Защита растений от поздних весенних заморозков. Первый заморозок Этот заморозок поздний зимним ветром принесен

Поздней осенью, когда ночная температура опускается ниже нуля, по утрам можно увидеть белый иней и изморозь, покрывающие окружающие их предметы тонкими ледяными кристалликами. Если иней присутствует абсолютно на всех поверхностях (например, деревья в инее), изморозь – более редкое явление, поскольку кристаллизуется лишь на тонких предметах, например, ветках деревьев.

Образование изморози и инея происходит одинаково: молекулы водяного пара нижнего слоя атмосферы, что находится возле земной поверхности, при наличии отрицательных температурных показателей, превращаются в тончайший слой снега или льда, минуя жидкую стадию (этот процесс называется десублимацией).

Образоваться эти осадки могут лишь на более холодной поверхности, чем температура воздуха (его показатели в это время ниже 0°C), из-за чего водяной пар моментально замерзает, кристаллизуется и превращается в изморозь или белый иней (не стоит путать с изморосью – моросящим поздней осенью дождём).

Формироваться изморози и инею помогает несильный ветерок, который подносит к земной поверхности новые насыщенные паром порции воздуха (при очень сильном движении воздушных масс этот тип осадков не образовывается, поскольку ветер не даёт завершиться процессу кристаллизации).

Узоры на стекле

Инеем называют разновидность твёрдых атмосферных осадков, что являют собой очень тонкий, но неровный слой кристаллического льда, появляющийся на земле и наземных предметах при минусовой температуре грунта, тихом ветре и безоблачном небе. Если температура воздуха в этот момент лишь немного опустились ниже нуля, он приобретает форму шестиугольных снежинок, при средних температурных показателях – пластинок, при температуре ниже пятнадцати градусов мороза его кристаллы становятся похожими на тупоконечные иглы.

Появляется иней абсолютно на всех предметах, чья поверхность холоднее температуры воздуха: на траве, земле, крышах автомобилей и зданий, на снегу, льду, можно даже увидеть иней на стекле.

Лучше всего он образуется на предметах, теплопроводность которых невелика, а также на шероховатых поверхностях, за которые кристаллики могут зацепиться. Самый обильный белый иней наблюдается при тумане и несильном ветре на вертикальных поверхностях.

Между тем иней на стекле в мороз также нередкое явление, при этом на идеально гладкой поверхности он рисует удивительные узоры. Происходит это потому, что, во-первых, ледяные кристаллики имеют структуру, которая определяет рисунок. А во-вторых, немаловажную роль играют невидимые глазу царапины на стеклянной поверхности и осевшие частички пыли, за которые цепляются осадки.

Иногда он просто покрывает поверхность тонким слоем, а иногда формирует «цветы» – отложения мелких кристаллических льдинок, которые собираются группами и по форме очень сильно напоминают цветы и листья. В отличие от обыкновенного инея, инеевые цветы можно увидеть на тёплом рыхлом грунте в осенний период после внезапных и сильных заморозков, что настают после продолжительного потепления (бабьей осени). Иногда их можно увидеть и на льду озёр и рек вдоль полыней или трещин.

Как лёд украшает ветви

Образование изморози несколько отличается от того, как образуется иней. Она появляется лишь на тонких ветвях, при этом кроме отрицательной температуры и слабого ветра обязательно наличие высокой влажности. Внешне они также немного отличаются друг от друга: белый иней больше напоминает неровный ледяной покров, изморозь – снежный. При этом изморозь бывает двух типов:

  1. Кристаллическая. Образуется ночью, когда термометр опускается ниже десяти градусов Цельсия, и по форме напоминает пушистые гирлянды. Появляется кристаллическая изморозь при несильном движении воздушных масс после десублимации водяного пара из ледяного тумана.На её формирование уходит несколько часов, если днём стоит солнечная погода, под лучами она понемногу осыпается, тогда как при облачности лежит на протяжении целого дня. Таким образом, в обиходе кристаллическая изморозь мало чем отличается от инея (правда, обладает более тонким слоем).
  2. Зернистая. Зернистая изморозь по способу образования несколько отличается от предыдущего варианта. Она имеет снеговидную форму, которая образуется после оседания на поверхность мелких капель переохлаждённого тумана при среднем или даже сильном ветре вне зависимости от времени суток, при этом температурные показатели воздуха колеблются от 0 до -10°С.Нарастание зернистой изморози продолжается до тех пор, пока держится туман и дует ветер (иногда этот процесс может занять несколько часов, иногда – дней). Также долго она и сохраняется, и склонна менять форму: если капли тумана становятся слишком крупными, переходит в гололёд, а в случае ослабления ветра – в кристаллическую изморозь.

Роль изморози и инея в жизни природы

Поскольку белый иней и изморозь считаются разновидностями осадков, которые осаждаются из влажного воздуха на земную поверхность, они являются частью круговорота воды в природе, так как появляются из насыщенного влагой воздуха, а затем исчезают под воздействием тепла.

Обычно они присоединяются к снегу, если же его нет, то испаряются вверх, где в верхних слоях атмосферы попадают в облака, в которых в это время движутся ледяные кристаллы или капли, активно набирая массу, чтобы выпасть на поверхность планеты. В других ситуациях, растаяв, уходят в землю, снабжая её влагой.

После того как осадки окажутся в грунте, и ударят морозы, они замёрзнут в ожидании весны, а после наступления тепла или поступят к корням растительности, снабжая деревья, траву, кустарники влагой и необходимыми для них питательными элементами, или проникнут дальше в землю, где присоединившись к грунтовым водам, уйдут в Мировой океан.

В сарае лежал ягнёнок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Слава заметил это. Он достал бинты и йод, промыл ранку. Ягнёнок жалобно смотрел на мальчика. Слава налил в бутылочку молочка и стал кормить малыша. Вскоре рана стала заживать. Слава выносил ягнёнка на воздух, чтобы он мог щипать свежую травку.

Первый мороз

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Как нарисованные, стояли заваленные снегом ёлки и сосны. С кружевных берёз на шапки и за воротники сыпался лёгкий блестящий иней.

Помоги птицам

Прошли дождливые осенние дни. Пушистым ковром снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой. Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они смастерили для них кормушки. Слетелись к кормушкам снегири и синички. Помоги птицам и ты. Птицы – наши друзья.

Зимой

Свистит метель. Зима летит на всех парусах. Тонут в белых волнах кусты и пни. Низкие облака ползут над лесом. Осенью в лесной глуши выбрал медведь место для берлоги. Он принёс в своё жильё мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. Трещат морозы. Дуют сильные ветры. А медведю не страшна зима.

* * *

Однажды над Русской землёй поднялось белое облачко. Оно шло по небу. Дошло облачко до середины и остановилось. Тут вылетела из него молния. Грянул гром. Пролился дождь. После дождика встали на небе сразу три радуги. Люди смотрели на радуги и думали: на Русской земле родился богатырь. Так и было. Встал он на ноги. Земля дрогнула. Дубы вершинами прошумели. По озёрам от берега к берегу волна пробежала.
(По А. Митяеву)

Ёлка

В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. От неё веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки её оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей. Дети принесли коробки с украшениями, подставили к ёлке стул и стали её наряжать. Её опутали золотой паутинкой, повесили серебряные цепи, поставили свечи. Она вся блестела, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей.
(По А. Толстому)

Приход зимы

Осенью рано ударили сильные морозы. Они застудили землю. Крепким льдом покрылся пруд. На голых полянах плакали под ветром травы. Зябко было молодым деревцам.
Но вот выпал пушистый снег. В лесу каждый кустик и пенёк надели снежные шапки. Перестали зябнуть озимые хлеба. Им тепло и спокойно под снежком.
Слова для справок: зябко, спокойно.

Чудесная ёлка

Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю, кусты и деревья. На полянке одиноко стояла молодая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили крепкий кочан капусты. Утром над ёлкой весело кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.
Слова для справок: прикрепили, положили.

Поход

В субботу ребята ходили в поход. Погода была чудесная. Ярко светило солнышко. Набегал лёгкий ветерок.
Вот трудный спуск. Группа ребят пошла в обход. Встретились все у леса.
Низкие тучи закрыли небо. Закружились в воздухе первые снежинки. Но вот снег повалил хлопьями. Замело все дорожки и тропинки. Ребята поспешили домой.
Слова для справок: в обход.

Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.
Слова для справок: короток, сумрак, стало.

Холода

Славный был морозище! На земле лежал толстый снежный покров. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Большие совы были веселы. Они таращили огромные жёлтые глаза и перекликались через весь дремучий лес. Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковёр из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц.
Слова для справок: морозище, таращили.

В лес пришла зима

Старый барсук в последний раз прошлёпал по холодной тропинке. Он забрался на зимовку в нору. Закружились в воздухе первые снежинки. Ночью повалил снег. Утром на мягком снегу птицы и звери оставляли следы. Цепочка их вела к жилью человека. Весёлая стайка синиц пронеслась к посёлку.

Встреча

Илья Глазков поехал кататься на лыжах. Мальчик углубился в лес. Он заметил кошку. У кошки были зелёные глаза и кисточки на ушах. Она лежала на дереве. Когти сильных лап впились в ствол. Это рысь.
Слова для справок: кататься.

Спас друга

Витя и Илья возвращались из школы. Они спустились к реке. Мальчики пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.
Слова для справок: вперёд.

Что за зверь?

Ночью был лёгкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Он запорошил ступеньки на крыльце. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой зверь ходил по снегу? У зверька белая тёплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это был заяц.
(По Е. Чарушину)
Слова для справок: запорошил, утром, крыльцо.

Скоро зима

Пернатое царство затихло. Нет звучных песен. Печальна песенка синички. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Ночью бывают заморозки. Они пытаются сковать землю. Льдом затянулись лужи. Вот и первый снег. Белые шапки быстро надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Наступает русская зима.
Слова для справок: печальна, пытаются, затихло.

Снега

Кругом снега. Они занесли поляны и луга. Белые ковры накинуты на речку Покшу. Бережно укрыты озимые. Белый пух зимы не даёт промёрзнуть корням деревьев. Деревья стоят тихо.А что это за снежный дом? Я коснулся его гибкой палочкой. Это оказался муравейник. Где его жильцы? Они спят глубоко внизу.
Слова для справок: бережно, коснулся, внизу.

Зимой в лесу

В воздухе закружились первые снежинки. Но вот снег повалил хлопьями. Лес посветлел и ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Весело затрещали сороки. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Они украсили лесную полянку. С деревьев слетели последние осенние листья. Снежные шапки укрыли старые пни.

Снеговик

Прошли осенние дождливые дни. Белым ковром накрылась и отдыхает земля. Весело кружат в воздухе лёгкие снежинки. На улицу вышла группа ребят. Они стали лепить снежную бабу. Глазки сделали ей из светлых льдинок. Нос и рот из моркови, из угольков брови. Красива снежная баба. Хороший подарок малышам.

Наступление зимы

Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнёзда. Там птичкам тепло. Вдруг гулко каркнул ворон. Робкий зайка прижал от страха ушки. Школьники стали готовить кормушки для птиц.
Слова для справок: прижал.

Дворец

Снежная королева жила среди вечных снегов и льдин. Метели возвели стены. Буйные ветры пробили окна и двери. Большие белые залы тянулись до неба. Вьюги разостлали пушистые ковры. Холодно и пусто было в блестящих залах. Сюда не заглядывало веселье. Веселились только белые медведи. Они ловко ходили на задних лапах.
(По Г. X. Андерсену)

Прогулка

Стояла чудная погода. Ярко светило солнышко. Блестел и искрился снег. Мы поехали в лес на лыжах. Вот крутой спуск. Весело гудит ветер. Быстро летят лыжи.
Но вот тучи стали закрывать небо. Закружились в воздухе снежинки. Вдруг снег повалил хлопьями. Быстро стало заметать тропинки. Мы поспешили домой.

Белые фигурки

В лес пришла настоящая зима. Лес утонул в снегу. Вот вылез из сугроба лесной человек в большой белой шапке. На пеньке сидит робкий зайчишка. Он молчит и смотрит на белый лес. На поляне у реки сидит белая Алёнушка. Она задумалась.
Взошло солнышко. С мохнатых хвойных ресниц ели закапали слёзы.
(По Н. Сладкову)

Где ночуют птицы?

Где ночуют зимой лесные птицы? Наступила длинная ночь. Воробей спит под крышей сарая. Синицы залетели в густые кусты. Тетёрка и рябчик под снег спрятались.
Вот на полянке появилась бойкая стайка птиц. Это были белые пуночки. Они сели рядком на ледяном гребне. Птицы распушили крылья и спрятали в них носы.

Лес

Красив русский лес зимой. Белые кружева застыли на берёзках. Блестят пушистые шапки на вековых соснах. Вот и солнышко заглянуло в лес. Заискрились шишки на ветках ёлки. На лесной тропе затаилась рысь. На полянку вылетел рябчик. Он уселся на дерево. Ветерок весело играл с берёзами. Летел белый пух зимы. Лес запел песню. О чём она?
Слова для справок: кружева, заглянуло, о чём.

Первый день зимы

Земля промёрзала. Зима всё не наступала. К вечеру стало теплеть. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. Но вот снег повалил хлопьями.
Я накинул пальто и выбежал во двор. Дорожки в саду покрылись гладким белым ковром. Блестящий белый пух сыпал и сыпал с небес. Русская зима вступала в свои права.

Зимний лес

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге. В лесу было тихо. Деревья стояли неподвижно. Сорока села на ветку. Снежная пыль полетела прямо на голову. Таня пошла по тропинке. Тропинка вывела её к поляне. Там росла маленькая пушистая ёлка. Ёлка вся светилась под лучами солнышка. В густых ветвях лесной красавицы прятались птицы.
Слова для справок: неподвижно.

Снежинки

Тихо и плавно падают из облаков на землю лёгкие снежинки. Подставь варежку и поймай снежинку. Посмотри, как они чудесны! Снежинки имеют разную форму. Им даже названия дали. Это звезда, это пушинка, это ёж.
А сколько красивых рисунков можно сделать!
Слепившись, снежинки образуют снежные хлопья. Они похожи на кусочки мягкой ваты.
(По В. Корабельникову)
Слова для справок: даже, похожи.

Снегурочка

Раз зимой выпал снег. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках они катаются, снежками кидаются. Стали они снежную бабу лепить.
Смотрели на них старик со старухой из окна. Задумали и они вылепить из снега дочку. Слепили старики ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали. Хороша Снегурочка!
Слова для справок: на них, сделали.

Настала зима

Вот и настала зима. Утром выпал густой снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. На снегу остались следы зверей и птиц. Тонким ледком покрылась река. Она притихла и уснула, как в сказке.
Слова для справок: притихла.

Лес

В лесу было темно и глухо. Но вот он посветлел и ожил. Выпал первый снег. Рад снежку заяц-беляк. Весело затрещала сорока. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Каждый зверёк оставлял свой след на белом ковре. С деревьев слетели последние осенние листья. Снежные шапки надели пеньки. Красив стал лес.

Январь

Январь – самый суровый месяц в году. Завывают вьюги. Лютуют морозы. Корма в лесу становится меньше. Птицы подлетают близко к жилью человека. Ты помоги им. Крошки хлебца, семена – вот их пища.
На лесные поляны школьники везут сено и душистые веники. Корм животным они заготовили летом. Олени и зайцы охотно едят его.

Изложения

Белка и зайчик
(Сказка)

Летом подружилась белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайчик серенький. Они приходили на поляну и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, грибы, орехи. У зайца была морковь и капуста.
Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью.
Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, у белочки – серой.
Не узнали зверьки друг друга.
Слова для справок: не узнали.

План
1. С кем подружилась белка летом?
2. Какой была белка?
3. Каким был зайка?
4. Чем угощали друзья друг друга?
5. Где звери прятались от холода?
6. Почему при встрече они не узнали друг друга?

Бумажный змей

Задумал Боря сделать змея. Вот бумага и дранка, нет только ниток и мочала. Нитки есть у Сёмы. Мочало было у Пети. Он его давно припас. Всё есть у мальчиков. А запустить змея они не могут.
Боря лист с дранкой к груди прижал. Сёма нитки в кулак зажал. Петя мочало прячет. Грустят ребята. Всё есть у мальчиков. А дружить они не научились.
(По Е. Пермяку)
Слова для справок: мочало, не могут, не научились, припас.

План
1, Что припас каждый мальчик для запуска змея?
2. Почему они не смогли запустить его?

Глоток молока

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа. Она не пила.
Пришёл я. Собака подняла голову и забила хвостом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.
Я подвинул блюдце. Она потянулась к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, эти несколько глотков молока спасли её жизнь.
(По М. Пришвину)
Слова для справок: возле, несколько, прибавилось, молоко, не пила.

План
1. Что случилось с Ладой?
2. Как она встретила появление хозяина?
3. Что спасло жизнь собаке?

Волшебная полочка

Я смастерил волшебную полочку. Каждый день меня навещают гости. Прилетают голуби и воробьи. Птицы с севера являются.
Сделай себе за окном такую полочку. Насыпь туда крупы и хлебных крошек, и полочка станет волшебной. Пернатые гости начнут прилетать.
Полочку можно разместить в парке. Укрепи на ней кусочек сала. В гостях будут весёлые синицы. Если положишь кисть рябины, то пожалуют снегири.
Слова для справок: положишь, сделай.

План
1. У меня в гостях птицы.
2. Волшебная полочка за окном.
3. Волшебная полочка в парке.

Настоящие товарищи

В классе за одной партой сидели мальчик и девочка. Мальчика звали Вовой, а девочку – Аней. Аня часто болела. Вова помогал ей учить уроки.
Раз Аня поранила ногу. Она не могла ходить. Вова на санках повез её в школу. Ребята сначала смеялись над мальчиком, а потом сами стали помогать ему. Через месяц Аня была здорова.
(По Е. Пермяку)
Слова для справок: не могла, сначала, здорово, месяц.

План
1. Вова и Аня – друзья.
2. Товарищ помог в беде.

* * *

Настала зима. Море замёрзло. Ловить рыбу стало нельзя. Я взял ружье и пошёл по берегу. На берегу в норах жили дикие кролики.
На месте норы кролика я заметил дыру. Это был ход для большого зверя. Я заглянул в нору. Там было темно. Только в глубине светились два глаза. Что за зверь такой завелся?
Я сел и присмотрелся. Да это кошка! Она из города сюда жить переехала.
Слова для справок: нельзя, глубина, что, сюда, заметил, пошёл.

План
1. Море замёрзло.
2. Нора кролика.
3. Встреча с кошкой.

Боец спасён

Был бой. Солдата ударила вражеская пуля. Она перебила руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Ему трудно было дышать. Он закрыл глаза.
К бойцу подползла девушка. На её сумке был красный крест. Она вытащила бинт и перевязала раны. Девушка обхватила бойца рукой и потащила.
Свистели пули. Но девушка упорно ползла с раненым. Скоро она вынесла его из боя. Боец был спасён.
(По Л. Кассилю)
Слова для справок: солдат, вражеская, ему, раненый.

План
1. Солдат ранен в бою.
2. Помощь пришла.
3. Боец спасён.

Гостинец для мамы

Это было на фронте. Шли тяжёлые бои. Мой товарищ получил письмо из дома и загрустил.
В письме мать писала, что нечем засеять огород. В доме нет зерна и картофеля. В деревню пришёл голод.
Наш отряд решил помочь товарищу. Мы собрали денег и послали матери. Помогла солдатская дружба. Мать засадила огород картофелем.
Слова для справок: что нечем засеять, пришёл, решил, солдатская, послали матери.

План
1. Где происходили события?
2. Какие шли бои?
3. Почему загрустил товарищ?
4. О чём писала мать в письме?
5. Как друзья решили помочь товарищу?

Смелый мальчик

Однажды жарким днём ребятишки сидели на мосту. Они весело разговаривали, смеялись. Вдруг одна из девочек покачнулась и упала в реку. Плавать она не умела и сразу стала тонуть. В ту же секунду кто-то бросился в реку. Это был Миша Мешков. Миша спас маленькую девочку – вытащил её на берег. Миша – смелый мальчик и хороший товарищ.
(По М. А. Васильевой и Г. Ф. Суворовой)

План
1. Где сидели ребятишки?
2. Что случилось с девочкой?
3. Что сделал Миша Мешков?
4. Что можно сказать о Мише?

Оленёнок

Стояла ночь. Тихо светили звёзды. В доме лесника все спали. Под горой рокотала река. Вот послышались голоса людей. Подъехала телега. Она остановилась во дворе около сарая.
Отец и лесник Фёдор Иванович осторожно положили на землю маленького оленёнка. Он остался в лесу один возле убитой матери. Теперь его привезли к леснику.
Вся семья ухаживала за малышом. Вскоре оленёнок окреп и подрос. Его выпустили на волю.
Слова для справок: послышались, положили, один, возле, матери, вскоре.

План
1. Телега подъехала к дому лесника.
2. Один без матери.
3. Снова на воле.

Старый пёс

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Шли годы. Полкан постарел. Он стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина.
Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка. Он поселил его рядом с Полканом. Старый пёс подружился со щенком. Они часто вместе играли. Полкану теперь не было скучно.
(По В. А. Сухомлинскому)
Слова для справок: много, видеть, на него, лаять, несколько.

Цыплёнок из голубятни

Утром житель села кормил голубей. Вдруг он услышал писк. Это у голубятни пищал цыплёнок. Он вылупился из яйца. И голубка возле него хлопочет.
Хотел хозяин отдать цыплёнка на воспитание курам, но они его не приняли.
Так и поселился цыплёнок у голубей. И голуби к нему хорошо относились, кормили из клюва.
Теперь это уж курочка. Но за кормом бежит вместе с голубями.

План
1. Цыплёнок вылупился из яйца.
2. Куры не приняли цыплёнка.
3. Цыплёнок поселился у голубей.
4. Теперь это курочка.

День птиц

В начале апреля ребята встречали птиц. Они пришли в парк. В руках ребят скворечники. Это уютные квартиры. Окно служит и дверью.
Хороши и синичники. Удобно будет в новом доме семье синиц. Парк украшен флажками и лозунгами. На плакатах написано, что ребята берут птиц под охрану.
На дереве сидит скворец. Он весело объявляет птицам о празднике.
Слова для справок: в начале апреля, плакат, берут, квартиры.

Встреча с белкой

Это было летом. Мы встали рано и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила нас в лес.
Я подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло меня по голове. Смотрю, а это белый гриб. Откуда он упал?
Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверёк был маленький, рыженький, с большим пушистым хвостом.
Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.
Слова для справок: что-то, откуда, стукнуло.

План
1. В лес за грибами.
2. Встреча с белкой.
3. Белка готовит запасы на зиму.

Помощь оказана

Два геолога работали в глухой местности. Один из них сильно заболел. Для связи у них был почтовый голубь. Они решили с голубем отправить письмо.
В пути на голубя налетел ястреб. Он ранил птицу в спину. Голубь очень ослаб и низко летел над землёй.
Дежурный на станции заметил его. Он стал наблюдать за ним. Около крыльца дома голубь упал, истекая кровью. Дежурный достал письмо. Помощь геологам была оказана.
Слова для справок: геолог, ястреб, за ним, на станции, оказана.

План
1. Геолог заболел.
2. Встреча голубя с ястребом.
3. Помощь геологу оказана.

Гнёздышко

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зелёные ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.
Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птенцы к нам привыкли. Они нас не боялись.
Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали тёплое лето и наших доверчивых птичек.
(По И. Соколову-Микитову)
Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

План
1. Гнездо в кустах.
2. Птенцы к нам привыкли.
3. В городе.

Медвежонок

Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принёс беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес.
(По А. Ярушникову)
Слова для справок: медвежонок, освободил, сделал, ухаживал, поправился.
План
1. Что случилось с маленьким медвежонком?
2. Кто услышал стоны зверька?
3. Как лесник помог ему?
4. Кто ухаживал за больным?
5. Чем закончилась эта история?

На дворе

Первый мороз застеклил лужи и развесил на деревьях иней. Тёплые деньки кончились. Наступают холода.
Папа пошёл во двор колоть дрова. Саша и Вася стали ему помогать. Дрова были сухие и кололись с треском. Мальчики носили дрова в сарай. Работа заканчивалась.
Папа показал ребятам на ветвистую ель. На ветке сидела серенькая птичка с малиновой грудкой. Она быстро вертела головой. Это был снегирь.
Слова для справок: пошёл, заканчивалась, с малиновой.

План
1. Что сделал первый мороз?
2. Как семья готовилась к зиме?
3. Куда складывали дрова?
4. Кого заметил папа на ветвистой ели?
5. Каким был снегирь?

Солнце и радуга

Раз после дождя выглянуло солнышко. Показалась дуга-радуга. Все смотрят на радугу и любуются.
Загордилась радуга. Она стала говорить, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко. Оно сказало, что без него и радуги не будет на небе. А радуга только смеётся да хвалится.
Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу. И радуги не стало.
(По К. Ушинскому)
Слова для справок: любуются, красивее, без него, хвалится, не будет, рассердилось, не стало.

План
1. Радуга показалась на небе.
2. Разговор солнца и радуги.
3. Солнышко рассердилось.

Спасибо

Раз пришли ребята из леса и стали хвастать: «Мы видели в лесу дятлов, белок и лягушат. Мы их не тронули и не обидели. Пусть они нам за это скажут спасибо».
А я думал о том, что дятел лес бережёт от вредителей. Лесной доктор лечит деревья. Лягушки кусачих комаров, мух поедают. За это полезное дело надо им сказать спасибо.
(По Н. Сладкову)
Слова для справок: спасибо, видели, не тронули, не обидели.

План
1. Ребята пришли из леса.
2. Спасибо за полезное дело.

Следы

Остались на снегу заячьи следы – далеко ли было зайцу до беды? Но заяц не боится. Прилетела снежинок стая. Закружились белые птицы, заячий след заметая. Напрасно собака старалась распознать следы заячьи. Выбилась из сил, прибежала на старое место и думает: «Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно!»


Условия образования заморозков

В классификации стихийных бедствий в чрезвычайных ситуациях, заморозки относят к метеорологическим и агрометеорологическим опасным явлениям.

Заморозками называют понижения температуры почвы и/или воздуха до 0°С и ниже при положительных среднесуточных температурах.

Заморозки наблюдаются, как правило, в переходное время года. Различают заморозки весенние и осенние, ранние и поздние.

Условия погоды, благоприятствующие заморозку (большое эффективное излучение, слабый ветер), создаются в антициклонах и гребнях повышенного давления.

При заморозках температура воздуха на высоте 2 м (в метеорологической будке) иногда может оставаться положительной, а в самом нижнем слое воздуха, прилегающем к земле, опускается до 0°С и ниже вследствие эффективного излучения.

В случае когда температура воздуха положительна, а температура почвы или растений в результате их радиационного охлаждения опускается ниже 0°С, возникают заморозки на почве.

Интенсивность заморозка зависит от рельефа местности, экспозиции склона, наличия водоема, лесонасаждений. Бывает и так, что заморозок возникает только на почве, а на высоте, например 2 м, заморозка нет.

Установлено, что в период заморозка поле температуры неоднородно как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Известно, что на высоте 1-3 см от поверхности земли температура воздуха при заморозке самая низкая. Разница температуры у поверхности почвы и на высоте двух метров иногда достигает 2-5°С и более. При радиационных заморозках, по нашим наблюдениям, температура изменяется в среднем на 1°С на каждые 15 м высоты по склону.

В горизонтальном направлении поле температуры при заморозке ячеистое. На протяжении одного метра температура воздуха за короткие промежутки времени может изменяться на 2-3°С и более. Вот почему даже на небольшом участке растения при радиационном заморозке повреждаются неодинаково.

В одни годы заморозки прекращаются рано весной и начинаются поздно осенью, в другие – наоборот. На морском побережье Украины заморозки часто прекращаются до перехода средней суточной температуры через 5°С.

По средним многолетним данным заморозки в воздухе весной заканчиваются во второй половине апреля. Заморозки на поверхности почвы заканчиваются в среднем на 5-10 дней позднее, чем заморозки в воздухе.

В отдельные годы заморозки случаются в первой половине мая, а осенью начинаются в начале октября, в северных и западных районах они возможны и в сентябре. Осенью после первых заморозков часто устанавливается длительная теплая погода.

Продолжительность периода без заморозков в разных регионах страны колеблется в различных пределах.

Большое влияние на продолжительность периода без заморозков оказывает рельеф местности. В холмистом рельефе разница в его продолжительности между верхней и нижней частями холма достигает 12-13 дней, а в гористом – 20-25 дней и более.

Виды заморозков

По условиям образования заморозки разделяются на:

– радиационные;

– адвективные;

– адвективно-радиационные.

Радиационные заморозки возникают в тихие, ясные ночи в результате радиационного охлаждения почвы и прилегающих слоев атмосферы. Возникновению таких заморозков благоприятствует безоблачная погода и слабый ветер. Облачность уменьшает эффективное излучение и тем самым снижает вероятность заморозка. Любой экран над поверхностью почвы также уменьшает выхолаживание. Ветер также препятствует возникновению заморозка, так как он усиливает турбулентное перемешивание, в результате чего увеличивается приток тепла от воздуха к почве.

Уровень радиационных заморозков существенно зависит от форм рельефа. Так, в низинах они происходят чаще, чем в возвышенных местах или на склонах, т.к. в вогнутых формах рельефа ночное понижение температуры усилено, холодный воздух дольше застаивается. Поэтому при радиационных заморозках повреждаются в основном растения, расположенные на пониженных местах вогнутых форм рельефа. Заморозки этого типа ограничиваются продолжительностью ночи и длятся обычно 5-6 ч подряд.

Радиационные заморозки часто носят местный характер, так как образуются в низинах и котловинах, куда стекает охлажденный воздух с равнин и склонов. На возвышенных открытых местах образование заморозков маловероятно, так как отсюда охлажденный воздух стекает вниз и заменяется более теплым воздухом, опускающимся сверху.

Заморозки раньше всего появляются в плохо проветриваемых котловинах и на лесных полянах. В малооблачную ночь на ровном месте температура может понизиться до -1°С, тогда как на лесной поляне до -3,6°С.

Существенное влияние на радиационные заморозки оказывают тепловые свойства почвы. Чем меньше ее теплоемкость и коэффициент тепловодности, тем сильнее заморозки.

Так, заморозки на поверхности вспаханных почв, имеющих пониженную теплоемкость и теплопроводность, наблюдаются чаще, чем на поверхности плотных почв. Объясняется это, в частности, тем, что в почвах с малой теплопроводностью затруднен приток тепла к поверхности из более глубоких слоев.

Плотные почвы, обладающие большей теплоемкостью, ночью охлаждаются медленнее рыхлых, а при сравнительно большой их теплопроводности потеря тепла поверхностью быстро возмещается его притоком из более глубоких и более теплых слоев.

Чем темнее почва, тем интенсивнее она охлаждается.

Сухие торфяники значительно чаще и сильнее подвергаются воздействию заморозков, чем влажные. Торф, как темное тело, с одной стороны, отличается большей интенсивностью излучения тепла. С другой стороны, вследствие низкой теплопроводности, приток тепла из более глубоких слоев почвы незначителен. Поэтому поверхностное охлаждение почвы и приземного слоя воздуха на торфяных почвах бывает значительным.

Чем влажнее воздух, тем меньше падение температуры ночью, поэтому над влажной почвой заморозки менее вероятны, чем над сухой. Во влажной почве наблюдается сильный приток тепла из глубоких слоев почвы.

При температуре ниже 0°С вода, преимущественно из которой состоят растения, замерзает, а образующиеся кристаллики льда повреждают их ткани и клетки.

Густая растительность охлаждается сильнее, чем поверхность обнаженной почвы.

Чувствительность к заморозкам изменяется по мере развития растений. Наиболее устойчивые выдерживают понижение температуры до -8, -10°С, устойчивые – до -6, -8°С, малоустойчивые – до -2, -3°С, неустойчивые – до -0,5, -1°С.

Адвективные заморозки образуются при вторжении холодных масс воздуха из северных областей (более продолжительны и вредоносны) в результате адвекции воздуха, имеющего температуру ниже 0°С обычно в начале весны и поздней осенью, при полной облачности и силе ветра; могут держаться в течение нескольких суток.

При вторжении холодного воздуха почва от соприкосновения с ним охлаждается и поэтому температуры воздуха и почвы мало различаются.

Адвективные заморозки охватывают большие площади и мало зависят от местных условий.

Адвективно-радиационные заморозки связаны с вторжением холодного сухого воздуха, иногда даже имеющего положительную температуру. Ночью, особенно при ясной или малооблачной погоде, происходит дополнительное охлаждение этого воздуха за счет излучения и возникают заморозки как на поверхности почвы, так и в воздухе. Эти заморозки наиболее опасны.

Адвективно-радиационные заморозки наблюдаются в ограниченное время, главным образом под утро или с половины ночи и длятся 3-4 ч. Это поздние заморозки весны и ранние заморозки осени, т. е. времени года, когда уровень среднесуточных температур относительно высок. При их возникновении процессы адвекции и радиации дополняют друг друга. Отрицательными значения температуры могут быть лишь в припочвенных слоях, в то время как на уровне метеорологической будки – положительными.

Заморозки часто наносят большой ущерб народному хозяйству, особенно сельскому хозяйству, поражая сады, огороды и виноградники.

Адвективные заморозки весной наносят значительный вред садам и ягодникам, овощным и полевым культурам.

Наиболее опасны адвективно-радиационные заморозки, образующиеся поздней весной или ранней осенью, после продолжительного теплого периода.

Слабыми считаются заморозки при снижении температуры воздуха на поверхности почвы от -0,1 до -2°С. Слой воздуха с отрицательными температурами от 0,5 до 2 м, выше температуры уже положительные.

При умеренных заморозках температура на поверхности почвы снижается до -2,1 – -4°С.

Ниже -4°С и до -7°С – сильные и очень сильные заморозки, а еще ниже – уже морозы.