Теоретические аспекты формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой родине. Методологический и мировоззренческий уровни ценностного отношения социолога

  • 4. Диалог веры и знания в философии средневековья. Синтез схоластики в философии Фомы Аквинского.
  • Синтез схоластики в философии Фомы Аквинского
  • 5. Рационализм р. Декарта. Содержание и особенности рационалистической методологии
  • 6. Философия ф. Бэкона и ее роль в методологии и практической ориентации новой науки
  • 7. Философское учение и. Канта. “Критика чистого разума”. “Критика практического разума”
  • 8. Развитие диалектики в немецкой классической философии
  • 9. Формирование и развитие марксистской философии. Неомарксизм
  • Развитие марксизма
  • Неомарксизм и западный марксизм
  • 10. Основные течения философии хх века: общая характеристика и основная проблематика Феноменология
  • Философия жизни
  • Философская антропология
  • Экзистенциализм
  • Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
  • Прагматизм
  • Религиозная философия 20 в.
  • Философская герменевтика
  • Аналитическая философия
  • Структурализм
  • Постмодерн
  • 11. Материя, как философская и научная категория. Основные атрибуты материи. Современные научные достижения в познании материального мира
  • Основные атрибуты материи
  • 12. Проблема сознания в философии. Структура сознания. Роль науки в исследовании сознания
  • Cтруктура сознания
  • Роль науки в исследовании сознания
  • 13. Истина в системе научного и философского знания. Диалектика процесса познания истины. Критерий истины
  • Диалектика процесса познания истины (Диалектика абсолютной и относительной истины).
  • Критерий истины
  • 14. Основные категории и законы диалектики, их методологическое значение в познании
  • Основные категории диалектики
  • Основные законы диалектики
  • Методологическое значение в познании
  • 15. Проблема языка и мышления. Философия языка
  • 16. Природа, как объект философской рефлексии. Законы природы и законы общества. Характеристика социоприродных законов Природа, как объект философской рефлексии
  • Законы природы и законы общества
  • Характеристика социоприродных законов
  • 17. Эмпирические и теоретические основы научного знания
  • 18. Формы и методы научного и философского познания
  • 19. Развитие эпистемологии хх в. (т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд)
  • 20. Системный метод в познании. Особенности системы “человек-общество-биосфера-космос”
  • Особенности системы “человек-общество-биосфера-космос”
  • 21. Синергетика, как новая парадигма научного знания
  • 22. Проблема субъекта исторического процесса. Социальная детерминация свободы выбора Социальная роль элиты Проблема субъекта исторического процесса
  • Социальная детерминация свободы выбора
  • 23. Категория бытия в философии. Диалектика бытия и сознания в социальной жизни Категория бытия в философии
  • 1) Бытие вещей и процессов
  • 2) Бытие человека
  • 3) Б. Духовного (идеального),
  • 4) Б. Социального
  • Диалектика бытия и сознания в социальной жизни
  • 24. Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации. Диалектика материального и духовного производства Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации
  • Диалектика материального и духовного производства
  • 25. Социальная и политическая структура общества. Социальная дифференциация и интеграция общества. Проблема социальной справедливости Социальная и политическая структура общества
  • Социальная дифференциация и интеграция общества
  • 26. Политическая и духовная жизнь общества. Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях Политическая и духовная жизнь общества
  • Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях
  • 27. Природа человека как проблема. Место человека в Космосе
  • Место человека в космосе
  • 28. Проблема человека в русской философии хх в. (на примере персоналий по выбору)
  • Философия русского космизма
  • 29. Внутренний мир человека и проблема становления человеческого “я”
  • 30. Философские основы антропогенеза
  • 31. Понятие культуры и экологической культуры. Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации Понятие культуры и экологической культуры
  • Культура и цивилизация
  • Особенности развития современной цивилизации
  • 32. Соотношение национального и общечеловеческого. Проблема этногенеза в историческом развитии Соотношение национального и общечеловеческого
  • Проблема этногенеза в историческом развитии
  • 33. Социальный прогресс и его критерии как проблема философии. Концепции устойчивого развития и глобализации
  • Концепции устойчивого развития и глобализации
  • 34. Основные противоречия и тенденции развития современной цивилизации. Глобальные проблемы современности, как предмет научного знания Осн противоречия и тенденции развития совр цивилизации
  • Глобальные проблемы современности, как предмет научного знания
  • 35. Особенности современной естественнонаучной картины мира
  • 36. Философия и естествознание в России в XIX – начале хх в. Философия
  • Естествознание
  • 37. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Этика науки
  • Социальные функции науки
  • Этика науки
  • 38. Научные основы ноосферогенеза
  • 39. Категория ценности в философии. Познавательное и ценностное отношение к действительности
  • Компаративистский подход к проблеме диалога “Запад – Восток”
  • 39. Категория ценности в философии. Познавательное и ценностное отношение к действительности

    Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительной или отрицательное значение для человека. Ценностью явл. д/чел-ка все, ч им для него определен значимость, личностный или обществ смысл. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализ-ся в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или наоборот ненависти. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только свои объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ценность – это субъективно-объективная реальность.

    Каждая вещь входит в оборот общественной жизни и выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Ценности бывают не только материальными, но и духовные: произведения искусства, достижение науки, нормы нравственности. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер.

    Аксиология (ценность, достоинство) – учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, направляющих и вдохновляющих его, определяющих его поведение на протяжении всей жизни.

    Аксиология сформировалась в 19-20 вв. хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности отождествлялись с бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе ид гос-ва Платона лежала идея справедливости. Парменид - высшие ценности носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть мерило всех вещей. Аристотель - есть неск самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др) Возрожд - ценности гуманизма. То Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме.

    Считалась, что проблема ценностей есть вненаучное исследование, своеобразный способ видения мира. Акселогия стала фил. понятием, когда удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в ф Канта, кот противопоставил сферу нравств-ти сфере природы, а практический разум – теоретич-му разуму. Выделение феномена значимости бытия для чел и привело к ф ценностей с ее основ вопросом "А что, собственно, есть ценность, в чем скрыты ее истоки?" Одни ф-фы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особен трансцендентального субъекта. Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф-фы материал-ого направ видели источник ценностей в не зависящих от субъекта реалиях, в материал-х благах. Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качес ценностей выступают истина, добро и красота . При большей детализации выделяют экономич, политич, эстетич, нравствен, религиоз ценности. В мире ценностных ориентации чел непреходящее значение имеет вера, субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Идеал - это не просто конкретный образ конечного будущего, а совокупность направленных в будущее различных теоретических и других представлений, кот могут быть пересмотрены.

    Теперь теории 3 видов. Объективно-идеалистические (неокант, интуитивизм) - ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства. Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ, аффекто-волевая теория ценностей) - ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъектиного отношения ч-ка к рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности (теория интереса, космический телеологизм)- ценность как выражение естественных потребностей чел или законов природы в целом.

    Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию.

    Существуют ценности нравственные, религиозные, эстетические – благо, справедливость, добро, Бог, красота.

    Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность - человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни, самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни, справедливость, свобода, красота, истина.

    Ценности-средства есть промежуточные ц, но без них нельзя достичь АБЦен. Они более подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со спецификой существования. Есть также рыночные ценности, к чему мы благополучно переходим. Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный, отсюда поле деятельности для акс. Она неразрывно связана с в первую очередь гносеологией и другими частями фил

    Ценность - понятие, с помощью которого характеризуетсяся социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества индивидов. Ценность (жизн смысл) - основание выбора субъектом целей, средств, результатов. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. Ценностная ориентация - направленность субъекта в его деятельности на определённую ценность.

    В различные эпохи и у различных субъектов деятельности в зависимости от социальных условий можно выделить 3 основных типа ценностных ориентаций: 1) на потусторонний мир; 2) на самого мебя; 3) на общество. 1-й тип - возникает в условиях, когда человек чувствует себя, с одной стороны слабым и беззащитным перед таинственными силами мироздания, не удовлетворенный своей реальностью, с другой - испытывает благоговение перед величием открывающейся ему вечности и бесконечности (от первобыт об-ва до эпохи Возрождения). 2 тип - сопутствует эпохам упадка, когда какое-нибудь очередное мероприятие мирового масштаба не оправдало надежд (в наст время). 3 тип - возникает в тех случаях, когда вера в авторитет мирового духа слабеет, а безудержный гедонизм (смысл жизни сводится к наслаждениям) демонстрирует все прелести разложения. В античную эпоху - это стоицизм. Новое время - категорич императив, т. е. требование относится к человеку как к цели, а не как к средству, всегда ставить долг выше личных желаний. В истории общества известны 3 формы попыток осуществления синтеза этих типов:

    1) утилитаризм - основная ценность явлений, процессов - их полезность;

    2) Марксизм - ценностная ориент - суждение о смысле общественного прогресса, а также система ценностей, лежащих в основе программ переустройства общества

    3) Философия всеединства Соловьева и Бердяева - высшая ценность - свободное творческое становление Богочеловечества. Индивидуальное спасение невозможно. Всеединство - это всемирная соборность, в которой объединенные нации совместно отстаивают свое существование, основанное на всемирной отзывчивости и подчинены мысли о том, что спокойная совесть - изобретение дьявола.

    Вопр о природе ценностей и их роли в общ жизни непоср связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, культуры и цывилизации, природы и общества и др. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. В ценности выражается позитивная значимость. Сама чел. деятельность, в особенности труд, может выступать как ценность.

    Ценности меняются в процессе развития общества: то, что было ценностью вчера, может перасть быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, на ряду с возникновением новых ценностей.

    Классификация ценностей: а) по предмету: материальные, духовные б) по субьекту: индивидуальные, групповые(классовые, национальные), общечеловеческие.

    Среди прир ценностей обособл-ся ценности эколог-е. К материальным ценностям относятся и ценности эконом-го хар-ра. А так как субъект занимает различ. положения в системе общ-х отношений, то и ценность существующих экон. отношений и деятельность для них различна. Для класса, господствующего в экономике, сложившиеся экон. отношения представляют ценность, для подчиненного класса нет.

    Социальные ценности: жизнь чел., его гражданское и нравственное достоинство, его свобода, достижения нац. культуры. Духовные ценности - этические(объективируются в традициях, обычаях, нормах, идеалах) и эстетические.

    Групповые ценности не сводятся к сумме ценостей индивидов входящих в группу. Социально значимыми для нее выст. те ценности, которые способствуют удовлетворению этого интереса. И если ценности индивида препят. этому процессу, то они приносятся в жертву интересам группы. Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых, которые способствуют развитию всего общества.

    Важно выделить разные виды ценностных ориентаций в зависимости от способа деятельности: потребительская и творческая, созидательная и разрушительная. В истории общественной мысли предподчтение тех или иных ценностей отражено в различных теориях. Особено ярко это проявляется в противопоставлении разных вариантов гедонизма (наслождение и отсутствие страданий как высшую ценность) и аскетизма.

    40. Общая характеристика восточной философии (индийской, китайской, мусульманской). Компаративистский подход к проблеме диалога “Запад – Восток”

    Общая характеристика восточной философии (индийской, китайской, мусульманской)

    ВФ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ВФ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

    В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н. э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н. э.).

    Для древнеиндийской школы хар-ны:

    1. внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира

    2. признание тождества между микро- и макрокосмосом

    3. признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"

    Большей частью индийская философия сконцентрирована на высшей реальности. Страдание, спасение и высшая реальность – это основные “камни” индийской философии. Основные темы - нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане. Концепция круговорота жизни - сансара и закон воздаяния - карма. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя -брахмана, представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни - низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.

    Две главные школы – индуизм и буддизм. Обе нацелены на Просветление. Индуизм признает авторитет Вед. Существовало множество богов, легенд, мифов, которые на протяжении столетий заложены в гимны и тексты, известные как Веды (“знание”). Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов.

    Буддизм - отрицает авторитет Вед. Зародился в Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. Буддистское учение основано на том, что называют 3 Алмазами буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь самого Будды – это первый алмаз, и история поисков им истины. Будда жил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни достиг Просветления, сидя под деревом. Его пробуждение привело ко второму алмазу – Дхарме (заключала 4 истины: все существование наполнено страданием; страдание вызывает желание; возможно освобождение от страдания; дорога к освобождению). После чего он странствал 45 лет проповедуя свое учение и идею обретения нирваны. Третий алмаз, Сангха – это в сущности сама буддистская организация, монастырь. Это способ регуляции веры. Буддизм достиг большого успеха лишь в Китае и Японии.Основные постулаты:

      Признает 4 истины

      Рассматривает Я как иллюзию. Существует непрерывность, связь одного существования с другим, но Я – это иллюзия, созданная совокупностью умственной и физической деятельности. Медитация – это способ приближения к чистому разуму.

      Стремиться к нирване (угасанию) с помощью полного избавления от желаний, страданий

      Отрешенность Будды.

    В Китае процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии Ф-ы Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь - олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.

    Три главных философии – это конфуцианство, даосизм и буддизм . Они постоянно противоречили и взаимодействовали.

    Конфуций нравственное поведение.Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель - достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Принцип сыновней почтительности и уважение к родителям.

    Для конфуцианцев существовало 3 главных принципа:

      жэнь, человеколюбие (доброта, праведная жизнь)

      Ли, этикет (правила)

      Чжи, праведность (надлежащее поведение)

    Школа ДАО. Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. Лао-цзы . “Дао дэ цзин” (Путь к силе), Лао-цзы написал ее за одну ночь. Слово “Дао” означает “путь”, или универсальный путь. Эта сила которая управляет Вселенной. Принцип дао- надо просто ему следовать. Одна из главных тем даосизма – это идея у-вэй, или “недеяния”, точнее “ничего не переделывать”. Следовать пути Дао, пользоваться силой Дао (Дэ) – это значит придерживаться у-вэй. Мудрый правитель руководствуетяс принципом недеяния, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти. Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.

    Высший из мудрецов Дао тот, кто прошел через эмоции, земные привязанности и развлечения и во всем един с Дао, безличным небытием. Поскольку Вселенная никогда не перестает существовать, а я являюсь частью Дао Вселенной, то я тоже никогда не перестаю существовать.

    В Китае находились две наиболее влиятельные буддистские школы: чань и Срединный путь.

    Чань особенно подчеркивал роль медитации и обучения. Идея кармы – “Е”, все еще остается центральной в китайском буддизме. Как бы избавиться от невежества. Буддизм принес в китайскую философию идею Высшего разума. Сочувствие ко всем вещам и людям.

    Неконфуцианство. Ци, великая гармония. Философ Чжан Цзай (1020-1077)(Книга: Правильный путь для начинающих) говорил о Ци (раньше оно понималось как газ или эфире) как основа субстанциональной Вселенной. Он доказывал, что путота не является абсолютным вакуумом, что ци рассеяно так, что остается невидимым. Если признать, что пустота, это Ци, то поймешь, что Ву (небытия) не существует. Одним из очень известных отрывков: “Поскольку все вещи во Вселенной состоят из ци, то все люди и прочие предметы являются всего лишь частью этого огромного тела”

    Восточной фил свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.

    Современная система высшего образования использует личностно ориентированную модель обучения, направленную на взаимодействие «педагог–студент». Такое взаимодействие в процессе обучения выражается в положительном личностном отношении к студентам, их потребностям и установкам, а также в передаче ценностей в системе «педагог–студент».

    Психолого-педагогические исследования позволили выделить наряду с проблемой предметной подготовки студента высшего учреждения проблему формирования ценностного отношения студентов вуза. Новая парадигма образования требует от педагога высшей школы не только профессиональной компетентности, но и особого отношения к педагогической деятельности. Большое внимание уделяется личностно-деятельностному подходу, который ориентирует педагога на оптимальное развитие способностей каждого студента и ставит выбор методов в зависимость от особенностей решаемых задач.

    Основу исследований составили деятельностный, личностный и системный подходы.

    Деятельностный подход изучает педагогические процессы через рассмотрение основных компонентов деятельности (определение цели, мотивация, контроль и анализ результатов). Неотъемлемой частью педагогического процесса взаимодействия является и личностный подход, основой которого становится личность, ее роль в обществе и коллективе, всестороннее и гармоничное развитие. Системный подход способствует выявлению форм и методов решения поставленной перед исследователем задачи и на основе выявленных возможностей помогает выбрать оптимальные варианты.

    Вопрос формирования ценностного отношения затрагивает социально-психологическую среду и ее влияние на ценностное отношение. Данная проблема определяется рядом факторов, среди которых можно выделить социально-психологическую атмосферу учреждения, уровень профессиональной компетентности, личностные отношения в системе «педагог–студент».

    Объектом нашего исследования стала профессиональная подготовка специалиста, включая присущий ему набор сложившихся ценностных отношений, а предметом исследования – процесс формирования ценностных отношений.

    Изучение ценностных отношений занимает важное место в социологии, психологии, истории, педагогике. Основу ценностных отношений составляют ценности, принимаемые или отвергаемые личностью. Следовательно, «ценность» – это то, что значимо для человеческой жизни, то, что человек считает для себя значимым настолько, что без этого не мыслит собственной жизни. Ценности могут быть как предметные, так и субъектные. Если содержание жизни человека современной культуры составляют проживаемые им отношения к жизни и в ходе их проживания рождается внутренний мир личности, то объективной необходимостью становится наполнение воспитательного процесса отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, чтобы воспитуемый здесь и теперь жил в контексте данной культуры. Проживание отношения предполагает его осмысление, возможность ощутить в действии связь своего Я с объектом действительности. Установление отношения означает принятие, понимание, оценку связи, осознание личностного смысла для жизни Я.

    «Отношение» как основная категория воспитания придает процессу воспитания высочайшую сложность и тонкость. Отношение представляет собой основное содержание воспитательного процесса. Отношение – это связь субъекта и объекта действительности, в нашем случае – установление связи между педагогом и студентом с целью взаимодействия. «Отношение» как отдельная категория имеет несколько аспектов: отношение к чему-либо, или установка (Г. Спенсер), и отношение с кем-либо, т. е. межличностная связь.

    Отношение может проявляться в рациональной, эмоциональной и практически-действенной формах. Однако возможен разрыв в этих связях, и тогда можно отметить несформированность отношения, соответственно проявляется дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения становится основой развития, преодоления противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю) и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу), между внутренней и внешней сторонами. Это составляет механизм социального развития личности, приобщающейся к системе отношений. Усиление такого противоречия дает импульс для осмысления отношения. Однако содержание воспитания необходимо ограничивать: следует очертить лишь ту совокупность отношений, которая раскрывает значимые для человеческой жизни отношения, – ценностные отношения.

    Ценностные отношения являются отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных целей и мировоззренческих ориентиров . Будучи одним из центральных ценностных новообразований, ценностные отношения выражают отношение человека к социальной действительности и определяют в этой связи мотивацию его поведения. Наибольшее значение приобретает связь ценностных отношений с направленностью личности. Направленность личности выражает одну из существенных характеристик, определяющих социальную и нравственную ценность личности. Р.С. Немов под ценностными отношениями понимает то, что человек ценит в жизни, чему придает особый смысл. Е.С. Волков рассматривает ценностные отношения как регулятор поведения личности, считая, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности. Согласно С.А. Рубинштейну, ценностные отношения формируются на основе потребностей, их реализация происходит в общесоциальных условиях деятельности, и они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности .

    По нашему мнению, наиболее точное определение понятия «ценностное отношение» дает В.А. Сластенин: это внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.

    В отечественной психологии ценностные отношения рассматривались в основном внутри личностных образований – личностных смыслов (Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь), направленности личности (Б.Ф. Ломов).

    Определить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений – значит определить круг ценностей и характер отношения человека к данным ценностям. Создание благоприятных социально-педагогических условий является основой формирования ценностных отношений личности. Важную роль в создании благоприятных социально-педагогических условий играет процесс социализации личности, который во многом базируется на закономерностях психического развития индивидуума.

    Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Выделяют первичную и вторичную социализации личности. Первичная социализация связана с формированием образа действительности, вторичная социализация определяется разделением труда и знания. Т. Лукман вторичную социализацию рассматривает как приобретение знания, связанного с разделением труда. Противоположную точку зрения высказывает Б.Г. Ананьев . Социализация рассматривается им как процесс, происходящий в двух направлениях, – в направлении становления человека как личности и в направлении становления человека как субъекта деятельности. Итогом социализации, независимо от точек зрения, становится образование индивидуальности. В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Успешность социализации, безусловно, зависит от социального окружения студента, от тех людей, которые раскрывают для него сущность общественной активности и отношений, нормы поведения в обществе.

    Соответственно, педагогические условия формирования ценностных отношений подразумевают, прежде всего, социальную составляющую, в которой отражается та социальная среда, где осуществляется воспитательный процесс и развитие личности студента.

    Каждый педагог несет в себе определенное мировосприятие, воздействующее непосредственно на личность студента и оказывающее благоприятное либо неблагоприятное воздействие на процесс становления каждой отдельно взятой личности. Педагоги, имеющие ясное представление о социальной среде, в которой происходит развитие личности студента, имеют ряд педагогических преимуществ, позволяющих оказывать психологическое воздействие в ходе воспитательного процесса.

    Особенно эффективным является такое психологическое воздействие, когда обучение происходит на основе собственного примера педагога. Опыт выживания и благоприятной адаптации в существующей социальной среде помогает своевременно и правильно сориентировать ценностную систему студентов для достижения наиболее благоприятного результата психологического воздействия в рамках воспитательного процесса. Неблагоприятное воздействие может иметь место и наблюдаться в тех случаях, когда личность педагога воспринимается учащимися на недостаточно авторитетном уровне, что, в свою очередь, создает недостаточные педагогические условия, необходимые для формирования ценностных отношений, которые во многом определяют не только мировоззрение личности, но и ее социальные качества.

    Один из важных процессов – процесс межличностной аккультурации: здесь происходит взаимодействие двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна. Межличностная аккультурация включает в себя не только социальные исследования таких элементов культуры, как нормы, стереотипы, стандарты, но и принятие убеждений и установок, идеалов личности педагогов. Особую роль в данном процессе играет явление синкретизации – связи новых культурных ценностей во внутреннем мире студента по внешним ярким для восприятия признакам. В результате на первое место выходит восприятие студентом личности педагога, которое образуется в процессе социального взаимодействия при определенных условиях.

    Изучения основных закономерностей формирования ценностных отношений позволяет четко проследить роль личности педагога и его влияние на воспитательный процесс, которое осуществляется не только целенаправленно, с помощью определенных социально-педагогических методов, но и косвенно, – путем создания благоприятных условий, формирующих положительный фон взаимодействия «педагог–студент», в основе создания которого лежит, безусловно, авторитет личности педагога и его оптимальная социальная адаптация в обществе и рабочем коллективе.

    Следует отметить, что профессионально-личностные качества педагога – это совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат педагогической деятельности. При всей их индивидуальности и неповторимости эти образования представляют собой определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогической значимости. Центральным здесь становится отношение к студенту как к личности, которая нуждается в развитии и раскрытии всех потенциальных способностей и талантов, заложенных природой и ждущих своей реализации. Провозглашение гуманистического отношения к студенту как к личности, яркой индивидуальности ставит акцент на взаимоотношениях «человек–человек», отодвинув на второй план отношения «педагог–студент» .

    Формирование ответственного отношения педагога к своей профессиональной деятельности напрямую зависит от его отношения к себе как к личности, избравшей ответственную профессию, которая предполагает участие не только в воспитательном процессе, но и в духовном развитии молодежи. В случае осознания высокой меры личной ответственности за продуктивное влияние на развитие не только профессиональных навыков, но и личности студента у педагога формируется такое важное личностное качество, как педагогическое достоинство, осознание значимости своей профессиональной компетенции, уважительное отношение к студентам и к своей профессии, которая становится делом его жизни.

    Обеспечение высокого уровня ответственности педагога к собственному профессиональному труду – главная цель саморазвития и самосовершенствования личности преподавателя. Для достижения высокого уровня педагогической ответственности необходимо, прежде всего, добросовестно исполнять профессиональные обязанности, творчески подходить к поиску новых методик и технологий, ориентированных на личностное развитие студентов и их благоприятную социально-психологическую адаптацию. Данные характеристики гарантируют высокий профессионализм педагогической деятельности и определяют стороны педагогических воздействий, что, в свою очередь, отражается на повышении организационного уровня методологии педагогического труда. Достоинство педагога – главная составляющая системы профессионально значимых качеств, так как это качество личности лежит в основе складывающихся взаимоотношений с молодыми людьми, являя студентам наглядный пример отношения человека к самому себе, формируя, тем самым, жизненный опыт реальных взаимоотношений людей в социальной группе, поощряющей свободное проявление личности, собственного Я.

    Системно-структурные связи ключевых отношений (рис. 1) отражают закономерности и иерархические зависимости отношений, которые раскрываются в определенной последовательности, охватывая объекты ценностных отношений . Такие системно-структурные связи довольно прочны, поэтому в случае недостаточного воздействия одной из составляющих данной системы, задействованной в воспитательном процессе, может иметь место несформированность целостного отношения к какой либо категории ценностных отношений, и в результате гуманистическое отношение на практике будет недостижимо.

    Формирование ценностных отношений – это подвижный динамичный процесс, протекающий внутри социальной и культурной жизни молодежи. Ценностные отношения развиваются, обретают новые модификации, формируют новые взаимосвязи между причинами и следствиями явлений, происходящих внутри воспитательного процесса.

    Гражданская позиция

    Уважение жизни



    Рис. 1. Системно-структурные связи ключевых актуальных отношений

    На основании проведенного исследования нами была разработана модель формирования ценностных отношений студентов высшей школы (рис. 2). Эта модель основана на нескольких компонентах, непосредственно влияющих на процесс формирования ценностей. Каждый из компонентов связан с другим, и выпадение одного из них приведет к нарушению целостности модели.

    Влияние личности на личность происходит в момент реализации определенного актуального отношения к рассматриваемой ситуации, во время конкретного взаимодействия с окружающим миром. Поэтому на практике необходимо обеспечить не только качественный контакт личностей, но и объективную целевую направленность воспитательного процесса, ставя во главу угла, прежде всего, ценностные отношения в социуме, а также вечные жизненные основополагающие категории, такие как «Добро», «Справедливость» и другие.

    Внешние проявления сущностных личностных отношений педагога, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции на ситуационные обстоятельства, воспринимаются студентами, влияют на педагогические ситуации и, соответственно, на общий воспитательный процесс. Результатом таких отношений становится либо повышение качества личностной системы ценностей студента, либо, в случае недостаточно позитивного педагогического воздействия, сохранение в неизменном виде имеющихся установок и ценностных отношений, заложенных в семье.

    Рис. 2 Модель формирования ценностных отношений студентов

    Потенциальная возможность влиять на ценностные отношения через формы внешних проявлений открывает возможность для коррекции и развития внутреннего отношения, что, в свою очередь, представляет собой путь воспитательного влияния на личность педагога-профессионала через конкретные поведенческие модели. Такой путь взаимодействия на практике оказывается наиболее продуктивным и способствует максимальному раскрытию индивидуальных личностных характеристик студентов.

    Сегодня человечество вынужденно решать глобальные экологические проблемы и выработать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечивала бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее прогрессивное развитие человечества. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам, в частности, о взаимоотношении Природы и Человека.

    В западной культуре традиционно противопоставление Человека и Природы, преобладает унитарно-практическое отношение к ней. При этом характерно доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы. В восточной же культуре человек рассматривается как особая, одухотворённая часть природы, при этом господствует идеал минимального вмешательства в природные процессы. Ценность природы доминирует над ценностью человека.

    В то же время, современный этап развития человеческой цивилизации переживает процесс диалога культур, соприкосновения разных философий. С этой позиции особого внимания заслуживает философия русского космизма, который представлен именами Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского и других. Для идеологов данного течения природа и человек – равновеликие ценности. Идеал – гармоничное развитие человека и природы.

    Так, академик В.И. Вернадский все ступени развития человеческой культуры рассматривал в качестве естественного процесса развития планеты: «Изменённая культурой земная поверхность не есть что-то чуждое природе и в ней наносное, но есть естественное и неизбежное проявление жизни как природного явления». «Человек, - отмечает он далее,-… как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определённая функция биосферы». В.И. Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству, как части живого вещества придётся взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы 4 .

    Таким образом, в современной культуре всё более отчётливо определяются контуры нового взгляда на мир, в рамках которого складывается новое видение человека как органической части природы, а не как её властителя. Поэтому последние годы система экологического воспитания рассматривается как социоприродное явление. При этом подразумевается не только единство социального и биологического в самом человеке, но и единство ребёнка, социума и окружающей природной среды, как компонентов системы экологического воспитания.

    Анализ философско-культурологических исследований позволяет сделать вывод о том, что экологическая проблематика включает в себя все базовые компоненты культуры: человека и систему его отношений с окружающей средой, соотношение возможностей человека и его свободы, сиюминутные и преходящие ценности, а решение экологических проблем лежит на пути созидания новой культуры взаимоотношений, позволяющей человеку преодолеть своё отчуждение от природы.

    Воспитание человека «как органической части природы», прежде всего, неразрывно связано с категорией «отношение». Общефилософская трактовка этой категории звучит так: «взаимосвязь элементов в определённой системе» 5 .

    Либо, это «способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств» 6 .

    В некоторых литературных источниках категория «отношение» рассматривается широко, например, во взаимосвязи с категорией «Мировоззрение»: «Мировоззрение является, с одной стороны, отражением мира, с другой стороны – ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве метода познания» 7 . При этом ценностное отношение – внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Ценностное отношение в философии трактуется также как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, носителя ценностного отношения.

    В большинстве литературных источников понятие «отношение» рассматривается в близкой связи с понятием «личность». Так, И.Ф. Харламов даёт следующее определение понятия «отношение»: «отношение можно трактовать как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и, которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии» 8 . При этом, как подчёркивает автор, закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях – есть личностное качество.

    Понятие «отношение» рассматривается как составляющая категории «личность» и в других источниках. Так, автор «Педагогической психологии воспитания» (Лишин О.В.) говорит о том, что «личность – есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей» 9 .

    И.Д. Зверев, И.Г. Суравегина также рассматривают отношение школьников к природе как аспект становления ответственности в качестве устойчивой черты личности.

    Иная трактовка понятия «отношение» (без категории «личность») представлена в работах Щурковой Н.Е. «Ценностное отношение – это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всём своём социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни и общества и отдельного человека» 10 .

    Интересна трактовка понятия «отношение» в «Психологии отношений» (автор В.Н. Мясищев) «Отношения человека – это не часть личности, а потенциал его психических реакций в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности». Он определил следующие типы отношений человека к окружающей действительности: к миру вещей, явлениям природы, к людям, явлениям социума, к самому себе, выделил виды психических отношений человека к окружающей действительности – это потребности, вкусы, склонности, вкусы, принципы, эмоции, интерес, убеждения, действия 11 .

    Ценностное отношение – это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно процессом восприятия, понимания мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимым. В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность, они культурно и исторически обусловлены.

    В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный. Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании школьника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях – на уровне представлений, понятий, на уровне идей. Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения – положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержание личностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой. Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия – его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.

    Рассматривая динамику отношения, В.Н. Мясищев определил уровни его развития:

    Условно-рефлекторный. Характеризуется наличием первоначальных положительных или отрицательных реакций на различные раздражители.

    Конкретно-эмоциональный. Где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.д.

    Конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру.

    Собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренним регулятивом поведения.

    П.И. Пидкасистый в своих работах подчёркивает, что распространенная ошибка практики воспитания – подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности. «Качество личности – это следствие существующих у личности отношений к чему-либо, а формирование желательного следствия к чему-либо - бесперспективно» 12 . Отношение, по мнению автора, - это связь, установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния), практической (поведения, действия, деятельности). При этом, как считает автор, ценностные отношения носят обобщающий характер, они включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

    Ценностное отношение к природе, по мнению Пидкасистого П.И., предполагает осмысление человеком значимости природы по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия красоты в жизни, для радости общения с представителями флоры и фауны, для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью природы и продуктом природы.

    Несколько иное звучание понятие «отношение» приобрела в работах Дежниковой Н.С., Яковлевой Е.В., Симоновой Л.П. Учёные рассматривают качество отношений ребёнка к природе, людям самому себе как показатели развития его экологической культуры. Так, Симонова Л.П. рассматривает ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры наряду с такими категориями как экологические знания и умения, экологическое мышление и экологически оправданное поведение. Автор подчёркивает, что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. «Они понимали, что, разрушая природу, человек разрушает своё будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение всего живого на земле» 13 .

    Данный подход в педагогике имеет давние традиции (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо и др.). «Зовите меня варваром в педагогике,- писал К.Д. Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» 14 .

    Понятие «отношение» имеет, как правило, два варианта своего качественного наполнения: либо «ответственное», либо «бережное» отношение к природе. Формирование ответственного отношения к природе выдвигается в качестве ведущей воспитательной задачи в концепции экологического образования школьников, разработанной Симоновой –Салеевой Л.П. , Южаковой Т.П., Зверевым И.Д., Суравегиной И.Т. «Бездушный рационализм, которым порой поражают нас дети в начальной школе, часто является следствием наших же педагогических усилий. Да, знания важны. Без них нет экологической культуры человека. Они – фундамент формирования экологической ответственности.… Но, согласитесь, ответственность за природу не равна любви к ней» 15 .

    Чувство ответственности имеет социальную природу, оно обусловлено требованиями общества к личности, что позволяет говорить об экологической ответственности за существование земной цивилизации и жизни на земле, продолжение человеческого рода, ответственности перед будущими поколениями людей. При этом если следовать идее гармоничного развития личности, чувство ответственности тогда и только тогда может свидетельствовать о высоком уровне экологической воспитанности, когда оно созвучно другим свойствам и качествам личности 16 .

    В середине 90-х годов 20 века возникло новое методологическое направление в педагогической науке – экологическая психопедагогика, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Целью экологического образования является формирование экологического сознания личности. Воспитание отношения к природе, по мнению авторов, выступает как одна из основных задач, наряду с такими задачами, как формирование адекватных экологических представлений, а также формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

    Авторы «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.) предлагают термин «субъективное отношение» как показатель сформированности ценностного отношения к природе. Под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение.

    природные объекты относятся ею к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил;

    природные объекты могут выступать для неё в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе, другим людям;

    природные объекты могут выступать для неё в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности.

    Широта. Одного человека привлекают только отдельные животные или растения (небольшая широта объективного отношения), другого привлекают самые разнообразные природные объекты.

    Интенсивность. Субъективное отношение к природе может проявляться с различной силой.

    Осознанность. Люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе.

    Эстетическом освоении природных объектов и их комплексов;

    Познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствия от самого процесса познания

    Практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ним

    Участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимо сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради неё самой.

    Вышеуказанные сферы взаимодействия, являются содержательной характеристикой ценностного отношения к природе, и определяются С.Д. Дерябо как модальность этого отношения.

    Таким образом, понятия «отношение» и «ценностное отношение» широко представлены в различных литературных источниках. Эти понятия рассматриваются с точки зрения разных наук (философии, педагогики, психологии) по-разному. В одних литературных источниках они трактуются через категорию «личность» (или как «часть сознания субъекта»), в других – как «потенциал психических реакций», либо в третьих – как часть культуры человека. Думается, что для данного исследования наиболее целесообразной будет модель воспитания ценностного отношения к природе, разработанная авторами «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.). Как показатели для определения уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников нами выбраны с одной стороны – уровень субъектификации природных объектов, а с другой стороны – модальность отношения к природе, подразумевающая отношение к природным объектам, как к

    объектам красоты,

    объектам охраны,

    объектам познавательной деятельности

    объектам практического взаимодействия.

    Список литературы

    1)Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проектной деятельности / Э. Ахмедзянова // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. – с. 10-14.

    2)Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

    3)Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов. - М.: Аркти, 2006.

    4)Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

    5)Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Бритвина. // Начальная школа. – 2005. - №6.

    6)Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.

    7)Гачев, Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманиста, или Образы в науке / Г.Д. Гачев. – М., 1991

    8)Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

    9)Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - №6.

    10)Дежникова, Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) / Н.С. Дежникова.- М., 1997.

    11)Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

    12)Деребо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Деребо. – М. – Московский психолого-социальный институт, 1999.

    13)Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию / И.И. Джужук. – Ростов н/Д., 2005.

    14)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

    15)Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9.

    16)Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2.

    17)Карпенко, М.Т. Сборник загадок / М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1987.

    18)Конышева, Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования) / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

    19)Корчажкина, О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе / О.М. Корчажкина // Педагогика. – 2008. - №8. – с.29-32.

    20)Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    21)Лакоценина, Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

    22)Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачёв. – М.: Прометей, 1995.

    23)Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.

    24)Мамедов, Н.М. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: российский подход / Н.М. Мамедов, А.Н. Чумаков // Биология в школе. – 2009. - №5. – с.36-42.

    25)Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.

    26)Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. - №7.

    27)Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М., 2005.

    28)Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыиа методической работы. Дайджест журнала «Методист» / Н.Ю. Пахомова, науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

    29)Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю Пахомова // Учитель. – 2000.- №4.

    30)Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

    31)Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: программа и темат. Планирование для нач. шк.: кн. для учителя / А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

    32)Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    33)Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е. Постникова //Сельская школа. – 2004. - №2.

    34)Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 1999. - №6.

    35)Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся / О.Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. - №10. – с. 21-23.

    36)Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М., 2005.

    37)Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Издотельский центр «Академия», 2006.

    38)Сидельковский, А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: (Учеб. пособие.) / А.П. Сидельковский. – М. – Ставрополь: Ставр. госпединст., 1987.

    39)Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. - №6.

    40)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

    41)Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    42)Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; ред. В.А. Сластенин.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – ч.2

    43)Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11.

    44)Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс. – 3-е изд. / Е.П. Фефилова, Е.А. Проточина, Дмитриева О.И. – М.: ВАКО, 2007

    45)Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2003.

    46)Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2000. - №9.- с.49-53.

    47)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

    48)Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. - №3.

    49)Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

    50)Южакова, Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников: Учеб. пособ. / Т.П. Южакова. – Екатеринбург: Б.л, 1992.

    51)Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. – М., Педагогика, 1986.

    140)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

    22)Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

    3Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.

    447)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

    514)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

    641)Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    714)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

    845)Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2003.

    923)Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.

    1049)Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

    1125)Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.

    1230)Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

    1340)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

    1443)Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11.

    1546)Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2000. - №9.- с.49-53.

    1647)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

    Отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отношения, то есть, дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения -- основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной, (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, - это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реально существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. "Ум с сердцем не в ладу" -- это чуть ли не постоянное положение души школьника-подростка и школьника-юноши. Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличностная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда таков итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности.

    Ценностные отношения -- это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество"", "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода", "справедливость", "равенство", когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценносты для жизни.

    Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

    Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением ("благоговением" -- говорил А.Швейцер) к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.

    Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается "Человеком"; он -- цель и мера всех вещей. Только "вочеловеченный" мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения -- "другой человек". Расширенное толкование понятия "человек", философское толкование феномена "человек", когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах, вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании.

    Что означает принять человека как ценность?

    Во-первых , обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

    -- Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!..

    -- Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для нас с вами испекли...

    -- Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать...

    -- Кто летал на самолете?.. Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину...

    Во-вторых , учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

    -- Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!

    -- Не торопись - мы тебя подождем!..

    -- Никого ни о чем не просим - лишь высказываем свое желание!..

    -- Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..

    В-третьих , помогать человеку по мере своих сил:

    -- Юноши! Необходима перестановка мебели...

    -- Девушки! Малышам не хватает ласки!..

    -- Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...

    -- Наш школьный дом нуждается в заботе...

    В-четвертых , понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

    -- Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..

    -- Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!..

    -- Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...

    -- Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..

    В-пятых , содействовать благу человека в его жизни на земле:

    -- Будем учиться, чтобы стать созидателями...

    -- Наш спектакль доставит радость людям...

    -- У нас есть руки, и есть сила -- почему же мы ходим по грязной дороге?..

    В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие...) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

    Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность» и «отношение». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

    Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на основу диалектического подхода к воспитанию (работы Н.И.Болдырева, Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова, А.П. Сидельского).

    Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём-либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности. Только в деятельности ценность получает своё актуальное существование .

    В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления -побудительная причина действия. Отношения динамичны, изменчивы и воспитуемые. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отношений человека .

    Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а так же не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

    Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М.Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности - это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

    Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности.

    Ценность в психологии выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интерес. Ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом .

    В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей .

    И.С. Артюхова определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели .

    С.Л. Рубинштейн также писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" .

    По мнению Н.П. Карповой, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром .

    Д.А. Леонтьев также определяет ценность в качестве источника образования смысла, т. е. ценности выполняют смыслообразующую функцию и находятся на «наддеятельностном» уровне. Субъект, находясь на деятельностном уровне, соотносит свои действия с над деятельностным уровнем, в результате чего появляются смыслы .

    А.Н. Федоришкин утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет». Ученый подчеркивает, что личность реализовывает свой потенциал только с опорой на ценностные ориентации и объект остается один и тот же -- поведение личности, а через него -- сама жизнь .

    Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (субъективные ценности и ценности сознания) (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

    И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии .

    При анализе психолого-педагогической литературы, мы видим, что в педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности (Г.И. Чижакова, Н.Е. Шуркова), со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта .

    Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде интереса или цели (И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин) .

    В психолого-педагогическом словаре ценностное отношение рассматривается как субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели .

    Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.

    Ценностное отношение в философии и психологии также рассматривается и как ценностная позиция, которая возникает в ситуации свободного выбора. Структура ценностного отношения представлена как многоуровневая, основными ее основными элементами являются:

    • - первичный слой желаний;
    • - выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу;
    • - осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием;
    • - превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций других людей .

    Существуют различные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как один и тот же предмет или явление может иметь различные свойства. К примеру, произведение искусства может обладать эстетической, социальной, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение - это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели .

    Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека. Именно появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений.

    Так, по мнению В.А. Сластенина, ценностное отношение - внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления .

    Понятие «ценностное отношение» позволяет современной педагогике адекватно описывать один из видов социального опыта школьников (в рамках культурологической концепции содержания образования В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина), раскрывать содержание воспитания школьников (Н.Ф.Голованова, И.Д.Демакова, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Щуркова).

    По мнению Н.Л. Худяковой, ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение является аспектом любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью .

    В своем учебном пособии П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода» [ 21].

    Ценностное отношение к малой Родине рассматривается П.И. Пидкасистым как отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их отношении к жизни .

    Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог рассмотреть понятие «ценностное отношение». Из выше изложенного можно сделать вывод, что ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности .

    В своем исследовании мы будем опираться на понятие «ценностное отношение к малой Родине», рассматриваемое П.И. Пидкасистым как отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их отношении к жизни .

    Особенности формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине будут рассматриваться в следующем параграфе.