Развитие речи тема лексико грамматические упражнения. «лексико - грамматические упражнения на занятиях по развитию речи на природоведческие темы

Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
(подгрупповое занятие в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР).

Тема: Предлоги В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Цель: ознакомление детей с предлогами (маленькими словами).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Корректировать и развивать мелкую моторику;
Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
Развивать внимание, память, мышление;
Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА, НАД;
Учить детей выделять предлоги в предложении;
Закреплять умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам;
Воспитательные:
Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.
Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.
Здоровьесберегающие:
Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
Соблюдать правильную посадку ребенка;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
Колокольчик.
Набор резиновых игрушек
Схемы предлогов
Сюжетные и предметные картинки
Схемы слов.
Медали со схемами предлогов.
Музыка для релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ритуал приветствия.
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Приветствие «Милый друг».
Дети выполняют движения
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг(дети встают в круг)
Здравствуй друг (отводят правую руку в сторону);
Здравствуй друг (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Цель: Развитие мелкой моторики,умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения
вместе с педагогом-психологом:
пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Педагог-психолог:
Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачёва)

Организационный момент.

Игра «Прятки».

Цель: Привлечение внимания и формирование интереса детей к занятию.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Воспитатель заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты. Дети находят спрятавшихся гостей с помощью подсказок воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. К нам сегодня пришли непрошеные гости, но они все спрятались. Давайте, мы с вами их найдем. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался В верхнем ящике комода? (имя ребенка)
Ребенок:В верхнем ящике комода спрятался...
воспитатель:А кто спрятался ПОД кроватью? (имя ребенка)
Ребенок:ПОД кроватью спрятался...
Воспитатель:А кто спрятался НА кукольном столе? (имя ребенка)
Ребенок:НА кукольном столе спрятался...
Воспитатель: А кто спрятался ЗА цветком? (имя ребенка)
Ребенок:ЗА цветком спрятался...
Воспитатель:А кто спрятался НАД зеркалом? (имя ребенка)
Ребенок:НАД зеркалом спрятался...
Воспитатель: Вот они - непрошеные гости. Мы всех их отыскали.
Ребята, какие маленькие слова помогли нам их найти?
Воспитатель: А если бы в моих предложениях не было маленьких слов, нашли бы вы гостей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Легко ли вам было бы их искать?
Дети:Трудно.
Вот, ребята, какие это важные слова!

Основная часть.
Цель: Организация детей.
Логопед выставляет на доску карточки со схемами предлогов.
Логопед: Давайте вспомним, какие маленькие слова помогли нам отыскать наших непрошеных гостей! Посмотрите на доску (на доске схемы предлогов).
Дети называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Логопед: А теперь давайте скажем, что обозначает каждое маленькое слово.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: НА.
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово...?
Ответы детей: ПОД.
Логопед: Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: В.
Логопед: Если предмет находится позади другого предмета, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: ЗА.
Логопед: Когда предмет находится сверху другого предмета, мы используем маленькое слово...?
Ответы детей: НАД.
Логопед: Молодцы!

Упражнение «Повесь картинку».

Цель: Формирование навыка ответа на вопрос полным предложением.
Логопед: Ребята, перед вами, на доске, схемки наших маленьких слов. Сейчас я каждому из вас дам по картинке. Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему.
Каждый ребенок берет свою картинку, составляет предложение, выделяет предлог и прикрепляет картинку к доске.

Игра «Дополни рассказ».

Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий.
Дети дополняют рассказ воспитателя маленькими словами.
***
Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала ее кошка, которая сидела (где?) за скамейкой. Она подкралась к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела с дерева и села (куда?) на скамейку около дедушки. А кошка не унимается, как прыгнет, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, (над чем?) над забором и скрылась из виду.

Физминутка «Слушай, повторяй, делай»
Цель: Развитие общей моторики, умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
Воспитатель:
На горе растут дубы (подняли руки вверх),
Под горой растут грибы (присели),
Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),
Быстро к дому подбежали (бегают на месте).

Упражнение «Составь предложение».

Цель: Закрепление умения детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам.
Закреплять умение детей составлять схемы предложений.
Логопед: А сейчас мы посмотрим, как вы научились правильно говорить маленькие слова. Перед вами картинки и схемы слов. Вам нужно по своей картинке составьте предложение и его схему.
Дети самостоятельно составляют предложение и его схему.

Итог занятия.

Упражнение «Волшебное превращение».

Цель: Обобщение знаний, полученных на занятии.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились?
Ответы детей: с маленькими словами.
А теперь давайте с вами превратимся в маленькие слова – помощники! Сейчас, я на несколько минут стану волшебницей! Каждый из вас закроет глаза, а я произнесу заклинание. И когда вы откроете глаза, то уже будете превращены!
Дети закрывают глаза.
Воспитатель:
Закрываем глазки:
Крибли, крабли.
Крибли, крабли. Бум!!!
Воспитатель вешает на шеи детям медали со схемами маленьких слов.
Воспитатель: Теперь каждый из вас должен узнать, каким словом – помощником он стал, объяснить, что это слово обозначает.
Дети выполняют задание.

Психогимнастика «Лучик солнца»
Цель: формирование нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Психолог:
Маленький кусочек солнца
Заглянул в наше оконце.
Луч в ладошку мы возьмем (протягивают ладошку, сжимают в кулачок)
И к своей груди прижмем (прижали кулачек к груди).

Ребята, маленький лучик солнце сел ко мне на ладошку (дети протягивают ладошку).
Побежал по телу (дети гладят себя).
Запутался в волосах (дети гладят волосы).
Я хочу согреть его (дети складывают ладошки)
И уложить спать (садятся, ладошки подкладывают под щеку, «засыпают»).

Ритуал окончания занятия.
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом.
Педагог-психолог:
А теперь все встанем в круг.
Руку даст другу друг.
Будем рядом стоять.
Друга за руки держать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались.
А теперь детвора – отдыхать пора.
Нам осталось на прощанье
Сказать всем хором: «До свидания!».

Татьяна Бурмистрова
Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мышления.

1. Если я…

Цель: развивать логическое мышление, учить грамматически правильно строить предложения.

Педагог предлагает детям закончить предложение, подумав о возможных результатах:

Если я полью цветы…

Если я соберу свои игрушки.

Если я выйду летом в пальто…

Если я открою в ванной кран с горячей водой.

Если я поеду в зоопарк…

Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».

2. Что бывает круглым?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.

Педагог, кидая мяч детям по очереди, задает вопрос, на который те должны ответить, после чего вернуть мяч обратно.

Что бывает круглым?

Что бывает длинным?

Что бывает высоким?

Что бывает зеленым?

Что бывает сладким?

Что бывает горьким?

Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.

3. Кто больше?

Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.

Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.

К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

4. Говори наоборот.

Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.

Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению. Например:

Веселый-грустный

Быстрый-медленный

Полный-худой

Большой- маленький

Тяжелый-легкий

Гладкий-шершавый

Умный-глупый

Твердый- мягкий и т. д.

5. Кто как разговарива ет?

Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».Например:

Корова- мычит

Тигр-рычит

Змея-шипит

Комар – пищит

Собака – лает

Волк – воет и т. д.

6. Кто мы?

Цель: расширять словарный запас детей.

Педагог поясняет детям, что один и тот же человек в разных местах называется по-разному. А вы знаете, кто вы?

У мамы с папой (Сын, дочка.)

У учителя (ученики.)

В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)

В транспорте едете? (Пешеходы.)

В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)

В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)

7. Назови то же самое, но по-другому.

Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.

Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:

Смелый- храбрый, отважный.

Красивый- прекрасный, чудесный.

Большой-огромный, громадный.

Маленький-крошечный, малюсенький.

Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей

с ОНР в подготовительной группе по теме:

«Как мы Путаника учили»

Учитель - логопед -

Фефилова Екатерина Валерьевна

МБДОУ № 101

Архангельск 2012 год

Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.

4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.

Оборудование:

1. Демонстрационное:

предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.

2. Индивидуальное:

снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.

Ход занятия:

I . Организационный момент. Дидактическая игра «Что с чем».

На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).

II . Постановка цели занятия.

Как мы назовём все предметы одним словом?

Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?

Сегодня на занятии мы повторим изученные предлоги и названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.

К кому ты пришёл и куда?

От вам на гости.

Ребята, я поняла, кто к нам пришёл - это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?

А что Путаник в предложении перепутал?

А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

Останешься с нами Путаник?

Конечно останусь с такими хорошими ребятами.

Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.

III . Основная часть занятия.

1. Дидактическая игра «Верно-неверно».

Ребята, посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?

Давайте поможем ему переодеться.

Дети составляют предложения:

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.

Рукавицы на ногах……………………………………………………………..

Тапки в левом кармане……………………………………………………..

Шарф на ноге……………………………………………………………………..

Кепка в правом кармане……………………………………………………

Путаник переодевается.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».

Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.

Что это? — это обувь

Ещё есть такой предмет? — кепка. Это головной убор.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.

Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения:

Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.

Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.

Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.

Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.

Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

Путаник, а откуда у тебя снежинка?

А я сюрприз для ребят приготовил.

2. Дидактическая игра «Найди снежинку».

Ребята, найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

Скажите, где вы нашли свою снежинку?

Дети составляют предложения: «Я взяла снежинку со стола». (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).

Упражнение на дыхание «Вьюга».

Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то произносим звук -з-. А если вьюга стихнет, то произносим звук -с-. Вдох выполняем носом, выдох - ртом.

Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Вдох, вьюга воет — выдох. — Вдох, вьюга стихла — выдох.

Повторить 2 раза.

Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

Придумайте предмет одежды со звуком -з-.

Блуза, рейтузы, комбинезон.

Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

Придумайте предметы одежды с этим звуком.

Сарафан, свитер, носки, блузка.

Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

3. ФЗМ. «Будьте внимательны».

Подпрыгните, если услышите предлог и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук (по, -п-, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, -н-, над, на).

4. Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».

А сейчас садитесь за столы.

Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.

Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три - начали!

Подводится итог, называются победители.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.

Нарисуйте прямоугольник над квадратом.

Где находится квадрат? Прямоугольник?

Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй - прямоугольник в предмет одежды.

Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?

У меня шорты. И т.д.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом и словом».

На столах перед детьми лежат заранее приготовленные карточки с символами предлогов.

А сейчас составьте предложения с предметом одежды, который вы придумали и символом предлога.

Дети составляют предложения: «Мама пришила пуговицы к рубашке». И т.д.

Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.

Дети подходят к столу, на котором разложены следующие предметы: коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.

Дидактическая игра «В чём ты подаришь рисунок?»

Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.

Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составьте предложение.

Дети составляют предложения: «Я подарю рисунок в папке». И т.д.

Путаник: — У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

Какой вы использовали предлог в предложении?

5. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.

Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

IV .Итог занятия.

Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?

Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.

Сейчас мы тебя проверим.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом».

Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:

Я взял ручку в пенала. Книга лежит с полки. Машина выехала из угла. Книгу взяли из стула.

Да, молодцы, ребята, научили Путаника правильно предлоги употреблять.

Путаник прощается с ребятами: «Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты».

Путаник уходит.

Ребята, о чём мы говорили на занятии?

Какие задания вам понравилось выполнять?

Сегодня на занятии все внимательно слушали и активно работали. Молодцы! Спасибо за работу!

а) спряжение в прошедшем времени: плавать с аквалангом хлопать в ладоши ловить белугу глотать холодное молоко

б) прямой и обратный счет 1<ч>10. 2±±20 (двойками): смелый солдат белое одеяло голубой гладиолус главный колокол

в) подбор родственных слов:

    волк - волчиха (-ца), волчонок, волчий, волчище, волчок (серый бочок)

  • голубь - ...

    колос - ...

    колокол -...

складывать палатку

г) образование глаголов прошедшего времени ед. числа по образцу: ловить - ловил - ловила положить -

ломать - гладить -

класть - полоть -

колоть - улыбаться -

молоть - плавать -

целовать - плакать -

д) словообразование относительных прилагательных, подбор к ним существительных:

плавать - плавательный бассейн

облако -колокол -елка -клубника -солдат -

яблоко - яблочное повидло пластик -пластмасса -плата -

13. Письменная речь

а) придимывание слов, начинающихся на слоги: ла-. ло-. лу-

б) отгадывание недостающего слога, дописывание слов ю.. Ми.. упа.. аку.. ма.. пиа.. пи.. ска.. шко..

в) чтение наоборот: кул-... лаз-..

алии

г) составление слов из слогов: ка, точ, лас - ка, ал, фи - ла, ку, а - фа, ал, вит - кол, ко, ло - ток, ло, мо - мо, ко, ло - у, ка, лыб -

д) упражнения с разрезной азбукой (преобразование слов):

вол - (лов) лоза - (золд) скала - (ласка)

дал - (лад) кулак - (кукла) влага - (глава)

тол - (лот) клоп - (полк) мол - (лом)

дала - (Лада) колос - (сокол) стала - (салат, атлас)

е) вписывание пропущенной буквы Л. чтение полученных слов

га.ка га.стук бежа ву.кан

ба.кон со.дат бужа ха.ва

Во.га иго.ка па.ка мо.ния

во.ны по.день мо.чи бо.ты

по.ка ко.баса е.ка ко.готки

Иллюстративный материал на звук л на цветной вставке (с. 1-17).

Артикуляционная поза

См. звук Л (твердый) с некоторыми особенностями:

    корень языка сильно напряжен и опущен,

    передне-средняя часть спинки языка поднята,

    несколько подвинута вперед и прижимается к альвеолам вместе с кончиком языка,

    кончик языка сильно напряжен.

Подготовительные упражнения

См. звук Л, дополнительные: «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Постановка

Как правило, по подражанию, без особых затруднений после тщательной автоматизации твердого Л.

Основные направления автоматизации

1. ли, ле, лю, ля, лё

а) липа лиса павлин лифт лицо налим лист лимон вазелин ливень линейка оливы лисий лиана маслины липкий лизун малина линия листопад калина Лида лихой долина линза лимузин улитка лить лизать пеликан Лиза липнуть великан лилия листать оливковый

б) лев билет лес олень лента колено лебедь полено лето телега лепка тюлень леска железо лейка налево лесенка балет левый болеть лень калейдоскоп лепет улей

в) люди люк лютик любить малютка молюск салют полюс коляска поляна колядки неделя

г) лёд Алёна колёса самолёт зелёный закалённый лён Алёша кулёк мотылёк калёный опалённый лёгкий василёк малёк кошелёк солёный смолёный лётчик далёкий полёт пелёнка телёнок смышлёный

    аль, оль, уль, ыль, иль, ель, юль

    даль ноль костыль кабель тальк культ шаль соль стиль капель вальс бульдог жаль толь утиль кисель альбом бульон сталь соболь фитиль метель пальма килька медаль тополь ель пудель пальто тюльпан деталь фасоль мель табель кукольный сильный педаль быль хмель спаситель только сельдь эмаль пыль шмель любитель кольт стелька боль бутыль цель тюль пульс ателье моль кавыль щель июль пульт умельцы

    к ля, кле, клю, кли, клё акль, окль, укль, икль Меняется порядок слогов не менее 4 раз.

То же с согласными П, Т, Г, Д, 3, С, Ш и т.д.

6. а) клякса климат клеить плеск плёнка глюкоза

клятва клип наклейка плесень плётка глина

клей клин пляска племя глядеть угли

клетка клинок пляж плести цапля кегли

клещ клиника плен плюс капля сабля

вафли клюв клён плед плюш глянец

блеск клюква клёст плеть плюшка глядеть

блестеть ключ клёпка плетень плющ взгляд

бледный клюшка клёш плечи плита Глеб

блюдо блюдце слякоть последний петля шлем

шлёпанцы наблюдать след наследник тлеет шлейф

фляга блин следить слюна котлета шлюпка

фляжка блик слепить сливы заботливый шлюз

флейта близко слева сливки козлята шли

суфле блёстки следовать слёт злить шлифовать

туфля блёклый слепой слёзы шляпа шлёпать вафли

б) бинокль вопль дубль монокль спектакль коктейль

Конан-Дойль мысль ансамбль констебль

7. Толя и Валя гуляли в кленовой аллее. Люда и Оля покупали лимоны. Кленовые листья падали на землю.

На лесной поляне паслись олени с оленятами.

Лена поливает из лейки лилии и тюльпаны. и т.д.

8. На полянке мы гуляли, вили мы венки, А на нас глядели с поля васильки... Незабудки мы считали. Сколько их, гляди! Нам листочками кивали васильки...

Мы летали высоко, Мы летали низко, Мы летали далеко, Мы летали близко.

Самолёт, самолёт, Он готов уже в полёт, Полетит он над полями, Полетит он над лесами.

Ле-ле-ле, ле-ле-ле! Павлик едет на метле. Листопад, листопад, Опустели лес и сад...

Ехали мы ехали, до ели доехали, Ель объехали и назад поехали.

Юля, Юленька, юла! Юлька бойкая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Мы листики осенние. На ёлках мы сидели. А потом мы полетели И на землю сели.

Ой, ладушки, ладушки! Испекли оладушки. На окно поставили, Остывать заставили.

Пусть метет метелица, Белым снегом стелется. А мы валенки надели - Не боимся мы метели.

Иголки лежали, лежали Да под пол убежали.

Лебеди, лебеди, Белые лебеди. Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Снова полетели.

Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели, Взвились, полетели, Песенки запели. Гули, гули, гуленьки! Залетели к Юленьке. Стали Юленьку качать, Стала Юля засыпать.

На мели мы налима ловили.

Есть не ели,

А за столом посидели.

Мы косили, мы устали, Под кустом легли, поспали.

Метили в цель, а попали в пень.

Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...

Сели и всё съели.

Всё летит. Должно быть это Улетает наше лето.

9. Лексико-грамматические упражнения

а) образование родственных слов: лист - листок, листик, листочек, листопад, ли- ственный, лиственница.

лес- лев- лиса-

лед - олень - лебедь -

б) образование относительных прилагательных:

клён - кленовый калина - тополь -

клюква - липа - поле -

малина - лес -

в) преобразование предложений по образиу:

Лена гуляла на поляне. - Дети гуляли на поляне. Птичка клевала хлеб. -Леня лепил павлина. -Оля поливала лилии. -Лебедь летел на юг. -

г) словообразование существительных, обозначающих детенышей животных по образиу:

дельфин с дельфиненком белка с...

тюлень с... соболь с...

олениха с... лиса с...

львица с... корова с...

д) словообразование существительных от глаголов:

Лариса Савчук
Лексические и грамматические игры и упражнения по развитию связной речи дошкольников

Лексические и грамматические игры и упражнения

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». - «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». - «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Укрась слово»

Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы) . Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий) . А хвост у зайца. (короткий) , значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака - лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Где что можно делать»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку - например, белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик - маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок - с длинным хвостом, любопытный.

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой) . Сахар сладкий, а лимон. (кислый) . Весной погода теплая, а зимой. (холодная) .

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает) , кузнечик. (прыгает) , уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит) , мышь. (пищит) , корова. (мычит).