Правовые акты о свободе совести, религии и убеждений. Свобода вероисповедания — в чем заключается ее суть? Какие существуют религиозные направления

Тема 6

ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Учебные вопросы:

1. Религия и общество.

2. Типы моделей государственно-религиозных отношений.

3. Понятие свободы совести.

4. Положение религии в СССР и Российской Федерации.
1. Религия и общество
Мировая история показывает, что религия, как явление, подвержена постоянным изменениям. Причем претерпевает большие или меньшие изменения на протяжении, подчас небольших отрезков времени, так что эти изменения заметны в пределах жизни одного поколения. Однако изменения могут быть и долговременными, растягиваясь на столетия.

(Слайд 2) Взаимосвязь религии и общества рассматривается через два основных понятия: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация - широкое вовлечение в сферу религиозного влияния и санкционирования различных социальных институтов, отношений и форм общественного и индивидуального сознания.

Секуляризация - процесс высвобождения из-под влияния религии социальных отношений и институтов, различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности, вытеснение религии из различных сфер общественной жизни светскими формами духовного производства и организации жизнедеятельности людей.

(Слайд 3) В XIX веке было отмечено, что изменения, происходящие в религии на протяжении Новой истории, начиная с XV-XVI вв., выражают общую тенденцию уменьшения влияния религии на общество и на жизнь отдельного человека. Религия становится как бы, менее нужной. Чтобы преодолеть вырастающую «стену отчуждения» между нею и изменившимся миром, религия была вынуждена идти на компромисс, приспосабливаясь к изменившимся условиям, внося коррективы в вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации и деятельности. Для обозначения явлений такого рода в науке стал применяться термин – «секуляризация».

В средние века латинское слово «saeculum» (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis – мирской, светский и т.п. Словом секуляризация каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния владетеля в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). Сам термин «секуляризация» был использован впервые в 1646 г. французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений .

Сейчас понятие секуляризации употребляется в самом широком значении: освобождение из-под контроля духовенства как общественной группы, из-под контроля церкви как института (или моральной силы), т.е. освобождение от религиозного контроля в мирских делах.

(Слайд 4) Свободомыслие - мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в XVIII в. с появлением трактата английского деиста А.Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Существуют следующие виды свободомыслия:

богоборчество - выражается в чувстве протеста против бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир;

скептицизм - проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или его положений;

нигилизм - проявляется через отрицание религии, не связанное с утверждением какого-либо иного мировоззрения, положительных ценностей и идеалов;

атеизм - представляет собой систему воззрений, отвергающих существование бога;

индифферентизм - проявляется через безразличие к религии и ее существенным идеям;

антиклерикализм - религиозное обоснование связано с борьбой против формализации религиозной жизни, господства в ней организационных структур и духовенства. Светское обоснование, как правило, связано с идеей веротерпимости, свободы совести.

Таким образом, религия занимает в обществе одно из ведущих мест.


2. Типы моделей государственно-религиозных отношений
Государственно-религиозные отношения складывались, складываются и будут складываться, как результат социального компромисса между субъектами этих отношений, частями общества, обладающими различными, подчас альтернативными религиозно-мировоззренческими убеждениями и соответствующей им социальной практикой. Исходя из своего назначения, государство призвано играть роль посредника и гаранта при достижении такого компромисса, а также поддерживать баланс интересов личности, общества и государства на протяжении всего периода своего существования. В науке существуют различные типы моделей государственно-религиозных отношений. Мы рассмотрим два типа классификации этих моделей.

(Слайд) Первый тип государственно-религиозных отношений, включает в себя три возможные модели отношений между властью и религиозными организациями: сепарационную, авторитарную и кооперационную .

Сепарационная модель подразумевает самостоятельное, независимое существование государства и религиозных организаций. В тоталитарном атеистическом обществе Церковь отделяется от государства, что может привести к ее полному уничтожению.

В подобных случаях создается специальный контрольно-репрессивный орган, который следит за «отделением Церкви от государства», следит за тем, чтобы Церковь оставалась за границами не только государственной, но и общественной жизни. Церкви закрываются, духовенство репрессируется, либо (более мягкий вариант) государство не финансирует религиозные организации и не позволяет им самим зарабатывать средства на существование. В таких условиях Церковь умирает.

В демократическом варианте государство стремится не препятствовать течению религиозной жизни и деятельности религиозных организаций. Государство не оказывает им материальной поддержки, но при этом не мешает самим зарабатывать деньги. Специального курирующего органа нет (или его функции слабы), контролируется только финансовая деятельность. Религиозная организация рассматривается как один из субъектов рыночных отношений.

При сепарационном типе отношений никакого специального законодательства не создается. Просто между государством и религиозными объединениями воздвигается «стена». Такая практика может достаточно надежно обеспечивать равенство религий перед законом, но при этом фактически утверждается (навязывается) секуляризм во всех сферах государственной и общественной жизни.

Авторитарная модель также может функционировать как при диктатуре, так и при демократии. Представим себе авторитарное государство, лидеры которого признают религиозные ценности. В этом случае государство целиком финансирует Церковь и пытается полностью подчинить ее своим идеологическим интересам.

В демократических странах Церковь порой также испытывает сильное давление со стороны властей. Государство прямо финансирует Церковь и имеет возможность вмешиваться в ее дела вплоть до перемещения епископата. При этом священники, муллы и раввины не имеют морального права возмущаться, поскольку получают стабильную государственную зарплату.

Кооперационная модель взаимоотношений Церкви и государства практически не зависит от политического устройства общества, так как в ее идеальном варианте государство и Церковь являются равными партнерами. Они договариваются о взаимной поддержке, правах и обязанностях. Если в государстве одна Церковь, то больших проблем не возникает. Если конфессий много, то отношения регулируются так называемой конкордатной системой, то есть системой договоров между государством и религиозными организациями.

При кооперационном типе фактически действуют два источника правового регулирования. С одной стороны, конституция и законодательные нормы, с другой – соглашения и договоренности с религиозными объединениями.

Кооперационный тип отношений подразумевает защиту ведущих конфессий при сохранении основных гражданских прав религиозных меньшинств. Сложность заключается в определении традиционных и нетрадиционных вероисповеданий. Традиционные религии пользуются налоговыми льготами, правом на проповедь в государственных учреждениях (школа, армия), государство передает им часть своих полномочий в сфере социального обслуживания населения (больницы, приюты, детдома). Малые Церкви , не имеющие соглашений с правительством, вносятся в государственный реестр, обладают статусом юридического лица, пользуются некоторыми налоговыми льготами, но не имеют возможности вести широкую миссионерскую работу. Сомнительные религиозные группы сохраняют право на свободу совести, но регистрируются как частные ассоциации. Деятельность, связанная с психическими, парапсихическими феноменами, лечебными эффектами, распространением философских, гуманистических или спиритуалистических ценностей, не допускается в качестве религиозной.

(Слайд 6) Зарубежная теория и практика показывает, что сегодня с некоторыми оговорками, можно говорить о втором типе государственно-религиозных отношений, включающем в себя следующие три модели отношений между государством и религиозными организациями: восточной, американской и западноевропейской.

Восточная модель предполагает наличие государственной господствующей религии, провозглашение религиозности самого государства, «второсортность» других религий.

Основными признаками государственной религии являются: законодательное закрепление ее статуса; государственное финансирование всех ее расходов; управление делами религиозной организации государственными чиновниками; только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, воинских частях и образовательных учреждениях, а также приглашаться на официальные государственные мероприятия; руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и др.

Так, например, ислам является государственной религией в Пакистане, Иране, Саудовской Аравии, Египте, Иордании и других странах. В Египте, например. Ст. 2 Постоянной Конституции 1971 года закрепляет: «Ислам – государственная религия, арабский язык - официальный язык государства. Положения мусульманского права - шариата являются основой законодательства».

Американская модель государственно-религиозных отношений требует отделения религиозных объединений от государства и соблюдения абсолютного равенства всех конфессий. Первая поправка к Конституции США была первым национальным инструментом сохранения религиозной свободы в письменном конституционном документе. Она гласит: «Конгресс не будет создавать никакого закона, касающегося учреждения религии или запрещающего свободное отправление ее».

Таким образом, в Соединенных Штатах действует строгое отделение Церкви от государства. Появление в общественных местах религиозных символов или попытка прочесть в школе утреннюю молитву перед началом уроков незамедлительно вызывают протест американцев. Церковные иерархи либо не участвуют в государственных торжествах, либо присутствуют как частные лица. Однако девиз страны остается прежним: «In God we trust» («Мы уповаем на Бога»). Президенты не стесняются говорить о некоей «божественной миссии» США и часто завершают свои выступления возгласом «God bless America!» («Боже, благослови Америку!»).

Западноевропейский тип отношений между государством и религиозными организациями имеет некоторые особенности. При отсутствии «государственной Церкви» государство принимает на себя защиту ведущих, традиционных конфессий, сотрудничает с ними, а малораспространенным религиозным меньшинствам обеспечивается «конституционный минимум» основных гражданских прав. Имеется ряд источников правового регулирования: Конституция, текущее законодательство и специальные соглашения (конкордаты и т.п.) с ведущими религиозными объединениями, которые, как правило, называют традиционными.

Так, например, ст. 2 Конституции Аргентины закрепляет, что федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую церковь. Конституция Болгарии устанавливает, что «традиционной религией в республике Болгария является восточно-православное вероисповедание» (ч. 3 ст. 12). Конституция ФРГ признает религиозное обучение обязательным в государственных школах (ст. 7 Основного Закона ФРГ), причем речь идет именно о лютеранстве.

В то же время в Италии все религии официально равны перед законом, и граждане могут исповедовать все, что им заблагорассудится. Но на деле Католическая Церковь обладает значительными привилегиями.

Достаточно категорично и с максимальной страстностью выражены отношения государства к религии и вере, религиозные предпочтения государства в конституциях Дании, Исландии и Ирландии. В частности, параграфы 4 и 5 Конституции Королевства Дании закрепили следующие положения: «Евангелическая Лютеранская Церковь является Официальной Церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства»; «Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви». В Израиле ст. 4а Закона о возвращении устанавливает, что право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию. Верховный суд Израиля постановил, что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль.

Довольно своеобразная ситуация наблюдается в Германии. В этой, казалось бы, образцово-либеральной стране существуют традиции, от либерализма весьма далекие. Здесь в отличие от Италии отказ заплатить налоги в пользу Церкви влечет за собой исключение верующего из религиозного объединения, к которому он принадлежал. «Церковным налогом» («Kirchensteuer») автоматически облагается любой источник дохода. Право на эту форму финансирования имеют только Католическая и Евангелическая Церкви, а также еврейские общины. Отдельные федеральные земли могут расширять этот список и включать в него, например, Старокатолическую Церковь, адвентистов и т.д. Мусульмане, православные и свидетели Иеговы считаются «нетрадиционными» религиями, хотя этот термин в Германии официально не употребляется.

(Слайд 7) В сфере государственно-религиозных отношений можно выделить два основных вида статуса Церкви в государстве: государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями; режим отделения Церкви от государства и школы от Церкви.

Статус государственной Церкви предполагает тесное сотрудничество государства и Церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной Церкви. Например, в Великобритании официальной государственной церковью является Англиканская (протестантско-епископальная) Церковь, главой которой выступает монарх, а в дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. Для статуса государственной Церкви характерен ряд особенностей:

в сфере экономических отношений – за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. (например, во многих случаях государство освобождает собственность Церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее);

Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь (например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах);

Церковь наделяется рядом юридических полномочий:

она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения;

в области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство Церкви в государственных органах (например, в Великобритании представители высшего духовенства Англиканской Церкви заседают в палате лордов. В Дании, Норвегии, Парагвае, Швеции и некоторых других странах все руководящие государственные должности, вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию);

в области религиозных отношений союз Церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь, в свою очередь, участвует в коронации монархов;

Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения (например, обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов; в Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах; в Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма).

В 28 мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Пакистана, Марокко, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других из этого числа стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама, – мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам.

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, в царской России на положении «терпимой» религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению министерства внутренних дел, а лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами.

Режим отделения Церкви от государства существует во многих странах – в современной России, во Франции, в Германии, Португалии, США и др. Например, согласно Конституции Франции это государство - светская республика. «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой», – гласит ст. 2 Конституции пятой по счету Французской республики (1958). Франция объявлена светской республикой и согласно ст. 2 закона об отделении Церкви от государства от 9 декабря 1905 г.: «не признает и не оплачивает никаких культов, обеспечивая при этом свободу совести и гарантируя свободное отправление культов (ст. 1 закона 1905 г.). Это светскость, признающая за каждой из церквей ее собственную внутреннюю организацию. Таким образом, Франция сегодня светская страна католической культуры. Вот лишь один пример: в табели о рангах нет упоминания о религиозных властях (светскость обязывает!), зато католический праздник 15 августа является государственным праздником и выходным днем для всех французов. Это также можно сказать и о Российской Федерации, где религиозный православный праздник 7 января «Рождество Христово» является выходным днем для всех граждан многоконфессиональной России.

Таким образом, при режиме отделения церкви от государства правовое регулирование государственно-религиозных отношений обеспечивается нормами государственно-религиозного права, являющимся государственным правом относительно Церкви. Причем, в системе государственно-церковного права нет различия между понятиями церковь, религиозная организация, религиозное объединение.


2. Понятие свободы совести
(Слайд 8) Что же представляет собой категория «свобода совести»? В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля записано: «СОВЕСТЬ - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла… чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития… . От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь …».

Свобода совести - основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.

Принцип свободы совести зародился во время Великой французской революции, а принцип отделения церкви от государства получил свое развитие в США. Французский мыслитель Ф.Вольтер в 1763 году провозгласил, что сво­бода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может при­нуждать его в вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в со­гласии лишь со своей совестью. Эти идеи полу­чили законодательное закрепление во французской «Декларации прав человека и гражда­нина» (1794), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций, а также в Конституции США (1787) и американском Билле о пра­вах (1794).

Ближайшим полем функционирования прав, свобод и обязанностей человека в области свободы совести является система высших прав человека в отношении выбора, придерживания и проявления мировоззрения. Именно в таком контексте свобода совести провозглашена во Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 года). В статье 18 этой Декларации свобода совести поставлена в ряд со свободой мысли и свободой религии. Там написано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков».

В последующих Международных актах (Декларации ООН «Об устранении любых форм нетерпимости и дискриминации на почве религии или веры», Международной конвенции о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , 1950 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 года и др.) содержание мировоззренческих прав и свобод было расширено и уточнено в такой формулировке: «Свобода мысли, совести, религии и убеждений».

Таким образом, понятие свободы совести нормативно закреплено как в международных, так и в российских нормативных документах.
4. Положение религии в СССР и Российской Федерации
(Слайд 9) В Российской Федерации переломными во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и советского государства стали годы, связанные с важными датами в истории православной церкви: 1000-летием Крещения Руси (1988) и 400-летием установления патриаршества на Руси (1989). Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», который привёл советское зако­нодательство в соот­ветствие с международными нормами права и гарантировал право гра­ждан на определение и выражение сво­его отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практиче­скому осуществлению свободы совести. 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеда­ний», который га­рантировал осуществление свободы совести в республике.

(Слайд 10) Принципы свободы совести нашли своё дальнейшее конституционное закрепление в основном законе страны – Конституции Российской Фе­дерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В статье 2 главы 1 утверждается, что че­ловек, его права и свободы яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В статье 17 (1) сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конститу­цией.

Статья 14 (1) провозглашает Российское государ­ство светским государством, причём никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В статье 19 (2) изложено, что государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. Кроме того, Конституция за­прещает любые формы ограни­чения прав граждан о социальной, расовой, национальной, языковой или ре­лигиозной принадлежности.

В статье 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Из стат ей 28 , 13 (ч . 4) , 14 , 19 (ч . 1 и 2) и 30 (ч . 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из статей 71 (п . «в» и « о» ) и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.

При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (ч . 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (ч . 3) и 55 (ч . 3) Конституции Российской Федерации подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно ста­тье 29 (2) не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расо­вую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства.

Статья 59 (2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответст­вии с Федеральным законом. Пункт 3 этой статьи устанавливает право­вую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убежде­ниям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных уста­новленных Федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернатив­ной граж­данской службой.

(Слайд 11) 26 сен­тября 1997 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объе­динениях». Данный закон состоит из четырех глав: Об­щие положения; Религиозные объединения; Права и условия деятельности религиозных организаций.

В пер­вой главе освещаются наиболее важные принципы осуществления свободы совести: равно­правие гра­ждан независимо от их отношения к религии; равенство религиозных органи­заций перед законом; нали­чие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанав­ливающих ответственность за их наруше­ния; светский харак­тер системы государственного образования.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого граж­данина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при един­ственном условии – соблюде­нии законов государства.

В последующих статьях закона уточняется, что равно­правие гра­ждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависи­мости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо ос­корбления граждан.

(Слайд 12) Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает не­вмешательство госу­дарства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие от­ношение граждан к религии, во внутрен­нюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финан­сировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела госу­дар­ства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность по­литических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политиче­ской деятельности наравне со всеми гра­жда­нами.

В законе чётко сформулирован светский характер государственного образования . На основе этого за­кона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Государственное об­разование не преследует цели формирования определён­ного отношения к религии. Это означает, что в госу­дарственных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехиза­ция (разъяснение основ вероучения), хотя не исключается изложение истории религии, её функции в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознатель­ное и целенаправлен­ное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному вероучению и получение религиозного образования возможно только на вне государствен­ной основе. С этой целью региональные организации имеют возможность создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых и детей и т.д. Ана­логичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В обще­образовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпи­мости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими её, между последователями различных религий.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется ка­кими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

(Слайд 13) Вторая и третья глава закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 7 закона предусматривает право выбирать, иметь и менять религи­оз­ные убеждения, высказывать и распро­странять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совер­шать религиозные об­ряды, добровольно вступать в религиозные объединения и выходить из них.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций .

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица . Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

(Слайд 14) Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников , достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

В статье 11 указывается, что религиоз­ные объединения наделяются правами юридического лица с момента реги­ст­рации их устава (положения) в Министерстве юстиции Российской Федерации или его органах на местах.

Закон определил права религиозных организаций (глава III) (Слайд 15) и основания для их ликвидации (часть 2 статьи 14) (Слайд 16).

Кроме того, религиозные объединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, мило­сердие и благотвори­тельность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в мо­настырях, скитах и т.д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответст­вуют определённым вероучения и предусмотрены уставом (положением) данного объеди­нения.

Четвертая глава регулирует надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Таким образом, деятельность религии и религиозных организаций в обществе регламентируется во всех странах мира соответствующими нормативными правовыми документами.


Резюме
Таким образом, обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

Во-первых, государственно-религиозные отношения развиваются в рамках общемирового процесса, однако имеют свои особенности, связанные как с историческим прошлым каждого государства, так и проводимой в условиях суверенного развития внутренней политикой.

Во-вторых , институт свободы совести ставит задачу формирования современной и перспективной научной модели свободы совести, направленной на совершенствование системы правовых гарантий свободы мировоззренческого выбора на национальном, международном и глобальном уровнях, что соответствует реализации главной цели института – содействию укреплению культуры мира, толерантности, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и этноконфессиональных конфликтов.

В-третьих , от создания и реализации правового механизма свободы совести будет зависеть, удастся ли найти баланс между национальной и глобальной политикой, преодолеть разделение в виде противодействия сил национального и группового эгоизма, использовать открывающийся уникальный шанс формирования демократического мирового порядка.

В-четвертых, планетарное взаимопонимание и сотрудничество цивилизаций, культур и конфессий, сосуществование различных укладов и образов жизни, традиций и ценностных предпочтений невозможно без реализации принципов свободы совести в максимально широком правовом понимании.

ИЗ ГЛАВЫ 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Ст.2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Комм . Прекрасная общечеловеческая, гуманистическая идея, ставящая на первое место не тоталитарные права государства, общества или его отдельных классов и групп, включая религиозные объединения с идеями верховенства над людьми и обществом неких мифическим богов и “святых троиц”, а права и свободы самой личности, гражданина, индивида. Следует вспомнить, что в христианстве и исламе личность есть “ничто” - “божья тварь”, целиком зависящая от бога и от церкви, а цена прав и свобод такой личности (включая право на жизнь) – копейка. Без прав и свобод, гарантированных каждой личности, не может быть разумного, справедливого и процветающего государства.

Ст.7, п.1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Комм. Социальное, социум – от лат. socialis - общественное , связанное с жизнью и отношением людей в обществе, т.е. смысл всех прав и свобод личности не абсолютен, но относителен и существует лишь в рамках общества, отношений с другими людьми, обладающими априорно такими же правами и свободами, как и данная личность. Свобода каждого индивида кончается там, где начинается свобода другого человека, и социальное государство призвано гармонизировать отношения людей (насколько это возможно).

Ст.13. 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие .

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной .

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность .

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений , цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни .

Комм . Идеологическое многообразие – это замечательная идея, соответствующая биологическому назначению Человека Разумного, или Человека Творящего, создающего комбинационным путем новую, рукотворную, бесконечно разнообразную искусственную реальность, дополняющую собой естественную реальность Природы и Вселенной. Идеологические ограничения определенного толка (например, религиозные) способны затормозить развитие общества на века и тысячелетия. По п.2 сильно сказано, но расплывчато, неопределенно и сомнительно. Идеология – это система идей . Любое государство, как единое целое, не может существовать без той или иной формы государственной идеологии. В частности, сама рассматриваемая Конституция устанавливает государственную идеологию определенного образца . Если это не так, то в Основном законе следовало бы дать особое определение понятию идеологии. По п.5 также сильно сказано, но очень размыто и очень опасно. Главный вопрос что является разжиганием социальной, расовой, национальной и религиозной розни ? Социальные, расовые, национальные и религиозные исследования и дискуссии всегда связаны с рассмотрением противоречивых вопросов, конфликтных ситуаций, неоднозначных выводов, которые можно при желании трактовать в ключе разжигания розни. Неопределенность понятий ведет к манипулированию законами , что недопустимо (и что имеет место на практике).

Ст.14. 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной .

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом .

Комм . Определение России как светского государства требует пояснений. Согласно словарям русского языка Даля и Ожегова, понятие “светский ” определяется через синонимические понятия “не церковый , мирской “(относящийся к миру, т.е. к общему, людскому; “в миру жить – мирское творить”),“гражданский ” (общественный, общинный). Этим понятиям противоположны понятия “духовный ” (данное понятие монополизировала церковь, хотя, на самом деле, духовное есть деятельность мозга, сознания человека в любых физических и умственных сферах деятельности, включая науку, искусство, культуру), “церковный ” (мирянам противостоит духовенство, клир, монашество). Таким образом, светское – не церковное, не религиозное, не монашеское, не клерикальное . “Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной ” – это, конечно, замечательное положение, особенно в том случае, если государство в своей правоприменительной практике ему твердо следует . Из п.2 следует, что религиозные объединения отделены от государства, т.е. осуществляют свою деятельность независимо от государства, как и государство свою - независимо от них (?). Понятие отделения размыто, а потому им можно манипулировать. Например, финансовая, материальная, имущественная, земельная или иная помощь государства религиозным объединениям не нарушает ли принцип отделения?

ИЗ ГЛАВЫ 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Ст.17. 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц .

Комм . По п.2 и п.3 важно утверждение о том, что каждый человек и гражданин, в частности, независимо от того является ли он верующим или безбожником, имеет от рождения такие же права и свободы, как и другой, т.е. как верующему, так и атеисту, следует понимать, что их личная свобода всегда ограничена свободой и правами своего оппонента .

Ст.18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими . Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комм . Еще раз подчеркнута основная идеология Конституции – приоритет в государстве и обществе прав и свобод человека и гражданина по отношению к любым законам, деятельности власти и правосудия. К сожалению, эта декларация на практике не выполняется (права и свободы граждан ущемляются в угоду чиновникам государственных органов и третьих лиц, в том числе в результате коррупции).

Ст.19. 1. Все равны перед законом и судом .

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности .

Комм . Декларируемое равенство прав и свобод всех граждан, в частности, независимо от отношения к религии и убеждений, есть великая идея, которая сплошь и рядом нарушается в правоприменительной практике.

Ст.28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания , включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой , свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними .

Комм . Как верующие, так и атеисты, могут свободно выбирать, иметь и распространять свои убеждения и действовать в соответствии с ними. Остается вопрос: как в процессе такой деятельности избежать нарушений ст.13,п.5 и ст.29, п.2 (см. ниже ) настоящей Конституции о разжигании религиозной розни, ненависти и вражды (критика атеистами религиозных убеждений или, наоборот, верующими безбожников, практически всегда ведет к такой розни по принципу: “ты – дурак; нет, ты сам дурак! ”)? Противоречия между вышеуказанными статьями очевидны (выход в том, чтобы четко сформулировать понятие разжигание религиозной розни, ненависти и вражды ”в ходе религиозной и антирелигиозной деятельности граждан и их объединений).

Ст.29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова .

2. Не допускаются пропаганда или агитация , возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду . Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства .

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом . Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается .

Комм . По п.1. , свобода мысли и слова – великое завоевание европейской цивилизации, соответствующее биологическому назначению человечества. Свобода мысли не может и не должна ограничиваться какими-либо законами (по крайней мере, до тех пор, пока не восстановится общение между людьми на невербальном, полевом, духовном уровне). Но свобода слова может и должна ограничиваться законами общества, ибо свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. По п.2 остаются вопросы относительно размытости понятия “возбуждение религиозной ненависти и вражды ”, но очень важен тезис о запрете пропаганды религиозного превосходства (не может быть признано превосходство одной религии над другой , например, православия над исламом, или православия над какой-то религиозной сектой). Неясно, относится ли данное положение к атеизму (атеизм – это не религия, а научное мировоз зрение ) и его превосходству над религией?

Ст.30. 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется .

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Ст.45. 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом .

Комм . По п.2. свои права и свободы могут защищать всеми способами как верующие, так и безбожники. В этом уже заложены все конфликтные ситуации. Именно поэтому важно определить в законе, что допустимо, а что неприемлемо в такой неминуемой борьбе, исходя из интересов общества в целом.

Ст.55. 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина .

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц , обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Комм . По п.2 очень важное положение, которое в религиозно-атеистической сфере постоянно нарушается, причем в интересах церкви (как раньше, в СССР, нарушалось в интересах атеистов).

Таким образом, краткий анализ статей Конституции, относящихся к сфере религиозной и антирелигиозной деятельности, показывает, что, с одной стороны, Основной закон действительно защищает права и свободы граждан, включая атеистов, а, с другой стороны, содержит ряд нечетких, неоднозначных, размытых понятий, которые затрудняют правоприменение этого закона и позволяют им манипулировать в интересах отдельных групп и объединений граждан, включая религиозные объединения. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей доработки отдельных статей Конституции. Я полагаю, что российским атеистам необходимо провести такую работу и представить свои предложения в Федеральное собрание РФ .

В последние годы в России приняты законы и подзаконные акты в сфере расширения прав и свобод верующих в ущерб правам и свободам других групп населения, в частности атеистов. Я уже подробно писал об одном из таких законов, названных мною “Законом о защите чувств верующих и богов ” (см. в интернете Гуртовцев А.Л. “Закон о защите чувств верующих и…богов – закон с душком, которому 2,5 тысячи лет” или приложение 2 в моей книге “Думать или верить? Ода человеческой ослиности ”). Сюда же относятся решения Минкульта России о введении в общеобразовательных государственных школах добровольно-обязательного курса “Основы православной культуры ” и решения ВАК России о признании диссертаций по богословию (теологии) и уравнению их в правах с общепринятыми научными диссертациями в области естествознания, техники и гуманитарных наук (возврат к дореволюционной практике Российской империи). Полагаю, что такая подзаконная деятельность ряда государственных структур России находится в резком противоречии с вышерассмотренными статьями Конституции. Эта религиозно-правовая экспансия должна быть пресечена здоровыми силами российского общества. Никто, кроме самих здравомыслящих россиян, не остановит набирающее последние два десятилетие наступление религии на права и свободы гражданского, мирского, не церковного общества.

И последнее. Хотя следует приводить в порядок саму Конституцию и подзаконные акты, но главная проблема заключается не в законах, а в их правоприменительной практике. Давно известно, что плохие (или хорошие) российские законы компенсируются повсеместной практикой их невыполнения. Россия – светское государство, но почему ее руководители прилюдно, под объективом сотен камер демонстрируют свою приверженность титульной религии, неистово крестясь, ставя свечки, целуя иконы и мощи святых угодников? Почему при вводе в строй военной техники (кораблей, самолетов, ракет), электростанций, заводов и других крупных гражданских объектов появляются попы с метелками в руках, окропляющие эти объекты “святой” водой? Что, так будет надежнее, а без магических действий объект не заработает? Почему суды принимают от верующих граждан к рассмотрению дела по архаичным “обезьяним процессам”, требующим запретить преподавание в школах научной эволюционной теории Дарвина и восстановить преподавание “божьего закона” (пока церкви удалось ввести лишь его заменитель - “Основы православной культуры ”)? Почему отменяются решения судей по экстремистской религиозной литературе и тут же фабрикуются декреты о запрете критики “священных книг” и неподсудности их экстремистских призывов к ненависти и насилию? Почему учителей в школах увольняют за то, что они не обеспечили нужный набор детей на религиозные факультативы?

И множество других почему, ответы на которые светские власти России не хотят или не могут дать. Вот и остается им лишь отсылать вопрошающих граждан к неработающим статьям Конституции России – Основного закона, по которому должна жить вся страна от мала до велика, но живет ли???

Гуртовцев А.Л.

В настоящее время депутатами Государственной думы обсуждается законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний». В этой связи обращаем Ваше внимание на необходимость учета норм Конституции Российской Федерации при принятии подобных законов. В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 19 Конституции Российской Федерации предусматривает, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Из указанных положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих и раскрывающих светский характер государства во взаимосвязи с положениями о равенстве прав и свобод человека независимо от отношения к религии и убеждений, вытекает обязанность государства в равной мере защищать интересы как верующих, так и атеистов без какой-либо дискриминации. Принятие закона, предусматривающего уголовную ответственность за действия, которые могут быть квалифицированы как оскорбление чувств верующих, потребует принятия закона, который бы в равной мере защищал бы чувства, права и свободы атеистов. Иное означает дискриминацию и ущемление прав граждан по признаку отношения к религии и противоречие обсуждаемого законопроекта указанным статьям Конституции Российской Федерации. Кроме того, оскорбление чувств верующих - понятие весьма неопределенное. С учетом сложившейся правоприменительной практики произвольного толкования уголовного законодательства в пользу стороны обвинения принятие данного закона неизбежно приведет к привлечению к уголовной ответственности за любую критику религии, церкви и ее представителей. В разное время чувства верующих оскорблялись такими фактами, как научные открытия, электрификация, проектирование метрополитена, творчеством великих русских писателей и т.д. С учетом изложенного и поскольку государственная власть неуклонно идет по пути сплошных запретов, в том числе, связанных с "ограничениями" (а фактически - с лишением) свободы мысли и слова, в случае принятия данного закона заявляем о необходимости принять закон, в той же мере защищающий права, свободы, чувства и законные интересы атеистов, в какой мере защищаются права верующих, а также направленный на реализацию конституционно-правовых норм о светском характере государства, в частности, предусматривающий: 1. Уголовную ответственность за оскорбление чувств атеистов. 2. Недопустимость провозглашения религий в качестве составляющих основу государственности или нравственности. 3. Недопустимость освобождения религиозных организаций от уплаты налогов. 4. Недопустимость освобождения религиозных организаций от арендной платы за землю или иных платежей по сделкам с землей, а также предоставления каких-либо иных льгот преимуществ религиозных организаций по сравнению с иными коммерческими или некоммерческими организациями. 5. Недопустимость финансирования религиозных организаций из федерального бюджета, а также из региональных и местных бюджетов, в том числе, строительства культовых зданий, сооружений и иных объектов за счет указанных средств. 6. Запрет на участие в религиозных обрядах и церемониях должностных лиц всех, в том числе, высших органов государственной власти и управления, органов законодательной и исполнительной власти в установленное для указанных лиц рабочее время и при исполнении ими должностных обязанностей. 7. Запрет на размещение предметов культа в государственных учреждениях, в том числе, в кабинетах должностных лиц органов государственной власти и управления. 8. Запрет на преподавание религиозных предметов в общеобразовательных школах, а также на участие в преподавательской деятельности священников. 9. Запрет публичного обоснования необходимости принятия законов и иных нормативных правовых актов религиозными нормами, а равно призывов к ограничению или лишению прав и свобод человека и гражданина по религиозным соображениям. 10. Запрет строительства культовых зданий и сооружений на детских площадках и на иных используемых в общественных интересах территориях, а также запрет строительства культовых зданий и сооружений без проведения общественных слушаний и без получения согласия большинства лиц, проживающих на территории данного населенного пункта, или района в городе, а также в случае массовых возражений или выступлений против такого строительства. 11. Запрет священнослужителям проводить политическую агитацию, а также занимать должности в органах государственной власти и управления. 12. Распространение норм об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан на действия, совершаемые при отправлении религиозных культов. Указанные действия не должны превышать допустимых норм уровня шума. 13. Запрет предоставления в пользование священнослужителей государственной охраны, автомобилей с проблесковыми маячками синего или красного цвета. 14. Запрет на территории Кремля г. Москвы размещения религиозных организаций и проведения богослужений. 15. Конкретизацию статьи об оскорблении чувств верующих путем дополнения примечания, согласно которому критика религий и служителей культа, высказывание атеистических, агностических и иных противоречащих религиозным убеждениям взглядов, а равно внешний вид, одежда и образ жизни, не соответствующие религиозным убеждениям, не являются оскорблением религиозных убеждений и чувств верующих. 16. Запрет религиозным организациям проведения судебных экспертиз, а также запрет использования экспертных заключений религиозных организаций во всех судах в качестве доказательств по гражданским, уголовным и иным делам. 17. Запрет присвоения священнослужителям ученых степеней и (или) званий по основаниям, не предусмотренным законодательством либо с нарушением установленного законодательством порядка. Установление нормы, согласно которой документы, подтверждающие присвоение таких ученых степеней (званий) признаются недействительными в судебном порядке по иску любого лица. 18. Дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве обстоятельства, отягчающего уголовную и административную ответственность, совершение преступлений и административных правонарушений по мотивам,связанным с религиозными убеждениями лица, совершившего преступление (административное правонарушение). 19. Установление уголовной ответственности за публичное проведение религиозных обрядов, связанных с умерщвлением животных или за проведение таких обрядов в присутствии несовершеннолетних. 20. Установление уголовной ответственности за воспрепятствование проведению выставок, концертов и иных публичных мероприятий, не соответствующих религиозным убеждениям, а равно за совершение насильственных действий или причинение имущественного ущерба или иного вреда гражданам в связи с высказываниями ими взглядов, не соответствующих религиозным убеждениям, в связи с внешним видом или в связи с ношением одежды, не соответствующей религиозным убеждениям. Прошу рассмотреть вышеуказанные предложения.

Обращение в средства массовой информации. Мною было направлено в Государственную думу Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека при Президенте Российской Федерации обращение "О необходимости защиты прав и чувств атеистов". В связи с большим количеством подписей лиц, поддержавших данное обращение, прошу Вас осветить в средствах массовой информации предложения, содержащиеся в обращении.

Международные акты по вопросам свободы совести послужили им­пульсом для изменения государственно-церковных отношений в на­шей стране. Уже в 70-етоды появился ряд законодательных актов, расширяющих возможности религиозных организаций в удовлетво­рении религиозных потребностей верующих, отчасти освобождав­ших их от мелочной регламентации и опеки. В 80-х и 90-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. Постановле­нием Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «0 свободе совести и религиозных организациях », который привел советское законодательство в соответствие с международными нор­мами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные огра­ничения и противоречия, препятствующие практическому осуще­ствлению свободы совести.

25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», который гарантировал осуществле­ние свободы совести в нашей республике. Данный закон состоит из трех разделов. В первом разделе освещаются общие наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равнопра­вие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Отделение религиозных и атеистических организаций от государства;

3) Светский характер системы государственного образования; 4) Равенство религиозных объединений перед законом; 5) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответствен­ность за их нарушение.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выби­рать, иметь и распространять религиозные и атеистические убежде­ния, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единствен­ном условии - соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в за­висимости от отношения к религии, возбуждения в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.

Принцип отделения религиозных объединений от государст­ва предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Го­сударство не должно финансировать деятельность религиозных ор­ганизаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убежде­ний. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешивать­ся в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятель­ности наравне со всеми гражданами.

В законе четко сформулировансветский характер государст­венного образования. На основе этого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Госу­дарственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Это означает, что в государствен­ных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехизация (разъяснение основ веро­учения), хотя не исключается изложение истории религии, ее функ­ций в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному ве­роучению и получение религиозного образования возможно только на негосударственной основе. С этой целью региональные организа­ции имеют возможность создавать свои специализированные учеб­ные заведения, группы для взрослых и детей и т. д. Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и неисповедующими ее, между последователями разных религий.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ог­раничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Второй раздел закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 15 закона предус­матривает право выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершать религиозные обряды, добровольно вступать в религиозные объеди­нения и выходить из них. Статья 17 определяет религиозные объеди­нения как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания. Они имеют право образовывать регио­нальные или централизованные структуры со своими органами уп­равления и подразделениями. В статьях 18, 20 указывается, что ре­лигиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве Юсти­ции или его органах на местах. Статья 21 определяет, что деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образо­вавшего, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по реше­нию суда.

Религиозные объединения могут осуществлять миссионер­скую деятельность, милосердие и благотворительность, религиоз­ное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т. д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответст­вуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (поло­жением) данного объединения. Раздел третий этого закона регули­рует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений.

Принципы свободы совести, сформулированные в законе «О свободе вероисповеданий», нашли свое конституционное закрепле­ние в основном законе страны - Конституции Российской Федера­ции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права и свободы яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 17 (1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российское го­сударство светским государством, причем никакая религия не мо­жет устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 14(2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать ин­дивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Статья 29 (2):

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социаль­ную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиоз­ного или языкового превосходства.

Статья 19. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, на­циональной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 59 (2) устанавливает, что гражданин Российской Феде­рации несет военную службу в соответствии с Федеральным зако­ном. Пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж­дениям или вероисповеданию противоречит несение военной служ­бы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По­ка не принят Федеральный закон об альтернативной гражданской службе, эта норма Основного закона не действует.

Таким образом законодательство Российской Федерации при­ведено в соответствие с международными актами и гарантирует ре­ализацию принципа свободы совести.

Оказывают юридическую поддержку и представление интересов любым сотрудникам (работникам) или бывшим сотрудникам (работникам), которые подверглись преследованию по религиозному признаку или религиозной дискриминации. Если Вы были жертвой религиозной дискриминации или у Вас есть основания предполагать, что Вы можете стать такой жертвой, крайне необходимо иметь рядом компетентного и опытного адвоката – специалиста в сфере защиты прав по религиозной дискриминации. Наши профессионалы помогут Вам выиграть дело в суде, в комиссии по трудовым спорам или осуществить мреы для недопущения преследования по религиозному признаку.

Свяжитесь с нашими адвокатами для получения бесплатной консультации, и, при наличии достаточных на то оснований, мы сможем получить для Вас достаточную компенсацию полученного материального и морального ущерба, а также добиться восстановления на работе.

Религиозная дискриминация как форма дискриминации при найме на работу определяется как неравенство, основанное на религии сотрудника или её отсутствии. ограничении людей в правах приема на работу потенциального сотрудника по признаку его религиозной принадлежности. В ряде стран, где представлены несколько религиозных общин, дискриминация обычно сопровождается религиозной стратификацией, то есть, на социальной лестнице общины имеют более высокий или более низкий статус по отношению друг к другу.

Дискриминация по религиозному признаку или религиозным убеждениям недопустима в России. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по указанным признакам. Кроме того, ст.136 УК РФ закреплена уголовная ответственность за религиозную дискриминацию.

Большинство случаев религиозной дискриминации включает отказ предоставить помещение людям определенной религии для ежедневной молитвы. Например, религиозная дискриминация может проявляться в непредоставлении помещения для молитвы работникам в определённые часы. Так, из истории известно, что пророк Даниил уходил на молитву в 9, 12 и 15 часов, однако это не помешало ему добиться значительных достижений по карьерной лестнице. Другой пример религиозной дискриминации включает непредоставление сотрудникам выходным в дни их религиозных празников.

Ещё одной разновидностью религиозной дискриминации является злоупотребление и преследование людей определенного вероисповедания. Если религиозный фанатизм имеет место на работе и в других местах, такие проявления нарушают действующее российское и международное законодательство по правам человека. Наши адвокаты помогут человеку, который преследуется по религиозным признакам защитить свои права и подать исковое заявление, жалобу или ходатайство в соответствующие учреждения. Религиозная дискриминация прямо запрещена Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятой резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года. Кроме того, у многих государств есть свои собственные законы по защите от религиозной дискриминации.

Юристы и адвокаты работающие с юридической консультацией «Красовский и партнёры» осуществляет представительство интересов как сотрудников частных фирм, так и государственных служающих.

Наши адвокаты компетентны при применении норм российского и международного законодательства, регулирующими отношения по дискриминации по религиозным признакам. Кроме того, юристы ЮК знают основные положения любой из мировых религий, что позволяет квалифицированно защитить интересы клиентов. Для получения более подробной информации о предоставлении данного вида услуг, пожалуйста, свяжитесь с нашими адвокатами.