Как научиться писать эссе на английском.

Профессор Нью-Йоркского университета Мери Мецгер раскрывает секреты блестящего вступительного эссе.

Мотивационное письмо или письменное задание в форматах IELTS, TOEFL, SAT, GMAT. В любом задании "writing" от вас требуется не только знание английского, но и логика высказываний. Заставить людей больше мыслить, развить их мышление – вот цель того, чем на протяжении 25 лет занимается Мери Мецгер, профессор New York University. Миссис Мецгер не пользуется книгами «50 лучших вступительных эссе» или «Writing для чайников». Методику написания успешного текста она держит у себя в голове, чтобы на занятиях делиться ею со своими студентами. Некоторыми секретами своей методики Мери поделилась со StudyLab.

Есть несколько типов эссе

1. Утверждение, на которое студент должен ответить сам. Это уровень теста GMAT.

2. Ситуация, где вас спрашивают о какой-либо социальной проблеме. Это характерно для экзаменов SAT, TOEFL.

3. Личный вопрос из разряда «В вашем доме открыли пиццерию. Рады вы или нет?» Это вопрос уровня IELTS.

Чего ждут от вас университеты?

Первое, что вы делаете с любым типом утверждения – это обращаетесь к нему, повторяете его: “The question before us…/ The issue of ‘bla-bla-bla’ / My feelings about …”.

На экзамене GMAT вы «разрушаете» утверждение, создаёте обратное, показываете, что находится по ту сторону этого утверждения, что НЕ сказано. Потом вы говорите, например: «Возможно, это средство выявляет болезни, но очевидно, что есть болезни, которое это средство вылечить не может» (Well, it may be true that this thing can identify diseases, but it’s certainly, there are diseases that it cannot cure”). Вы должны сами прийти к этому выводу.

На экзамене TOEFL встречается анализ социальной проблемы (это уровень пониже GMAT). Пример: “Все ли должны сдавать экзамен по вождению, чтобы получить права?» (“Should all the people be required to take a test to get their driver’s license?”) И вам дают опции: «Некоторые утверждают, что да», «некоторые утверждают, что нет». То есть вам дают варианты, и в этом разница между типами вопросов на экзаменах. В личном вопросе (на IELTS) нет выбора, просто говори, что думаешь, об одной стороне вопросе. На уровне повыше (TOEFL, SAT) – студент должен расписать, что хорошо и что плохо. Он должен выбрать, с чем согласен. На самом высоком уровне работы (такой, как GMAT) нужно создать своё утверждение и это самое сложное. Университеты проверяют студента, может ли он раскрыть обе стороны вопроса, извлечь целое, создать противоположность и раскритиковать утверждение. Здесь уже нет подсказок.

Любое эссе состоит из трёх частей

Будь то GMAT или SAT, - всё равно. Говори, о чем собираешься рассказать, расскажи это и повтори снова. (“Say what you’re going to say, say it and say it again”). Это и есть три шага. Это формула и от неё нельзя отклоняться: «понятие, суждение, умозаключение». Когда я учу студентов писать эссе, я учу их находить взаимосвязи. Никому не нужна грамматика, и нельзя считать грамматические ошибки серьезным недостатком. Я не требую от студента изобилующего словарного запаса. Когда вы пишите эссе, приводите примеры, они необязательно должны быть реальными. Выдумайте их! Университету нужно понять, знает ли студент, что он должен делать, умеет ли он писать эссе.

Я расскажу вам одну историю

Один из самых талантливых студентов, с которыми мне приходилось работать, был из Йемена. Я учила его критическому письму для подготовки к эссе, чтобы определить, сможет ли студент поступить в колледж. Вопрос письменного задания был: «Говорят, что белые американцы должны извиниться перед чёрными за рабство. Черные американцы говорят, что перед ними не нужно извиняться, им нужно платить. Белые американцы говорят, что это действия, направленные против белых». В общем, тот тип эссе, когда даны варианты, и нужно сказать, что ты думаешь. Что требуют от тебя университеты в этом случае? - Раскритиковать каждый аспект и прийти к своему заключению. Так вот, работа моего студента была выполнена просто блестяще, не было слов! Он написал: «Да, черным американцам должны принести извинения». Но он также создал и три своих пункта: «Не только перед черными американцами должны извиниться, но и перед женщинами, за то, как государство повело себя по отношению к ним: ущемляло их права, вводила дискриминацию, не платила им. Помимо женщин, не помешало бы извиниться и перед американскими индейцами». И я сказала: «О Боже, это блестяще!» Но студента завалили. Я пришла в колледж, чтобы оспорить решение комиссии, и сказала: «Это отличное эссе, аргументы просто блестящие». В университете мне ответили: «Да, но он написал на 50 слов меньше заявленного минимума». И я поняла, что недостаточно научить студента писать. Нужно, чтобы он смог написать 250-300 слов.

При объяснении я часто использую пример с фломастером

Первое – опишите мне этот фломастер. Потом скажите, откуда он произошёл. И, наконец, как его можно улучшить. Студентам нравится это задание. Я проделывала его с группой сотрудников из Deutsche Bank. Это хорошо показывает умение нестандартно мыслить. Нужно постоянно практиковать анализ: есть проблема, разложите её на части, найдите противоположность, подберите аргументы, напишите своё эссе. Проделывайте это, пока не представите себе этот процесс визуально.

Всего мне требуется 10 академических часов

Сначала студенты должны написать изложение, где они располагают события в порядке их происхождения. Это очень важно, иначе потом они не смогут выстроить свои идеи в правильном порядке: что произошло в начале, что потом, что в конце. Это просто урок, даже без намёка на эссе. Потом я учу студентов, как разделить текст на части. Мы вместе это обсуждаем. Курс состоит где-то из 13 уроков. Я буду объяснять на занятии, студенты будут делать домашнюю работу. Однажды мне удалось сотворить чудо, когда я подготовила студента за 6 часов. Но это скорее исключение, так как он был IT-специалистом. А так, 10-12 часов занятий вполне достаточно, чтобы научиться писать эссе «гарвардского уровня».

Мери Мецгер даёт частные уроки "critical writing", "analytical writing" в школе индивидуальной подготовки StudyLab в Москве.

27 мая пройдёт мастер-класс по написанию эссе для старшеклассников и студентов. Мастер-класс будет проводиться на английском языке.

Любой преподаватель гуманитарных дисциплин, хоть раз наблюдавший печаль в глазах ребенка, медитирующего над пустым листом, согласится со мной в том, что более или менее свободное созидание может стать проблемной зоной для учеников. Где баланс между «я художник, я так вижу» (и пишу не в заданном объёме или и вовсе не совсем по теме) и выстраданными гугл-переводами с человеческого на экзаменационный?

    предварительная дискуссия;

    формирование личной включённости учеников;

    включение в контекст темы;

    предоставление чётких и детализированных критериев оценки;

    развернутая обратная связь.

Итак, рассмотрим набор доступных каждому преподавателю приемов улучшения качества ученического эссе. Для удобства мы пройдёмся по топ-фразам учеников в отношении подобных заданий в том порядке, в котором они возникают на уроке.

Исключительно в развлекательных целях я провела аналогию со стадиями принятия утраты Кюблер-Росс . Почему четыре с половиной, а не пять? Я просто рассчитываю, что после этих рекомендаций депрессия на вашем уроке не затянется надолго.

1. Отрицание. «Я ничего об этом не думаю»

«Правда, ни единой мысли в голове?» - удивляемся мы. Дорогой преподаватель, а что ты сам прямо сейчас думаешь о проблеме сохранения окружающей среды в Южной Африке? А о последних сезонах популярных мультсериалов? Высока вероятность, что ничего. Пока ничего. Почему?

При недостатке информации предмет эссе просто не существует в головах учеников, или существует лишь номинально.

Итак, ответ напрашивается сам собой: недостаток информации. Ты не знаешь, какие мультсериалы сейчас популярны или какова степень загрязненности воздуха в ЮАР. Точно так же и твой ученик, в силу возраста и опыта, может банально не знать общий список профессий, которые для него доступны, чтобы написать бессмертное «Кем я хочу стать, когда вырасту» - не говоря уже о более специфичных темах.

Вывод: проведи предварительную дискуссию , в ходе которой ребята ознакомятся с фактической базой и основными понятиями или же сами их сформулируют, даже если речь идёт о самом общем эссе. Предварительные заметки помогут им преодолеть «страх чистого листа».

2. Гнев. «Зачем писать, если я могу сказать? И что за идиотская тема?»

«Зачем писать?». Зачем писать - мы знаем, а вот дети могут и не знать, и едва ли лекция по формированию речевых способностей через письменное высказывание приблизит их к пониманию. Что же делать?

    В первую очередь, сделай процесс убеждения наглядным . Например, предложи им сравнить их собственное спонтанное устное высказывания и последующее письменное. Экспериментам на уроках словесности быть!

    В дальнейшей перспективе дети могут сопоставлять свои эссе и так же наглядно видеть прогресс во времени. Статистике - тоже быть.

    Не лишним будет предложить ребятам понаблюдать за собой и сравнить сосредоточенное состояние, в котором они находятся, когда пишут что-то, и «рассеянное» состояние при беседе. Спроси их: как привычка к состоянию сосредоточения и связности могла бы улучшить их устную речь?

«Что за глупая тема?». То, к чему мы не имеем личного отношения, не наделяется нашим добрым мозгом никакими ресурсами для исполнения. А какое отношение имеет предложенная тобой тема к жизни ребенка?

Максимально активизируй личную включённость учеников в заданную тему.

    Ты можешь активизировать личную включённость через просьбу рассказать истории из личного опыта, которые имеют отношение к теме или в которых проявляется поставленная проблема. Это делается на этапе предварительной дискуссии.

    Кроме того, ты можешь предложить ученикам самостоятельно сформулировать основной вопрос и заголовок в рамках обсуждаемой темы - это также повысит личную включённость.

    Экстренно краткий вариант - дать ученикам возможность выбрать из нескольких аспектов темы.

3. Торг. «А можно чуточку сократить и сделать один абзац?»

Если проблема в мотивации, используй текст с картинки ниже (нет, не стоит) или возвращайся к пункту два.

(источник:)

Однако за этим вопросом может скрываться гораздо более глубокая проблема - нет слов, чтобы выразить мысль, и речь не только об иностранных языках. Обязательно предоставь ученикам ссылки на разнородные тексты по схожей теме , на материале которых дети смогут понять контекст проблемы.

Другой важный момент - чёткое проговаривание критериев, по которым ты будешь оценивать эссе. Давая ребятам детальные и определённые критерии оценки сочинения , ты побуждаешь их перечитывать и править его, тем самым развивая в них навыки речевой рефлексии.

Доказано, что ситуация неопределённости (отсутствие критериев оценки или их нечеткость) порождает ещё большую тревогу, чем преувеличенный акцент на них.

Своим сочинением ученик создал высказывание, а чтобы высказывание ожило, ему нужно коммуникативное поле. Даже самое короткое замечание сменяет образ преподавателя с «машины по поиску ошибок» на собеседника, а любая коммуникация, в том числе письменная, нуждается в собеседнике, или, в данном случае, абстрактном читателе.

Твоя задача - стать переходным звеном между буквальным письменным собеседником и абстрактным читателем в мыслительном диалоге ребенка.

Вывод: давай письменную обратную связь. Ученик, потративший полтора часа на написание сочинения, безусловно, заслуживает десять минут твоего времени на написание подробного отзыва по всем законам жанра (похвала даётся прежде критики, отмечен личный прогресс, вместо недостатков разбираются возможности улучшения).

Другим замечательным вариантом обратной связи являются

Учеников к IELTS, самая трудная частью экзамена для большинства сдающих – это письменная часть (writing).

Оно и неудивительно, письмо – это сложный, комплексный навык. Одного умения держать карандаш в руке недостаточно. Как и умения писать смски друзьям)) А жаль…

Почему трудно написать эссе на английском языке?

Как справиться с трудностями?

Что делать, чтобы научиться писать хорошее эссе в формате IELTS или любое другое эссе по английскому языку?

Знания по теме

Наличие знаний и мыслей по самым разнообразным темам – это хорошо. Понимание глобальных и локальных процессов – прекрасно!

С этим нет проблем у эрудированных и любознательных людей, способных анализировать явления. У тех, кто помимо «работы-дома» имеет другие интересы. У тех, кто читает не только Cosmopolitan и Men’s Health. У тех, кого не пугают слова «глобальное потепление», «цены на источники энергии», «образовательные стандарты» и прочее.

У тех, кто занимается подготовкой учеников к IELTS десять лет)))

Но все же - насколько реально быть экспертом, разбирающимся во всех областях жизни? Кто сходу может сказать, насколько оправданны инвестиции в исследование космоса? Вряд ли кто-то просыпается с мыслью о космосе))

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар- Олы

с углублённым изучением отдельных предметов»

Мастер-класс «Учимся писать эссе»

Йошкар-Ола 2015

    Научиться выявлять отличительные черты жанра эссе;

    создать алгоритм написания эссе.

    формировать потребность выражать собственное мнение;

    научить писать сочинение в жанр эссе;

    воспитание чувства любви к театру

Задачи:

    изучить жанр эссе;

    показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;

    самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;

    развить читательскую и творческую активность.

Оборудование:

    Материал для словарной работы.

    Презентация

“Эссе – способ рассказать о мире

через себя и о себе с помощью мира”. (А. Эльянявис)

А.А. Эльяшевич.

I. Эмоциональный старт.

Человека окружает музыка соловьиного пения, волшебные картины закатов и рассветов, заснеженных горных вершин, запахи цветов, мягкое прикосновение летнего ветерка. Все это объединяет его с другими живыми существами. И только владение Словом выделяет его и превращает в семью, общество, человечество. В трех измерениях. А в четвертом – времени - оно позволяет ему общаться с прошлым и будущим.

Мой кров убог. И времена суровы.
Но полка книг возносится стеной.
Здесь по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы…
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Слово – самое простое и обычное понятие для нас. Но до сих пор одной из величайших загадок, стоящих перед наукой, является превращение мысли в слово.

II. Целеполагание .

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. Сегодня мы попытаемся получить представление об особенностях такого жанра как эссе.

Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.

Какова история возникновения жанра эссе?

III. Экскурс в историю возникновения жанра.(Выступление учеников)

Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень, написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.

В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.

В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.

Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе.

Эссе (от лат. exagium - взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)

Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.

(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)

Эссе - (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)

IV. Анализ текста – эссе

Итак, мы многое узнали об эссе, но узнать секреты этого жанра можно, лишь почитав произведения, созданные в этом жанре. У нас есть сегодня такая возможность. Перед вами текст Марины Цветаевой с очень типичным для эссе названием «Два слова о театре».

Два слова о театре.

Театр не благопристоен для Поэта.
И Поэт не благопристоен для театра.
Гейне.

Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением хитрецов породы Фомы Неверующего, верящих лишь в то, что видят, еще более: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых.
А сущность Поэта – верить на слово!
Поэт путем прирожденного невидения видимой жизни дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец увиденную жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в Быт.
Театр я чувствую насилием.
Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с Мечтой, - третье лицо на любовном свидании.
И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь, или закрываешь глаза.
«Но пишите же, однако, пьесы!» Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я – актриса.
Знающий меня – улыбнется!

    О чем этот текст? На что указывает заголовок?

    Каков объем произведения?

    Что можно сказать о композиции текста?

    К какому типу речи относится данный текст?

    Каков язык текста?

Вывод:

Проанализировав эссе Марины Цветаевой, мы выявили основные особенности жанра эссе. Назовите их.
Возможные варианты ответа:
Эссе – стремление обнажить себя, понять себя и свое время, это напряженный диалог с самим собой.
Особенности жанра:

Обращение к значительным проблемам;
- субъективность, ярко выраженная позиция автора;
- отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения;
- композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы,
словом плетет кружева или паутину повествования;
- сравнительно небольшой объем.

Особенности языка эссе:

Афористичность, иногда парадоксальность речи;
- использование полемически заостренных утверждений;
- эмоциональность речи;
- смешение разнородных пластов лексики;
- использование художественных приемов;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.

V. Создание алгоритма

Алгоритм написания эссе:

    Формулировка проблемы исходного текста.

    Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

    Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

    Заключение.

Комментарии к алгоритму:

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

    текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;

    концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

I. Логические

    Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)

    Статистика (количественные показатели развития производства и общества)

    Законы природы.

    Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.

    Данные экспериментов и экспертиз.

    Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные

    Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.

    Литературный пример из общеизвестного произведения.

    Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

    Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.

    Мнение специалиста, эксперта.

    Мнение очевидцев.

    Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом

VI. Мозговой штурм..

Соединить элементы структуры и фразы-клише

Элементы структуры эссе

Фразы-клише для использования в эссе

2. Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность проблемы

В данном высказывании автор рассуждает на тему… Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Автор поднимает проблему… Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для... Данная проблема является актуальной в условиях… …преодоления духовного, нравственного кризиса; …обострения глобальных проблем современности; …диалога культур; …современной рыночной экономике; …жесткой дифференциации общества; …открытой социальной структуры современного общества; …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей и т. п.

4. Формулирование собственной позиции

Я согласен с автором в том, что… Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, потому что… Автор был прав, так как… На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… / ситуацию, сложившуюся в обществе… / одну из проблем современности). Действительно… Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться.

5. Теоретическая аргументация (тезисы и понятия)

Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии / социологии / права / экономической / политической науки)… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания... Данное высказывание может быть теоретически обосновано следующими положениями. Во-первых, … Во-вторых, … и пр. Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании… Раскроем смысл данного высказывания с нескольких позиций… В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как…

6. Фактическая аргументация (2 примера)

Проиллюстрируем это положение рядом примеров… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть следующими фактами общественной жизни… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть многочисленными примерами из литературы / истории. Так… Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни… Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора… Я хотел(-а) бы подтвердить правоту / ошибочность взглядов автора следующими примерами… Обратимся к примерам из произведений русской литературы… Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности…

Таким образом, … Итак, … Подведем общий итог рассуждению... Мне кажется, автор высказывания, несмотря на некоторые нюансы, был прав… Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод... В заключении хотелось бы отметить…

VII. Творческая работа –написание эссе «Театр - явление особое»

Театр - явление особое: возвышенное и праздничное. Артисты театра кажутся__________________________________

Какого-то таинственного и волшебного. Меня с детства __________________________________________________________________________________________________театр _____________________________________________________________________________________________. Я верила, что___________________________________________________________________________________________________

Позже я поняла, что____________________________________________________________________________________________________

Но ощущение волшебства не прошло. Для меня и сейчас ___Театр рос как будто вместе со мной. Сначала я смотрела «Незнайку» и «Золушку», затем «Сотворение мира», «Моя прекрасная леди». И вот в этом году ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Театр мне помог осознать _________________________________________________________________________________

Сейчас существуют ______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

И вообще: все, что связано с театром для меня ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Театр - явление особое: возвышенное и праздничное. Артисты театра кажутся людьми из иного мира - какого-то таинственного и волшебного. Меня с детства восторгал Театр кукол. Я верила, что звери, волшебные существа разговаривают на самом деле. Позже я поняла, что это люди озвучивают речь сказочных героев и управляют куклами, но ощущение волшебства не прошло. Для меня и сейчас любимым театром остается Театр кукол в моем родном городе. Театр рос как будто вместе со мной. Сначала я смотрела «Незнайку» и «Золушку», затем «Сотворение мира», «Моя прекрасная леди». И вот в этом году знакомые артисты театра предстали в новом обличье - спектакль «Мастер и Маргарита» превзошел все мои ожидания. Как понятно и ярко, оригинально показано сложное булгаковское троемрие. Театр мне помог осознать и величие романа, и величие театрального мастерства. В Йошкар _Оле я побывала во всех театрах: в драматическом имени Г.Константинова, в театреим. Шкетана... Сейчас существуют ………………………………………………Маленькая сцена, кажется, что артисты играют просто в зрительном зале, рядом с тобой, да так оно часто и происходит на самом деле. В оформлении сцены, занавеса нет ничего помпезного, монументального. Великие актеры играли здесь…..

И вообще: все, что связано с театром для меня величественно, загадочно и волшебно.

Приложение 1

Алгоритм написания эссе

1. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

5. Заключение.

Приложение 2

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

Приложение 3

Особенности объема

Как правило, это небольшая работа

Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Особенности стиля

Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

Особенности композиции

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

Сейчас ученикам школ необходимо уметь писать сочинения: данное задание входит в ГИА и ЕГЭ, которые все сдают в 9 и 11 классах. Сочинение играет большую роль в ГИА – его необходимо написать всем ученикам, оканчивающим основную школу. В ЕГЭ данное задание входит в часть C. Нередко можно услышать мнения школьников, которые отмечают, что идеально выполнить ЕГЭ крайне сложно, а до части C «дойти» сумеют далеко не все. Тем более, если выпускник не собирается поступать на филологический факультет или любую гуманитарную специальность, стимул к написанию хорошего сочинения и получению высокого балла за часть C совсем пропадает. Но следует взглянуть на этот вопрос и с другой позиции.


Подумайте, насколько повысятся у вас шансы достойно сдать ЕГЭ, если вы покажете отличный результат при выполнении наиболее сложного задания. Хорошее сочинение в ЕГЭ даст вам высокие дополнительные баллы, позволит отлично «подстраховаться» на тот случай, если вы не сумеете вспомнить сложный теоретический материал для набора большего количества баллов по другим разделам ЕГЭ. Стоит научиться писать сочинения, чтобы получать положительные оценки за плановую работу и чувствовать себя уверенно на выпускных экзаменах. Для этого достаточно запомнить правила построения и оформления сочинения, алгоритм работы, следовать несложным рекомендациям.

Как научиться писать сочинения? Несколько простых советов: осваиваем мастерство слова постоянно
Многие школьники задают вопрос: как научиться писать сочинения? Чаще всего они желают получить конкретные ответы, ёмкие советы. Однако для создания хороших текстов необходимо постоянно совершенствовать свои навыки устной и письменной речи. Есть несколько простых рекомендаций, которые помогут вам развивать умение грамотно и литературно выражать свои мысли, писать логично и легко, свободно владеть словом.

  1. Выделите время на чтение книг. Старайтесь изучать классические произведения постоянно, а не быстро просматривать их перед уроком. Обращайте внимание на слог, построение предложений, художественные средства. Анализируйте тексты с точки зрения связи содержания и формы. Соотносите то, о чём автор хотел рассказать в произведении, с выражением этих мыслей в предложениях, конкретных словах и речевых оборотах. Даже если чтение само по себе вас не увлекает, помните о том, что такая работа поможет вам научиться писать тексты самостоятельно, формулировать мысли и излагать собственную точку зрения.
  2. Отдельное внимание обращайте на структуру и повествование в маленьких рассказах. Посмотрите, как автор оформляет вступление, как развиваются события, каким образом строится заключительная часть. Запоминайте интересные обороты, слова, особенности построения фраз.
  3. Вы можете также ознакомиться с критическими статьями, в которых даётся анализ разных произведений художественной литературы. Постарайтесь всегда выделять время на это, особенно, если вам задано прочесть крупное произведение. Работы исследователей помогут вам прояснить неясные моменты, там уже рассмотрены основные художественные средства, особенности поэтики, изложен творческий путь автора. Чтение небольшой критической статьи займёт у вас всего 10-30 минут, принесёт ощутимую пользу в дальнейшем.
  4. Старайтесь следить за вашей устной речью. Если стремиться говорить правильно и красиво всегда, написание грамотного текста не станет для вас проблемой. Люди редко пишут и часто говорят, а устная и письменная речь тесно связаны. Тренируйте разговорную речь, делайте её богаче, избегайте сленга и штампов. Это не только поможет писать логичные и правильные сочинения, но и пригодится в дальнейшей жизни, когда вам понадобится общаться с серьёзными людьми и обсуждать деловые вопросы, демонстрировать свои способности и знания.
  5. Лучше не пользоваться сборниками готовых сочинений. Помните, что все эти тексты хорошо знакомы опытным преподавателям и экзаменаторам. Даже если ваш школьный учитель случайно не заметит подмены, на экзаменах заученные тексты не пригодятся: тем очень много, а сочинение из сборника члены экзаменационной комиссии легко узнают.
  6. Выделяйте на создание сочинения достаточное время. Не старайтесь написать его быстро, в последний момент. Даже если вы уже хорошо владеете слогом и пишете грамотные сочинения, всегда гораздо лучше сначала написать черновой вариант, а потом перечитать его и дополнить, внести исправления. Зачастую ошибки сложно увидеть сразу, а интересные мысли и идеи могут прийти вам в голову чуть позже.
  7. Спокойно относитесь к критике. Если вы что-то не поняли на уроке, не сумели разобраться в тонкостях сюжета и образов героев произведения, займитесь изучением текста дома. Прочтите учебник, просмотрите ещё раз само произведение, перечитайте ключевые сцены. Пользуйтесь услугами библиотек: берите там критические статьи, читайте комментарии в собраниях сочинений. В итоге вы только сэкономите время, поскольку, поработав сначала над собой, создав необходимую базу, вы начнёте писать сочинения гораздо легче и быстрее, будете добиваться лучших результатов.
  8. Желательно найти читателей. Предлагайте почитать ваши сочинения родителям, друзьям. Они смогут обратить ваше внимание на недостатки, помогут их исправить, дадут полезные советы, учитывая характерные особенности ваших текстов.
Всегда следите за грамотностью, читайте больше художественной литературы и не забывайте об основных советах, тогда вы сможете достаточно быстро научиться писать сочинения.

Учимся писать сочинения. Алгоритм работы
Учитесь писать сочинения по алгоритму, работайте в соответствии с планом, излагайте мысли последовательно.

  1. Внимательно прочтите тему сочинения. Если вам предложено сформулировать заглавие, помните: именно заданную в заголовке тему вам понадобится раскрывать в тексте. Чтобы рассмотреть тему хорошо, полностью её раскрыть и не оставить пробелов, выберите один аспект, конкретную узкую проблему. Пример слишком широкой темы: «Значение романа «Война и мир» в творчестве Л.Н.Толстого»; пример узкой темы, хорошо подходящей для написания сочинения: «Андрей Болконский и Наполеон. Пересечение судеб (анализ эпизода)».
  2. Обдумайте тему тщательно. Сразу начинайте использовать черновик: записывайте факты биографии автора, относящиеся к написанию произведения, цитаты, собственные мысли.
  3. Определите основные проблемы, прямо относящиеся к теме. Найдите среди них ключевой вопрос и запишите его.
  4. Начинайте формулировать ваше личное мнение, отразите в черновике мысли по теме, ваше отношение к проблеме, произведению. Ответьте на вопросы:
    • Что вас заинтересовало?
    • Что показалось главным?
    • На какие детали, факты вы обратили внимание?
    • Согласны ли вы с мнением автора? Кратко объясните свою позицию, приведите доказательства, аргументы, воспользуйтесь вашим читательским и личным жизненным опытом.
    • Какие герои вам понравились? Почему?
    • Какие чувства вызывает произведение, статья?
    • Задумывались вы раньше над этой проблемой?
    • Насколько важным вам кажется поднятый в произведении вопрос?
    • Что нового вы открыли для себя, прочитав произведение?
  5. Запишите основные мысли, которые вы хотите отразить в сочинении. У вас должно получиться не менее 12 предложений.
  6. Перечитайте все черновые материалы и составьте план вашего сочинения. Помните, что композиция должна быть чёткой:
    • вступление;
    • основная часть (комментарии, аргументы, рассмотрение авторской позиции, доказательства вашей позиции);
    • заключение;
    • выводы.
    Пишите план, оставляя свободные места между пунктами. Туда вы можете внести цитаты, наметить предложения и формулировки. Распределите по пунктам плана все ваши черновые материалы. Не забывайте о заданном объёме.
  7. Приступайте к написанию чернового варианта вашего сочинения. Обязательно внимательно следите за логикой повествования: избегайте резких переходов, смысловых сдвигов, не уделяйте слишком много места деталям, незначительным отступлениям. Излагайте мысли плавно, последовательно, помните о смысловых связках между предложениями, абзацами. Ваш текст должен восприниматься как единое целое
  8. Используйте цитаты, вспомните свой личный опыт, аргументируйте и доказываете ваше мнение, позицию.
  9. Особое внимание уделите вступительной и заключительной части сочинения.
    • Во вступлении сформулируйте проблему, поясните задачи, которые вы ставите перед собой при написании сочинения. Можно начать с тезиса, отразить значение произведения в творчестве автора, важность и актуальность поднятой проблемы.
    • В заключении сделайте выводы. Перед написанием заключительной части перечитайте сочинение целиком. Пересказывать его содержание не нужно: обобщите всё написанное, но другими словами.
  10. Перечитайте черновик, найдите и исправьте все ошибки, неточности. Аккуратно перепишите сочинение на чистовик. Перечитайте текст и ещё раз проверьте его.
Пишите сочинение внимательно, вдумчиво и не торопясь, следуйте алгоритму и рекомендациям, тогда вы сможете хорошо выполнить задание.