Приключение морских обитателей (у страха глаза велики). Кто живет на дне океана? сказка для детей Мы хотим сказку про море

Охотился кит за рыбьей мелочью.

Рыбья мелюзга в океане тучами ходит. Кит набежит, пасть разинет ап! - и полон рот. Пасть захлопнет, воду сквозь усы процедит. Всю мелюзгу - в глотку. Глотка-то у него маленькая.

Рыбёшка, как увидит кита, - сразу к берегу. Кит за ней.

Разбежался - рраз! - и вымахал на берег.

Хорошо, что кит - зверь, а не рыба: без воды не помрёт.

Лежит на песке, как чёрная скала, - ни туда, ни сюда. Тяжко вздыхает: жди теперь, когда вода придёт!

Тут по берегу волки.

Голодные.

Рыщут, чем бы поживиться. Видят - гора мяса. Едва шевелится.

Подбежали. «С какого бока начинать?» - прикидывают.

Увидел это из воды краб.

«Конец киту! - думает. - Свой морской зверь - надо выручать».

Вылез на берег.

Стойте! - кричит волкам. - И я с вами. Кита на всех хватит. Вот дождёмся - все и примемся.

Волки остановились.

Чего ждать-то?

Как - чего? Не знаете разве: кита только при луне едят. Чем луна выше, тем китятина вкуснее!

Удивились волки, но спорить не стали. Краб в океане живёт, с китом. Ему, пучеглазому, видней.

Расселись на берегу вокруг кита, морды кверху задрали.

Уж вечер - недолго ждать луны-то!

Кит лежит, вздыхает.

Вот из-за горы луна выглянула и поползла вверх по небу.

Волки сидят, молчат, на кита смотрят. Не замечают, что в океане вода поднимается. С голоду зубами щёлкают. На краба поглядывают: не пора ли за кита приниматься?

Краб сидит себе, клешнями бока поглаживает.

Вдруг чуют волки - сидеть мокро стало.

Отбежали к горе и с кита глаз не спускают.

Стала луна у волков над головами.

Почуял и кит под собой воду. Вздохнул, набрал полную грудь воздуха да как даст хвостом! Брызги во все стороны.

Волки врассыпную.

Кит воду хвостом пенит, на волков волну гонит. Волки - на гору.

Кит развернулся головой к морю, забурлил хвостищем и пошёл, пошёл! Выплыл на глубину, набрал воздуха - и пропал. Только его хвост и видели.

И краб потихоньку - боком, боком - за ним.

Опомнились волки - ни кита, ни краба! Долго на берегу сидели. То вверх, на луну, поглядят, то вниз, на воду.

Ничего не понимают - народ сухопутный. Откуда им знать, что на море-океане отливы бывают и приливы!

И чем луна выше, тем приливы сильнее.

КОРАБЕЛЬНАЯ МУХА И БРЫЗГУН

Жила на корабле муха.

Больше всего на свете любила она давать советы.

Тянут матросы канат - муха тут как тут!

Ж-ж-живей! Раз-з-зом, раз-з-зом!

Гудит, пока не прогонят.

Залетела муха на корабельную кухню - камбуз. Там повар - кок, весь в белом, - компот варит.

Села муха на полку, где стояла соль, и зазвенела:

Из-з-зюм з-з-забыл, из-ззюм! З-з-зря, з-з-зря!

У повара изюм давно положен. Терпел он, терпел - да как хлопнет полотенцем. По мухе не попал, а соль в компот - бух!

Муха вон из кухни.

Видит: на палубе корабельный пёс свой хвост ловит. Она к нему:

С-з-зади, раз-з-зиня, с-з-зади! З-з-зубами, з-з-зубами!

Пёс - на муху. Промахнулся - да за борт бултых! Еле спасли.

А муха уже в щели сидит.

Как от неё, липучей, избавиться?..

Пришёл корабль в жаркую страну. Остановился. Вылезла муха из щели.

Ж-ж-жарко! З-з-зной!

Села на борт в тени. Сидит, в воду смотрит.

Глядь - всплывает из глубины короткая, широкая рыба. Спина серо-зелёная, на боках четыре полосы.

Хотела муха дать рыбе совет, как лучше в воде плавать. Не успела. Набрала рыба воды в рот - да как брызнет в муху!

Сбила её с борта. Полетела муха кувырком в воду! Пока летела, успела прожужжать:

А что жуть - неизвестно. Брызгун-рыба её - хоп! - проглотила.

ЧИЛИМ И ТРИ ПОЛЗУНА

Плавал чилим между камней, мшанку-зелень щипал.

Чилим - рачишка маленький, креветка усатая - как рыба, плавает, как блоха, скачет. Щёлк хвостом, - и пропал.

Плавает, а в голове у самого: «Как бы отлив не прозевать!»

Посмотрел кругом - всё спокойно.

Бычок глазастый поверх ила лежит, добычу высматривает. Рачок-балянус в домике спит, усы выставил. Хороший у него домик: известковая бутылочка с крышечкой. Другой рак - отшельник - по дну бредёт, дом на себе тащит. Дом-то у него краденый - улиткина раковина.

Никто уходить не торопится - верно, отлив не скоро…

Вдруг видит чилим: на дне три коричневых шара. Что-то знакомое, а что - никак не вспомнит. Он к ним.

Только подплыл - сразу у шаров иголки торчком встали. Чилим назад прыг!

А шары зашевелились и поползли по дну.

Забавно ползут! Выпускают между иголок жёлтенькие ножки-присосочки. Вытянется ножка, присосётся к камешку и потянет шар вперёд. За ней другая.

Ба! Да это же морские ежи! Как он их раньше не узнал?

Развеселился чилим. Хвостом щёлкает, вокруг ежей прыгает.

«Только бы до отлива в море уйти!»

Подумал - и снова забыл.

А ежи по камням ползут, позади себя три дорожки оставляют. Зелень с камней съели, как ножом сняли.

Влезли на большую глыбу, на самой макушке возятся.

Присмотрелся чилим.

Ай, ай, ай! - даже подскочил от ужаса. - Ежи камень грызут!

Один приподнялся, стало видно: снизу у ежа рот, во рту пять белых зубиков. Молчат колючие, скоблят зубами камень. Выскоблил себе каждый ямку, лёг, иглы растопырил и давай кружиться, камень сверлить.

«Сумасшедшие! - решил чилим. - Делать им нечего».

Уходят ползуны потихоньку в камень, будто тонут. Камень мягкий ракушечник. Стенки между дырами развалили - получилась общая яма на троих.

«Столько колючек, а в камень прячутся. Глупые!» - подумал чилим.

Хватился - нет вокруг воды. Проглядел отлив! Затрепыхался, забился. С камня на камень скачет, задыхается.

«Вот и пропал!»

Из последних сил подпрыгнул, перевернулся да в яму с водой - шлёп! Отдышался, видит - рядом иглы торчат. Так это он к ежам угодил! Ну до чего хитрые: яму-то не зря рыли! Им теперь отлив не страшен.

«А как другие морские жители! - вспомнил чилим. Высунул из ямы голову. - Поди, все погибли?»

Как бы не так!

Бычок в мокрый ил закопался. Один хвост торчит. Балянус в свой домик-бутылочку спрятался, крышечку захлопнул. Рак-отшельник в раковину залез, вход клешнёй, как пробкой, заткнул.

У каждого свой запас воды:

у бычка - в иле,

у балянуса - в бутылочке,

у отшельника - в раковине.

Все устроились, все прилива ждут.

МОРСКОЙ ПЕТУХ-ТРИГЛА

Прошёл по морю слух, что появилась в нём новая рыба.

"Две пальмы"

Две пальмы росли рядышком. Они были очень веселыми и жизнерадостными пальмами. И больше всего на свете любили щекотать друг друга своими листьями. Но в обычную погоду листочки не касались друг друга, а когда дул ветер, то пальмы хохотали от щекотки. Ветер всегда помнил о пальмах-хохотушках и даже когда гулял совсем в других местах, залетал на чуть-чуть, чтобы вместе с ними вдоволь насмеяться.

"Девочка и камушек"

Жил был на море маленький камушек, с гладкими краями, с покатыми боками. Всё бы хорошо, но камушек этот очень моря боялся и не любил когда оно его лижет своим влажным языком. Так боялся, что кричал все время «Помогите», когда волны опять к нему приставали. Но он был очень маленьким камушком и поэтому кричал очень тихо и никто его не слышал.Однажды, купаясь в море, маленькая девочка услышала как он кричит и забрала его к себе домой. Теперь камушек лежит очень довольный на книжной полочке вместе с бусинками и пуговицами, и рассказывает им про то, каким он был бравый моряком. Бусинки и пуговки слушают его восторженно и мечтают тоже побывать на море.

Жила была девочка, которая всегда плакала. Приехала на море и снова плачет. То одно ей не так то другое. А еще жадина она была большая, ни с кем игрушками не делилась и конфетами. А когда начинала плакать, потом плакала еще сильнее, потому что слезки ей свои жалко было и не знала, что же делать. С одной стороны когда жалко надо плакать, а с другой когда плачешь, то слезки даром пропадают. Вот и мучилась она в сомнениях, пока не приснился ей волшебный сон. Как будто солнышко обижало луну на небе и та плакала солеными слезами и наплакала целое море слез. И когда утром девочка пришла купаться на море, вспомнила сон и поняла как появилось море. Девочка дала себе обещание никогда не плакать и никогда ни на кого не обижаться, да самой никого не обижать.

"Девочка и облачко"

Одна девочка на море очень любила загорать, потому что солнышко очень любила. И даже рисовала его часто цветными карандашиками. Однажды на пляже игралась с маминым зеркальцем и пускала солнечные лучики на маленькое одинокое облачко на небе. Облачку нравилось когда ему щекочут пузико и в благодарность он стал показывать девочке различных зверей, то лошадку покажет, то козочку, то коровку или зайчика. И долго они так игрались пока мама не позвала девочку кушать, да и облачко улетело по своим небесным делам. Но каждый день они встречались на пляже, уж очень облачко любило щекотку солнечными зайчиками, а девочка различных зверюшек на небе.

"Маленький желудь"

Рядом с морем рос огромный дуб, не мало штормов он видел на своем веку. На веточке в самом верху дерева жил маленький желудь, который мечтал отправиться в путешествие. Когда он видел в море парусники, он представлял, что это он бесстрашно плывет по волнам. Когда видел в небе самолеты мечтал так же плавать в облаках как и они. Как-то он поделился своей мечтой с ветром и ветер обещал помочь. Маленький желудь попрощался со своими друзьями и подружками, листочками и веточкой на которой рос и дождавшись порыва ветра взлетел в небо, как и мечтал. Кувыркаясь и наслаждаясь долгожданной свободой летел, пока вдруг не заметил, что свет вокруг померк и не услышал страшное щелканье клюва. Это огромный черный ворон загородил крыльями солнце и пытался поймать желуденка. Но маленький желудь был отважный, он уворачивался от ворона пока не достиг моря, над которым властвовали белые чайки. Ворон боялся их и развернувшись полетел обратно в лес. Наконец таки маленький желудь выполнил свою вторую мечту - он стал корабликом. Катался на волнах под ласковым солнышком и пел песенку

Желудь я отважный
По морям плыву
Ведь всегда так важно
Воплотить мечту
И если ты мечтаешь
Не бойся, не робей
Ведь секрет ты знаешь
Действуй посмелей!

Если читатель ты увидишь в море плывущего маленького желудя, поющего эту песенку, передавай ему от меня привет.

"Драгоценные камешки и мальчик"

Приехал на море как-то маленький мальчик. Поезд их пришел вечером и сразу он, папа и мама пошли на море. Малиновое солнышко садилось за горизонт и красило все бордовым цветом. Такое впечатление, что на краю моря разбили банку с вареньем и оно медленно растекалось. Мокрые камушки тоже алели и были похожи на россыпи рубинов. Мальчик был умный и сразу бросился наполнять свои штанишки драгоценными камнями. Когда карманы были полными, штанишки не выдержали веса камней и сползли вниз. И все стали смеяться над маленьким мальчиком, и мама, и папа и даже какой-то бородатый дядя с тетей. А потом папа взял несколько камушков с собой домой и при свете лампы мальчик убедился, что не все камни драгоценные которые блестят.

"Мальчик, девочка и крепость"

Один мальчик любил на пляже строить замки из камушков. И однажды построил большой и красивый замок, с башнями и окошками. Замок увидела одна маленькая девочка, подошла к мальчику и сказала, что без жителей замок стоит очень печальный и пустой. Принесла куколок и заселила ими замок. Украсила его, и он сразу засиял бантиками, разноцветными шариками и заколочками для волос. И не стал больше похож на неприступную крепость и всем своим видом стал больше напоминать цирк Шапито на выезде или домик Барби. Уж лучше б там солдатики и танчики жили.

Мораль сей сказки такова
Идея впрочем не нова
Коль хочешь с кем-то воевать
Девчонок близко не пускать!

"Звезды небесные, звезды морские"

Одна звездочка любила по ночам любоваться на свое отражение в море как в зеркале. То красным светом блеснет, то синим. То одним боком повернется, то другим. Ей казалось, что красивее звезды нет на всем небе. Море было согласно с ней и качало ее отражение на волнах. Однажды звездочка слишком сильно наклонилось к морю, чтобы посмотреть на себя получше, не удержалась и упала прямо в море. Там она познакомилась с морскими звездами, которые также как и она раньше светили в небе, так же как и она любовались собой в море, и так же, не удержавшись падали вниз. Если дорогой читатель ты увидишь в небе падающую звезду, знай, что в море на одну красивую морскую звездочку прибавится.

Экологическая сказка – хороший метод показать этапы жизненного цикла морских обитателей.

Как экологическая сказка может показать этапы жизненного цикла морских обитателей?

Какие этапы жизненного цикла имею морские обитатели ?

Жизнь морских обитателей интересна не только детям, но и взрослым. Для многих становится открытием тот факт, что морской еж, будучи «ребенком» не ползал по дну, а свободно плавал в толще воды.

Итак, здравствуйте, читатели моего сайта, посвященного

Сегодня мы разберемся с жизненным циклом некоторых морских обитателей .

Морские обитатели – этапы жизненного цикла.

Каждое живое существо проживает свою уникальную и неповторимую жизнь. У морских обитателей мы встречаем наиболее интересные этапы жизненного цикла.

Совсем немножко теории.

«Жизненный цикл»- это закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов. )

У большинства морских обитателей первая часть жизненного цикла проходит в толще воды. Во взрослом состоянии они живут у дна и часто бывают прикреплены к подводным предметам и лишены возможности передвигаться.

Экологическая сказка про этапы жизненного цикла морских обитателей.

Этапы жизненного цикла усоного рака (балянуса), актинии (морской анемоны) и морской губки я решила показать, используя экологическую сказку . Ведь в поисковых системах посетители часто запрашивают такую информацию:

  • экологическая сказка;
  • экологическая сказка сценарий;
  • сценарий экологическая сказка;

Экологическая сказка – сценарий на двух языках.

Сценарий этой сказки я придумала, находясь на далеких Флоридских островах. Много лет назад я проходила стажировку в Морском образовательном центреSeacamp ”. Сотрудники центра сделали очень качественный перевод русского текста на английский язык.

Сценарий сказки «Подводный дом-теремок»:

  • Экологическая сказка
  • Экологическая сказка

В каждой капельке морской воды, которую мы держим в своей ладони,

может находиться микроскопическое живое существо,

которому еще предстоит стать одним из

морских обитателей

Морские обитатели - двустворчатые моллюски наиболее знакомы всем, кто отдыхает на море. Раковины морских двустворчатых моллюсков часто встречаются на берегу. Чтобы самостоятельно познакомиться со строение раковин некоторых них можно, используйте пособие «Видим раковины».

Этапы жизненного цикла усоного рака (балянуса), актинии (морской анемоны) и морской губки можно показать детям во время отдыха в палаточном лагере на море .

Экологическая сказка в исполнении детей – прекрасная возможность сделать программу лагеря не только разнообразной, но и познавательной.

Завершая статью, подвожу итоги:

  • этапы жизненного цикла некоторых морских обитателей приоткроют свои тайны, как только вы прочитаете сценарий экологической сказки «Подводный дом-теремок»;
  • знакомство детей с жизненным циклом произойдет при их активном участии;
  • скачать сценарий сказки вы можете на двух языках – русском и английском;

Ваши отзывы и фотографии размещайте здесь.

На дне огромного океана жила большая изумрудная Черепаха. Она была настолько стара, что даже сама не помнила, сколько ей лет. На голове Черепаха носила корону из драгоценных камней и считала себя королевой. Кто знает, может она и в самом деле родилась в королевской семье и являлась наследницей королевского трона. Так или иначе, сейчас уже никто не знал, кто правил королевством на дне океана до нее. Ведь старше изумрудной Черепахи за много миль вокруг в океане никого не было.
Все дети Черепахи уже давно переселились жить в другие моря и океаны, и только юный Черепашонок, совсем еще малыш, жил рядом с ней в ее королевском доме. А дом этот был по истине великолепным. Вокруг все блистало и сверкало. Украшения из цветных кораллов и океанских водорослей, из перламутровых ракушек и ожерелья из жемчуга были развешены по всему дворцу. Королева спала на ложе из мягчайших водорослей, и даже песок на дне океана здесь был не простым, а собранным из мельчайших песчинок.
Старая Черепаха почти все время спала. Но дворец не пустовал. Сотни королевских слуг готовы были выполнить любое ее указание. Полчища морских пауков и крабов, вооруженных твердыми непробиваемыми панцирями, защищали королевский дворец со всех сторон. Гигантские осьминоги стояли на страже у ворот дворца и готовы были отбить любое нападение врагов. Да и в самом дворце было множество слуг. Разноцветные каракатицы мгновенно подстраивались под настроение своей владычицы. Меняя цвет, как настоящие хамелеоны, они готовы были выполнить любой приказ ее величества королевы. Кальмары помогали им, ведь своими крепкими щупальцами они могли делать все, что угодно. Танцевальный ансамбль маленьких королевских креветок устраивал представления под музыку длинноусых креветок, а музыкальными инструментами им служили красивые перламутровые ракушки.
По вечерам сама королева укладывала спать маленького Черепашонка и читала ему сказки. Вот только все сказки своей бабушки Черепашонок уже слышал, ему хотелось узнать что-то новое. И тогда старая Черепаха приказала самому большому гигантскому Осьминогу изловить кого-нибудь в океане и привезти в ее королевство. Так королева надеялась добыть новые сказки, которые, конечно же, знают океанские обитатели и рассказывают своим детям.
– Самыми умными люди считают дельфинов. Эти морские животные, наверняка, хранят в памяти много сказочных историй об океане, – сказала Черепаха и отправила осьминога на охоту.
Вскоре осьминог притащил Дельфина и посадил его в клетку.
– Ты знаешь древние океанские сказания и былины? Тебе их кто-нибудь рассказывал? – спросила Черепаха. – Если вспомнишь пять таких историй и расскажешь мне, я тебя отпущу.
Бедный Дельфин не знал пяти историй, он вспомнил лишь три сказки об океане. А Черепаха разозлилась и не захотела его отпускать. Осьминог, зная, что Дельфину нельзя долго оставаться на дне океана без воздуха, что он может умереть, сказал об этом королеве.
– Пусть подумает и вспомнит еще две истории, тогда ты его отпустишь, – зевнула старая Черепаха и пошла спать.
Малыш Черепашонок все это слышал и, как только бабушка Черепаха уснула, сказал осьминогу:
– Отпускай Дельфина. Я не хочу, чтобы он умер. Я сам придумаю две истории и расскажу их королеве.
Вот так малыш Черепашонок спас дельфина от гибели. На прощание он сказал дельфину:
– Пожалуйста, прости мою бабушку за ее злой поступок. Живи долго-долго. Я люблю тебя. Прощай!
– Спасибо, мой юный друг! – ответил Дельфин. – Я у тебя в долгу. Если тебе нужна будет помощь, позови меня, и я приду.
И он уплыл.
С той поры Черепашонок уже не слушал бабушкины сказки перед сном. Малыш подрос и стал самостоятельным. Часто он уплывал из подводного королевства бабушки Черепахи, чтобы лучше узнать большой океанский дом. Однажды после утомительного плавания Черепашонок сильно замерз и заболел. Все королевство лечило его травяными настойками, но Черепашонок никак не мог поправиться. Тогда Осьминог сказал:
– Я знаю, где живет твой друг Дельфин, и поплыву к нему за советом. Может быть, он поможет тебе выздороветь.
Осьминог нашел Дельфина, а тот, узнав о беде Черепашонка, принес ему самое лучшее лекарство своей семьи. Еще бабушка дельфина лечила его этим лекарством, когда он был маленьким.
Вскоре Черепашонок выздоровел. И теперь не только он, но и королева Черепаха была очень благодарна Дельфину и его семье за помощь. Она долго извинялась перед дельфином за свой злой и необдуманный поступок.
Вот так, казалось бы, совсем разные семьи – королевы Черепахи и Дельфина – смогли подружиться. В жизни часто так случается. Мы находим себе новых очень добрых и преданных друзей там, где совсем не ожидаем их найти.

АКУЛА

Вот акула-каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле-каракуле
Не хотите ли попасть?
Прямо в пасть.
(К. Чуковский)
Акулы – сильные хищники, нередко их называют «морскими волками». Тело акул идеально приспособлено к быстрому плаванию. Конструкторы-кораблестроители при создании быстроходных торпед и подводных лодок стремятся придать им очертания акулы.
Разболелись у акулы
Сразу несколько зубов.
Помогите ей скорее,
Позовите докторов!
(Н. Мигунова)
У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму, загнуты назад и зазубрены по краям. По остроте они могут сравниться с хирургическим скальпелем. У акул нет чешуи, а кожа у них такая жесткая, что жители тропических стран используют акулью шкуру как терку или наждачную бумагу.
Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. У акул такое острое обоняние, что они могут чувствовать кровь на расстоянии нескольких километров. Питается акула рыбой, но нападает и на дельфинов, тюленей, черепах, других акул и даже на китов.Не смотри, что у акулы
Незаметны с боку скулы,
В пасти зубы в три ряда -
Съест любого без труда.
(Ю. Парфенов)
Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости. В желудках выловленных акул часто находили различный мусор: консервные банки, тряпки, обломки лодок, а однажды обнаружили даже глубинную бомбу.
Многие акулы опасны для человека. Это белая и тигровая акулы, мокко и молотоголовые акулы. Они имеют большие размеры и могут легко перекусить человека пополам.
А вот самая крупная из акул – китовая, достигающая длины 19 метров, вполне миролюбива. В отличие от своих хищных сородичей она питается планктоном и мелкой рыбешкой.


КРАБ

Краб играл в морской футбол,
Он забил клешнею гол.
То-то радостно всем было,
Что команда победила.
(Н. Мигунова)
По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
Крабы, как и другие обитатели морского дна, – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. Но иногда крабы нападают на подводные плантации, на которых разводят устриц и мидий.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они насаживают на шипы на своих ножках кусочки водорослей. А краб-старьевщик, живущий в Средиземном море, собирает все, что попадется ему в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу-старьевщику угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Странствующий краб однажды ввел в заблуждение даже самого Христофора Колумба. Этот вид краба живет не на дне, а путешествует по поверхности океана, сидя на оторвавшейся водоросли или ветке дерева. Когда Колумб приближался к берегам Америки, в Саргассовом море моряки заметили странствующего краба.
Они решили, что где-то близко земля, а на самом деле до ближайшего берега было еще очень далеко.
Камчатский краб по внешнему виду похож на настоящего краба, но на самом деле он родственник рака-отшельника. У него не пять, а четыре пары ножек. Камчатский краб – настоящий гигант! Ширина панциря у него достигает 25 сантиметров, расстояние между концами ног – до 1,5 метра. Живут камчатские крабы в Японском, Охотском и Беринговом морях. Больше всего их у берегов Камчатки.
СКОРОГОВОРКА
Краб крабу сделал грабли,
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь.
ЗАГАДКА
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
(Краб)


РАК-ОТШЕЛЬНИК

Залезал на гору рак
И свистеть учился.
Получилось только БРЯК!
Рак с горы свалился.
(И. Жуков)
У рака-отшельника твердым панцирем покрыта только передняя часть тела, а брюшко мягкое и беззащитное. Чтобы уберечься от морских хищников, эти животные прячутся в пустых раковинах морских улиток, как отшельники в пещерах. Мягкое брюшко может закручиваться в завитках раковины, а брюшные ножки быстро втягивают тельце внутрь.
При передвижении раки все время таскают раковину с собой. Когда им грозит опасность, раки-отшельники целиком забираются в раковину, закрывая вход большой клешней.
Когда рак-отшельник подрастает, старая раковина становится ему тесной. Он выбирается из нее и ищет себе раковину попросторней. В это время ему нужно быть особенно осторожным, чтобы не попасть на обед хищным рыбам.
Для усиления защиты рак-отшельник часто сажает на свою раковину морскую актинию. У этой красивой обитательницы океана, похожей на яркий цветок, очень жгучие щупальца. Если к ним прикоснуться, можно серьезно обжечься. Рак-отшельник, встретив на дне понравившуюся актинию, клешней «срывает» ее с камня и пересаживает себе на раковину. Актиния совсем не против такого соседства – ведь ей всегда достаются крохи с обеденного стола рака-отшельника. Когда рак меняет старую раковину на другую, он пересаживает на новый дом и свою жгучую соседку.
Очень часто раки-отшельники устраивают настоящие битвы с сородичами за обладание раковиной или красивой актинией. Побежденный рак ложится на бок или на спину, и победитель больше его не трогает.
ЗАГАДКИ
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(Раки)
Не кузнец,
А с клещами.
(Рак-отшельник)