Куртуазные отношения. Куртуазная любовь. Куртуазность - это кодекс хорошего тона

Куртуазная любовь

- "утонченная любовь", форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной, предполагающая утонченность ухаживания и поведения.

Куртуазная любовь известна по литературным памятникам примерно с XI века, расцвет ее приходится на XII-XIII вв. Этот термин ввел Гастон Парис, французский филолог; название указывает на определенный социальный круг (courtois (франц.) - учтивый, рыцарский, придворный*). Сохранившиеся поэтические источники воспроизводят следующую картину: объект куртуазной любви - замужняя женщина, неженатый мужчина обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью, он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения своей цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама - жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она принимает его, она более не свободна, так как по законам того сообщества никакой дар не может остаться без вознаграждения. Правила куртуазной любви, воспроизводящие условия вассального контракта, по которому сеньор обязан вассалу теми же услугами, что получил от него, требуют от избранницы в конце концов предаться тому, кто принес себя ей в дар. Однако Дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в приключение, надо было быть острожным и соблюдать тайну. Одной из тем куртуазной лирики является описание мечты возлюбленного о наивысшем блаженстве (скажем, видение себя и своей Дамы обнаженными), но все удовольствие заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании, поэтому поклонник должен был оттягивать момент обладания своей возлюбленной. В этом и заключается истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры.

Ученые обсуждали, была ли придворная любовь социальной реальностью или чисто литературной фантастикой, но в любом случае это было широко распространенное и влиятельное понятие. Связи между жанром романтики и традицией придворной любви были установлены даже в это время, потому что, когда Каппелланус предложил свои «правила любви», он скопировал их рассказом о рыцаре на пути ко двору короля Артура. Придворный любовник был человеком, который посвятил себя служению своей возлюбленной даме, сделав себя ее слугой; если бы он был рыцарем, все его смелые дела были посвящены его даме.

Однако источники, из которых мы узнаем о куртуазной любви, следует интерпретировать осторожно. Прежде всего, необходимо помнить, что в центре повествования находится мужчина. Эта литература создавалась мужчинами для развлечения мужчин. Здесь показана не женщина, а ее образ в глазах мужчин той эпохи.

Возникает вопрос о причинах распространения куртуазной литературы во французском обществе XII века. Прежде всего, распространялась она при дворах крупных феодалов средневековой Франции. Играя в эту игру, демонстрируя умение изысканно привлекать женщин, придворный подчеркивал свою принадлежность к миру избранных. Куртуазная любовь была прежде всего знаком престижа в мужском сообществе, благодаря чему влияние созданной модели поведения оказалось столь сильным, что смогло со временем повлиять на отношение к женщинам в обществе в целом.

Брак для других не был препятствием для таких любовных дел, которые должны были храниться в секрете, с тайными встречами и сообщениями между любовниками, переданными посредниками. Любители обычно обменивались подарками или услугами, обычно это персональный предмет, такой как кольцо, перчатка или пояс, все из которых появляются в сэре Гавейн и Зеленом Рыцаре. Настоящие любовники стали слабыми или больными силой своей любви; бессонница, отсутствие аппетита и ревность были симптомами истинной любви.

Ожидается, что любовник будет иметь прекрасные манеры и проявит прекрасную доброту. Как и в рыцарстве, напряженность между придворной любовью и христианской моралью была неизбежной. Большая часть придворной традиции любви предполагала, что любовники будут совершенствовать свои отношения сексуально, независимо от того, были ли они женаты. Более христианизированная версия придворной любви возлагала любовника на вежливое, но решительно целомудренное служение его возлюбленной. Как и рыцарство, придворная любовь могла быть скорее идеалом, чем реальной практикой, но это не уменьшало его культурной значимости.

Французский историк Жорж Дюби считает, что причиной распространенности куртуазной любви в среде феодальной аристократии стали матримониальные обычаи того времени. Для ограничения наследственных разделов требовалось ограничить количество браков, в которые вступали сыновья благородных родов. Обычно семья стремилась женить одного, обычно старшего, сына. Остальные, предоставленные сами себе, оставались в большинстве своем холостыми. В XII веке благородное французское рыцарство состояло главным образом из "юношей", взрослых неженатых мужчин, чувствовавших себя обездоленными и завидовавших мужьям. Символический подвиг, предел юношеских мечтаний, заключался в том, чтобы дерзко соблазнить жену брата, дядюшки или сеньора, нарушив самые строгие запреты и презрев величайшую опасность, так как к верности жен (наряду со способностью их к деторождению) предъявлялись жесткие требования: от этого зависела правильность наследования. Куртуазная любовь имела и воспитательное значение. Двор был школой, в которой мальчики проходили обучение при сеньоре их отца или дяди по материнской линии. Естественно, что жена патрона принимала участие в воспитании будущих рыцарей. Любовь юношей устремлялась сначала к женщине, которая становилась, тем самым, посредником между ними и сеньором. Любовь к Даме, таким образом, включалась в механизм функционирования феодального общества.

Учитывая эти преувеличенные и иногда противоречивые влияния, романсы имели понятную тенденцию становиться глупыми и сенсационными. Более одного автора пытались реформировать жанр, используя его в качестве средства для серьезных моральных сообщений. Например, в артюрских романах о поисках Святого Грааля для рыцарей требуется чистота сердца, веры и правильное поведение, а не просто сила оружия. Подобным образом, сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь ставят моральный урок в роскошную обертку: между высокой фантазией, сверкающими драгоценностями и золочеными доспехами есть резкое исследование добродетели, искушения и человеческой природы.

Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. Чтобы завоевать благосклонность той, кого рыцарь называл своим "другом", он демонстрировал самоотречение, преданность, самоотверженность в служении. А это как раз те качества, которые сеньор требовал от вассала.

Тяжелая битва Гавейна не с монстрами в пустыне, а с его прекрасной и изысканной хозяйкой, он борется со словами, а не с оружием. Он побежден не превосходящей силой, а собственной внутренней слабостью - страхом смерти, большей частью все. В сравнении с типичными романами уровень насилия и кровопролития в сэре Гавейн и Зеленом Рыцаре удивительно сдержан. На самом деле нет обычного боя вообще, потому что и Гавейн, и Зеленый Рыцарь охотно получают право на смерть, инсульт от другого, и, в конце концов, никто серьезно не пострадал.

Поэт позиционирует Гавейн в центре неразрешенной напряженности между рыцарством, придворной любовью и христианством. Гавейн известен как самый любезный из рыцарей. В каком-то смысле это создает ожидание того, что его поведение будет безупречным; в другом, он предполагает, что он будет самым восхитительным из любовников для дамы, которая может его ловить. Но поэт также дал понять, что любимая женщина, которой сначала служит Гавейн, - Дева Мария. Как тщательно христианизированный рыцарь, он вынужден идти тонкой линией в защите себя.

Влияние куртуазной любви на общество в целом было достаточно плодотворным. Обычаи куртуазной любви ослабили насилие и грубость в сексуальном поведении мужчин и матримониальной политике аристократических родов. Мужчины начали понимать, что женщина - это не только тело, что нужно сначала завоевать ее сердце, заручиться ее согласием, что следует признать за женщиной наличие особых достоинств. Заповеди любовного кодекса соответствовали тому, что проповедовала и церковь, стремясь доказать, что женщины должны иметь равные права с мужчинами не только на супружеское ложе, но и в согласии на вступление в брак.

Он не может оскорбить даму, но он не может дать своей хозяйке то, что она хочет, потому что при этом он совершал бы сексуальный грех, а также ломал рыцарскую лояльность и честь, предавая своего хозяина. Таким образом, сэра Гавеина и Зеленого Рыцаря нельзя назвать прямым романом. Он использует большинство конвенций и идеалов артюрского романса, но также указывает на его противоречия и недостатки. Однако сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь не являются анти-романтизмом, и это не пародия, несмотря на ее легкость и хорошее настроение.

Когда Чосер смеется над сэром Топасом, он издевается над усталым жанром, но, когда смеется Гавейн-поэт, это щедрый смех дружбы. Сдержанный и традиционный подход поэта к его тайному материалу позволяет ему сделать его настолько привлекательным: он понимает и тщательно оценивает конвенции своего жанра. Сэр Гавейн и «Зеленый рыцарь» выделяют самые слабые стороны традиции рыцарства, в то время как все еще оценивая все, что делает рыцарство настолько привлекательным, особенно его бескомпромиссную преданность высшим идеалам, даже если эти идеалы не всегда достижимы.

То, что вначале было только игрой, предназначенной для мужчин, помогло женщинам феодальной Европы изменить свое положение. В течение веков, последовавших за утверждением новой модели отношений, вошедшие в ритуал слова и поступки, а через них соответствующие взгляды распространялись на все более широкие слои общества. Так формировался тип отношений между полами, характерный для западного общества. Еще и сегодня, несмотря на огромные перемены в этой области, яркой отличительной чертой европейской цивилизации являются традиции, унаследованные от куртуазной любви.

Стихотворная форма сэра Гавеина и зеленого рыцаря. Сэр Гавейн и «Зеленый рыцарь» являются примером аллитеративного стиха, в котором повторение исходных звуков согласного используется для создания структуры линии. Аллитерация обычно, но не всегда, в начале слова и обычно на ударном слоге. Каждая строфа сэра Гавейн и Зеленого Рыцаря имеет нерегулярное количество линий и фиксированный метр, хотя четыре ударных слога на линию являются общими. Аллитеративные линии всегда не считаются.

По правде. Лорд быстро может причинить ему боль. Держать дольше рыцаря. Ему отвечает Гавейн. Ни в коем случае нельзя. Одним из наиболее часто встречающихся и, возможно, самых непонятных, современных представлений о средневековье является тип романтической или эротической любви, которая, как считается, практикуется в этот период, которую в народе называют «придворной любовью». Судебная любовь - это совокупность связанных идей и чувств, характеризующих крайнее выражение романтической страсти, которое часто демонстрировалось персонажами средневековой литературы, особенно в придворных романах и любовной лирике французских трубадуров и немецких миннезингер.

Courtly love (англ.)

Литература:

Гаспаров М. Л. Любовный учебник и любовный письмовик (Андрей Капеллан и Бонкомпаньо) // Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993. С. 571-573.

Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции XII века // Одиссей. М., 1990. С. 90-96.

Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993.

После наблюдения феномена, изображенного в разных романах, французский литературный историк Гастон Париж придумал термин «придворная любовь» в конце девятнадцатого века, чтобы описать преданность рыцарей своим дамам в средневековых романах и любовной поэзии, и этот термин занял свою собственную жизнь. На самом деле, хотя средневековые авторы никогда не называют то, что они описывают «придворную любовь», это особое построение гетеросексуальной любви имеет долгую литературную историю. Неудивительно, что средние века охватывали множество любовных дискурсов, которые имеют такие античные, а потому авторитетные, истоки.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 327-330.

Мейлах М. Б. Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров // Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993. С. 507-549.

Фламенка / Под редакцией А. Г. Наймана. М.: Наука, 1983.

Фридман Р. А. "Кодекс" и "законы" куртуазного служения даме в любовной лирике трубадуров // Ученые записки Рязанского пед. ин-та. Т. 34. М., 1966.

Истоки этой формы крайней любви можно проследить по отношению к римскому поэту Овидию, одному из самых уважаемых «авторитетов» в средние века, который Арс Аматория внес много тропов, теперь знакомых как «придворная любовь». К ним относится идея любви как своего рода война между полами, в которой каждый любовник является солдатом в армии любви, над которой Купидон является главнокомандующим, и понятие абсолютной власти женщин над мужчинами, которые страдают от безумия, из-за которой они подвергаются различным лишениям и физическим страданиям и практикуют нелепо преувеличенное поведение.

Duby G. The Courtly Model // Ch. Klapisch-Zuber (ed.). A History of Women. Silences of the Middle Ages. Cambridge: Harvard UP, 1994.

Huchet J.-C. L"Amour dit courtios. La "Fin"amors" chez les premiers troubadours. Toulouse, 1987.

Marchello-Nizia Ch. Amour courtois, societe masculine et figures du pouvoir // Annales E.S.C., 1981. N 6.

Rey-Flaud H. La nevrose courtoise. Paris, 1983.

© М. Г. Муравьева


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Другим вероятным литературным источником более современного винтажа было «Кольцо шеи Голубей», выпущенное в мусульманской Испании Ибн Хазом, на которое повлияли платоновские идеалы о любви. Вклад Хазма в дискурс придворной любви включает в себя представление о том, что человек раскрывает и улучшает его характер или хорошее воспитание, практикуя целомудренную любовь. Эта разреженная любовь производит облагораживающий эффект на мужского любовника, превращая человека смиренного рождения в равную благородную даму, к которой он стремится.

Смотреть что такое "Куртуазная любовь" в других словарях:

    куртуазная любовь - категория средневековой куртуазной литературы. Средневековые авторы определяли это понятие как «истинную любовь», Fin Amor, и выстраивали всю систему Ценностей по отношению к нему. Содержание К.ой Л.и включает в себя как… … Словарь средневековой культуры

    Характеристики придворной любви

    Согласно версии неоплатонизма Хазма, настоящая любовь - это воссоединение частей душ, которые были отделены от творения. Но каково было в последнее время средневековое европейское явление, известное как «придворная любовь»? Эта средневековая картина эротического поведения была действительно культом расстроенной тоски. Это связано с невыполненным сексуальным желанием мужчины-любовника женского объекта любви - недостижимой, чрезвычайно красивой и прекрасной придворной дамой, чья недоступность делает ее более привлекательной для любовника.

    Куртуазная любовь - новая форма взаимоотношений между мужчиной (молодым рыцарем) и женщиной (Дамой). Современники называли ее «fine аmоur», т.е. «утонченная любовь». Фр. историк Гастон Парис (1839 1903) удачно назвал этот тип любовных отношений «куртуазным»… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Таким образом, для мужчины-любовника суть опыта любовь - это парадоксальное сочетание удовольствия и боли. Он испытывает радость от вида любимой, близость которой приносит радость, в то же время он переносит сильные психические и физические страдания - множество расстройств, включая озноб, лихорадку, боли, бессонницу одновременно с удовольствием. Это парадоксальное сочетание удовольствия и боли вызвано нелогично тем фактом, что, несмотря на ее близость, любовник не может ее иметь. В этой ситуации с преувеличенной суеверией придворная леди - это «врач», который одновременно является причиной и потенциальное излечение болезненного разочарования придворного любовника.

    Куртуазная литература - Тристан и Изольда. Французская миниатюра XV века. Куртуазная литература (фр. poésie courtoise, нем. höfis … Википедия

    Куртуазная литература - (poesie courtoise, hofische Dichtung) совокупность литературных произведений зап. европейского христианского средневековья, объединенных комплексом однородных тематических и стилистических признаков. В основном К. л. отражает психоидеологию… … Литературная энциклопедия

    Поскольку они часто включали супружескую измену со стороны хотя бы одной из пары, супружеские любовные отношения должны проводиться с предельной секретностью. Это потребовало подпольных встреч между любовниками, которые закончились на рассвете, что привело к появлению лирического жанра аубада или «песни рассвета». Секретность и физическое разделение вдохновляли острые приступы ревности в обеих сторонах, все это было частью феномена. Действительно, когда рыцарь был привлечен к красоте крестьянки, ему было поручено просто взять ее силой, если она не сразу поддалась его флиртам, сюжетная ситуация, проиллюстрированная в лирический жанр пастореля.

    Любовь - ☼ интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и… … Энциклопедия культурологии

    Реальная и воображаемая супружеская любовь

    И Элеонора, и Мария были литературными покровительницами трубадуров-поэтов и писателей-романтиков, и, благодаря их поощрению, дискуссия о придворной любви, как мы ее знаем, сложилась. Первые две книги Андреаса представляют правила игры - что должно быть любовниками и как они должны себя вести.

    Как ни странно, его третья книга, содержащая яростное отречение от светской любви и женоненавистнического нападения на пороки женщин, убирает все советы, предлагаемые ранее. Введение: В Книге Двое из детективной честности аманди, написанной во Франции под покровительством Мари де Шампань в конце двенадцатого века, Андреас Капелланус перечисляет правила любви, которые смешивают цинизм искусства любви Овидия с возвышенной или идеализированной любовью типа, называемого «придворным». Эта любовь проявляется в определенных условиях, таких как состоящее в браке состояние женщины, и физические симптомы, такие как обмороки, сердцебиение сердца или изменение цвета со стороны любовника. эти правила были применены в реальной жизни, это неопределенно, но они очень влияли на развитие средневековой литературы.

Куртуазная любовь (от фр. amour courtois, courtois - учтивый, рыцарский, amour — любовь) — этим понятием обычно обозначают новую форму отношений между мужчиной и женщиной в феодальном обществе, которую современники называли «fine amour», т. е. «утонченная любовь».

Историки литературы восстановили модель куртуазной любви по сoхранившимся поэтическим текстам того времени. Модель эта проста. В центре ее находится замужняя женщина, «дама». Неженатый мужчина, «юноша», обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью (любовь означала тогда исключительно плотское влечение), он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама - жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она — хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Мужчина, однако, всячески подчеркивает свое подчинение. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она, позволив себе увлечься словами, принимает его, она более не свободна, так как по законам того общества никакой дар не может остаться без вознаграждения. Правила куртуазной любви, воспроизводящие условия вассального контракта, по которому сеньор обязан вассалу теми же услугами, что получил от него, требуют от избранницы в конце концов предаться тому, кто принес себя ей в дар.

Однако дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Все в доме наблюдают за ней, и если она будет замечена в нарушении правил поведения, ее объявят виновной и могут подвергнуть вместе с сообщником самому суровому наказанию.

Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Под покровом этой тайны, скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения. Ритуал предписывал женщине уступить, но не сразу, а шаг за шагом умножая дозволенные ласки, с тем, чтобы еще больше разжечь желание почитателя. Одна из тем куртуазной лирики - описание мечты влюбленного о наивысшем блаженстве. Удовольствие, таким образом, заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Само желание становилось высшим удовольствием. В этом - истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры .

Придворные обычаи воздвигали барьер между мужским и женским миром, порождавший непонимание и недоверие с обеих сторон. В возрасте семи лет мальчиков отнимали от матерей, и их дальнейшая жизнь проходила исключительно среди мужчин. Подобная практика не только способствовала развитию наклонностей, порождала не только образ недоступной утешительницы, но и пугающие предположения о том, чем могут заниматься женщины в своем кругу. Мужчины приписывали женщинам таинственную и опасную власть, влекущую и отталкивающую одновременно. Сегрегация порождала в мужском сознании определенную тревогу, которую рыцари старались заглушить демонстрацией презрения, громогласным утверждением своего физического превосходства и своих сексуальных подвигов.

Почему все же феодальная аристократия приняла правила игры в куртуазную любовь? Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует рассмотреть матримониальные обычаи того времени. Для ограничения наследственных разделов требовалось сократить количество браков, в которые вступали сыновья благородных родов. Обычно семья стремилась женить одного, по преимуществу старшего, сына. Остальные, предоставленные самим себе, оставались в своем большинстве холостыми. В XII в. благородное рыцарство состояло главным образом из «юношей», взрослых неженатых мужчин, чувствовавших себя обездоленными и завидовавших мужьям. Они не испытывали ущемления в половой жизни, но проститутки, служанки и незаконнорожденные, к чьим услугам они прибегали, были слишком легкой добычей. Достоин восхищения был тот, кто овладевал женщиной своего круга. Символический подвиг, предел юношеских мечтаний, заключался в том, чтобы дерзко соблазнить жену брата, дядюшки или сеньора, нарушив самые строгие запреты и презрев величайшую опасность, так как к верности жен (наряду со способностью их к деторождению) предъявлялись жесткие требования: от этого зависела правильность наследования. Двор был тем местом, где особенно процветала охота за благородными женщинами. Следовало ввести эту охоту в рамки определенных правил. Отношения между мужским и женским миром, которые сложились в результате аристократической матримониальной политики, таили в себе опасность. Куртуазная литература разработала своеобразный кодекс, положения которого имели целью ограничить ущерб, наносимый сексуальной распущенностью .

Влияние куртуазной любви на общество оказалось весьма плодотворным,что повлекло за собой быстрое распространение ее традиций. Чтение куртуазной литературы и проецирование ее сюжетов на обыденное поведение людей постепенно вовлекли в сферу игры незамужних девиц - с конца XII в. во Франции куртуазные обычаи становятся частью ритуала,предшествовавшего вступлению в брак. В игру включались и женатые мужчины. Они теперь также могли выбирать себе среди женщин-«друга», которому служили, как молодые рыцари. Все рыцарское общество целиком стало куртуазным. Куртуазные обычаи превратились в норму, и то, что поэты некогда воспевали как опасный и почти недостижимый подвиг, стало теперь обычным требованием хорошего тона .

Общий прогресс, особенно интенсивный во Франции на рубеже XII-XIII вв., освобождал личность от уз коллективных форм жизни. Обычаи куртуазной любви в значительной мере ослабили насилие и грубость в сексуальном поведении мужчин и в матримониальной политике родов. Мужчины начали понимать, что женщина - это не только тело, что нужно сперва завоевать ее сердце, заручиться ее согласием, что следует признать за женщиной наличие особых достоинств. Заповеди любовного кодекса соответствовали тому, что проповедовала церковь, стремясь доказать, что женщины должны иметь равные права с мужчинами не только на супружеском ложе, но и в вопросе согласия на вступление в .

То, что вначале было только игрой, предназначенной для мужчин, помогло женщинам феодальной Европы выйти из своего приниженного состояния. В течение веков, последовавших за утверждением новой модели отношений, вошедшие в ритуал слова и поступки, а через них соответствующие взгляды, распространялись на все более широкие круги общества, как всегда бывает с культурными моделями, которые складываются в аристократических кругах, а затем постепенно проникают до самых нижних слоев социальной структуры. Так сформировался тип отношений между полами, характерный для западного общества. Еще и сегодня, несмотря на огромные перемены в этой области, яркой отличительной чертой европейской цивилизации являются традиции, унаследованные от куртуазной любви .

Литература:

1. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории. — М.: Наука, 1990. — С. 90-96.