Финеас барнум биография. Реальные артисты «величайшего шоумена» Тейлора Барнума

Цирк Барнума и Бейли

Барнум вышел из эстрадного бизнеса в 1855 году, но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами в 1857, вернулся к своему прежнему занятию. В 1862 он начал показывать великаншу Анну Свен (Anna Swan). 13 июля 1865 года случился пожар, спаливший Американский музей Барнума дотла. Барнум быстро восстановил музей в другом месте Нью-Йорка, но и тот сгорел в марте 1868 года. Наконец в 1871 в Бруклине (современный район в Нью-Йорке) вместе с У. К. Коупом (William Cameron Coup) он основал "P. T. Barnum"s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan & Hippodrome" – объединение цирка, зверинца и шоу уродцев, в 1872 году провозгласившее себя "Величайшим шоу на Земле" ("The Greatest Show on Earth"). Шоу имело несколько вариаций названия: "Передвижная всемирная ярмарка Ф. Т. Барнума, великий римский ипподром и величайшее шоу на Земле", а после объединения в 1881 году с Джеймсом Бейли (James Anthony Bailey) и Джеймсом Л. Хатчинсоном (James L. Hutchinson) – "P.T. Barnum"s Greatest Show On Earth, And The Great London Circus, Sanger"s Royal British Menagerie and The Grand International Allied Shows United", вскоре сократившееся до "Barnum & London Circus" (Цирк Барнума и Лондона).

Среди выступавших в цирке диковин был русский Фёдор Евтищев родом из Костромы, мальчик с песьей мордой, принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет. Барнум сочинил для него историю, согласно которой мальчик не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене.

В 1885 году Барнум и Бейли вновь разделились, но уже в 1888 вновь объединились под названием "Barnum & Bailey Greatest Show On Earth", позднее – "Цирк Барнума и Бейли" (Barnum & Bailey Circus). Гвоздём программы был Джамбо, шеститонный африканский слон, купленный у лондонского зоопарка в 1882 году.

После смерти Барнума, в конце концов цирк был продан братьям Ринглинг 8 июля 1907 года за 400 000 долларов.

Барнум написал несколько книг, в том числе "The Humbugs of the World" (1865), "Struggles and Triumphs" (1869) и "The Art of Money-Getting" (1880).

Часто называемый Королём Весёлого Надувательства ("Prince of Humbugs"), Барнум не видел ничего неправильного в эстрадных артистах или торговцах, использующих уловки (humbugs – весёлое надувательство, как он это называл) в своей работе. Однако он презрительно относился к добыванию денег при помощи обычного мошенничества, особенно спиритизма и медиумов, широко распространённых в те дни. Являясь прообразом для фокусников Гарри Гудини и Джеймса Рэнди, Барнум открыто демонстрировал "уловки торговца", использующиеся медиумами для обмана и надувательства родственников усопших. В своей книге "The Humbugs of the World" он предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мёртвыми без всякого обмана.

Политик и реформатор

Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США. Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импрессарио была его рабыня – Джойс Хет, а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было превратить чернокожих в белых.

К этому периоду относится организация Барнумом менестрель-шоу – выступлений белых актёров, загримированных под чернокожих. Он не только организовывал такие представления, но и оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" (1853). В отличие от романа, спектакль (поставленный в здании Американского музея) заканчивался хэппи-эндом в виде освобождения от рабства Тома и его товарищей. Вдохновленный успехом этого представления, Барнум поставил ещё один спектакль по Бичер-Стоу.

К 1860 году Барнум вступил в ряды республиканской партии. Несмотря на прежние утверждения, что "политики всегда были мне неприятны", Барнум избрался в законодательное собрание штата Коннектикут в качестве республиканского депутата от города Фейрфилд (Fairfield) и прослужил в этом качестве два срока. При обсуждении направленной на искоренение рабства и наделение чернокожих избирательными правами тринадцатой поправки к американской конституции, Барнум выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, в которой утверждал, что "к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота – это всё та же бессмертная душа!"

В 1867 году Барнум баллотировался в Конгресс США, но безуспешно. В 1875 году его избрали мэром Бриджпорта на год. Его решительные действия на этом посту были направлены на улучшение водоснабжения и уличного газового освещения, а также на ужесточение законодательного регулирования проституции и оборота спиртных напитков. Барнум способствовал созданию городской больницы Бриджпорта (1878) и стал первым её директором.

Король надувательства

"Каждую минуту рождается ещё один простак" – таков был девиз этого человека.

Средства массовой информации того времени, газеты, часто использовались Барнумом в весьма хитроумных вариантах. Путешествуя по Америке с мумией якобы настоящей русалки, он от имени некоего человека посылал письмо в газету, в которой описывал несколько событий из жизни городка, где останавливался передвижной цирк, обязательно включая в эти события и упоминание грандиозного фурора, вызванного среди жителей показом этой самой русалки.

Семья

Барнум был дважды женат, имел четырёх детей.

На протяжении своей жизни Барнум выстроил 4 дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina. Иранистан был наиболее выдающимся: причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский Павильон в Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848, но сгорел в 1857 году.

Барнум умер 7 апреля 1891 года и был погребён на кладбище Маунтин-Гроув (Mountain Grove Cemetery) в Бриджпорте. У воды в Сисайд Парке в 1893 была установлена статуя в его честь, эту землю Барнум подарил парку в 1865.

Примечания

1

Мы, pyccкие, тоже не отстанем по этой части и без кабака и выпивки тоже шагнуть не умеем в коммерческом деле.

2

Жизнь этого замечательного человека изображена в комедии Жене, под названием "Стеффи-Жирар". Она имеется в русском переводе Д. А. Мансфельда. Прим. переводчика.

3

Суть эффекта Барнума заключается в том, если описать человека в очень общих выражениях, значительное число людей узнает в этом описании себя… ПРИМЕР . Ф.Т. Барнум утверждал: "Всегда имейте немного чего-нибудь для каждого". Подобно универсальному портрету личности, интерпретации линий на ладони, предсказания судьбы, гороскопы и другие продукты псевдопсихологии излагаются в таких общих выражениях, что они, скорее всего, попадут в цель. Всегда имеется "немного чего-нибудь для каждого". Чтобы понаблюдать эффект Барнума, прочитайте все 12 из ежедневных гороскопов, даваемых в газетах за несколько дней. Вы обнаружите, что предсказания для других знаков соответствуют событиям столь же точно, как и предсказания для вашего знака". Д. Кун, Основы психологии: все тайны поведения человека, СПб, "Прайм-Еврознак", 2005 г., с. 69.

Фи́неас Те́йлор Ба́рнум (англ. Phineas Taylor Barnum ; 5 июля , Бетел (англ.) русск. , Коннектикут , США - 7 апреля , Бриджпорт , Коннектикут , США) - известный своими мистификациями американский шоумен, антрепренёр , один из основателей цирка Ringling Brothers and Barnum and Bailey Circus .

Шоумен

Финеас родился в городе Бе́тел (Bethel , штат Коннектикут , США), где его отец содержал гостиницу и магазин. Первым делом Барнума стало содержание небольшой лавки, затем он занимался лотереей , широко распространённой в то время в Соединённых Штатах. После неудачи в этом занятии, он организовал в 1829 году еженедельную газету «The Herald of Freedom» (англ. Глашатай свободы ) в городе Данбери, штат Коннектикут . После нескольких исков о клевете, поданных на газету, и судебного разбирательства, которое закончилось для Барнума тюремным заключением, он переехал в Нью-Йорк ().

Нянечка Вашингтона

Барнум умело манипулировал вниманием публики. После того, как народ засомневался в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на представления Барнума. Когда женщина умерла, Барнум устроил из вскрытия зрелище, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом. В процессе вскрытия выяснилось, что ей было не более 80 лет, но тогда же поползли слухи о том, что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего анонимности изобретателя куклы.

Американский музей

Русалка Фиджи, искусно выполненная подделка Барнума

Свадьба лилипутов Чарльза Страттона и Лавинии Уоррен также была организована Барнумом как грандиозное шоу

Британская публика пришла в большое возбуждение. Не увидеть Генерала Тома Тама означало безнадежно отстать от моды, и с 20 марта по 20 июля «апартаменты» маленького Генерала в Египетском зале постоянно были переполнены, и сборы в этот период составляли около пяти сотен долларов в день, а порой значительно превосходили эту сумму. Однажды перед окнами выставки на Пиккадилли насчитали аж шестьдесят экипажей самых знатных горожан. Во всех иллюстрированных журналах красовались портреты маленького Генерала, в его честь называли польки и кадрили, о нем распевали песни.

Выдающимся примером его предприимчивости стало приглашение шведской певицы Дженни Линд (Jenny Lind ) в Америку со 150-ю концертами по 1000 долларов за каждый, с оплатой всех расходов антрепренером. Турне началось в 1850 и имело великолепный успех как для Линд, так и для Барнума.

Цирк Барнума и Бейли

Фёдор Евтищев

Барнум вышел из эстрадного бизнеса в 1855 году , но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами в 1857, вернулся к своему прежнему занятию. В он начал показывать великаншу Анну Свен (Anna Swan). 13 июля 1865 года случился пожар , спаливший Американский музей Барнума дотла. Барнум быстро восстановил музей в другом месте Нью-Йорка, но и тот сгорел в марте 1868 года . Наконец в в Бруклине (современный район в Нью-Йорке) вместе с У. К. Коупом (William Cameron Coup ) он основал «P. T. Barnum’s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan & Hippodrome » - объединение цирка, зверинца и шоу уродцев , в 1872 году провозгласившее себя «Величайшим шоу на Земле» («The Greatest Show on Earth»). Шоу имело несколько вариаций названия: «Передвижная всемирная ярмарка Ф. Т. Барнума, великий римский ипподром и величайшее шоу на Земле», а после объединения в 1881 году с Джеймсом Бейли (James Anthony Bailey) и Джеймсом Л. Хатчинсоном (James L. Hutchinson) - «P.T. Barnum’s Greatest Show On Earth, And The Great London Circus, Sanger’s Royal British Menagerie and The Grand International Allied Shows United», вскоре сократившееся до «Barnum & London Circus» (Цирк Барнума и Лондона).

Среди выступавших в цирке диковин был русский Фёдор Евтищев родом из Санкт-Петербурга , мальчик с песьей мордой, принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет. Барнум сочинил для него историю, согласно которой мальчик не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене.

После смерти Барнума, в конце концов цирк был продан братьям Ринглинг 8 июля 1907 года за 400 000 долларов.

Автор и разоблачитель

Барнум написал несколько книг, в том числе «The Humbugs of the World» (1865), «Struggles and Triumphs» (1869) и «The Art of Money-Getting» (1880).

Барнум опубликовал много редакций автобиографии (первая в 1854, последняя - в 1869). Кроме попыток продать их с целью получения прибыли, некоторые он просто раздавал друзьям и официальным лицам вместе со своими автографами. Такие экземпляры теперь представляют определенную ценность для коллекционеров. Другие издания расходились широким тиражом и играли рекламную роль для потенциальных посетителей цирковых представлений. В каждом следующем издании Барнум добавлял новые главы, покрывающие время с предыдущего издания. Иногда он мог подредактировать уже существующие главы. Его автобиография была исключительно откровенной для того времени и некоторыми признавалась скандальной. Историографы обнаружили в автобиографиях Барнума совсем немного фактических ошибок, хотя они критикуют намеренное опускание Барнумом некоторых событий, недостаточное освещение некоторых подробностей, тенденциозность изложения и трактовки в свою пользу.

Пародия сцены первого турне Дженни Линд по Америке по контракту с Барнумом. Нью-Йорк, октябрь 1850 года

Широкое распространение автобиографии было одним из наиболее успешных методов Барнума для саморекламы. Автобиография была столь популярной, что некоторые люди считали нужным приобретать и читать каждую новую её редакцию. Некоторые коллекционеры были известны хвастовством, что в их библиотеке есть копии каждой из редакций. В конце концов Барнум отказался от требований на соблюдение его авторских прав, позволив другим издательствам печатать и продавать недорогие редакции. В конце XIX века число напечатанных в Северной Америке копий его автобиографии было на втором месте, следуя за Новым Заветом.

Часто называемый Королём Весёлого Надувательства («Prince of Humbugs»), Барнум не видел ничего неправильного в эстрадных артистах или торговцах, использующих уловки (humbugs - весёлое надувательство, как он это называл) в своей работе. Однако он презрительно относился к добыванию денег при помощи обычного мошенничества , особенно спиритизма и медиумов , широко распространённых в те дни. Являясь прообразом для фокусников Гарри Гудини и Джеймса Рэнди, Барнум открыто демонстрировал «уловки торговца», использующиеся медиумами для обмана и надувательства родственников усопших. В своей книге «The Humbugs of the World» он предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мёртвыми без всякого обмана.

Политик и реформатор

Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США . Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импресарио была его рабыня - Джойс Хет, а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было превратить чернокожих в белых.

К этому периоду относится организация Барнумом менестрель-шоу - выступлений белых актёров, загримированных под чернокожих. Он не только организовывал такие представления, но и оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома » (). В отличие от романа, спектакль (поставленный в здании Американского музея) заканчивался хэппи-эндом в виде освобождения от рабства Тома и его товарищей. Вдохновленный успехом этого представления, Барнум поставил ещё один спектакль по Бичер-Стоу.

Семья

Барнум был дважды женат, имел четырёх детей.

На протяжении своей жизни Барнум выстроил 4 дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina. Иранистан был наиболее выдающимся: причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский павильон в Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848, но сгорел в 1857 году.

Барнум умер 7 апреля 1891 года и был погребён на кладбище Маунтен-Гроув (Mountain Grove Cemetery) в Бриджпорте. У воды в Сисайд Парке в 1893 была установлена статуя в его честь, эту землю Барнум подарил парку в 1865.

Примечания

Ссылки

  • В. А. Ярхо. Король веселого надувательства . Биографическая статья из № 01/2003 газеты «Биология» издательского дома «Первое сентября».
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Последнее обновление: 08/11/2012

В семье лавочника Барнума, жившего в городке Бетел штата Коннектикут, 5 июля 1810 г. родился сын, которого назвали Финеасом Тейлором. Никто и не предполагал тогда, что мальчик-то у Барнумов родился незаурядный. Папаша Финеаса был известный на весь город весельчак и балагур, а его дядя, брат матери, славился как редкий рассказчик сказок и фантастических историй.

Финеас Барнум прибавил к этим невиннейшим способностям родственников редкую даже для Америки деловую хватку, проявленную им в самом раннем возрасте. Свой собственный бизнес он начал уже в 13 лет, устраивая лотереи для сверстников и ребят постарше. Призами служили бракованные товары из запасников отцовской лавки.

Обладая редким даром убеждения, Финеас всегда создавал ажиотаж вокруг очередного розыгрыша и преподносил победителю всякую дрянь как редкий по ценности выигрыш, так что его еще и благодарили за это. К совершеннолетию он расширил дело, ловко распространяя билеты собственной лотереи среди взрослых жителей штата, одновременно управляя унаследованной от отца лавкой и издавая газету «Герольд свободы». Но вскоре власти штата запретили лотереи. Управлять сельской лавкой Финеасу показалось скучным, и он отправился попытать счастья «в большой город».

В Нью-Йорке Финеас дебютировал скромно: содержал пансион и в доле с партнером владел москательной лавкой. Но не его масштаба были эти занятия! Финеас неустанно искал, но не находил «свой шанс». И он решил создать его сам. В 1835 г. в Филадельфии он купил у некоего мистера Линдсена старую рабыню-негритянку, заплатив за нее 1 тыс. долларов, сумасшедшие по тем временам деньги! Звали ее Джойс Хет. Он придумал для этой дряхлой старухи историю, которая должна была стать и сказкой, и былью, и сном, и явью.

В Нью-Йорке как раз начинала работу выставка, куда Барнум и привез бабушку Джойс в качестве живого экспоната. Будучи ее импресарио, он утверждал, что Джойс Хет 161 год и что она была нянькой малолетнего Вашингтона, будущего генерала и президента. Финеас заставил Джойс выучить назубок биографию великого американца и сочиненную для нее легенду, и дело пошло.

Организуя это дело, Барнум использовал зарождающийся в тогдашней американской прессе стиль, названый впоследствии «американским журнализмом». Редакторы газет «Нью-Йорк Сан» и «Нью-Йорк Морнинг Геральд» делали тогда ставку в своем бизнесе не на продажную цену газеты, а на ее массовость, рассчитывая получать доход с рекламы и объявлений. Снизив розничную цену на газеты, они резко увеличили тиражи, а интерес читателей поддерживали, публикуя сенсационные новости.

На радость газетам в городе появился Барнум со своей подопечной! Репортеры писали об этом «феномене» взахлеб и наперегонки, часто додумывая детали, отчего легенда становилась еще «правдивее и красивее». Начитавшийся газетных отчетов о выставке народ повалил валом, оставляя в кассе деньги за входные билеты.

Через некоторое время интерес к аттракциону угас, он утратил популярность. Однако Финеас заранее припас для публики сюрприз: в тех же газетах появились его публикации, от имени «группы авторитетных ученых», с …«разоблачениями трюка Барнума». В них с гневом и горечью говорилось о легковерности обывателя, доказывалось, что люди столько не живут и что эта Хет и не человек вовсе, а… искусно сделанная механическая кукла.

Публика снова ринулась на выставку, чтобы теперь уже «посмотреть на куклу» и подивиться тому, «как их ловко надули в первый раз», снова наступив на те же грабли. Неизвестно, сколько бы так продолжалось и какие коленца еще мог выкинуть Финеас, выжимая деньги из истории со старой негритянкой, но в один из дней Джойс Хет, задремав, больше не проснулась.

Наступил щекотливый момент: теперь-то можно было точно установить кукла эта женщина или нет. Но Барнум не дрогнул и пригласил на вскрытие виднейших патологоанатомов, а в качестве свидетелей – медицинский факультет университета и репортеров. Результаты вскрытия были опубликованы в газетах:

Джойс Хет была признана человеком, женщиной негроидной расы, имевшей возраст около 80 лет. Но в тот же день в конкурирующих изданиях, корреспондентов которых Барнум не пригласил, появились статьи, утверждающие, что труп был украден и подменен и сделано это из-за обязательств импресарио перед тайным владельцем куклы, который не желал раскрывать свои секреты!

Две группы газет вступили в ожесточенный спор, вскоре «перешили на личности» и долго еще «сражались», высказывая давние обиды и претензии, позабыв уже, из-за чего собственно и схлестнулись. А Финеас в это время «тихонько отошел в сторону» вместе с денежками, вырученными за аттракцион.

В 1841 г. он вложил деньги в приобретение здания и коллекций Американского музея в Нью-Йорке, который к тому времени окончательно разорился и пребывал в запустении. Новый владелец совершенно преобразил его, сделав самым посещаемым заведением в Нью-Йорке. Это был скорее паноптикум, «выставка редкостей», если угодно, «кунсткамера».

Днем здесь демонстрировались экспонаты: разного рода панорамы и диорамы, «белый негр», «руноносная лошадь», «русалка с острова Фиджи», «Ниагарский водопад в миниатюре», «мумии фараонов» и другие штуки. Вечером же шла «особенная программа». Публике демонстрировали опыты из области «занимательной физики и химии», искусственных насекомых, выдававшихся за дрессированных. Ученые собаки голосами своих дрессировщиков (тайных чревовещателей) «говорили по-английски».

Демонстрировались удивительные и забавные автоматы, которые сменяла труппа «цыган-альбиносов». Соревновались жонглеры, выставлялись карлики и великаны, волосатые женщины и дикари. Публика выла от восторга! При жизни Барнума «американский музей редкостей» посетили 4 млн человек, притом что население страны тогда едва составляло 40 млн. Вот тогда он и получил титул «Король пуффа, или веселого надувательства». Для его деятельности был даже придуман специальный термин hambug, в приблизительном переводе означающий смешение понятий шарлатанства, плутовства и рекламы.

Финеас Тейлор Барнум был первооткрывателем многих приемов в рекламе, которыми по сию пору пользуются те, кто проводит рекламные акции и PR-кампании. «Если у тебя есть пятерка перед началом какого-то дела, вложи 4,50 в рекламу этого дела», – любил говаривать Барнум.

Он по-прежнему ценил прессу. Старался дружить с репортерами газет, всегда крутившимися вокруг него с расчетом на сенсацию. Когда секреты доверить никому было нельзя, Барнум «брался за перо сам».

Рекламируя одно из самых наглых своих надувательств – «русалку с островов Фиджи», феноменальное существо с рыбьим телом и головой человека, – он рассылал в Нью-Йоркские газеты письма из провинциальных городов, где на гастролях побывала труппа его «музея редкостей».

В письмах сообщались реальные «новости с мест» и между прочим помещалась строчка-другая о гастролях музея, о женщине с рыбьим телом, которую якобы можно было подробно осмотреть вблизи и даже потрогать руками. Многие редакторы, проверив информацию и убедившись в том, что описывались действительные факты, запускали эти сообщения в газету.

Местные происшествия мало интересовали ньюйоркцев, а вот сведения о феномене запоминались, и когда появлялось объявление, что фиджийская русалка доставлена в Нью-Йорк, у Барнума опять были аншлаги. Когда же ажиотаж спадал, в ход шли новые трюки, которые даже получили название как «барнумизмы», они сами по себе были частью представления.

Трюк с кирпичами родился в голове «их Рекламного Величества» спонтанно. Однажды к Барнуму подошел на улице нищий и попросил 10 центов, но в ответ получил предложение заработать полтора доллара. «Для этого, – наставлял его Барнум тоном своего дяди-сказочника, – ты должен взять пять кирпичей. Положи один из них вон там, на углу Бродвея и Энн-стрит, другой – рядом с музеем, третий – чуть дальше по улице, а четвертый – возле собора Святого Павла.

Пятый кирпич возьми в руки и ходи между этими пунктами, каждый раз меняя кирпич. Кто бы тебя ни спрашивал, зачем ты это делаешь – молчи! Но как только услышишь бой часов на башне собора, прямо с кирпичом пулей лети в музей. Предъяви на входе мою записку и обходи все залы. Потом начинай снова менять кирпичи!»

Нищий взялся за дело и через полчаса на него обратили внимание несколько прохожих, которые стали расспрашивать его. Он гордо хранил молчание, а те, пожираемые праздным любопытством, шли за ним как привязанные. За ними потянулись другие, спрашивавшие уже у тех, кто шел за нищим: «Что случилось?» Вскоре собралась толпа человек в пятьсот! Когда часы пробили, улица вокруг музея была полна народу.

Под бой часов нищий бросился в музей, многие побежали за ним, уплатили за билеты и пошли по залам, разглядывая старую экспозицию. Нищий работал целую неделю, приводя клиентов, пока не подвезли очередные «феномены» и народ не повалил «на новенькое» сам.

Барнум неустанно искал эти «новинки». Для многих уродцев и калек он стал своего рода спасителем, давая возможность попросту выжить, заработать, демонстрируя себя. Некоторые даже сколотили с его помощью огромные состояния.

В 1842 г. в родном штате он нашел карлика Чарльза Страттона (1838–1883), который имел рост 63,5 см и вес 7 кг. Привезя его в Нью-Йорк, Барнум стал действовать уже проверенным способом. Газеты давали огромные анонсы о прибытии чуда природы, и вскоре у музея выстроилась очередь в 30 тыс. человек, желавших заплатить мистеру Барнуму за то, чтобы взглянуть на маленького человечка, который экспонировался под псевдонимом «генерал Том Пусс». Правда, все-таки ходили слухи, что в роли карлика Барнум возил четырехлетнего мальчишку, которому подправил метрику, сделав его взрослым. После ошеломляющего успеха в Нью-Йорке Барнум и «генерал» отправились по США, делая гигантские сборы, а потом махнули в Европу.

Не привыкшие к «американским штучкам» европейские газетчики исправно писали все, что сообщал им импресарио «генерала Пусса», раздувая интерес публики к карлику, и на диковинку пожелали взглянуть даже коронованные особы. Барнум и «генерал Пусс» были представлены при французском дворе, а во время гастролей в Англии были приглашены на королевский прием, удостоившись аудиенции самой королевы Виктории! Доходы Барнума росли. Но Чарли стал неожиданно расти, вымахав до 102 см при весе 32 кг. Завершением многолетнего триумфального показа миру «генерала Пусса» стало шоу «Свадьба карликов».

В 1863 г. «генерал Пусс» обвенчался с еще меньшей, чем он сам, карлицей Лавинией Уоррен. Посмотреть на венчание в епископском костеле Нью-Йорка пожелали многие. Число приглашенных ограничили двумя тысячами, опасаясь давки в храме. Приглашения стоили огромных денег. Чтобы посмотреть на процессию, выходящую из дверей церкви, тоже надо было платить. Казалось, весь Нью-Йорк сбежался в тот день на площадь перед церковью, даже сам президент Линкольн заинтересовался свадьбой, прислав карликам богатый подарок и пригласив парочку в Белый дом. Мистер Барнум сопровождал своих подопечных во время этого визита, был представлен лично президенту и удостоился его рукопожатия.
чвадьба карликов

Том Пусс, став миллионером, «оставил сцену» и зажил спокойной, размеренной жизнью. Он умер в роскошном имении в Мидлпорте, унеся в могилу тайну Барнума.

Но Том Пусс был лишь одной из звезд его труппы. Были и другие: двое сросшихся близницов Чанг и Энг Банкеры, которые именно на афишах были впервые названы «сиамскими близнецами», бородатая девочка, безногий джентльмен, «живой скелет» – самый худой человек, феноменальные толстяки и другие.

Пробыв несколько сроков в Конгрессе штата, в 1871 г. в Бруклине (Нью-Йорк) Барнум совместно с В.К. Купом открыл свое самое значительное предприятие – цирк «Величайшее шоу на Земле». Цирк имел типично американский размах: представления шли одновременно на двух рингах. После слияния в 1881 г. с цирком Джеймса А. Бэйли образовался всемирно знаменитый цирк «The Barnum and Baily Circus». В нем одновременно на трех рингах выступали многие из тех, чьи имена вошли в историю.

Для участия в шоу зверей Барнум приобрел за 10 тыс. долларов «самого большого в мире слона», по кличке Джумбо. До того шеститонный гигант жил целых 20 лет в лондонском зоопарке. Теперь спокойная жизнь для Джумбо кончилась – на долгие годы он стал гвоздем программы в шоу цирка. В провинции представления труппы начинались с того, что, пока возводились шапито, Джумбо запрягали в плуг, и лично Барнум, припоминая детство на ферме, начинал пахать на слоне.

Сельское население, шокированное невиданным зрелищем, сбегалось со всей округи, что обеспечивало аншлаги в самых отдаленных местностях, куда только забиралась трупа. В городах же была привычно задействована пресса, породившая в стране настоящую «джумбоманию», – и до сих пор на сленге специалистов по рекламе слово «Jumbo» означает нечто огромное, колоссальное. Джумбо и впрямь был колоссом и доход принес новому хозяину немалый – за время своих выступлений «заработал» для мистера Барнума миллион долларов.

Лавры Барнума многим не давали покоя. Со временем у него появились подражатели, ставшие конкурентами. Так археолог и палеонтолог Джордж Холл в 1868 г., зная о популярности в обществе разговоров о великанах, якобы некогда населявших землю, решил устроить мистификацию.

Как-то раз в карьере, где Холл искал окаменелости, он увидал каменную глыбу, чем-то напоминавшую человеческую фигуру. Решив устроить розыгрыш, он нанял рабочих, перевез камень в Чикаго и спрятал его в сарае на окраине города. Пригласив резчика по камню и двух его помощников и взяв с них клятву о молчании, он поручил им обработать камень так, чтобы человеческая фигура стала видна яснее.

Резчики подошли к делу творчески, постаравшись придать фигуре великана такой вид, словно тот скончался в страшных муках: тело было как бы скрючено в агонии, правая рука прижата к животу. Были отработаны тончайшие детали: ногти на руках и ногах, половые органы, ноздри, были даже нанесены «поры на окаменевшей коже». Камень обработали серной кислотой и чернилами, отчего он приобрел «древний вид».

«Окаменелого великана» тайно отвезли на ферму к брату Холла. Ночью братья закопали «великана» между домом и амбаром, договорившись через год его «обнаружить». По случайному совпадению, на соседней ферме при земляных работах нашли окаменевшие кости, возраст которых исчислялся миллионами лет, об этом писали во всех газетах. Лучшей «предварительной рекламы» и придумать было нельзя!

По прошествии года компания фальсификаторов наняла двух рабочих и поручила им выкопать колодец как раз на том месте, где они закопали «великана». Через некоторое время рабочие наткнулись на «окаменевшего гиганта», и эта новость мигом облетела всю округу. К ферме Ньюэлла потянулись любопытные, а тот поставил тент над камнем и стал взимать плату по 25 центов. Через два дня местная газета Syracuse Journal опубликовала материал о «каменном великане» и Ньюэлл поднял цену до 50 центов.

На ферму понаехали специалисты по древностям, священники, преподаватели колледжей, ну и само собой, репортеры. Мнения разделились: одни считали «великана» окаменелым человеком, другие очень древней статуей. Через неделю про «великана» знала уже вся страна и этот камень у «хозяина» выкупил консорциум из пяти человек во главе с банкиром Ханнумом. Новые владельцы привезли «великана» в Сиракузы (штат Нью-Йорк) и поместили в выставочном зале, беря за вход плату в один доллар.

Прослышав про этот «феномен», Барнум отправил в Сиракузы на разведку своего человека. Агент, побывав на выставке, оценил наплыв зрителей и доложил шефу, что дело стоящее. Финеас предложил консорциуму 50 тыс. за их экспонат, но владельцы «великана» не соглашались ни за какие деньги. Тогда «король», со свойственной ему предприимчивостью, нанял бригаду резчиков, купил подходящую каменную глыбу и они ему вырезали копию «великана», которую тот и выставил в своем музее, запустив через газеты «пулю», что, де, сиракузский консорциум продал-таки ему «великана» за 50 тыс., а теперь дурит легковерных, выставляя подделку.

Народ хлынул к Барнуму, чтобы посмотреть «на настоящего каменного великана», газеты повели затяжную дискуссию о том, какой из «великанов» подлинный, подогревая интерес к делу. Ханнум, давая интервью репортеру, раздраженно сказал: «Каждую минуту на Земле рождается по одному олуху, спешащему отдать свои деньги таким типам, как Барнум!»

Консорциум подал в суд на Барнума, обвиняя его в диффамации – зачем он обозвал подлинник великана подделкой? Но на суд явился тот, кто затеял всю эту шутку, палеонтолог Холл, который и раскрыл все секреты. Суд не нашел причин для удовлетворения иска, т.к. «великан» и впрямь был подделкой. От всей этой истории уцелела только одна фраза, ставшая крылатой: «Каждую минуту рождается один олух», но имя произнесшего ее Ханнума кануло в Лету, и авторство этих слов стали приписывать Барнуму.

Несмотря на чрезвычайную ловкость, не все в жизни «короля» шло гладко: трижды его заведения сгорали вместе со всеми экспонатами, а в 45 лет Барнум обанкротился. Но каждый раз снова наживал миллионы, находя нечто спасительное, «новенькое». Он зарабатывал деньги и на небывалом успехе написанных им нескольких автобиографических книг: «Жизнь Ф.Т. Барнума, описанная им самим», «Воспоминания» и др., выдержавших множество переизданий.

Случалось в его жизни и горе: смерть первой жены и двух из четырех его детей. Но он не сломался и в книгах о своей жизни писал так: « Я был рабочим на ферме, продавцом в лавке, директором театра, президентом банкирского дома. Сиживал я в тюрьме, живал в апартаментах, познал и нищету, и богатство. Я объехал Новый и Старый Свет, видел разных людей. И хотя порой мне приходилось получать весьма горькие уроки, но вообще-то у меня была очень веселая жизнь».

Славу он стяжал воистину мировую! Письмо, отправленное из Новой Зеландии в США, с адресом: «Мистеру Барнуму, Америка», легко нашло его. Генерал Грант, герой Гражданской войны, дважды бывший президентом США, рассказывал, что во время мирового турне его везде спрашивали, знаком ли он с Барнумом?

В наследство потомкам кроме рассказов о похождениях Барнума, массы профессиональных англоязычных терминов в области маркетинга и рекламы, созданных при живейшем участии этого веселого шарлатана, досталось и понятие «эффект Барнума». Кстати именно этот эффект лежит в основе того, что «сбываются гороскопы», предсказания, «вещие сны» и прочее в таком роде, поскольку «человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему их уверенно преподносят как результат каких-то непонятных ему действий и фактов, сдобренных ритуальным или «научным» соусом». Сам же Финеас Барнум говорил проще: «Люди охотно позволяют себя дурачить, если это их забавляет». Таким образом, по крайней мере 82 млн человек прекрасно позабавились – именно столько людей посетили его представления во всем мире.

Удалившись на покой, он прожил в родном городе Бетел остаток дней бодрым и деятельным старичком и умер в 1891 г. Но и после смерти приключения Барнума не окончились! При жизни, охотясь за редкостями, он пытался купить то гроб Магомета, то саркофаг Александра Македонского, то прах Христофора Колумба, чтобы выставить их в своем музее, а после его смерти уже его тело попытались выкопать из могилы и украсть. Двое содержателей «передвижного цирка редкостей» хотели забальзамировать труп Барнума и провести его мумию по городам и весям, рассчитывая на этом заработать. Родственникам пришлось попросить выставить возле могилы Ф.Т. Барнума специальный караул из четырех полицейских, чтобы его величество король рекламы и веселого надувательства мог истлеть спокойно в земле родного штата.

И все же от участи «музейного экспоната» Барнуму увернуться не удалось, такова ирония судьбы! В родном штате, в городе Бриджпорт, том самом, где он обнаружил своего феноменального карлика, в доме № 804 по улице Мэйн открыт музей цирка Барнума. В нем, помимо вещей и документов самого Барнума, находятся остатки его прежних коллекций редкостей: фотографии прежних звезд шоу, вещички «генерала Пусса» и т.п. Он стал такой же достопримечательностью штата, как музей Марка Твена в Хартфорде, первая подводная лодка «Наутилус», выставленная в Кротоне, и другие приманки для туристов, используемые в Коннектикуте, родине хитрых и предприимчивых янки.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Тяга к необычным вещам и явлениям у людей в крови. Если разобраться, то существование человека представляет собой знакомство с подобными вещами и явлениями, а также их последующее укрощение-приручение. Неудивительно, что со временем нашлись дельцы, решившие использовать эту тягу в корыстных целях. К их числу относится и Финеас Тейлор Барнум.

Детство и юность

Родился прославленный шоумен Америки в городе Бетеле штата Коннектикут. Произошло это 5 июля 1810 года. Отец мальчика, Фило Барнум, держал в Бетеле маленькую сеть магазинов и гостиницу. О матери Финеаса, Айрин Тейлор Барнум, информации мало – предположительно, была потомком выходцев из Российской империи.

Еще в ранние годы Финеас стал подрабатывать в магазинчике отца, а к 13 годам уже сам являлся его хозяином. Тогда же будущий коммерческий деятель в сфере развлечений начал продавать в своем магазине лотерейные билеты. Парень быстро просек, что азарт и любовь к развлечениям заставляют людей тратить даже последние деньги, и это послужило началом размышлений Финеаса о том, как на этом заработать.

Подобные мысли отвлекли Барнума-младшего от работы, что привело к закрытию магазина. На жизнь нужны были деньги, а просить их у отца Финеас не хотел. Поэтому запустил свой новый проект – начал издавать газету «Глашатай свободы».


У Тейлора Барнума не было денег, чтобы держать штат авторов новостей, поэтому информация, печатавшаяся в «Глашатае», во многом была спорной, ненадежной, а подчас и вообще выдумкой. Нашлись те, кто разглядел в статьях клевету на себя. В результате Финеаса вызвали в суд, а после – посадили в тюрьму города Данбери на 2 года. «Глашатай свободы» прекратил свое существование.

На праздновании своего двадцать пятого дня рождения, во время беседы со старым другом Коли Бартрамом, Финеас узнал о мистере Р. В. Линдсее, который зарабатывает тем, что показывает публике рабыню-негритянку по имени Джойс Хет, утверждая, что ей более полутора сотни лет, и что она – нянечка , отца-основателя Соединенных Штатов Америки.


Тейлора Барнума эта идея воодушевляет. На подаренные деньги, а также на часть собственных сбережений он выкупает старушку Хет у мистера Линдсея. Сумма за «нянечку Вашингтона» была уплачена солидная – тысяча долларов (за здоровых рабов и то меньше платили). Вместе с Джойс Хет Финеас отправляется в тур по Америке. Рабыня-негритянка действительно имела успех у публики, но Барнум подогревал этот интерес различными подробностями из жизни «нянечки».


Джойс скончалась в феврале 1836 года. Барнум успел поднять свое состояние, но такой вариант развития событий его не устроил. И он нашел выход: Финеас пригласил ученых и студентов на вскрытие мертвой старушки, устроив из этого платное кровавое шоу. Решение было рискованным, но дело выгорело. Не омрачило этот сеанс мракобесия даже то, что, согласно результатам вскрытия, старушка Хет была как минимум вдвое моложе заявленного возраста. После кончины рабыни-негритянки дела Тейлора Барнума опять пошли на спад.

Цирк Барнума

В 1841 году Финеасу по смешной цене удается выкупить Американский музей Скуддера вместе со всеми его экспонатами. Проведя небольшой косметический ремонт, а также реструктуризацию и частичное обновление коллекции экспонатов, Финеас открыл Американский музей Барнума. Заведение располагалось в оживленном месте – на перекрестке Энн-стрит и Бродвея.


После первых посещений интерес к музею у горожан начал пропадать. Требовалось очередное нетривиальное решение, способное изменить положение дел. Финеас нашел лилипута Чарльза Страттона и предложил ему работать в музее, развлекая посетителей. Лилипут согласился. Вместе они придумали образ генерала Том-Тама, который и прославил Страттона на всю Америку и за ее пределами. А Тейлора Барнума это заставило пересмотреть концепцию своего заведения.


Заручившись помощью бостонского товарища Мозеса Кимбалла, а также финансовой поддержкой Джеймса Бейли и Джеймса Хатчинсона, Финеас пополнил свою коллекцию живых экспонатов сиамскими близнецами Чангом и Энгом Баннерами, индейской танцовщицей Ду-Хам-Ми из племени саков, так называемыми русалками из Фиджи, слоном Джамбо, канадской великаншей Анной Свен и мальчиком-волком из России по имени Федор Евтищев (ребенок был болен гипертрихозом, из-за чего все его тело было покрыто обильным волосяным покровом).


Музей Барнума был переименован в Передвижной цирк Барнума. Вместе со своей специфической труппой Финеас объездил с гастролями Америку и Европу. В Англии задержался с 20 марта по 20 июля 1845 года, по личной просьбе королевы Виктории. В 1855 году Тейлор Барнум хотел отойти от дел, но финансовые проблемы заставили его вернуться на прежнее поприще.

Однако не цирком единым прославился Барнум. Также он написал и издал три книги (не считая автобиографии) – «Обманчивые миры» в 1865 году, «Сражения и победы» в 1869 году и «Искусство делать деньги» в 1880 году. В 1850 году сумел устроить масштабный гастрольный тур по США шведской оперной певицы Йоханны Марии Линд. Всего состоялось 150 выступлений.


Слон Джамбо из цирка Финеаса Тейлора Барнума

Начал политическую деятельность еще в пятидесятых годах, но прервал ее ради участия в Гражданской войне в США, проходившей с 1861 по 1865 годы. После войны, уже будучи членом республиканской партии, становится депутатом города Фэрфилда. На этом месте Финеас отслужил 2 срока. В 1867 году баллотировался в Конгресс – высший законодательный орган Америки.

В 1875 становится мэром портового города Бриджпорта. При нем решается вопрос улучшения подачи воды, а также производится полный переход на газовое освещение. Также регулируются вопрос оборота спиртных напитков и вопрос проституции. Выступал за равноправие людей с черным и белым цветом кожи. Адаптировал для сцены роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», выпущенный в 1853 году.


Финеас успел крепко сдружиться с президентом и писателем (о чем последний упоминал в своих дневниках). Тейлор Барнум оставил после себя серьезное наследие – его уловками (как называл их сам Финеас) по сей день пользуются маркетологи и рекламщики ведущих компаний. Даже психологический эффект субъективного подтверждения, которым пользуются составители гороскопов, хироманты и медиумы всех мастей, получил его имя – эффект Барнума.

Личная жизнь

Барнум дважды был женат. Первую жену звали Черити Хеллет, с ней он прожил в браке до 1873 года. Второй женой стала Нэнси Фиш, на которой он женился через год после развода с Черити и прожил до самой смерти.


Всего у Финеаса было 4 детей, один из которых умер еще в младенчестве. Оставшиеся трое – дочери Хелен Мария Херд, Д. В. Томпсон и У. Г. Баштель.

Смерть

Умер антрепренер 7 апреля 1891 года. Произошло это в том самом портовом городе Бриджпорте. Финеаса похоронили на кладбище Маунтен-Гроу. Два года спустя, в Сисайд Парке ему возвели памятник – в знак благодарности за заслуги перед городом и страной.


В 2002 году на экраны вышел фильм «Банды Нью-Йорка», в котором фигурировал персонаж Финеас Тейлор Барнум. Его роль исполнил актер Роджер Эштон-Гриффитс. Спустя 15 лет вышла еще одна лента с участием героя Тейлора Барнума, ею стала картина Майкла Грейси «Величайший шоумен», главную роль в которой исполнил .

Финеас Тейлор (П.Т.) Барнум (Phineas Taylor (P.T.) Barnum ) родился 5 июля 1810 года. Большинство людей слыхали про него из-за цирка его имени, но на самом деле, он был очень важной исторической фигурой. Барнум входит в список 100 самых влиятельных личностей в американской истории. Список включает Джорджа Вашингтона (#2), Бенджамина Франклина (#23) и Сэма Уолтона (#72, создатель сети Уол-Март). Барнуму достался #67. Очевидно, у него было больше заслуг, чем просто создание бродячего цирка.

Итак, что же сделал П. T. Барнум? Во-первых, он обладал невероятной проницательностью. У него также было острое понимание того, что могло бы возбудить интерес людей. Но его главным талантом, пожалуй, была способность создания и продвижения развлечений.

Первый бизнес Барнума был открыт в мае 1828 года. Он открыл небольшой магазин, в котором первоначально продавались торты, печенье, изюм и эль. Это была версия сегодняшнего магазина. Позже, он добавил товар, который приобрел в Нью-Йорке: карманные ножи, гребенки, и тому подобное, а также тушеные устрицы и лотерейные билеты. Вскоре Барнум встретил человека по имени Хак Бейли, который начал заходить в магазин. Барнум описывает его как «…шоумен. Он импортировал первого слона, который был когда-нибудь завезен в США и нажил состояние, показывая его. Он принимал впоследствии активное участие в передвижных зверинцах, а затем очень успешно управлял движением пароходов по северным рекам». Иными словами, в возрасте 18 лет, Барнуму попался человек, который сделал очень много денег, занимаясь тем, что для Барнума, со временем, превратилось в искусство.

На этот момент у Барнума было несколько неудачных бизнес-предприятий. Он открыл сельский магазин, но затея не удалась. Он пытался продавать книги, но большая часть его акций была украдена. Он купил и начал выпускать еженедельную газету, но ему был предъявлен иск за клевету и он провел некоторое время в тюрьме. Он продавал лотерейные билеты в кредит и не смог этот кредит выплатить.

В 1835 году, Барнум переехал с семьей в Нью-Йорк, чтобы начать все сначала. Он пишет в своей автобиографии «я узнал, что я мог бы делать деньги быстро и в больших суммах, всякий раз, когда я желал». Но он приехал в Нью-Йорк, по сути, без гроша в кармане. Именно с этой позиции П.Т. Барнум взял старт своей карьеры в качестве шоумена. Нравы середины XIX века уже сильно отличались от свирепости мрачного Средневековья , но недостаточно образованные и культурные люди того времени по прежнему желали «хлеба и зрелищ».

Он начал свой шоу бизнес с Джойс Хета, очень старой чернокожей женщиной, утверждавшей, что она 161-летняя бывшая рабыня отца Джорджа Вашингтона. Реклама гласила: Все, кто видел эту необыкновенную женщину, удовлетворены правдивостью подсчета ее возраста. Доказательства семьи Боулинг, которая вполне почтенна, сильны, но оригинал купчей Августина Вашингтона, с его собственным почерком, и другими доказательствами, которые собственник имеет в своем распоряжении, удовлетворят даже самых недоверчивых.

Конечно, Джойс Хета не было на самом деле 161 лет, но она на них выглядела. Она была почти парализована (имея только одну руку), полностью слепа и беззуба. Однако она могла говорить, петь и вести беседы с людьми, и она знала очень многое о Вашингтоне и его семье. «Рабыню отца Вашингтона» Барнум приобрел в долг за $1000. Он демонстрировал ее в Нью-Йорке. С этого времени доход Барнума составил около $1500 в неделю. Он добился этого, создав огромное количество рекламы: брошюр, плакатов, буклетов, газетных объявлений, гласивших, что она — «сестра Джорджа Вашингтона». А когда интерес к ней пропал в Нью-Йорке, Барнум взял ее в путешествие по таким городам, как Провиденс и Бостон. После того, как она умерла в феврале 1836 года, Барнум продолжал наживаться на обмане. Он взимал по 50 центов за вход на вскрытие ее трупа и врачи сообщили собравшимся 1500 зевакам, что, действительно, Хета была гораздо моложе 161 года, она, скорее всего, умерла в возрасте семидесяти с лишним лет..

Показывая Джойс Хета в Олбани, Барнум встретился с жонглером по имени синьор Антонио, и предложил заплатить ему $20 в неделю за создание шоу. Барнум сменил свое имя на более экзотически звучащее — «синьор Вивалла», активно содействовал ему, и вскоре зарабатывал более $50 за ночь на его спектаклях в театрах.

Следующим предприятием Барнума был музей в Нью-Йорке. В 1841 году, Барнум приобрел Американский музей Скаддера на Бродвее в Нью-Йорке. Он выставил «500,000 естественных и искусственных раритетов из любого уголка земного шара», и ходил по музею с табличкой, на которой было написано «Этот путь для выхода». Настоящий выход находился в другом месте, и посетителям музея Барнума приходилось заплатить еще 25 центов, чтобы повторно войти в музей и досмотреть экспозицию до конца!

Этот музей, переименованный в Американский музей Барнума, был успешным на протяжении многих лет. Барнум добавил несколько ныне легендарных достопримечательностей в течение ближайших нескольких лет, в том числе Мальчик-с-Пальчик (крошечный человек, чье настоящее имя было Шарль Страттон) и «Русалка с Фиджи» (которая на самом деле являлась мумифицированной верхней половиной тела обезьяны, с рыбьим хвостом из папье-маше).

У Барнума работало множество людей, являвшимися живыми достопримечательностями в то время:

1. Семь Сестер Сазерленд .

Сестры смогли заработать больше денег в качестве предпринимателей, чем цирковые достопримечательности, но первоначальную известность они приобрели на цирковых гастролях, а затем проложили свой путь к богатству. Цирк Барнума и Бейли приняли дочерей Флетчера Сазерленда — Сару, Викторию, Изабеллу, Грэйс, Наоми, Мэри и Дору Сазерленд в музыкальное действо, завершающее шоу. После очарования зрителей своими голосовыми связками, сестры должны были распускать свои прически к концу их выступления и вьющиеся локоны брюнеток падали на пол. Суммарно у сестер Сазерленд было свыше 12 метров волос. Их отец понял, что на песнях слишком много сестры не заработают, и он воспользовался их длинными прядями, чтобы разработать и продавать тоник для волос. Тоники для волос были хорошим бизнесом в 19-ом веке, кода в моде были длинные прически. В тонике Сазерленда, например, содержались следующие ингредиенты: бура, соль, хинин, лавровый ром, глицерин, розовая вода, спирт и мыло. С бесплатной рекламой в виде циркового предоставления, тоник продавался быстро, принеся $90000 в первый же год на рынке. Продажа тоника позволила сестрам Сазерленд уйти из цирка вместе с их легендарными гривами. Они растратили свое состояние и потеряли свою империю тоника, в конце концов, рухнувшую на рубеже веков, когда короткие прически вошли в моду

Миртл Корбин родилась в штате Теннесси в 1868 году на четырех ножках. Технически, лишняя пара ног, принадлежала сестре-близнецу Корбин, которой не удалось полноценно развиваться. Между собственными ногами Корбин болтались две небольших, прикрепленных к ее тазу. Семья девочки быстро поняла финансовый потенциал Миртл и бросила ее в цепи интермедии в возрасте 13 лет. Корбин и ее дополнительные конечности поразили зрителей. В противовес «чудовищной» форме, Миртл представляли как высококультурную и образованную личность, описывая: «мягкого нрава, как летнее солнце и радостная, как день длинный». Маркетинг работал и Корбин зарабатывала около $450 в неделю на пике популярности. Ее популярность совпала с появлением тератологии, или исследовании физических аномалий. что сделало ее известной в медицинском мире. Статьи, детализирующие физическое состояние Корбин и ее первый опыт родов в 1889 году, были опубликованы в медицинских журналах, в том числе в Журнале американской Медицинской ассоциации, Британском Медицинском Журнале и в американском Журнале Акушерства, который описывал ее, как принадлежащую к «классу смешанных монстров».

Соединенные в нижней части позвоночника, они родились в рабстве в 1852 году. Дети-инвалиды в рабских условиях считались бесполезной ношей, поскольку владельцы плантаций не собирались кормить лишний рот, который не мог трудиться в полях. Но редкий случай срастания Милли и Кристины сделал их более ценными в качестве потенциального объекта для интермедии, и, как следствие, близнецы покупаются и продаются несколько раз, прежде чем им не исполнилось по 6 лет. В конце концов, торговец Иосиф Пирсон Смит купил Милли-Кристин и ее семью, и его жена преподавала близнецам чтение, письмо, пение и танцы. Гастролируя в течение почти 30 лет, Милли-Кристин проявляла свой талант пения. Под именем «двуглавый Соловей», близнецы пели в Соединенных Штатах и в Европе, выступали в П.Т. Барнума Американском Музее в Нью-Йорке и даже для королевы Виктории. Только в одном 1882 году, Милли-Кристин заработала совместный доход $25000 во время гастролей. Это было удивительно для чернокожей женщины, да и любой женщины в Америке тех лет, и является одной из причин считаться одним из величайших успехов в истории интермедии. Милли-Кристин умерла в 1912 году, после того, как Милли заболела туберкулезом.

4. Лавиния Уоррен, мисс Мальчик с Пальчик .

Когда Лавиния Уоррен связали себя узами брака с мега-популярным Мальчик с Пальчик в 1863 году, президент Авраам Линкольн устроил для крошечных молодоженов свадебный прием в Белом Доме. Газета Нью Йорк Таймс назвала 80 сантиметровую невесту «Королевой Красоты». Радостное и сильно разрекламированное событие стало кульминацией интермедии и обычного американца привело к принятию, так называемого «урода», как одного из своих. Пара убежала из цирка-шапито и стала подлинной знаменитостью. П.Т. Барнум начал выставлять Шарля Страттона, известного, как Мальчик с Пальчик, в Англии, в 1843 году, когда маленькому человеку было всего 11 лет. Двадцать лет спустя, Страттон был одним из самых известных «уродов» в мире, и его свадьба с Лавинией Уоррен была в значительной степени пиар-ходом, организуемым Барнумом. Сама Лавиния Уоррен начала путешествовать в 1858 году с шоу, принадлежащему ее дяде, и в 1862 году она присоединилась к Барнуму в Американском музее в Нью-Йорке. Вскоре после этого, Страттон заметил Уоррен и стал пытаться завязать с ней романтические отношения, что привело Барнума в восторг. После того, как пара объявила о своей помолвке, Американский музей Барнума осадили толпы желающих хотя бы мельком увидеть миниатюрную невесту. После смерти Страттона в 1883 г., Уоррен вышла замуж за другого маленького человека — актера Граф Примо Магри, но время для подобных шоу и их звезд уже истекло.

В 1850 году Барнум представил в США прославленную оперную певицу Дженни Линд, известную как «Шведский Соловей». Невзирая на свою популярность в Европе, Линд был практически неизвестна в США и Барнум никогда не слышал ее пение. Но он не сомневался, что она будет иметь успех, и он оказался прав — Линд была хорошо принята американцами и провела 95 концертов с Барнумом в роли менеджера.

Только в 1871 году, Барнум основал свой цирк, называя его «П.Т. Барнума Великим Музеем Путешествий, Зверинцем, Караваном и Цирком». В 1872 он дал ему имя «Величайшее шоу на Земле». В 1881 Барнум объединился с Джеймсом Бэйли, создавая то, что в конечном счете стало «Барнума и Бейли Величайшее шоу на Земле». П.Т. Барнум умер в 1891 году, прочитав перед смертью свой собственный некролог.

Вот как об этом рассказывают: За несколько недель до того, как он умер во сне, 7 апреля 1891, Барнум прочитал свой собственный некролог: Газета New York Sun, отвечая на комментарий Барнума, что пресса говорит хорошие вещи о людях после того, как они умирают, напечатала его прижизненный некролог на первой полосе с заголовком, «Великий И Только Барнум — Он Требует Прочитать Свой Некролог – Он Здесь».