Журнал для интеллектуальной элиты общества

Трудолюбивые по характеру жители мегаполисов в странах Азии проводят на работе больше времени, чем жители крупных городов в других странах мира. Столь напряженный ритм жизни таит в себе риски как для работников, так и для работодателей.

Большое количество сверхурочных часов снижает работоспособность сотрудников, что косвенным образом влияет и на снижение доходов компании. Постоянное напряжение и негативно сказываются на здоровье человека и даже могут привести к .

В декабре 2013 года в ряде СМИ азиатского региона появилась статья о 27-летнем копирайтере из Джакарты, который умер прямо на рабочем месте, проработав 30 часов подряд. Этот вопиющий случай вызвал дебаты о продолжительности рабочего дня в странах Азии.

Время – деньги в Гонконге

В рейтинге количества часов, проведенных на рабочем месте, безусловными лидерами являются жители азиатских стран. Им принадлежат три позиции из первой пятерки «трудоголиков». Всего в рейтинге представлены данные по 72 городам мира. Гонконг, крупнейший мегаполис азиатского региона, находится на третьем месте.

Житель Гонконга проводит на работе в среднем 2296 часов в год. Власти города рассматривали возможность введения нормированной рабочей недели еще в 2010 году, но дальше обсуждения дело не продвинулось, сообщает China Daily .

В 2014 году финансовая корпорация CPA Australia провела опрос 350 сотрудников финансовых подразделений международных корпораций, частных фирм и некоммерческих организаций Гонконга. По данным опроса, 40% респондентов вынуждены проводить на работе более 50 часов в неделю, а каждый пятый сотрудник – 61 час.

Опрос также показал, что 45% респондентов хотели бы сменить место работы в ближайшие полгода. Что же касается приоритетов, то треть респондентов ставит на первое место баланс между работой и личной жизнью, а зарплату и – на второе и третье места соответственно.

Аналитики предупреждают, что такая статистика может не лучшим образом сказаться на перспективах экономического роста Гонконга.

«Конкурентоспособность и производительность труда – это два разных понятия, – пояснил Питер Ли , директор представительства Veco Invest в странах Азии. – Необходимо, чтобы сотрудники нашли баланс между профессиональной и личной жизнью, тогда и производительность их труда повысится, следовательно, повысится и конкурентоспособность всего Гонконга».

Гуманные человеко-часы

В странах Азии среднестатистический офисный работник проводит на работе около 2154 часов в год, что на 13% больше среднего мирового показателя, говорится в отчете UBS Prices and Earnings за 2012 год (отчет составляется раз в три года).

Однако, по оценкам экспертов, удлиненные рабочие недели вовсе не гарантируют высокую результативность. С одной стороны, большее количество человеко-часов способствует экономическому подъему региона, но с другой стороны, сотрудники местных фирм все чаще начинают «сгорать» на работе и более подвержены идеям о смене места работы. Это в свою очередь создает проблему текучести кадров и становится источником дополнительных расходов для предприятий.

Рабочая неделя в странах мира

Согласно данным Международной организации труда, в большинстве стран Азии соблюдается 48-часовая рабочая неделя. Однако правила, прописанные в трудовом законодательстве, не всегда применяются на практике. Например, в трети стран азиатского региона количество рабочих часов в неделю доходит до 60, а еще треть стран вообще не имеет законодательного нормирования рабочей недели.

Япония первой из азиатских стран установила 40-часовую рабочую неделю. Закон об этом был принят еще в 1994 году. Южная Корея последовала примеру своего соседа только в 2003 году, однако эти правила едва ли соблюдались до сентября прошлого года, когда максимальное число рабочих часов в неделю сократилось с 68 до 52.

А вот продолжительность рабочей недели в экономически развитых странах, наоборот, уменьшается. Для сравнения, жители Франции проводят на работе всего 35 часов в неделю, при этом местный закон не рекомендует сотрудникам проверять рабочую почту и отвечать на служебные звонки во внерабочее время.

Похожее законодательство действует и в Германии. А вот благополучная Швеция рассматривает перспективу принятия закона о 30-часовой рабочей неделе.

При этом, по данным международной ассоциации The Conference Board, наиболее эффективно работают жители США, Голландии, Франции, Германии, Швеции и Австралии.

Эта статья навеяна одной очень поучительной историей об американском бизнесмене и мексиканском рыбаке. Для начала хочу рассказать ее вам - чтобы было понятно, с какой стати меня посетили такие мысли экзистенциального характера.

Американский бизнесмен наконец-то выкроил несколько дней для отдыха и отправился в небольшую мексиканскую деревушку у моря. Прогуливаясь по берегу однажды утром, он увидел мексиканского рыбака, сидящего на берегу у лодки, наполненной рыбой. Бизнесмен не мог не оценить прекрасный улов и спросил, сколько у рыбака уходит времени, чтобы наловить столько рыбы. Оказалось, всего пара часов. И тогда бизнесмен спросил, что же рыбак делает все остальное время. Рыбак ответил: «Обедаю, отдыхаю, играю с детьми, вечером прогуливаюсь с женой и выпиваю по стаканчику вина с друзьями». И тогда бизнесмен, наученный опытом развития частных предприятий и теорией MBA, предложил рыбаку начать развивать бизнес - тратить больше времени на ловлю рыбы, продавать ее по более высокой цене, чтобы потом купить больше лодок, ловить и продавать больше рыбы, открыть завод по ее переработке, заработать много-много денег...». «Сколько на это должно уйти времени?» - спросил рыбак. По подсчетам бизнесмена, развитие дела заняло бы лет 10-15. «И что дальше?» - возник у рыбака вопрос. «Ты бы смог уйти на пенсию, ловить рыбу по паре часов в день, потом отдыхать, прогуливаться с женой и выпивать по стаканчику вина с друзьями в ресторане вечером».

Меня просто покорила эта история - своей простотой и в то же время глубочайшим смыслом. Подумать только, ведь многие, да что там, большинство из нас живет по тому принципу, который предлагает американский предприниматель. То есть, чтобы иметь возможность жить в свое удовольствие, необходимо для начала вкалывать и тратить время на рабочие моменты, оставляя жизнь «на потом». Так ради чего мы живем в таком случае? Мы работаем, чтобы жить? Или все же живем, чтобы работать? Похоже, что в большинстве случаев оказывается, что мы живем ради работы, посвящая ей максимум нашего времени, остаток которого мы просто спим.

А жить-то когда? Лет через 10-15? Но такое возможно только в случае, если бизнес будет развиваться достаточно хорошо. А если работать на хозяина и выполнять неинтересные, но трудоемкие задачи? Тогда до самой пенсии радоваться жизни если и получится, то только урывками - во время отпуска, после которого многие сейчас опять же впадают в депрессию. А все из-за неудовлетворенности своей жизнью, работой и соотношением этих двух понятий. Конечно, запросы сегодня у нас тоже немаленькие. Хочется жить комфортнее, красивее и гламурнее других, или хотя бы более достойно, чем старше поколение. Чтобы не считать копейки и мало в чем себе отказывать. Однако в этом-то и проблема нашего общества потребления: мы трудимся, чтобы купить больше продуктов и услуг, которые должны сделать нашу жизнь лучше, но лучше нам почему-то не становится. А все потому, что, не видя белого света и работая по 14 часов в сутки, мы просто уже не можем радоваться тому, чего накупили.

Есть такое выражение: «Возьми от жизни все, но заплати положенную цену». То есть, если мы хотим иметь все, то и работать надо соответственно другой вопрос - станем ли мы от этого счастливее. А вот пример мексиканского рыбака с его расслабленным, но определенно счастливым образом жизни доказывает, что наслаждаться жизнью можно, и, зарабатывая немного - просто, чтобы хватало на все необходимое. Опять же стоит оговориться, что «все необходимое» - это очень растяжимое понятие для каждого. Кому-то только на питание, квартплату и простую одежду достаточно денег, а кто-то понимает необходимое под Мерседесом и отдыхом на тропических островах пару раз в год.

Думаю, вы понимаете, что я хочу донести до вас: можно и не горбатиться всю жизнь (особенно молодые годы), чтобы жить достойно и в свое удовольствие. И мне хотелось бы узнать, к какой категории людей принадлежат читатели нашего блога. К тем, что готовы по максимуму напрягаться в молодости, чтобы в более зрелом возрасте отправиться на достойную заработанную пенсию, или к тем, что предпочитают жизнь, в которой сразу всего понемногу - и работы, и отдыха, и общения с близкими, и возможности просто остановиться и порадоваться жизни.


"Наши организмы забастовали, одурев от запаха ксероксов
и жидкости Штрих, и от запаха гербовой бумаги, и от
бесконечного стресса от бессмысленной работы, которую
мы исполняли скрепя сердце, не получая в награду даже
обыкновенного спасибо. Нами руководили силы, заставлявшие
нас принимать успокоительные, думать, будто прогулки
по магазинам - уже творчество, и считать, что
видеофильмов, взятых в прокате на субботний вечер, вполне
достаточно для счастья. Но теперь, когда мы поселились
здесь, в пустыне, все обстоит намного, намного лучше".
(Д. Коупленд "Поколение Х")

"Я pаботал долго на заводе Фоpда,
Hо потом pешил - в pаботе смысла нет.
Я пойдy огpаблю стаpенького лоpда
И кyплю себе хоpоший пистолет".
(В. Цой)

В свое время перестроечные СМИ нам все "уши прожужжали" о неэффективности труда в СССР и об эффективности западной системы. 1 Западная система труда, на первый взгляд, и вправду кажется очень эффективной. Основные её принципы можно свести к следующим положениям.
Первое - ни одного лишнего рабочего . Там где в СССР работало 100 человек, в Америке могло работать 50.
Далее - полная отдача от каждого работника - так называемая потогонная система. Скажем, в СССР люди могли поработать, пообщаться, сыграть в домино, выпить, отметить праздники, снова поработать и т.д. Иное дело на Западе - там работают "на полную катушку".
Далее - оплата за работу зависит не от того, сколько тот или иной человек вложил труда, а от прибыли . Если в СССР рабочие даже нерентабельного завода, шахты, совхоза получали деньги только за то, что они работали , то в западной системе как бы люди не работали, без принесения прибыли 2 они денег не получат 3 и будут уволены, уволены несмотря на добросовестный труд и желание работать.

Но западная модель труда кажется эффективной только на первый взгляд. Во-первых, эффективна она лишь для конкретного предприятия, но не для общества, а тем более - не для конкретного человека (естественно, не имеются в виду сами владельцы предприятий).
Во-вторых, кроме материальных у человека есть иные потребности: потребности нормальной (не потогонной) жизни 4 со всеми её естественными благами - радостью общения, дружбой, весельем и т.д. Советская система труда всегда учитывала эти потребности, западная же у большинства людей вычёркивает из жизни огромную часть.
В-третьих, с развитием средств производства (появлением нового оборудования), труд некоторой части членов общества делается объективно ненужным. Но эта "освободившаяся" часть вполне может существовать за счёт того, что сделали другие.
Проведем мысленный эксперимент. Рассмотрим, как одинаковый (по количеству, качеству и произведенному продукту) труд будет распределен в разных системах. В какой-нибудь рабовладельческой системе "лишних" бы уничтожили, на долю остальных досталась бы изнуряющая работа. 5 В западной же - "лишним" позволяют не работать, жить на пособие, остальные же обеспечивают им этот "минимум", работая, как правило, в потогонном режиме. В советской - нужный для общества труд распределяют на всех. 6 То есть, для общества в целом все системы функциональны в плане производства материальных благ, но не одинаковы в плане отношения к конкретному человеку.

А теперь давайте взглянем на эти системы не с точки зрения материальной выгоды общества, а с точки зрения человека - члена этого общества. Рабовладельческую систему отметаем как бесчеловечную. В западной системе один человек работает в изнурительном ритме, а во время непродолжительного досуга может вкусить какие-то материальные блага ,7 второй - получает безделье и какой-то материальный минимум. 8 Однако не стоит думать, что безделье - большое удовольствие (оно приятно, в основном, людям во время отдыха от работы). Безработица развивает у человека комплекс ненужности, нереализованности, он ощущает себя невостребованным обществом и это пагубно влияет на его психику, даже если у него есть деньги на еду и одежду.
Советская же система давала гарантированную (и обязательную) работу, и возможность досуга (даже - на работе) всем. Досуг на работе - не недостаток советской системы, а адекватный ответ на "вызов" времени. Просто, когда средства производства сделали некоторых людей лишними, советская система, действуя для людей , не сделала ненужных в производстве изгоями общества и моральными калеками, а распределила труд на всех 9 с тем, чтобы каждый человек чувствовал себя полноценным членом общества . И когда наши отечественные адепты западной модели труда пишут о том, что там, где в нашем колхозе работало 100 человек, а в Америке (при той же производительности) - фермер и 10 подручных, они почему-то часто забывают рассказать о судьбе остальных 90 человек. Ведь в нынешних условиях им просто некуда деваться, кроме как отправиться на погост. 10
И неудачи нынешних реформ в Украине наглядно демонстрируют, что украинцы не приемлют бездушной западной модели, а тянутся к более доброй и человечной. И это не "рецидив социалистического прошлого". Украинцы (как западные, так и восточные) привыкли помогать соседу в труде, зная, что и сосед тебе поможет, когда это понадобится, т.е. распределение тяжелого труда на всех заложено в традициях нашего народа.
Таким образом, советская система труда ставит развитие средств производства (худо-бедно) на службу всему обществу, а западная - на службу производству , а не людям. 11

Еще одно отличие советской системы от западной проиллюстрировал в своих книгах известный предприниматель Владимир Довгань - создатель одноименной торговой марки. В них он рассказывает о том, что работает ради "общего дела", с энтузиазмом и с раннего утра до поздней ночи. Говорит, что и сотрудников своих "приучает" к такой работе: к "мозговым штурмам", полной самоотдаче на "благо родной корпорации".
При этом, он удивляется, что сотрудники зачастую не разделяют его энтузиазма: стараются уйти пораньше домой, увильнуть от работы, а то и "утащить" что-нибудь из материальных ценностей "родной корпорации".
Несмотря на то, что Довгань - предприниматель в западном стиле и во многом адепт западной системы труда, как человек он - производное именно советской системы, ведь начинал-то на советских предприятиях. И он не может понять, что энтузиазм, самопожертвование во имя общего дела, возможны только тогда, когда это именно общее дело, когда человек работает на благо всех, всего общества, в том числе на себя, на своих детей, родителей и т.д. Поэтому советской системе, в отличие от западной, присуще самопожертвование работников (вспомните Турксиб, Днепрогэс и т.д.). А какое самопожертвование может быть в работе на "дядю"-предпринимателя? Вряд ли найдется такой "энтузиаст" (если он, конечно, не претендует на кресло "дяди"), который скажет: "Буду работать с утра до ночи, чтобы Гусинский кушал красную икру и ездил на "Мерседесе". Да, западный работник может работать с утра до ночи, но не в рамках самопожертвования, а желая больше заработать. Однако, это, увы, две разные вещи. И если японцы демонстрируют порой обратное (преданность корпорации), то только потому, что не во всем перешли на западный стиль работы, оставили много от традиционного стиля (корпорация тоже будет заботиться о своем работнике, даже когда он не сможет трудиться на нее).
Кстати, во время войны (катастрофы, всеобщего бедствия) страны Запада переходят на традиционную (в рамках этой статьи мы ее называем "советской") систему труда.

Теперь о пресловутых "несунах". Во время перестройки говорили, что когда у предприятия (завода, фабрики, совхоза, колхоза) будет конкретный Хозяин, воровство на предприятиях тут же прекратится. Мол, пока предприятие общенародное, оно "ничье" и нет стимула заботиться о нем. На практике оказалось, что воровство не только не прекратилось, но и возросло. Потому, что если даже предприятие стало акционерным 12 (как бы общим для всех работников, хотя таких на практике почти нет), то действует тот же принцип, что и раньше: общее - значит ничье. А если первичные акционеры уволились, и пришли новые работники, то предприятие не просто "ничье", оно - чужое.
Еще хуже в плане воровства ситуация стала с приходом на предприятие конкретного хозяина. Дело в том, что хозяин в состоянии проконтролировать только небольшое предприятие (торговую точку, мастерскую, ферму, парикмахерскую и т.д.). А если у него десятки заводов и тысячи работающих? Контроль в такой ситуации будет еще менее эффективным, чем за предприятиями общенародной собственности. Могут возразить: хозяин в случае чего строго взыщет с нерадивого директора. Но не строже, чем государство в советской системе. Оно обладало, в отличие от хозяина, и внеэкономическими методами взыскания.

И, наконец, советская система труда роскошнее (!). Представьте себе, что вы руководитель небольшой структуры, вам нужны девять работников (по западному стандарту), а у вас их пятнадцать. 13 Однако, в любой работе есть авралы и прочие напряжённые ситуации. Вместо того, чтобы срочно искать необходимое пополнение (нанимать, например, временных рабочих), вы довольствуетесь своим "резервом" - избыточным (по западным меркам) числом рабочих. Авралы вам в таком случае не страшны, несмотря даже на то, что работники могут жениться, уйти во внеплановые отпуска, заболеть и т.д. Вы всегда можете своих сотрудников подстраховать, прислушаться к их просьбам, устраивать им праздники, перерывы (пускай даже для лузганья семечек), давать жить им полноценной жизнью и вместе с тем трудиться на благо общества.

Западная система, конечно, эффективна как спринтер. Превращая рабочих в раскалённые винтики механизмов, она способна вырваться вперёд, но лишь на определённом участке и ненадолго, ибо она - вне людей, и последствия этой безжалостной системы та же Америка до сих пор не может расхлебать. 14 Человечество, на мой взгляд, рано или поздно уйдет от принципа "человек человеку - волк" и вернется к исходной человечной системе труда.

В наше трудное время необходимо усиленно работать, чтобы обеспечить себе и своим близким достойную жизнь. Любой человек работает на результат, для того, чтобы жить. Однако есть категория людей, которые не представляют свое существование без работы, они целиком посвящают себя любимому делу, допоздна задерживаются на работе и полностью погружаются в процесс. Иногда подобная страсть отрицательным образом сказывается на их отношениях с близкими людьми. Эти люди живут лишь для того, чтобы работать, они истинные трудоголики.

Для чего нужна работа?

Естественно, что работа – это часть нашей жизни, один из способов самообеспечения и самовыражения, и необходимо заниматься своим делом так, чтобы потом не было стыдно за результат. Но ни в коем случае нельзя перегибать палку и отдавать работе все свое время и силы. Человек должен наслаждаться жизнью и получать удовольствие, в том числе и от работы. Хорошая работа должна приносить не только материальное, но и моральное удовлетворение, она должна нравиться и быть источником положительных эмоций. В противном случае есть большая вероятность впасть в депрессию и ходить на работу лишь с целью зарабатывания средств.

Серьезная зависимость

Трудоголики зависимы от работы. Им неинтересна жизнь вне нее, у них нет хобби, их не интересуют кино и театр. Такие люди считают, что все, что не связано с работой и зарабатыванием денег, это пустая трата времени. Они испытывают страх перед будущим и постоянно думают о завтрашнем дне. Поэтому со временем становятся черствыми и злыми.

Чаще всего людьми, которые живут для того, чтобы работать, движет честолюбие и обычное эгоистическое стремление к власти и славе. Поэтому появляется страсть к постоянному самосовершенствованию и желание выглядеть в глазах других презентабельно, во всем стать лучше своих коллег .

Настоящие трудоголики ставят работу превыше всего, семья и отношения с окружающими считаются чем-то второстепенным. Они думают лишь о том, что не успели сделать сегодня, и чем необходимо заняться завтра. Люди, которые живут ради работы, не прислушиваются к советам своих близких, в кругу семьи говорят только о своих проблемах или достижениях. Трудоголики очень требовательно относятся к своим знакомым и сослуживцам, они считают, что остальные плохо справляются со своими обязанностями и не заслуживают поощрений. Однако, очень редко трудоголикам удается занять высокую должность или сделать карьеру.

Люди с таким мировоззрением часто подвержены различным заболеваниям. Они мучаются бессонницей, у них постоянные головные боли и боли в спине, некоторые впадают в затяжную депрессию. Иногда выход из подобной ситуации следует искать вместе с психологом. Специалист может объяснить проблему и помочь найти выход из сложившегося положения. Очень важно научится признавать свои ошибки и уметь исправлять их. На эту тему написано много книг и существует множество тренингов, необходимо лишь захотеть полноценно жить, а не отдаваться целиком и полностью работе. Ведь некоторые из нас даже не помнят, когда они испытывали настоящее удовольствие от жизни.

Еще один немаловажный аспект – вопрос «работать, чтобы жить, или жить, чтобы работать», часто задают себе люди, которых что-то гнетет, их не устраивает сложившееся положение дел. В этом случае необходимо обязательно поменять место работы. Ведь перед многими открывается огромный профессиональный выбор и всегда можно найти работу, которая будет приносить удовольствие, надо лишь поискать. Возможно, придется полностью сменить направление деятельности, пойти на курсы переквалификации, освоить новую специальность. Но в итоге, вы получите именно то, что искали многие годы, полное удовлетворении от работы и в материальном, и в эмоциональном плане. Жить необходимо так, чтобы потом не жалеть о бесцельно потраченном времени.