Арктический совет. Арктический совет – нынешнее состояние и перспективы развития Встречи и конференции

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 мая в Фэрбанксе (Аляска, США) состоится 10-я сессия Арктического совета, межправительственной организации арктических государств. В настоящее время Совет - основная дискуссионная платформа для международного взаимодействия в регионе. В повестке дня сессии подведение итогов двухлетнего председательства США и передача руководства Финляндии. Также ожидается подписание соглашения, касающегося научного сотрудничества в Арктике.

Создание

История организации началась в 1989 г., когда представители восьми арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) по инициативе финского правительства встретились в г. Рованиеми (Финляндия) для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике.

По мере развития сотрудничества между этими государствами возникла необходимость создания собственной организации. Официально Арктический совет (АС; Arctic Сouncil) был учрежден на основе декларации, подписанной в Оттаве (Канада) 19 сентября 1996 г.

Членство

В АС, помимо восьми арктических стран-членов, обладающих правом принятия решений, входят так называемые постоянные участники. Это организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений совета.

Кроме того, Арктический совет предоставляет статус наблюдателя неарктическим государствам, межправительственным и межпарламентским организациям, а также неправительственным организациям. Наблюдатели участвуют в деятельности совета на уровне рабочих групп и могут вносить научный и финансовый вклад во все проекты организации. Сейчас статус наблюдателя имеют 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония), девять межправительственных организаций (Программа ООН по окружающей среде, Совет министров Северных стран, Международный союз охраны природы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца, Северная экологическая финансовая корпорация, Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Европейская экономическая комиссия ООН и Программа развития ООН) и 11 неправительственных организаций (среди них Консультативный комитет по защите морей, Ассоциация оленеводов мира, Международный арктический научный комитет). Статус наблюдателя стремятся получить Евросоюз и еще 16 организаций и стран.

Руководство и структуры в рамках АС

Основным мероприятием в рамках АС является заседание (сессия) на министерском уровне (страны-участницы чаще всего представлены главами МИД), которое проводится раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся деятельности организации, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране. Так, в 2013-2015 гг. председательствовала Канада, в 2015-2017 гг. - США, в 2017-2019 гг. полномочия председателя будет осуществлять Финляндия. Россия возглавляла организацию в 2004-2006 гг.

Текущими вопросами и подготовкой сессий занимается Комитет старших должностных лиц (представители государств- членов в АС, обычно это сотрудники МИД), который проводит заседания раз в полгода.

Постоянный секретариат находится в Тромсё (Норвегия; до 2013 г. он располагался в стране, осуществляющей председательство).

В 2014 г. при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют "Совкомфлот", "Роснефть" и Торгово-промышленная палата РФ. С 2015 г. его секретариат расположен в Тромсё (Норвегия).

В октябре 2015 г. в рамках АС был учрежден Арктический форум береговых охран. Задача этой структуры - обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности в сфере экологии.

Деятельность

Арктический совет ведет деятельность в рамках шести постоянных рабочих групп по следующим направлениям:

Арктический совет также уделяет внимание программам по экономической, культурной и социальной поддержке народов Арктического региона. Вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

В настоящее время под эгидой Арктического совета реализуются проекты в таких областях, как экология, экономика, культура, здравоохранение, предотвращение чрезвычайных ситуаций, защита интересов коренных народов Севера. Финансируют их сами арктические государства, национальные и международные банки, а также частные фонды.

Финансирование

В 2014 г. начал действовать "Инструмент поддержки проектов Арктического совета" (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Средства предоставляются членами и наблюдателями АС и другими заинтересованными сторонами. Распорядителем средств является Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО).

В настоящее время ИПП располагает €15,9 млн, предоставленных Исландией, Норвегией, Россией (€10 млн; самый крупный взнос среди всех участников), США, Финляндией, Швецией, НЕФКО, а также саамскими парламентами (выборные органы саамов в странах их проживания). Финансы могут предоставлять и другие государства и организации.

Планируется, что до 2019 г. 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности.

В 2014-2016 гг. в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. Один из последних нацелен на противодействие уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрен в октябре 2016 г.). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как "Валдай" и "Тундра"(в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи, поступающих в атмосферу вследствие работы электростанций, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

Документы

В рамках Арктического совета было подписано два юридически обязывающих документа: разработанное при участии России соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (7-я министерская встреча, Нуук, Гренландия, Дания, май 2011 г.) и соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике (8-я министерская встреча, Кируна, Швеция, май 2013 г.).

В апреле 2015 г. на министерской встрече в Икалуите (Канада) был принят рамочный план сотрудничества по предотвращению загрязнения нефтью в результате добычи углеводородов и интенсификации судоходства в Арктике и рамочный документ по сокращению выбросов сажи и метана. Последний предлагает арктическим государствам предоставлять организации количественные оценки таких выбросов и информацию о мерах по их сокращению.

В октябре 2016 г. на заседании старших должностных лиц в Портленде (США) была одобрена новая стратегия АС по информационно-просветительской деятельности. Ее цель - продвижение знаний в области изменения климата и оказание помощи арктическим общинам в подготовке к этим изменениям.

Один из главных приоритетов Постоянного комитета состоял в том, чтобы первоначально поддержать учреждение Арктического совета. 19 сентября 1996 была основана новая организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. С тех пор Комитет работал активно, чтобы способствовать работе Совета. Комитет участвует во встречах Арктического совета как наблюдатель.

14 мая 2011 года заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении .

Планируется, что на одном из следующих заседаний совета будет подписано Соглашение о предотвращении разливов нефти в Арктике .

Конференции

Постоянный комитет парламентариев арктической области, ответственный за работу между конференциями, начал работу в сентябре 1994 года. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе (Канада), Салехарде (Россия), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Нууке (Гренландия), Кируне (Швеция), Фэрбенксе (США) и Европейском парламенте в 2010 году. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010 года, сосредоточилась на следующих главных темах:

  • жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике;
  • образование и исследование - продолжение Международного полярного года ;
  • тающий лёд - последствия.

Участники

В Арктический совет входят восемь приарктических стран :

Специальный статус постоянных участников , дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Страны-наблюдатели

  • Великобритания Великобритания
  • Германия Германия
  • Испания Испания
  • Италия Италия
  • КНР КНР (временный статус до следующего совещания министров)
  • Республика Корея Республика Корея (временный статус до следующего совещания министров)
  • Нидерланды Нидерланды
  • Польша Польша
  • Франция Франция
  • Япония Япония
  • Индия
  • Сингапур Сингапур

Международные организации - наблюдатели

Неправительственные организации - наблюдатели

Председательство

1996-1998 председатель - Канада.

1998-2000 - Соединённые Штаты Америки.

2004-2006 - Россия.

С 2006 председатель - Норвегия.

До 2011 года председателем совета была Дания.

В мае 2013 г. пост председателя приняла Канада (уже во второй раз, поскольку к 2013 г. каждый член Совета успел побыть председателем ровно один срок). В 2015 году её сменили США.

См. также

Ссылки

  • - официальный сайт Арктического совета (англ.) (Проверено 16 мая 2011)
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.

Но Россия добилась максимального ограничения их прав

Все больше стран стремятся попасть в Арктический совет, чтобы участвовать в дискуссиях по разработке месторождений в регионе Северного полюса. Организации по защите окружающей среды клеймят позором нефтяную промышленность и требуют введения заповедных зон. Однако добиться отклика не так легко.

Штаб-квартира Арктического совета — в Тромсе

Это была скромная церемония, не вызвавшая большого интереса на международном уровне. Но, по словам главы норвежского МИД Эспена Барта Эйде (Espen Barth Eide), это был «очень важный день в истории Арктики». В середине января члены Арктического совета приняли решение о базировании постоянного секретариата Арктического совета в городе Тромсе, столице норвежского Заполярья. Речь идет о создании постоянного бюро с офисами, штатными сотрудниками и управляющим директором.

Новое «место жительства» организации свидетельствует о растущей роли Арктического совета. Еще одним тому доказательством является тот факт, что ряд стран и организаций ходатайствуют о получении статуса наблюдателя в Совете. Среди них Китай, Евросоюз, Индия, Сингапур, Япония, Италия, организация «Гринпис». Все они хотят оказаться за одним столом, когда будет приниматься решение о будущем региона, который из-за климатических изменений приковал к себе внимание во всем мире.

Изменения климата подгоняют с решениями

Таяние льдов открывает новые пути для торгового судоходства и туризма. Кроме того, появляются лучшие условия для добычи сырья. Согласно оценкам, на севере находится пятая часть всемирных запасов нефти и газа. Обладатели статуса наблюдателя, хотя и не имеют права голоса, могут вносить свои идеи на обсуждение, что не может остаться без внимания.

На заседании Арктического совета в городке Кируна на севере Швеции министры входящих в Совет государств рассмотрели заявки 14 стран на получение статуса наблюдателя. Заседания, которые проводятся раз в два года в председательствующей стране, приобретают все большее значение. Страны отправляют на встречи высокопоставленных дипломатов. Министр иностранных дел США Джон Керри (John Kerry) и его российский коллега Сергей Лавров также на пару часов прилетели в Лапландию.

В состав постоянных участников Совета входят восемь приарктических стран — Россия, Канада, Норвегия, США, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия. Статус постоянных участников имеют и шесть организаций, представляющих интересы коренных народов Арктики.

Германия, Великобритания и некоторые другие страны без особых проблем получили статус наблюдателя сразу после образования Совета в 1996 году. Теперь же решения принимаются более осторожно. Китай подал заявку в 2006, ЕС — в 2008 году. Вопрос принципиальный: приарктические страны предпочли бы остаться наедине друг с другом, в конце концов, большая часть региона находится в их владении. Почему они должны принимать кого-то еще, кто территориально расположен далеко от этого региона?

Сырьевой голод
Кандидаты хотя и не смогут получить каких-либо прав в Арктике, но их интерес очевиден. Испытывающий сырьевой голод Китай жаждет получить доступ к редким ресурсам, находящимся под тающими льдами. Страна также сэкономит миллиардные суммы, если будет отправлять суда в Европу не через Суэцкий канал, а через Северный морской путь, сокращая тем самым расстояние на 6000 км.

В 2010 году четыре корабля прошли этим путем, в прошлом году уже 46 судов, среди которых был и первый китайский корабль — ледокол «Снежный дракон». Похожие расчеты делает и Сингапур, чья роль крупнейшего азиатского порта оказывается под угрозой. ЕС является важным игроком в арктическом рыболовстве и активно принимает участие в исследовании полярного региона. К тому же он несет ответственность за 40% всех вредных выбросов в Арктике.

Члены Совета расходятся во мнении, какое решение принять. Канада с удовольствием приняла бы Китай, но выступает против принятия ЕС из-за его запрета на импорт мяса и меха тюленей. Норвегия негодует из-за того, что Китай ущемляет в правах своих лауреатов Нобелевской премии. Инуиты, саамы или атабаски, больше всех страдающие от изменения климата в регионе, опасаются, что при большем количестве стран-участников в Совете их требования останутся в стороне. Россия, в целом, не хочет видеть новых игроков в Совете. Но кандидатов нельзя игнорировать. Возможно, их следует все же принять, говорит министр иностранных дел Норвегии. «Будет меньше опасность, что они создадут свой собственный клуб», — отметил он.

Пока в Арктике отсутствует коммерческая добыча нефти. Но многие страны получили разрешение на разведывательные работы. В России государственные концерны Газпром и Роснефть готовятся к первому пробному бурению. Компании BP и Exxon Oil проводят первые сейсмические тесты.

Но все же. Климат меняется, а темнота и холод остаются. Условия по-прежнему тяжелые. Стоит ли развивать добычу в Арктике, зависит во многом от цен на сырье. Так, Газпром на протяжении многих лет медлит с разработкой Штокманского месторождения на шельфе Баренцева моря, одного из крупнейших газовых месторождений в мире.

Арктический совет важен не только как форум, в котором страны-участницы отстаивают свои интересы, но и как место, где эксперты делятся знаниями. В Кируне будут представлены многочисленные доклады на различные темы — о многообразии видов, последствиях изменения климата, окислении морей. Основываясь на этих докладах, правительства могут делать выводы. Кроме того, на заседаниях закрепляются договоренности. Первым таким документом стало соглашение о проведении поисково-спасательных операций, принятое в 2011 году. Оно ориентировано на работников нефтяной отрасли и тысячи туристов, которые в поисках приключений отправляются на кораблях в пролив между Гренландией и Шпицбергеном.

Министры обсудили договор о готовности к реагированию на нефтяное загрязнение арктических морей. Страны должны достичь соглашения об информировании друг друга в аварийных ситуациях и, в случае необходимости, оказывать помощь друг другу. «Гринпис», получив проект этого документа, был шокирован. «Расплывчатые формулировки» договора оказались бы в случае крупной катастрофы недостаточными для принятия мер, утверждают защитники окружающей среды. Не указываются ни необходимое оборудование, ни методы для устранения утечек в буровых скважинах, ни действия при разливе нефти.

Стороны лишь призывают друг друга к созданию на государственном уровне эффективной системы по реагированию на аварии. Но это лишь пожелания. Пробелы в договоре представители «Гринпис» объясняют тем, что нефтяная промышленность задействована в разработке месторождений.

Организация, запустившая два года назад кампанию «Спасите Арктику!», действует более решительно, чем Всемирный фонд дикой природы, являющийся членом Арктического Совета и придерживающийся стратегии постепенного развития в регионе. «Гринпис» же настаивает на введении заповедных зон в Арктике, в которых будет запрещена разработка каких-либо месторождений, наподобие того, как было сделано в Антарктике.

Министры иностранных дел стран-членов Арктического совета приняли историческое решение наделить статусом наблюдателей шесть новых государств - Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Сингапур и Италию. Таким образом, теперь их всего 12.

Из членов совета Россия была изначально против, но после многочасовых споров сложился консенсус и Москва решила его не разрушать.

Аналогичные запросы организаций, наиболее известной из которых является «Гринпис», были отклонены. Вопрос о статусе Евросоюза, вызвавший серьезные нарекания со стороны ряда стран, включая РФ, было решено рассмотреть позже. Дополнительные заявки других государств, желающих приобщиться к арктическому клубу, будут рассмотрены не раньше чем через два года, когда состоится следующая такая встреча.

Неожиданное единодушие членов Арктического совета по столь чувствительному вопросу о расширении числа наблюдателей объясняется вторым важным решением, принятым накануне. Глава МИД РФ Сергей Лавров и его коллеги сделали все, чтобы максимально оградить Арктику от притязаний амбициозных новичков. Для этого они одобрили «Руководство для наблюдателей», инициатором которого, по сведениям газеты, стала Россия. По сути, этот документ дозволяет наблюдателям только сидеть и слушать.

Если бы Россия убедила совет отказать странам-претенденткам на статус наблюдателя, как хотела сначала, то могла бы в конце концов проиграть по-крупному. Недовольные оппоненты грозили создать организацию, альтернативную Арктическому совету, чтобы превратить регион в «общечеловеческое достояние» наподобие Антарктиды. Такой результат, достигнутый через Генассамблею ООН, был бы крайне невыгоден Москве.

Так что в итоге она пошла по пути наименьшего сопротивления и получила гораздо более устраивающий итог: формально страны, подавшие заявки, не обижены, но их наблюдательские права сводятся к минимуму.

Источники: www.inosmi.ru, www.newsru.com

Эмблема Арктического совета

Арктический совет члены наблюдатели

Арктический совет - международная организация, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.

История

В 1989 году по инициативе правительства Финляндии в Рованиеми арктические государства встретились для обсуждения вопросов охраны окружающей среды в Арктике . Результатом встречи стало создание в 1991 году Стратегии защиты окружающей среды Арктики . Реализация данной стратегии показала наобходимость более тесного сотрудничества стран Арктики, что в 1996 году привело к созданнию по инициативе Канады Арктического совета.

Один из главных приоритетов Постоянного комитета состоял в том, чтобы первоначально поддержать учреждение Арктического совета. 19 сентября 1996 была основана новая организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. С тех пор Комитет работал активно, чтобы способствовать работе Совета. Комитет участвует во встречах Арктического совета как наблюдатель.

Встречи и конференции

14 мая 2011 года заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении .

С 29 по 30 марта 2017 г. в Архангельске прошел Международный арктический форум «Арктика - территория диалога» , который регулярно проводится с 2010 года и является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона . В рамках программы форума выступали представители стран-участниц Арктического совета - министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен , министр иностранных дел Исландии Гудлёйгур Тор Тордарсон , министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде , спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров , губернатор Архангельской области Игорь Орлов и представители других заинтересованных стран и регионов .

В марте 2017 года на полях форума «Арктика - территория диалога» в Архангельске прошло заседание российско-китайской межправительственной комиссии под председательством вице-премьеров России и Китая Дмитрия Рогозина и Ван Яна . В результате было принято решение о проведении в Пекине презентации проекта строительства глубоководного порта Архангельск, чтобы привлечь новые инвестиции и повысить заинтересованность китайской стороны .

Проект строительства глубоководного хаба включен в «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года» . Согласно проекту, новый порт позволит сформировать более привлекательный маршрут экспортных и импортных грузопотоков в направлении Европы, Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китая) , а также обеспечит новый независимый выход крупнотоннажных судов в Мировой океан на этих направлениях . Формирование грузовой базы в первую очередь ожидается за счет переориентации грузопотоков из портов Прибалтики , создания потока «нишевых» грузов, обслуживания дополнительных грузопотоков за счет роста производства промышленных предприятий регионов тяготения глубоководного порта (в частности, Северо-Западного региона и Урала) .

Стратегическим партнером проекта является китайская компания Poly International Holding . Управляющей компанией по строительству порта выступает ТПУ Архангельск .

В январе 2018 года в г. Тромсё состоялась международная научно-практическая конференция «Арктические рубежи», в которой приняли участие более 3000 представителей из 35 стран мира. Участники конференции обсудили вопросы использования ресурсного потенциала северных морей и укрепления сотрудничества полярных регионов разных государств мира.

Постоянный комитет парламентариев арктической области, ответственный за работу между конференциями, начал работу в сентябре 1994 года. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе (Канада), Салехарде (Россия), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Нууке (Гренландия), Кируне (Швеция), Фэрбенксе (США) и Европейском парламенте в 2010 году. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010 года, сосредоточилась на следующих главных темах:

  • жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике;
  • образование и исследование - продолжение Международного полярного года ;
  • тающий лёд - последствия.

Департамент полярных регионов британского министерства иностранных дел опубликовал доклад, в котором сообщается о намерении Великобритании занять лидирующие позиции в Арктике среди стран, не входящих в Арктический совет. В частности, авторы данного доклада подчеркивают, что в сферу интересов соединенного Королевства входит научная деятельность, защита экологии, будущие торговые морские пути и развитие энергетической инфраструктуры.

11 апреля 2018 года в Мурманске состоялась 8 международная конференция «логистика в Арктике», в которой приняли участие специалисты России, Норвегии и Японии. Участники конференции обсудили основные направления развития Северного морского пути, а также вопросы расширения приграничного сотрудничества и организации транспортно-логистических операций на шельфе Арктики.

Участники

В Арктический совет входят семь приарктических стран и Швеция :

  • Дания
  • Исландия
  • Канада
  • Норвегия
  • Россия
  • США
  • Финляндия
  • Швеция

Специальный статус постоянных участников , дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Страны-наблюдатели

Международные организации - наблюдатели

Неправительственные организации - наблюдатели

Председательство

1996-1998 - Канада.

1998-2000 - США.

2000-2002 - Финляндия.

2002-2004 - Исландия.

2004-2006 - Россия.

2006-2008 - Норвегия.

2009-2011 - Дания.

2013-2015 - Канада (в мае 2013 г. пост председателя уже во второй раз приняла Канада, поскольку к 2013 г. каждый член Совета успел побыть председателем ровно один срок).

2015-2017 - США.

2019-2021 - Исландия.

2021-2023 - Россия.

См. также

Примечания

  1. Арктический совет. Досье (неопр.) . ТАСС (11 мая 2017). - «История организации началась в 1989 г., когда представители восьми арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) по инициативе финского правительства встретились в г. Рованиеми (Финляндия) для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике.». Дата обращения 7 мая 2019.
  2. Иван Паничкин. Арктический совет – текущее состояние и перспективы развития (неопр.) . Морские вести России №11 (2013) . Издательство «Морские вести России» (2013). - «Спустя несколько лет, в 1989 г., арктические государства начали «процесс Рованиеми», приведший в 1991 г. к созданию Стратегии защиты окружающей среды Арктики.». Дата обращения 14 июня 2019.
  3. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества. Т. 1. (неопр.) . М.: Аспект Пресс, 2013. ISBN 978–5–7567–0719–9.. - «Арктический совет - международная региональная структура, созданная по инициативе Канады в 1996 году. Стр.76».
  4. Россия заключила договор о сотрудничестве с приарктическими странами // Информационный портал фонда «Русский мир ». - 14 мая 2011. (Проверено 16 мая 2011)
  5. , ТАСС
  6. Арктический форум в Архангельске собрал на своей площадке более 2400 участников . Дата обращения 19 сентября 2018.
  7. Глава МИД Дании: в Арктике надо избегать конфронтации (рус.) , РИА Новости (20170329T1127+0300Z). Дата обращения 19 сентября 2018.
  8. Исландия нацелена на расширение взаимодействия с Россией в Арктике (рус.) , Interfax.ru (26 марта 2017). Дата обращения 19 сентября 2018.
  9. Глава МИД Норвегии впервые за 3 года посетит Россию в рамках форума «Арктика - территория диалога» (англ.) . portnews.ru. Дата обращения 19 сентября 2018.
  10. В рамках проведения Форума «Арктика - территория диалога» глава МИД Норвегии впервые за 3 года посетит Россию (рус.) , Interfax.ru (22 февраля 2017). Дата обращения 19 сентября 2018.
  11. Путин прибыл в Архангельск для участия в форуме "Арктика - территория диалога" (рус.) , Interfax.ru (30 марта 2017). Дата обращения 19 сентября 2018.
  12. Дмитрий Рогозин и Ван Ян обсудили развитие российско-китайских отношений · Новости Архангельска и Архангельской области. Пресс-центр Правительства Архангельской области (неопр.) . dvinanews.ru. Дата обращения 19 сентября 2018.

ДЕКЛАРАЦИЯ
об учреждении Арктического Совета


Представители Правительств Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединенных Штатов Америки (именуемые в дальнейшем Арктическими государствами), встретившись в Оттаве;

Заявляя о своем стремлении к достижению благополучия жителями Арктического региона, включая признание специального отношения и уникального вклада в освоение Арктики коренных народов и их объединений;

Заявляя о своем стремлении к устойчивому развитию Арктического региона, включая экономическое и социальное развитие, улучшение условий здравоохранения и культурного процветания;

Единогласно заявляя о своем стремлении к защите Арктической природной среды, включая здоровье Арктических экосистем, поддержание биологического разнообразия Арктического региона и сохранение и стабильное использование природных ресурсов;

Признавая вклад, внесенный в достижение этих целей Стратегией охраны окружающей среды Арктики;

Признавая традиционные знания коренных народов Севера и их объединений и принимая во внимание их значимость и значимость Арктической науки и исследований в вопросах коллективного понимания приполярной Арктики;

Желая, кроме того, найти способы организации совместной деятельности по вопросам Арктики, требующим приполярного сотрудничества, и обеспечить активные консультации с коренными народами и полное привлечение этих народов и их объединений, а также других жителей Арктики к этой деятельности;

Признавая существенный вклад и поддержку Приполярной конференции инуитов, Совета саамов и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в деле создания Арктического Совета;

Желая обеспечить регулярное рассмотрение Арктических вопросов на межправительственном уровне и консультации по ним;

Заявили о нижеследующем:

1. Арктический Совет учреждается в качестве форума высокого уровня с целью:

а) нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес, с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устройства развития и защиты арктической окружающей среды;

b) надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики по Программе арктического мониторинга и оценки; Программе сохранения арктической природы и фауны; Программе защиты арктической морской среды; Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации;

с) определения круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;

d) распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

2. Членами Арктического Совета являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки (Арктические государства).

Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются "постоянными участниками" Арктического Совета. Статус постоянных участников могут на равных условиях получить и другие Арктические организации коренных народов, где коренные народности Арктики составляют большинство, представляющие:

а) один коренной народ, проживающий на территории более одного арктического государства, или

b) несколько коренных народов, проживающих на территории одного арктического государства.

Совет определяет своим решением, соответствует ли организация указанным критериям. Количество постоянных участников не должно в любом случае превышать количество членов.

Категория постоянного участия создана для того, чтобы обеспечить активное участие и консультации с представителями арктических коренных народов в рамках Арктического Совета.

3. Статус наблюдателей в Арктическом Совете открыт для:

а) неарктических государств;

b) межправительственных межпарламентских организаций, универсальных и региональных;

с) неправительственных организаций,

которые по решению Совета могут внести положительный вклад в его работу.


Текст документа сверен по:
А.Н.Вылегжанин, В.К.Зиланов.
"Международно-правовые основы
управления морскими живыми
ресурсами", М., 2000 год