Школьный логопед речевое занятие осень. Конспект логопедического занятия на тему "Осень" (1 класс)

Цель: приобщать детей к миру прекрасного, создать у детей

позитивное настроение;

развивать социально-речевое общение детей друг с

другом и со взрослыми.

Задачи:

Познавательно-воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к произведениям

изобразительного искусства;

Поощрять и поддерживать интерес к художественному слову,

развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные

выражения, подбирать сравнения, эпитеты;

Развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное

мышление, эмоциональную отзывчивость на изображение;

Формировать умение иллюстрировать своё настроение, вызванное

картинами природы.

Учить детей увиденное соотносить с собственным опытом и

собственными чувствами;

Речевые задачи:

-учить детей подбирать и согласовывать прилагательные с сущ-ми р.ч.п.;

-составлять предложения с противопоставлением;

Формировать связную речь через восприятие живописных

произведений, через свои впечатления;

Развивать монологическую речь детей.

Компетентность детей подготовительного возраста

Знания: времен года, их последовательности, беседы о приметах и изменениях в осенней природе, экскурсия в парк ранней осенью, рассматривание репродукций картин: С.Герасимова «Золотая осень», И.Левитана «Поздняя осень», Б. Резудова «Ранний снег», слушание музыки, просмотр видеороликов о золотой и поздней осени, обогащение словарного запаса, заучивание стихов, составление рассказов по картинам и из личного опыта, чтение рассказа о безвременнике из энциклопедии, выполнение аппликации «Цветок-загадка».

Ценность: воспитание любви к родной природе и картинам русских художников

Смысл: чувствовать сопричастность к миру прекрасного.

Развивающая среда: ноутбук, телевизор, репродукции картин, видеоролики: «Первый снег», «Снег идёт» (песня в исполнении Никитиных на стихи Б.Пастернака) фотографии детей.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, просмотр фильма, рассматривание картин.

Логика занятия

    Просмотр видеоролика об осени под музыку П.Чайковского.

    Вступительная беседа об осени.

    Сравнение картин С.Герасимова «Золотая осень», И.Левитана «Поздняя осень».

    Подбор признаков к каждой осени.

    Сравнение признаков золотой и поздней осени.

6. Сюрпризы осени:

Солнце светит по-летнему;

Цветут цветы, как летом;

Белка собирает припасы на зиму;

Первый снег.

7. Составление рассказа по картине Б.Резудова «Ранний снег».

8. Последний сюрприз осени: рассказ детей о колхидиуме с показом коллективной работы «Мы нашли чудесный цветок».

Ход занятия:

Дети входят и садятся на стулья, стоящие полукругом около экрана телевизора.

На телевизионном экране под музыку Е. Доги идет показ видеоролика превращения летней природы в осеннюю.

Учитель-логопед: Ребята, что вы сейчас увидели на экране.

Дети: Природу. Осень.

Учитель-логопед: А что же такое «осень»?

Дети: Это время года.

Учитель-логопед: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Дети: Это пора, состояние природы, настроение, это время перед зимой.

Учитель-логопед: Вот видите, как по-разному вы назвали осень.

Да, действительно, осень бывает разной

Выставляется картина С.Герасимова «Золотая осень»

Выходят дети и читают стихотворение о золотой осени:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки - только дуб зелёный.

Утешает осень… не жалейте лета.

Посмотрите – роща золотом одета.

А лес стоит, как разноцветный замок,

В нём уживаются оттенки всех цветов,

И нет в цветах ограничений или рамок,

В нём жизнь природы с множеством тонов.

В мир осени вступаешь осторожно,

Внутри осенний лес ещё нежней

И до конца ещё не веришь, что возможно,

Шедевр исчезнет через пару дней…

Учитель-логопед: Ребята, так какая же ранняя осень?

Дети: Ранняя осень: золотая, багряная, красная, оранжевая, жёлтая, разноцветная, солнечная, дождливая, тихая, грибная, урожайная, листопадная, тёплая, пышная, красивая и т.д.

Учитель-логопед: Как мы можем назвать осень?

Дети: Волшебницей, королевой на балу, златовлаской.

Учитель-логопед: А теперь пройдем к другой картине.

Дети встают и подходят к картине И.Левитана «Поздняя осень»

Учитель-логопед: А что вы можете сказать об этой картине.

Дети читают стихотворение о поздней осени.

Вот и осень к нам в окна стучится,

Хмурой тучей, осенним дождём.

И назад уже не вернётся

Лето солнечным, тёплым лучом.

Холод гонит в далекие страны

Стаи звонких пернатых друзей.

И летят журавлей караваны,

Крик гортанный лишь слышен с полей!

Т.Прописнова «Здравствуй, осень»

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Учитель-логопед: Ребята, какую осень здесь изобразил художник?

Дети: Позднюю осень.

Учитель-логопед: Какая же поздняя осень?

Дети: Серая, невзрачная, безлистная, тоскливая, унылая, дождливая, пасмурная, скучная, холодная, промозглая, сырая и т. д.

Учитель-логопед: С кем можно сравнить такую осень?

Дети: Она словно золушка в старом платьице, бедная старушка.

Учитель-логопед: Ребята, вы рассказали, что осень бывает разной. А теперь скажите, какой она бывает. Символы вам в этом помогут.

Дети подходят к столу, берут символы и составляют предложения с противопоставлением .

Дети: Осень бывает тёплой, а бывает холодной.

Осень бывает солнечной, а бывает дождливой.

(пасмурной – ясной, разноцветной - серой, весёлой – грустной, сухая – мокрая, тихой – ветряной, радужной – унылой, листопадной – безлистной.)

Учитель-логопед: А вы знаете, что осень приготовила для нас несколько сюрпризов. Какой же первый сюрприз?

На экране появляются фотографии экскурсии в Кузьминский парк.

Дети: Мы пошли в Кузьминский парк. Осень для нас приготовила два сюрприза. Первый: солнце светило ярко, по-летнему, так что мы прищурили глаза.

А второй – это яркие цветники: оранжевые, розовые, красные, серебристые цветы были очень красивыми. Мы не могли оторвать от них глаз! Так и хотелось их понюхать, от них пахло (веяло) уходящим летом.

Дети: А ещё нам осень показала, как белка в парке готовится к зиме.

Выходит ребёнок и читает стихотворение:

Было лето и прошло

Песенное, знойное.

А теперь в лесу светло

Строже и спокойнее!

Только белка на виду-

Все углы облазила,

Витаминную еду

Запасала на зиму.

Учитель-логопед: Ребята, а какое чудо нам ещё показала осень?

На экране появляется фотография: дети смотрят в окно на первый снег. Далее идёт показ на телеэкране фотографий первого снега в детском саду. Фотографии комментируют за кадром дети.

Дети: Мы увидели в окно, что вдруг всё потемнело, небо затянуло тёмными тучами, и на землю стал падать крупными хлопьями снег. Это был первый снег!

Сегодня чудо совершилось
(Его еще никто не ждал!):
Вдруг потемнело, закружилось –
На землю первый снег упал.

Какой он вызван был приметой,
Предвестник матушки-Зимы?
Ещё кругом в листву одеты,
Стоят деревья и кусты,

Ещё не все цветы завяли,
Что на газонах вдоль домов,
И мы о лете вспоминали,
При виде зелени, цветов…


Мы так обрадовались первому снегу, что решили вылепить первого осеннего снеговика. Вот какой у нас получился осенний снеговик.

Учитель-логопед: Так давайте сейчас представим, что мы опять на улице, выпал первый снег и мы снова лепим снеговика.

Звучит музыка, дети выходят, рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями.

Первый снег, первый снег!

Сколько радости у всех

Мы с тобой снежки лепили

И бросали высоко.

Комья снежные катали –

Это было нелегко.

Комья дружно поднимали –

Получился снеговик.

Ничего, что ростом мал он

И не очень был велик!

Снеговик осенний первый,

Он растаял в тот же час,

Сколько радости принёс он,

Как порадовал всех нас!

Дети садятся на стулья.

Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете, что художники с великой радостью изображали такое явление природы, как первый снег. Давайте вспомним рассказ, который мы составляли вот по этой картине.

Учитель - логопед выставляет на мольберт картину Б.Резудова «Ранний снег».

Дети: Это картина Б.Резудова «Ранний снег».

Выходят два ребёнка и рассказывают рассказ по картине.

Художник проснулся рано утром и увидел чудесную картину. Деревья ещё не успели сбросить листву, а уже выпал первый снег, белый чистый. Он лежит на земле ровным белым ковром. Темной и глубокой кажется река на его фоне. Ярким костром горят ещё не опавшие с деревьев листья.

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какой ещё сюрприз преподнесла нам осень.

На телеэкране фотографии детей, читающих письмо.

Дети: А еще нам мудрый ворон осенью прислал письмо, в котором нас спрашивал об очень интересном цветке, который в народе называют «сын раньше отца» и просил найти его на территории нашего детского сада.

Мы вместе с Валентиной Владимировной пошли в библиотеку, взяли энциклопедию, узнали, что этот цветок называется безвременник или колхидиум и он цветёт не только весной, но и осенью. Внимательно рассмотрели его фотографию и приступили к поискам. Долго искали и, наконец, нашли: он рос около здания нашего детского сада, недалеко от первого подъезда. Мы так обрадовались, что громко кричали: «Ура!». В память об этом событии мы вместе с воспитателями сделали вот эту аппликацию.

Дети выносят аппликацию и рассказывают о том, как они её делали.

Дети: Мы сделали эту работу из цветной бумаги. Здесь мы изобразили место, где нашли колхидиум или безвременник. Слева стоит белоствольная берёзка в осеннем наряде. Ствол берёзки мы сделали из белой бумаги, а её осенний наряд - из жёлтой. Справа от березки стоит пушистая голубая ель, таких елей у нас в детском саду четыре и они очень красивые. На заднем плане видны туи. А это дети группы номер шесть, мы идем по дорожке на поиски цветка. Посмортите, как мы ищем цветок, про который нам написал мудрый ворон. Мы нашли его! Какой он красивый.

Посмотрите, вот он наш цветок, который мы так долго искали. Мы хотим повесить нашу работу на выставку, чтобы все дети узнали про этот цветок и поняли, как радостно узнавать что-то новое, интересное, неизвестное.

На телеэкране изображение колхидиума под музыку.

ГОУ Детский сад компенсирующего вида №1913

(Занятие для детей подготовительной к школе группы №6

с заключением ОНР второго года пребывания)

Занятие составили:

учитель-логопед Василевская Л.Л.

воспитатели: Леонова В.В.

Андреева Е.И.

Семёнова Р.А.

МОСКВА

2010 / 2011учебный год

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема : «Путешествие в осенний лес»

Занятие в подготовительной группе «В осеннем лесу»

Цель: Закрепить и расширить представления об осени.
Задачи:
Закрепить и активизировать словарь по теме;
Согласование существительных с прилагательными;
Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Развитие логического мышления;
Релаксация;
Развитие связной речи и координации речи с движением;
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Коррекционно-образовательные цели : Закрепить представления об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря. Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков словообразования. Совершенствование синтаксической стороны речи. Совершенствование навыковзвукового анализа и синтеза (придумывание слов на заданный звук).
Коррекционно-развивающие цели : Развитие связной речи, фонематических представлений, длительного вдоха и ступенчатого выдоха, зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, осознанного отношения к своему здоровью. Оборудование: Предметные картинки по теме «Деревья», «Грибы» по количеству детей, картина золотой и поздней осени с неправильными признаками осени, разноцветные листья с буквами по количеству детей, корзина большая и маленькая, большое ведро и маленькое, натуральные фрукты и овощи, массажные мячики.

1. Организационный момент.
Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. (Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!
(Аудиозапись “Звуки леса” или “Звуки природы”. Пение птиц, шум листвы, голоса зверей) .
2. Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу. Сколько листочков с разных деревьев.
- Красные листья с какого дерева?
Дети: С клена.
Логопед: Значит какие?
Дети: Кленовые.
Логопед : А эти желтые листья с какого дерева
Дети: С березы.
Логопед : Как можно назвать листья березы?
Дети: Березовые.

Логопед : Зеленые листья с какого дерева?
Дети: С дуба.
Логопед : Значит они какие?
Дети: Дубовые.
Логопед: А все листья по цвету какие?
Дети: Разноцветные.
Логопед : Отлично! Молодцы!
4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Зашумела листьями Поднимают руки и качают ими.
Осень золотая,
Закружила в воздухе, Плавно опускают через стороны руки, вращая
Листочками играя.
Вот листок березы, Поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца
Вот листок рябины,
Вот листочек тополя,
Вот листок осины.
А кленовый листок Кладут руки на колени.
Нам под ноги сразу лег.
Только елочки стоят, Сгибают и разгибают пальчики обеих рук.
Ронять иголки не хотят.
Логопед : Возьмите по одному листочку, какой вам нравится.
5. Игра «Придумай слово с заданным звуком»
Логопед : На волшебной полянке и листочки волшебные. Переверните листочек, обратите внимание, что на каждом листочке написана буква, придумайте слово на тот звук, который обозначает эта буква.
Логопед: У меня буква «А» я придумала слово аист. А вы какие слова придумали?
Дети придумывают слова и складывают листочки в корзину.
Логопед : Замечательно, я вами очень довольна.
-Куда мы положили листья? (в корзинку)
Логопед: Налетел ветерок, зашумели листочки
6. Дыхательное упражнение «Подуй на листочки»
Логопед: -Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.
-Давайте подышим ароматом осеннего леса!
- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть, услышав стук дятла по дереву. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Логопед: - Продолжаем наше путешествие. Дети берутся за руки идут за педагогом хороводным шагом и поют песню «Осень золотая».
Мы попали на станцию «Грибная».
9. Игра «Что перепутал художник?»
Логопед: Художник нарисовал картину и все перепутал. Скажите, что на картине нарисовано неправильно. Будем строить красивые предложения,.
Дети рассматривают картину и отвечают:
Осенью не растут подснежники.
Осенью не купаются в речке.
Осенью не загорают.
Осенью не надевают шубу.
Осенью не бегут ручьи.
Логопед: Молодцы! Я горжусь вами. Возьмите по одному массажному мячику.
12. Массаж пальцев «Овощи»
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали, Сжимают и разжимают кисть правой руки.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили, Сжимают и разжимают кисть левой руки.
С дачи домой увозили.
Прощай на год, Дети делают круговые движения ладонями по шарику.
Наш – огород!
Логопед: Вот и подошло время возвращаться в детский сад.
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон» Дети двигаются и имитируют поездку на поезде.
13. Развитие воображения.
Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень. (Ответы детей)
Никогда бы не было коротких дней.
Не смогли надеть осеннюю одежду.
Не увидели золотую листву.
Не наблюдали за цветными листьями.
Не было бы листопада.
Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
Не успели бы улететь птицы на юг.
Не было бы туманов.
Не наблюдали бы за инеем.
Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
Не летали бы серебряные нити паутины.
Не смогли бы поесть сладкой рябины.
Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
Не убирали бы богатый урожай в огородах.
Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
Не лил бы осенний моросящий дождь.
13. Итог (Оценка работы детей)
Логопед: Куда мы сегодня ездили на поезде? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Логопед оценивает работу каждого ребенка.

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

"Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья № 18" г Ульяновск

Конспект

группового логопедического занятия во 2 классе

тема: «Осень в гости к нам пришла»

Подготовила: учитель-логопед

Еремина И.П.

Цель:

уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.

Задачи:

образовательные-

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать навыки словообразования;

коррекционно-развивающие-

активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;

развивать фонематическое восприятие;

вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

активизировать словарь по темам «Осень», "Овощи";

развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

воспитательные-

воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;

воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;

формировать усидчивость, самоконтроль.

Формирование БУД:

личностные -

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию;

коммуникативные -

умение всту-пать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному за-да-нию в разных видах деятельности;

регулятивные -

произвольно включаться в деятельность, сле-до-вать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои дей-с-т-вия;

познавательные -

делать простейшие обобщения, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Оборудование: компьютер, презентация к занятию,осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», "Твой мир" (минус), разрезные осенние картинки.

План занятия:

I . Организационная часть: приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности

II .Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Артикуляционная гимнастика

3. Развитие фонематического восприятия

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

5. Физминутка

6. Образование относительных прилагательных.

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания - игра «Осенние слова».

8. Развитие глагольного словаря - игра «Подбери действие».

III .Заключительная часть: итог и анализ занятия, оценка деятельности учащихся.

Ход занятия:

I . Организационная часть:

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Послушайте загадку: Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ... (Осень) (слайд 1)

Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)

Что такое осень? (время года)

Какое время года было до осени? (лето)

Какое время года будет после осени? (зима)

"Осень в гости к нам пришла" - так называется наше занятие. (слайд 2)

Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).

Желаю всем успеха на занятии!

II . Основная часть:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (слайд 3)

Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.

Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.

Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.

Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу

Стали листья собирать:

красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,

начиная с указательного пальца к большому пальцу

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями

Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув

2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 4)

Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно"),

посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики"),

посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели"),

услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер"),

испугался и спрятался ("Прятки"),

потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),

Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)

Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик),

Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки"),

потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.

3. Развитие фонематического восприятия (слайд 5)

Как шуршат осенние листочки?

(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).

Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 6)

Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой первый звук в слове С ентябрь?

О ктябрь?

Н оябрь?

Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у нас получится? (на слух слово «СОН»).

Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).

5. Физминутка (слайд 7)

«Дерево» (под музыку)

Ученики стоят, руки вытянуты вверх.

Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук

Потом веточки, опустить кисти рук

Затем ветки, опустить предплечья

Потом уснуло всё дерево. опустить руки

«Дождик» (слайд 8)

Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе

Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны

От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом

6. Образование относительных прилагательных: (слайд 9)

В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:

С какого дерева твой листок? С берёзы - берёзовый листок

Какой листок? С рябины - рябиновый листок

С дуба - дубовый листок

С клёна - кленовый листок

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания

Игра «Осенние приметы». (слайд 10)

У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые относятся к осени, поднимите листочек вверх.

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ

ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ

НА УЛИЦЕ ЖАРКО ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ

ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ СНЕГ ТАЕТ

8. Развитие глагольного словаря

Игра «Подбери действие» (слайд 11)

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью(что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью - Ветер дует, …

III . Заключительная часть:

Итог и анализ занятия.

Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их

соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.

(слайд 12 )

О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

Что такое осень? … (время года)

Надежда Аникина

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень » .

Коррекционно-образовательная задача :

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

Активизировать глагольный словарь по данной теме ;

Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача :

Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача :

Воспитывать положительное отношение к временю года «Осень » , показать детям, что у погоды нет плохой погоды, что каждое время года особенно по своему;

Контроль за собственной речью и речью других ребят.

Оборудование : презентация (картинки осень , кубики по временам года, картинки для дыхательной гимнастики, мяч, панно из листьев.

Дети должны знать :

1. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ :

Осень , листва, листопад, стая, заморозки, дождь, (осенняя ) пора, тучи, лужи, туман, животные, берлога, дупло, нора, слякоть, увядание, сентябрь, октябрь, ноябрь, зонт, дерево, сосна, ель, ива, береза, клен, рябина, дуб, осина.

2. ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ :

Опадать, осыпаются, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать, менять, летят, шуршат, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, одеваются, готовятся, увядают, моросит, расти, падать, рубить, собирать.

3. СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ :

Красный, желтый, оранжевый, бордовый, багряный, осенний , дождливый, холодный, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, хвойный, разноцветный, унылая, грустная, прощальная, дальний, хмурая, сырая, дивная, прекрасная, голые, лиственный, смешанный, высокий, низкий,

олодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, широкий, пышный, осенний .

4. СЛОВАРЬ НАРЕЧИЙ :

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро, пышно, высоко, низко, густо, редко.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное занятие , мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек . Я … (осень )

Логопед : Правильно, мы отправляемся в Осень (появляется слайд осень ) .

Для начала ребя мы с вами сделаем зарядку для язычка :

Артикуляционная гимнастика

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать . Раскрывать и закрывать рот. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания. Нам радостно и весело в осеннем лесу , улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты) . Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами. Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами) . Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы зубов на языке- это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны. Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Логопед : Молодцы, ребята.

Игра «Осенняя копилка » .

Логопед : - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Логопед : - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете ?

Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.

Дует злой северный ветер.

Часто идет холодный дождь.

Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.

Листья покрывают землю разноцветным ковром.

Птицы улетают в теплые края.

Люди собирают урожай.

В лесу появились грибы и ягоды.

А вот у меня в руках есть кубики, скажите мне, пожалуйста, когда это бывает?

Логопед : Молодцы, вы уже сказали, что дует холодный ветер, давайте вместе сделаем дыхательную гимнастику.

Дует осенний легкий всторок : «У-у-у-у-у-у у» , (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер : «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и. носу, закричали мм : «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки висят , осипше. кисточки с нами говорят : «А-о-у-и» .

Развитие физиологического дыхания

Статическое упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз» , «два» , «три» выдох ртом.

У детей на столах лежат картинки «Осень » ,дуем и смотрим, что же у нас там нарисовал художник.

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Логопед : Молодцы. Ой ребята, а кто это у нас шуршит под столом (заглядываем под стол, да это же гномик, он хочет вместе с нами поиграть в игру.

Игра «В гостях у Гном-гномыча» .

Цель : учимся называть уменьшительно- ласкательно слова.

Лес, гриб, дерево, лист, цветок, дождь, туча, ветер.

Логопед : Молодцы ребята, вы и с эти заданием справились.

Давайте с вами передохнем и сделаем вместе с гномиком пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осень » .

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал : Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Логопед : Хорошо ребята, но гномику пора бежать к своим братьям. А мы продолжаем с вами дальше.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист .

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья .

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Игра «Один-много»

Цель : учимся называть слова во множественном числе.

Гриб, дерево, ягода, лист, лужа, куст, дождь, ветка, туча, сук.

Логопед : Ребята, вы наверно уже засиделись, давайте с вами встанем на ножки.

Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы» .

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы» .

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

Логопед : А сейчас,я проверю на сколько вы знаете осенние листочки . (плакат с листьями, которые мы насобирали) .

Игра «Назови лист»

Логопед : - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

Пересказ рассказа по картинкам.

«Осень »

Наступила осень . Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Релаксационная минутка.

Логопед : - А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку , закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке» , логопед читает стихотворение. Звучит музыка для релакса.

«Осенью » (А. Плещеева)

Осень наступила .

Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья

Птички улетели

В тёплые края.

Итог занятия . Логопед : - Занятие подошло к концу , скажите, о каком времени года мы говорили на занятии ? Что мы сегодня с вами повторили, что узнали? Что вам больше всего понравилось на занятие ?


Лексическая тема: Осень.

Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень».

Задачи:

  1. Уточнение представления об осени и ее приметах.
  2. Актуализация знаний об изменениях в природе осенью.
  3. Закрепление и активизация словаря по теме.
  4. Совершенствование навыка словообразования.
  5. Совершенствование грамматического строя речи.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие речевого слуха.
  8. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.
  9. Развитие навыка ориентировки в пространстве.
  10. Укрепление и сохранение здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутка с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание».
  11. Развитие общей и мелкой моторики рук, умения согласовывать речь с движением.
  12. Развитие навыка работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок.
  13. Формирование личностных качеств ребёнка: доброжелательность, активность, самостоятельность.
  14. Воспитание чувства любви к природе, развитие наблюдательности.

Оборудование: компьютер, компьютерная программа БОС «Здоровое дыхание», картинки с изображением осени, картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины; картинки деревьев, индивидуальные карточки для раскрашивания, мяч, цветные карандаши.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Отгадайте загадку.
- Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
- Что за пора к нам пришла?
- Осень.

2. Сообщение темы занятия.

Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени.

3. Активизация внимания.

О каких признаках осени говорилось в загадке? (Листья желтеют, опадают с деревьев, холод, дождик, солнце не греет, трава не зеленеет, птицы улетают на юг…)

4. Уточнение последовательности смены времен года.

Какое время года будет после осени? (зима)
- Какое время года было перед осенью? (лето)

5. Актуализация речевого опыта. Игра «Договори словечко».

1) - Небо осенью какое?
- Хмурое, серое, унылое…
- Солнце осенью какое?
- Ветер осенью какой?
- Дождь осенью какой?
- Листья осенью какие?
- Трава осенью какая?

2) - Осенью листья что делают?
- Краснеют, желтеют, опадают, шуршат, вянут…
- Осенью дождь что делает?
- Осенью солнце что делает?
- Осенью трава что делает?
- Осенью птицы что делают?
- Осенью звери что делают?

6. Развитие пространственной ориентации. Игра «Что где находится?»

Логопед раскладывает в ряд картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины.
- Какой листик лежит справа от кленового? А слева? Какой лист между осиновым и рябиновым? Где расположен дубовый лист? Какой по счету осиновый лист? Какой третий лист?…

7. Игра «С какого дерева детки?»

Детям раздаются картинки.
- Рассмотрите внимательно осенний букет, который собрала белочка.
- Проведите стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали.
Дети выполняют задание.
- Назовите эти деревья.
- Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

8. Игра «Назови лист»

Лист берёзы какой? (берёзовый); рябины - рябиновый,…

9. Дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание» (Урок 8. Осень.)

Вы очень хорошо потрудились. А теперь пора немного отдохнуть. Для этого мы выполним упражнение на дыхание.
- Сядьте удобно. Ноги поставьте на пол, руки положите на колени. На вдохе - «надуваем» животик, как шарик, при выдохе - медленно сдуваем шарик. Вдох делаем через нос, выдох - через слегка сомкнутые губы.



10. Игра «Назови цвет».

Листья осенью становятся разноцветными.
- Как назовём лист, если он и красного и жёлтого цвета?
- Красно-жёлтый.
- На листе есть и желтый и красный цвет. Какой цвет листа? (желто-зелёный)
- Красный и оранжевый, желтый и оранжевый… .
Раскрасьте листья в букете у белочки.
- Дубовые листья коричневым карандашом, кленовые - оранжевым, рябиновые - красным, берёзовые - жёлтым, каштановые - зелёным.

11. Согласование числительных с существительными и прилагательными.

Назовите каких листьев в букете по одному?
- Один кленовый лист,…
- Назовите каких листьев в букете по два?
- Два каштановых листа,…

12. Физкультминутка. Упражнение на координацию речи и движений.

13. Игра «Лишнее слово».

Зима, осень, лето, сентябрь;
дуб, одуванчик, клён, осина;
туча, дождь, лужа, солнце;
грибы, ель, каштан, берёза;
зонт, сапоги, купальник, куртка;
урожай, листопад, подснежник, грибы.

III. Итог занятия.

О чем говорили?
- Чем занимались?
-Что нового узнали?
- Что понравилось?

IV. Оценка работы детей.

Психолого-медико-педагогический Центр сопровождения развития детей
«Развитие» Центрального района
Учитель-логопед: