Философия природы (натурфилософия). Философия Аристотеля кратко и понятно

Аристотель - лучший ученик Платона. Но ему удалось выбраться из-под крыла великого учителя и создать свою философскую систему. кратко и понятно излагает основные принципы бытия. Его учение можно разделить на несколько крупных тем.

Логика

Его трудами по праву гордится Аристотель ввел понятие категория. Всего он выделил 10 категорий - основных понятий, необходимых для познания. Особое место в этом ряду занимает понятие сущность - то, чем предмет является на самом деле.

Только оперируя категориями, можно создать высказывания. Каждое из них обретает свою модальность: случайность, необходимость, возможность или невозможность. возможно только в том случае, если оно отвечает всем законам логического мышления.

Высказывания, в свою очередь, приводят к силлогизмам - логическим выводам из предыдущих высказываний. Таким образом, из уже известного, рождается новое знание, добытое путем логического рассуждения.

Метафизика

Метафизика - философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.

  1. Сама материя.
  2. Идея предмета.
  3. Возможности, скрытые в предмете.
  4. Результат акта создания.

Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.

Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.

Физика

Философия Аристотеля кратко и понятно описывает мир. Основой всего в мире являются 4 традиционные стихии. Созданы они на основе противоположностей: сухое - влажное, теплое - холодное. Теплые стихии - огонь и воздух. Теплые стремятся наверх, а вода и земля - вниз. Из-за этого движения в разные стороны, они смешиваются, образуя все предметы.

Аристотель представлял себе вселенную гелиоцентрической. Вокруг земли по орбитам вращаются все планеты, а также, солнце и луна. Далее расположены неподвижные звезды. Они являются живыми существами, стоящими на порядок выше человека. Все это окружено сферой, заполненной божественной стихией - эфиром. Эта система представлений о мире была огромным шагом вперед, по сравнению с более древними представлениями.

Природа и душа

Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает все разнообразие бытия на нашей планете. Он выделял 3 вида души. Растительная - низшая ступень, ее цель только питание. Животная - чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая - высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела.

Исходя из идеи о развитии, весь природной мир тоже стремится перейти на новый уровень. стремится перейти в растения, растения в животных, животные в человека, человек в бога. Это развитие проявляется в том, что жизнь становится все ярче и разнообразнее. Происходит своеобразная эволюция души в стремлении к совершенству. Так, душа, достигшая наивысшей точки, сливается с богом.

Этика

Знание того, что есть добро, еще не является добродетелью. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает, Тягу к добру можно создать только посредством многочисленного повторения упражнений, направленных на то, чтобы акт добра стал совершаться неосознанно.

Добро - это господство разума над низшими страстями. Важнее всего - не впадать в крайности. Наслаждение должно вызываться не порочными действиями, а осознанием своей нравственности.

Главная ценность - это справедливость. Каждый человек должен стараться сделать все для блага своего государства. Основой государства является семья. Главой ее неоспоримо является мужчина, но женщина при этом не лишается свободы в быту. Дети обладают меньшими правами и обязаны подчиняться во всем воле главы семьи.

Хотя Аристотель много говорил о ценности свободы, рабство он считал правомерным. Дикие люди ставились им чуть ли не вровень с животными, неспособными развить добродетели. А чтобы эти добродетели могли развивать граждане Греции, им нельзя работать физически.

О том, в чем заключается философия Аристотеля написано много книг. Но основные положения можно изложить достаточно кратко. Его представление о мире и природе полностью соответствовало его времени и даже в чем-то было передовым.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Онтологические принципы Аристотеля получают свое продолжение, развитие и конкретизацию в натурфилософских сочинениях философа - «Физике», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологике» и других. «Физика», в частности, - одно из самых богатых по содержанию и цельных по выполнению произведений Аристотеля. Значение этого произведения явно недооценивалось в XIX и XX веках при исследовании философии Аристотеля, а между тем в нем раскрываются важнейшие положения далеко не одной только науки о природе. В этом отношении отечественной аристотелиане повезло: работы В.П. Зубова и И.Д. Рожанского об Аристотеле базируются главным образом на изучении как раз натурфилософских сочинений Стагирита, и в первую очередь «Физики».

Аристотель был первым античным философом, кому принадлежит заслуга создания понятийного аппарата для познания природы. Ибо хотя природа и была главным предметом размышлений досократиков, тем не менее их размышлениям недоставало строгой системы понятий, разработка которой началась с софистов и Сократа, но до Аристотеля не была применена к миру движения и изменения, каким является природа.

«Так как природа, - читаем в «Физике», - есть начало движения и изменения, а предметом нашего исследования является природа, - то нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» (Физика, III, I, 200b). Определив природу как начало движения, Аристотель положил начало науке, которую мы называем естествознанием. И действительно, спустя более двух тысяч лет аристотелевское определение почти буквально воспроизвел Кант: «Естествознание вообще бывает либо чистым, либо прикладным учением о движении»1.

Вопрос о том, что такое движение и как определить его в понятиях, представляет большие трудности, отмечает Аристотель. Стагирит описывает ту проблемную ситуацию, которую он застал в науке своего века и которая его не удовлетворила. Так, объясняя, почему школа Платона

оказалась не в состоянии определить движение, Аристотель одну из причин видит в том, что платоники понимали материю исключительно как «лишенность»: в результате, поскольку движение всегда связано с материальным носителем, а последний оказывался неопределенным, то и движение тоже считали невозможным выразить в понятиях. Эта особенность платоновского подхода связана с его методом: он не ищет посредника между противоположностями, а связывает их непосредственно именно как противоположности.

Аристотель же определяет движение как переход от потенции к энергии, от возможности к действительности. Движение поэтому есть для Аристотеля нечто нормированное этими двумя «точками» как своим началом и концом; именно эти две «точки» кладут как бы предел движению, то есть позволяют его определить. Движение идет всегда «от - к»; эти пункты суть то, что дает форму движению, что превращает его из бесформенного (а потому и не уловимого в понятиях), каким оно было у Платона, в оформленное и потому познаваемое. В результате возникает следующее определение движения:

«...Движение есть энтелехия существующего в потенции, поскольку оно таково; например, энтелехия могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению, есть качественное изменение; энтелехия способного к росту и убыли (общего имени для обоих нет) есть рост и убыль, способного возникать и уничтожаться - возникновение и уничтожение, способного перемещаться - перемещение» (Физика, III, 1, 201а). «Энтелехия существующего в потенции» есть общий род, видами которого будут все перечисленные спецификации. Последние могут быть установлены только эмпирическим путем.

Поскольку движение определяется Аристотелем через две его «точки» - «от» и «к», то ударение у него падает не столько на само движение, сколько на то, что именно движется; и это «что-то» - сущность - кладет печать на способ анализа движения. Именно поэтому Аристотель принципиально не в состоянии абстрагироваться от того, что движется; движение у него не становится самостоятельным субъектом, как в физике нового времени (где изучается поэтому движение «материальной точки»), а остаетс

всегда предикатом. Аристотель сам это подчеркивает: «Не существует движения помимо вещей, так как все изменяющееся изменяется всегда или в отношении сущности, или количества, или качества, или места. А ничего общего нельзя усмотреть в вещах, что не было бы ни определенным предметом, ни количеством, ни качеством, ни какой-нибудь другой категорией. Так что, если кроме указанного ничего не существует, то и движение и изменение ничему иному не присущи кроме как указанному» (Физика, III, I, 200b-201a). Аристотель устанавливает, таким образом, четыре вида движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении количества - рост и уменьшение; в отношении качества - качественное изменение; в отношении места - перемещение. В принципе ни один из этих видов движения не может быть сведен к другому или выведен из другого - в этом состоит специфика аристотелевского метода, при котором от движения нельзя отмыслить того, что движется: движение - всегда предикат движущегося.

Однако хотя Аристотель и не считает возможным вывести все виды движения из одного, он тем не менее устанавливает некоторую иерархию между ними, объявляя первым движением перемещение.

На каком же основании философ считает перемещение «первым» из всех движений? Обращаясь к проблеме движения в III книге «Физики», Аристотель замечает, что «движение, по всей видимости, относится к непрерывному» (Физика, III, 1, 200b). Непрерывность - одна из важнейших характеристик движения; именно с непрерывностью движения у Аристотеля связано доказательство вечности космоса, который не возник и не погибнет. «Возникло ли когда-нибудь движение, не будучи раньше, и исчезнет ли снова так, что ничто не будет двигаться? Или оно не возникло и не исчезнет, но всегда было и всегда будет, бессмертное и непрекращающееся, присущее существам, как некая жизнь для всего, образованного природой?» (Физика, VIII, 1, 250b). Если движение (как и сам космос) когда-то возникло, как утверждал Платон в «Тимее», то оно тем самым уже не может быть непрерывным в строгом смысле, ибо если был хотя бы один перерыв (когда не было движения), то может быть и сколько угодно других;

в этом смысле Аристотель и говорит, что если вселенная возникла, то она может и погибнуть. В противоположность Платону Аристотель утверждает тезис о непрерывности движения.

Непрерывным же движением может быть только перемещение, а потому оно - первое. «Так как движение должно происходить безостановочно, а безостановочное движение будет или непрерывным или последовательным, с другой стороны, так как мы всегда предполагаем, что природе свойственно лучшее, поскольку оно возможно, а непрерывность движения возможна.., и такое движение может быть только перемещением, то необходимо, чтобы перемещение было первым движением. Ведь перемещающемуся телу нет никакой необходимости расти или качественно изменяться, а также возникать и исчезать, а ни одно из этих изменений невозможно без непрерывного движения, которое производит первый двигатель» (Физика, VIII, 7, 260b).

Аристотель не согласен с Платоном, что подлинной реальностью обладают какие-то бестелесные сущности (небесное царство вечных совершенных идей), а мир вещей – это мир теней. Аристотель как энциклопедически мыслящий ученый, имеющий ярко выраженный научный интерес к миру, не мог не восстановить в правах на подлинное существование материальный мир.

Исходя из подлинности бытия мира вещей Аристотель ставит вопрос о первых причинах бытия каждой вещи. Прежде всего он выделяет четыре причины бытия каждой вещи:

1) материальная – для бытия вещи необходима материя, то, из чего вещь сделана;

2) формальная – необходима форма-идея, или эйдос, которая внутренне организует материю;

3) движущая – необходима деятельность, которая соединит материю с формой;

4) целевая – необходима цель, исходя из которой будет осуществляться деятельность, соединяющая материю с формой.

В связи с движущей причиной Аристотель вводит категорию «энергия» (греч. energeia – действие, деятельность), значимую для развития конкретно-научного познания. Единство всех четырех причин бытия, выраженное Аристотелем в понятии «энтелехия» (греч. Entelecheia

Завершение, осуществленность), – это движущая сила реализации чего-либо, та же энергия, но расходуемая на заранее заданную цель.

Определив четыре основные причины бытия, Аристотель как философ поднимается на более высокую ступень абстракции и сводит эти четыре причины к двум: материальной и формальной, причем последняя включает движущую и целевую. Таким образом Аристотель вырабатывает исходный дуалистический принцип своей онтологии: он подчеркивает, что любая вещь невозможна ни без материи, ни без формы-идеи. Уважаемому читателю-экономисту можно задать вопрос: чтобы организовать свое дело, что имеет первоочередную важность – ноу-хау или наличие капитала? Аристотель раскрывает неравноценную значимость исходных причин бытия: материя пассивна, поэтому она выступает потенциальным бытием вещи; форма-идея – активна, поэтому она – актуальное бытие вещи. Следовательно, первопричиной бытия вещи является форма-идея. Таким образом, Аристотель от исходного дуалистического принципа переходит на позицию объективного идеализма.

Далее он разрабатывает учение об иерархии бытия формы , выделяя пять основных уровней: это формы в неживой природе; в мире растений; в мире животных; формы человеческого бытия; высший уровень бытия формы – это форма всех форм, которая представляет собой неподвижный перводвигатель, и она же есть Бог. Уровни бытия формы выделяются по степени их активности: растения растут, поворачиваются за солнышком; животные свободно перемещаются в пространстве; человек может творить нечто новое. Фактически здесь уже заложена фундаментальная основа будущей классификации наук. Высший уровень бытия формы воплощает логическое завершение идеи единой божественной сущности, вынашиваемой античными мыслителями, начиная с Фалеса, специально обозначенной Сократом как фундамент бытия и отождествленной с идеей блага Платоном. Бог Аристотеля – это еще не христианский Бог, т. е. не Личность Творца; это философский Бог, т. е. высший разум. Аристотель станет самым авторитетным мыслителем в средневековой схоластике, которая теологизирует форму всех форм Аристотеля.

Выделение качественно различных уровней бытия формы по степени ее активности – это элементы диалектики в онтологии Аристотеля. Но жирную точку над «i» он ставит как метафизик, поскольку первопричиной бытия всего существующего является неподвижный перводвигатель. Аристотель доказывает с помощью формальной логики, что перводвигатель должен быть неподвижным, используя метод от противного: если перводвигатель будет подвижным, то что-то его должно привести в движение; в свою очередь, это что-то тоже чем-то должно приводиться в движение… Таким образом, мы уходим в дурную бесконечность, и движение никогда не начнется. Сам перводвигатель не может быть подвижным, поскольку это возможно только в случае наличия внутреннего противоречия у перводвигателя, что несовместимо с законами формальной логики. Неподвижный перводвигатель как принцип первотолчка станет излюбленной идеей метафизиков, как идеалистов, так и материалистов. И. Ньютон, раскрыв механистическую картину мира, в качестве последнего штриха этой картины заключает: часовщик этого механизма – Бог.

Система основных характеристик онтологии Аристотеля следующая:

1) исходный дуалистический принцип;

2) объективный идеализм в основном содержании;

3) элементы диалектики;

4) доминирование метафизики;

5) телеология.

Хотя отличие онтологии Аристотеля от платоновской на первый взгляд несущественно: исходный дуалистический принцип и элементы диалектики, однако философские картины мира у учителя и ученика принципиально различны: одно дело утверждать, что весь подлунный мир – это только отблеск царства вечных совершенных идей, и совсем другое – (Аристотель)считать, что вещественный мир – это подлинная реальность, и идти в глубь мира в поисках закономерных причин его существования. Различие между мыслителями обусловлено понимание м ими смысла жизни : если у Платона смысл жизни аксиологический, то у Аристотеля он энциклопедический, т. е. акцентирован на науке.

Философия у Аристотеля включена в его классификацию наук, более того, она является точкой отсчета в этой классификации. «Первая философия», позже названная систематизаторами наследия Аристотеля «метафизикой», – это наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего.

Другое название «первой философии» в систематизации Аристотеля – «теология». «Вторая философия» – это «физика», т. е. весь комплекс естественных наук. «Первая философия» изучает бытие независимо от конкретного соединения материи с формой, в то время как «вторая философия» изучает эту конкретику. В классификации Аристотеля выделяются также науки «пойетические», связанные с человеческой субъективностью, и «практические», связанные с человеческой деятельностью. Преимущество «первой философии», или «теологии», в том, что она является самой ценной из наук, так как существует не как средство, а как цель человеческой жизни и источник наслаждения. Таким образом, энциклопедист Аристотель развивает философию и науку в системном единстве , но это не натурфилософское единство досократики, а единство относительно самостоятельных областей познания, каждая из которых имеет свой предмет.

Гносеология Аристотеля опирается на его онтологию и по своему предмету является теорией науки, исследующей специфику научного знания в отличие от искусства, от опыта и от мнения; исследующей соотношение вероятного и достоверного знания. Квинтэссенцией гносеологии Аристотеля выступает разработанная им формальная логика как наука о мышлении. В теории познания Аристотеля выделяются две части: диалектика и логика. Диалектика занимается вероятным знанием, а логика – достоверным. Но в отличие от сократовского и платоновского понимания диалектики предметом аристотелевской диалектики является не сама истина, т. е. соответствие знания его предмету, а отсутствие формального противоречия между терминами обсуждаемого вопроса, а также между положениями, высказанными участниками спора. То есть диалектика Аристотеля работает на логику как науку о непротиворечивом мышлении. У Аристотеля логика – не отдельная наука, а орудие всякой науки. Уже несколькими десятилетиями позже, в философии стоицизма, логика начнет пониматься как отдельная наука, будучи основой обыденного и теоретического познания.

Аристотель продолжил разработку главного детища сократовского переворота – этики . Он впервые дает классификацию видов добродетелей, выделив дианоэтические и этические добродетели. Дианоэтические добродетели заключаются в нахождении «золотой середины» между двумя крайностями. Мужество как дианоэтическая добродетель – это нахождение «золотой середины» между трусостью и безрассудной храбростью. Дианоэтические добродетели вырабатываются созерцательной разумной частью души. Этические добродетели – это добродетели характера. О характере человека можно судить по его поступкам. Мужество как этическая добродетель – это умение совершать мужественные поступки. Этические добродетели вырабатываются деятельной разумной частью души.

Аристотель развил платоновское учение о структуре души , выделив две составляющие разумной части души: созерцательную и деятельную. В дополнение к аспектам этики, разработанным Сократом (онтологический и гносеологический аспекты) и Платоном (социальный аспект), Аристотель выработал деятельностный аспект, который еще более актуализирует нравственность. Ибо, подобно Обломову – герою романа И. А. Гончарова, можно быть просвещенным, жить в обществе, но всеми силами избегать какой бы то ни было деятельности, связанной с ответственностью. Вне деятельности человека невозможна нравственная оценка его поступков и помыслов. Учение Аристотеля о созерцательной и деятельной составляющих разумной части души, опережая время, закладывает основы двух глобальных типов мировоззрения в истории культуры: созерцательного, доминирующего до промышленного переворота, и деятельностного, который стал актуальным в современном мире.


Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ. Все основное и самое главное по философии: в коротком тексте: ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ. Ответы на основные вопросы, философских понятиях, истории философии, направлениях, школах и философах.


ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него. Он известен также как воспитатель великого полководца Александра Македонского. Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа - над телом, разум - над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку.

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией. Метод доказательства из силлогизмов, т. е. из общих выводов, он назвал дедукцией.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он - либо зверь, либо Бог».

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.

Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 - неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.


......................................................

2.7 Натурфилософия Аристотеля и ее отношение к медицине

Последнее, на чем необходимо остановиться, говоря о медицине античной Греции, это - натурфилософия знаменитого естествоиспытателя и философа древности - Аристотеля (384-322 г. до и. э.).

Величайший энциклопедист древности Аристотель в своих трудах {«Физика», «Метафизика», «Этика», «О душе», «Органон» «О возникновении животных» и др.) обобщил достижения всей предшествовавшей ему натурфилософии, приведя в известную систему разрозненные до пего сведения по астрономии. механике, акустике и оптике, геологии, минералогии, ботанике зоологии, наконец, по логике и собственно философ и.В ряда важных вопросов по всем этим разделам науки он сказал много нового и очень важного.

В труде «О частях животных» Аристотель положил начало систематическому описанию нормальной анатомии. К сожалению это была анатомия животных, манным образом обезьян так как религия запрещала расчленение человека. Он дал первое описание развитая зародыша цыпленка. После Аристотеля разработку анатомии продолжали александрийские врачи римский врач Гален.

Большую роль в истории медицины, особенно средних век-, сыграли философские взгляды Аристотеля, которые в основных положениях сводятся к следующему.

Учение Платона о первичности мышления или «понятий», якобы мыслимых «вечным разумом», ложно; источником наших понятий является наблюдение, а не мышление «вечного разума». Что касается конкретных вещей, или в широком смысле материи (кстати, самый термин «материя» впервые применен Аристотелем), то именно материя и является первичной: она существует извечно, ровно как извечно присущее ей движение; из движения материи возникли планеты, в том числе и земля и все, что есть на земле. В его «Физике», в труде «О возникновении животных» имеются интересные высказывания о том, что материя и движение не могут возникнуть «из ничего», не могут также ни увеличиваться, ни уменьшаться в количестве, им свойственны лишь «превращения». В этих своих высказываниях Аристотель, хотя и чисто умозрительно, подходит к открытию одного из величайших законов природы - закона сохранения и превращения энергии.

Что касается происхождения жизни, то, по Аристотелю, все живые существа на земле возникли путем самозарождения; душа, о которой толкуют идеалисты, тоже не есть нечто обособленное от материи; сама она не материальна, но она порождается движением материи и неразрывно связана с нею.

Во всех своих рассуждениях, как легко видеть, Аристотель следует Демокриту, кое в чем дополняя, а кое в чем отступая от него.

Вдумчиво всматриваясь во все явления природы, особенно при своих занятиях по сравнительной анатомии, Аристотель столкнулся с фактом ярко выраженной целесообразности в природе. По сути дела он подсмотрел факт эволюции в природе. В эпоху же Аристотеля не было и не могло быть никаких предпосылок для научного объяснении этой закономерности. Аристотель склонился к предположению, что и природе существует какое-то стремление («энтелехия») к какой-то цели. Он при этом ничего не сказал о происхождении этого стремления. Пол. целью же, к которой якобы стремится природа, философ мыслил стремление природы к совершенству, понимай под последним человека с его сознанием, как наиболее совершенное творение природы. В этих своих суждениях Аристотель отступил от причинного объяснения вещей, отошел от материализма в сторону идеализма. Этим его отступлением широко воспользовались философы и врачи, идеалисты средневековья. Фальсифицируя Аристотеля, они стали утверждать, что Аристотель будто бы учил, что стремление материи к цели заложено на материю богом, а целью, к ко торой стремится материя, является познание бога.

На этом мы заканчиваем рассмотрение медицины античной Греции и переходим к выводам.


1.Греческая профессиональная медицина делает дальнейшие успехи по сравнению с медициной стран Древнего Востока; появляются первые лечебницы и первые медицинские школы при них, появляются зачатки здравоохранения в городах, возникают зачатки врачебной диагностики и семиотики, начинает формироваться хирургическая пропедевтика.

2.Вместе с тем греческая медицина пришла к вопросу о природе человека.

В медицине античной Греции вопрос о природе человека вступает в новую фазу своего развития: от попыток решить этот вопрос с помощью одной лишь натурфилософии врачи переходят к попыткам разрешить его на основе изучения самого человека.

Наиболее успешным в этом направлении оказывается выступление Гиппократа.

3. Гиппократ положил начало медицины как самостоятельной отрасли знания, но натурфилософия остается философской и естественно-научной основой медицины.

4 В строении и деятельности человека Гиппократ открывает две стороны: телосложение, или физический склад, и темперамент или психический склад. Обе стороны созданы внешней средой, вследствие чего природа человека оказывается материальной и единой (по происхождению и основе).

Материалистическому положению Гиппократа о материальности и единстве природы человека идеалист Платон противопоставляет положение о двойственности природы человека с приматом идеального начала (души) над материальным (телом).

Этим заканчивается первый период истории вопроса о природе человека.


Литература

1) Лекции по истории медицины. Ф.Р. Бородулин.

2) Атлас истории медицины. Т.С. Сорокина.



Частіше надавали форми списоподібного листка або кількох листків, що віялоподібно розходилися від центра, як у пальметі. На деяких віялах у центрі вміщували ще невеличке металеве дзеркальце. Розділ 2. Побут та звичаї 2.1 Їжа Древньогрецька кухня – одна з найкорисніших та найсмачніших у світі. Греки широко використовували у харчуванні оливки та оливкове масло. Ще з найдревніших часів...

Шелухи и схоластической переработки последующих веков, сохранили свое значение до настоящего времени. Развитие греческой медицины после Гиппократа. В древнегреческой медицине после Гиппократа продолжалась борьба материализма с идеализмом. Идеологом реакционной рабовладельческой аристократии Древней Греции с ее идеалистической философией был философ Платон (428-374 гг. до н. э.). Платон отвергал...

Действительности. Эти формы освоения действительности и есть понятия. А наиболее общие формы называются категориями. Процесс развития философского знания – процесс не только индивидуальный, но и исторический, ибо посредством языка и культуры, идеи и проблемы философии живут самостоятельной жизнью, обогащаясь и развиваясь новыми мыслителями. 5.СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Философия явилась...

Ст. до н.е. виникає грецький театр. Значну роль у ньому відігравав хор, який заміняв дійових осіб. Із хору поступово стали відокремлюватися актори. Архаїчна культура заклала основи для розквіту класичної культури стародавньої Греції. Після перемоги греків у греко-перських війнах у V ст. до н.е. відбувається подальша консолідація та розвиток грецького полісу. Рабство набуває завершеної класичної ...