Борьба с мировым терроризмом. Формы и методы борьбы с терроризмом

Методы борьбы с терроризмом в России и в мире уже не раз становились объектом политических диспутов, научных изысканий в области социологии. Как скорректировать наше общество, чтобы исключать элементы насилия? Когда останутся в прошлом пытки, убийства, мотивированные местью, защитой религии и другими факторами?

В настоящее время методы борьбы с терроризмом в России, как показывают некоторые события общественной жизни, далеки от действительно эффективных. Что ждет страну в будущем? Вероятно, уже сегодня нужно максимально ответственно задуматься над этим, применить на практике самые передовые способы предотвращения актов насилия, чтобы будущие поколения могли наконец существовать в мире, где все силы общества направлены на прогресс, а не уничтожение собратьев.

Теоретическая база

Формы и методы борьбы с терроризмом актуальны для человеческого социума довольно давно, но только в наши дни эта беда стала столь масштабной, а проявления - интенсивными. Кровь стынет в жилах от жестокостей, на которые готовы пойти некоторые индивиды, организации. Если говорить кратко, методы борьбы с терроризмом необходимы для обеспечения выживания человечества, ведь проблема приобрела глобальный размах.

Многих удивляет то, в какой степени стойким оказалось само явление терроризма. Опасности, связанные с ним, затрагивают мировое сообщество в целом - нет людей, который могли бы быть уверены в своей стопроцентной защите и непричастности. Стать жертвой может любой. Впрочем, важно не только это: так как показывают свою недостаточную эффективность методы борьбы с ним, современный терроризм подрывает ценностную систему, представляющую собой фундамент жизни человека в понимании наших современников.

Зачем?

По какой причине стали столь востребованы основные методы борьбы с терроризмом? Руководствуясь специфическими рассуждениями, определенные сообщества и индивидуумы пришли к выводу, что именно террористический путь - самый эффективный для решения широкого спектра проблем.

Некоторые считают, будто бы именно так можно решить сложности, связанные с политической структурой, принадлежностью к религиозным конфессиям, национальностям. Последствия такого решения в условиях недостаточной развитости методов борьбы с международным терроризмом (а также связанным с политикой, религией и другими аспектами) приводят к постоянно возрастающему списку преступлений. Пострадавшими в них являются многочисленные народные массы самых простых граждан, ни в чем не повинных.

Беда страшнее, чем кажется

Недостаточность применяемых в наши дни методов борьбы с политическим терроризмом, религиозным и другими типами стала причиной подрыва ценностей духовного характера, разрушения культуры, материального ущерба. Терроризм провоцирует вспышки ненависти, люди не могут доверять друг другу. Принято говорить, что террористическая активность - это такое преступление, которое очень часто приводит к жертвам из числа невинных. Одна из задач методов борьбы с терроризмом - предупредить вред лицам, не относящимся к конфликтной ситуации и никоим образом на нее не влияющим.

Террор - это не война

Методы борьбы с терроризмом - это не те способы, которые эффективны для предупреждения войны, потому что само явление очень сильно отличается по своей сути. Принято говорить, что гражданская война и межгосударственная - это исключительно разные категории, но терроризм не похож ни на одну из них. Обусловлено это тремя ключевыми факторами:

  • внезапность;
  • жестокость;
  • способность спровоцировать скандал, иногда - планетарного масштаба.

Войну зачастую можно предсказать, а действия ведутся по установленных, хотя и не оговорённым, правилам. Разработка методов борьбы с терроризмом должна учитывать следующий факт: террористы не приемлют никаких нормативов, одновременно стремятся сохранить анонимность. Все это существенно усложняет сопротивление разрушительному, жестокому явлению.

Требую внимания!

Удивительно, но не все понимают, насколько проблема актуальна, причем не только в пределах каждой отдельно взятой страны в целом, но и на международном уровне. Впрочем, передовые ученые пытаются донести до самых широких слоев общества сложность ситуации и необходимость проработки действительно результативных методов борьбы с терроризмом. Регулярно публикуются исследовательские работы, посвященные факторам, природе, специфике развития терроризма, дабы можно было обеспечить безопасность людей на основе полученных выводов.

Тематические работы не раз публиковались в России, в других странах, но так и не удалось прийти к некоторому единому решению, общепринятому подходу. Не получилось в настоящий момент даже выработать единого определения явления терроризма. Разные авторы придерживаются различных вариантов. Было подсчитано, что сегодня используются порядка сотни определений. При столь большом разнобое в подходах сложно добиться действительно эффективного результата в борьбе со страшным врагом общества.

Причины и последствия

Чтобы разработать наиболее эффективные методы борьбы с терроризмом, необходимо понимать суть явления. Принято говорить о шести типажах, непосредственно участвующих в террористических акциях. Не раз организовывались аналитические работы, посвященные вопросу выявления отличительных особенностей психологии потенциальных исполнителей с целью более простой идентификации опасных общественных элементов. В последнее время социологи, политологи сходятся во мнении, что шесть ключевых типов - это:

  • стремящиеся к славе;
  • фанаты религии, убеждённые в приближении конца света;
  • национальные группы, ненавидящие представителей других этносов;
  • не имеющие цели группы террористов;
  • выступающие от имени державы;
  • исполнители, мотивированные личными интересами.

Масштаб проблемы

В последние несколько десятилетий на территории России было совершено несколько крупных и жестоких террористических актов, и их даты вписаны в календарь памяти. Ежегодно проводятся акции сочувствия пострадавшим и их близким. Масштаб явления вынуждает искать новые подходы для предотвращения повторения ситуации.

Предполагается, что хорошую помощь могли бы оказать правовые нормативы, методики, но пока они не проработаны до того уровня, чтобы быть эффективными. Необходима техническая, материальная база, которая позволила бы предупреждать теракты. Без качественной профилактической системы предупреждения нарушений права невозможно применить с положительным результатом даже самый современный подход. Считается, что одно из препятствий для борьбы с жестокостью определенных групп лиц - правовой нигилизм.

Под влиянием перечисленного каждая личность находится в условиях все растущей опасности, равно как и общество в целом. Этот риск негативно влияет на государство. Насильственная преступность в последнее время становится все крупномасштабнее, а организованные группировки ведут себя по схожей с террористическими объединениями логике. Это требует разработанной на федеральном уровне программы, которая позволила бы дать отпор террористам.

Конструктивный подход

Многие сходятся во мнении, что наилучших успехов можно добиться, если упрочить положение закона в пределах каждого отдельного государства и на межнациональном уровне. В то же время многие деятели в сфере политики отличаются довольно низким уровнем осознания важности права, что становится существенным препятствием для достижения успеха.

В области правовых подходов наиболее эффективным методом борьбы с терроризмом является разработка конвенций, посвященных борьбе с террористическими явлениями. Параллельно необходимо работать над усовершенствованием норм законов, сформулировать государственную ответственность за программу содействия террористической активности. Безусловно, этот вопрос должен рассматриваться Советом безопасности.

Проблема международная, и только лишь усилиями одной страны или даже содружества нескольких держав решить ее возможно. Необходимо привлекать специализированные центры, службы, органы охраны правопорядка, объединять структуры государства, социальные, властные ветви, СМИ. Координация усилий, сопровождающаяся выработкой стратегического решения по вопросу, может дать эффективный результат.

Современные практические подходы

Довольно эффективная программа противодействия террористическим актам в настоящий момент внедрена в Нидерландах. Власти этой страны приложили действительно немалые усилия для обеспечения безопасности граждан и гостей державы. В рамках борьбы с терактами предполагается внедрение специфических мер в международных и внутренних аэропортах. Для этого территории необходимо классифицировать как места повышенной опасности, что даст жандармам, полиции право обыскивать всех без исключения лиц, находящихся на площадках, с целью предотвращения ситуации насилия.

Дополнительная профилактическая мера - введение кодированной системы с использованием цветов. Это позволит быстро и информативно донести до всех присутствующих уровень террористической опасности. Аналогичные коды необходимо вводить и в железнодорожной инфраструктуре, на электрических станциях, специализированных предприятиях.

Правовые нормы предотвращения террористической активности, предложенные нидерландскими законотворцами, включают в себя не только расширение должностного разнообразия правоохранительных органов, но и предоставления судебным инстанциям права распускать объединения, за которыми выявлено нарушение закона. Если деятельность учреждения выглядит подозрительной, у налоговой появляется право проведения расследования. На местном уровне усложняется система получения разрешения на хозяйственные операции, субсидии.

Ты выглядишь опасным!

Если иностранный гражданин, по оценке специалиста, выглядит угрожающим, на государственном уровне ему могут присвоить статус нежелательной персоны. В такой ситуации невозможно получения визы.

Еще одна мера предотвращения опасности со стороны потенциального террориста - запрет на определенные виды деятельности. Это касается лиц, которые были оценены как опасные с высокой степенью вероятности. Им можно вынести постановление, запрещающее находиться поблизости от воздушных вокзалов, правительственных помещений и ряда иных значимых объектов. Такое ограничение в первую очередь распространяется на обучавшихся в экстремистских лагерях за пределами страны. Придется постоянно посещать полицию.

Россия: предложения по программе предупреждения террористических актов

Современный отечественный подход предполагает внедрение и соблюдение законодательных актов, конвенций, подписанных на межгосударственном уровне. Документация устанавливает общие положения борьбы с террористами, преступниками, организованным в группы. Необходимо постоянно уделять внимание проведению общих предупредительных мероприятий. Эксперты говорят, что хороший результат принес бы тотальный контроль за продажей оружия, иных средств, при помощи которых можно массово поражать человеческие цели.

Борьба с терроризмом в настоящее время - это широкий комплекс административных мероприятий, возможность введения специальных режимов. Сюда относится и определённая стратегия межнационального взаимодействия: страны работают совместно для устранения проблемы терроризма в пределах определенного сложного участка. Не менее актуальны специальные мероприятия, которые позволили бы предупредить террористический акт. Это операции, розыск, охрана и использование специализированной техники.

Реально или нет?

Разработка конкретных мероприятий в рамках указанной стратегии, принятие мер, контроль за их тщательным соблюдением, как утверждают некоторые специалисты, позволит значительно снизить террористическую опасность в пределах нашей державы. Многие сходятся во мнении, что работа такого направления должна стать для правоохранительных органов одним из главных направлений.

Не все лежит на власти

Общественность также имеет определенные инструменты, позволяющие регулировать уровень опасности касаемо террористической угрозы. Особенная ответственность лежит на СМИ, но важны и научные подходы, деятельность общественных партий, политиков, социальных движений, разнообразных организаций. Уже не первый год звучат воззвания отказаться от вооружения, любого насилия ради достижения поставленной цели. Такой подход, предваренный абсолютной зачисткой - ликвидацией всех вооружённых формирований, действующих незаконно и потенциально опасных с точки зрения террористической угрозы, может дать хороший результат.

Мировое сообщество в конце 60-х--начале 70-х гг. было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. Именно в этот период теракты стали широко использоваться в качестве средства политической борьбы и метода влияния на политические процессы, происходящие в обществе. То, что раньше было, скорее, исключением, теперь стало "правилом", повседневностью во многих странах. Колоссально расширились географические рамки террористической активности, которая распространилась сейчас на все регионы. Как естественная ответная реакция -- активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Однако на фоне общего накопленного значительного массива законотворческой и практической работы в данной области назрела необходимость ее обобщения и анализа через призму возможного творческого использования при выработке международной и национальной концепций борьбы с терроризмом.

Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: -- Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (1963); -- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); -- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); -- Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); -- Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980); -- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); -- Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); -- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); -- Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999). Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы. Рассмотрим некоторые из них.

Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, определила, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства.

В продолжение данных тезисов на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1994) принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой выражается убежденность в целесообразности более тесной координации и сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием, "отмывание денег" и контрабанду ядерных и других потенциально смертоносных материалов. В этом контексте государствам предлагается в срочном порядке провести обзор сферы применения существующих международно-правовых положений о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях с целью обеспечить наличие всеобъемлющих правовых рамок, включая все аспекты этого вопроса.

В свою очередь на совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) министры стран «большой восьмерки» приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире. Участники форума представили на итоговой пресс-конференции согласованный ими список из 25 мер по борьбе с терроризмом, значительная часть которых касается национальной компетенции государств. Одна из рекомендаций относится к "улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы". Речь идет также об улучшении подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям, в том числе для "предотвращения терроризма с использованием радиоактивных, химических, биологических и отравляющих веществ".См: Заявление участников Московской Конференции министров стран «восьмерки» о противодействии терроризму // Дипломатический вестник, 1999, № 11, с. 18.

С учетом большого числа террористических актов на транспорте правительствам стран "большой восьмерки" предлагается срочно начать консультации о повышении безопасности общественного транспорта.

Особого внимания требуют поиск и разработка методов обнаружения и маркировки взрывчатки и других средств, которые могут привести к гибели или ранению людей.

"Восьмерка" призывала все государства взять под свой контроль неправительственные организации (гуманитарной, культурной или социальной направленности), которые могут служить прикрытием для террористической деятельности.

Предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между собой. Подразумеваются прежде всего компьютерная сеть Интернет и частные средства кодирования передаваемой по ней информации.

В отдельный пункт выделено принятие национальных законов с целью более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки.

Документ обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении.

"Восьмерка" рекомендовала всем государствам препятствовать передвижениям групп террористов и их отдельных членов и в этих целях ввести более строгий пограничный контроль и правила оформления удостоверений личности и визовой документации.

Многостороннее и двустороннее сотрудничество предполагается развивать в двух основных плоскостях: международно-правовой и оперативной.

Первая охватывает, в частности, сближение национальных законодательств в области выдачи преступников и предоставления убежища. Документ предлагает рассмотреть возможность выдачи террористов, даже если между заинтересованными государствами нет соответствующих соглашений.См: Заявление участников Московской Конференции министров стран «восьмерки» о противодействии терроризму // Дипломатический вестник, 1999, № 11, с. 18.

Страны "большой восьмерки" решили также препятствовать движению капиталов, с помощью которых финансируется террористическая деятельность. Вместе с тем, у экспертов, участвовавших в подготовке встречи, не было иллюзий, что на пути эффективного противодействия терроризму в данной области возникнет много препятствий. Например, для многих государств тайна банковского вклада служит гарантией привлечения финансов из-за рубежа, и они вряд ли от нее откажутся.

Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Следовательно, значение состоявшейся в Париже конференции заключается еще и в том, что она внесла свой вклад в преодоление серьезного психологического барьера, традиционно разделяющего представителей профессии, "у которых секретность просто в крови".

Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм можно победить только совместными усилиями.

Группа старших экспертов по транснациональной организованной преступности на заседании в Париже 12 апреля 1996 г. приняла следующие рекомендации: государства должны проанализировать свое законодательство, касающееся уголовных преступлений, определить центральный орган, структура которого должна отвечать задачам быстрой передачи запросов о совершенных и готовящихся терактах. Были осуждены преступные акты, методы и практика терроризма, выражена решимость действовать в целях его искоренения как на двусторонней основе, так и путем многостороннего сотрудничества.

Касаясь ситуации в постсоветских республиках, следует отметить, что криминальный мир, в отличие от мира политического, с разрушением единого правового пространства на территории бывшего СССР быстро консолидировался.

Лишение правоохранительных органов и спецслужб бывших союзных республик единого стержня привело к раздробленности их усилий, чем незамедлительно воспользовались преступники. В последние годы отмечался рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер. Широкое распространение получили различные проявления терроризма, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники.

В целях координации усилий компетентных органов государств -- участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом и иными видами опасных преступлений начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. В их числе Соглашение "О концепции военной безопасности государств -- участников Содружества Независимых Государств", представляющее собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств -- членов СНГ от внешних угроз, обеспечение территориальной целостности и политической стабильности, а также Соглашение "О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В 1995--1996 гг. принята Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, включившая совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств -- участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации, а также Концепция коллективной безопасности государств -- участников Договора о коллективной безопасности, провозгласившая международный терроризм в качестве одного из основных источников военной опасности для стран СНГ.

Важнейшим этапом в кодификационной деятельности стало принятие в 2000 г. Советом глав государств Программы совместных мер борьбы с преступностью на период до 2003 г., включающей в себя комплекс мероприятий, основывающихся на анализе криминогенной ситуации и прогнозе развития преступности в государствах СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с организованными формами преступности и терроризмом. Разработана целевая Межгосударственная программа борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., что обусловлено растущим числом террористических актов и необходимостью создания в странах СНГ международной системы совместных мер борьбы с ними, координации усилий государств -- участников Содружества.

Во исполнение решения Совета глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств -- участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств -- участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.См: Международное право в документах. 2000 г. (раздел 7)

В интересах более тесного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с наиболее опасными видами преступлений был сформирован Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств -- участников Содружества Независимых Государств (СОРБ), который на своих заседаниях рассматривает и принимает стратегически важные нормативные акты, позволяющие повысить эффективность борьбы с терроризмом и иными преступными деяниями.

Однако положения, содержащиеся в вышерассмотренных международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование правоохранительными органами и спецслужбами государств в конкретных практических целях. В связи с этим после всплеска террора в конце 60-х--начале 70-х гг. США, Италия, Великобритания, ФРГ и некоторые другие страны, в которых данная проблема приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей, приняли ряд законодательных актов, нацеленных на предупреждение и пресечение терроризма, следуя при этом собственной модели законотворческой деятельности.

В США, не существует всеобъемлющего федерального закона, непосредственно касающегося терроризма внутри страны. Террористическим актом может быть признано совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий и т. д., захвата заложников или зданий посольств. Все эти действия караются федеральным законом или законом штата и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов. В структуре федерального законодательства вопрос о терроризме фигурирует в различных аспектах.

Для законодательства Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с актами внутригосударственного и международного терроризма.

В ФРГ принято около 10 специальных законов, направленных на борьбу с терроризмом. Они действуют и как самостоятельные правовые документы, и как вносящие изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство государства.

Серия дерзких террористических актов в Кизляре и Первомайском, взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, проведение широкомасштабной антитеррористической операции в Чечне дали мощный толчок кодификационной работе в области противодействия актам террора в России. 25 июля 1998 г., ввиду резкого ухудшения криминальной ситуации в России, Президентом Российской Федерации был подписан Закон "О борьбе с терроризмом". Закон впервые в новой истории России определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и ряд других.

Документ не устанавливает конкретные нормы уголовной ответственности за террористические деяния, чем данный Закон отличается от американского (1996) и западногерманского (1993), -- он предусматривает, что ответственность за них наступает в соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (ст.ст. 205--208, 277 и 360).

Однако в некоторых случаях к преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие составы преступлений, в частности захват заложников или транспортных средств (ст.ст. 206 и 211 Уголовного кодекса), похищение людей (ст. 126)11.

Проведенный анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом:

Во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению;

во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;

в-третьих, несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества тенденцию к демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности;

в-четвертых, уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в отношении лиц, обладающих правом на специальную защиту, предусматривается нормами так называемого чрезвычайного антитеррористического законодательства;

в-пятых, при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в республике, а не придерживаться принципа так называемой модельности, следуя в русле принятого в Российской Федерации Закона "О борьбе с терроризмом".

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основные этапы борьбы с международным терроризмом. Терроризм, в том числе в его трансграничных формах,- одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения.

Процесс становления международного сотрудничества в противодействии терроризму, формирования его основополагающих принципов и норм прошел через определенные исторические этапы. Первые многосторонние усилия государств на этом направлении восходят к концу 20-х - второй половине 30-х годов нашего столетия. В ходе международных конференций по унификации уголовного законодательства удалось сформулировать и принять (в форме рекомендаций государствам-участникам) определение терроризма, под которым понималось применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. На конференциях шла также работа над созданием механизмов, которые позволяли бы осуществлять уголовное преследование террористов за пределами национальных границ. "Унификаторы" подошли вплотную к признанию объективной необходимости подкрепления мер, принимаемых на национальном уровне, разработкой соответствующих международно-правовых норм.

Новым этапом международного сотрудничества государств в этой области стала завершенная в 1937 году разработка под эгидой Лиги Наций Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, а также Конвенции о создании международного уголовного суда. Хотя обе конвенции так и не вступили в силу, многие их положения легли в основу становления таких действующих принципов и норм международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, как неотвратимость наказания преступников, универсальная юрисдикция, обязательство либо выдавать предполагаемого преступника, либо преследовать его в уголовно-процессуальном порядке, положения о взаимном обмене соответствующей информацией и др.

Определение терроризма. Современные параметры международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом в основном сложились в послевоенный период. До сих пор международному сообществу не удалось (главным образом из-за доминировавшей до последнего времени чрезмерной идеологической отягощенности данной проблематики) выработать общепризнанное определение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления. Прежде всего речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент. Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам. В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определением международного терроризма*.[

* Что касается терроризма голударственного, то есть действий, предпринимаемых на государственном уровне, с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение, то после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма на универсальном уровне развития не получила.

От терроризма государственного следует отличать проблему поддержки со стороны государств действий террористических групп и отдельных террористов. Такая поддержка осуждается в раде деклараций и резолюций ООН.]

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.

К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

Система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом . На глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее специализированных учреждений, прежде всего ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений, таких как: Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года; дополняющий Монреальскую конвенцию Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и Римский протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года. В 1991 году была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения*.[

* Что касается запрещения актов террористического характера во время вооруженных конфликтов, то оно предусматривается нормами международного гуманитарного права, в частности положениями Дополнительных протоколов 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.]

На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Разработан и действует ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне: итоговые документы совещаний СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; резолюции и решения, принятые органами ЕС; подготовленная ОАГ Конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер, 1971 года; разработанная Советом Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 года.

Сотрудничество на двусторонней основе протекает в форме диалога на различных уровнях, а также на базе двусторонних договоренностей. Так, обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является государством - продолжателем СССР по заключенным в 70-х годах двусторонним межправительственным соглашениям о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном, Финляндией и Турцией (последнее в силу не вступило, поскольку не было одобрено турецкой стороной). В 1991 году заключен двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области гражданской авиации, который предусматривает модель российско-американского оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уровне, заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.

Одна из отличительных черт современного терроризма - динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей. Соответственно не имеют застывших форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма; многие из них находятся в процессе становления.

Принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Среди основополагающих принципов такого сотрудничества, составляющих костяк вышеупомянутых универсальных, а также ряда региональных и двусторонних соглашений, соответствующих резолюций ООН, решений других международных органов,- всеобщее осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, где бы и кем бы ни совершались террористические акты. Если первая часть этого принципа еще обретает свое утверждение в международных соглашениях, то признание противоправности терроризма без каких-либо изъятий уже закреплено практически во всех действующих в этой области универсальных соглашениях.

Центральным положением всех договоров о борьбе с терроризмом, многочисленных резолюций ООН и других международных организаций является принцип международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, последовательное воплощение которого в жизнь открывает магистральный путь эффективного противодействия этому явлению.

Важнейшее направление сотрудничества - активное содействие устранению причин, лежащих в основе международного терроризма. Особое значение в этой области приобретают скоординированные усилия государств по устранению очагов международной напряженности, региональных кризисов и конфликтов, являющихся питательной почвой террористических актов и других проявлений насилия. Долг каждого государства - вносить свой вклад в международные усилия по ликвидации коренных причин этого явления. К таким причинам Специальным комитетом ООН по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Приняв к сведению исследование, проведенное по этому вопросу Специальным комитетом, Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в частности, в своих резолюциях 42/159 от 7 декабря 1987 г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом "особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность".

Принцип сотрудничества охватывает также такие конкретные направления, как: взаимодействие государств в рамках международных соглашений и организаций; разработка новых договоренностей; принятие практических мер по предотвращению террористических пося гательств, включая обмен информацией и координацию необходимых мер; оказание государствами друг другу уголовно-процессуальной помощи; сотрудничество в целях мирного урегулирования споров, касающихся толкования и применения конвенций в области борьбы с терроризмом.

Действенность сотрудничества в борьбе с терроризмом напрямую связана с обеспечением неотвратимости наказания лиц, совершивших преступление. Во всех действующих в этой области глобальных соглашениях (за исключением Токийской конвенции 1963 г.) закрепляется принцип универсальной юрисдикции, который позволяет установить юрисдикцию над преступлением, а следовательно, обеспечить неотвратимость наказания преступника независимо от места его нахождения и совершения преступления. Этот принцип основывается на действии механизма "либо выдай, либо суди", когда государство-участник, если оно не подвергло уголовному преследованию находящегося на его территории преступника, обязано выдать его другому участнику (разумеется, если последний обратится с соответствующей просьбой) для целей такого преследования. Эффективность функционирования данного принципа во многом зависит от уровня доверия между государствами, от их политической воли и готовности сотрудничать, с тем чтобы террористы понесли заслуженное наказание.

Вести борьбу с терроризмом можно только "чистыми руками", опираясь на общие для человечества ценности. Требование о неуклонном следовании международному праву в борьбе с терроризмом нашло отражение в соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в преамбуле Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года.

Россия последовательно выступает за устранение любых преград (будь то политические, идеологические, религиозные или иные) на пути объединения усилий всего международного сообщества в целях организации эффективного отпора терроризму. Россия как государство - продолжатель СССР - участник действующих универсальных соглашений по вопросам борьбы с терроризмом. Ее представители вносят конструктивный вклад в разработку новых договоренностей,

в развитие практических контактов по формированию общего международного антитеррористического фронта.

Российское законодательство приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию. В последние годы приняты законодательные акты, регламентирующие вопросы уголовной ответственности за захват заложников, незаконные действия с радиоактивными материалами, блокирование транспортных коммуникаций и иные незаконные действия, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта.

Во внутреннем праве многих государств террористические акты отнесены к категории особо опасных государственных преступлений. Среди них: террористические акты, направленные на подрыв территориальной целостности государств, их экономики, политического строя, дезорганизация правопорядка, убийства государственных и общественных деятелей, захват заложников, некоторые формы бандитизма и т.д. Другая категория терроризма – это преступные акты с иностранным элементом, ведущие к гибели людей, нарушающие дипломатическую деятельность государств, их представителей, нормальный ход международных контактов, транспортные связи между государствами и многое другое. Отличительной чертой терроризма является его политическая направленность.

В 1973 г. ГА ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, "угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений". В Конвенции указано, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками (ст. 2, 3 Конвенции).

В 1979 г. ГА ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты; в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.

Международным сообществом было разработано и принято ряд конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушного транспорта и предотвращение террористических актов на нем (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. и др.) В 1988 г. была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства; в 1980 г. – Конвенция о физической защите ядерного материала.

Сотрудничество государств по борьбе с терроризмом осуществляется также на региональном уровне (например, в рамках Совета Европы на основе Европейской конвенции по борьбе с терроризмом 1977 г.) и двустороннем уровне. Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом – осуждение и признание противоправности любых террористических актов вне зависимости от мотивов их совершения.

Акты международного терроризма осуществляются лицами или группировками, не находящимися в официальной связи с государствами. В то же время имеют место случаи, когда государственные органы тайно инспирируют акты террора. Именно на государствах лежит основная ответственность за борьбу с этими преступлениями, за принятие на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции необходимых для их пресечения и предупреждения мер. Однако, поскольку акты международного терроризма затрагивают интересы многих государств, часто возникает конфликт национальных юрисдикций, что требует осуществления межгосударственного сотрудничества, в частности, путем оказания взаимной правовой помощи, выдачи виновных лиц.

Принятая в 1994 г. ГА ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности: воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней; обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права; стремиться к заключению специальных соглашений на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве; сотрудничать в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения и борьбы с терроризмом; оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями.

В случае, когда к преступным актам терроризма имеет отношение само государство, они приобретают особенно опасный характер. Поддержка со стороны государств действий террористических групп, отдельных террористов осуждается в ряде деклараций и резолюций ООН.

Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 г., не удалось выработать общеприемлемого определения понятия "международный терроризм". Объясняется это прежде всего различием взглядов на методы борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме.

В 1996 г. ГА ООП утвердила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., и постановила учредить Специальный комитет для выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и для рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма.

Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом была принята в 1997 г., вступила в силу в 2001 г. Российская Федерация подписала данное международное соглашение в 1996 г. и ратифицировала его Федеральным законом от 13.02.2001 № 19-ФЗ. В ст. 1 Конвенции содержится определение понятия "взрывное или иное смертоносное устройство", которое означает "взрывное или зажигательное оружие или устройство, предназначенное или способное причинить смерть, серьезное увечье или существенный материальный ущерб". По смыслу Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает данное взрывное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры. Государства – участники Конвенции приняли обязательства привести нормы своего законодательства в соответствие с Конвенцией; расширить межгосударственное сотрудничество в области борьбы с актами терроризма, подпадающими под действие Конвенции; включить при заключении договоров о выдаче преступления, указанные в ст. 2 Конвенции, как влекущие выдачу.

После террористических актов, осуществленных 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Советом Безопасности ООН была принята резолюция № 1368, осудившая террористические нападения, осуществленные в США, призвавшая все государства к принятию совместных усилий для предания правосудию исполнителей, организаторов и лиц, осуществлявших финансирование этих террористических актов. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1373 предусматривает ряд мер, которые должны предпринять государства с целью предотвращения и пресечения террористических актов. Среди них: предотвращение и пресечение финансирования террористических актов; введение уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор средств на осуществление подобных актов; блокировка финансовых средств физических и юридических лиц, участвующих в подготовке, осуществлении и финансировании террористических актов; активизация и ускорение обмена оперативной информацией относительно потенциального совершения террористических актов; скорейшее подписание конвенции о борьбе с финансированием терроризма и других международных договоров в этой области.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята в 1999 г. и вступила в силу в 2002 г. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 10.07.2002 № 88-ФЗ. В этом же году она вступила в силу для Российской Федерации. В и. 1 ст. 2 Конвенции предусматривается, что любое лицо совершает преступление, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно одному из договоров, перечисленных в приложении к Конвенции, и содержащемуся в нем определению. Приложение к Конвенции содержит перечень международных соглашений в области борьбы с актами международного терроризма. Среди них: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. В соответствии с Конвенцией каждое государство- участник принимает необходимые меры для привлечения юридического лица, находящегося на его территории или учрежденного по его законам, к ответственности в случае совершения физическим лицом, ответственным за управление этим юридическим лицом или контроль за ним, преступления, предусмотренного Конвенцией. Такая ответственность может носить уголовный, гражданский или административный характер. Государства – участники Конвенции при заключении двусторонних договоров о выдаче обязаны включать в них преступления, предусмотренные Конвенцией. Сотрудничество государств в рамках данной Конвенции осуществляется на основе запросов, направляемых участниками Конвенции друг другу. При этом государства-участники не могут отклонять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банковскую тайну.

В 2005 г. ГА ООН была принята Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. В Конвенции отмечено, что акты ядерного терроризма могут создавать угрозу международному миру и безопасности. Согласно ст. 2 Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и умышленно: владеет, использует радиоактивный материал либо изготавливает устройство или владеет им с намерением причинить смерть, серьезное увечье или нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение радиоактивного материала или опасность такового, с аналогичными намерениями, а также с намерением вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него. В качестве преступления также рассматривается угроза, попытка совершения указанных действий, а также соучастие, организация и иное способствование их совершению.

Данная Конвенция нс применяется в случаях, когда преступление совершено в одном государстве, предполагаемый преступник и потерпевшие являются гражданами этого государства, предполагаемый преступник найден на территории этого государства и никакое другое государство не имеет оснований для осуществления своей юрисдикции (ст. 3 Конвенции). Иными словами, положения данной Конвенции подлежат применению только в случае, если преступление терроризма отягощено "иностранным элементом".

С целью предотвращения актов ядерного терроризма государства-участники принимают необходимые меры по обеспечению защиты радиоактивного материала с учетом рекомендаций МАГАТЭ. В целях реализации положений Конвенции государства-участники обязуются принять меры для изменения национального законодательства, в частности признания данных деяний в качестве уголовно наказуемых, установления за их совершение соответствующих мер наказания. Сотрудничество государств по борьбе с актами ядерного терроризма осуществляется посредством обмена информацией, принятия совместных мер для предотвращения, пресечения данных преступлений, оказания взаимопомощи в ходе их расследования. В случае отказа государства, на территории которого находится предполагаемый преступник, выдать это лицо, ст. 11 Конвенции предусматривает обязанность этого государства без неоправданных задержек передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования; о результатах судебного разбирательства государство обязано информировать Генерального секретаря ООН.

В рамках сотрудничества в области борьбы с актами международного терроризма государства – участники СНГ подписали в Минске в 1999 г. Договор о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом.

В ст. 1 содержится определение понятия "терроризм", которое означает "противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющиеся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом".

Отдельно составители данного Договора выделяют "технологический терроризм ", определяя его как "использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление".

На встрече глав государств – участников СНГ, проходившей в 2000 г. в Минске, принято решение о создании Антитеррористического центра государств – участников СНГ. Утверждено Положение об этом органе. В соответствии с данным Положением Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Для усиления эффективности регионального сотрудничества государств в области борьбы с терроризмом главы шести государств – Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана – в 2001 г. подписали Конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В соответствии с Конвенцией стороны сотрудничают путем обмена информацией, выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения деяний, квалифицируемых Конвенцией как терроризм, путем обмена опытом работы.

В 2002 г. на встрече глав государств – участников ШОС были приняты два документа – Хартия Организации и Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (далее РАТС).

В ст. 10 Хартии предусматривается, что РАТС является постоянно действующим органом; к его основным задачам и функциям отнесены: содействие компетентным органам государств – членов ШОС по просьбе одного из государств в борьбе с терроризмом; сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от государств – членов ШОС по вопросам борьбы с терроризмом; формирование банка данных о международных террористических организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках, каналах их финансирования, неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму; содействие в осуществлении международного розыска лиц, подозреваемых в совершении актов международного терроризма; содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений и др. Местом пребывания РАТС является г. Бишкек (Киргизская Республика).

В наше время терроризм вообще и международный терроризм в частности все в большей степени приобретает черты тягчайшего противоправного деяния, посягающего на основы существования государств и наций, подрывающего основополагающие принципы международного права, угрожающего международному миру и безопасности. Такой характер террористических актов ставит вопрос о переквалификации данных преступлений из преступлений международного характера, каковыми они традиционно считались, в международные преступления. Объектом преступления терроризма являются жизнь и здоровье людей, стабильность мировой экономической и политической систем, нормальный ход межгосударственных отношений, государственный и международный правопорядок, мирное сотрудничество государств. Бытующее утверждение о том, что преступления терроризма в основном совершаются физическими лицами, а не государствами и в силу этого не могут быть отнесены к международным преступлениям, не представляется убедительным. Так, например, в соответствии с Конвенциями по геноциду (1948) и апартеиду (1973) – преступлениям, безусловно квалифицируемым как международные, предусматривается помимо ответственности представителей государства ответственность физических лиц. Разумеется, понятие международного преступления государства является не уголовным, а международным публично-правовым и ответственность – международно-правовой. Международные преступления совершают не только государства, но и физические лица, являющиеся, в частности, субъектами преступления терроризма. Это подтверждается и решениями ООН. Резолюции ГА ООН и Совета Безопасности ООН выделяют в качестве субъекта преступления терроризма физическое лицо и государство.