водитель, стрелок-радист (он же помощник механика-водителя), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и стрелку-радисту обеспечивалась перископическими приборами М13, наводчику - перископическим прибором М10Е9 и командиру - перископическим прибором М15. Т32Е1 был аналогичен Т32 за исключением того, что литую лобовую часть корпуса заменили сварной, а лобовой пулемет убрали.


Танк Т32 оснащался танковым переговорным устройством 4 AN/VIA-1 и радиостанцией SCR 508 или SCR 528. Тяжелый танк Т32 серийно не выпускался.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т32

Длина корпуса 7,07 м, ширина 3,51 м, высота 2,78 м
Масса 53,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 127/102-76/51-51/19 мм, горизонтальное 38-25/13 мм, башня вертикальное 114-76-76 мм, крыша башни 38 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин
Максимальная скорость 36 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 90-мм нарезная пушка Т15Е1, два 7,62-мм пулемета M1919A4, 12,7-мм пулемет M2HB
Боекомплект: 54 выстрелов 155-мм, 4500 патронов 7,62-мм, 1000 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,82 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Тяжелый танк Т34. Артиллерийский Департамент США, в начале 1945 года изучив возможность использования 120-мм зенитной пушки Т53, которая значительно превосходила по бронепробиваемости 105-мм пушку Т5Е1 и 155-мм пушку Т53, рекомендовал 17 мая 1945 года установить ее на два пилотных танка Т30 и переименовать их в тяжелый танк Т34. Рекомендация Артиллерийского Департамента была одобрена 31 мая 1945 года. Согласно рекомендации на тяжелый танк Т34 должен был устанавливаться авиационный двигатель "Аллисон" V-1710, однако после было решено использовать для нового танка Т34 корпус тяжелого танка Т30 с его двигателем "Континентал" AV-1790.


Внешне тяжелый танк Т34 мало чем отличался от опытных образцов Т29 и Т30, кроме более длинного 120-мм орудия Т53 (длина ствола 7,68 м). Для уравновешивания такой длинной пушки сзади башни приваривался броневой лист толщиной 101,6 мм. Пушка имела раздельное заряжание. Полный вес выстрела составлял 50 кг, а снаряда - 23 кг. Боекомплект состоял из 34 выстрелов. Танк комплектовался двумя заряжающими, которые обеспечивали темп стрельбы 5 выстрелов в минуту. Пушка имела вертикальные углы наведения от -10° до +15°. В отличие от среднего танка М26 Першинг пушка Т53 не имела системы стабилизации. Для прицельной стрельбы из орудия использовались телескопический T143E2 и перископический M10E10 прицелы, а для ведения огня из укрытий служил указатель азимута Т19, квадрант вертикального наведения М9 и квадрант наводчика М1.

В ходе испытаний тяжелого танка Т34 на Абердинском полигоне и в Форт Ноксе всплыла серьезная проблема с критической загазованностью башни уже после нескольких выстрелов. Кроме того наблюдалась обратная вспышка при выстреле, влекущая за собой травмирование экипажа. Это вызвано тем, что при выбросе стреляной гильзы несгоревшие газы затягивались внутрь башни, где и воспламенялись. Для устранения этой проблемы была сконструирована специальная система продувки ствола сжатым воздухом, хотя это должного эффекта не принесло. Тогда было решено устанавливать на срезе ствола специальный эжектор, вытягивающий газы из канала ствола. Вокруг дульного среза устанавливалась цилиндрическая камера, а в стенках ствола проделывались отверстия, направленные в камеру под углом в строну дульного среза ствола. При вылете снаряда из ствола давление в канале ствола резко падало, а высокое давление в камере создавало тягу в сторону дульного среза, вытягивая пороховые газы через отверстия. Эта система оказалась весьма эффективной.

Корпус тяжелого танка Т34 изготовлен из гомогенной брони, имеющей рациональные углы наклона, толщиной до 102 мм в лобовой части верхнего листа и 70 мм - нижнего. Борта корпуса имели толщину от 51 мм сзади до 76 мм спереди, а корма - от 19 мм до 51 мм. Крыша корпуса имела броню 38 мм, а днище - 25 мм спереди и 13 мм сзади. Лобовая броня башни имела толщину 178 мм, борта - 127 мм, корма - 203 мм и крыша - 38 мм. Маска пушки имела толщину 203-279 мм.

В башне танка Т34 крепилась 120-мм нарезная пушка Т53 на лафете Т125. Пушка имела ручное заряжание. Углы вертикального наведения пушки составляли от -10° до +15°. Дополнительным вооружение тяжелого танка Т34 был 7,62-мм курсовой пулемет M1919A4 и три 12,7-мм пулемета M2HB, один из которых - зенитный, устанавливаемый на крыше башни, два других - спаренные с пушкой.

Танк Т34 насчитывал 6 членов экипажа - механик-водитель, помощник механика-водителя (он же стрелок из курсового пулемета), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и его помощнику обеспечивали перископические приборы М13, наводчику - перископический прибор М10Е10 и командиру - перископический прибор М15.

В моторно-трансмиссионном отделении танка Т34 размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790-3, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин. Емкость топливных баков составляет 1211 литров.


Ходовая часть танка Т29 имела индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, семью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). Тяжелый танк Т34 имел систему пожаротушения, включающую в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя с окисью углерода и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т34

Длина корпуса 7,62 м, ширина 3,81 м, высота 3,23 м
Масса 64,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 102/70-51/76-51/19 мм, горизонтальное 38-13/25 мм, башня вертикальное 178-127-102 мм, крыша башни 38 мм, маска пушки 203-279 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения, мощностью 704 л.с. (518 кВт)
Максимальная скорость 35 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 120-мм нарезная пушка Т53, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB
Боекомплект: 34 выстрелов 155-мм, 2050 патронов 7,62-мм, 3170 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,86 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

В сентябре 1944 года (Наблюдательный комитет по боеприпасам) Ordnance Committee Minutes инициировал постройку и испытание четырех прототипов тяжелых танков. Два из них должны были оснащаться 105-мм орудием Т5Е1 и впоследствии стали известны под обозначением Т29, а другие два получили более мощное 155-мм орудие Т7 и стали обозначаться как Т30. В отличии от исходной модели основным назначением этого танка стала борьба с укреплениями, так что по современной терминологии Т30 скорее относился к классу «штурмовых». Для доработки не стали строить новые танки, а «заимствовали» два из восьми уже готовых Т29 так называемой «пилотной» серии.

Вполне естественно, что обе модификации танка отличались друг от друга только в деталях, относящихся установки различных артиллерийских систем. Так, ходовая часть Т30, применительно на один борт, включала следующие элементы:

  • 8 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской;
  • 7 поддерживающих колес малого диаметра;
  • переднее направляющее колесо;
  • заднее ведущее колесо;
  • крупнозвенчатая гусеница типа Т80Е1 с траками шириной 711 мм и шагом 152 мм.

Корпус танка изготовлялся из броневых листов дифференцированной толщины, которые соединялись между собой при помощи сварки. Сравнительно с Т29З ащищенность танка Т30 была повышена за счет значительного усиления бронирования. Достаточно сказать, что толщины лобовой брони корпуса была доведена до 132-174 мм. Компоновка корпуса была классической, с передним расположением отделения управления, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным отделением в задней. Полный экипаж танка состоял из 6 человек: водитель, командир, помощник водителя, наводчик и два заряжающих.

Основное вооружение, состоявшее из 155-мм пушки Т7 в установке Т124, устанавливалось в носовой части массивной сварной башни. В фронтальной проекции башня танка имела исключительно сильное бронирование: маска пушки – 203-279 мм, лоб – 206 мм, борта – 127 мм, корма – 102 мм, крыша – 38 мм. То есть, теоретически, Т30 мог выдержать обстрел не только из наиболее распространенных 75-мм и 88-мм немецких противотанковых орудий. На дистанции более 1 км лобовая броня американского танка не пробивалась даже из сверхмощного 128-мм противотанкового орудия PaK44. В то же время американская пушка Т7 с длиной ствола 40 калибров (6197 мм, полная масса орудия – 383 кг) могла поражать любой немецкий серийный танк практически на любой дистанции, так что в данной отношении соблюдался некий паритет. Впрочем, из-за большого калибра, боезапас оказался невелик – всего 34 выстрела.

Дополнительное вооружение танка включало два 12,7-мм пулемет Colt-Browning M2HB (один в установке Т123) и один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919A4. Боекомплект для пулеметов обеих типов составил 2200 и 2500 патронов соответственно. В укладке перевозился автомат Thompson калибра 11,43-мм с боекомплектом 1030 патронов и 12 ручных гранат.

Состав приборов прицеливания и наблюдения был достаточно разнообразным. Для наблюдения за окружающей обстановкой командир танка располагал командирской башенкой с шестью смотровыми приборами M15 Plus защищенными бронестеклами. Помимо бинокулярного прицела T143E1, был также включен перископ M10E9. В боевом положении водитель и его помощник использовали перископические приборы типа М13. Радиооборудование включало танковую приёмо-передающую радиостанцию типа SCR 508 или SCR 528 и переносную SCR AN/VRC-3, установленные в кормовой нише башни.

Танк Т30 оснащался бензиновым двигателем воздушного охлаждения Continental AV-1790-3, развивавшего мощность 810 л.с. при 2800 об\мин, и механической трансмиссией, в состав которой входила коробка передач CD-850-X (впоследствии она стала основной для некоторых послевоенных американских танков на протяжении следующих 20 лет).

Постройка опытного образца Т30 немного затянулась и к моменту его появления война в Европе уже закончилась. Фактически, это означало что для 155-мм орудия не осталось достойных целей. Тем не менее, на Тихом океане ещё продолжалась война с Японией, где мощная танковая артсистема могла найти себе применение в борьбе с береговыми и полевыми укреплениями.

Испытания прототипа Т30 начались в июне 1945 года на Абердинском полигоне (Мэриленд), куда месяцем ранее был доставлен Т29. Очень быстро выяснилось, что помимо избыточной мощности орудие Т7 обладает целым рядом недостатков, одним из которых являлась крайне низкая скорострельность – всего 2 выстрела в минуту даже с использование полуавтоматической системы заряжания. Состав боекомплекта, в который входили только осколочно-фугасные выстрелы массой 43 кг (начальная скорость составляла 717 м\с), также трудно было назвать оптимальным. К тому же, Т30 оказался явно перетяжеленным. С «пустой» массой порядка 64692 кг и удельным давлением на грунт порядка 0,865 кг\см.кв. он практически догнал «королевского тигра», но если немецкий танк уже был доведен до серийного производства, то американский образец ещё только предстояло «довести до ума».

Одной из первых попыток модернизация стало введение автоматической системы заряжания. Обновленный танк был вновь представлен на испытания 24 июня 1945 года уже под новым обозначением Т30Е1. Разумеется, автоматика в некоторой мере облегчила процесс заряжания орудия, но её схема оказалась весьма сложной. Система заряжания была электрической и включала горизонтальный автоматический балансир, возвращавший орудие в исходное положение после выстрела, а также автоматический эжектор использованных гильз. Единственным визуальным отличием стало только отверстие в башне, предназначенное для гильзосброса. Модернизированное орудие получило обозначение Т7Е1, а его установка сменила название на Т124Е1.

Несмотря на все приложенные усилия стало ясно, что Т30 из опытной стадии не выйдет. Рекомендация оснастить танк орудием калибра 120 мм так и не была выполнена – к тому времени более приоритетными стали другие проекты. Единственный прототип тяжелого танка Т30 вначале отправили на временное хранение, но в скором времени его передали танковому музею в Форт Нокс, где он находится по настоящий момент.

Статья взята с http://aviarmor.net/tww2/tanks/usa/heavy_t30.htm

Официальное обозначение: T30 Heavy Tank
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1944 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построено 2 прототипа.

Как известно, в сентябре 1944 года (Наблюдательный комитет по боеприпасам) Ordnance Committee Minutes инициировал постройку и испытание четырех прототипов тяжелых танков. Два из них должны были оснащаться 105-мм орудием Т5Е1 и впоследствии стали известны под обозначением Т29, а другие два получили более мощное 155-мм орудие Т7 и стали обозначаться как Т30 . В отличии от исходной модели основным назначением этого танка стала борьба с укреплениями, так что по современной терминологии Т30 скорее относился к классу «штурмовых». Для доработки не стали строить новые танки, а «заимствовали» два из восьми уже готовых Т29 так называемой «пилотной» серии.

Вполне естественно, что обе модификации танка отличались друг от друга только в деталях, относящихся установки различных артиллерийских систем. Так, ходовая часть Т30, применительно на один борт, включала следующие элементы:

— 8 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской;

— 7 поддерживающих колес малого диаметра;

— переднее направляющее колесо;

— заднее ведущее колесо;

— крупнозвенчатая гусеница типа Т80Е1 с траками шириной 711 мм и шагом 152 мм.

Корпус танка изготовлялся из броневых листов дифференцированной толщины, которые соединялись между собой при помощи сварки. Сравнительно с Т29З ащищенность танка Т30 была повышена за счет значительного усиления бронирования. Достаточно сказать, что толщины лобовой брони корпуса была доведена до 132-174 мм. Компоновка корпуса была классической, с передним расположением отделения управления, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным отделением в задней. Полный экипаж танка состоял из 6 человек: водитель, командир, помощник водителя, наводчик и два заряжающих.

Основное вооружение, состоявшее из 155-мм пушки Т7 в установке Т124, устанавливалось в носовой части массивной сварной башни. В фронтальной проекции башня танка имела исключительно сильное бронирование: маска пушки – 203-279 мм, лоб – 206 мм, борта – 127 мм, корма – 102 мм, крыша – 38 мм. То есть, теоретически, Т30 мог выдержать обстрел не только из наиболее распространенных 75-мм и 88-мм немецких противотанковых орудий. На дистанции более 1 км лобовая броня американского танка не пробивалась даже из сверхмощного 128-мм противотанкового орудия PaK44. В то же время американская пушка Т7 с длиной ствола 40 калибров (6197 мм, полная масса орудия – 383 кг) могла поражать любой немецкий серийный танк практически на любой дистанции, так что в данной отношении соблюдался некий паритет. Впрочем, из-за большого калибра, боезапас оказался невелик – всего 34 выстрела.

Дополнительное вооружение танка включало два 12,7-мм пулемет Colt-Browning M2HB (один в установке Т123) и один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919A4. Боекомплект для пулеметов обеих типов составил 2200 и 2500 патронов соответственно. В укладке перевозился автомат Thompson калибра 11,43-мм с боекомплектом 1030 патронов и 12 ручных гранат.

Состав приборов прицеливания и наблюдения был достаточно разнообразным. Для наблюдения за окружающей обстановкой командир танка располагал командирской башенкой с шестью смотровыми приборами M15 Plus защищенными бронестеклами. Помимо бинокулярного прицела T143E1, был также включен перископ M10E9. В боевом положении водитель и его помощник использовали перископические приборы типа М13. Радиооборудование включало танковую приёмо-передающую радиостанцию типа SCR 508 или SCR 528 и переносную SCR AN/VRC-3, установленные в кормовой нише башни.

Танк Т30 оснащался бензиновым двигателем воздушного охлаждения Continental AV-1790-3, развивавшего мощность 810 л.с. при 2800 об\мин, и механической трансмиссией, в состав которой входила коробка передач CD-850-X (впоследствии она стала основной для некоторых послевоенных американских танков на протяжении следующих 20 лет).

Постройка опытного образца Т30 немного затянулась и к моменту его появления война в Европе уже закончилась. Фактически, это означало что для 155-мм орудия не осталось достойных целей. Тем не менее, на Тихом океане ещё продолжалась война с Японией, где мощная танковая артсистема могла найти себе применение в борьбе с береговыми и полевыми укреплениями.

Испытания прототипа Т30 начались в июне 1945 года на Абердинском полигоне (Мэриленд), куда месяцем ранее был доставлен Т29. Очень быстро выяснилось, что помимо избыточной мощности орудие Т7 обладает целым рядом недостатков, одним из которых являлась крайне низкая скорострельность – всего 2 выстрела в минуту даже с использование полуавтоматической системы заряжания. Состав боекомплекта, в который входили только осколочно-фугасные выстрелы массой 43 кг (начальная скорость составляла 717 м\с), также трудно было назвать оптимальным. К тому же, Т30 оказался явно перетяжеленным. С «пустой» массой порядка 64692 кг и удельным давлением на грунт порядка 0,865 кг\см.кв. он практически догнал «королевского тигра», но если немецкий танк уже был доведен до серийного производства, то американский образец ещё только предстояло «довести до ума».

Одной из первых попыток модернизация стало введение автоматической системы заряжания. Обновленный танк был вновь представлен на испытания 24 июня 1945 года уже под новым обозначением Т30Е1 . Разумеется, автоматика в некоторой мере облегчила процесс заряжания орудия, но её схема оказалась весьма сложной. Система заряжания была электрической и включала горизонтальный автоматический балансир, возвращавший орудие в исходное положение после выстрела, а также автоматический эжектор использованных гильз. Единственным визуальным отличием стало только отверстие в башне, предназначенное для гильзосброса. Модернизированное орудие получило обозначение Т7Е1, а его установка сменила название на Т124Е1.

Несмотря на все приложенные усилия стало ясно, что Т30 из опытной стадии не выйдет. Рекомендация оснастить танк орудием калибра 120 мм так и не была выполнена – к тому времени более приоритетными стали другие проекты. Единственный прототип тяжелого танка Т30 вначале отправили на временное хранение, но в скором времени его передали танковому музею в Форт Нокс, где он находится по настоящий момент.

Источники:
«Британские и американсие танки Второй Мировой войны» П.Чемберлен и К.Элис. АСТ\Астрель. Москва. 2003
P.Chamberlen and C.Ellis «British and American Tanks of World War Two», Silverdale Books, 2004
R.P.Hunnicutt «A History Of The American Heavy Tank» Feist Publications, 1987
R.J.Icks «A History Of The American Heavy Tank», AFV Weapons Profile, №41
Бронесайт: Американские тяжелые танки

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
Т30 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 64692 кг (пустой)
70000 кг (полная)
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10897 (с орудием)
7610 (по корпусу)
Ширина, мм 3220
Высота, мм 3800
Клиренс, мм 477,5
ВООРУЖЕНИЕ одна 155-мм пущка Т7, два 12,7-мм пулемета Colt-Browning M2HB, один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919A4 и один 11,43-мм автомат Thompson
БОЕКОМПЛЕКТ 34 осколочно-фугасных выстрела
2200 патров для 12,7-мм пулеметов
2500 патронов для 7,62-мм пулемета
1030 патронов для 11,43-мм автомата
12 ручных гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ бинокулярный прицел T143E1, перископ М10Е9, смотровые приборы M15 Plus и М13
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 174 мм
лоб корпуса (низ) — 132 мм
борта (передняя часть) — 76 мм
борта (задняя часть) — 51 мм
корма (верх) — 52 мм
корма (низ) — 40 мм
крыша корпуса — 38 мм
днище (передняя часть) — 25 мм
днище (задняя часть) — 18 мм
маска орудия — 203-278 мм
лоб башни — 206 мм
борт башни — 127 мм
борта башни — 102 мм
крыща башни — 38 мм
ДВИГАТЕЛЬ Continental 1790-3, бензиновый, 12-цилиндровый, рабочим объёмом 29360,7 см.куб., мощностью 810 л.с. при 2800 об\мин, запас топлива 1211 литров
ТРАНСМИССИЯ CD 850-1, механического типа 3-ступенчатая КПП, дисковые тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 7 поддерживающих колес, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница Т80Е1 с траками шириной 711 мм и шагом 152 мм
СКОРОСТЬ 35 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 161 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 60°
Высота стенки, м 0,66
Глубина брода, м 1,067
Ширина рва, м 1,905
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции SCR508 или SCR 528 и SCR AN/VRC-3

Танк Т-40С с пулемётным вооружением

Танк Т-40С являлся сухопутным вариантом разработанного до Великой Отечественной войны плавающего танка Т-40. Он был спроектирован в июле 1941 г. в Москве в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. С июля по сентябрь 1941 г. танк находился в серийном производстве на заводе № 37. Всего было выпущено 136 танков Т-40С, из них 44 машины были отправлены на московский завод "Компрессор" под монтаж реактивных установок. Танки участвовали в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. В качестве учебных машин сохранившиеся танки использовались в войсках до 1946 г.

Танк Т-40С отличался от танка Т-40 отсутствием водоходного движителя. С машины были демонтированы: гребной винт с карданным валом, коробка отбора мощности, водоходные рули, водооткачивающий (трюмный) насос, теплообменник, волноотражательный щиток и компас, а впоследствии и радиостанция. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии и предусматривала пять отделений: трансмиссионное, управления, боевое, моторное и кормовое. Боевое отделение и отделение управления были совмещены и находились в средней части корпуса машины у левого борта. Справа от них располагалось моторное отделение. Трансмиссионное отделение находилось в носовой части корпуса. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. В средней части корпуса на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними и их взаимозаменяемость. Посадка и выход экипажа производились через люки, расположенные в крыше отделения управления и башни, закрывавшиеся откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк.

Танк был вооружён спаренной установкой пулемётов: 12,7-мм ДШК обр. 1938 г. и 7,62-мм ДТ, располагавшихся в броневой маске в амбразуре вращающейся башни. Длина ствола пулемёта ДШК составляла 78,7 калибра, высота линии огня - 1590 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в диапазоне от -8 до +25 o . Стрельба из пулемётов велась с использованием оптического прицела ТМФП или дублирующего механического прицела. Для наводки спаренной установки использовались шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки). Ведение огня из пулемёта ДШК обеспечивалось нажатием на кнопку предохранителя, располагавшуюся на рукоятке механизма поворота башни и опускании рукоятки вниз. Прекращение стрельбы - возврат рукоятки механизма поворота башни в верхнее положение. Стрельба из пулемёта ДТ обеспечивалась аналогичными действиями с рукояткой подъёмного механизма спаренной установки. В боекомплект пулемёта ДШК входили 500 патронов с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной пулей Б-32, а также с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ. Начальная скорость пули составляла 850 м/с, боевая скорострельность - 80 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы - 3500 м. Непрерывное питание пулемёта ДШК патронами осуществлялось из кольцевого короба башни. Патрон с бронебойной пулей Б-30 предназначался для поражения бронированных целей на дистанции до 400 м, а патрон с бронебойно-зажигательной пулей - для поражения бронированных целей на дистанции до 500 м и воспламенения бензина за бронёй. Для повышения бронепробиваемости основного оружия в боекомплект машины были введены 12,7-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей БС-41, которая обладала повышенным бронебойным действием по сравнению с пулями Б-30 и Б-32. Боекомплект к пулемёту ДТ состоял из 2016 патронов (32 диска).


Танк Т-40С с пушечно-пулемётным вооружением

С января 1942 г. на танках Т-40С, поступавших в ремонт, вместо пулемёта ДШК устанавливалась 20-мм автоматическая пушка ТНШ. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 o . При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Техническая скорострельность пушки составляла 600 выстрелов в минуту. Механизмы наводки и спуска остались без изменений. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).

Схема броневой защиты танка Т-40С

Броневая защита - противопульная, изготовленная из листов цементированной брони толщиной 5, 10, 13 и 15 мм, установленных под рациональными углами наклона. Соединение броневых листов корпуса и башни производилось с помощью электросварки и частично болтами. В переднем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем находился люк, закрывавшийся броневым щитком. Для наблюдения за полем боя и вождения танка в броневом щитке и боковых наклонных листах корпуса, слева и справа от механика-водителя были сделаны смотровые щели, оборудованные триплексами. Над смотровыми щелями устанавливались броневые козырьки. В лобовом и боковых листах имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. Вентиляция отделения управления осуществлялась с помощью специального воздухопритока, сделанного в крышке люка механика-водителя и защищённого броневым прикрытием. В нижнем лобовом листе корпуса имелось отверстие, закрытое броневой крышкой, для заводной рукоятки при пуске двигателя вручную. Съёмными были сделаны подбашенный, надмоторный, лобовой и кормовой листы корпуса. Справа в надмоторном листе корпуса находился воздухоприток, закрытый броневым колпаком. В колпаке был сделан люк для обслуживания двигателя, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. В надмоторном листе располагался также лючок для заправки радиатора охлаждающей жидкостью. В верхнем кормовом листе была установлена коробка жалюзи, через которые выходил нагретый воздух от радиатора системы охлаждения двигателя, а также имелись два лючка для доступа к заправочным горловинам топливных баков. В днище корпуса были сделаны лючки: один под двигателем для слива масла, другой для слива воды из системы охлаждения двигателя и два лючка под топливными баками для слива топлива. Все сливные и заправочные лючки были закрыты броневыми крышками или пробками с резьбой.

В передней части башни имелась ниша прямоугольного сечения для монтажа маски и спаренной установки вооружения. Ниша закрывалась броневым щитом, укреплённым спереди на маске. К броневому щиту крепилась бронировка ствола пулемёта ДШК (пушки ТНШ). Отверстие для прицела при необходимости могло быть закрыто поворачивающейся броневой заслонкой. Вентиляция боевого отделения осуществлялась через специальное отверстие вверху башни под маской, закрывавшееся броневой заслонкой. Справа и слева в стенках башни имелись смотровые щели с триплексами и отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. Над смотровыми щелями были установлены броневые козырьки. Крепление башни на шариковой опоре осуществлялось с помощью четырёх захватов с роликами, скользящих по нижнему погону опоры. В крышке люка башни имелся лючок с броневой задвижкой, предназначавшийся для флажковой сигнализации.

Противопожарное оборудование состояло из стационарного и ручного тетрахлорных огнетушителей. Стационарный огнетушитель устанавливался в специальном кронштейне на правом бортовом листе корпуса танка. Баллон стационарного огнетушителя крепился двумя хомутами к кожуху карданного шарнира у коробки передач. Он имел распределитель, от которого отходили четыре трубки с распылителями. Две трубки с распылителями были проведены к большим топливным бакам, третья - к малому топливному баку и четвёртая - к карбюратору. Ручной огнетушитель располагался в боевом отделении в специальном кронштейне, установленном на левом бортовом листе.

В моторном отделении танка продольно, вместе с однодисковым главным фрикционом (сцепление грузового автомобиля ГАЗ-51) и четырёхступенчатой коробкой передач автомобильного типа, устанавливался четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-11 модели 202 жидкостного охлаждения мощностью 85 л.с. (63 кВт) с карбюратором К-23 или двумя спаренными карбюраторами ГАЗ-М-9510. Система зажигания - батарейная. В состав системы зажигания входили катушка зажигания КЗ-11, дистрибьютор (распределитель) Р-10, свечи СЭ-01 и выключатель зажигания 69-К. Пуск двигателя осуществлялся электростартером СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) с электромагнитным реле включения, пусковой рукояткой или внутренним педальным пусковым механизмом. Ёмкость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе составлял 300 км.

Остальные узлы и агрегаты трансмиссии: коническая главная передача, два многодисковых бортовых фрикциона (сталь по феродо) с тормозными лентами с накладками из феродо и два однорядных бортовых редуктора быди размещены в трансмиссионном отделении в передней части корпуса. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления движением танка - механические, непосредственного действия.

В ходовой части танка применялись: индивидуальная торсионная подвеска, ограничители хода балансиров с резиновыми буферами, устанавливавшиеся на крайних узлах подвески; восемь односкатных опорных катков и шесть односкатных поддерживающих катков с наружной амортизацией; два направляющих колеса с механизмами натяжения; две гусеницы с литыми траками и открытым металлическим шарниром, а также два ведущих колеса цевочного зацепления, имевших съёмные зубчатые венцы. Направляющие колёса заднего расположения были унифицированы с опорными катками. Ширина трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения осевого перемещения и выпадания пальцев траков под картерами бортовых редукторов к корпусу танка приклёпывались специальные отбойники.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-112 и генератор Г-41 мощностью 0,2 кВт, работающий с реле-регулятором РРА-364. На линейных танках вторая батарея являлась запасной, на командирских танках, оснащённых радиостанцией, она была включена в бортовую сеть. В состав потребителей электроэнергии входили электростартер СЛ-40 (включение производилось кнопкой, установленной на щитке приборов механика-водителя), приборы системы зажигания, электрический сигнал СЕ-4714А, аппаратура внутренней и наружней световой сигнализации, контрольные приборы и вспомогательная аппаратура. Для управления движением танка использовалось трёхцветное светосигнальное устройство передачи команд от командира машины к механику-водителю.

На командирских танках устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с батарейным питанием приёмника. Приёмник и передатчик размещались в левой нише корпуса танка на специальном подрамнике на амортизаторах. Центральный переключатель радиостанции был размещён на задней балке жёсткости корпуса. Возле переключателя на специальном кронштейне устанавливался изолятор антенны. Отверстие в корпусе машины для выхода антенны было защищено резиновым конусом. Комплект штырей антенны, укладывавшийся в специальном чехле, размещался на амортизаторах радиостанции за коробом башни.


Танк Т-30 был разработан на базе танка Т-40 в Москве в июле 1941 г. в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. С августа по декабрь 1941 г. танк находился в серийном производстве. Машина имела заводской индекс 0-30. Всего было изготовлено 335 танков, которые принимали участие в боевых действиях в первом периоде Великой Отечественной войны.

Танк Т-30 отличался от базовой машины упрощённой формой корпуса, усиленной броневой защитой, а впоследствии и установкой пушечного вооружения. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии. Боевое отделение, совмещённое с отделением управления, находилось в средней части корпуса машины у левого борта. Справа от них располагалось моторное отделение. В носовой части корпуса находилось трансмиссионное отделение. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. На крыше корпуса, на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними. Посадка и выход экипажа производились через два люка (одине в крыше над отделением управления, другой - в крыше башни), которые закрывались откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк для выхода экипажа из машины.

В качестве основного оружия на первых образцах машины в башне была размещена спаренная установка 12,7-мм пулемёта ДШК и 7,62-мм пулемёта ДТ. С сентября 1941 гю на танке вместо 12,7-мм пулемёта ДШК стала устанавливаться 20-мм автоматическая пушка ТНШ, имевшая ленточное питание.

Пушка ТНШ была создана совместно ОКБ-15 и ОКБ-16 на основе вариантов крыльевой и турельной авиационных пушек ШВАК-20. Длина ствола пушки составляла 82,4 калибра. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 o . При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Боевая скорострельность пушки составляла 200 выстрелов в минуту. Для наводки спаренной установки использовались механизмы наводки, заимствованные у танка Т-40 - шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки). Конструкция механизмов спусков пушки и спаренного пулемёта была аналогична конструкции механизмов спусков пулемётов ДШК и ДТ, устанавливавшихся на танке Т-40. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).

Корпус танка отличался от корпуса танка Т-40 отсутствием гидродинамической ниши для водоходного движителя, поэтому в его изменённой кормовой части вместо сложной сварной броневой конструкции кормового листа приваривался один лист. Броневая защита машины была усилена. Толщина лобового и бортовых броневых листов, изготавливавшихся из катаной гомогенной брони, была увеличена с 13 до 15 мм, а подбашенной коробки, башни и броневой маски вооружения - до 20 мм.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танка Т-40, за исключением облегчения управления бортовыми фрикционами за счёт введения шарикового механизма выключения вместо кулачкового. На некоторых машинах в ходовой части вместо штампованных дисков использовались литые спицованные опорные катки с наружной амортизацией. Ёмкость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе составлял 300 км.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-100 и генератор Г-40 мощностью 160 Вт с ременным приводом. Для пуска двигателя использовались стартер СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) или приспособление с заводной рукояткой.

Для внешней связи на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, для внутренней односторонней связи - световая сигнализация.


Плавающий танк Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ

Плавающий танк Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ был разработан КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова в 1940 году. Опытный образец был изготовлен в июле 1941 г. и в начале октября прошёл полигонные испытания. На вооружение РККА танк не принимался и серийно не производился.

Машина отличалась от серийного танка Т-40 вооружением и размерами корпуса. В конической башне место спаренной установки пулемётов ДШК и ДТ была размещена спаренная установка 23-мм автоматической пушки ПТ-23ТБ конструкции Я. Г. Таубина и М. Н. Бабурина и 7,62-мм пулемёта ДТ. Пушка была создана разработана на базе авиационной автоматической пушки МП-6 в ОКБ-16 (г. Москва). Для установки пушки в танк её конструкция была доработана А. Э. Нудельманом. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -5 до +27 o . Для наводки оружия использовались ручные шестеренчатый горизонтальный (справа от спаренной установки) и винтовой вертикальный (слева от спаренной установки) механизмы. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел ТМФП-1 и простой механический прицел - в качестве резервного. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 2800 м, максимальная - 9000 м. В боекомплект танка входили 154 выстрела к пушке и 2016 патронов к пулемёту ДТ (32 диска). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с.

Броневая защита - противопульная, изготовленная из листов цементированной брони толщиной 6, 10 и 13 мм, установленных с рациональными углами наклона. Конфигурация броневого корпуса и башни, расположение основных люков и лючков остались практически такими же, как у серийного танка Т-40.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танке Т-40. Ёмкость топливных баков составляла 210 л. Запас хода танка по шоссе достигал 280 км.

Для внешней связи на танке была установлена радиостанция 71-ТК-3, для внутренней связи командира танка с механиком-водителем использовалась световая сигнализация.

За счёт уменьшения длины и ширины корпуса, несмотря на установку более мощного вооружения и усиления броневой защиты (до 13 мм), боевая масса танка снизилась до 5,32 т. Показатели подвижности и плавучести машины остались на уровне аналогичных показателей серийного танка Т-40.

Основные ТТХ танков семейства Т-40
Характеристика Т-40С Т-30 Т-40 с ПТ-23Б
Боевая масса, т 5,5 5,32
Экипаж, чел. 2
Длина, мм 4110 3950
Ширина, мм 2330 2275
Высота, мм 1905 1950
Клиренс, мм 300 230
Пушка, калибр, мм; тип
марка
- 20; НАП *
ТНШ
23; НАП *
ПТ-23ТБ
Боекомплект, выстрелов - 750 154
Пулемёт, кол-во х калибр, мм 1 х 12,7; 1 х 7,62 1 х 7,62
Боекомплект, патронов 500; 2016; 1512 2016
Броневая защита, мм/град.:
верхняя часть лба корпуса
нижняя часть лба корпуса
лоб башни

9/82; 13/30
13/76
15/25

9/82; 15/30
15/76
20/25

9/82; 13/30
13/76
10/25
Макс. скорость на суше, км/ч 45
Макс. скорость на плаву, км/ч не плавает 6
Запас хода по шоссе, км 300 280
Ср. давление на грунт, кГс/см 2 0,46
Макс. угол подъёма, град. 34
Макс. угол крена, град. 35
Ров, м 1,7
Вертикальная стенка, м 0,6
Брод, м 1,0 плавает
Двигатель, марка ГАЗ-11 модели 202
Двигатель, тип К/Р/4/6/Ж **
Макс. мощность, л.с. (кВт) 85 (63)
Запас топлива, л 206 210
Трансмиссия, тип механическая
Коробка передач, тип четырёхступенчатая автомобильная
Механизм поворота, тип бортовые фрикционы
Подвеска, тип индивидуальная торсионная
Гусеничный движитель, тип с передним расположением ведущих колёс
Гусеница, тип шарнира открытый металлический шарнир
Радиостанция, марка 71-ТК-3
* - нарезная автоматическая пушка
** - К/Р/4/6/Ж: карбюраторный рядный 4-тактный 6-цилиндровый жидкостного охлаждения

Два танка Т30 начали тестироваться в Абердине вскоре после Т29. Первый Т30 прибыл на полигон в апреле 1948, а второй в июле. Вначале они должны были меть такую же силовую установку, как на Т29. В конце 1945 боевые характеристики Т30 изменили, чтобы вместо двигателя воздушного охлаждения Continental V-12 поставить Ford GAC жидкостного охлаждения. Новый двигатель, получивший обозначение AV-1790-3, выдавал наибольшую мощность в 810 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Это была ранняя модель двигателя, который стал стандартным для американских танков на следующее десятилетие. Главной целью испытательной программы Т30 в Абердине было оценить возможности нового двигателя с трансмиссией CD-850.

Корпус Т30 в основном был такой же как у Т29, кроме изменений в моторном отделении, необходимых для установки двигателя с воздушным охлаждением. Башня тоже была как у Т29, но вооружённая 155мм пушкой Т7. Слева от пушки на лафете Т124 был только один спаренный пулемёт.50 cal. Орудие Т7 имело сравнительно невысокую начальную скорость снаряда в 2300 футов в секунду (701.04 м/с), однако 95 фунтовый (43.0912752 кг) осколочно-фугасный снаряд обладал большим разрушительным действием. Как и у 105мм пушки танка Т29 использовался боеприпас раздельного заряжания. Вместе с гильзой с пороховым зарядом, весившей 40 фунтов (18.1436948 кг) общий вес боеприпаса достигал 135 фунтов (61.2349699 кг). Боекомплект состоял из 34 выстрелов. Для тяжёлых боеприпасов раздельного заряжания устанавливался подпружиненный досылатель. Впрочем, ещё до испытаний было уже ясно, что возникнут значительные трудности при обращении с тяжёлым боеприпасом внутри танковой башни. 24 июля 1947, ОСМ 31669 санкционировало переделку одного Т30 для установки экспериментального автоматического досылающего оборудования, механизма автоматического удаления гильзы и привода, который устанавливал лафет в положение для заряжания и после этого возвращал орудие в предыдущее положение. Это нововведение было необходимо потому, что в тесной башне заряжать крупноразмерные и тяжёлые боеприпасы можно было лишь при очень небольшом возвышении орудия. Постановление Артиллерийского Комитета так же присвоило модифицированной машине наименование тяжёлого танка Т30Е1, а орудию - 155мм пушка Т7Е1 и лафету - Т124Е1.

тяжёлый танк Т30

Задняя часть корпуса после утсановки двигателя воздушного охлаждения AV-1790.

При стрельбе выполнялась следующая последовательность действий:

  1. Пушка стреляет, откатывается и возвращается в начальное положение.
  2. Орудие автоматически поднимается или опускается на один уровень с лотком заряжания.
  3. Выдвигается лоток заряжания.
  4. Открывается амбразура в кормовой нише башни, для выброса наружу стреляной гильзы.
  5. Открывается затвор орудия и извлекается стрелянная гильза.
  6. Новый снаряд и гильза поднимаются на лоток досылателя.
  7. Снаряд и гильза заряжаются, а затвор закрывается.
  8. Задвигается лоток досылателя.
  9. Орудие автоатически поднимается или опускается к первоначальному положению параллельно с прицелом наводчика.

Вид на рабочее место командира тяжёлого танка Т30. Прямо под командирским сиденьем виден лючёк для выбросах стреляных гильз.

Во время испытательной программы в танки Т30 и Т30Е1 установили подъёмник с силовым приводом, чтобы облегчить обращение с тяжёлыми боеприпасами. Внешне, единственным отличием являлась амбразура внизу задней стенки кормовой башенной ниши.

Тяжёлый танк Т30Е1. В срачнении с первоначальной модификацией на корме башни появился лючёк для выброса стреляных гильз. Командирская башенка стала заметно выше, поскольку длинная башня ограничивала обзор.

В целях дальнейшего увеличения огневой мощи, Артиллерийский Департамент в начале 1945 изучил возможность модифицировать 120мм зенитную пушку для установки на танк. Данные исследования показали, что орудие 120мм Т53 будет обладать лучшей бронепробиваемостью, чем у орудий 105мм Т5Е1 или 155мм Т7. Новая 120мм пушка обеспечивала начальную скорость в 3150 футов/сек (960.12 м/с) для снаряда весом 50 фунтов (22.6796185 кг), а так же шли работы над легковесным HVAP (подкалиберным) боеприпасом с начальной скоростью 4100 футов/сек (1 249.68 м/с). 17 марта 1945 ОСМ 27662 рекомендовало, чтобы два пилотнах танка Т30 были вооружены 120мм пушкой и переименованы, как тяжёлый танк Т34. Это было одобрено 31 мая.

Пилотный танк Т30 имел самое крупнокалиберное орудие установленное в танковой башне среди всех танков Второй Мировой войны.

Моторное отделение тяжёлого танка Т30 с открытыми люками. Сзади трансмиссия CD-850, а ближе к башне - двигатель воздушного охлаждения AV-1790-3.

155mm Guns T7 and T7E1
155мм пушки Т7 и Т7Е1
размещение тяжёлый танк Т30, на лафете Т124 (пушка Т7), тяжёлый танк Т30Е1; на лафете Т124Е1 (пушка Т7Е1)
длина каморы (без нарезов) 69.1388 см
длина нарезной части 550.6212 см
длина каморы (до края снаряда) 66.04 см
длина канала 553.72 см
длина ствола 619.76 см, 40 калибров
длина отката затвора 21.59 см
длина от среза ствола до задней части затвора 641.35 см
дополнительная длина, с дульным тормозом Т19 33.02 см
общая длина 674.37 см
диаметр канала 15.49908 см
объём каморы 2032 куб. см
вес ствола (без дульного тормоза) 1 793.95782 кг
вес всей пушки (без дульного тормоза) 2 313.32109 кг
вес дульного тормоза Т19 70.3068174 кг
общий вес около 2 383.6279 кг
тип затвора полуавтоматический, горизонтальный
нарезы 48 нарезов, правосторонние, 1 оборот/25 калибров
боеприпасы раздельного заряжания
запал ударного типа
вес всего боеприпаса НЕ - 61.2349699 кг
вес снаряда HE - 43.0912752 кг
наибольшее давление пороховых газов 32,000 фунтов на кв.дюйм
наибольшая скорострельность 2 выстрела/мин, ручное заряжание с двумя заряжающими (пушка Т7)
начальная скорость HE - 717 м/с
дульная энергия снаряда HE - 3484 ft-tons
далность стрельбы ?*
* - программу над пушкой закрыли ещё до завершения испытаний