Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенных и нераспространенных). Распространенные и нераспространенные предложения
Виды простых предложений по наличию главных членов.
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.
В двусоставных простых предложениях состав сказуемого обычно находится после состава подлежащего. У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными. Назывные – это такие односоставные предложения, у которых главный член – подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и худ.стилях, в разг.речи.
В глагольных односоставных простых предложениях главный член – сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на виды в зависимости от формы сказуемого.
Определённо-личными называются предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица ед.ч. и в прош.вр.: это лицо не является определенным, а прош.вр. вообще не указывает на лицо.
В неопределённо-личных предложениях глаго-сказуемое выражается формами 3-го лица мн.ч. в наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. в прош.вр.
Обобщенно-личные предложения указывают на обобщенное лицо. Им обычно является второе лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы.
Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных.
Виды простых предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.
По наличию (или отсутствию) второстепенных членов предложения простые предложения – двусоставные и односоставные – делятся на распространенные и нераспространенные. Нераспространенные простые предложения в своем составе имеют только главные члены. Распространенные простые предложения в своём составе имеют второстепенные члены.
Виды простых предложений по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные простые предложения – это такие предложения, в которых все члены предложения на лицо.
Неполные простые предложения – это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу.
В научной речи наиболее употребительны предложения повествовательные. Неупотребительны предложения с опущенным подлежащим. В научной речи та часть предложения, в которой содержится основное сообщение, не должна предшествовать той части, которая содержит предмет сообщения. Обобщенно-абстрактный характер в науч.речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах.
Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме род.п. такая конструкция, отличающаяся компактностью и лог.ясностью, обусловлена номинационным характером научного стиля, т.е. выдвижением на первый план имени и ослаблением семантической роли глагола.
- При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на подлежащем.
- Синонимия возможна так же между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщенно-личными.
- Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения.
- Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений.
Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).
Актуализация знаний
- Назовите главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое)
- Чем в предложении может быть выражено подлежащее? (Существительным, местоимением и др.частями речи)
- Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, им.существительным и др.частями речи)
Какие второстепенные члены предложения вы знаете. Расскажите о них.
Запись под диктовку
Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
- О чём текст? (О тополе)
- Какую пользу приносит это дерево ? (Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары)
- А что ещё вам известно об этом дереве? (Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. Вот почему в больших городах высаживают очень много тополя.)
- Назовите главные члены предложения. Подчеркните.
- А теперь прочитайте текст, используя только главные члены
- Всё ли понятно? (нет)
- А что помогает, уточняет прочитанное? (Другие слова, члены предложения.)
- Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
- С помощью каких членов предложений мы узнали о тополе?
(С помощью второстепенных членов)
-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие только из грамматических основ?
(нераспространённые)
-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие из грамматических основ и других членов?
(распространённые)
Сделайте вывод.
Орфоэпическая работа. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
/ / / / / / / / /
Крапива, щавель, красивее, звонит, тефтели, жалюзи, торты, каталог, договор.
Составить с данными предложениями расп. и нераспр. предложения
Работа с учебником
Тема урока: виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). 5 класс
Цели урока:
деятельные: создание условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассников;
ХОД УРОКА.
I .Оргмомент. (Включение учащихся в деятельность).
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами урок.
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье умных ваших глаз! Мое настроение + тепло ваших рук= солнце! Главное не лениться, а творить и работать так же, как солнце.
II . Проверка домашнего задания. (активизация полученных знаний).
- А начинаем мы свою работу с проверки домашнего задания.
Упр. 277, с.126.
Какую же интересную работу выполняли дома? Какой знак препинания помогал вам при этом? Что же у вас получилось? Какие чувства вам ближе? (страх или восторг)
(проверяем выборочно).
- Молодцы! Мне было интересно вас слушать.
- Зачем же мы в речи употребляем восклицательные предложения?
(Чтобы выразить человеческие чувства, эмоции: восхищение, гнев, удивление, радость).
III . Изучение нового материала. (создаем проблемную ситуацию).
Ребята, вы уже знаете виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним видом простых предложений. Интересно ли узнать с каким? Это пока секрет. Я думаю, что вы поможете мне его раскрыть.
Внимание!
- Перед вами картина. Какое время года на ней изображено? (зима). А как вы узнали? Опишите то, что вы видите.
- А вот как описывают картину ваши ровесники. Читаем.
Тихо падает снег. Какой стоит чудесный зимний день! Все деревья нарядились в зимние шубки.
Падает снег. Стоит день. Деревья нарядились.
Чье описание вам понравилось больше? Из каких предложений по цели высказывания оно состоит? Есть ли в тексте восклицательные предложения?
Итак, первый текст интереснее, эмоциональнее. Почему? Что есть в предложениях 1-го текста кроме грамматической основы? Виды предложений по наличию второстепенных членов и есть тема нашего урока.
(Распространенные и нераспространенные предложения).
- Попробуйте сами догадаться, какие предложения из текста можно назвать нераспространенными?
Какие – распространенными? Верны ли ваши выводы и наблюдения. У нас есть возможность это проверить. Открываем с. 1 51. Читаем про себя. Есть ли в учебнике сведения, которыми можно дополнить наши полученные знания о распространенных и нераспространенных предложениях. (обращаем внимание на графическое оформление этих предложений, т. Е. схемы). Восстановите их на доске.
IV . Физкультминутка.
- Ребята, мы серьезно поработали над новой темой. Наверное, устали.
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.
V . Первичное закрепление.
Грохочет гром. – Вдали грохочет гром.
Умолкли птицы. – Перед грозой умолкли птицы.
Сверкнула молния. – Огненной вспышкой сверкнула молния.
О каком времени года заставили нас вспомнить эти предложения? Чем пары предложений отличаются друг от друга? Какие второстепенные члены распространяют предложения?
VI . Работа с учебником.
Вот мы вспомнили зимой о лете! А теперь мы на стр. 128 из упр. 281-го прочитаем 2-е четверостишие выразительно. Получилось? С каким еще временем года познакомило нас это четверостишие? (осенью)
А теперь мы запишем его. Только вспомним, на какие вопросы отвечают подлежащее? Сказуемое? Зачем мы это должны вспоминать? Обратимся к заданию этого упражнения.
(1 - у доски, а остальные – в тетради). Проверить орфограммы и объяснить! Кто допустил ошибку? Какую? (самопроверка, выставление оценок).
Молодцы!
VII . Работа в парах.
- А сейчас поработаем творчески с упражнением 283-м (411). Задание № 1.
(Выборочно проверяю весь текст. Учащиеся читают его вслух).
VIII . Устная коллективная работа на повторение.
- А теперь в устной форме мы проверим свои знания по пройденному ранее и по сегодняшнему материалу.
Задание: выберите, какая характеристика предложения является правильной?
Не шуми листвой!
побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.
Побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.
О чем поет в листве соловушка?
Вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.
На лесном озере расцвели кувшинки.
Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.
Побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
- Приятно вспоминать зимой о лете!!!
IX . Итог урока.
- Итак, подведем итоги.
Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов).
Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные).
Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?
- А теперь запишем задание на дом.
Домашнее задание: правило на с.127 (151),
Упражнение 282(410).
- В домашнем упражнении выполнить такое же задание, как делали в классе по упр.283-му.
Оценки за урок получили:
- Я довольна вашей работой.
- Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!
К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.
Группы предложений по наличию второстепенных членов предложения
Просмотр содержимого документа
«Предложения по наличию второстепенных членов»
Нераспространенные и распространенные предложения
Русский язык
5 класс
МОУ «ООШ с.Ключи»
Колычева
Надежда
Константиновна.
Какое из предложений содержит больше информации?
- Школьники поют.
- Школьники поют свои любимые песни.
По наличию второстепенных членов предложения делятся на
- РАСПРОСТРАНЕННЫЕ
Осеннее солнышко светит ярко.
- НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ
Солнышко светит.
Запишем данные предложения и дадим полную характеристику каждому.
- Повествовательные Вопросительные Побудительные
- Повествовательные
- Вопросительные
- Побудительные
По цели высказывания:
По интонации:
- Восклицательные Невосклицательные
- Восклицательные
- Невосклицательные
По наличию второстепенных членов:
- Распространенные Нераспространенные
- Распространенные
- Нераспространенные
За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)
Работа в группах
- За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой?) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?).
(Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус )
- За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Дома в нём сложены из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башнях вертятся флюгерные петушки. Все городские жители сказочно вежливы с незнакомцами. Даже собаки стесняются тут громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим.
Словарная работа
- Флюгерные петушки- вращающиеся от ветра.
Хорошего вам дня! Спасибо за урок!