Элон Маск: биография, фото. Что изобрел Элон Маск? История успеха элона маска

Одной из наиболее популярных персон и примером для подражания среди предпринимателей и инвесторов является Илон Маск. Фантазер и изобретатель в последнее время на слуху, тут и там говорят о его идеях, восхваляют за деловую хватку, но мало кто знает, что Илон – владелец убыточных компаний и не раз был уволен с поста руководителя проектов, в которых был главным акционером. И при этом состояние гениального предпринимателя составляет порядка 21$ млрд.! В чем секрет Маска и как ему удается при всех вышеописанных обстоятельствах быть успешным инвестором?

Кто такой Илон Маск?

Если вы следите за новостями финансового мира, да и просто следите за новостями, то наверняка, слышали про Илона Маска. Предприниматель просто фонтанирует различными идеями и, пока многие предприниматели с него посмеиваются, делает большие открытия и дарит человечеству веру в светлое будущее. Конечно же, стольких упоминаний в прессе Илон заслужил, прежде всего, благодаря своим нереальным открытиям, многочисленным компаниям и глобальным затеям.

Если верить Forbes, то состояние Маска оценивается в 21$ млрд. и эти средства он, так или иначе, заработал за счет инвестиций. Но это сегодня он – богатый, успешный, вызывающий уважение и зависть. Если же взглянуть на биографию Илона, то это сплошная череда взлетов и падений, которые привели к успеху.

Начало пути к успеху

Илон Маск родился в простой семье, которая не отличалась большими доходами и с детства познал, что такое тяжелый физический труд. Его родители развелись, после чего мальчик остался жить со строгим отцом, в школе с него жестоко издевались сверстники и Илон был чрезвычайно замкнут в себе. Но это все не мешало ему много читать и проявлять одинаковый интерес к точным наукам и фантастическим произведениям – и первое, и второе сыграет большую роль в дальнейшей судьбе Маска.

Предпринимательская жилка проснулась у Илона в раннем возрасте, когда в 12 лет он написал игру на компьютере и продал ее за 500$. Удивительно, но будучи еще совсем ребенком, Маск потратил вырученные деньги не на леденцы и игрушки, а вложил в акции фармацевтической компании. И надо сказать, что инвестиция была успешной – получив несколько тысяч долларов профита, предприимчивый парень покупает себе «путевку в жизнь», то есть уезжает в Канаду. Собственно, отсюда и началась активная деятельность изобретателя.


С рабочими местами Илону никогда не везло, какую бы должность он не занимал. Именно так случилось после окончания университета и получения научной степени, когда Маск устроился на работу в банк. Покинув финансовое учреждение, будущий миллиардер, на пару с братом, основывает свою первую компанию Zip2, в поле деятельности которой была продажа программного обеспечения. Денег на Zip2 у Маска, конечно, же не было, как и таланта привлекать сторонних инвесторов, поэтому профинансировал эту затею отец, выделив из семейного бюджета 25000$. Удивительно, но молодые предприниматели, которые изначально даже не имели денег чтобы снять жилье и спали прямо в офисе, со временем раскрутили свою фирму и через три года продают ее за 308$ млн.

Илон Маск и космос

Казалось бы, получив 7% от продажи Zip2, Илон Маск мог на этом остановиться и прожить до конца своих дней безбедно – его доля составила 22$ млн. Но нет, в планах изобретателя были другие вершины, плоскость которых находилась далеко за пределами земного шара. Но не будем забегать на перед, продав первую компанию и получив деньги, Маск придумывает другую, причем деятельность ее была ориентирована совсем на другую сферу. Свои миллионы Илон вкладывает в новоиспеченную компанию X.com, которая предлагает быстрые платежи в сети.

Уже через год произошло слияние X.com с Confinity, но скверный характер Маска не позволил ему долго быть на посту руководителя компании. С должности крупного акционера сместили, а платежный сервис переименовали в PayPal. Спустя два года после этих событий компанию выкупил крупнейший интернет-аукцион eBay и Илон получил свои 175$ млн. (он был держателем 11,7% акций). Эта сумма позволила изобретателю отдалиться от интернет-компаний и максимально приблизиться к мечте.

Может быть, Макс перечитал фантастики, а быть может, он и вправду гениален, но задолго до того, как стать богачом, Илон мечтал колонизировать космос. И если кому-то в то время эти мечты казались смешными (да и сегодня многие считают затеи Маска фантастикой), то сам фантазер в них охотно верил и на практике показывает, что цели его достижимы.

Космические корабли, Tesla и банкротство Илона Маска

Одна из наиболее масштабных и известных компаний Маска – SpaceX. Идея создать собственные космические корабли у американского предпринимателя возникла не сразу. Получив свои 175$ млн., Макс отправляется в Россию и пытается купить советскую ракету у местного предпринимателя. Сделка на состоялась, так как стороны не сошлись в цене — за космический корабль просили слишком много и миллионов Маска на нее не хватало. Илон не сильно огорчился, а подумал, что цена на ракеты слишком завышена и можно наладить более дешевое их производство.

За собственные средства Илон Маск налаживает строительство ракет, наряду с этим он увлекается электромобилями. Познакомившись с руководителями Tesla, Илон вдохновляется их идеями и вкладывает в электрокары 7$ млн. Проинвестировав сразу два проекта, Маск находится на грани банкротства. И вот, когда денег у инвестора-мечтателя совсем не осталось, начались серьезные проблемы и у SpaceX, и у Tesla. Разработанные Маском ракеты Falcon трижды запускались неудачно, а Тесла производила автомобили себе в убыток – при себестоимости в 200$ тыс. продажа велась за 85$ тыс.


Казалось бы, Илон Маск потерпел полное фиаско и тут любой бы другой предприниматель опустил руки и признал себя банкротом. К 2008 году ситуация и вовсе стала критической – денег уже не было не только на запуск ракет или конструирование автомобилей, работникам обоих предприятий не за что было платить зарплату.

Что сделал Илон Маск, чтобы сохранить компании?

Буквально за несколько часов до признания банкротства, неожиданно, Маск находит инвесторов для Теслы. В этот трудный момент ему улыбается еще одна удача – NASA подписывает с компанией SpaceX контракт на 12 полетов и выделяет для этого 1,6$ млрд. Начинается настоящая полоса везения для Илона: под его руководством выпускаются новые модели автомобилей Tesla, которые пользуются большим успехом, а SpaceX ставит мировые рекорды. Чего только стоил успешный запуск самой большой в истории ракеты-носителя Falcon Heavy, прямую трансляцию которого смотрели по всему миру.

Илон Маск продолжает строить новые планы и потихоньку работает над их воплощением в жизнь. Какие-то затеи уже работают, какие-то возможны только в теории, но Илон не сдается. В числе запланированных и реализованных идей успешного предпринимателя:

  • Использование ракет SpaceX для сверхбыстрых полетов в разные точки Земли.
  • Разработка дружественного к человеку искусственного интеллекта. Для этого создана компания OpenAI, которая исследует ИИ для того, чтобы предотвратить восстание машин. В настоящий момент Маск вышел из состава руководства, но является акционером компании.
  • Обмен информацией между человеческим мозгом и электронными машинами. Над этой целью трудится основанная Маском компания Neuralink.
  • Создание подземный автомобильных тоннелей (The Boring Company).
  • Производство грузовиков Тесла.
  • Запущена сеть зарядных станций для электрокаров.
  • Разработка системы вакуумных поездов Hyperloop.
  • Создание сети бесплатного спутникового интернета.


А вот популярная сфера инвестиций в криптовалюты прошла стороной от Илона Маска. Если верить его словам, то у него где-то хранится 0,25 , которые когда-то ему прислал друг. Это и все криптовалютные активы великого инвестора.

Будет ли жизнь на Марсе?

Сегодня Илон Маск нисколько не сбавляет обороты и постоянно придумывает новые проекты и разработки (к примеру, спутниковый интернет и подземные поезда-капсулы). Но главной его целью остается колонизация Марса, в которую Илон искренне верит. По его словам, стоит только на нашу планету упасть большому астероиду или проснуться большому вулкану, как жизнь на Земле прекратится. Даже третья мировая война может стереть человечество с лица планеты, а этого с большой вероятностью стоит ожидать. Сегодня в целях Маска – полет на Марс и создание там условий для проживания людей. И это все американец обещает выполнить до 2025 года.

4 отзыва к "Илон Маск: как заработать, инвестируя в свои мечты?"

    Илон Маск мечтает и реализует свои мечты и этот прекрасно. Ресурсов на Свете очень много. И гениальность Маска в том, что ему удается использовать ресурсы Мира для реализации Мечты. Такое доступно немногим. Ресурсы и ЮАР, и Канады, и США значительны. И поэтому Маску удается очень многое. Буду рад, если его бизнес-успехи будут продолжатся. Сам я инвалид-пенсионер с 2002 года (рак крови, Чернобыль) и просто радуюсь успехам Илона Маска. Желаю ему успеха на Земле и в Космосе!!!

    спасибо за информацию думал думал кто он такой что все о нём говорят

    You are always welcome, mate 😉

    Thank you ever so for you post.Much thanks again.

Илон Маск – инженер, изобретатель, предприниматель и инвестор. Сооснователь компании «PayPal» и «SpaceX». Председатель совета директоров, генеральный директор и главный идейный вдохновитель всемирно известной компании Tesla.

За выдающиеся заслуги перед наукой 9 мая 2018 г. Илон Маск был удостоен членства Лондонского королевского общества.

Согласно данным журнала «Forbes» положением на 2017 г. его капитал превышает $21 млрд.

Илон целыми днями проводил за чтением , сумев прочесть два комплекта энциклопедий.

Интересен факт, что Маск обладает фотографической , позволяющей удерживать и воспроизводить в деталях образ предмета или явления.

Однако чем больше он узнавал, тем больше это вызывало раздражение у сверстников. В школе над Илоном постоянно насмехались и неоднократно били, а однажды даже сломали нос.

Илон Маск и его брат Кимбал

Когда Маску исполнилось 8 лет, его родители развелись, в результате чего дети остались жить вместе с отцом. Глава семейства был очень жестким и требовательным человеком.

Он часто брал с собой на работу обоих сыновей, которым приходилось трудиться на стройке. Благодаря этому они получили много полезных навыков.

Когда Илон достиг десятилетнего возраста, отец подарил ему компьютер. Вскоре ему удалось освоить язык программирования, и даже создать собственную видеоигру. Впоследствии он продаст ее за $500.

Интересно, что Маск не тратил заработанные на какие-либо развлечения или приобретения, свойственные его возрасту.

Вместо этого он начала вкладывать полученные средства в одну фармацевтическую компанию, заметив ее перспективный рост.

Уже вскоре Илон Маск смог выручить от продажи акций солидную сумму. В результате он с братом решает уехать в Канаду, несмотря на запрет отца.

Образование

Поселившись у своих родственников, Илон поступает в Королевский университет в Кингстоне. Затем он продолжает обучение в Пенсильванском университете. Его студенческие годы оказались намного веселее, чем школьные.

У Маска появилось множество друзей, с которыми он часто организовывал вечеринки. За такой образ жизни, его чуть не исключили из учебного заведения. Однако ему все-таки удалось его окончить и стать бакалавром по физике и экономике.

Начало карьеры Маска

Первой компанией в карьере Маска и его брата стала «Zip2», основанная в 1996 г. Деньги для стартового капитала они одолжили у своего отца.

«Zip2» занималась разработкой ПО для новостных компаний. Менее чем через 3 года, братья продадут ее за $308 млн.

В результате продажи Илон получил $22 млн., и вложил основную часть средств в новый проект. На оставшиеся деньги он купил спортивный автомобиль «McLaren F1».

Это было только начало успешных начинаний в его биографии.

PayPal

В 2000 г. Илон познакомился с Питером Тилем. Вместе с ним он решает создать электронную денежную систему, которой бы могли пользоваться во всем мире. Вскоре проект был успешно запущен.


Питер Тиль и Илон Маск в компании «PayPal»

Спустя какое-то время перед основателями стал вопрос о том, какой бренд выбрать для развивающегося платежного гиганта: X.com или PayPal.

В результате возник конфликт, так как Илон Маск категорически выступал за бренд X.com. В конечном счете, по решению совета директоров, Маска уволили из компании. При этом некоторые считали такое решение несправедливым, поскольку многие идеи, способствовавшие развитию фирмы, принадлежали именно Илону.

В 2002 г. компания eBay выкупила PayPal за 1,5 млрд $. На этой продаже Маск, имеющий 11,7 % акций, выручил $180 млн. Почти всю эту сумму он вложил в свои проекты SpaceX и Tesla Motors.

SpaceX

С самого детства Илон зачитывался научной фантастикой. Возможно именно по этой причине в 2002 г. он создал крупную компанию «SpaceX», занимавшуюся изготовлением ракет-носителей и космических кораблей.

Через 6 лет NASA заключило договор с SpaceX на сумму, превышающую полтора миллиарда долларов.

В 2016 г. компания Илона заявила, что в скором будущем планирует полететь на . По их расчетам это должно произойти до 2025 г.

Tesla

В 2003 г. в биографии Илона Маска произошли большие события. Он стал идейным вдохновителем и лидером компании «Tesla», а также инвестировал в нее около $70 млн.

Tesla и сегодня продолжает успешно выпускать автомобили, работающие на электричестве.

К слову сказать, вы, наверное, догадались, что компания Tesla названа так в честь выдающегося изобретателя и «покорителя электричества» – .

Личная жизнь

Первой супругой Илона Маска была Джастин, с которой он познакомился еще в студенческие годы. Пара поженилась в 2000 г. У них родилось шестеро мальчиков, однако после 8 лет совместной жизни они решили расстаться.

Второй женой в биографии Маска стала актриса Талула Райли. Этот союз просуществовал 6 лет, после чего супруги развелись в 2016 г.

Через год изобретатель женился в третий раз. Его избранницей стала актриса Эмбер Херд. Любопытно заметить, что до этого девушка была замужем за Джонни Деппом.

В 2018 году Маск появился на публике с канадской певицей Граймс, что стало причиной слухов о его новом романе. Однако достоверных сведений по этому поводу нет.

По собственному признанию Илона Маска, он испытывает проблемы со сном и употребляет снотворное.

По информации газеты «The New York Times» некоторые члены совета директоров компании Tesla выразили свою обеспокоенность по этому поводу.

Курящий Илон Маск

В сентябре 2018 г. Маск посетил шоу американского комика Джо Рогана. Во время беседы Роган предложил ему покурить в прямом эфире смесь из марихуаны и табака.

Основатель Tesla согласился, предварительно спросив у комика, легально ли это.


Илон Маск курит в прямом эфире

Также Маск сказал, что редко курит марихуану, объяснив это тем, что наркотик не оказывает на него воздействия.

После этого эфира, на следующий день, акции Tesla упали на 10%, а курящий Илон Маск стал в интернете настоящим .

Илон Маск сегодня

На сегодняшний день Илон Маск по-прежнему находится в центре внимания. В конце 2016 г. он вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике.

Цель данной организации заключается в консультировании президента США по вопросам, касающимся создания новых рабочих мест и экономического развития страны.

В том же году Илон Маск основал очередную компанию под названием «Neuralink». Она занимается изучением и изобретением устройств, направленных на лечение .

7 октября 2017 г. Маск помог восстановить электроснабжение в Пуэрто-Рико, пострадавшей после серьезного урагана.

Сегодня, как и раньше, Илон Маск уделяет много свободного времени чтению. Кроме этого ему нравятся экстремальные виды . О нем часто пишут в прессе и показывают по телевидению.

Возможно, в будущем ему удастся еще не раз удивить человечество своими фантастическими изобретениями и личными достижениями.

Фото Илона Маска

Ниже представлены наиболее известные и популярные фото Илона Маска . Также здесь будет фото с его матерью, которая, несмотря на свой солидный возраст, сохраняет удивительную внешность. Все фото Илона Маска взяты из открытых источников.


Илон Маск с отцом (крайний слева) и братом (в центре)


У Илона очень стильная и красивая мама. В свои 68 лет Майе Маск участвует в рекламных кампаниях ведущих брендов как модель и фэшн-икона


Маск в 2013 году в Дублине

Если вам понравилась биография Илона Маска – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

С чего началась и как развивалась карьера миллиардера, владельца компаний Tesla, SpaceX и SolarCity

1971. Рождается в Претории, Южно-Африканская Республика. Его мать - канадский диетолог, отец - южноафриканский инженер.

1980. Родители Маска разводятся, и он остается жить с отцом в ЮАР.

1983. 12-летний Илон самостоятельно учится программированию. Продает свою первую компьютерную игру Blastar за $ 500.

С 12 до 15 лет переживает "экзистенциальный кризис". Читает Ницше, Шопенгауэра и других хмурых философов. Это не помогает. Позже он знакомится с серией книг "Автостопом по галактике" Дугласа Адамса, которая оказывает на него значительное влияние.

"Книга научила меня тому, что самое сложное - это сформулировать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто. Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы. Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества".

1988. 17-летний Маск получает канадское гражданство и переезжает в Кингстон (провинция Онтарио), чтобы жить отдельной от родителей жизнью.

"Я ставил эксперименты, как выжить меньше чем на 1 доллар в день и не заработать цингу. Например, ел соус для спагетти с зеленым перцем - для витаминов. Выяснил, что, если хот-дог не покупать готовым, а собирать самостоятельно, он обходится в 25-30 центов за штуку".

1991. Получает степени бакалавра экономики и бакалавра физики в Университете Пенсильвании (Филадельфия).

1995. Бросает Стэнфордский университет (и теряет возможность получить докторскую степень).

Основывает с братом компанию Zip2, которая создает софт для публикации контента онлайн для различных новостных организаций. Заключает контракты с New York Times и Chicago Tribune.

Маск не снимал квартиру, а спал в офисе. Душ он принимал в местном подразделении благотворительной организации YMCA.

"У нас с братом был один компьютер на двоих. Днем на нем работал сайт, а по ночам я писал код. Каждый день, в том числе в выходные".

1998. Продает Zip2 за 400 миллионов долларов наличными.

"Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву. Работайте по 80-100 часов в неделю. Это повысит шансы на успех".

1999. На вырученные от продажи Zip2 деньги покупает болид McLaren F1 (чтобы рассекать на нем по Силиконовой долине) и основывает онлайновую банковскую компанию X.com.

2000. Объединяет X.com с Confinity - компанией, которая занимается написанием программ для проведения платежей и криптографией.

Впервые женится. Его избранницу зовут Жюстин .

2001. По результатам опроса общественного мнения выясняет, что название X.com ассоциируется у людей с порно. Маск переименовывает X.com в PayPal.

2002. После первичного размещения акций PayPal на бирже eBay выкупает компанию за $ 1,5 миллиарда.

Маск получает американское гражданство.

Основывает SpaceX - компанию по производству космических ракет. Чтобы постичь основы ракетостроения, читает книгу пионера биомеханики и материаловедения Дж. Э. Гордона "Структуры, или Почему вещи не падают".

"Я собирал модели ракет в детстве, но никогда не думал, что буду работать в этой сфере. Я убежден, что существует огромная пропасть между увлекательной судьбой человечества, которое покоряет космос, исследует звезды и планеты, и судьбой человечества, которое заточило себя на Земле и несется к неминуемой гибели".

2004. Илон Маск инвестирует $ 7 миллионов в компанию по производству электрокаров Tesla Motors и становится председателем ее правления.

"В стратегии Tesla - три этапа, - объясняет Маск. - Сначала мы ограниченным тиражом запускаем первую модель - дорогой автомобиль. Затем - модель средней ценовой категории со средней партией. И, наконец, третью модель - автомобиль по доступной цене, крупной партией".

2005. Подписывает контракт с автопроизводителем Lotus, который сделает дизайн для первого автомобиля Tesla.

2006. Проводит презентацию Tesla Roadster, электрокара "первого этапа" стоимостью $ 100 тысяч. Tesla Roadster способен разгоняться до 100 км/ч менее чем за 4 секунды. Максимальная скорость принудительно ограничена до 200 км/ч. Заряда батарей хватает на 300-400 км. Полная зарядка аккумуляторов занимает 3,5 часа.

Серийное производство Tesla Roadster начнется в 2008 году.

Основывает компанию SolarCity, которая специализируется на поставке энергетических услуг. В частности, компания разрабатывает, финансирует и устанавливает системы солнечной энергии. Также строит зарядные станции для электрокаров. Один из основных партнеров SolarCity - компания Google.

"Честно говоря, я уверен, что солнечная энергия одержит безоговорочную победу над другими источниками энергии, в том числе природным газом. Это должно случиться. Иначе мы обречены".

Проводит неудачный запуск ракеты-носителя Falcon 1. Такие неудачи постигнут Falcon 1 еще 5 раз.

2008. Tesla и SpaceX оказываются на грани банкротства.

"Мы были очень близки к краху, но нам удалось преодолеть черную полосу в 2008-м. Цель компании SpaceX - развивать космические технологии. В частности, попытаться ответить на насущный вопрос, который стоит перед человечеством: "Как сделать космические путешествия возможными?". Иными словами, как создать ракету, пригодную для частой, неоднократной эксплуатации?"

Журнал Esquire включает Илона Маска в список наиболее влиятельных людей XXI века.

Он разводится с Жюстин после 8 лет брака. У них пятеро сыновей - двойняшки и тройняшки.

2010. SpaceX проводит демонстрационный запуск одноразовой ракеты-носителя Falcon 9, которая выводит на орбиту частный грузовой космический корабль Dragon в рамках программы снабжения Международной космической станции.

Снимается в блокбастере "Железный человек - 2" в роли друга Тони Старка. Режиссер фильма Джон Фавро говорит, что Илон Маск - прототип Железного человека.

Женится на британской актрисе Талуле Райли ("Гордость и предубеждение", "Начало").

2011. Получает Премию Хайнлайна "за достижения в коммерциализации космоса".

Forbes включает Маска в список самых влиятельных CEO в возрасте до 40 лет.

2012. Космический корабль Dragon от SpaceX состыковывается с Международной космической станцией. Впервые в истории коммерческая компания, изготовляющая ракеты, сотрудничает с МКС.

Выпускает Tesla Model S - пятидверный лифтбэк "второго этапа". В 2015 году Маск опустит его стоимость до $ 70 тысяч и позволит за дополнительную плату установить автопилот, "умную" пневматическую подвеску или проапгрейдить скорость.

2013. По итогам продаж Tesla становится третьим по популярности автомобилем бизнес-класса в Калифорнии, уступив только Mercedes-Benz S-класса и BMW 7-й серии. Кроме этого, электрокар очень успешно продается в Норвегии.

Журнал Motor Trend называет Tesla Model S "Автомобилем 2012 года".

В ответ на планы правительства США построить высокоскоростную железную дорогу, которая в 2029 году соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско, Маск презентует проект Hyperloop (вакуумный поезд, который движется быстрее скорости звука) и выкладывает в открытый доступ 57-страничный документ, описывающий планы его создания, чтобы другие смогли продолжить разработку концепции.

Благодаря этому исследованию в мае 2016-го компания ультраскоростных перевозок Hyperloop One (не принадлежащая Маску) представит в Лас-Вегасе первый экспериментальный 800-метровый трек для специальных поездов-капсул, работающих на принципе магнитной левитации. Hyperloop One обещают доставлять "от Хельсинки до Стокгольма за 30 минут" (расстояние почти 500 км). Ожидается, что скорость транспорта будущего будет не менее 1 223 км/час, а со временем и выше.

2014. Ракетоноситель КК Dragon доставляет на МКС 2 200 кг полезного груза и возвращает на Землю груз 1 600 кг, включающий в себя результаты научных экспериментов.

Подает на развод с Талулой Райли.

Основывает экспериментальную школу Ad Astra, в которой учатся всего 20 человек: его собственные дети и дети сотрудников SpaceX. В школе нет деления на классы, а учат там, по словам Илона Маска, "как решать сами проблемы, а не изучать инструменты решения проблем".

2015. Tesla представляет аккумулятор для дома Powerwall, который предлагает независимость от электрической сети. Он весит 100 кг, крепится на стену и запасает 10 кВт-часов электроэнергии.

"Раньше энергоснабжение было монополией, у людей не было выбора. Теперь впервые можно сказать, что у монополистов появились конкуренты. Раньше линии электроснабжения принадлежали электрическим компаниям, а теперь электричество - на крыше вашего дома. Думаю, это расширяет возможности владельцев домов и предприятий. Я уверен, что солнечная энергия составит приличную часть энергетики США. Думаю, это произойдет меньше чем через 20 лет. Я даже заключил пари".

SpaceX успешно тестирует систему катапультирования пассажирского корабля Dragon V2 Сapsule. На борту находился манекен, оснащенный 270 датчиками, микрофонами и видеокамерами, - они передавали данные о нагрузках, которые придется испытать будущим участникам полета.

Dragon V2 Сapsule c 2017 года будет доставлять астронавтов на МКС.

Осенью Tesla запускает свой первый кроссовер - Model X, серийный выпуск которого задерживался два года. В Model X помещается семь человек, а благодаря специальным задним дверцам, открывающимся вверх и получившим название "крылья сокола", пассажиры могут без проблем открыть двери даже при минимальном расстоянии между автомобилями. Стоимость Model X составляет $ 132 тысячи.

2016.

Апрель.

Маск представляет бюджетную модель Tesla 3, примерная стоимость которой $ 35 тысяч. Все вышло так, как он планировал в 2006 году: создать спорткар и использовать деньги от его продажи, чтобы сделать доступную машину. На презентации он благодарит покупателей Model S и Model X за то, что они обеспечили компанию деньгами на разработку Tesla 3.

Новый автомобиль разгоняется до сотни километров за 6 секунд, но его вариации могут быть быстрее. Tesla 3 может проехать на одной зарядке до 346 км, в ней также есть функция автопилота. Продажи стартуют в 2017 году.

Май.

SpaceX успешно запускает ракету Falcon 9, доставив припасы и надувной модуль для МКС. Но главное - ей, после многочисленных провальных попыток в прошлом, удалось без повреждений вернуть первую ступень корабля, посадив ее на морскую платформу.

Успех Falcon 9 свидетельствует о том, что ракету можно будет использовать не единожды. Маск говорит, что Falcon 9 с одной и той же ступенью можно будет запускать 10-20 раз, а это существенно сократит денежные расходы и таким образом космические полеты станут более доступными.

Tesla Motors обновила карту покрытия электрозаправок по всему миру, согласно которой в Украине появится две новые точки в 2016 году.

"Даже если случится зомби-апокалипсис, - говорит Илон Маск, - вы все равно сможете путешествовать, благодаря заправкам и системе Tesla Supercharging".

Июнь.

Илон Маск объявляет о планах объединить компании Tesla Motors и SolarCity. В первой он является CEO, а во второй - главой совета директоров. По его словам, держатели акций солнечной компании получат акций Tesla на $ 2,8 млрд, а клиенты Tesla - возможность купить электрокар, домашнюю батарею и солнечные панели в одном месте.

Выдвигает теорию о том, что мы все живем в симуляции. "Самым сильным аргументом" он называет быстрое развитие компьютерных игр, начиная с простейшей Pong и до современных разработок виртуальной и дополненной реальности.

"Мы находимся на пути к тому, что игры станут неотличимы от реальности и при этом смогут запускаться на любой приставке, компьютере, любом устройстве. И при этом существуют миллиарды таких устройств, кажется логичным предположить: шансы того, что мы сами находимся в объективной реальности, - один к миллиарду".

По мнению Маска, все цивилизации рано или поздно должны прийти к созданию виртуального мира, иначе им грозит исчезновение.

Самым популярным в современном мире человеком от IT является Стив Джобс. Считается, что именно он предопределил нынешний вектор развития цифровых технологий, стоял у истоков создания многих устройств, без которых нельзя представить нашу жизнь: персонального компьютера, графического интерфейса операционных систем, планшетных компьютеров, смартфонов, цифровых аудиоплееров, онлайн-продаж цифрового контента и даже анимационной студии Pixar.

В 2011 году Стив Джобс умер, но в мире живет немало людей, чей вклад в современные технологии не меньше, чем у сооснователя корпорации Apple, и, более того, они продолжают свою активную деятельность, определяя, каким является не только настоящее, но и будущее. Эта статья расскажет о другом крупном бизнесмене и инноваторе из IT-отрасли, который уже сделал немало для научно-технического прогресса, и продолжает творить историю прямо на наших глазах.

Им станет Илон Маск, сверхуспешный бизнесмен и ученый, реальное воплощение «Железного Человека», прототипом которого он и стал. Илон Маск является одним из членов так называемой «мафии PayPal» - группы инженеров и программистов, которые начали свой путь в одноименной компании, а затем превратились в успешных самостоятельных бизнесменов. Эти несколько десятков человек стали основателями множество знаменитых высокотехнологичных фирм и финансовых учреждений, не теряя при этом связь между собой и помогая друг другу во всех новых начинаниях.

PayPal

История PayPal началась с создания в марте 1999 года Илоном Маском компании X.com, занимающейся обеспечением электронных денежных переводов посредством сети Интернет. В 2000 году X.com поглотила фирму Confinity, занимающуюся схожим бизнесом. Одно из отделений этой компании называлось PayPal, оно и дало со временем свое имя объединенному конгломерату.

Основатели компании PayPal

Идея PayPal была невероятно амбициозной. Учредители компании мечтали о том, что однажды электронные деньги полностью заменят собой настоящие. Молодые бизнесмены либертарианских взглядом надеялись при помощи своей системы однажды отобрать у государств монополию на производство денег, что сделает мир по-настоящему свободным, а каждую личность в нем – независимой.

Логотип компании PayPal

Возможно, в будущем так и случится. А пока что PayPal является самой успешной в мире электронной платежной системой, которая в некоторых странах мира имеет официальный статус банка или кредитной организации.

На данный момент услугами PayPal пользуется около 140 миллионов человек, проводя через систему сотни миллиардов долларов ежегодно.

В 2002 году компания PayPal была продана Интернет-аукциону eBay, в котором она к тому времени стала основной системой оплаты за товары. Сумма сделки составила 1,5 миллиарда американских долларов, из которых 165 миллионов досталось лично Илону Маску.

SpaceX

В 2002 году Илон Маск основал новую свою компанию, SpaceX, целью которой является запуск в Космос пилотируемых и автоматических летательных аппаратов. Долгие десятилетия освоение внеземного пространства было прерогативой крупных государств. И лишь на сломе тысячелетий в этот бизнес решили прийти частные структуры. SpaceX – это, на данный момент, самая успешная из них.

Илон Маск - основатель компании SpaceX

В течение долгого времени SpaceX не достигала никаких существенных успехов. Несколько пробных запусков ракеты Falcon 1, в том числе, и с армейским спутником на борту, окончились катастрофами. Но Илон Маск и его команда не опускали рук, и в итоге они смогли создать несколько вполне функциональных и перспективных космических аппаратов.

Интересно, что в SpaceX Илон Маск выполняет функции не только генерального директора, но и главного инженера. Она принимает непосредственное участие в создании и усовершенствовании уникальных инновационных технологий.

Основными летательными аппаратами SpaceX являются ракеты класса Falcon: Falcon 1, Falcon 9 и Falcon 9 Heavy. Они могут нести на орбиту полезный груз весом до 53 тонн, и эти показатели постоянно усовершенствуются. Но уже сейчас Falcon 9 Heavy является самой мощной американской ракетой-носителем после аппарата Сатурн-5, участвовавшего в Лунной миссии США в шестидесятых-семидесятых годах.

Старт ракеты Falcon 9 от SpaceX

Ракеты Falcon также могут поднимать в воздух космический челнок Dragon SpaceX (последняя на данный момент версия – Dragon V2 SpaceX). Этот летательный аппарат создан для отправки на орбиту не только грузов, но и живых людей, что весьма актуально, учитывая появившиеся сейчас разногласия между США и Россией.

Космический челнок Dragon V2 SpaceX

Dragon V2 SpaceX называют «космическим такси», ведь в нем может путешествовать в Космос до 7 человек. На первом этапе полета челнок отрывается от земной поверхности благодаря ракете Falcon, а затем отделяется от нее и дальше летит самостоятельно.

Dragon SpaceX и Dragon V2 SpaceX могут стыковаться с Международной космической станцией, а точность их посадки при возвращении на Землю сравнима с точностью приземления вертолета.

Илон Маск внутри космического челнока Dragon V2 SpaceX

Компания SpaceX подписала несколько контрактов с NASA о сотрудничестве при доставке на орбиту грузов и людей. Dragon SpaceX уже совершал успешную стыковку с МКС.

Космический челнок Dragon SpaceX стыкуется с МКС

Также SpaceX запускает строительство собственного космодрома в штате Техас. Ведь до этого компания пользовалась стартовыми мощностями NASA и площадкой Spaceport America от Virgin Galactica Ричарда Брэнсона.

Tesla Motors

В 2003 году, когда Илон Маск вместе с группой единомышленников основал компанию Tesla Motors, никто вообще всерьез не воспринимал планы некоторых смельчаков развивать рынок электрических автомобилей. Существовавшие на тот момент электромобили представляли собой, в основном, маломощные прототипы транспортных средств, а единичные модели, которые появлялись в продаже, успехов не снискали.

Tesla Motors стала одной из первых успешных компаний на рынке. Стратегия этой фирмы заключается не только в выпуске по-настоящему хороших электромобилей, но и в создании соответствующий инфраструктуры для них, а также широкой популяризации подобных транспортных средств в мире.

Электромобиль Tesla Roadster

Появление каждой модели электромобилей от Tesla Motors является крупным событием на рынке транспортных средств. Ведь машины от этой компания обладают не только техническим совершенством, но и шикарным внешним видом, а также прекрасным интерьером. Это как смартфоны iPhone среди автомобилей, люди покупают их как идеально сбалансированное целостное решение, роскошь, а не банальное средство передвижения.

Электромобиль Tesla Model S

При этом Tesla Motors активно вкладывает сотни миллионов долларов в развитие инфраструктуры для электромобилей в США и Европейском Союзе. Ведь на данном уровне развития рынка выпускать хорошие машины – недостаточно, надо также дать их владельцам ощущение заботы, саму возможность передвигаться на электрических авто без границ и ограничений.

Электромобиль Tesla Model S, приборная панель

А недавно Илон Маск вообще совершил поистине революционный поступок. Он объявил все технические патенты компании Tesla Motors свободными и открытыми для общего доступа. Это, по его мнению, послужит высокому уровню конкуренции на рынке, что приведет к популяризации и широкому распространению электромобилей в мире. Генеральный директор Tesla Motors считает, что на данном уровне развития производителям электрических средств передвижения нет смысла вставлять друг другу палки в колеса и устраивать судебные тяжбы по поводу украденных технологий, нужно всячески помогать конкурентам, чтобы делать машины с электродвигателями дешевле и популярнее.

SolarCity

В 2006 году Илон Маск присоединился в качестве инвестора и главы Совета Директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями Линдоном и Питером Риве. Фирма производит солнечные панели, являясь одним из мировых лидеров в этом направлении.

Солнечные панели от SolarCity

SolarCity занимается не только производством солнечных батарей, но и их внедрением в разных сферах жизни, в том числе, в заправочных станциях для электромобилей, а также образовательных и медицинских учреждениях.

Технические автомобили SolarCity

Интернет для всех

Осенью 2014 года стало известно, что Илон Маск готовится к реализации нового амбициозного глобального проекта, направленного на развитие сети Интернет, чтобы доступ к ней получили жители даже самых отдаленных районов самых бедных стран.

Ведь всеобщее использование информационных технологий и доступ ко всемирному хранилищу знаний – это залог успеха как отдельных личностей, так и нынешней Цивилизации в целом. Но, на данный момент, распространение IT сильно ограничено финансовыми и техническими возможностями людей и государств. Так почему бы не избавить их от этого бремени?

One Laptor per Child - другая благотворительная инициатива по организации доступа бедных детей к современным технологиям и Интернету

Проект, который решил развивать Илон Маск, заключается в запуске 700 орбитальных спутников, которые окутают Землю единой сетью. Каждый из этих сателлитов будет весить 113 килограммов, что примерно вдвое меньше, чем среднестатистический современный спутник связи. Для их производства Маск сотоварищи планируют построить отдельную промышленную линию.

Глобальная система спутникового Интернета

Эти спутники должны обеспечить бесплатный доступ к Интернету сотням миллионов жителей Земли, в том числе, и самых отдаленных и беднейших ее районов. Это обещает быть крупнейшим технологическим прорывом последних десятилетий.

В качестве партнера Илона Маска в этом деле выступает Грег Уайлер, основатель компании WorldVu Satellites, которая была создана именно с целью запуска глобальной системы спутникового Интернета. Некоторое время назад Уайлера привлекли в корпорацию Google, но недавно стало известно, что их дороги разошлись. Теперь же реализацией этих планов, по всей видимости, займется Маск.

Hyperloop

Hyperloop – это предложенное Илоном Маском транспортное средство будущего, которое позволит преодолевать огромнейшие расстояния за очень короткое время. В основе этой технологии лежит установленная на эстакаде труба с низким давлением (1/1000 от атмосферного), по которой передвигаются пассажирские модули. Каждая из таких капсул может перевозить до 28 человек.

Скоростная транспортная система Hyperloop

Транспортные капсулы в системе Hyperloop будут передвигаться со средней скоростью 965 километров в час, что позволит, к примеру, преодолеть расстояние между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско (550 км) менее чем за полчаса.

Hyperloop можно также использовать для грузовых перевозок.

Сейчас сама концепция Hyperloop выглядит чем-то фантастическим. Но десять лет назад абсолютно нереальными выглядели и планы Илона Маска по запуску частных космических аппаратов, которые составят конкуренцию ракетам от NASA и Российского космического агентства.

Железный человек

Как уже упоминалось выше, миллиардер, гений, филантроп и просто симпатичный мужчина Илон Маск является прототипом образа Тони Старка из серии современных фильмов про Железного Человека. Бизнесмен и сам появляется в качестве камео во второй части кинофраншизы, играя друга и коллегу героя Роберта Дауни-младшего.

  • Zip2 и PayPal
  • Tesla Motors
  • SolarCity
  • SpaceX
  • Hyperloop

Компьютерная отрасль дала путевку в жизнь десяткам харизматичных личностей, сумевших создать нечто революционное и заработать на этом невероятное количество денег. Если бы существовал рейтинг таких людей, то первый номер принадлежал бы Биллу Гейтсу , второй - Стиву Джобсу . А вот третьего места, несмотря на большое количество претендентов, больше всего заслуживает малоизвестный в наших широтах предприниматель-миллиардер Элон Маск. Почему? Потому что деньги, заработанные на компьютерных технологиях, он вложил в проекты, способные изменить наш мир сильнее, чем его изменили майкрософты с айфонами вместе взятые.

Forbes оценивает состояние Маска в $2,4 миллиарда. Маск не только бизнесмен, но и инженер: он лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В свободное от работы время он ездит на дорогих машинах, женится на сексуальных британских актрисах и становится прототипом для героя Роберта Дауни-младшего в «Железном человеке». По всем параметрам Маск скорее напоминает персонажа комиксов, нежели реального человека.

Тем не менее за медийным образом супергероя скрывается один из самых успешных серийных бизнесменов мира. Маск стал вторым предпринимателем в истории Кремниевой долины, которому удалось основать три компании стоимостью больше $1 млрд. – PayPal, SpaceX и Tesla (первым был Джим Кларк). Более того, в эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу», Маск посвятил себя космосу и альтернативной энергетике. Он играет по каким-то другим правилам и делает это крайне успешно. Как у него это получается?

История Успеха, Биография Элона Маска

Элон Маск родился 28 июня 1971 года в Южной Африке. Его семья была смешанной. Отец, южноафриканец, был инженером. А мать, канадка, – диетологом. Детство Маска прошло в Южной Африке. В возрасте 10 лет у него появился первый компьютер. Элон сразу проявил интерес к программированию, которому обучался самостоятельно. В возрасте 12 лет он заработал $500, продав игру Blastar (шутер в духе Space Invaders), которую он сам спрограммировал.

Биографии выдающихся лиц, как правило, содержат эпизоды, в которых герой говорит себе: «Да, я это сделаю», что позже приводит его к ошеломительному успеху. В биографии Элона Маска таких эпизодов было как минимум два. Первое решение Маск принял еще в 17 лет. После окончания школы в Претории, он решил оставить дом и без поддержки родителей, эмигрировать из ЮАР в США. Но сразу в США Элон не попал.

В 1989 году он перебрался в Канаду, к родственникам его матери. Получив гражданство, Элон Маск отправляется в Монреаль, где на первых порах, соглашается на любую работу и почти год балансирует на грани нищеты. Вскоре он поступает в Королевский университет в Онтарио, где знакомится с будущей матерью пятерых своих сыновей (двойняшек и тройняшек) Жюстин. Там он проучился два года, после чего его мечта сбылась – в 1992 году Маск отправился в США.

В Америку он переехал, получив стипендию на обучение в университете Пенсильвании. На следующий год он получил степень бакалавра в области бизнеса, но решил задержаться в университете еще на один год для получения степени бакалавра в области физики.

Когда у Элона Маска началась подростковая депрессия, он начал активно поглощать философскую и религиозную литературу. Но самые ценные уроки, по его словам, он в итоге вынес из книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное – это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто» , – рассказывает Маск журналу Businessweek. На эти размышления его навел эпизод, в котором гигантский суперкомпьютер после нескольких миллионов лет размышлений отвечает на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» бессмысленным числом 42.

«Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы» , – говорит Маск. Свой вопрос он придумал уже давно: «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Zip2 и PayPal

Второе, самое важное и судьбоносное решение в своей жизни Элон Маск принял летом 1995 года. Он как раз закончил обучение в университете Пенсильвании и поступил в аспирантуру Стенфордского университета для продолжения обучения в области прикладной физики и материаловедения. Однако всего через два дня бросил науку и вместо разработки конденсаторов вместе с братом Кимбалом, находясь в столице Кремниевой долины Пало-Альто, создал свою первую компьютерную компанию Zip2.

«Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры, и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву.»

На тот момент интернет переживал период бурного развития, однако еще никому не удавалось заработать тут серьезные деньги. Компания Маска смогла это сделать одной из первых: она создала платформу, с помощью которой газеты (в том числе и такие авторитетные, как New York Times) могли предлагать своим клиентам дополнительные коммерческие сервисы.

Через четыре года, в 1999-м, крупнейший в те годы поисковик AltaVista купил Zip2 за $307 млн. наличными и $34 млн. ценными бумагами. Эта сделка установила рекорд по продаже компании «за кеш». Часть вырученных денег ($20 млн.) Маск тут же спустил на люксовые покупки - спорткара McLaren F1 и частного самолета.

Маск начинает осваивать набирающие популярность электронные платежи, а его новым бизнесом на рубеже веков становится стартап X.com. В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питера Тиля и Макса Левчина, офис которой находится на той же улице в Пало-Альто. Так на свет появляется одна из ведущих платежных систем современности - PayPal. Это сейчас есть огромный выбор для оплаты в интернете, а тогда это была альтернатива оплате банковской картой.

Между командами двух стартапов поначалу возникают разногласия по стратегии и менеджменту, но на динамике развития компании это никак не сказывается. Маск участвует в разработке новой бизнес-модели, проводит удачную вирусную маркетинговую кампанию, аудитория сервиса стремительно растет, и в 2002 году все завершается логичной покупкой системы интернет-аукционом eBay за $1,5 млрд. Так у Элона Маска появилось достаточно средств (основатель X.com получил за свою долю $180 млн.) для других своих увлечений - космонавтики и альтернативных источников энергии. Можно сказать, что на этом он распрощался с интернетом!

«Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.»

Tesla Motors

Tesla Motors в 2003 году придумали инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к сырьевой конъюнктуре - миссия вполне в духе Маска.

Разбогатевший на продаже PayPal бизнесмен появился в проекте в феврале 2004 года, возглавив раунд инвестиций в стартап с личным вкладом $70 млн. Он стал председателем совета директоров и на первых порах не брал на себя оперативного руководства компанией. Маск участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе британского Lotus: лоббировал применение в конструкции кузова композитных материалов, разрабатывал модуль батарей и даже детали дизайна вроде передних фар. К 2006 году проект получил хорошую прессу, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green (награду ему вручал лично Михаил Горбачев), а в пул инвесторов Tesla вошли «отцы Google» Ларри Пейдж и Сергей Брин . Совокупная сумма привлеченных в проект средств перевалила за $100 млн.

Однако в 2007 году, когда был запланирован запуск конвейерного производства Roadster, в жизни Маска началась черная полоса. Просчеты менеджмента привели к тому, что отпускная стоимость электрокара оказалась практически вдвое выше изначально заложенной в проект - $92000. К тому же гендиректор компании Мартин Эберхард допустил стратегический просчет: его концепция трансмиссии для Tesla Roadster оказалась неэффективной, и выпуск машины пришлось отложить более чем на год.

В кризисной ситуации Элон Маска проявил необходимые на тот момент менеджерские качества: способность безжалостно выбрасывать за борт всех, кто по каким-то причинам мешает проекту. Маск без малейших сантиментов уволил Эберхарда и еще нескольких «отцов-основателей», а спустя какое-то время после этой зачистки сам стал у руля компании. Эберхард подал на него в суд, но дело было улажено во внесудебном порядке, причем настолько эффективно, что практически никакие подробности конфликта не просочились на публику.

На пороге кризиса Элон Маска продолжил энергично «резать косты»: сокращать сотрудников, требовать снижения цен от поставщиков, закрывать офисы и т.д. В итоге Roadster увидел свет в 2008 году с незначительным - менее чем на $20000 - повышением цены в чеке.

В самый сложный момент (параллельно бизнесмен начал громкий бракоразводный процесс с супругой Жюстин, которая не скупилась на критику в адрес отца пятерых своих сыновей в интервью СМИ и личном блоге - за недостаток внимания и домашнюю тиранию) Маск вложил в Tesla последние накопления в $20 млн. (он выручил средства на поглощении корпорацией Dell за $120 млн. разработчика софта Everdream, акционером которого являлся Маск), продал ради спасения проекта любимый McLaren F1 и все-таки уберег автопроизводителя от банкротства. Он даже давал заказчикам личные гарантии возврата средств в случае провала инициативы.

Вскоре дела пошли на лад, что особенно впечатляло на фоне стагнирующего традиционного автопрома. $50 млн. в Tesla инвестировал немецкий концерн Daimler, Минэнерго США санкционировало включение проекта в пул инновационных транспортных компаний - получателей льготного процентного займа. Tesla от государства перепало почти полмиллиарда долларов. Впоследствии скептики критиковали власти за решение поддержать компанию Маска, продукция которой до сих пор ориентирована исключительно на состоятельных покупателей.

Слово «электромобиль», зачастую вызывает ассоциации с чем-то медленным и неповоротливым, но в случае с Tesla Motors это не так. Ее машины быстры и похожи по внешнему виду на роскошные спорткары. Впрочем, в планах есть и создание более простых моделей. Специалисты Tesla Motors сотрудничают с компаниями Daimler и Toyota. Так называемые «гибриды», автомобили этих компаний, оборудованные как электромотором, так и двигателем внутреннего сгорания, используют технологии компании Элона Маска. В 2007 году вице-председатель General Motors Боб Лутц назвал Tesla главной причиной решения автогиганта начать разработку электромобиля Chevy Volt: «Если какой-то стартап из Кремниевой долины смог решить это уравнение, то никто больше не смеет мне говорить, что оно нерешаемо» .

«Tesla Motors названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился.»

В 2010 году Tesla проводит первое с 1956 года автомобильное IPO в США, когда на биржу вышел Ford. Компания, несмотря на десятилетие убыточной работы, размещается на NASDAQ по верхней планке диапазона в $17 за акцию и привлекает более $225 млн. Лучшего времени для IPO, действительно, было не найти. Нефтяное пятно, которое по вине компании BP покрывает внушительную часть Мексиканского залива, продолжает расти, и поднять в это время вопрос о переходе на новые виды топлива кажется более чем логичным. Сегодня одна бумага Tesla стоит $147, а капитализация автопроизводителя приближается к $18 млрд.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство летом прошлого года по цене от $69900 и удостоилась оценки в 99 из 100 баллов в рейтинге Consumer Reports.

На презентации Model S Маск безапелляционно заявил, что через двадцать лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими: «Я уверен, что так и будет. Готов поставить на это деньги» . Желающих заключить подобное пари найдется достаточно. Даже по самым оптимистичным подсчетам аналитиков, прогноз Маска никак не может сбыться. Но основателя и CEO Tesla это вряд ли смущает: приукрашивая реальность, он ее меняет.

Дело в том, что, по мнению Маска, мир стал слишком зависим от нефти. Эта зависимость привела к изменению климата и перманентной геополитической напряженности. Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества сможет изменить ситуацию. Поэтому для него Tesla Motors не просто бизнес.

Подогревать интерес к проекту Маск продолжил, устроив медиасражение с обозревателем The New York Times Джоном Бродером из-за критического тест-драйва Model S. Надо сказать, что все эти рекламные трюки принесли свои плоды. Так, за первое полугодие 2013 года электрокар продан в количестве 10500 экземпляров, и предложение до сих пор не поспевает за спросом.

На подходе - выпуск кроссовера Model X и бурное развитие сети станций подзарядки Supercharger. Tesla планирует покрыть «розетками» транспортные артерии с высоким трафиком по всей территории США, а в 2014 году начать и зарубежную экспансию.

SolarCity

Провайдер технологий SolarCity по формальным критериям не совсем проект Маска. В этот стартап он в 2003 году инвестировал $10 млн., вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы.

SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт - идеальное решение для домохозяйств и некрупных организаций. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг с горизонтом 20 лет. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы (к примеру, Google), которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы.

В мае-июне 2008 года были созданы фотоэлектрические установки для обеспечения электроэнергией серверов и офиса eBay, а также для компании British Motors. Также в 2008 году компания начала выпускать программное обеспечение, которое способствует более рациональному использованию электроэнергии в жилых домах, благодаря этому конечные потребители стали меньше платить за электроэнергию, а нагрузки на сети уменьшились.

Концепция SolarCity экономична, экологична и абсолютно совпадает с принципами Маска. Компания, в частности, строит батареи для станций подзарядки электрокаров Tesla. Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и пользуется ажиотажных спросом у энергопотребителей: в очередь за домашними солнечными станциями люди записываются за несколько месяцев.

Впрочем, лидерство в отрасли не спасает SolarCity от критики: солнечная электроэнергетика никогда не превратится в эффективную бизнес-модель, а в сегменте слишком высокая конкуренция, чтобы удерживать приемлемый потолок цен, рассуждают скептики. Тем не менее, с момента IPO в декабре 2012 года стоимость акций SolarCity подскочила с $8 до $38, а на майском пике достигала $52.

Маск остается основным акционером компании, капитализация которой приближается к $3 млрд. Именно его уверенность в перспективах проекта аналитики называют главным фактором феноменального рыночного успеха компании, до сих пор работающей в убыток ($23,9 млн. во втором квартале 2013 года). Если основатель SpaceX и Tesla делает ставку на технологию, значит у той есть действительно хорошие шансы, чтобы выстрелить, - такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

SpaceX

Элон Маск задумался о создании ракетостроительной компании еще на рубеже веков. Им завладела амбициозная мысль создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс, решил изобретатель.

«Я был очарован перспективой колонизации Марса и стал учредителем проекта Mars Oasis. Цель – создать на этой планете автоматизированные парники, которые в перспективе могли бы стать инкубатором для самоподдерживающийся экосистемы. И все было хорошо, если бы не огромная цена доставки парников на Марс. Я даже попытался купить ракеты в России и провел переговоры с русскими чиновниками, но друзья объяснили: эта сделка попахивает таким криминалом, что в глазах спецслужб я рискую превратиться во второго бен Ладена. И я подумал: стоп, а почему бы мне не создать свою ракету?»

Как только позволили обстоятельства (eBay купил PayPal), бизнесмен в 2002 году основал Space Exploration Technologies Company, или просто SpaceX. В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке - от $15 млн. за ракету в России до $65 млн. в США - предприниматель счел кратно завышенной.

По его подсчетам выходило, что совокупно все детали, необходимые для строительства космического носителя, стоили всего 2% от цены запуска в Штатах. Это возмутило Маска. Корень проблемы он видел в бюрократизации космической отрасли, низкой конкурентоспособности крупных корпораций и их лоббистских усилиях по недопущению на рынок новых игроков.

Маск был уверен, что издержки создания и запуска ракет можно сократить в десять раз. Но вначале ему потребовалось переформулировать цель космических полетов. Главной миссией SpaceX, уверяет Маск, является не доставка астронавтов и грузов на орбиту, а колонизация других планет. Если ты хочешь переселить часть человечества с Земли на какой-нибудь спутник Юпитера, ты, черт возьми, должен придумать способ, как сделать это экономно.

SpaceX начинает проектировать ракету Falcon 1. На разработку уходят четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций (одним из первых проект Маска поддержал его бывший деловой партнер Питер Тиль, а Маск сохранил за собой две трети долей SpaceX). В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей - Merlin, Kestrel и Draco - были созданы «с нуля» без всякого вмешательства государства. В 2006 году на SpaceX обратили внимание в NASA. Агентство сначала заключило с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1.

«Моя цель – создать не просто ракету, а надежную ракету и по доступной цене. Меня много раз предупреждали: если снижать затраты, то тем самым уменьшается и надежность. На мой взгляд, это в корне неверно. Вот спортивная «феррари» – это очень дорогой автомобиль, но скорее всего «феррари» сломается на первой же грунтовой дороге. И, напротив, самая дешевая «хонда» может надежно работать несколько лет, и вы будете уверены, что у нее не отвалится колесо в первой же канаве. То же с ракетами. Главное – не торопиться.»

Первые три пуска в 2006-2008 годах при этом получились провальными (третий и вовсе закончился казусом - прах исполнителя роли Скотти в культовом сай-фай сериале Star Trek Джеймса Дуана ракета вместо космоса «захоронила» в океанских глубинах). С четвертой попытки ракета стартует успешно - это обходится в $7 млн. С пятой - отправляет на орбиту малайзийский спутник. Впечатленное NASA заключает с SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС на $1,6 млрд.

«Мы используем те технологии, которые просто невозможно представить себе в арсенале государственных институтов. К примеру, наша компания нуждалась в теодолите, который используется для выравнивания ракеты, и вместо покупки нового я предложил поискать на eBay. Мы и нашли – прекрасный работающий теодолит, сэкономив около 25 тысяч долларов.»

Компания обновляет свой флагманский продукт, и модернизированная Falcon 9 сначала просто выводит на орбиту грузовик разработки SpaceX - Dragon, а 22 мая 2012 года первой в истории частного космоса отправляет корабль к МКС. В октябре Dragon успешно доставил на станцию полтонны полезного груза, а в перспективе должен вмещать экипажи из семи астронавтов. Общий пакет заказов от государственных и коммерческих структур на 50 запусков ракет SpaceX на сегодня составляет около $4 млрд., по консервативной оценке, стоимость компании составляет около $2,5 млрд.

Но Маск не спешит с IPO. Для него все достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс. До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором Красной планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP). Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс (на базе Falcon может быть создана ракета Grasshoper, умеющая приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск).

По мнению 42-летнего бизнесмена, через 10-20 лет фантастика может стать реальностью. «Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты» , - шутит миллиардер.

На примере Элона Маска можно проследить путь человека, воплотившего детские мечты, ведь многие люди в детстве хотели полететь в космос, и в скором времени это можно будет осуществить, ведь бизнес пришёл в космонавтику, а от этого выиграют очень многие, ведь космический туризм в скором времени станет реальностью, в том числе и благодаря Элону Маску.

«SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.»

Маск - требовательный перфекционист и педант в технической сфере. Его образование в области физики помогает видеть объективные истины и отделять их от эмоциональных оценок и спекулятивных прогнозов. Он просто мыслит масштабно. Например, он задумывается о средстве общественного транспорта под названием «гиперпетля». Этот электрический сверхзвуковой аппарат должен доставлять людей из Лос Анжелеса в Сан Франциско (350 миль) за 30 минут.

Hyperloop

Планами создания «Петли» Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 года. Тогда он не привел технических спецификаций проекта, ограничившись туманным термином «пятый вид транспорта» (после железной дороги, авиации, автотранспорта и судоходства). «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам» , говорил бизнесмен в интервью Bloomberg .

Со своими разработками Маск намеревался выйти напрямую на губернатора Калифорнии Джерри Брауна и президента США Барака Обаму. Hyperloop, по его мнению, должен стать альтернативой планам властей по прокладке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом скоростной железнодорожной магистрали стоимостью под $70 млрд. (а с учетом издержек сумма может вырасти и до $100 млрд., уверен бизнесмен). «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды» , – негодовал предприниматель.

12 августа 2013 года «Петля» обзавелась 57-страничной презентацией концепта. Речь, как выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы (точнее, двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута), внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. «Разгоняет» конструкцию электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через «сопла» на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку, - схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке.

«Большая труба» будет состоять из 100-метровых отрезков, которые будут подняты на пилонах на высоту 20 метров (опоры необходимо строить на расстоянии 45-90 метров друг от друга). Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Как нельзя кстати пришлась синергия с другими проектами Маска: двигатели и электронную «начинку» капсулы могут унаследовать от Tesla Motors, в солнечной энергетике лучше всех понимают инженеры SolarCity, а SpaceX поделится с «Петлей» сплавами для производства транспорта, испытанными в космосе.

Внутри транспортного челнока смогут разместиться до 28 человек (если повысить бюджет проекта с $6 млрд. до $10 млрд., конструкция Hyperloop позволит перевозить по три автомобиля в одной капсуле). Расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом в 600 км «Петля» будет преодолевать за 35 минут в комфортных для человека условиях (как выражается Маск, «будет суперуютно и тихо, никакой турбулентности»). Стартовый толчок капсулы для пассажиров будет сравним с разгоном самолета по взлетной полосе. Около 70 челноков на линии смогут курсировать с минимальным интервалом в 30 секунд (безопасная дистанция между капсулами – примерно 8 км). Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета на инновационный транспорт $20 и перевозке за этот срок 7,4 млн. пассажиров в каждую сторону.

Первая «Петля» примерно повторит маршрут калифорнийской автомагистрали Interstate-5.

Маск обещает пассажирам беспрецедентный уровень безопасности. «Hyperloop не свалится с небес и не сойдет с рельсов» , - заверил изобретатель. Инженеры из команды проекта учли возможность экстренного торможения при разгерметизации капсулы и даже предложили мостостроительные антисейсмические решения в конструкции пилонов для нивелирования риска разрушения землетрясением.

Рациональным решением «Петля» станет для крупных городов, расположенных на расстоянии не более 1500 км друг от друга. Для дальних дистанций больше подходит авиация, верит изобретатель.

Маск предупредил: сам он пока не готов посвятить достаточное количество времени «Петле» (ему и так «чертовски тяжело» справляться одновременно с управлением SpaceX, Tesla и SpaceX), хотя в любом случае остается инвестором и согласен профинансировать создание прототипа. Все инженерные изыскания своей команды предприниматель на условиях open source разрешил довести до ума любым энтузиастам, гарантировав посильную поддержку. Если смельчаков-инвесторов в ближайшее время не найдется, через несколько лет к реализации проекта вернется Tesla. «Я не боюсь что-то потерять на Hyperloop в финансовом плане, просто было бы круто сделать новый вид транспорта» , - резюмировал миллиардер.

Технологически в «Петле» нет никаких прорывных решений: все компоненты изобретения уже эксплуатируются в других проектах, и это всерьез повышает шансы Hyperloop на «материализацию»: детище Маска выгодно отличается от многочисленных аналогов вроде «вакуумного» поезда RAND Corporation, вот уже несколько десятилетий ходящего в концептах.

«Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ.»

Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск думает принципиально иначе: «В физике есть понятие основополагающих принципов. Ты препарируешь реальность до ее фундаментальных оснований. И начинаешь выстраивать аргументацию оттуда. Это требует больших ментальных усилий» .

«Думать о компании во сне и наяву – семь дней в неделю и без перерывов. Всегда оставаться максимально сосредоточенным на создании восхитительных продуктов будущего. Это именно то, что нужно делать на старте.»

«Нужно быть готовым к тому, что компания может развалиться в любую минуту. Основать стартап – это как есть стекло и смотреть в бездну, так как предчувствие неудачи никогда вас не оставит.»

Маску всего сорок два года, и уходить на заслуженный отдых он не планирует. А в мире хватает задач, за которые стоило бы взяться человеку с миллиардом долларов в кармане, умеющему воплощать в реальность самые фантастические идеи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .