Летнее развлечение для детей младшего дошкольного возраста в детском саду. Развитие речи "собираем урожай" Дети собирают урожай

Летом огород - что город!

В нем сто тысяч горожан:

Помидор, горох, капуста,

Кабачок и баклажан!

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет ничего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. А сколько радости доставляют детям первые посадки и всходы.

Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить, ухаживать за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

А задачи перед собой мы ставим следующие:

Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растениях огорода

Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений

Развивать познавательные и творческие способности детей

Формировать осознанно- правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

В результате все испытывают большое удовольствие, а у детей появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую работу, доставляя радость окружающим людям.

Итак, что же дети могут делать в огороде? Чем им помочь?

Обработка почвы. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. . После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Посев семян. Семенами сажаем тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель. Сеять семена могут дети во всех группах. Но вначале следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать. В группах выращиваем рассаду кабачков, капусты, перца, баклажан, огурцов.

Рыхление. Это могут делать дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

Прополка. Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.

Полив. Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три.

В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому сажать ее надо столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.

Таким образом, огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания дошкольников.

Воспитатель МДОУ № 4 Степанова Т.А.

Старший воспитательСусанова А.В.

Лёгкая Марина Сергеевна
Конспект НОД для средней группы «В огород пойдем, урожай соберем»

Цель : Расширять и уточнять представления детей об овощах и их отличительных особенностях : форме, цвету

1 Развивающие задачи :

Развивать память, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие

Развивать навыки речевого общения

2 Образовательные задачи :

Учить различать овощи на ощупь, по вкусу.

Развивать познавательные способности, эмоциональную выразительность.

3 Воспитательные задачи :

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование : Муляж овощей в корзине (лук, помидор, чеснок, картофель, морковь, огурец)

Ход Занятия:

Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время года?

Дети : Осень

Воспитатель : А что люди делают осенью?

Дети : Собирают урожай

Воспитатель : Молодцы ребята! а вы готовы отправиться в путешествие в «огородную сказку » ?

Дети : Да!

Воспитатель : Я отправляюсь в путешествие и беру с собой морковь. А вы?

Дети по очереди называют овощи, которые они берут в путешествие.

Воспитатель : Дети, у меня в корзине есть : репа, баклажан, огурец, лук, помидор, картофель, морковь, кабачок. Как можно это всё назвать одним словом?

Дети : Овощи

Воспитатель предлагает детям рассказать какие бывают овощи.

Дети по очереди рассказывают об одном выбранном овоще : какой он на вкус, какого он цвета, формы, какой на ощупь.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Один - много»

Воспитатель : Дети закончите предложения.

У меня один баклажан, а на грядке много. (баклажанов) . У меня один кочан капусты, а на грядке много. (кочанов капусты) . У меня один помидор, а на грядке много. (помидоров) . У меня один огурец, а на грядке много. (огурцов) . У меня одна морковка, а на грядке много. (морковок) У меня в корзинке один кабачок, а на грядке растет много. (кабачков) .

Воспитатель : Дети разгадайте «Загадки на грядке»

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя, резкий.

Горький вкус имеет он

Обжигает… не лимон.

(Лук)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Внизу красно, вверху зелено,

В землю вросло.

(Свекла)

Маленький и горький, луков брат.

(Чеснок)

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …

(Баклажан)

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные.

(Огурцы)

Воспитатель : Ребята какие вы молодцы!

Физ. минутка :

Хороводная «Урожай » (координация слов с движением)

В огород пойдем (ходьба по кругу)

Урожай соберем (взявшись за руки)

Мы моркови натаскаем («таскают» )

И картошки накопаем («копают» )

Срежем мы кочан капусты («срезают» )

Круглый, сочный (показывают круг) Очень вкусный.

Зелени нарвем немножко («рвут» )

И вернемся по дорожке (идут по кругу)

Воспитатель : Ребята, а что можно приготовить из овощей?

Ответы детей

Воспитатель : Да, дети, правильно из овощей варят суп, готовят салаты, делают сок, едят сырыми, солят. Но прежде чем есть овощи надо их вымыть.

Подведение итогов :

Воспитатель : О чем мы сегодня говорили? Какие бывают овощи?- Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились!

Ребята осень нам прислала посылку (стук в дверь, корзинка с яблоками) .

Публикации по теме:

Фотоотчет ОГОРОД НА ОКНЕ Средняя группа Сластенко Ольга Юрьевна В этом году совместно с родителями зародилась идея создать огород на.

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию из бумаги для детей средней группы " Наш огород" Образовательная.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В огород пойдем, урожай соберем» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы «У Арины огород» Цель: уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах, уточнить и активизировать словарь

Попались мне на глаза удивительные фото по сбору урожая в других странах и сразу пришла мысль — показать их ребенку, а потом побеседовать на тему урожая. Делюсь тем, что вышло. Развивающее занятие — кратко, но полезно: развитие речи, расширение словарного запаса и кругозора.

Первое в сегодняшнем развивающем занятии, что мы сделали — это посмотрели чудесные фото по сборке урожая в других странах . Источник фото —

В лесах растения каш, Индия. Женщины собирают каш, чтобы сделать топливо для приготовления пищи

В безбрежном море клюквы, Ричмонд (штат Виргиния, США)

Причудливые узоры на ферме при сборе урожая, Висконсин (штат США)

Сбор урожая. Комбайны

Просматривая вместе с ребенком то или иное фото, у вас будут свои вопросы и ответы, свои беседы и размышления, поэтому не пишу свои, направляю с помощью фотографий.

Интересным для Влада показалось последнее фото, на котором комбайны идут клином. Возник вопрос: почему комбайны, собирая урожай, едут клином? Если такой вопрос в вашем диалоге не возник, задайте его ребенку сами, поразмышляйте — вы можете написать свои ответы внизу в комментариях.

Подошли к карте и нашли:

  • Индию
  • Вьетнам
  • Францию
  • Мексику
  • Западную Африку

То есть на карте мы нашли места, в которых эти кадры были сфотографированы. Озвучили, какой народ проживает в той или иной стране: французы, африканцы, американцы, мексиканцы и так далее. Первая часть развивающего занятия плавно подвела к следующей.

Второе, что мы сделали, это поговорили о самом понятии урожая

Владу были заданы такие вопросы:

    Что такое урожай?

    Когда собирают урожай?

    Для чего собирать урожай?

    Что собирают с полей?

    Как собирают пшеницу, свёклу, картошку, кукурузу? В чем различие сбора урожая картофеля от сбора урожая ржи?

    Как называют людей, которые занимаются выращиванием овощных культур?

  • Что значит урожайный год? От чего зависит урожайность?
  • На что влияет урожайный год?

В каждом развивающем занятии для детей должна быть беседа, это тренирует ребенка размышлять и делать свои предположения.

Третье, это читали пословицы и раскрывали их значение

  • Хвались урожаем, когда в амбар засыплешь
  • Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота
  • В срок не заборонишь - урожай уронишь
  • Упустишь время - потеряешь урожай
  • Невспаханный пласт урожая не даст

Четвертое, решали логические задачки, придумала на урожайную тему для детей от 5 лет

  1. Владик и Витя рисовали. Один - тыкву, другой - свёклу. Что рисовал Влад, если Витя не рисовал тыкву?
  2. Мальчики Коля, Саша, Сеня и Женя сажали плодовые деревья. Один - яблони, второй - груши, третий - сливы, четвертый - вишни. Кто что сажал, если Саша - не сливы, яблони и груши, Сеня - не груши и яблони, а Коля - не яблоки?

  3. Лиза, Настя и Вероника собирали урожай. Одна - на поле с картошкой, другая - на кукурузном, третья - на поле со свёклой. Кто что собирал, если Настя не собирала свёклу и кукурузу, а Вероника - не кукурузу?
  4. Дима заметил на яблоне шесть яблок на нижней ветке. Четыре из них было закрыто листвой. Сколько яблок увидел Дима?

  5. Две девочки сажали овощи, а одна - арбуз. Что сажала Лена, если Мила с Диной и Марина с Леной сажали разные растения?

Задания на логику полезны детям в развитии логического мышления.

Пятое, разгадывали загадки — вы можете распечатать и скачать

Развитие детей в сегодняшней беседе об урожае:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса: беседуем по фотографиям, беседуем об урожае, пословицах;
  • Развитие мышления: на протяжении беседы по каждому нашему пункту происходит мыслительный процесс, идет обобщение услышанного и увиденного, анализируется полученная информация;
  • Логическое развитие: решали логические задачи, разгадывали загадки;
  • Расширение представлений об окружающем мире: смотрели фотографии, в результате ребенок получил представления о том, насколько разным бывает сбор урожая, что собирают в других странах, как ярко и необычно это бывает

Влад: 6 лет 7 мес

Игра — это источник развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенкаЛ.С. Выготской

Развитый ребенок — это любовь и понимание родителями основных его потребностей

Цель: Расширять и систематизировать представления и знания детей об овощах. Развивать интерес к растительному миру: рассказать детям о том, что овощи растут на грядке, в огороде. Дать детям понятие, что овощи являются источником витаминов. Учить детей отгадывать загадки описательного характера. Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Словарь: урожай, огород, грядка, овощи, картофель, капуста, морковка, помидор, огурец, чеснок, кабачок, баклажан, свекла, лук; растить, убирать, капать, дергать, срезать, солить, нарезать; вкусный, сладкий, сочный, полезный, мягкий, твердый, гладкий, шершавый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый.

Материал: Корзина с натуральными овощами; панно: огород; карточки на каждого ребенка с изображением овощей; картинки с недостающими частями изображения, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа: Беседа с детьми о пользе овощей, рассматривание овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики “Засолка капусты”. Д/и “Овощное лото”, игра “Узнай на вкус”.

Ход занятия:

Организационный момент.

(Объявление темы занятия. Создание эмоциональной атмосферы.)

Чтение отрывка стихотворения Ю. Тувима “Овощи”

Однажды хозяйка с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла.
Морковку, капусту, картошку, горох.
Петрушку и свеклу. Ох!

Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом все, что принесла домой с базара хозяйка?

Дети: Хозяйка с базара принесла овощи.

Воспитатель: Хозяйка принесла овощи с базара, а как овощи попали на базар?

Дети: Овощи привезли с огорода на базар.

Воспитатель: Как называется то место, где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде.

Воспитатель: Ребята скажите, а когда люди собирают урожай овощей?

Дети: Люди собирают урожай осенью.

Воспитатель: А почему именно осенью собирают урожай?

Дети: Осенью овощи созревают, поэтому люди собирают урожай овощей.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили.

Сегодня мы с вами будем говорить об овощах, о том, как собирают урожай, поиграем с вами и порисуем.

Ребята, я тоже ходила на овощной рынок и купила разных овощей. Хотите узнать, что я купила?

Я вам буду загадывать загадки, а если угадаете, достану отгадку из корзины.

Пришла гостья в рыжем сарафане,

Начали раздевать, стали слезы проливать. (ЛУК)

Воспитатель раздает детям овощи, которые они отгадали с помощью загадок.

Рассматривание овощей. (Выяснение цвета, формы, твердости, мягкости).

Развитие связной речи, формирование предложений с однородными прилагательными.

Пример: Это помидор – он красный, круглый, мягкий, сочный, спелый.

Пальчиковая гимнастика: “Засолка капусты”

Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.

Воспитатель: Ребята, что мы сделали с капустой и морковкой?

Дети: Капусту и морковку мы засолили.

Воспитатель: А что еще можно сделать из овощей?

Игра “Что можно приготовить из овощей”

Согласование прилагательного овощной с существительными в роде, числе.

Салат из овощей (какой?) – овощной.

Сок из овощей (какой?) - …

Котлеты из овощей (какой?) - …

Запеканка из овощей (какая?) - …

Пюре из овощей (какое?) - …

Воспитатель выставляет панно: Огород с грядками.

Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на эту картину, что на ней изображено?

Дети: На картине нарисован огород с грядками.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как много овощей выросло в огороде. Давайте с вами назовем овощи, которые выросли на грядке. (Дети по очереди называют грядки с овощами.) Мы назвали все овощи, а теперь пришла пора собирать урожай.

Физминутка “Собираем урожай”

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Воспитатель: Вот мы с вами собрали урожай. А вы мне расскажите, как вы собирали овощи. У вас на столах лежат картинки с разными овощами. Вы должны взять картинку и рассказать, как этот овощ собирают.

Игра “Соберем овощи с грядки”

Поиск соответствующего глагола.

Пример: Это морковь – ее выдергивают.

Воспитатель: А вы знаете ребята, чем полезны овощи?

Дети: В овощах много витамин.

Воспитатель: А что такое витамины, вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Витамины это вещества полезные для всех людей.

Хотите, я расскажу вам, откуда в овощах появляются витамины? (Да)

Растут овощи на огороде и солнце их согревает своим теплом, дожди дают им воду, а земля сохраняет их корни. Солнце, води и земля – вот, что наполняет овощи витаминами.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах картинки, посмотрите на них, чего не хватает?

Дети: Художник забыл дорисовать вторую половину овоща.

Воспитатель: Давайте ему поможем.

Игра “Дорисуй, чего не хватает”

Развитие зрительного восприятия и графических навыков.

Итог занятия: (оценка работы детей)

О чем мы сегодня с вами говорили?

Когда собирают урожай?

Где растут овощи?

Вы можете рассказать детям о том, как растут и созревают фрукты и овощи, почему картофель растет в земле, а яблоки нет. Собирая урожай вместе с детьми, поведайте им о том, как из собранного урожая готовят еду и почему нужно очень бережно относиться к окружающей среде. Вы даже можете устроить полевой урок биологии, истории, географии или даже математики.

Какие семена нужно собирать?

Не все семена одинаково хорошо вызревают, поэтому важно научить ребенка выбирать плотные семенные коробочки. Правильный сбор семян позволит сэкономить на покупке новых в следующем сезоне. Заниматься этим можно все лето и до самой поздней осени во время прогулки в лесу, на водоеме или на дачном участке.

Как правильно собирать семена?

Вместе с ребенком подготовьте несколько полиэтиленовых пакетов, бумажных конвертов или пластмассовых коробочек для семян и подпишите каждый из них в зависимости от того, какие семена вы будете туда собирать.

Дайте малышу задание аккуратно доставать семена из цветков и высыпать на бумажное полотенце или на газету, чтобы дать им высохнуть. После того как семена высохли, поместите их в заранее подготовленные конверты, пакеты или контейнеры.Убедитесь, что все емкости подписаны и плотно закрыты, после чего поместите их в прохладное и сухое место. На пакетики или контейнеры положите несколько упаковок влагоудерживающего материала, чтобы сохранить семена сухими. Каждые 5-6 месяцев семена их нужно пересыпать, чтобы продлить срок хранения до 3 лет.

Как использовать собранные семена?

Собранные семена можно использовать для настольных игр, поделок или добавлять в лепку. Тыквенные или подсолнечные семечки, например, можно употреблять в пищу , пожарив на сковороде или подсушив в духовке.

Семена пригодятся и для изучения математики . Разложите их по горсткам и попросите малыша посчитать, сколько семечек в каждой из них, после этого можно забрать несколько семечек из одной кучки и попросить посчитать, сколько осталось.

Можете также смешать несколько видов семечек и попросить ребенка разделить их по видам. Это хорошо развивает мелкую моторику, внимание и усидчивость.

Из собранных семян можно делать человечков, домики, машинки и даже рисовать картины. Позвольте ребенку экспериментировать и самостоятельно решать, что он хочет сделать.

Подготовлено по материалам сайта www.gardeningknowhow.com