Партизанские топи. Партизанские тропы

Ландшафтный заказник "Партизанские топи" организован с целью охраны лесо-болотных природных комплексов, имеющих важное гидрологическое значение для питания малых рек бассейна р.Десны, поддержания биологического разнообразия в северной части Брянского лесного массива, сохранения в естественном состоянии мест партизанского движения во время Великой Отечественной войны.

Территория заказника представляет собой заболоченный лесной водораздел, с которого берут начало малые реки Ивоток, Волынь, Теребка, Копка, Бобровка, впадающие в Десну и Болву. В восточной части заказник выходит в долину р. Болвы и граничит с памятником природы "Куява", расположенным в пойме этой реки.

В растительном покрове заказника преобладают заболоченные березняки с вкраплениями ельников, сосняков, осинников, травяных и моховых болот. В долине р.Болвы сохранились участки старых еловых и елово-широколиственных лесов, имеющие водоохранное и рекреационное значение. В северо-западной части расположены заброшенные торфяные карьеры, покрытые водной и болотной растительностью.

Его территория интересна в геологическом отношении. Здесь встречаются огромные валуны кристаллических пород, перенесенные в эти места ледниками четвертичного периода.

Богат растительный и животный мир заказника. Из редких растений здесь отмечены виды семейства орхидных – гудайера ползучая, любка двулистная, пальчатокоренники пятнистый и мясо-красный. В еловых лесах растет линнея северная – типичный вид таежных лесов. Болотные урочища заказника привлекают многих птиц. На территории гнездятся и останавливаются на пролете стаи серых журавлей. Из охотничьих видов птиц здесь обычны тетерев, рябчик, чирок-свистунок, вальдшнеп и др. Труднодоступные болотистые места заказника являются естественными убежищами для крупных млекопитающих – лосей, кабанов, косуль.

Помимо этого, в этих местах активно действовало партизанское движение.

Природоохранное значение.
Ботаническое:
-место произрастания 15 редких видов растений, внесенных в Красную книгу Брянской области: баранец обыкновенный, гудайера ползучая, гнездовка обыкновенная, любка двулистная, линнея северная, пальчатокоренник Фукса, пальчатокоренник пятнистый, пальчатокоренник мясо-красный, надбородник безлистный, печеночница благородная, овсяница высочайшая, плаун сплюснутый, страусник обыкновенный, волчеягодник обыкновенный, фегоптерис связывающий;
-место произрастания 1 редкого вида грибов, внесенного в Красные книги Российской Федерации и Брянской области: гиропорус синеющий.
Зоологическое:
-сохранение мест обитания редких видов и воспроизводства ценных видов охотничьих животных;
-место обитания 3 редких видов животных, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Брянской области: большой кроншнеп, филин, серый сорокопут;
-место обитания 11 редких видов животных, внесенных в Красную книгу Брянской области: веретеница ломкая, осоед, луговой лунь, глухарь, серый журавль, кожан двухцветный, вечерница малая, бурый медведь, барсук обыкновенный, выдра речная, соня-полчок.
-место гнездования и концентрации на пролете серых журавлей.
Гидрологическое:
-лесоболотный водораздельный природный комплекс;
-место истока малых рек, впадающих в рр. Ветьма и Болва.
Геологическое:
-валуны кристаллических пород, перенесенные ледниками четвертичного периода.
Историко-культурное:
-место активного партизанского движения и укрытия гражданского населения во время Великой Отечественной войны.

На фото - Герой Советского Союза Александр Герман


Один из самых успешных и талантливых партизанских командиров.

Александр Викторович Герман - кадровый офицер Красной армии. С июля 1941 г. - на Северо-Западном фронте, офицер разведотдела, отвечал за связь и координацию партизанских отрядов.
Его биографию и прочую информацию я взял вот
В сентябре 1941 года был направлен в немецкий тыл, основная задача - разведка, уничтожение немцев и диверсии на коммуникациях. Первоначальная численность отряда составляла около 100-150 бойцов.

Отряд не только успешно воевал, но и совершенно нетрадиционно для партизан обустроился - в глубине лесов, вдали от наезженных дорог возникла стационарная база, со временем превратившаяся в настоящий укрепрайон - с капитальными строениями, казармами, кухнями, банями, лазаретом, штабом, складами и т.п.

К лету 1942 года успехи отряда, командирский талант и хозяйственные способности Германа привели к тому, что на его базе была сформирована кадровая партизанская бригада, численность её возросла до 2500 человек, зона боевых действий распространилась на большую часть территории Порховского, Пожеревицкого, Славковичского, Новоржевского, Островского и других районов Псковской области.

О деятельности А.В. Германа, о его военных новациях и нестандартных решениях можно рассказывать сколь угодно долго, приводить сотни примеров и всё будет мало и не даст полного впечатления об этом талантливом человеке.

А теперь - несколько фактов.

Впервые в партизанской практике Германом рядом с базой был создан стационарный аэродром, прорублена просека в лесу, оборудована полоса и инфраструктура для приема тяжелых транспортных самолетов, выставлены посты оповещения и зенитные расчёты. Проблема снабжения и связи с Большой землей была решена. Несколько попыток поднять истребительную авиацию на перехват партизанских самолетов закончились нападениями партизан (захватить аэродром, конечно, было нереальной задачей) на нефтяную базу в городе Порхов и авиасклады в поселке Пушкинские Горы, в результате были уничтожены все расходные запасы горючего, боеприпасов и прочего полка люфтваффе. Полк оказался небоеспособным и не смог выполнять боевые задачи на фронте. За партизан могли и поругать, а вот за такие последствия можно реально «загреметь». Командир полка люфтваффе это отчётливо понимал. И самолеты в «лес» летали регулярно.

Впрочем, Герману этого показалось мало. В ходе одной из вылазок была обнаружена проходившая недалеко от базы «торфяная» узкоколейная железная дорога с брошенным на ней впопыхах при отступлении подвижным составом - паровозами, вагонами и платформами. Дорога вела к линии фронта, причём по самым глухим топям и болотам (собственно, там торф и добывается). Была одна незадача - участок узкоколейки проходил по окраине узловой станции Подсевы, служившей перевалочным пунктом немецкой армии и имевшей сильный гарнизон. При необходимости перевозок каждый раз наносились сокрушительные удары по станции и «под шумок» партизанские составы успешно проходили нехорошее место. В конце концов (жить-то хочется) командование гарнизона просто прекратило обращать внимание на снующие туда-сюда через окраину станции маленькие паровозики и вагончики, тем более что они проблем особых не создавали, вели себя прилично и предпочитали перемещаться по ночам. Всё это время осуществлялись партизанские перевозки с линии фронта (!) в тыл противника (!) по железной дороге (!). Такого на фронтах никогда и нигде не было.

После плановой замены прежнего состава гарнизона на станцию прибыл новый комендант, из штабных, майор Паульвиц. Несмотря на «тонкие» намеки сменщика, ситуация с постоянно следующими через его станцию составами противника его настолько поразила, что тем же вечером путь был перерезан и очередной транспорт попал в засаду. Наутро станция была стремительным ударом захвачена и удерживалась несколько дней, гарнизон уничтожен, грузы взорваны или взяты трофеями. Попутно были «капитально» взорваны пять мостов, в том числе - стратегический, через реку Кебь. Дорога «встала» ровно на 12 дней. Кто именно застрелил Паульвица, точно неизвестно, по крайней мере в рапортах бригады этот подвиг ни за кем из партизан не значится. По воспоминаниям железнодорожников, колючую проволоку с путей немцы вскоре оттянули ДО узкой колеи и в упор её больше не замечали.

Любителей «бефель унд орднунг» начало беспокоить такое безобразие. Из абвернебенштелле Смоленска прибыла спецгруппа под началом авторитетного специалиста по борьбе с партизанами (имя не сохранилось, да и неважно). На совести этого «умельца» было около десятка уничтоженных партизанских отрядов на Смоленщине. Используя свои агентурные каналы, Герман выявил секрет его успеха: при захвате или уничтожении партизан с них снимали одежду и обувь, давали понюхать обычным полицейским ищейкам, после чего отряд карателей выдвигался по следам точно на партизанскую базу, минуя все топи, засады и мины. Использование известных методов - посыпание следов махоркой, поливание мочой не помогало, потому как сей факт только подтверждал правильность маршрута. Группы стали уходить одной дорогой, а возвращаться - другой. Сразу после прохода «туда» дорожка тщательно минировалась. Как и после прохода «обратно». С самим «умельцем» (после гибели нескольких карательных отрядов он быстро сообразил, в чём дело, и сам не «вёлся» на этот трюк) разобрались ещё более изящно: заминировав на глазах у пленённого «языка» по стандартной схеме «обратную дорожку», дальше повели его по секретной притопленной гати. Точно неизвестно как, но он всё-таки сбежал и вернулся к своим по этой гати. Живой! Значит, гать чистая. Абверовец, довольно потирая руки, затребовал большой отряд и, нагло улыбаясь, повёл его в обход мин именно этим путем. Сам не вернулся и две роты СС «демобилизовал». Гать всё-таки взорвалась без особого шума. С обеих концов одновременно. Стрелять не пришлось вообще, болото справилось стопроцентно. Командование встревожилось - как мог бесследно пропасть ВЕСЬ отряд СС, да ещё без всяких признаков боя? Но больше базу найти не пытались до осени 1943 года.

С местным населением отношения у бригады Германа складывались более чем дружественные. Благодаря действующим на базе аэропорту и ж/д вокзалу(!) было налажено сносное снабжение, так что партизанских продотрядов селяне не видели, да и немцы предпочитали в селах близ отряда по известным причинам харчами не разживаться и население лишний раз своим присутствием не беспокоить.

Постепенно Герман начал менять тактику на подконтрольной территории - от чисто военной к военно-политической. Был организован военный трибунал, который проводил открытые выездные заседания в селах и деревнях (институт полицаев и прочих старост и пособников мгновенно исчез как биологический вид, а попавшиеся немцы переводились в статус военнопленных и по железной дороге отправлялись в лагеря на Большую землю... мимо той самой станции Подсевы).

Открыт лазарет, в который могли обратиться окрестные жители и получить посильную медицинскую помощь. В тяжелых случаях врачи выезжали на дом (!). Советская «скорая помощь» в немецком тылу.

С целью решения текущих вопросов сформированы временные сельсоветы и исполкомы, которые выезжали на места, занимались пропагандистской работой и вели приём населения.
Однажды на очередной прием подпольного исполкома заявилась депутация станционного гарнизона, этаких поумневших наследников Паульвица, с нижайшей просьбой - их должны заменить, очень хочется обратно, в фатерлянд, к семьям. А поскольку пути и мосты в округе все взорваны, а дороги заминированы и вообще - по ним всё равно не проехать, то... нельзя ли им получить пропуск? Или по партизанской железке выбраться (одна ведь только и исправна), но в обратном направлении. А они, вообще, ничего. Со всем пониманием. Составы исправно пропускают и даже за путями следят, чтоб не повредил кто.

Через несколько дней и вовсе заявился офицер из местной фельдкомендатуры с жалобой на отряд фуражиров из какой-то соседней части, которые рыскают по деревням и заготавливают для себя продовольствие и овес, чему селяне совсем не рады. А поскольку он лично и его воины своей шкурой за это бесчинство отвечать не собираются, то, нельзя ли... этот отряд... ну... в общем, выгнать восвояси?

Неизвестно, чем для просителей закончились эти ирреальные иски (о последствиях в первоисточниках не сказано, хотя сами эти факты отмечены), но каким-то образом они стали известны высокому командованию, в том числе и в Берлине.

Сказать, что командование было взбешено - это ничего не сказать. Целый ворох местных начальников и офицеров был арестован, осужден, разжалован или отправлен на фронт. Невзирая на напряженную обстановку, с фронта была ЦЕЛИКОМ снята боеспособная дивизия вместе с танками, артиллерией и авиацией и две части СС общей численностью около 4500 человек.

Бригада была окружена, завязались, выводом командовал лично Герман, он спланировал очередную блестящую комбинацию, и, хотя и с потерями, бригада успешно прорвалась к регулярным войскам, уничтожив более половины атакующих войск. В ходе боя сам Герман был трижды ранен, последнее ранение в голову оказалось смертельным.
Он погиб 6 сентября 1943 года близ деревни Житницы. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Читая сухую официальную сводку (...бригадой под командованием Германа с июня 1942 года по сентябрь 1943 года уничтожено 9652 гитлеровца, совершено 44 крушения железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой врага, взорван 31 железнодорожный мост, разгромлено 17 гарнизонов противника, до 70 волостных управлений etc...), не ясно, почему мы почти ничего не знаем об этом человеке, как могло имя одного из самых талантливых и успешных военачальников, обладавшего нетривиальным стратегическим мышлением, растаять в тумане седой старины?

Ужас немцев в Псковской области.

Родился в 1915 г. в Ленинграде. Русский. Член КПСС с 1942 г. Перед войной несколько лет жил и учился в Москве. Выпускник Орловского танкового училища, окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. С июля 1941 г.- на Северо-Западном фронте, офицер разведотдела, отвечал за связь и координацию партизанских отрядов. В сентябре 1941 года был направлен в немецкий тыл, основная задача - разведка, уничтожение немцев и диверсии на коммуникациях. Первоначальная численность отряда составляла около 100-150 бойцов.

Отряд не только успешно воевал, но и совершенно нетрадиционно для партизан обустроился - в глубине лесов, вдали от наезженных дорог возникла стационарная база, со временем превратившаяся в настоящий укрепрайон - с капитальными строениями, казармами, кухнями, банями, лазаретом, штабом, складами и т.п.
К лету 1942 года успехи отряда, командирский талант и хозяйственные способности Германа привели к тому, что на его базе была сформирована кадровая партизанская бригада, численность её возросла до 2500 человек, зона боевых действий распространилась на большую часть территории Порховского, Пожеревицкого, Славковичского, Новоржевского, Островского и других районов Псковской области.
Впервые в партизанской практике Германом рядом с базой был создан стационарный аэродром, прорублена просека в лесу, оборудована полоса и инфраструктура для приема тяжелых транспортных самолетов, выставлены посты оповещения и зенитные расчёты. Проблема снабжения и связи с «большой землей» была решена. Несколько попыток поднять истребительную авиацию на перехват партизанских самолетов закончились атаками (захватить аэродром, конечно, было нереальной задачей) на нефтяную базу в городе Порхов и авиасклады в поселке Пушкинские Горы, в результате были уничтожены все расходные запасы горючего, боеприпасов и прочего. Полк оказался небоеспособным и не смог выполнять боевые задачи на фронте. За партизан могли и поругать, а вот за такие последствия можно реально «загреметь». Командир полка люфтваффе это отчётливо понимал. И самолеты в «лес» летали регулярно.

Впрочем, Герману этого показалось мало. В ходе одной из вылазок была обнаружена проходившая недалеко от базы «торфяная» узкоколейная железная дорога с брошенным на ней впопыхах при отступлении подвижным составом - паровозами, вагонами и платформами. Дорога вела к линии фронта, причём по самым глухим топям и болотам (собственно, там торф и добывается). Была одна незадача - участок узкоколейки проходил по окраине узловой станции Подсевы, служившей перевалочным пунктом немецкой армии и имевшей сильный гарнизон. При необходимости перевозок каждый раз наносились сокрушительные удары по станции и «под шумок» партизанские составы успешно проходили нехорошее место. В конце концов (жить-то хочется) командование гарнизона просто прекратило обращать внимание на снующие туда-сюда через окраину станции маленькие паровозики и вагончики, тем более, что они проблем особых не создавали, вели себя прилично и предпочитали перемещаться по ночам. Всё это время осуществлялись партизанские перевозки с линии фронта (!) в тыл противника (!) по железной дороге (!). Такого никогда не было ни до, ни после.

После плановой замены прежнего состава гарнизона на станцию прибыл новый комендант, из штабных, майор Паульвиц. Несмотря на «тонкие» намеки сменщика, ситуация с постоянно следующими через его станцию составами противника его настолько поразила, что тем же вечером путь был перерезан и очередной транспорт попал в засаду. Наутро станция была стремительным ударом захвачена и удерживалась несколько дней, гарнизон уничтожен, грузы взорваны или взяты трофеями. Попутно были «капитально» взорваны пять мостов, в том числе - стратегический, через реку Кебь. Дорога «встала» ровно на 12 дней. Кто именно застрелил Паульвица точно неизвестно, по крайней мере, в рапортах бригады этот подвиг ни за кем из партизан не значится.
По воспоминаниям железнодорожников колючую проволоку с путей немцы вскоре оттянули ДО узкой колеи и в упор её больше не замечали.

Любителей «бефель унд орднунг» начало беспокоить такое безобразие. Из абвернебенштелле Смоленска прибыла спецгруппа под началом авторитетного специалиста по борьбе с партизанами (имя не сохранилось, да и неважно). На совести этого «умельца» было около десятка уничтоженных партизанских отрядов на Смоленщине. Используя свои агентурные каналы, Герман выявил секрет его успеха: при захвате или уничтожении партизан с них снимали одежду и обувь, давали понюхать обычным полицейским ищейкам - после чего отряд карателей выдвигался по следам точно на партизанскую базу, минуя все топи, засады и мины. Использование известных методов - посыпание следов махоркой, поливание мочой не помогало, потому как сей факт только подтверждал правильность маршрута. Группы стали уходить одной дорогой, а возвращаться - другой. Сразу после прохода «туда» дорожка тщательно минировалась. Как и после прохода «обратно». С самим «умельцем» (после гибели нескольких карательных отрядов он быстро сообразил, в чём дело, и сам не «вёлся» на этот трюк) разобрались ещё более изящно: заминировав на глазах у пленённого «языка» по стандартной схеме «обратную дорожку», дальше повели его по секретной притопленной гати. Точно неизвестно как, но он всё-таки сбежал и вернулся к своим по этой гати. Живой. Значит, гать чистая. Абверовец, довольно потирая руки, затребовал большой отряд, и нагло улыбаясь, повел его в обход мин именно этим путем. Сам не вернулся и две роты СС «демобилизовал». Гать всё-таки взорвалась, без особого шума. С обеих концов одновременно. Стрелять не пришлось, болото справилось стопроцентно. Командование встревожилось - как мог бесследно пропасть ВЕСЬ отряд СС, да ещё без всяких признаков боя? Но больше базу найти не пытались до осени 1943 года.

С местным населением отношения у бригады Германа складывались более чем дружественные. Благодаря действующим на базе аэропорту и ж/д вокзалу(!) было налажено сносное снабжение, так что партизанских продотрядов селяне не видели, да и немцы предпочитали в селах близ отряда по известным причинам харчами не разживаться и население лишний раз своим присутствием не беспокоить.

Постепенно Герман начал менять тактику на подконтрольной территории - от чисто военной к военно-политической. Был организован военный трибунал, который проводил открытые выездные заседания в селах и деревнях (институт полицаев и прочих старост и пособников мгновенно исчез как биологический вид, а попавшиеся немцы переводились в статус военнопленных, и по железной дороге отправлялись в лагеря на Большую Землю... да-да... мимо той самой станции Подсевы).

Открыт лазарет, в который могли обратиться окрестные жители и получить посильную медицинскую помощь. В тяжелых случаях врачи выезжали на дом (!). Советская «скорая помощь» в немецком тылу. Да-а..
С целью решения текущих вопросов сформированы временные сельсоветы и исполкомы, которые выезжали на места, занимались пропагандистской работой и вели прием населения.
Тут и случилось непоправимое. Нет-нет, никакой исполком захвачен не был, и среди больных немецких лазутчиков не случилось.

На очередной прием подпольного исполкома заявилась депутация станционного гарнизона, этаких поумневших наследников Паульвица, с нижайшей просьбой - их должны заменить, очень хочется обратно, в Фатерлянд, к семьям. А поскольку пути и мосты в округе все взорваны, а дороги заминированы и вообще - по ним всё равно не проехать, то... нельзя ли им получить пропуск? Или по партизанской железке выбраться (одна ведь только и исправна), но в обратном направлении. А они, вообще, ничего. Со всем пониманием. Составы исправно пропускают и даже за путями следят, чтоб не повредил кто.

Через несколько дней и вовсе заявился офицер из местной фельдкомендатуры с жалобой на отряд фуражиров из какой-то соседней части, которые рыскают по деревням и заготавливают для себя продовольствие и овес, чему селяне совсем не рады. А поскольку он лично и его воины своей шкурой за это бесчинство отвечать не собираются, то, нельзя ли... этот отряд... ну... в общем, выгнать восвояси?
Неизвестно, чем для просителей закончились эти ирреальные иски (о последствиях в первоисточниках не сказано, хотя сами эти факты отмечены), но каким-то образом они стали известны высокому командованию, в том числе и в Берлине.

Сказать, что командование было взбешено - это ничего не сказать. Целый ворох местных начальников и офицеров был арестован, осужден, разжалован или отправлен на фронт. Невзирая на напряженную обстановку, с фронта была ЦЕЛИКОМ снята боеспособная дивизия вместе с танками, артиллерией и авиацией и две части СС общей численностью около 4500 человек.
Бригада была окружена, завязались упорные бои, выводом командовал лично Герман спланировал очередную блестящую комбинацию, и, хотя и с потерями, бригада успешно прорвалась к регулярным войскам, уничтожив более половины атакующих войск.

Майор Александр Герман - командир 3-й Ленинградской партизанской бригады. Под его командованием бригада уничтожила несколько тысяч вражеских солдат и офицеров, пустила под откос свыше трёхсот железнодорожных эшелонов, подорвала сотни автомашин и спасла от угона в рабство тридцать пять тысяч советских граждан.

Бригадой под командованием Германа с июня 1942 года по сентябрь 1943 года уничтожено 9652 гитлеровца, совершено 44 крушения железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой врага, взорван 31 железнодорожный мост, разгромлено 17 гарнизонов противника, до 70 волостных управлений[источник не указан 1423 дня].

Майор Герман пал смертью храбрых 6 сентября 1943 года, выходя из вражеского окружения у деревни Житницы Новоржевского района Псковской области.
В ходе боя командир 3 партизанской бригады,Александр Викторович Герман был трижды ранен, последнее ранение в голову оказалось смертельным.

Похоронен на площади города Валдай Новгородской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Герману Александру Викторовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Данный тур временно недоступен.

Поход в честь Дня Победы, в память о героях партизанах. Маршрут по глухим лесам и безлюдным плоскогорьям Крыма, где более полувека назад, горстка отважных горцев противостояла огромной армии. Партизанские тропы и стоянки, секретные аэродромы и лес изрешеченный шрапнелью.

Симферополь - Красные пещеры - Долгоруковская яйла - Курган Славы - плато Орта-Сырт - плато Караби - гора Кара-Тау- Су-Ат - партизанская пушка - Малиновый ручей.

Маршрут похода:

День 1. Симферополь, Красные пещеры, Долгоруковская яйла, Курган Славы.

Встреча группы на вокзале в Симферополе (11:00). Переезд в п.Перевальное. Отсюда начнется наш подъем на Долгоруковскую яйлу. По дороге мы заглянем в Красную пещеру (оборудованная). На плато пусто и безлюдно. Где же прятались партизаны? В поисках партизанской стоянки мы пересечем Долгоруковскую яйлу и достигнем Кургана Славы. Неподалеку на опушке, на месте одного из партизанских куреней, мы и заночуем.

День 2. Плато Орта-Сырт, Караби яйла, Кара-Тау, пещера Терпи-Коба, Су-Ат.


Утром мы нырнем в лесную чащу, где вьется самая партизанская река Крыма - Бурульча. По ту сторону леса нас ждет плато Орта-Сырт, где был один из партизанских аэродромов. И вновь небольшое погружение в лес, чтобы тут же очутиться на следующем плато - Караби. Наша цель - памятник партизанам на горе Кара-тау. Оттуда открывается отличный вид, можно охватить взглядом весь наш маршрут. А неподалеку малозаметная пещера Терпи-Коба, где у древних жителей Крыма было святилище. На ночлег мы спустимся к очередной партизанской стоянке на ручье Су-Ат.

День 3. Высота 1025, Партизанская поляна, Малиновый ручей, Полигон.


Пора поворачивать обратно. Наш путь лежит через партизанскую стоянку «Дедов курень» и знаменитую «Высоту 1025» - место кровопролитнейших боев. Спускаться с плато мы будем вдоль Малинового ручья. Тут сразу два полигона. Сначала игровой полигон толкиенистов-ролевиков, а ниже настоящее армейское стрельбище, которое мы предусмотрительно обойдем. В конце концов тропа приведет в уже знакомое нам Перевальное (около 18:00). Отсюда можно уехать в Симферополь или спуститься в Алушту к морю.

Карта похода "Партизанские тропы"

Условия тура.

Инструктор оставляет за собой право вносить изменения в маршрут в зависимости от погоды, состояния группы и прочих факторов. Это автономный пеший поход. Все необходимое снаряжение и продовольствие распределяется среди группы и весь поход мы несем его в рюкзаках. Более подробно о нашем подходе к походной жизни читайте в статье .




ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время на территории Брянской области существуют следующие формы охраняемых природных территорий и объектов: биосферный резерват, государ­ственный природный заповедник, государственные при­родные заказники, природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оз­доровительные местности; планируется создание нацио­нального парка. На 1.01.2010 г. площадь природных особо охраняемых территорий в области насчитывала немногим более 200 тыс. га, что составляет почти 6 % от площади её территории. В их состав входят: государственный природ­ный заповедник «Брянский лес» - 12 186 га, охранная зона заповедника - 9654 га, государственные природные заказ­ники 119 259 га, памятники природы - 64 600,4 га, лечебно-оздоровительные местности - 400 га, а также ценные лесо-семенные участки, эталонные насаждения, берегозащитные участки и т. п. Каждая из них несёт свою определённую при­родоохранную функцию.

1 - заповедник "Брянский лес"; 2 - охранная зона заповедника. Ландшафтные заказники:

3 - "Трубчевскнй партизанский лес", 4 - Десняиско-Жеринский, 5 - "Колодезь", 6 - Неруссо-

Севный, 7 - "Болото Рыжуха", 8 - "Княжна", 9 - "Будимая", 10 - Скрипкинский, 11 - Торемля,

12 - "Максимовский". Памятники природы: 13 - "Озерки", 14 - "Теребуша".

Государственный заповедник «Брянский лес» обра­зован 14 августа 1987 года на территории Трубчевского и Суземского районов Брянской области. Заповедник создан с целью сохранения и восстановления природных комплек­сов Брянского лесного массива.

На территории заповедника произрастает 772 вида со­судистых растений, что составляет 64 % природной флоры Брянской области. В заповеднике произрастает 7 видов со­судистых растений, занесенных в «Красную кни­гу» России, 56 видов, включенных в число охра­няемых растений области, и 26 уязвимых видов, требующих охраны.

Заповедник «Брянский лес» - это не только охраняемая природная территория, но и научно-исследовательское уч­реждение, «лаборатория в природе».

Заказники обычно создаются для охраны одного или многих видов животных, растений, а также отдельных компонентов природы и природного комплекса в целом. В Брянской области организовано 12 государственных при­родных заказников; один федерального значения - Клет-нянский и 11 областного: «Партизанские топи» («Ивоток»], Злынковский, Карачевский, Чуриловский, Клинцовский, «Беседь-Колпиты», Рамасухский, Колпины, Будимирская Пойма, Деснянско-Жеренский, Скрипкинский. Наибольший интерес среди них представляет Клетнянский государ­ственный заказник, расположенный на территории Клет-нянского и Мглинского районов. Здесь сохранились такие редкие для области виды животных, как серый журавль, бурый медведь, европейская норка, выдра, занесённые в «Красную книгу» России - выхухоль, скопа и беркут. По лес­ным рекам встречаются уникальные колонии бобров.

Из видовых заказников наиболее интересным является ботанический заказник «Ореховое (Коляное) озеро», распо­ложенный в Жуковском районе в пойме р. Десны. Площадь заказника - 45 га. В озере обитает редкое для европейской части России растение - наяда морская, а также занесённый в «Красную книгу» России рогульник плавающий или чи­лим (водяной орех, чёртов орех).

В Брянской области имеется более 20 природных пар­ков (Жуковский, Белобережский, Ковшовский, Снежетьский и др.]. Наиболее интересным из них является роща «Соло­вьи», расположенная на возвышенном правобережье доли­ны р. Десны в пределах г. Брянска. Главной достопримеча­тельностью лесопарка являются старые кряжистые дубы. В составе травяного покрова рощи много лекарственных рас­тений: купена лекарственная, ландыш майский, копытень европейский, вороний глаз четырехлистный, наперстянка крупноцветковая и другие; встречается и довольно редкое растение - зверобой элегантный или изящный.

Не менее разнообразен и животный мир рощи. Здесь, в центре города, можно встретить лося, зайца-беляка, белку, лесную и садовую сонь, лисицу, лесного хорька и др. Специ­алисты отмечают наличие более 13 видов зверей, обитаю­щих постоянно или периодически заходящих в рощу, или 17 % млекопитающих области. Орнитологи насчитывают 68 видов гнездящихся птиц, это 25,5 % видового состава птиц Брянщины. Это соловьи, овсянки, зяблики, жаворонки, ку­кушки, сизоворонки, дятлы и другие птицы.

В настоящее время на территории Брянщины ведёт­ся работа по созданию национального парка «Придес-нянский». Главное его назначение сохранение природных комплексов Брянского лесного массива, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а также использование их в рекреационных, научных и куль­турных целях. Создается он в бассейнах рек Десны, Снежети и Ревны, в пределах территорий Брянского, Выгоничского и Навлинского административных районов. Площадь земель, включенных в национальный парк, составит 140 тыс. га.

На территории Брянской области широко представлены и памятники природы - уникальные или типичные, цен­ные в научном, культурно-познавательном и оздоровитель­ном отношении природные объекты. Анализ существующих памятников природы Брянщины (более 100) говорит об их многообразии (геологические, гидрологические, ботани­ческие, зоологические, ландшафтные и памятники садово-паркового искусства).

Из геологических памятников природы в области взяты под охрану геологические обнажения: ледниковых и меж­ледниковых отложений у д. Павловка Выгоничского райо­на, верхнемеловые крутосклоны у Свенского монастыря г. Брянска, озерно-ледниковые отложения у с. Хотылево Брян­ского района и др.

Все многообразие гидрологических памятников природы представлено озерами и родниками. Среди озер-памятни­ков выделяется своей красотой лесное карстовое озеро Свя­тое, расположенное на второй террасе р. Десны недалеко от ст. Ржаница Жуковского района. Со всех сторон оно окруже­но сосновым лесом, почти подходящим к береговой кромке. Низкие берега озера покрыты густыми зарослями камыша, рогоза, осок. Здесь на кочках, покрытых сфагнумом и клюк­вой, растет редкое для Брянщины растение росянка. В до­лине Десны имеется множество выходов на поверхность подземных вод, некоторые из родников объявлены памят­никами природы. Это родники-источники на правом берегу Десны: у с. Добрунь, в 1 км от с. Уты, «Мякишевский» род­ник слева от автотрассы Брянск - Трубчевск и др.

Наибольшее распространение на Брянщине получили ботанические памятники природы. Эта категория охраняе­мых объектов включает в себя насаждения высокой эстети­ческой ценности, биологической продуктивности, участки с редкими видами деревьев и растений (спру-товидная форма сосны, цинна широколист­ная, лилия мартогон или саранка, дремлик темно-красный и т. п.), эталонные насажде­ния, вековые дубы-великаны (500-летний дуб у Свенского монастыря на коренном склоне долины р. Десны), чернокорая береза и др.

К зоологическим памятникам природы отнесены цен­ные участки леса вокруг глухариных токов. Это боровые террасы левобережной части долин Десны, Судости и Ипути.

В Брянской области есть природные территории и объ­екты, ценные по многим компонентам ландшафта. Это комплексные или ландшафтные памятники природы, к ко­торым отнесены Свенский дюнный массив у п. Свень, зани­мающий левобережную часть долины Десны; овраг-балка «Переторги», прорезающий коренной правый склон доли­ны р. Десны у с. Переторги Выгоничского района; участок леса с карстовыми воронками и родниками, расположен­ный на окраине п. Навля, на обрывистом склоне долины р. Навля; «Деснянские Жигули» - крутой меловой склон правобережья долины Десны около д. Монастырище Труб-чевского района.

Нередко бытует ошибочное представление о террито­риях, взятых под охрану, как бесполезных, не имеющих хо­зяйственного значения. В этой связи необходимо подчер­кнуть, что территории, взятые под охрану, имеют не только научное, но и большое практическое значение. Они выпол­няют многие функции, создание которых в антропогенных комплексах требует колоссальных затрат, а нередко практи­чески невозможно. Каждый участок охраняемого ландшаф­та следует рассматривать как регулятор гидрологического режима прилегающих территорий, поставщик кислорода, пыле- и шумоуловитель, хранилище генофонда растительного и животного мира, «аэродром», с которого взлетает многотысячная армия полезных насекомых-опылителей, это, наконец, физическая и духовная опора человека, без которой немыслима его жизнедеятельность. Поэтому нуж­но приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить необходимый минимум таких природных территорий и объектов.

Первый национальный парк - Йеллоустонский, создан в США в 1872 г. По данным Международного союза охраны природы, в мире около 3000 национальных парков. Первый национальный парк Российской Федерации («Сочинский») был образован в 1983 году.