Кто поставил диагноз "уродливой герцогине". Уродливая герцогиня квентин массейс Уродливая герцогиня лондонская национальная галерея

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Картины 1513 года

«Уродливая герцогиня» - картина Квентина Массейса , хранящаяся в Лондонской национальной галерее .

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка , изображающего его жену Маргариту.

См. также

Напишите отзыв о статье "Уродливая герцогиня"

Примечания

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Уродливая герцогиня

Соня, Наташа спали, не раздеваясь, в диванной. В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую, и Мавра Кузминишна, стоявшая у ворот, заворотила его к Ростовым. Раненый этот, по соображениям Мавры Кузминишны, был очень значительный человек. Его везли в коляске, совершенно закрытой фартуком и с спущенным верхом. На козлах вместе с извозчиком сидел старик, почтенный камердинер. Сзади в повозке ехали доктор и два солдата.
– Пожалуйте к нам, пожалуйте. Господа уезжают, весь дом пустой, – сказала старушка, обращаясь к старому слуге.
– Да что, – отвечал камердинер, вздыхая, – и довезти не чаем! У нас и свой дом в Москве, да далеко, да и не живет никто.
– К нам милости просим, у наших господ всего много, пожалуйте, – говорила Мавра Кузминишна. – А что, очень нездоровы? – прибавила она.
Камердинер махнул рукой.
– Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке.
– Хорошо, – сказал доктор.
Камердинер подошел опять к коляске, заглянул в нее, покачал головой, велел кучеру заворачивать на двор и остановился подле Мавры Кузминишны.
– Господи Иисусе Христе! – проговорила она.
Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)

Рисунок, Леонардо

Портрет жены, Ян ван Эйк

«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса, хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура — оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность, ненависть и агрессию по отношению к определенным личностям символически перенести на полотно и сделать их посмешищем посредством деформации их «чучел».

Подобная деформация черт лица — носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине определенного представления о стандарте красоты. Эти нормы превратились в общественные идеалы и любое отклонение от этих норм рассматривалось как нечто отталкивающее, ненатуральное.

Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.Описание

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета за парапетом, на который она положила левую руку, а правую выпрямляет жестикулируя. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Интересные факты

Своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

Хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев, считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Деформация и даже деструкция черт лица - носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа - желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Леонардо да Винчи , живой символ Ренессанса, долгое время искал математическое выражение идеальных пропорций человеческого тела. Всему миру известен «Витрувианский человек», изображение, созданное итальянским мэтром в качестве иллюстрации для книги о трудах античного архитектора Витрувия.

Леонардо, впрочем, интересовался не только идеальными пропорциями. Среди ранних его творений хватает изображений удивительно некрасивых, уродливых, пугающих людей .

Самой популярной из созданных да Винчи карикатур стал рисунок с морщинистой старухой в удивительно не подходящем ее возрасту наряде. Позднее фламандский художник Квентин Массейс превратил творение рук знаменитого итальянца в полноценную картину. Полотно, получившее название «Уродливая герцогиня », сейчас хранится в Лондонской национальной галерее.

Героиня картины Массейса показана преувеличенно гротескной, живым отступлением от всех тогдашних норм красоты, эдаким антиподом идеала. Долгие столетия считалось, что прообразом «Уродливой герцогини» была реально существовавшая женщина, тирольская правительница Маргарита Маульташ .

Лишь в прошлом веке ученые убедительно доказали: молва зря присвоила несчастной аристократке «титул» самой отвратительной женщины мира. Рисунки в исторических хрониках, авторы которых видели Маргариту в лицо, не имеют ничего общего с созданным «Уродливой герцогиней» образом.

Судя по этим изображениям, настоящая правительница Тироля была довольно-таки привлекательной и фигуристой дамой.

Скорее всего, считают ученые, систематическая травля Маргариты началась из-за ее политических решений, часто идущих вразрез с интересами церкви и владык многих окрестных земель.

Тирольская герцогиня ни в грош не ставила авторитет других правителей, как духовных, так и светских. Действительно важными для Маргариты были лишь собственные желания и выгода для родного герцогства.

Брак женщины с Иоганном Генрихом , маркграфом Моравии, был заключен, когда будущей владычице Тироля было 11 лет, а ее супругу лишь 7. Повзрослев, муж с женой сильно друг друга невзлюбили и в фактических брачных отношениях не состояли.

Более того, народу герцогства Иоганн тоже пришелся не ко двору. А вот Маргариту в Тироле любили, причем как простые люди, так и местная аристократия.

Насколько мы можем судить сейчас, герцогиня и Людвиг Баварский действительно любили друг друга. Ради возлюбленного женщина запросто выгнала постылого мужа из дому, причем народ Тироля полностью ее поддержал. А Людвиг, в свою очередь, не побоялся получить отлучение от церкви, каковое, между прочим, лишило его права на отцовский престол!

Лишь через 10 лет после скандала святые отцы смирились и признали развод Маргариты и Иоганна. Но запущенные родней отвергнутого мужа слухи уже разошлись по свету…

Тирольскую герцогиню называли распутной уродиной , на что намекало подаренное ей недоброжелателями прозвище Маульташ. Слово, на какую-то букву отличавшееся от немецкого «пельмень», можно было также перевести как «рот-кошелек».

Изображение с картины Массейса стало ассоциироваться исключительно с правительницей Тироля. Даже Герцогиню из «Алисы в Стране чудес» Кэрролла часто связывали с аристократкой…

Современные исследователи, однако, убеждены: да Винчи и Массейс вдохновлялись одним и тем же источником, не имевшим никакого отношения к тирольской владычице. «Уродливая герцогиня » стала ассоциироваться с Маргаритой Маульташ лишь позже, благодаря успешной кампании очернения ее имени со стороны церковных и светских властей.

Маргарита Маульташ (1318-3 октября 1369. Маульташ - прозвище) - последняя правительница независимого графства Тироль(с 1335 по 1365 гг)и, согласно популярной традиции, самая уродливая женщина, вошедшая в историю.
Сегодня о её внешности сказать что-то определённое крайне трудно, ведь единственное прижизненное изображение Маргариты Тирольской: на её личной печати - стройная женщина в полный рост, черты лица разобрать невозможно... зато с уверенностью можно утверждать, что эта женщина обладала сильным характером и большим мужеством.

печать Маргариты Тирольской, примерно 1366г

Маргарита была второй дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307-1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310-1335), её старшая сестра умерла в возрасте восьми лет в 1325 году. В 1330 году одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии.


Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379-1386, Собор святого Вита, Прага

Братьев у Маргариты не было и после смерти отца она стала единственным представителем Горицко-Тирольской династии, но в соответсвии с договором, заключённого между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом 1282 год, в случае прекращения мужской линии последнего его владения должны были перейти к Габсбургам. Австрийский герцог Альбрехт II немедленно оккупировал Каринтию и Крайну, однако в Тироле столкнулся с сопротивлением соседней Баварии, также претендующей на наследие Генриха Хорутанского. Согласно австро-баварскому договору 1335 года Каринтия и Южный Тироль отходили к Австрии, а северный Тироль - к Баварии. Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы. Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту правительницей Тироля.

Молодая графиня нашла поддержку как у местной аристократии, так и у ландтага (Ландтаг, земельный парламент - это орган, члены которого избраны из представителей народа) Тироля, который именно в это время начал усиливать своё влияние на политику, превращая Тироль в сословную монархию.

В ноябре 1341 года при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный союз с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским, Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха. Одновременно было объявлено, что супруги не состояли в фактических брачных отношениях. На этом основании император объявил брак недействительным. Ей тогда было 23 года... по нашим меркам совсем ещё юная девушка...


Людвиг V, герцог Баварии

Маргарита вышла замуж за его старшего сына Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга 10 сентября 1342 года в Мерано.
И хотя отсутствие фактических брачных отношений в Европе традиционно учитывалось церковью как уважительная причина для развода, папская курия настаивала на сохранении брака между Маргаритой и Иоганном Генрихом, а её новое супружество вызвало негодование политического противника Людвига Баварского Папы римского Климента VI. Маргарита и её муж были отлучены от церкви, а на Тироль был наложен интердикт(временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом). В Средние Века сама угроза подобного наказания была подчас очень действенным методом политического давления.

Скандальные обстоятельства изгнания первого мужа и новый брак тирольской графини стали широко известены в Европе. Ещё бы! ведь это был первый в истории средних веков "светский брак"! Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Марсилий Падуанский написал сочинение, в котором утверждал, что император имеет право давать развод. С другой стороны, папа Климент VI, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе.

В марте 1347 года Карл Люксембургский, брат первого мужа Маргариты, ставший к тому времени императором Священной Римской империи, вторгся в её владения и осадил замок Тироль. Однако Карл так и не сумел взять его и, отступая, преследуемый Людвигом, разорил Мерано и Боцен. Позже Карл помирился с Людвигом и Маргаритой. О эти удивительные Средние Века! Ну, подумаешь, повоевали немного...

В 1348 году Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывальсь кровное родство мужа и жены, Иоганн Генрих также признавал, что брак так и не был осуществлён, но отвергал обвинения в импотенции. Развод был оформлен 21 июля 1349 года. Однако ещё десять лет действовало отлучение от церкви Маргариты и Людвига и столько же не признавался папской курией их супружеский союз. Людвиг V, не желая конфликта с Габсбургами, восстановил мирные отношения с Австрией. При поддержке Альбрехта II, ходатайствовавшего перед папой Иннокентием VI, в 1359 году отлучение было отменено.

В 1347 году муж Маргариты стал герцогом Баварии. Это резко увеличило баварское влияние в Тироле и создало предпосылки для дальнейшего объединения государств. В 1361 году Людвиг V скончался и соправителем Маргариты в Тироле стал их сын МейнхардIII.

В 1360-ых гг. давление со стороны Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось. Австрийский герцог Рудольф IV, которому Карлом IV в своей Золотой булле 1356 г (законодательный акт Священной Римской империи) отказал в праве быть даже курфюрстом, вёл активную кампанию за усиление влияния Австрии в Европе и расширение её территории. Тироль был для него важнейшим регионом, обеспечивающим связь между обширными владениями Габсбургов в Подунавье и их наследственными землями в Швабии.
В 1363 году у Маграриты неожиданно умирает сын, Мейнхард III, и, уступив австрийскому давлению, Маргарита передаёт свои владения Рудольфу IV Габсбургу.

Причиной её отречения были указаны «особые обстоятельства» и «слабость женского пола». Бавария пыталась воспрепятствовать установлению австрийской власти над Тиролем и вторглась на территорию графства, однако успех сопутствовал Габсбургам, которые в 1364 году разбили баварцев. В 1369 году Бавария официально отказалась от своих претензий, получив за это огромную денежную компенсацию. Таким образом Тироль навсегда потерял свою независимость и был включён в состав Австрийской монархии.

Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 году в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене. Один из районов Вены носит её имя: Вена-Маргаретен. По условию Рудольфа IV Маргарита не должна была больше посещать Тироль.

"Что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали?"
По описанию её современника, хрониста Иоганна фон Винтертура, Маргарита была очень красивой женщиной и на картине первой половины XVI века она предстаёт перед нами женщиной весьма миловидной. На гравюре конца XVI века образ Маргориты тоже довольно нейтральный.

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века


Bildnis der Margarethe Maultasch von Dominicus Custos (Kupferstich, 1599)

Своё прозвище, Маульташ, Маргарита получила ещё при жизни: впервые оно упомянается в 1366 году. Его значение можно понимать по-разному: «Маульташ» (нем. Maultasch), в буквальном переводе «пельмень», видимо, намёк на её непривлекательную внешность (Маульташи - популярное блюдо в Южной Германии). Существует другая интерпретация - «проститутка», «порочная женщина». Так её характеризовали политические противники и церковь. Некоторые историки считают, что оно произошло от названия замка Маргариты в Южном Тироле. С первой четверти XV века утвердилось мнение, что у Маргариты был уродливый рот, чем она и заслужила своё прозвание.
Есть мнение, что образу, оставшемуся в истории, Маргарита обязана именно своим политическим противникам и церкви, но так или иначе в историю Маргарита вошла как безобразно некрасивая женщина.

Рисунок Леонардо да Винчи


Уродливая герцогиня. Квентин Массейн, около 1513г

Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего отражения в искусстве. В 1816 году Якоб Гримм, один из братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике «Немецкие саги»(к сожалению, этот сборник на русском языке пока недоступен).
Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, вот какой предстаёт Маргарита на рисунке Леонардо да Винчи и, в последствии на картине Квентина Массейса "Уродливая герцогиня", который воспользовался рисунком да Винчи, как моделью, а ещё позже портрет «Уродливой герцогини» вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес».


Королева Туниса. Вацлав Холлар(1607-1677)

Между прочим, своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ не имеющий ничего общего с оригиналом может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара(1607-1677) или как портрет Маргариты Тирольской. Так что можно сказать, что карикатурный образ Маргариты стал некоторым символом уродства, оставшемся в веках.


Иллюстрация к "Алисе в стране чудес". Джон Тенниел.1865