Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд. Биография оскара уайльда

Детство будущего прозаика, драматурга и поэта последнего периода Викторианской эпохи Оскара Фингала О’Флаэрти Уиллса Уайльда прошло в столице Ирландии, городе Дублине. Он родился 16 октября 1854 года. Его родители были известны в кругах высшего общества. Отец Уильям Уайльд занимался медициной, в сферу его профессиональной деятельности входила ото-офтальмология.

В 1864 году ему присвоили звание рыцаря. Мать будущего писателя Джейн Франческа Уайльд боролась за права ирландцев и активно поддерживала революционное движение. Оба родителя увлекались литературой: отец писал исторические и археологические труды, а мать - поэзию. В доме у четы Уайльдов собирались салоны, на которых присутствовал цвет медицинской и культурной элиты страны.

Годы учебы

Оскар был средним ребенком в семье. Его старший брат Уильям родился на два года раньше Оскара, а сестра Изола - на два года младше. Девочка умерла в десятилетнем возрасте по причине воспаления головного мозга. Дети получили прекрасное домашнее образование. У них были немецкая и французская гувернантки. Первым учебным заведением для братьев стала Королевская школа Портора, которая находилась в небольшом городке, недалеко от Дублина. Маленький Оскар отличался талантом к чтению и к остроумным высказываниям. По окончании учебного заведения в возрасте 17 лет Уайльд получил золотую медаль и был направлен в Тринити-колледж.


Зародившаяся во время школьной учебы любовь Оскара к древнегреческой культуре получила свое развитие в колледже. Он занимается подробным изучением античной истории, эстетики, древних языков. Постепенно все полученные знания Уайльд начинает претворять в жизнь. Его манера поведения, одежда, тяга к эллинизму, скептицизм, самоирония - все то, что составило его славу в дальнейшем, формировались под воздействием полученных знаний.

Через три года перспективного студента отправляют в Оксфорд, где окончательно складывается стиль и образ Оскара Уайльда, как безупречного денди. Одним из критериев успешности для молодого человека уже тогда становится формирование ореола легендарности вокруг своей личности. Он никогда не спешил разрушать все невероятные сплетни и слухи, которые касались его имени.


В Оксфордском университете окончательно формируется и отношение будущего литератора к прекрасному. Нравственные ценности для Оскара теперь не являются единственным критерием красоты. Педагогом, который повлиял на мировоззрение Уайльда, стал Джон Рескин - английский писатель и теоретик. Он оказал большое влияние на развитие литературных тенденций конца XIX века.

В годы учебы Оскар впервые совершает путешествие в обожаемые им Италию и Грецию. Вдохновленный новыми впечатлениями Уайльд пишет одну из первых своих поэм «Равенна», за которую получает премию университета.

Творчество

В возрасте 24 лет Уайльд переезжает жить в столицу Великобритании. Он становится популярным завсегдатаем светских салонов Лондона за счет своих ироничных и противоречивых высказываний и манеры одеваться. Вкусы и привычки Уайлда диктовали моду для интеллигенции и аристократии. Вскоре стало появляться много молодых людей, которые во всем старались подражать своему кумиру. Шутки молодого ирландца его поклонниками разбирались на цитаты.


Оскар Уайльд начинал как поэт

В первые годы своего литературного творчества Оскар Уайльд занимался только лишь поэзией, изредка создавая эссе посвященные проблемам эстетики. С 1882 по 1883 годы молодой литератор провел за рубежом, в США, где путешествовал со своими лекциями по искусству. Американская публика была без ума от обаяния и интеллекта писателя, Оскар приобрел себе за океаном большую армию поклонников и последователей.

После возвращения в Европу Уайльд сразу же отправляется во Францию, где знакомится с цветом французской литературы.

Вернувшись на родину и обретя семью, Оскар Уайльд посвящает себя написанию сказок, на создание которых его вдохновили собственные дети. Это сборники «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», самыми знаменитыми произведениями которых становятся «Мальчик-звезда», «Преданный друг», «Соловей и роза», «Рыбак и его душа». К этому времени слава Уайльда в Англии достигает своего пика.


Его журналистские статьи печатаются в лучших изданиях страны, Уайльд берет на себя обязанности редактора в журнале «Женский мир». О нем в своих интервью благосклонно отзывается легендарный драматург . Лондонский денди и провокатор вызывает противоречивые чувства у публики: от слепого обожания, до критики, которая выражается в нападках и публикации карикатур на литератора. Но колкости в адрес Оскара только укрепляют его авторитет и популярность в обществе.


Первое издание романа "Портрет Дориана Грея" в британском журнале

В возрасте 33 лет Уайльд впервые написал первые серьезные произведения. Начав с создания рассказов «Преступление лорда Артура Севила», «Кентервильское привидение», «Сфинкс без загадки», Уайльд приступает к основному труду своей творческой биографии - роману «Портрет Дориана Грея», который вышел в свет в 1890 году. Книга была воспринята современниками неоднозначно.

Несмотря на воспитательные цели, которые преследовал автор, в высшем обществе роман восприняли, как аморальное произведение. Но публика попроще была в восторге. Вслед за скандалом, связанным с публикацией единственного романа, Оскар Уайльд издает драму «Саломея», которая во многом повлияла на развитие искусства декаданса. Пьеса также получила противоречивую оценку общественного мнения и долго не ставилась в Великобритании.


Афиша пьесы «Идеальный муж»

В начале 90-х годов Оскар Уайльд создает ряд комедий для театральной сцены, которые получают свое воплощение на подмостках Лондона. Это такие пьесы, как «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным». В них драматург проявляет себя, как мастер остроумного диалога. Все увереннее в драматургии он использует прием парадоксальности.

Личная жизнь

Оскар Уайльд с молодости отличался влюбчивостью. Его первыми увлечениями были Флорри Бэлкум, актриса Лилли Лангтри. Уже в молодом возрасте литератор становится посетителем столичных домов терпимости, которые в то время пользовались популярностью у представителей богемы. Но в возрасте 27 лет Уайльд знакомится с Констанцией Ллойд, дочерью ирландского юриста, которая после бурного трехгодичного романа становится его женой. Вскоре в семье лондонского денди появляются мальчики-погодки - сыновья Сирил и Вивиан.


Через несколько лет брака между супругами началось отчуждение. Вполне возможно, что причиной этого стала недолеченная венерическая болезнь литератора. Оскар Уайльд начинает жить отдельно от супруги и детей, а затем меняет ориентацию. Одним из первых его партнеров-мужчин становится Роберт Росс, который долгое время проработал личным секретарем и доверенным лицом писателя.


В 1891 году состоялось знакомство, которое сыграло роковую роль в жизни писателя. К нему в гости пришел молодой маркиз Альфред Дуглас, который высказал свое восхищение только что изданным романом писателя. Вскоре между двумя эстетами завязалась крепкая дружба, которая переросла в страсть.

Суд и тюрьма

Мужчины перестали скрывать свои отношения, они часто появлялись на светских вечеринках вместе. Бози Дуглас, как звали Альфреда все знакомые, обладал нарциссическим типом характера - он все и всех старался подчинить своей воле. Оскар не мог устоять перед капризами юноши и постоянно потакал ему. О связи своего сына Бози узнал вскоре его отец маркиз Куинсберри. Шокирующая новость сподвигла его начать преследование Уайльда. Последней каплей для терпения писателя стала открытая записка, которая была передана ему маркизом, во время собрания клуба «Элбемарл». В ней отец Бози обвинял Уайльда в содомии.

Возмущенный Оскар подает в суд на своего оппонента за клевету, что становится для него ошибкой. Подготовленный маркиз доказывает правоту своего обвинения. После завершения процесса начинается встречное заседание суда, целью которого стало обвинение Уайльда в гомосексуализме. Маркиз выиграл дело, и писателя посадили в тюрьму. Оскар Уайльд получил максимальное наказание, существующее в те годы: два года каторжных работ. Многие его друзья, в том числе и Бози, отвернулись от него. Жена вместе с детьми покинула страну и поменяла фамилию. Через несколько лет она скончалась в Италии после неудачно проведенной операции.

Смерть

После возвращения на свободу в 1897 году Оскар сразу поспешил покинуть родину и отправился в Париж. Эти годы он живет на содержание, которое присылает ему жена после распродажи всего личного имущества семьи Уайльда. В столице Франции он вновь начинает встречаться с Дугласом, но их отношения становятся напряженными. Взяв псевдоним Себастьян Мельмот, Оскар приступает к литературной деятельности и пишет знаменитое произведение последних лет своей жизни «Балладу Редингской тюрьмы».

В начале 1900 года Оскар заболевает ушной инфекцией, которая при ослабленном заключением организме, спровоцировала развитие менингита. Воспаление мозга и стало причиной смерти писателя 30 ноября того же года. Уайльд был похоронен на одном из кладбищ в Париже, а через одно десятилетие его могила была перенесена на кладбище Пер-Лашез. На месте захоронения писателя установлен памятник в виде головы Сфинкса.

  • По результатам опроса, который проводился среди зрителей канала ВВС, Оскар Уайльд признан самым остроумным человеком, когда-либо жившем в Англии.
  • Роман «Портрет Дориана Грея» был воплощен силами кинематографа уже более 25 раз.
  • Дом привидений Токийского Диснейленда украшен портретом молодого Дориана Грея, который меняет картинку на изображение страшного старика.

  • Путешествуя по США, Оскар Уайльд заключил пари с одним американцем на самую неправдоподобную фразу. Первая же реплика оппонента: «Однажды американский джентльмен...» принесла ему победу. Оскар Уайльд остановил его и признал свое поражение.
  • Тюремное заключение известного литератора повлияло на судебное законодательство Великобритании. Написанный Уайльдом и переданный в палату общин «Акте о тюрьмах» был принят к рассмотрению и повлиял на дальнейшее улучшение условий содержания заключенных.

Цитаты

  • «Положительные люди действуют на нервы, плохие - на воображение».
  • «Как сказал один остроумный француз, женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить».
  • «Циник - это человек, который всему знает цену и ничего не ценит».
  • «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».
  • «В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь».

Книги

  • «Равенна» (1878)
  • «Сад Эроса» (1881)
  • «Герцогиня Падуанская» (1883)
  • «Кентервильское привидение» (1887)
  • «Преступление лорда Артура Сэвила» (1888)
  • «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888)
  • «Портрет Дориана Грея» (1890)
  • «Саломея» (1891)
  • «Гранатовый домик» (1891)
  • «Веер леди Уиндермир» (1892)
  • «Женщина, не стоящая внимания» (1893)
  • «Сфинкс» (1894)
  • «Идеальный муж» (1895)
  • «Баллада Редингской тюрьмы» (1898)

Годы жизни: с 16.10.1854 по 30.11.1900

Ирландский драматург, поэт, писатель, эссеист, автор многочисленных рассказов и одного романа. Известный своим остроумием, он стал одним из самых успешных драматургов конца викторианской эпохи в Лондоне и одним из величайших знаменитостей своего времени.

Родился в столице Ирландии - Дублине. Отец - Уильям Роберт Уайльд, один из самых выдающихся врачей Великобритании - офтальмолог и отоларинголог с мировой известностью, автор десятков книг по медицине, истории и географии, был назначен придворным хирургом, а впоследствии удостоен титула лорда. Мать Оскара - леди Джейн Франческа Уайльд - светская дама, во вкусах и манерах которой был оттенок неумеренной театральности, поэтесса, писавшая зажигательные патриотические стихи под псевдонимом Сперанца (итал. Speranza - надежда) и убеждённая в том, что рождена для величия.

Самое серьезное влияние на судьбу Оскара Уайльда оказал литературный салон его матери. Именно там он впитал в себя страсть к прозе и подчеркнутый аристократизм. Еще в раннем возрасте он славился умением юмористически переиначить школьные события. Окончив школу с золотой медалью, он был удостоен Королевской школьной стипендии для учебы в дублинском Тринити-колледже. Здесь же он впервые прослушал курс лекций по эстетике.

Первое образование в биографии Оскара Уайльда было получено дома. Затем же 1864-1871 года Оскар провел в Королевской школе Портора, закончив которую с медалью был направлен в Тринити-колледж. В этом учебном заведении Уайльд приобрел не только знания, а еще некоторые убеждения, черты характера, которые он сохранил на всю жизнь.

В 1874 Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступает в интеллектуальную цитадель Англии - Оксфорд. В Оксфорде он получил престижнейшую Ньюдигейтскую премию за поэму "Равенна". Еще во время студенчества Оскар путешествовал по Европе, а также написал несколько произведений.

По окончании университета (1879) Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Оскар стал любимчиком светского круга. Именно он совершил революцию в моде, "совершенно необходимую" для английского общества. Под влиянием лекций Джона Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества.

Уже первый поэтический сборник Уайльда – «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, со свойственными ему культом индивидуализма, вычурностью, мистицизмом, пессимистическими настроениями одиночества и отчаяния.

В 1882 писатель совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике. В анонсе его выступлений была такая фраза: «Мне нечего вам представить, кроме своего гения». В США Уайльд издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская» (1883).

Вернувшись в Лондон, Оскар сразу же отправился в Париж. В столице Франции писатель познакомился с ярчайшими представителями мировой литературы, такими как Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме и Анатоль Франс.

29 мая 1884 года Оскар Уайльд женился на Констанс Ллойд - дочери богатого адвоката. У супругов родилось двое сыновей, Сирил и Вивиан. Чуть позже для них писатель написал сказки – "Счастливый принц и другие сказки" (1888 г.) и "Гранатовый домик" (1891 г.). Но семейное счастье не было долгим. Скоро Уайльду пришлось жить двойной жизнью, держа в полной тайне от жены и друзей то, что он все больше втягивается в круг молодых геев.

В то время писатель зарабатывал на жизнь журналистикой, работая в журнале "Женский мир". Его высокие литературные заслуги высоко оценил Джордж Бернард Шоу.

В 1887 году вышли в свет произведения "Кентервильское привидение", "Преступление лорда Артура Сэвила", «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.».

Единственный роман Уайльда – "Портрет Дориана Грея", вышедший в 1890 году, принес автору сногсшибательный успех. "Всеправедная" буржуазная критика обвинила роман в безнравственности. А в 1891 г. роман вышел со значительными дополнениями и особым предисловием, которое стало манифестом эстетизму.

1891–1895 гг. – годы головокружительной славы Уайльда. Были написаны пьесы: «Веер леди Уиндермир» (1892), успех которой сделал Уайльда самым популярным человеком Лондона, «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). Газеты называли его "лучшим из современных драматургов", отмечая его ум, оригинальность и совершенство стиля. В 1891 вышел сборник теоретических статей "Замыслы". Писатель осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он с уважением писал о художественном мастерстве Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского. Испытав влияние идей социализма, Оскар Уайльд написал трактат "Душа человека при социализме".

В годы своего творческого взлета Уайльд познакомился с Альфредом Дугласом, в результате чего перестал видеться с женой и детьми.

Недовольство постоянными ссорами с сыном привело отца Дугласа, маркиза Куинсберри, к жажде сокрушения репутации литератора. Так в 1895 году Оскара Уайльда приговорили к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Это и стало отсчетом конца его творческой жизни.

Большинство друзей отвернулись от ранее знаменитого писателя, в их числе был и Альфред Дуглас. Но те немногие, что остались, помогли ему остаться в живых. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – был Б. Шоу. В тюрьме Уайльд узнал, что скончалась его мать, которую он очень сильно любил, а его жена эмигрировала и изменила свою фамилию, а также фамилии сыновей, отныне они не Уайльды, а Холланды.

Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись литературным произведением, исполненным огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «Из бездны».

Уайльд вышел на свободу в мае 1897 года и переехал во Францию, где сменил имя на Себастьяна Мельмота, героя готического романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда. Во Франции Оскар написал знаменитую поэму "Баллада Редингской тюрьмы" и подписался псевдонимом С.3.3. – таков был тюремный номер Уайльда. И это был высший и последний поэтический взлет жреца эстетизма.

Оскар Уайльд скончался во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Незадолго до смерти он сказал о себе так: "Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия".

Судьбу Оскара Уайльда можно назвать блистательной катастрофой, после нее ни общественные мнения, ни частные суждения о природе наших чувств уже никогда не будут такими, какими были до него.

Спустя примерно 10 лет писателя перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна.

Мемориальная доска на доме Уайльда в Лондоне сообщает:

«Здесь жил

Оскар Уайльд

остроумец и драматург».

Когда Метерлинк предложил Уайльду попробовать вино, какого нельзя купить в Англии, Уайльд с горькой иронией сказал: «Англичане наделены чудесной способностью превращать вино в воду»

Уайльд любил говорить, что ирландцы - «самые лучшие собеседники после древних греков»

В конце 2007 года, после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком Великобритании. Он обошёл самого Шекспира и У. Черчилля.

В Лондоне около дома, где жил Уайльд, стоял нищий. Его лохмотья раздражали Уайльда. Он вызвал лучшего в Лондоне портного и заказал ему для нищего костюм из тонкой, дорогой ткани. Когда костюм был готов, Уайльд сам наметил мелом места, где должны быть прорехи. С тех пор под окнами Уайльда стоял старик в живописном и дорогом рубище. Нищий перестал оскорблять вкус Уайльда. "Даже бедность должна быть красивой".
После тюрьмы Уайльд написал две статьи, известные под названием "Письма о тюремной жизни".
"Жестокость, которой подвергаются и днем и ночью дети в английских тюрьмах, невероятна. Поверить в нее могут только те, кто сами наблюдали их и убедились в бесчеловечности английской системы. Ужас, испытываемый ребенком в тюрьме, не знает пределов. Нет ни одного арестанта в Реддингской тюрьме, который с величайшей радостью не согласился бы продлить на целые годы свое заключение, лишь бы перестали мучить в тюрьмах детей".
Так писал Уайльд в то время, и совершенно ясно, что наравне с остальными арестантами он, бывший великий эстет, отсидел бы в тюрьме несколько лишних лет за того крошечного мальчика, которого он часто видел рыдающим в одиночной камере.

Библиография

Пьесы

Пьесы
Вера, или Нигилисты (1882)
Герцогиня Падуанская (1883)
(1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
(1892)
(1893)
Идеальный муж (1895)
(ок. 1895)
«Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893)
Флорентийская трагедия (1895)

Поэзия

(1881; сборник стихов)

Поэмы (1881)

Равенна (1878)
Сад Эроса (1881)
Мотив Итиса (1881)
Хармид (1881)
Пантея (1881)
Humanitad (опубл. 1881; лат. букв. «Во человечестве»)
Сфинкс (1894)
Баллада Редингской тюрьмы (1898)

Стихотворения в прозе (1894)

Поклонник (1894)
Творящий благо (1894)
Учитель (1894]
Учитель мудрости (1894)
Художник (1894)
Чертог суда (1894)

Письма

(лат. «Из глубины», или «Тюремная исповедь»; 1897) - письмо-исповедь, обращённая к его возлюбленному другу Альфреду Дугласу, над которым Уайльд работал в последние месяцы своего пребывания в Редингской тюрьме. В 1905 г. в берлинском журнале «Ди нойе Рундшау» друг и почитатель Оскара Роберт Росс опубликовал сокращённый вариант исповеди. Согласно завещанию Росса, её полный текст свет увидел лишь в 1962 г.
« » - письма разных лет, объединённые в одну книгу, где собраны 214 писем Уайльда
(1893) Эротический роман

Экранизации произведений, театральные постановки

Идеальный муж (фильм, 1980)
Звездный мальчик (фильм, 1980)
Сказка о Звёздном мальчике (фильм, 1983)
Идеальный муж (1947, 1980, 1998,1999)
Дориан Грей (1910, 1913, 1915, 1916, 1917, 1918, 1945, 1970, 1973, 1977, 1983, 2001, 2004, 2005, 2006, 2009)
Женщина, не стоящая внимания (1921, 1945)
Как важно быть серьезным (1937, 1938, 1946, 1952, 1985, 1986, 1992, 2002)
Кентервильское привидение (1944, 1962, 1970, 1974, 1985, 1986, 1990, 1996, 1997, 2001)
Преступление лорда Артура (1968, 1991)
Счастливый принц (1974, 1999)
Замечательная ракета (1975)
Саломея (1908, 1920, 1923, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1977, 1978, 1986, 1988, 1992, 1997, 2008)
Великан-эгоист (1939, 1971, 2003)
и др.

Биография

Ранний период

Оскар Уайльд родился в доме 21 по улице Уэстлэнд-роу в Дублине и был вторым ребёнком от брака сэра Уильяма Уайльда и Джейн Франчески Уайльд (старший брат Уильям, «Уилли», был на два года старше). Джейн Уайльд под псевдонимом «Speranza» (ит. «надежда») писала стихи для революционного движения «Молодые ирландцы» в 1848 году и всю жизнь оставалась ирландской националисткой. Стихи участников этого движения она читала Оскару и Уилли, прививая им любовь к этим поэтам. Интерес леди Уайльд к неоклассическому возрождению был очевидным по обилию древнегреческих и древнеримских картин и бюстов в доме. Уильям Уайльд был ведущим в Ирландии ото-офтальмологом (ушным и глазным хирургом) и был посвящён в рыцари в 1864 году за службу врачом-консультантом и помощником специального уполномоченного по переписи населения Ирландии . Он также писал книги по ирландской археологии и фольклору . Он был филантропом и учредил бесплатный медицинский пункт, обслуживающий бедняков города. Размещённый с обратной стороны дублинского Тринити-колледжа, медпункт перерос впоследствии в городскую глазную и ушную больницу, которая теперь расположена на Адэлэйд-роуд.

Помимо детей от брака с женой, сэр Уильям Уайльд был отцом троих детей, рождённых до супружества: Генри Уилсон (род. 1838), Эмили и Мэри Уайльд (род. соответственно в 1847 и 1849 гг.; девочки не состояли в родстве с Генри). Сэр Уильям признал отцовство незаконнорождённых детей и оплачивал их обучение, однако воспитывались они своими родственниками отдельно от жены и законнорождённых детей.

Изола умерла в восемь лет от менингита . Стихотворение «Requiescat» (лат. «да покоится (с миром)») написано в память о ней:

Образование

В Лондоне Уайльда знали все. Он был самым желаемым гостем в любом салоне. Но одновременно на него обрушивается шквал критики, которую он с лёгкостью - совсем по-уайльдовски - отбрасывает от себя. На него рисуют карикатуры и ждут реакции. А Уайльд погружается в творчество. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой (с по он редактор журнала «Женский мир» ). О журналистике Уайльда высоко отозвался Бернард Шоу .

Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита , вызванного ушной инфекцией. Умирал в захудалой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».

Истоки уайльдовской эстетической теории

Немалое значение имела и вторая знаковая фигура в английском искусствоведении - властитель дум Уолтер Патер (Пейтер) , взгляды которого ему показались особенно близкими. Патер отвергал этическую основу эстетики, в отличие от Рёскина. Уайльд решительно встал на его сторону: «Мы, представители школы молодых, отошли от учения Рёскина… потому что в основе его эстетических суждений всегда лежит мораль… В наших глазах законы Искусства не совпадают с законами морали».

Таким образом, истоки особой эстетической теории Оскара Уайльда - в творчестве прерафаэлитов и в суждениях крупнейших мыслителей Англии середины XIX века - Джона Рёскина и Уолтера Патера (Пейтера) .

Творчество

Период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда охватывает - . В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севила» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «„Счастливый принц“ и другие сказки» (The Happy prince and Other Tales, 1888) и «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates, ), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда - «Упадок искусства лжи» (The Decay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, ) и др. В 1890 г. вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда - роман «Портрет Дориана Грея » (The Picture of Dorian Gray).

Каталог книг книжного магазина, где впервые был издан «Портрет Дориана Грея»

С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье , Дюма-сына , Сарду , - «Веер леди Уиндермир » (Lady Windermere’s Fan, ), «Женщина, не стоящая внимания» (A Woman Of No Importance, ), «Идеальный муж» (An Ideal Husband, ), «Как важно быть серьёзным» (The Importance Of Being Earnest, ). Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей пьесы. И в каждой из них есть свой Оскар Уайльд, бросающий порции гениальных парадоксов. В 1891 году Уайльд написал на французском языке драму «Саломея» (Salomé), которая, однако, в Англии была запрещена для постановки долгое время.

В тюрьме он написал свою исповедь в виде письма к лорду Дугласу «De profundis» ( , опубл. ; полный неискажённый текст впервые опубл. в ). А в конце 1897 г., уже находясь во Франции, своё последнее произведение - «Балладу Редингской тюрьмы » (Ballade of Reading Gaol, ), которую он подписал «С.3.3.» (таков был его тюремный номер в Рединге).

Рукопись стихотворения «Impressions du Matin»

Основной образ у Уайльда - денди-вивёр, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельчённого ницшеанства . Конечная цель индивидуализма Уайльда - полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» Уайльда наделены утончённой извращённостью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма Уайльда оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у Уайльда лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях Уайльда к восстановлению прав этики .

Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, Уайльд всё же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях Уайльда совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершённого антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом - тема сказок «Мальчик-Звезда» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентервильское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки Уайльда кончаются победой любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был Уайльд и заигрываний с социализмом ["Душа человека при социализме" (The soul of man under socialism, )], который в представлении Уайльда ведёт к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма.

В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания - не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм . В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов , поражающих парадоксов , оксюморонов . Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение - показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.

Библиография

Пьесы

  • Вера, или Нигилисты (1880)
  • Герцогиня Падуанская (1883)
  • Саломея (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
  • Веер леди Уиндермир (1892)
  • Женщина, не стоящая внимания (1893)
  • Идеальный муж (1895)
  • Как важно быть серьёзным (ок. 1895)
  • Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями (фрагменты, опубл. в 1908)
  • Флорентийская трагедия (фрагменты, опубл. в 1908)

Романы

  • Портрет Дориана Грея (1891)

Повести и рассказы

  • Преступление лорда Артура Сэвила
  • Портрет господина У. Х.
  • Натурщик-миллионер
  • Сфинкс без загадки

Сказки

Из сборника «„Счастливый принц“ и другие сказки» :

  • Счастливый Принц
  • Соловей и роза
  • Великан-эгоист
  • Преданный Друг
  • Замечательная ракета

Из сборника «Гранатовый домик» :

  • Юный король
  • День рождения Инфанты
  • Рыбак и его Душа
  • Мальчик-звезда

Поэмы :

Стихотворения в прозе (пер. Ф. Сологуба)

  • Поклонник (The Disciple)
  • Творящий благо (The Doer of Good)
  • Учитель (The Master)
  • Учитель мудрости (The Teacher of Wisdom)
  • Художник (The Artist)
  • Чертог суда (The House of Judgement)

Эссе

  • Душа человека при социализме (1891; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)

Сборник «Замыслы » (1891):

  • Упадок искусства лжи (1889; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
  • Кисть, перо и отрава (1889; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)
  • Критик как художник (1890; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
  • Истина масок (1885; впервые опубл. в журнале «Найнтинс сенчури» под названием «Шекспир и сценический костюм»)

Письма

  • De Profundis (лат. «Из глубины», или «Тюремная исповедь» ; 1897) - письмо-исповедь, обращённая к его возлюбленному другу Альфреду Дугласу, над которым Уайльд работал в последние месяцы своего пребывания в Редингской тюрьме. В 1905 г. в берлинском журнале «Ди нойе Рундшау» друг и почитатель Оскара Роберт Росс опубликовал сокращённый вариант исповеди. Согласно завещанию Росса, её полный текст свет увидел лишь в 1962 г.
  • «Оскар Уайльд. Письма» - письма разных лет, объединённые в одну книгу, где собраны 214 писем Уайльда (Пер. с англ. В. Воронина, Л. Мотылёва, Ю. Розантовской. - СПб: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2007. - 416 с.).

Лекции и эстетические миниатюры

  • Ренессанс английского искусства
  • Заветы молодому поколению
  • Эстетический манифест
  • Женское платье
  • Ещё о радикальных идеях реформы костюма
  • На лекции м-ра Уистлера в десять часов
  • Отношение костюма к живописи. Чёрно-белый этюд о лекции м-ра Уистлера
  • Шекспир о сценическом оформлении
  • Американское нашествие
  • новые книги о Диккенсе
  • Американец
  • «Униженные и оскорблённые» Достоевского
  • «Воображаемые портреты» м-ра Пейтера
  • Близость искусств и ремёсел
  • Английские поэтессы
  • Лондские натурщики
  • Евангелие от Уолта Уитмена
  • Последний томик стихов м-ра Суинберна
  • Китайский мудрец

Стилизованные псевдоработы

  • Телени, или Оборотная сторона медали (Teleny, or The Reverse of the Medal)
  • Завещание Оскара Уайльда (The Last Testament of Oscar Wilde; 1983; написана книга

Философ, эстет, писатель, журналист

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллз Уайльд (Oscar Fingal O Flahertie Wills Wilde )

Оскар Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине.
Его родители были неординарными личностями, оказавшими значительное влияние на формирование сына. Отец Уайльда – известный не только в Ирландии, но и во всей Великобритании врач-офтальмолог и отоларинголог сэр Уильям Роберт Уайльд. Будучи человеком исключительной эрудиции, он также занимался археологией и ирландским фольклором. Мать, леди Джейн Франческа Уайльд (урождённая Элджи), – весьма экстравагантная женщина, светская дама, хозяйка светского салона, а также поэтесса, писавшая патриотические стихи под псевдонимом Сперанца (итал. Speranza - надежда) убежденная в том, что рождена для славы и величия.

От отца Оскар унаследовал трудоспособность и любознательность, от матери – мечтательный и несколько экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, аристократизм (иногда граничащий с театральностью), страсть к красоте, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории и убеждение в своей гениальности.

Большое влияние оказала на Оскара атмосфера литературного салона леди Уайльд, в котором прошли юные годы будущего писателя: Оскар рос среди фальшивых улыбок, супружеских измен, театральных поз и слов. С 12 лет он носил цилиндр и умел очаровать любого собеседника. Современники вспоминали, что его разговоры были так же полны остроумных афоризмов, как и его пьесы. Сам он говорил, что для него писать пьесы не больший труд, чем разговаривать.

Не меньшее влияние на судьбу писателя оказало то, что в детстве мать одевала его в платья, так как очень ждала рождения девочки.

В жизни и литературе Уайльд избрал себе роль великого эстета, даже говорил он на людях не своим голосом, а имитировал голос Сары Бернар. Его привлекало все неестественное: «лучше сто неестественных грехов, чем одна противоестсественная добродетель» .

Оскар Уайльд получил прекрасное образование. В 1864 – 1871 гг. он учился в Королевской школе Портора (город Эннискиллен, близ Дублина). Самым его блестящим талантом было быстрое чтение и умение юмористически переиначить любые школьные события. Во время обучения школе Уайльд получил особую премию за знание греческого оригинала Нового Завета (страсть к языкам ему привила мать). Окончив Портору с золотой медалью, Уайльд был удостоен Королевской школьной стипендии для учёбы в дублинском Тринити-колледже (или колледже Св. Троицы).

В колледже (1871 – 1874 гг.) Уайльд изучал античную историю и культуру, и снова проявлял свои способности в древних языках. Здесь же он впервые слушал курс лекций по эстетике, а благодаря тесному общению с куратором, утончённым и высокообразованным человеком и профессором античной истории Махаффи, постепенно стал приобретать некоторые важные элементы своего будущего эстетского поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, лёгкая самоирония, любовь к искусству прерафаэлитов).

В 1874 году Уайльд выиграл стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении и поступил в Оксфорд. В Оксфорде Уайльд создает самого себя: он выработал кристальный английский акцент («Мой ирландский акцент был в числе многого, что я позабыл в Оксфорде» ), приобрел репутацию человека, блистающего без особых усилий; здесь же оформилась его особая философия искусства.

В Оксфорде Уайльд слушал лекции теоретика искусства Джона Рескина и его ученика Уолтера Пейтера. Оба восхваляли красоту, но если Рескин видел её только в синтезе с добром, то Пейтер допускал в красоте некую примесь зла. Под обаянием Рескина Уайльд находился на протяжении всего периода обучения в Оксфорде, и позже он напишет ему в письме: «В Вас есть что-то от пророка, от священника, от поэта; к тому же боги наделили Вас таким красноречием, каким не наделили никого другого, и Ваши слова, исполненные пламенной страсти и чудесной музыки, заставляли глухих среди нас услышать и слепых – прозреть» .

После окончания университета в 1878 году он перебрался в Лондон, где, благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь и вскоре Уайльдом стали «угощать» посетителей салонов, в которых он появлялся в самолично придуманных нарядах: то это был расшитый цветами жилет, то лимонные перчатки в сочетании с кружевным жабо. Непременным аксессуаром стала выкрашенная в зелёный цвет гвоздика в петлице. Но во всем этом не было никакой клоунады: безупречный вкус позволял Уайльду сочетать несочетаемое. А гвоздика и подсолнух, наряду с лилией, считались самыми совершенными цветками у художников-прерафаэлитов.

Его первый поэтический сборник был опубликован в 1881 году, а вскоре Уайльд отправился с лекциями в США. В Америке он провел год, читая блестящие лекции в ведущих университетах (первая лекция называлась «Ренессанс английского искусства», которую он завершил словами: «Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл – в Искусстве» ). Один молодой человек под впечатлением от посещения лекций, писал матери: «У него великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты. … Его разговор очень приятный – легок, красив, занимателен».

Через год Уайльд вернулся в Лондон в отличном расположении духа и сразу отправился в Париж, где познакомился с ярчайшими представителями мировой литературы (Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме, Анатоль Франс и проч.) и завоевал их симпатии.

Вернувшись на родину, Уайльд зарабатывал на жизнь журналистикой (например, в журнале «Женский мир»), о чем высоко отзывался Бернард Шоу. В 1883 году состоялась свадьба писателя с Констанс Ллойд. У них родилось двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочинял сказки, которые он чуть позже записал на бумаге и издал в виде двух сборников сказок - «„Счастливый принц“ и другие сказки» 1888 г . (содержал сказки «Счастливый Принц», «Мальчик и великан», «Преданный друг», «Замечательная ракета») и «Гранатовый домик» 1891 г. (содержал сказки «Молодой король », «День рождения Инфанты », «Рыбак и его душа », «Звездный Мальчик »). Волшебный, завораживающий мир этих очень красивых и грустных историй зачастую адресован взрослым читателям: в них автор обличает алчность и корыстность буржуазных нравов, противопоставляя им искренние чувства и привязанности простых людей, не загрязненные холодным расчетом и составляющие подлинную красоту человеческих отношений. С точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе.

Сказки являются наиболее популярным из всего, написанного Оскаром Уайльдом, и лучшие из них, так же как и его рассказы, выходят за пределы литературы декаданса, что служит свидетельством того, что писателю было тесно в границах декадентской эстетики.




В 1887 он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки» и ряд других. Но Уайльд не любил записывать все, что приходило ему на ум, и многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались незаписанными.

В 1890 году в свет выходит единственный роман, который окончательно приносит Уайльду успех, - «Портрет Дориана Грея» (сначала он был напечатан в одном из лондонских журналов, а в 1891 году роман со значительными дополнениями выходит отдельной книгой). В ответ на критику, обвинившую его роман в безнравственности, Уайльд написал несколько открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали; более того, те, кто не заметил морали в романе, полные лицемеры, поскольку мораль состоит в том, что убивать совесть безнаказанно нельзя.

В 1891 году Уайльдом на французском языке была написана пьеса Саломея (фр. «Salomé»). Она была переведена на английский язык и издана в Лондоне в году. Писательская трактовка библейского сюжета вызвала в Англии скандал и эта одноактная трагедия долгое время находилась под запретом.

В отделе редких книг имеется издание «Саломеи» 1916 года с иллюстрациями Обри Бердслея и в переводе Константина Бальмонта.



В 1892 была году написана и поставлена первая комедия Уайльда – «Веер леди Уиндермир», успех которой сделал автора самым популярным человеком Лондона. В 1895 году были написаны и поставлены две пьесы – «Идеальный муж» и «Как важно быть серьёзным». В этих трех произведениях проявилось все остроумие Уайльда, проявившееся в диалогах. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля, остроту мыслей, отточенность парадоксов.

В 1891 году Уайльд познакомился с Альфредом Дугласом, который был младше Уайльда на 17 лет. Влюблённый во всё прекрасное, писатель полюбил юношу и перестал много времени проводить с женой и детьми. Но их связывали лишь деньги Уайльда и прихоти Дугласа, которые писатель исполнял. Их отношения не могли остаться в тайне. С отцом, эксцентричным и узколобым маркизом Куинсберри, у Дугласа были очень плохие отношения: они постоянно ссорились, писали друг другу оскорбительные письма. Куинсберри полагал, что значительное и плохое влияние на сына оказывал Уайльд, и желал сокрушения репутации литератора, чтобы восстановить свою давно пошатнувшуюся репутацию. Воспользовавшись поправкой к британскому уголовному законодательству, принятой в 1885 году, которая запрещала «непристойные отношения между взрослыми мужчинами», пусть даже по обоюдному согласию, Куинсберри подал в суд на Уайльда, собрав свидетелей, готовых уличить писателя в связях с мальчиками. Друзья советовали Уайльду срочно покинуть страну, потому как было понятно, что в этом деле он уже был обречен. Но Уайльд принимает решение стоять до конца.

Во время процесса в зале суда не было свободных мест, народ стекался послушать процесс над талантливым эстетом.

На суде Уайльд защищал чистоту своих отношений с Дугласом. Но в 1895 писатель был осужден за безнравственность и приговорен к двум годам тюремного заключения.

Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Бернард Шоу, единственный из коллег-писателей, кто ходатайствовал о его помиловании – правда, безуспешно.

Тюрьма сломала его… Большинство друзей от него отвернулись. Но те немногие, кто остались, помогли ему выжить. Альфред Дуглас, которого он так пламенно любил, ни разу не приехал и ни разу ему не написал Уайльду. В тюрьме писатель узнает, что умерла его горячо любимая мать, эмигрировала и изменила свою фамилию и фамилию сыновей его жена.

Два последних произведения Уайльда исполнены огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «De Profundis» («Из бездны»), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения, и опубликованная под псевдонимом С.3.3 (тюремный номер заключенного Уайльда).

В мае 1897 года после освобождения из заключения Оскар Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота (вероятно, на это повлиял роман «Мельмот Скиталец» Чарльза Роберта Мэтьюрина, дальнего родственника Уайльда).

Свои последние годы один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии XIX века доживал в нищете и одиночестве в грязных меблированных комнатах на окраине Парижа. Оскар Уайльд неожиданно умер 30 ноября 1900 года от острого менингита.

3 декабря 1900 года состоялись скромные похороны на невзрачном парижском кладбище Баньо. За гробом шло несколько человек из числа его ближайших друзей и бедняков того квартала, где жил писатель…

20 июля 1909 года, благодаря хлопотам ближайшего друга писателя, не покидавшего его в трудные годы, Роберта Росса, прах поэта был торжественно перезахоронен на кладбище Пер-Лашез, и на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна.

«Судьба словно ждала, чтобы Оскар Уайльд скончался, и подарила мертвому ту всемирную славу, которой он так жаждал при жизни… Как бы мы ни относились к его творчеству, мы должны признать, что он заслужил эту славу, так как он умел писать для всего человечества. Форма его произведений оказалась по вкусу … всемирной толпе, которая и в кинематографе, и в дешевых театрах, и в тысяче популярных изданий поглощает с колоссальным аппетитом и “Дориана Грэя”, и “Саломею”, и “Счастливого принца”. Слава Уайльда давно разошлась по всему континенту, от Атлантического океана до Тихого, и, кажется, нет языка, на который не были бы переведены его книги», писал Корней Чуковский.

Более глубокому пониманию творчества Оскара Уайльда могут посодействовать содержательная биография, написанная Корнеем Ивановичем Чуковским, который был первым, кто в начале ХХ века обратил внимание русских читателей на произведения Уайльда (Корней Чуковский. Из англо-американских тетрадей: Оскар Уайльд . ).

Также нам представляется интересной биография писателя, написанная Константином Георгиевичем Паустовским (

Оскар Уайльд (полное имя - Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд / Oscar Fingal O"Flahertie Wills Wilde) родился 16 октября 1854 г. в Дублине, в протестантской семье хирурга сэра Уильяма Уайльда. Мать Оскара - леди Джейн Франчески Уайльд - светская дама, которая также писала стихи под псевдонимом Speranza - Надежда, подчеркивая этим своё сочувствие освободительному движению Ирландии.

Уайльд изучал классическую литературу в колледже Святой Троицы в Дублине, после чего получил стипендию на обучение в Оксфордском университете (Магдален колледж). Окончил Оксфорд в 1878 г. с отличием, и там же получил престижную премию Ньюдигейт за стихотворное произведение «Равенна» (Ravenna, 1878). В университетские годы Уайльд был известен своим экстравагантным образом жизни и прогрессивными убеждениями, был сторонником эстетизма, из-за чего получил плохую репутацию.

По окончании университета, благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в литературные круги. Его первый поэтический сборник «Стихи» написан в духе прерафаэлитов, опубликован в 1881 году, незадолго до того, как Уайльд отправился с лекциями в Северную Америку.

После женитьбы на Констанс Ллойд в 1884, свет увидел ряд сборников рассказов для детей, изначально написанных для его сыновей.

Период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда охватывает 1887-1895. В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севиля» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «Счастливый принц» (The Happy prince, 1888) и «Гранатовый домик» (A House of pomegranates, 1892), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда - «Упадок лжи» (The Decay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, 1890) и др. В 1891 вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда - роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray).

С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье, Дюма-сына, Сарду, - «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan, 1892), «Женщина, не стоящая внимания» (A woman of no importance, 1893), «Идеальный муж» (An ideal husband, 1894), «Как важно быть серьёзным» (The importance of being earnest, 1895). Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. В 1893 году Уайльд написал на французском языке драму в стихах «Саломея», имевшую ещё больший успех. Пьесе было отказано в лицензии в Лондоне, однако позже в 1905 она послужила основой для одноименной оперы Рихарда Штраусса, и была опубликована в Англии в переводе близкого друга Уайльда лорда Альфреда Дугласа.

Отец лорда Дугласа, маркиз Куинсберри, не одобрял близкие отношения своего сына с драматургом сомнительной репутации. После того как маркиз публично оскорбил Уайльда, разгорелась бурная ссора, которая послужила поводом для тюремного заключения Уайльда в 1895 за гомосексуализм (согласно действовавшему тогда закону, карающему «непристойное поведение» или содомию). Его осудили на два года тюремного заключения и исправительных работ, после чего Уайльд обанкротился, и его здоровье серьёзно ослабло. В тюрьме он написал одно из последних своих произведений - исповедь в виде письма к лорду Дугласу «De profundis» (1897, опубл. 1905; полный неискажённый текст впервые опубл. в 1962). Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, в 1897 Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота (Sebastian Melmoth). В то время он написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (Ballade of Reading Gaol, 1898). Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Он был похоронен в Париже.

Основной образ у Уайльда - денди-вивёр, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельчённого ницшеанства. Конечная цель индивидуализма Уайльда - полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» Уайльда наделены утончённой извращённостью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма Уайльда оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у Уайльда лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях Уайльда к восстановлению прав этики.

Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, Уайльд всё же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях Уайльда совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершённого антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом - тема сказок «Звёздное дитя» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентрвилльское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки Уайльда кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был Уайльд и заигрываний с социализмом [«Душа человека при социалистическом строе» (The soul of man under socialism, 1891)], который в представлении Уайльда ведёт к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма.

В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания - не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм. В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение - показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.