Где загорается священный огонь на пасху. Благодатный огонь

ИЕРУСАЛИМ, 7 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. После нескольких часов напряженного ожидания у часовни над Гробом Господним десятки тысяч людей стали свидетелями этого, как они верят, чуда. Корреспондент РИА Новости присутствовал на торжественной церемонии и видел все своими глазами.

Проходимцы

Попасть в храм в Страстную субботу непросто. Обычно первыми туда пускают членов официальных делегаций из разных стран мира. Еще у входа в старую часть города израильские полицейские выдают им именные бейджи — каждый год разного дизайна, дабы избежать подделок.

У Яффских и Сионских ворот стоят те, кто приехал сам по себе. Помимо чуда Благодатного огня, они надеются еще на одно — попасть внутрь храма. Уроженке Черновцов Ларисе это уже шесть лет удается.

"Каждый год попадаю туда по-разному. Обычно прошу какую-нибудь официальную делегацию провести меня с собой. Бывает, прохожу через нереальную толкучку — с такими же, как я ", — откровенничает она.

Крики в храме

Отец Федор Конюхов сегодня в рубашке и жилетке, а не в рясе. На церемонии схождения Благодатного огня он впервые. Этот знаменитый путешественник, который не раз оказывался перед лицом опасности, явно волнуется.

"Сама эта земля внушает трепет. Когда ступаешь по ней, испытываешь благоговение", — признается он.

Вместе с другими членами делегации Фонда Андрея Первозванного он быстро шагает по узким улицам Армянского квартала в сторону храма Гроба Господня. Больше сотни россиян приехали в Иерусалим за Благодатным огнем. Члены делегации развезут святыню по разным городам и странам — в их числе Абхазия, Италия и Великобритания.

И вот уже часть делегации во главе с председателем попечительского совета Фонда Владимиром Якуниным стоит прямо возле Кувуклии — часовни над Гробом Господним. А другая ее часть ждет неподалеку, в греческой части храма.

В храме вместимостью свыше десяти тысяч человек не протолкнуться уже с 10 часов, хотя сама церемония начинается не раньше двух. "Помню, несколько лет назад видел паломника, который шесть часов простоял на каменной лавке у стены на одной ноге. Шесть часов! Он, бедный, все переминался с ноги на ногу, но выстоял ", — рассказывает член российской делегации Вадим Зеленев. А еще очень душно. И вода плохо спасает. В отличие от веры — в воскресение Господне.

"Чейщмариат ахтхга!" — вторят им грузины.

"Христос анэстис!" — подхватывают киприоты.

"Адэварат а инвиат!" — откликаются румыны.

Арабские заводилы

Спустя пару часов пасхальная перекличка угасает. В храме тишина. Вдруг раздается звон бубнов и раскатистый звонкий треск — как из фильмов про африканские племена. Постепенно звуки усиливаются, к ним присоединяются барабаны. В храм врываются два парня в белых футболках, один сидит на плечах у другого и кричит, размахивая платком: "Хэй! Хэй! Салам!"

Однажды православных арабов, проживающих в основном на территории Палестинской автономии, не пустили на церемонию. И Благодатный огонь… не появился. "А когда их все же впустили внутрь храма и они принялись кричать, славя Господа, огонь сошел", — рассказывает инокиня Серафима, насельница Горненского монастыря в Иерусалиме.

Арабы стучат в барабаны, восклицают и размахивают руками, как это обычно делают рок-звезды или футбольные фанаты, чтобы завести толпу. Ноги забывают об усталости и начинают притоптывать в такт. А они, не умолкая ни на минуту, сначала обходят по периметру весь храм, а потом — Кувуклию.

"Мы все умрем!"

Главный участник церемонии — Иерусалимский патриарх. В храм он заходит под стук палок, которые держат в руках турки-кавасы, символические охранники храма Гроба Господня. Кстати, ключом от дверей в святыню владеет араб.

Длинная процессия неспешно входит в храм через греческую его часть и троекратно с молитвами и песнопениями обходит Кувуклию. После этого с Иерусалимского патриарха снимают все богослужебные одежды, оставляя его только в рясе. Затем он вместе с армянским священником входит внутрь. Священник остается в приделе Ангела — помещении, предваряющем Гроб Господень — перед камнем, где лежало тело Христа, может находиться только глава Иерусалимской православной церкви.

В храме гаснут все огни. Наступает пугающая тишина, даже арабы притихли. "Мне очень страшно бывает в такие моменты. Я боюсь, что огонь не сойдет. А знаете, что будет в таком случае?" — вспоминаю я слова Ларисы из Черновцов.

Согласно поверью, если огонь не сойдет, то все присутствующие в храме моментально умрут. Верующие, зная об этом, усиленно молятся.

Проходит пять минут, десять. Огня все нет. Напряжение растет. Кто-то, будто пытаясь его призвать, постоянно кричит: "Христос воскрес!" И вот — крик ликования. Многоликая десятитысячная толпа с радостью и облегчением кричит: "Сошел! Сошел! Христос воскрес!"

Через двадцать минут люди начинают тушить свечи и расходиться с зажженными от них лампадками. Вся церковь в дыму. Паломники вновь устраивают толкучку — нужно успеть привезти огонь к себе на родину до начала пасхальной службы.

Отец Федор Конюхов выглядит уставшим, но очень-очень блаженным.

"Сначала было волнительно. А потом радостно. Значит, Господь все еще не забывает о нас", — говорит он РИА Новости.

Впереди аэропорт Бен-Гурион. Теперь Благодатный огонь доставят на патриаршую службу в храм Христа Спасителя в Москве и в храмы столицы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Твери, Владимира и других российских городов. И десятки тысяч православных верующих смогут увидеть это символическое подтверждение того, что Христос воскрес. И засвидетельствовать: "Воистину воскрес!"

В преддверии одного из главных христианских праздников в Иерусалим съезжаются люди со всего света, чтобы посмотреть, как сходит благодатный пасхальный огонь. В этот день, в по православному календарю, паломники жаждут воочию увидеть чудо Господне, умыться священным пламенем и получить благословение Божье.

Благодатный огонь - самовозгорающееся пламя на Гробу Господнем, которое затем выносят к людям священники, а патриарх зажигает им лампады и свечи, символизируя тем самым чудо воскрешения Иисуса Христа и его выхода из могилы. Огонь, или Свет (как называют его участники церемонии по аналогии со Светом Истинным - воскресшим Спасителем), появляется в процессе проведения особого ритуала, приуроченного к празднованию Пасхи.

Иерусалим славится тем, что в нём каждый год на протяжении почти двух тысячелетий сходит благодатный огонь. Это происходит в Храме Гроба Господня - величественном сооружении, построенном ещё в IV веке над местом распятия и погребения Иисуса Христа. В настоящее время он отреставрирован и приспособлен под нужды современных конфессий и пышной церемонии схождения святого пламени.

Письменные свидетельства о самовоспламеняющемся огне соответствуют времени возведения храма - IV веку, но в них упомянуты и схождения, произошедшие гораздо раньше. По преданию первыми увидели чудесный свет Апостолы Христа вскоре после его воскрешения. Следующими людьми, которым явился благодатный огонь, были святой монах и православный патриарх, случилось это в I и II веках.

Регулярный характер Господне знамение приняло после постройки Кувуклии (часовни, расположенной над пещерой, где был захоронен Иисус) и проведения специального таинства, способствующего схождению огня.

Церемония, предшествующая чуду, и его явление

Литания (церемония, посвященная схождению пламени) начинается за сутки до Пасхи. Самые важные моменты контролируются полицией и представителями других конфессий. Это делается для исключения зажжения огня вручную.

Основные вехи Литании Цели действий
В храме тушат все лампады и свечи. Храм погружается во тьму.
Специально уполномоченные на то представители власти в городе Иерусалиме тщательно проверяют все помещения храма. Проверяют на отсутствие непогашенных источников огня.
В Кувуклию вносится лампада. Эта лампада впоследствии будет зажжена священным Светом.
Часовню опечатывают. Так делается во избежание фальсификаций свершения чуда.
Начинается шествие греческих священников во главе с Патриархом. Это происходит около полудня в день Великой субботы.
В храм вбегает арабская молодежь. Они эмоционально, с громким выражением своих чувств просят Господа о зажжении огня.
Под своды здания входит процессия. Процессия состоит из иерархов конфессий, празднующих Воскресение Христово, православного и армянского Патриархов, др. священнослужителей.
Патриархи разоблачаются до нижних одежд, чтобы все присутствующие видели, что они не проносят с собой источников огня. Патриархи входят в Кувуклию.
Священники и прихожане молятся Все ждут того момента, когда Патриарх оповестит, что сходит благодатный огонь.
От пламени, сошедшего с небес, зажигают лампаду, предварительно внесенную в часовню, а затем - свечи, находящиеся у людей в руках. На этом обряд завершается. Весь Иерусалим ликует после очередного чуда.


Явление огня видят не только те, кто находится внутри Кувуклии. Стоящие в разных углах храма тоже могут наблюдать за приближением чуда. Ведь за некоторое время до этого воздух начинает искриться и озаряться светом небольших молний, не наносящих вред людям.

Сошедший огонь сразу после своего появления не обжигает, и им можно даже успеть умыться до того, как он приобретет свои обычные свойства.

Причины явления чуда только православным христианам

У многих людей, а особенно представителей других религиозных течений, возникает вопрос, почему же пламя сходит именно на . Особый интерес к этому возник после задокументированных случаев, когда православных выгоняли из храма и не давали провести Литанию или же вводили ограничения в процесс церемонии. В результате таких действий огонь либо не сходил до вмешательства истинно верующих, либо появлялся не в своем привычном месте, а там, где молился православный Патриарх со священниками и прихожанами.

Версии в пользу православия.

  1. Свет сходит православным, потому что православие расшифровывается как «право» и «слава», то есть правильное прославление Бога, правильная вера, за что Он и награждает христиан.
  2. Лишь старый юлианский календарь, по которому молятся и отмечают Пасху православные христиане, является верным, что сказывается на времени схода огня.
  3. Только Патриарх и священники знают последовательность проведения Литании. Лишь они настолько верят в Господа, что являются достойными того, чтобы явилось чудо.

Однако феномен схождения огня интересует и скептически настроенных людей, сделавших свои выводы о том, почему пламя могут получить лишь православные священники. Они полагают, что всё объясняется довольно просто: лишь эта церковь считает нужным идти на фальсификации чудесных знамений ради собственной выгоды и получения еще большего количества последователей.

У её представителей множество возможностей сымитировать сход огня: от простейших (пламя зажигает Патриарх в Кувуклии собственноручно) до более сложных, например, потайных лампад или выверенных технических приемов с протянутыми по храму нитями, обработанными специальным составом и подсоединёнными к ним источниками огня, выведенными за пределы храма. А Иерусалим зарабатывает на этом шоу каждый год баснословные деньги, и в интересах правительства не мешать устраивать «святые знамения» для доверчивого народа, - полагают скептики.

Несмотря на множество наблюдателей за процессом схождения огня и исследования ученых до сих пор нет единого мнения о происхождении святого пламени. Не разгадана и причина того, что огонь является лишь православным верующим. А в это время, пока идет изучение феноменального явления, верующие каждый год наблюдают чудо, свидетельствующее о силе Господа, умываются святым светом и радуются Светлому Христову Воскресению.

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Каждый раз, все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом, на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических). Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Как же загорается Благодатный огонь во Гробе Господнем?

"...Наиболее яркое описание относится к 1892 г., где приводится чудесная картина возгорания Благодатного огня со слов Патриарха. Он рассказывал, что иногда, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху - свеча загоралась. На плиту предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.

Имеется и другое свидетельство. Митрополит За-Иорданский, принимавший Благодатный Огонь не раз, рассказывал, что когда он входил в Кувуклию, то лампада, стоящая на Гробе, горела. А иногда - нет, тогда он падал и со слезами начинал просить милости от Бога, а когда поднимался лампада уже горела. От нее зажигал два пучка свечей, выносил и подавал огонь ожидавшим его людям. Но сам он никогда не видел, как загорается огонь.

После того как Патриарх выходит из Кувуклии, вернее его уводят в Алтарь, народ бросается во внутрь Гроба - прикладываться. Вся плита мокрая, как будто дождем смочена". Отрывок взят из книги: Благодатный Огонь над Гробом Господним, 1991г.

По словам очевидцев огонь не жжет первые минуты после схождения. Вот, что они пишут:

"Да и я многогрешный раб от митрпоолита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем же не тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило, а я окаянный, не веря, что небесный огнь и послание Божие, и тако трижды возжегше свещи свои и гасиша, и перед митрополитом и пред всеми греками о том прощахся, что похулил Божию силу и огнь небесный назвах, что греки соделывают чародейством, а не Божие создание; и митрполит меня в том во всех простих и благослових". Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.).

"Отец Георгий все снимает на видеокамеру, фотографирует. Я тоже делаю несколько снимков. У нас с собой заготовлено десять пачек свечей. Протягиваю руку со свечами к горящим пучкам в руках у людей, зажигаю. Зачерпываю ладонью это пламя, оно большое, теплое, светло-светло-желтое, держу руку в огне - не жжет! Подношу к лицу, пламя лижет бороду, нос, глаза, ощущаю только тепло и нежное прикосновение - не жжет!!!" Священнослужитель из Новосибирска.

"Удивительно... Первое время Огонь не обжигает, он просто теплый. Им умываются, водят по лицу, прикладывают к груди - и ничего. Был случай, у одной монахини загорелся апостольник, и - следа не осталось. Другая рясу прожгла. Несла домой с дыркой, а пришла - дырки-то и нет". Архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Троице-Сергиевой лавры, 1983г.

"Пытаюсь взять Огонь в ладонь и обнаруживаю, что он вещественный. Его можно трогать, в ладони он ощущается как материальная субстанция, он мягкий, не горячий и не холодный". Прихожанка храма святителя Николая в Бирюлево Наталия.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими.

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? А что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других конфессий были и случались не единожды.

Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.

Благодатный Огонь - величайшее чудо Божие для всех людей. Для верующих - неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих - возможность увидеть и уверовать!

С раннего Средневековья появился обычай. по которому накануне Пасхи иерархи Православной Церкви зажигали огонь в иерусалимском и благословляли его в честь главного праздника верующих. Однако с конца первого тысячелетия, судя по сообщениям религиозных историков того времени, появилось о схождении священного огня, то есть о том, что огонь накануне Пасхи дается верующим Богом. Многочисленные свидетельства о схождении огня относятся к X веку, причем об этом чуде писали не только христианские, но и историки. Первоначально огонь зажигался утром, причем сам обряд описывается по-разному, чаще всего упоминается появление молнии. Неизменным остается только место - храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Некоторые очевидцы событий X века писали о том, что огонь был принесен непосредственно ангелом.

Современный обряд схождения огня

К XIX веку церемония схождения Благодатного огня приобрела современные черты. Она даже была закреплена специальным документом, изданным правительством Османской империи. Это было сделано во избежание конфликта между представителями различных православных , а также православных с мусульманами.

Ключи от часовни Гроба Господня много поколений хранятся в одной арабской семье, представитель которой и передает раз в год ключи патриарху.

Службу в день схождения огня проводит иерусалимский патриарх. Вместе с ним имеют право находиться и священнослужители других православных церквей, например, армянской. Священники надевают праздничные белые одежды, а затем обходят крестным ходом вокруг храма, вознося молитвы. После этого патриарх вместе с представителем духовенства может в маленькую древнюю часовню, над которой был надстроен храм Гроба Господня. С собой они берут свечи, которые позднее будут зажжены от Благодатного огня.Патриарх возносит специальную молитву непосредственно у Гроба Господня. В это время верующие ждут схождения огня как в самом храме, так и за его пределами. Также ведется телевизионная трансляция во многих странах, в том числе в России. После появления огня патриарх зажигает от него свечи, от которых, в свою очередь, может зажечь огонь любой желающий. После церемонии Благодатный огонь

В 2001 году Местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополит Петрский Корнилий в интервью программе “GКРIZES ZONES” на греческом телеканале «MEGA» напомнил о том, что «всякое творение Божие хорошо, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4, 4-5). По его словам, в случае с Благодатным Огнем, или как его называют по-гречески – Святым Светом, «речь идет о естественном, природном свете, но молитвы, которые читают Патриарх или иной, замещающий его архиерей, освящают этот естественный свет, и вследствие этого он имеет благодать Святого Света. Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения. Но молитвы имеют силу освящать естественный свет, и он становится и сверхъестественным светом. Чудо – в эпиклезе, в молитве архиерея; ею освящается этот свет»

Я, конечно же, с благоговением отношусь к этому событию. И, конечно, очень не люблю кликушества, из каких бы авторитетных уст оно не происходило. Еще хочу сказать, что мы в Русской Духовной Миссии стали исследовать текст Чин Святого Света. В этом чинопоследовании речь идет о том, что «Христос есть Свет Истинный», что «Свет Христов просвещает всех». Когда произошло Воскресение Христово, то было видно свечение. Понятно, что Свет Христов или Фаворский свет не есть собственно пламя, это именно Божественный Свет. Но мы, люди, все время пытаемся живого Бога заменить Его образом, Его иконой – нам удобнее так молиться, иначе мы не можем вместить Его в свое ограниченное сознание. У нас – Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина, поэтому и Божественный Свет преподносится в виде Огня, который мы можем реально увидеть, который мы можем даже сами возжечь."