Грейхаунд царь бомба. Испытание водородной бомбы, она же "кузькина мать"

55 лет назад, 30 октября 1961 г., Советский Союз испытал на полигоне Новая Земля (Архангельская область) самое мощное в мире термоядерное устройство - экспериментальную авиационную водородную бомбу мощностью около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте ("изделие 602"; неофициальные названия: "Царь-бомба", "Кузькина мать"). Термоядерный заряд был сброшен с переоборудованного стратегического бомбардировщика Ту-95 и подорван на высоте 3,7 тыс. м над землей.


Ядерное и термоядерное

В основу ядерного (атомного) оружия положена неуправляемая цепная реакция деления тяжелых ядер атомов.

Для осуществления цепной реакции деления используются либо уран-235, либо плутоний-239 (реже - уран-233). Термоядерное оружие (водородные бомбы) предусматривает использование энергии неуправляемой реакции ядерного синтеза, то есть преобразования легких элементов в более тяжелые (например, двух атомов "тяжелого водорода", дейтерия, в один атом гелия). Термоядерное оружие имеет большую возможную мощность взрыва по сравнению с обычными ядерными бомбами.

Разработка термоядерного оружия в СССР

В СССР разработка термоядерного оружия началась в конце 1940-х гг. Андреем Сахаровым, Юлием Харитоном, Игорем Таммом и другими учеными в Конструкторском бюро №11 (КБ-11, известен как Арзамас-16; ныне - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ; город Саров, Нижегородская обл.). В 1949 г. был разработан первый проект термоядерного оружия. Первая советская водородная бомба РДС-6с мощностью 400 килотонн, была испытана 12 августа 1953 г. на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР, ныне - Казахстан). В отличие от США, испытавших первое термоядерное взрывное устройство Ivy Mike 1 ноября 1952 г., РДС-6с была полноценной бомбой, пригодной к доставке бомбардировщиком. Ivy Mike весило 73,8 т и по своим габаритам больше напоминало небольшой завод, однако мощность его взрыва составила на тот момент рекордные 10,4 мегатонны.

"Царь-торпеда"

В начале 1950-х гг., когда стало ясно, что наиболее перспективным по мощности энергии взрыва является термоядерный заряд, в СССР началась дискуссия о способе его доставки. Ракетное вооружение на тот момент было несовершенным; бомбардировщиками, способными доставлять тяжелые заряды, ВВС СССР не располагали.

Поэтому 12 сентября 1952 г. председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление "О проектировании и строительстве объекта 627" - подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Первоначально предполагалось, что она будет носителем торпеды с термоядерным зарядом Т-15 мощностью до 100 мегатонн, основной целью которой будут базы ВМС и портовые города противника. Главным разработчиком торпеды был Андрей Сахаров.

Впоследствии в своей книге "Воспоминания" ученый писал, что контр-адмирал Петр Фомин, который отвечал за проект 627 со стороны флота, был шокирован "людоедским характером" Т-15. По словам Сахарова, Фомин говорил ему, "что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою" и что для него "отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве". Впоследствии этот разговор повлиял на решение Сахарова заняться правозащитной деятельностью. Т-15 так и не была принята на вооружение из-за неудачных испытаний в середине 1950-х гг., а подводная лодка проекта 627 получила обычные, неядерные торпеды.

Проекты сверхмощных зарядов

Решение о создании авиационного сверхмощного термоядерного заряда было принято правительством СССР в ноябре 1955 г. Первоначально разработкой бомбы занимался Научно-исследовательский институт №1011 (НИИ-1011; известен как Челябинск-70; ныне - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ технической физики им. академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ-ВНИИТФ; город Снежинск Челябинской области).

С конца 1955 г. под руководством главного конструктора института Кирилла Щёлкина велись работы по "изделию 202" (расчетная мощность - примерно 30 мегатонн). Однако в 1958 г. высшее руководство страны закрыло работы по этому направлению.

Спустя два года, 10 июля 1961 г., на совещании с разработчиками и создателями ядерного оружия первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущев объявил о решении руководства страны начать разработку и провести испытание водородной бомбы в 100 мегатонн. Работы были поручены сотрудникам КБ-11. Под руководством Андрея Сахарова группой физиков-теоретиков было разработано "изделие 602" (АН-602). Для него был использован корпус, уже изготовленный в НИИ-1011.

Характеристики "Царь-бомбы"

Бомба представляла собой баллистическое тело обтекаемой формы с хвостовым оперением.

Габариты "изделия 602" были такими же, как и у "изделия 202". Длина - 8 м, диаметр - 2,1 м, масса - 26,5 т.

Расчетная мощность заряда составляла 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Но после оценки экспертами влияния такого взрыва на экологию было решено испытывать бомбу с уменьшенным зарядом.

Для транспортировки авиабомбы был переоборудован тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-95, получивший индекс "В". Из-за невозможности ее размещения в бомбовом отсеке машины было разработано специальное устройство на подвеске, обеспечивавшее подъем бомбы к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

Безопасность экипажа самолета-носителя обеспечивала специально разработанная система из нескольких парашютов у бомбы: вытяжных, тормозных и основного площадью 1,6 тыс. кв. м. Они выбрасывались из хвостовой части корпуса один за другим, замедляя падение бомбы (до скорости примерно 20-25 м/с). За это время Ту-95В успевал отлететь от места взрыва на безопасное расстояние.

Руководство СССР не скрывало намерение провести испытание мощного термоядерного устройства. О предстоящем испытании Никита Хрущев объявил 17 октября 1961 г. на открытии XX съезда КПСС: хочу сказать, что очень успешно идут у нас испытания и нового ядерного оружия. Скоро мы завершим эти испытания. Очевидно, в конце октября. В заключение, вероятно, взорвем водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн тротила. Мы говорили, что имеем бомбу в 100 миллионов тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем".

Генеральная ассамблея ООН приняла 27 октября 1961 г. резолюцию, в которой призвала СССР воздержаться от проведения испытания сверхмощной бомбы.

Испытание

Испытание экспериментального "изделия 602" состоялось 30 октября 1961 г. на полигоне Новая Земля. Ту-95В с экипажем из девяти человек (ведущий летчик - Андрей Дурновцев, ведущий штурман - Иван Клещ) вылетел с военного аэродрома Оленья на Кольском полуострове. Сброс авиабомбы был осуществлен с высоты 10,5 км на площадку Северного острова архипелага, в районе пролива Маточкин Шар. Взрыв произошел на высоте 3,7 км от земли и 4,2 км над уровнем моря, на 188 сек. после отделения бомбы от бомбардировщика.

Вспышка длилась 65-70 сек. "Ядерный гриб" поднялся на высоту 67 км, диаметр раскаленного купола достиг 20 км. Облако долго сохраняло свою форму и было видно на расстоянии нескольких сотен километров. Несмотря на сплошную облачность, световая вспышка наблюдалась на расстоянии более 1 тыс. км. Ударная волна трижды обогнула земной шар, из-за электромагнитного излучения на 40-50 мин. прервалась радиосвязь на многие сотни километров от полигона. Радиоактивное загрязнение в районе эпицентра оказалось небольшим (1 миллирентген в час) поэтому исследовательский персонал смог работать там без опасности для здоровья через 2 часа после взрыва.

По оценкам специалистов, мощность супербомбы составила около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это примерно в три тысячи раз мощнее атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму в 1945 г. (13 килотонн).

Съемка испытания велась как с земли, так и с борта Ту-95В, который на момент взрыва успел отойти на расстояние более 45 км, а также с самолета Ил-14 (на момент взрыва был на расстоянии 55 км). На последнем за испытаниями наблюдали маршал Советского Союза Кирилл Москаленко и министр среднего машиностроения СССР Ефим Славский.

Реакция в мире на советскую супербомбу

Демонстрация Советским Союзом возможности создания неограниченных по мощности термоядерных зарядов преследовала цель установления паритета в ядерных испытаниях, прежде всего с США.

После продолжительных переговоров 5 августа 1963 г. в Москве представители США, СССР и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в космическом пространстве, под водой и на поверхности Земли. С момента его вступления в силу СССР производил только подземные ядерные испытания. Последний взрыв был проведен 24 октября 1990 г. на Новой Земле, после чего Советский Союз объявил об одностороннем моратории на испытания ядерного оружия. В настоящее время этого моратория придерживается и Россия.

Награды создателям

В 1962 г. за успешное испытание самой мощной термоядерной бомбы члены экипажа самолета-носителя Андрей Дурновцев и Иван Клещ были удостоены звания Героя Советского Союза. Восьми сотрудникам КБ-11 присвоено звание Героя Социалистического Труда (из них Андрей Сахаров получил его в третий раз), 40 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии.

"Царь-бомба" в музеях

Полноразмерные макеты "Царь-бомбы" (без систем управления и боевых частей) хранятся в музеях РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове (первый отечественный музей ядерного оружия; открылся в 1992 г.) и РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске.

В сентябре 2015 г. саровская бомба экспонировалась на московской выставке "70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха" в Центральном Манеже.

30 октября 1961 года на полигоне острова Новая Земля было проведено испытание мощнейшей бомбы в мировой истории. Термоядерная бомба, получившая название «Царь-бомба», мощностью 58 мегатонн была разработана группой ученых, в которую входили такие светила, как А.Д. Сахаров, В.Б. Адамский, Ю.А. Трутнев и другие. SmartNews расскажет о пяти испытаниях СССР, заставивших содрогнуться весь мир.

30 октября 1961 года состоялось испытание термоядерной авиационной бомбы, разработанной группой физиков-ядерщиков под руководством И.В. Курчатова. В мире АН602 больше известна как «Кузькина мать» и «Царь-бомба». Первое прозвище появилось из-за высказывания Хрущева: «Мы еще покажем Америке кузькину мать». А вот «Царь-бомбой» АН602 назвали потому, что она стала самым мощным и разрушительным оружием за всю историю человечества. Так, во время испытаний, самолет-носитель, успевший отлететь от места взрыва почти на 40 километров, приземлился обгоревшим и с оплавленными деталями. Стоит ли говорить о том, что творилось в радиусе 20 километров от взрыва? Важнейшим пунктом в испытании АН602 был показ того, что СССР отныне владеет неограниченно мощным оружием массового поражения. В тротиловом эквиваленте мощность «Кузькиной матери» была в четыре раза мощнее любого оружия США.

29 августа 1949 года успешно прошло испытание первой советской атомной бомбы РДС-1. Такое название бомба получила после правительственного постановления, в котором бомба была записана как «реактивный двигатель специальный». В народе же бомбу прозвали «Реактивным двигателем Сталина». Мощность этого оружия составляла 22 килотонны. При испытании башня, высотой почти в 40 метров, на которой была установлена бомба, не просто стерлась с лица земли – на ее месте образовалась воронка полтора метра глубиной. Взрыв погубил пятую часть подопытных животных и 10 автомобилей, находящихся на расстоянии километра от эпицентра событий. Бревенчатые дома в радиусе 5 км были разрушены полностью. В начале пятидесятых годов было изготовлено пять таких бомб, которые составили весь ядерный арсенал страны на тот период.

12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне прошло испытание первой советской водородной бомбы, которую разрабатывала группа ученых под руководством А.Д. Сахарова и Ю.Б. Харитона. Им удалось опередить весь мир и создать первое оружие огромной разрушительной мощности, которое было бы мобильным и поднималось бомбардировщиком. Для сравнения, у США на тот момент лучшее термоядерное устройство было величиной с трехэтажный дом. Кроме того, наши ученые были первыми, кто использовал «сухое» термоядерное горючее, что стало огромным прорывом в области технологий. Результат испытаний РДС-6с превзошел ожидания даже своих создателей. Зафиксированная мощность взрыва была равна 400 килотонн. В радиусе 4 км обрушились все постройки из кирпича. А тяжелейший железнодорожный мост, весивший несколько сотен тонн, был отброшен от своей первоначальной точки на 200 м.

Испытание торпеды Т-5 - первое советское подводное ядерное испытание. Когда у Советского Союза появилось собственное ядерное оружие, ученые занялись проблемой противоатомной защиты кораблей и необходимости проведения ядерного испытания в морских условиях. Местом испытаний была назначена губа Черная. Одной из причин такого выбора было то, что водообмен с Баренцевым морем в том районе крайне слаб, и это могло бы создать некое препятствие для выхода радиации в море. В назначенный день из-за тумана испытание торпеды пришлось отложить. Заряд подорвали на следующий день - 21 сентября 1955 года. Взрыв произошел на глубине примерно в 57 м. Его тротиловый эквивалент составил 3,5 килотонны. По результатам эксперимента ученые пришли к выводу, что корабли становятся наиболее уязвимыми, если находятся близко друг к другу. Если же корабли будут находиться на максимальном расстоянии друг от друга, то одной торпедой можно будет сбить только один корабль. Полученные в результате испытания данные были учтены в последующем строительстве кораблей.

Первая двухступенчатая термоядерная бомба Советского Союза, хоть и обладала невиданной до того момента мощностью более 1 Мт, во время испытаний доставила немало проблем. Одной из неприятностей, случившихся с РДС-37, стала нештатная ситуация на Семипалатинском полигоне. Когда самолет с бомбой уже поднялся в воздух, погода испортилась. Два часа понадобилось командованию, чтобы принять твердое решение о посадке самолета с бомбой обратно на землю. Повторное испытание было решено провести через сутки, 22 ноября 1955 года. Вторая попытка оказалась успешнее, но повлекла за собой ряд незапланированных жертв. Так, в 36 км от взрыва оказались засыпаны землей шестеро солдат, один из которых скончался. Из-за обвала потолка в одном местном ауле погибла девочка. Десятки людей получили ранения от разбившихся стекол. А различные травмы и ранения людей были зафиксированы почти в 60 населенных пунктах, находящихся в радиусе 200 км от взрыва.

30 октября 1961 года – знаменательная дата в истории Холодной войны. В этот день Советский Союз провел испытания самой мощной в истории термоядерной бомбы, которая позже получила неофициальное название «Царь-бомба».

Бомба АН602 (или «изделие 602»), взорванная над полигоном на Новой Земле, по замыслу советского руководства должна была ясно показать Западу, что дни его превосходство в ядерном оружии остались в прошлом. Мощность термоядерного устройства была чудовищной – она составляла 57 мегатонн (по другим источникам 58) в тротиловом эквиваленте.

Кроме пропагандистских целей, испытания имело и вполне практическое значение: советским ученым необходимо было экспериментально проверить свои теоретические выкладки, связанные с конструкцией термоядерных боеприпасов и расчетом мощности их взрыва. В результате этого «эксперимента» было доказано, что мощь термоядерного оружия является неограниченной.

Изначально мощность боеприпаса хотели вообще довести до 100 мегатонн, но затем у физиков возникли опасения относительно излишнего радиоактивного заражения, к которому может привести такой заряд. Поэтому мощность бомбы решено было уменьшить вдвое. Сам Хрущев потом шутил, что, мол, планировали взорвать 100 мегатонн, но побоялись за окна в Москве.

Почти сразу после проведения испытаний АН602 получила и еще одно неофициальное название – «Кузькина мать», в честь крылатой фразы генсека Хрущева, которую он бросил с трибуны ООН. Тогда Никита Сергеевич обещал «похоронить империализм» и показать США «кузькину мать». Вскоре она и была наглядно продемонстрирована американцам на Новой Земле.

Над созданием советской Царь-бомбы трудились лучшие отечественные умы: Трутнев, Сахаров, Бабаев, Адамский, Смирнов. Проектом руководил знаменитый Курчатов, его реализация началась в 1954 году.

История создания

Атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки открыли новую эру в истории человечества и вместе с этим они дали начало периоду острейшего противостояния между Советским Союзом и США, который вошел в учебники истории под названием Холодной войны. С этого момента и по сей день мощь и статус любого государства определяется не только размерами вооруженных сил и уровнем развития экономики, но и наличием у него ядерного оружия.

США недолго владели монополией на ядерную бомбу. Благодаря блестящей работе разведки Советскому Союзу уже к 1949 году удалось создать свой первый ядерный заряд и провести его успешные испытания.

В 1953 году советская армия получила на вооружение первую авиационную ядерную бомбу РДС-3, которую теоретически можно было использовать для нанесения удара по территории США.

Однако в начале 60-х годов главная проблема СССР была не в количество ядерных зарядов, а в средствах доставки ЯО. Те, что имелись в наличие, не могли гарантировано обеспечить достаточно мощный удар возмездия по супостату. В то время ракетная техника только делала первые шаги, и основным средством доставки ядерного оружия была стратегическая авиация. Американцы значительно опережали СССР в этой области. Кроме значительного флота стратегических бомбардировщиков, США обладали еще и большим количеством военных баз у советских границ, где они могли размещать свои самолеты. СССР не имел ничего подобного, поэтому ставка была сделана на превосходство советских ядерных боеприпасов над американскими аналогами. Грубо говоря, военные пошли путем наращивания мощности бомб, рассчитывая таким образом, что если что-нибудь и долетит до территории противника, то долетит по-серьезному. Даже один советский бомбардировщик, прорвавшийся через кордоны ПВО, мог уничтожить крупный американский город или промышленный район.

Примерно в середине 50-х годов в США и СССР начались работы над созданием термоядерного оружия. В конце 1952 года американцы успешно испытали первую водородную бомбу, а через восемь месяцев подобное оружие появилось и у Советского Союза. Следует отметить, что советская бомба имела более совершенную конструкцию, и ее можно было использовать на практике.

Термоядерное оружие прекрасно вписывалось в советскую концепцию «асимметричного ответного удара», ибо мощность его теоретически была неограниченной. В конце 50-х годов в Советском Союзе начинается работа над несколькими проектами термоядерных боеприпасов чудовищной мощности, а также средствами их доставки. Например, в 1960 году увидело свет постановление Совмина о начале разработки межконтинентальной ракеты Н-1 со взлетной массой 2,2 тыс. тонн и термоядерной боевой частью в 75 тонн. Точно обозначить ее мощность трудно, можно лишь сказать, что 50-мегатонная «Царь-бомба» весила 26,5 тонны. Примерно в это же время Челомей разрабатывал ракету УР-500 со 150-мегатонной боеголовкой. Однако все эти проекты были настолько дороги и технически сложны, что так и остались на бумаге.

Существует легенда, что когда проект ракетного комплекса УР-500 увидел Хрущев и оценил его примерную стоимость, он спросил у конструктора: «Что мы будем строить? Коммунизм или шахты для твоих ракет?». После этого программа была свернута.

Можно упомянуть еще и проект гигантской торпеды с многомегатонной боевой частью, которую планировали подорвать у берегов Америки, вызвав тем самым опустошительные цунами. Автором этого проекта был будущий лауреат Нобелевской премии академик Сахаров. Впрочем, эта идея также не была реализована.

Создание таких чудовищных термоядерных монстров требовало обязательной практической проверки. Причем для испытания необходим был образец аналогичной мощности. Ученым нужно было проверить свои теоретические расчеты, а военным попробовать применить подобный боеприпас на практике, чтобы понять, как причинить вероятному противнику наибольший ущерб.

Работы над сверхмощным термоядерным устройством начались еще в середине 50-х годов. Этим проектом занимались специалисты НИИ-1011 (Челябинск-70), сегодня это РФЯЦ-ВНИИТФ. Параллельно в ОКБ-156 шли работы над созданием самолета-носителя для такого необычного боеприпаса. Первоначально вес бомбы составлял 40 тонн, что было категорически отвергнуто самолетостроителями. В конце концов, ядерщики пообещали уменьшить вес изделия вдвое.

В 1958 году по политическим причинам проект сверхмощной бомбы был закрыт.

Существует легенда, что советская «Кузькина мать» была разработана в рекордно короткие сроки (112 дней). Это не совсем соответствует действительности.

В 1960 году международная ситуация опять обострилась и советское руководство приняло решение о возобновлении программы супербомбы. Этот проект был передан в КБ-11 и финальная часть создания «Царь-бомбы» действительно заняла 112 дней. Однако в основу изделия АН602 были положены наработки, сделанные в период с 1954 до 1958 в НИИ-1011. Хотя, нужно отметить, что на стадии завершения в боеприпас были внесены многие существенные изменения.

Весьма непростой задачей стала и разработка самолета-носителя для АН602. Конструкторам КБ Туполева пришлось внести серьезные изменения в силовую схему самолета Ту-95, переделать его грузовой отсек, а также изменить устройства подвески и сброса боеприпаса. Бомбардировщик, предназначенный для этой миссии, получил наименование Ту-95В. После приостановки проекта он был перегнан на военный аэродром в Узин, где использовался в качестве учебного пособия.

«Царь-бомба» задумывалась трехступенчатой. В качестве первой ступени использовался ядерный заряд мощностью 1,5 мегатонны. Его основной функцией был запуск термоядерной реакции второй ступени, мощность которой составляла 50 мегатонн. Она, в свою очередь, инициировала подрыв третьей 50-мегатонной ступени. Таким образом, изначально задумывался боеприпас с мощностью 101,5 мегатонны.

Уже в период реализации проекта от третьей ступени было решено отказаться. Слишком велика была опасность радиоактивного заражения территорий, находящихся за пределами полигона, да и наносить слишком большой ущерб Новой Земле – будущему месту взрыва «Царь-бомбы» – также не хотели. Так что мощность бомбы уменьшили до 55 мегатонн, а вместо третьей ступени разместили свинцовые пластины.

Чтобы уберечь экипаж самолета от воздействия поражающих факторов взрыва, АН602 была оборудована сразу тремя парашютами. Площадь основного парашюта составляла более 1,6 тыс. кв. метров. Он должен был позволить бомбардировщику после выполнения своей миссии отойти на безопасное расстояние от места взрыва. На фюзеляж самолета было нанесено специальное светоотражающее покрытие.

Сама же «Царь-бомба» имела характерную обтекаемую каплевидную форму с четырьмя стабилизатора в хвостовой части. Ее вес составлял 26,5 тонны, длина – 8 метров, а наибольший диаметр – 2,1 метра.

17 октября 1961 года Никита Хрущев во время открытия XX съезда КПСС заявил собравшимся, что СССР имеет термоядерную бомбу мощностью в 100 мегатонн и собирается взорвать 50-мегатонный заряда. После такого заявления остановить испытания уже не могло ничто. ООН официально обратилось к советскому руководству с призывом отказаться от взрыва, но он был проигнорирован.

Испытания АН602 и их итоги

Проведение испытания «Царь-бомбы» было назначено на 30 октября 1961 года. Утром этого дня Ту-95В с АН602 на борту поднялся с аэродрома «Оленья», что в Мурманской области, и взял курс на Новую Землю. В состав экипажа входило девять человек, бомбардировщик сопровождался самолетом-лабораторией Ту-16А.

Примерно через два часа Ту-95 достиг намеченной точки над полигоном «Сухой нос». АН602 была сброшена с высоты 10 тыс. метров. Подрыв произошел через 188 секунд, за это время бомбардировщик успел отойти на 39 км. Ударная волна догнала его на расстоянии 115 км, вызвала сильную вибрацию, хотя и не причинила машине особого вреда.

Сила взрыва «Царь-бомбы» превысила ожидаемую (51,5 Мт) и составила 58,5 Мт.

Продолжительность вспышки составила 65-70 секунд, высота «гриба» превысила 67 км, а диаметр его шляпки – 95 км. Световое излучение взрыва могло вызывать серьезные ожоги (третья степень) на расстоянии в 100 километров.

Взрыв вызвал сейсмическую волну, которая трижды обогнула планету. Тысячи свидетелей заявляли, что чувствовали ощутимый удар, находясь даже за тысячу от его эпицентра.

Звуковая волна дошла до острова Диксон (800 км). В некоторых источниках сообщается, что в зданиях на острове взрывной волной были выбиты стекла.

Сильнейшая ионизация атмосферы, порожденная взрывом, вызвала помехи радиосвязи в радиусе сотен километров от эпицентра. Они продолжались около часа.

Радиоактивное загрязнение полигона было незначительным. Уже через несколько часов на нем была высажена группа испытателей, которые провели необходимые замеры.

После успеха испытания командир и штурман Ту-95В получили звания Героев, восемь человек из команды разработчиков бомбы стали Героями социалистического труда, несколько десятков ученых и конструкторов получили Ленинские премии.

Кстати, сразу после испытания ученые предложили несколько проектов создания еще более мощных термоядерных боеприпасов (300, 500 Мт). Однако категорически против подобных идей высказались военные. Взорванная 50-мегатонная бомба и так выжгла участок, равный по площади Парижу, зачем же делать еще более мощные устройства? Да и масса подобных боеприпасов делала их практическое использование почти невозможным.

Если говорить об итогах испытаний на Новой Земле, то главным из них, конечно же, был пропагандистский. СССР наглядно показал всем недоброжелателям, что с ним лучше не шутить. Пятьдесят мегатонн – это очень хороший способ остудить слишком горячие головы. Испытания АН602 очень быстро принесли результат: буквально через несколько месяцев в Москве между США, СССР и Великобританией был подписан договор о запрете любых испытаний ядерного оружия на земле, на воде и в космосе. Этот международный документ выполняется и поныне.

Взрыв имел и важное практическое значение. По сути, АН602 была большим испытательным стендом, с помощью которого советские ученые и конструкторы проверяли свои теоретические выкладки. И по-другому это сделать было нельзя. Кроме того, советские военные получили бесценную информацию относительно применения боеприпасов подобной мощности. На самом деле, из-за своих значительных габаритов «Царь-бомба» не слишком подходила для практического применения.

Также следует понимать, что Советский Союз занимался разработкой сверхмощных боеприпасов не от хорошей жизни. Если говорить честно, то главным элементом советской стратегии «асимметричного ответа», конечно же, было устрашение. Доставить АН602 на территорию США Ту-95 попросту не мог: из-за значительной массы боеприпаса он просто не долетел бы до цели. После совершенствования отечественных межконтинентальных ракет потребность в супермощных ядерных зарядах пропала, гораздо выгоднее было донести до территории противника десяток боеголовок со сравнительно небольшими зарядами, чем одного многомегатонного монстра.

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой "изделия", другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными . После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение "изделие 602". В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй . На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома "Оленья" в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы "Кастро Браво", взрыв "Царь-бомбы" на Новой Земле оказался относительно "чистым". Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников