Бюджетное унитарное предприятие. Особенности ведения деятельности муниципальными унитарными предприятиями

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее предприятие) – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, этим они отличаются от иных коммерческих организаций.

Уставный фонд предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность коммерческие организации – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113–115 ГК РФ).

Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между его работниками.

Виды:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Правоспособность предприятий не общая, а специальная, т. е. они могут осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в уставе предприятия.

Деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности ограничивается.

По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

Собственники имущества предприятия не несут ответственность по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано самим собственником, при этом на него при недостаточности имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия.

Устав унитарного предприятия – его единственный учредительный документ.

Предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, за исключением случаев, установленных законом.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в ведении предприятия.

Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли.

Деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом (программой) его финансово-хозяйственной деятельности.

Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом.

Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий определены в Законе о государственных и муниципальных предприятиях.

Многие часто встречающиеся и уже привычные аббревиатуры не всем понятны до конца. Например, ФГУП - это что? Ответу на данный вопрос мы и посвятим сегодняшний материал.

ФГУП - унитарное предприятие

ФГУП - это расшифровывается как Федеральное государственное унитарное предприятие. Отметим, что это несколько устаревший вариант аббревиатуры. После принятия ФЗ №161 стало применяться сокращение ФГП - Федеральное госпредприятие. В целом же, обе аббревиатуры равноценны.

Чтобы понять, что же это - ФГУП, нам надо обратиться к определению унитарного предприятия и его характеристике. УП называется определенная организационно-юридическая форма коммерческого учреждения. Главное его отличие - оно не имеет право собственности на закрепленное за собой имущество. Последним владеет государство, в случае с ФГУП - на федеральном уровне. Данная собственность неделима - ее нельзя раздробить на вклады, паи, доли.

Унитарные предприятия разделятся на три большие группы:

Отсюда следует, что унитарными могут быть только государственные либо муниципальные предприятия. Вещное право на их собственность принадлежит только их учредителю - государству. Сама организация распоряжается этим имуществом только в рамках оперативного управления либо хозяйственного ведения.

Цель деятельности ФГП - решение госзадач на коммерческой основе.

Регулирование законодательством

ФГУП в России регулируется следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс. В частности, п.2 ст.52 данного акта.
  • Закон о муниципальных и госпредприятиях - ФЗ №161.
  • ФЗ № 131 "Об общих принципах самоуправления в РФ" (в частности, п.3 ст.17 упомянутого закона).

Характерные черты унитарного предприятия

ФГУП в России характеризует следующее:

  • Отсутствие какого-либо членства.
  • Неделимость имущества.
  • Право на собственность закрепляется только за учредителем.
  • За юрлицом имущество закрепляется только на ограниченном праве - вещном.
  • Создание юридического лица здесь, по сути, - не объединение собственности ряда граждан или организаций, а выделение некоторой доли имущественной массы государством-учредителем.
  • Управление ФГУП и прочих унитарных предприятий - единоличный орган.

Создание УП

Создание ФГУП и других унитарных образований обуславливается тремя основными причинами:

  1. В деятельности необходимо использовать собственность, приватизация которой находится под запретом.
  2. Требуется вести несколько убыточное производство или дотируемый вид деятельности.
  3. В результате работы УП необходимо решить некоторые государственные социальные задачи - к примеру, реализацию услуг и товаров для населения по минимальной стоимости.

При учреждении ФГУП берется за основу следующее:

  • Выделяемое УП имущество остается в государственном владении - учреждение имеет право только его использовать, но не не распоряжаться им.
  • Фирменное название УП должно прозрачно указывать на собственника предоставленного имущества.
  • В уставе должен быть четко прописан владелец выделенного УП имущества - государство, муниципальное образование.
  • ФГУП отвечает, как и многие другие организации, по своим обязательствам только своей личной собственностью. Но на него не распространяются обязательства владельца, предоставившего учреждению в пользование свое имущество.
  • Руководитель унитарного предприятия назначается либо учредителем, либо его уполномоченным представителем. Этому лицу управленческий орган УП и подотчетен.

Способы использования имущества

Подразумевается только два направления использования УП предоставленного ему имущества:

  • Оперативное управление. Унитарное учреждение распоряжается как предоставленным имуществом, так и своей прибылью, произведенной продукцией только с согласия учредителя.
  • Хозяйственное ведение. УП свободно может распоряжаться и данным в пользование имуществом, и доходом, и своей продукцией, но с учетом ограничений, накладываемых законодательством.

Основные виды унитарных предприятий

Главных форм унитарных предприятий две. Это:

  • Функционирующие на праве хозведения - государственные и муниципальные.
  • Функционирующие на праве оперативного управления - казенные.

Представим их особенности в виде таблицы.

Хозяйственное ведение Оперативное управление
Регулирующее законодательство (ГК РФ) Ст. 114. Ст. 115.
Создание По решению уполномоченного органа - государственного или муниципального. Образуются на базе доли имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.
Учредительная документация Устав, утвержденный управомоченным органом - министерством, ведомством и т.д. Устав, который утверждает Правительство РФ, субъект или уполномоченное учреждение местного самоуправления.
Ключевые особенности

Устав, помимо всего прочего, содержит данные о цели и предмете работы, размере уставного капитала.

Величина уставного капитала для государственного УП - не ниже 5000 МРОТ, муниципального - не ниже 1000 МРОТ.

Собственник предоставленного имущества не отвечает по обязательствам данного УП, если только банкротство этого учреждения не произошло по его приказу.

Владелец собственности, предоставленной данному УП, имеет право изъять у учреждения неиспользуемое, излишнее, эксплуатируемое не по назначению имущество.

УП не имеет право распоряжаться имуществом без разрешения на то собственника.

Фирменное наименование данного УП обязательно должно содержать сведения о том, что оно казенное.

Владелец предоставленной собственности несет субсидиарную ответственность по обязательствам УП - в случае недостаточности имущества последнего.

По решению правительства государства, субъекта или муниципального образования УП может быть ликвидировано или реорганизовано.

МГУП, ОГУП, ФГУП - это единственные коммерческие организации, чьи гражданские обязанности и права напрямую связаны с деятельностью, прописанной в их уставе.

Деятельность унитарного предприятия

Поговорим немного об особенностях деятельности ФГУП и прочих унитарных учреждений:

  • УП не имеет права само выступать учредителем, создавать дочерние организации.
  • Правомочно распоряжаться активной долей своих основных средств: реализовывать имеющееся в собственности сырье, оборудование, ТС, инвентарь и прочие материальные ценности.
  • Продажа недвижимого имущества для унитарного предприятия запрещена.
  • Сделки с имуществом, оцененным в сумму более 150 млн рублей, согласуются с контролирующим органом - Федеральным агентством по управлению госимуществом.
  • Продажа федеральной недвижимости, закрепленной за ФГУП (действующим в рамках хозведения), ведется только на аукционе. Средства от реализации должны поступить в казну государства не позднее 25 дней с момента продажи.

Конкретные примеры ФГУП

Рассмотрим широко известные ФГП:

  • ФГУП "Почта России".
  • "Космическая связь".
  • "Российская радиовещательная и телевизионная сеть".
  • "Кинообъединение "Мосфильм"".
  • "Конструкторское бюро "Арсенал"".
  • "Центральный НИИ машиностроения".
  • "Жилищно-коммунальное управление РАН".
  • "Связь-безопасность".
  • ФГУП "Охрана" МВД России.

Примеры муниципальных - городских унитарных учреждений (ГУП) в Москве приведены ниже. Это:

  • "НИИМострой".
  • "Московский метрополитен".
  • "Мосгостранс".

Унитарное предприятие - особенная форма коммерческой организации. Правовая охрана ФГУП и иных унитарных предприятий предусмотрена действующим законодательством РФ.

Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

  1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
  2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
  3. Назначать руководителей.
  4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

Специфика работы

Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

Законодательное регулирование

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

Некоторые нюансы

Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе "О банкротстве" установлена обязанность учредителя, в данном случае - муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

Расширение сферы

Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

  1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
  2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
  3. Быстро реализовать выгодный проект.
  4. Снять напряженность на рынке труда.

Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

Классификация

Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

  1. Предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни правовой самостоятельностью. В них присутствуют собственные административные органы. Тем не менее, по своей сути, такие комплексы выступают в качестве подразделений местной администрации. Расходы и доходы таких предприятий интегрируются в местный бюджет. Функционирование комплексов осуществляется в соответствии с поступающими из местных органов власти указаниями. В общем смысле, муниципалитет действует как одно предприятие, при этом координируя работу своих подразделений.
  2. Комплексы, обладающие юридической и хозяйственной самостоятельностью. В данном случае имеют место определенные права муниципальных предприятий, однако ключевые решения, касающиеся работы принимаются в администрации. В местном бюджете показывают только результаты их финансовой деятельности. Прибыль, которую получают такие предприятия, обычно не покрывает их расходов. Это обуславливается тем, что местная и региональная власть устанавливает соответствующие цены для них. В частности это касается транспорта, связи, услуг ЖКХ. В качестве источников финансирования предприятий выступают средства населения (потребителей), а также поступления из местного бюджета. В промышленных центрах, крупных муниципальных образованиях такие комплексы могут зарабатывать деньги самостоятельно и направлять прибыль на улучшение обслуживания граждан.
  3. Предприятия, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Такие комплексы выводятся из структуры администрации. Их передают в доверительное управление специалистам (менеджерам). Предприятия осуществляют реализацию товаров по рыночной стоимости. К ним относят разные строительные, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие комплексы. Они вправе осуществлять свою работу в форме акционерного либо другого хозяйствующего общества, которое учреждается органами местной власти. Последним принадлежит контрольный пакет ценных бумаг. Эти предприятия обладают свободой в своих действиях, имеют конкретный юридический статус. Они работают для нужд массового потребителя, за пределами местных рынков в том числе.

Имущество муниципального предприятия

Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой - между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

Обязательства, возможности, запреты

Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

Проблемы отрасли

В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

Сокращение сектора

Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

  1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
  2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

Возможные последствия

Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны обладать для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.

Иначе говоря, право собственности находится у государства - Российской Федерации. Это предприятие может осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом: торговлю, оказание услуг, производство, образование.

Определение

ФГУП - это унитарное предприятие, которое не имеет права на преемственность различного рода собственности, выделенной ему владельцем.

Этот вид правовой организации деятельности имеют только

ФГУП несет ответ по собственным долгам всем своим имуществом, однако не отвечает по долгам владельца имущества.

Если собственность выделена в рамках хозяйственного ведения, предприятие может пользоваться имуществом, производимыми товарами, извлекаемой прибылью. Все это осуществляется в рамках, прописанных в законах и различных актах РФ.

В рамках оперативного ведения управление ФГУП имеет право пользоваться товарами, имуществом и прибылью при одобрении владельца.

Владелец имущества сам регистрирует компанию, прописывает цели работы. Собственник контролирует применение по назначению имущества, вверенного унитарному предприятию.

Владелец может оформить собственность на предприятие под видом вложений в уставной фонд.

ФГУП не может создавать дочерние компании. Также законодательство запрещает предприятиям, ведущим свою работу на правах хозяйственного ведения, быть учредителем какого-либо унитарного предприятия путем выделения части собственности в оперативное ведение. Этот запрет наложен в целях отслеживания выведения части имущества предприятия при открытии дочерних компаний.

Пути формирования имущества ФГУП

Это такие источники:

  • собственность, выделенная владельцем предприятия в счет оплаты уставного капитала;
  • прочая собственность, передающаяся предприятию с одобрения владельца;
  • прибыль, извлеченная во время коммерческой работы;
  • заемные ресурсы, включая ссуды банковских и других кредитных учреждений;
  • амортизация;
  • помощь, идущая из бюджетов различного уровня;
  • дивиденды, поступающие от других компаний, где ФГУП владеет долей;
  • добровольные пожертвования;
  • прибыль от сдачи части недвижимости в аренду;
  • прочие поступления, не идущие вразрез с законодательством РФ.

Унитарное предприятие может делать с имуществом что угодно. Но продать его оно может лишь с одобрения собственника.

Проведение сделок с недвижимостью

Реализация сделок по имуществу, цена которого свыше 150 миллионов рублей, проводится Федеральным агентством по управлению госимуществом. Они осуществляются с одобрения правительства РФ.

Все действия с собственностью проводятся на аукционе. Его организатор - компания или физическое лицо, у которого подписан договор с унитарным предприятием.

Все вырученные от реализации имущества средства, за вычетом затрат на реализацию (они не могут быть выше трех процентов от стоимости имущества по балансовой цене), предприятие обязано перечислить в бюджет РФ в срок 25 дней с момента получения оплаты.

Финансы казенных предприятий

Форма ФГУП подразумевает особенность ведения финансов. Существует несколько методов создания источников поступлений средств.

Финансы унитарных предприятий существенно отличаются созданием уставного капитала, генерированием и использованием прибыли. Также они выделяются способами привлечения заемных ресурсов.

Уставной капитал - это средства, формирующиеся при помощи основных и оборотных ресурсов. Размер капитала прописывается в балансе унитарного предприятия на дату подписания устава.

Величина уставного фонда предприятия обязана быть не ниже 5 тыс. МРОТ, который действует на момент государственной регистрации организации.

Функции уставного капитала унитарного предприятия совпадают с функциями коммерческих компаний. Помимо этого, уставный фонд выступает финансовым фундаментом осуществления хозяйственной деятельности, являясь показателем ее целесообразности.

Существенным источником создания средств ФГУП выступает прибыль. Она генерируется подобно доходам коммерческих предприятий. Но в Бюджетном кодексе РФ прописано, что прибыль ФГУП выступает источником неналоговых поступлений, которые идут в бюджет.

Унитарные предприятия имеют право использовать целевые бюджетные источники финансирования. Средства, идущие из бюджетов, идут на реализацию некоторых программ социальной направленности. проводится под видом субвенций, дотаций и субсидий.

Субвенции - это бюджетные ресурсы, которые идут ФГУП безвозмездно.

Субсидиями являются ресурсы из бюджета, выделяющиеся на основе долевого финансирования издержек по реализации различных программ по совершенствованию работы ФГУП.

Организации, являющиеся унитарными, также могут привлекать заемные ресурсы. Однако особенность их правовой формы - получение является сложным процессом. Унитарное предприятие не может просто так получить кредит под свою недвижимость. Руководство ФГУП может получить от собственника кредиты из бюджета, которые необходимо будет вернуть.

Итоги

Законодательство описывает унитарное предприятие как имущественный комплекс, который используется для извлечения прибыли.

Гражданский кодекс РФ так характеризует ФГУП: это вид коммерческой компании, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней владельцем.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП , МУП). Согласно ст. 113 ГК РФ и ст. 2 ФЗ от 14 ноября 2002 г № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, которые и выступают учредителями через соответствующие органы. Это основной признак, отличающий ГУП, МУП от остальных коммерческих организаций — они не являются собственниками закрепленного за ними и приобретенного впоследствии имущества.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ Для управления федеральным имуществом создано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

См. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». или субъекта РФ в рамках их компетенции , установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Всего законом о ГУПах и МУПах предусмотрена возможность создания следующих видов унитарных предприятий:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

В отличие от прежде действовавшего законодательства, предусматривавшего возможность существования только федеральных казенных предприятий, сейчас в РФ могут создаваться казенные предприятия не только на базе федеральной собственности, но и собственности субъектов РФ или муниципальных образований.

Основания для создания ГУП, МУП на праве хозяйственного ведения.

Решение об учреждении федерального предприятия на праве хозяйственного ведения (ФГУП) принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Решение об учреждении ГУП субъекта Российской Федерации или МУП принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).


Основания для создания ГУП, МУП на праве оперативного управления

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Еще одна особенность унитарных предприятий состоит в том, что имущество этого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Третье отличие от других коммерческих организаций состоит в том, что унитарные предприятия могут заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их уставе в соответствии с перечнем, содержащимся в ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Таким образом, они обладают специальной правоспособностью. Четвертое отличие: в таких предприятиях функции органа управления и исполнительного органа принадлежат исключительно одному лицу — руководителю, директору. Он назначается собственником, подотчетен ему и несет перед ним ответственность за вред, причиненный предприятию (ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Гражданским кодексом РФ установлены ограничения по распоряжению унитарным предприятием закрепленным за ним имуществом. Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) самостоятельно вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Всем закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) оно может распоряжаться лишь с согласия собственника этого имущества. Также в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество казенного предприятия и распорядиться им по своему усмотрению.

Однако, предоставляя такие широкие права собственнику казенного предприятия, законодатель возлагает на него и более серьезную ответственность. Согласно ст. 115 ГК РФ по всем обязательствам казенного предприятия при недостаточности имущества собственник несет субсидиарную ответственность. По обязательствам же предприятия на праве хозяйственного ведения собственник отвечает только, если несостоятельность (банкротство) предприятия возникла по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 56 ГК РФ.