Экологическая сказка. «Про дуб, лесных зверей и добрые дела


Тошно молодой жене с старым мужем, тошно и старику с молодой женой! В одно ушко влезет, в другое вылезет, замаячит — в глазах одурачит, из воды суха выйдет: и видишь и

знаешь, да ни в чем ее не поймаешь!

Одному доброму старичку досталась молодая жена — плутоватая баба! Он ей слово в науку, она ему в ответ:

— Нет тебе, старый лежебок, ни пить, ни есть, ни белой рубахи надеть!

А не стерпишь -слово вымолвишь: дело старое! Вот и придумал он жену выучить. Сходил в лес, принес вязанку дров и сказывает:

— Диво дивное на свете деется: в лесу старый дуб все мне, что было, сказал и что будет — угадал!

— Ох, и я побегу! Ведь ты знаешь, старик: у нас куры мрут, у нас скот не стоит… Пойду побалакать; авось скажет что.

— Ну, иди скорей, пока дуб говорит; а когда замолчит, слова не допросишься.

Пока жена собиралась, старик зашел вперед, влез в дубовое дупло и поджидает ее.

Пришла баба, перед дубом повалилася, замолилася, завыла:

— Дуб дубовистый, дедушка речистый, как мне быть? Не хочу старого любить, хочу мужа ослепить; научи, чем полечить?

А дуб в ответ:

— Незачем лечить, зелья попусту губить, начни масленей кормить. Сжарь курочку под сметанкою, не скупись: пусть он ест — сама за стол не садись. Свари кашу молочную, да больше маслом полей; пущай ест — не жалей! Напеки блинцов; попроси, поклонись, чтоб их в масло макал да побольше съедал — и сделается твой старик слепее кур слепых.

Пришла жена домой, муж на печке кряхтит.

— Эх ты, старенький мой, ай опять что болит, ай опять захирел? Хочешь: курочку убью, аль блинцов напеку, кашку маслом полью? Хочешь — что ль?

— Съел бы, а где взять?

— Не твоя печаль! Хоть ты и журишь меня, а все тебя жалко!.. На, старинушка, ешь, кушай, пей -не жалей!

— Садись и ты со мною.

— Э, нет, зачем? Мне б только тебя напитать! Сама я там-сям перекушу — и сыта. Ешь, голубчик, помасленной ешь!

— Ох, постой, жена! Дай водицы хлебнуть.

— Да вода на столе.

— Где на столе? Я не вижу.

— Перед тобою стоит!

— Да где же? Что-то в глазах темно стало.

— Ну, полезай на печку.

— Укажи-ка, где печь? Я и печь не найду.

— Вот она, полезай скорее.

Старик сбирается головой в печь лезть.

— Да что с тобой? Ослеп, что ли?

— Ох, согрешил я, жена! Сладко съел, вот божий день

и потемнел для меня. Ох -хо!

— Экое горе! Ну, лежи пока; я пойду, кое-что принесу.

Побежала, полетела, собрала гостей, и пошел пир горой. Пили, пили, вина не хватило; побежала баба за вином. Старик видит, что жены нету, а гости напитались и носы повесили, слез с печи, давай крестить — кого в лоб, кого в горб; всех перебил и заткнул им в рот по блину, будто сами подавилися; после влез на печь и лег отдыхать.

Пришла жена, глянула — так и обмерла: все други, все приятели как боровы лежат, в зубах блины торчат; что делать, куда покойников девать? Зареклася баба гостей собирать, зареклася старика покидать.

На ту пору шел мимо дурак.

— Батюшка, такой -сякой! — кричит баба. — На тебе золотой, душу с телом пусти, беду с нас скости!

Дурак деньги взял и потащил покойников: кого в прорубь всадил, кого грязью прикрыл и концы схоронил.

Альтернативный текст:

— Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.

О чём ты думаешь старый, одинокий дуб? Какие секреты хранишь на пару с ветром? Кто укрывается в тени твоей роскошной кроны? Может быть, это тайна?

«Одинокий дуб»
Автор сказки: Ирис Ревю

На краю дороги стоял старый, одинокий дуб. Крепко стоял, надёжно. Не страшны ему были ни сильные порывы ветра, ни хлёсткие ливни, ни вьюжные метели. Усталые путники любили отдыхать у большого ствола, звери и птицы лакомиться дарами дуба – желудями, семенами. Если кто-то в лесу заболевал, то принимал отвар из коры дуба, и быстро выздоравливал.

Но вот однажды злая волшебница Молния ударила прямо в сердце дуба, и он затрещал, застонал и раскололся надвое. Звери и птицы в ужасе разбежались, кто куда. И только маленький Бельчонок не испугался, не убежал; он спрятался неподалёку.

Как только Молния удалилась в своё Молниеносное государство, Бельчонок нашёл недалеко от поверженного дуба несколько желудей, закопал их в землю, и только после этого вернулся домой.

Через некоторое время на месте старого дуба выросло несколько молодых, тоненьких дубков. А место это со временем стали называть: «Беличья тайна».

Вопросы к сказке «Одинокий дуб»

Для кого одинокий дуб служил пристанищем?

С помощью какого лекарства выздоравливали звери и птицы?

Отчего погиб старый дуб?

Как ты думаешь, Бельчонок, что закопал желуди, оказался смелым или нет?

Почему место, где раньше стоял старый дуб, стали называть «Беличья тайна»?

В прекрасной дубовой роще жило семейство дубов: папа Дуб, мама Дубиха и их детишки: куча маленьких желудят.
Папа Дуб был могуч. Он рос слегка в стороне и почти всегда был занят важными раздумьями: Взойдет ли завтра солнце? Сколько звезд на небе? Сколько листьев он теряет за один осенний день? В общем, папа был очень занят. Поэтому, семейными делами и воспитанием детворы занималась мама Дубиха.

1:1232

Детей было много и маме стоило большого труда сохранять дисциплину. Особенно это чувствовалось осенью, когда приходила пора детишкам отправляться в отдельную от мамы жизнь.

1:1554

1:8

2:512 2:521

Маме Дубихе очень хотелось, чтобы все малыши желудята падали поближе к ней. Она хотела всех видеть и знать, где находится каждый из ее детенышей. Она готова была их всех прикрыть своей листвой от ветра, дождя и солнца. Большинство малышей были послушными, они считали, что маму волновать незачем, да и вообще - она лучше знает, как надо жить. Они падали рядом с маминым стволом, при этом чувствовали, что мама рядом и ни о чем не беспокоились.

2:1339

Были малыши позадиристей. Им нравилось быть непослушными, и они старались откатиться подальше от мамы. Но они не знали, что мама была опытным деревом и имела некоторые связи. Несколько полевых мышей, которые жили в корнях мамы Дубихи, выполняли ее поручение. Аккуратно возвращали «бунтарей» маме под ствол. Детвора возмущалась, конечно, некоторые даже стали делать вид, что мама Дубиха и папа Дуб и не родители им вовсе, а так - седьмая вода на киселе. Желудята обижались, но что- либо изменить были не в силах.

2:2289

Но была среди «бунтарей» одна девочка - Желуденка, которая не была похожа на остальных. Конечно, ее много раз возвращали к маме и папе полевые мыши. Много раз мама Дубиха объясняла дочке, что без родителей она пропадет, что мир вокруг - жестокий, что лучше держаться ближе к семье и лишний раз не высовываться. Папа слегка журил малышку, не отрываясь от решения вселенских задач. А Желуденка в это время придумывала новый план побега. И не потому, что ей хотелось расстроить родителей, а потому что очень хотелось увидеть мир. А ее внутренняя природа подсказывала, что не стоит бояться солнца, дождя и ветра.

2:1142 2:1151

3:1655

3:8

Желуденка не знала, откуда в ней проросло это понимание, но верила, что так оно и есть. И вот однажды неугомонной малышке удалось уговорить Полевого мышонка помочь ей. Ночью, когда родители и дети спали, мышонок осторожно взял Желуденку в зубки и отнес нашу героиню подальше от мамы и папы, на полянку, где было мало деревьев.

3:600

Мама Дубиха очень огорчилась, не досчитавшись поутру одной из дочерей. Они с папой громко возмущались поведением неразумного ребенка. После чего папа вернулся к подсчету звезд и опавших листьев, а мама начала еще больше следить за детьми. Это занятие очень ее утомляло, но она считала, что только так и должна поступать настоящая мать.

3:1229

А вскоре наступила зима. Все желуди заснули крепким сном, укрытые серебристым снежным одеялом. Уснули до весны и мама Дубиха с папой Дубом, растерявшим все свои листья. Уснула и маленькая смелая Желуденка под большим сугробом на своей полянке.

3:1677 3:8

4:512 4:521

Время быстро пролетает для тех, кто спит. И вот дни опять стали длиннее, солнышко стало пригревать, снег растаял и напитал еще сонную землю своей живительной влагой. По стволу и веткам деревьев побежали весенние соки, папа Дуб и мама Дубиха проснулись и сразу погрузились в свои хлопоты.

4:1052 4:1061

Папа - в подсчет звезд и волнение за солнце. Мама - в заботу о маленьких ростках, которые проклюнулись из желудей рядом с ее стволом. Малыши росли, а мама старалась их укрыть своей тенью от солнца, спрятать от дождя и ветра. Но вот странное дело… Малыши были слабенькие, часто болели, плохо росли. И только одна Желуденка росла без всякой защиты и крыши над головой.

4:1746

4:8

Корни ее быстро крепли, ствол наливался силой, листья были сочными и красивыми. Дождик поливал ее, солнце дарило свой солнечный свет и тепло, ветер закалял и делал устойчивой к трудностям. Желуденка с легкой грустью наблюдала со своей полянки за родней. Ее братишки и сестренки выросли совсем чуть- чуть, лишенные солнечного света, дождя и ветра. Они не видели звезд и летающих птиц. Мама Дубиха и папа Дуб были их миром, их вселенной. Желуденке очень хотелось поговорить с родителями, рассказать про свою жизнь. Но как это сделать? Расстояние между ними было хотя и не очень большое, но вряд ли папа с мамой ее бы услышали.

4:1145

Прошло лето, опять наступила осень. Наша Желуденка превратилась в красивое крепкое, хоть и небольшое деревце. На ней вырос первый и пока единственный желудь - ее первый сынок. Когда желудю пришло время упасть, мама Желуденка изо всех сил тряхнула веткой, чтобы малыш упал как можно дальше от нее. Ей было немного грустно расставаться, и она очень хорошо понимала в этот момент свою маму. Но Желуденка твердо знала, что поступает правильно, и что ее сын станет сильным и могучим деревом, которое будет жить своей жизнью.

4:2115

А еще Желуденка всё-таки нашла способ разговаривать со своими родителями. При помощи своего друга ветра. Ветер качал ее ветки, шевелил листья, и дерево нашептывало ему послание. Ветерок перелетал к маме Дубихе и папе Дубу и рассказывал им об удивительной и счастливой жизни их доченьки. Мама Дубиха сначала горько плакала, так как ей очень сложно было понять, как ребенок мог стать счастлив без нее. Но, в конце концов, поняла, что жизнь устроена именно так. И что ее деткам вполне достаточно того внимания и заботы, которые они получают, пока растут на ее ветвях. А еще она поняла, что из- за повышенного внимания детям, она почти перестала общаться с папой Дубом и ему ничего не оставалось, как все время глядеть на звезды, волноваться за уходящее солнце и пересчитывать свои опадающие листочки.

4:1473

С тех пор каждую осень, когда приходит пора, мама Дубиха сильно взмахивает своими ветвями. И ее детки - желуди разлетаются далеко- далеко. И растут - тянутся навстречу солнцу и теплу, не скованные никакими условиями, свободно распрямляя свои ветви. Мама Дубиха и папа Дуб нежно касаются своими ветвями друг друга. И шумит листьями - переговаривается большая семья, где у каждого есть место под солнцем, каждый - волен, силен и красив. И каждый понимает, что нельзя счастливо прожить чужую жизнь, а можно только свою собственную.

4:2463 Сказка про то, как одежда обиделась →

Проблема - правила безопасности

Жил да был мальчик Алеша. Он был очень веселый и любил приключения. Мама всегда очень беспокоилась и переживала за него, потому что Алеша был ужасно непослушным.

Однажды Алеша гулял во дворе. Было еще совсем рано, и никто из друзей не вышел. Кто-то завтракал, кто-то спал, а кто-то вообще заболел и грустно сидел у окна, глядя на улицу.

Посреди двора рос старый-престарый дуб. Он был такой огромный, что когда ребята брались за руки, то едва могли обхватить его шершавый ствол своим хороводом. Про этот дуб рассказывали много всяких интересных и таинственных историй. Больше всего Алеше понравился рассказ дворника дяди Пети о том, что на самой верхушке дуба не просто веточки и листочки. Там спрятана от посторонних глаз целая страна. На ветвях лежит большое пушистое облако, а на нем луга, поля, леса и целый город. Только все маленькое-премаленькое. И живут в этой стране волшебные гномы. Они наблюдают за двором и иногда спускаются, чтобы исполнить желание какого-нибудь хорошего и послушного ребенка. Алеша долго ждал, пока маленький гном придет к нему в гости. Но Алеша не очень-то слушался маму, поэтому гномы к нему не приходили.

Поскучал Алеша во дворе один, да и думает:

Пока нет никого, залезу-ка я на дуб, поймаю гнома и загадаю ему желание. Заодно и волшебную страну посмотрю, будет потом о чем ребятам рассказать.

Как всегда Алеша совершенно забыл, что мама строго запретила ему залезать высоко.

Ты еще маленький, - говорила мама. – Не залезай на подоконник, иначе можно упасть и набить огромную шишку. А если окно открыто, то можно вообще вывалиться на улицу. На крыше живут злые эльфы. Как только какой-нибудь маленький непослушный мальчик высовывается в окно, они его тут же подхватывают и уносят далеко-далеко. Никогда еще никто из детей, унесенных эльфами, не возвращался домой. И на забор нельзя залезать, и на деревья. Эльфы всегда начеку. Если ты залез не очень высоко, то они просто подлетят и толкнут тебя, ты упадешь и больно ударишься. А вот если ты залез высоко от земли, то там их волшебства хватит на то, чтобы навсегда забрать тебя к себе.

А зачем они толкаются? – удивился Алеша.

Просто так, из вредности, - ответила мама. – Ведь они же злые!

Никогда не буду высоко забираться, - подумал Алеша. И тут же забыл свое обещание.

Забыл он и про маму, и про эльфов. Так уж ему хотелось влезть на дуб и поймать гнома.

Взял Алеша лесенку, поднялся до первой ветки. А потом с ветки на ветку, все выше и выше. Стал подбираться к верхушке старого дуба. Долго-долго карабкался Алеша по дубу. Но верхушка все никак не приближалась. Зато земля осталась где-то далеко внизу. Ухватился Алеша за ствол и присел отдохнуть. Сидит и думает:

Зря я полез сюда. Теперь если и поймаю гнома, то придется его просить, чтобы он меня спустил на землю. Какое-то неинтересное желание получается. Ладно, хоть волшебный город увижу.

Вдруг ветка рядом с ним вздрогнула. В зеленой листве кто-то зашевелился.

Ой, - перепугался Алеша. – Наверное, это злой эльф. Сейчас он меня столкнет вниз!

Алеша начал торопливо спускаться, но нога соскользнула, и он кувырком полетел вниз.

Злые эльфы не успели его схватить, потому что он зацепился штанами за длинную крепкую ветку и повис в воздухе.

Смотрит он вниз, а земли-то и не видно. Где-то далеко-далеко люди разговаривают, собака лает, машины бибикают, а он висит, и того гляди свалится.

Испугался Алеша, стал на помощь звать. Кричит, а сам думает:

А вдруг эльфы услышат и прилетят за мной?

Подумал так и замолчал. А ветка уже совсем согнулась, вот-вот сломается.

Затаился Алеша, дышать боится.

Все, - думает. – Точно, злой эльф за мной прилетел.

Тут ветки раздвинулись и увидел Алеша черную бороду и лохматые брови.

А-а-а! – закричал Алеша. – Помогите!

Сейчас помогу, - ответила голова и из зеленой листвы появилась огромная рука.

Не трогай меня, не трогай, - начал барахтаться Алеша.

Ты зачем сюда залез? – сердито спросила его голова, а рука крепко схватила за штаны.

Гномов ловить, - прохныкал Алеша.

Понятно, - кивнула голова. – Так вот я и есть самый главный гном.

Я кушал хорошо, вот и вырос большой, - ответил гном и потащил его с собой вниз.

Долго-долго они спускались со старого дуба, а когда спустились, оказалось, что весь двор собрался у дерева.

А где же гном? – спросил Алеша у дворника дяди Пети.

Домой вернулся, некогда ему тут с тобой заниматься. Он же твое желание уже исполнил.

Алеша поднял голову и посмотрел на высокий дуб, верхушка которого была выше дома.

Ну что? - нахмурил лохматые брови дядя Петя. – Полезешь еще на дерево?

Нет. Высоко залезать вообще нельзя. Мне так мама говорила.

Ну и молодец, - усмехнулся в черную бороду дворник. – Маму надо слушаться.


Биография

Волков Геннадий Никандрович (Кашкăр Хуначи) родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Яльчикского района ЧАССР. В 1949 г. Геннадий Никандрович окончил математическое отделение Чувашского государственного педагогического института, в 1952 г. – аспирантуру при кафедре педагогики Казанского государственного педагогического института. С 1952 г. он начинает работать: в Чувашском государственном педагогическом институте – старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, старшим научным сотрудником; в Министерстве народного просвещения РСФСР - зав. сектором НИИ национальных школ; в Государственном институте семьи и воспитания - заведующим лабораторией; преподавателем в Эрфуртской высшей педагогической школе.

За годы работы в институте в 1954-1967 гг. Г.Н.Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа. Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы родной деревни, камни - все это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения. Стать настоящим педагогом исследователю помогло, по-нашему, еще очень нужное для исследователей качество - это умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания подрастающих поколений.

В первой же своей книге «Рассказы бабушки» (1957), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил юных читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его педагогического и литературного творчества

В 1958 г. выходит книга доцента Г.Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», которая (положительно встреченная специалистами) положила начало новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. В 1967 г. защищает докторскую диссертацию, основой которой стала его книга «Этнопедагогика чувашского народа».

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г.Н. Волков награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, «Заслуженный учитель Чувашской АССР», отличник народного просвещения Киргизской ССР, заслуженный работник народного образования Республики Саха, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия и Тыва, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Чувашской Республики.

Имя и дела чувашского ученого-педагога профессора Геннадия Никандровича Волкова известны далеко за пределами Чувашии. Научные труды давно получили признание ученых и учителей, ими широко пользуются не только в нашей стране, но и за ее пределами. Перу профессора принадлежат более 500 научных трудов, 27 монографий и 24 книги. Разрабатывая проблемы творческого использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в школьной практике, его работы получили высокую оценку.

Известные работы Геннадия Волкова - критика не только о К. Иванове, Яковлеве, Сеспеле, Хузангае, Талвире, Уяре, Юхме, Терентьеве, Емельянове, но и о Ломоносове, Пушкине, Толстом, Чехове и др. О чем бы не писал он – о людях родной Чувашии, ее ученых, писателях, поэтах, воинах, людях труда, о деятелях науки, литературы, искусства, братских народов – в человеческих судьбах искал «добротное зерно» воспитания, находил его в прогрессивных традициях и обычаях, называл их «золотой колыбелью», той колыбелью, которая растит ребенка на путях братства и доброты. Им переведены на чувашский язык, обработаны и изданы сказки народов мира о дружбе, честности, трудолюбии, написаны оригинальные книги рассказов для детей, многие из которых вошли в учебные программы и школьные хрестоматии

Основные даты жизни и деятельности

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 года в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье, по национальности чуваш.

1935-1942 гг. - ученик Б.Яльчикской семилетней школы.

1942-1945 гг. - ученик Яльчикской средней школы.

1943-1945 гг. - помощник бригадира второй полеводческой бригады колхоза имени В.И.Ленина, позднее - бригадир транспортной бригады.

1945-1949 гг. - студент физико-математического факультета - Чувашского государствен¬ного педагогического института.

1948-1949 гг. - стипендиат ЦК комсомола им. 15-летия ВЛКСМ.

1948 г. - занесен в Книгу Почета обкома ВЛКСМ за лучшую студенческую работу.

1948 г. - принят в члены КПСС.

1949-1952 гг. - годы учебы в аспирантуре по педагогике при Казанском педагогическом институте.

1950-1951 гг. - учитель физики 6-7-х классов мужской семилетней школы № 78 г. Казани.

1952-1954 гг. - старший преподаватель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического института, имени И. Я. Яковлева.

1954-1957 гг. - председатель месткома института и член Чувашского обкома профсоюза работников просвещения.

1954 г. - защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

1954-1966 гг. - доцент Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.

1961-1973 гг. - член Президиума Чувашского отделения Педагогического общества РСФСР.

1966-1967 гг. - старший научный сотрудник ЧГПИ имени И. Я. Яковлева

1967 г. - защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.

1967-1971 гг. - проректор Чувашского государственного педагогического института по научной работе.

1967 г. - присуждена премия К. Д. Ушинского за монографию «Этнопедагогика чувашского народа. В связи с проблемой общности народных педагогических культур». Награжден значком «Отличник просвещения РСФСР». Присуждена ученая степень доктора педагогических наук.

1968 г. - утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Педагогика».

1970 г. - награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Награжден памятной медалью музея имени Я.А.Коменского.

1972 г. - заведующий сектором педагогики Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР.

1977 г. - награжден медалью К.Д.Ушинского.

1979-1982 гг. - профессор секции педагогики и пси¬хологии Эрфуртской высшей педагогической школы имени Теодора Ной-бауэра.

1982 г. - награжден золотой медалью Гердера «За заслуги в распространении русского языка в духе германо-советской дружбы».

1982 г. - награжден Почетной иглой (в серебре) за деятельность по укреплению германо-советской дружбы.

1982 г. - присвоено звание «Активист Социалистического Труда ГДР».

1984 г. - присвоено ученое звание Почетного доктора Эрфуртской высшей педагогической школы.