Прокатилась дурная слава что похабник я. Ветер веет с юга, и луна взошла

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава» Есенина

Последние годы жизни Есенина были очень тяжелыми. Поэт испытывал трудности в личной жизни, нарастал его конфликт с советской властью. Пристрастие к алкоголю становилось зависимостью, от которой он уже был вынужден лечиться. Периоды просвета перемежались с тяжелой депрессией. Парадоксально, но в это время он создает прекрасные стихотворения. Одним из них является «Мне осталась одна забава…» (1923 г.).

Есенин сразу же заявляет о своей славе похабника и скандалиста. Его буйное поведение в пьяном виде было известно всей Москве. «Веселый свист» — типичное поведение для поэта, находящегося уже в достаточно зрелом возрасте. Но Есенину уже абсолютно все равно. Он перешел ту грань, за которой еще можно остановиться. Испытав множество страданий и неудач, поэт потерял надежду на лучшее будущее. Сравнивая свою дурную славу со «смешной потерей», он утверждает, что терял в жизни и гораздо больше.

Единственное, что волнует Есенина, это стыд за прошлую веру в Бога. При этом он испытывает горечь от того, что стал неверующим. В этом противоречивом заявлении заложен глубокий философский смысл. Чистая и светлая душа поэта, столкнувшись со всей грязью и мерзостью мира, не смогла дать достойного отпора. Есенин поступил по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть». Но, опустившись на самое дно, поэт понял, что потерял что-то очень важное, помогающее в жизни.

Есенин утверждает, что его безумные выходки были направлены на то, «чтобы ярче гореть». Настоящий поэт должен быть виден всему миру. Его творчество обязано зажигать сердца людей. Только так можно пробиться через человеческое равнодушие. Чтобы тонко чувствовать окружающий мир, душа поэта должна быть полна противоречий. Вместе с чертями там непременно присутствуют ангелы.

Есенин использует очень яркие образы для описания своего высшего призвания – венчания «розы белой с черною жабой». Он считает, что не смог соединить вместе эти абсолютно противоположные образы, но стремился к этому.

Известны заявления поэта о полной переоценке своих убеждений. Он стал автором целого ряда произведений, в которых отрицает патриархальность и религию и выступает сторонником атеизма и технического прогресса. Но в последних строках стихотворения «Мне осталась одна забава» становится видно то, что Есенин прятал глубоко в душе, бережно хранил от чужого вмешательства. Последнее желание «хулигана» — умереть «в русской рубашке под иконами». В этом поэт видит искупление всех своих грехов.

"Мне осталась одна забава:

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах, какая смешная потеря!

Стыдно мне, что я в бога верил,

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябить,

Рокавая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помослы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать -

Под иконами умирать.

С.Есенин

Очень грустный текст, - текст, передающий "сейчас-тут" ="ici- maintenant"

Есеневского отчаяния, безвыходного состояния, одиночества, предчувствие приближающегося конца.. Этот поэтический текст сложен для имманентного анализа, т.к. по своему построению он приближается к ОТЧЕ НАШ, как поэтическая форма раскаяния и страха; и к знаменитому роману Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" -т.е. все сказанное русским Поэтом напоминает ИСПОВЕДЬ-РАСКАЯНИЕ

Раскаяние и Исповедь возможны только при одном условии, - когда Я Поэта осознает свое Я моральное опятненным и одно Я, ставшее одновременно местом его внутренней трагедии и трагедии внешней, т.е. поставлен вопрос о раздвоении Личности! ДВА самых важных вопроса: ЗЛО / ДОБРО -

" Но коль черти в душе гнездились -

Значит ангелы жили в ней."

гениальное прозрение Поэта, т.к. согласно ОПЕРАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ, "понятие Добро/ Зло" есть дериваты самой сильной модальной позиции "необходимым быть" (проф. Красимир Манчев)

Однако эта самая сильная модальная позиция есть позиция Божественного! и сам Сергей Есенин это осознает:

Дар поэта - ласкать, карябить,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать."

нет нельзя поставить знак равенства между этими ДВУМЯ противоположными понятиями ДОБРO и ЗЛО. Вопрос, а ЧТО могло побудить Поэта пoпытаться "повенчать" ЧИСТОТУ (= "розу белую") со ЗЛОМ = АТЕИСТИЧЕСКИМ Обществом (" черной жабой") ? Да! эта же самая сильная модальная позиция = позиция БОЖЕСТВЕННОГО ВСЕЗНАЮЩЕГО и ВЕЗДЕСУЩЕГО! Почему? Потому, что сам С.Есенин использует слово "ДАР" , т.е. Поэт от момента своего рождения (даже априорно) поставлен в привилегированную самую сильную модальную позицию "необходимым быть" и Ему С. Есенину дан ДАР=ПРАВО ТВОРИТЬ .

Еще Платон разделил людей на две категории:" философствующие люди , чья жизненная цель сводится к заботе о собственном теле" и "настоящих философов ", т.е. ТЕХ, кому дан ДАР постичь Божественное, изучать общество и СУДИТЬ его. Однако Поэт не собирался СУДИТЬ, а "ПОВЕНЧАТЬ"! - тут и его "слабость" , Поэт оказывается в слабой модальной позицции типа: "мочь / не мочь"

Кстати идею об избрании Человека лансирует и Св. Павел в своем ПЕРВОМ ПОСЛАНИИ РИМЛЯНИНАМ:

"...но те,кто был избран Богом, опознали Истину, а другие остались слепыми" (ХІ:7)

И как-то сказано: Господь дал им заспавшее сознание... и он им дал глаза, чтобы не видеть и уши, чтобы не слышать"(ХІ:9) ....в этом и их наказание"

Эту "слабость" (под влеянием того же заспавшего и заржавевшего общества) хорошо объясняет Христо Тодоров в своем анализе произведения Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века":

" Итак душа героя оказывается единственным местом драмы, душа героя представляется как сложный внутренний мир, полный противоречий, непроницаемой, необъяснимой, около которой конценрируется все внимание автора..." -

" La Confession d"un enfant du siècle" Alfred de Musset: "-

"Ainsi, l"âme du héros devient le seul lieu du drame; elle apparaît comme tout un univers complexe, contradictoire, opaque et inexplicable, autour duquel se concentre toutе l"attention de l"auteur." (p. 48, Hist.)

- в нашем случае наше внимание концентрируется на предложенной выше цитате С.Есенина.

Интересно проследить наблюдения Хр. Тодорова над текстом Мюссе:

" В сущности, Мюссе проводит параллель между двумя одновременно существующими факторами -Зло моральное индивида и Зло, от которого ржавеет общество. ...." -

" A vrai dire, Musset établit tout simplement un parellèle entre deux faits suimultanés - le mal moral de l"individu et le mal qui ronge en général toute la société;... "

Более того, Хр. Тодоров обращает внимание на ПРИРОДУ героя, такой, какой она ему дана от рождение и ПРОМЕНЕННОЙ (внутреннее духовное состояние героя) под влиянием того же ржавеющего общества.

Эти исследования болгарского ученого интересны тем, что они оказываются общим постоянным идеогенетическим критерием для изучения трагедий и А.Пушкина, и М.Лермонтова,и нашего Сергея Есенина, - общество судит избранных Богом Творцов.

Но вернемся к Есенинскому тексту, к этому раздвоению....По своей природе Есенин верующий в Бога, - крещен, - Православие, - это же сущность Поэта и вот это жестокое раздвоение своей сущности Поэт очень метко и коротко выражает антитезисной структурой:

"Ах, кака смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил

Горько мне, что не верю теперь. "

теза антитеза= теза

"Стыдно мне, что я в бога верил / Горько мне что не верю теперь

"И не въведи нас во изкушение / но избави ни от Лукавия"

"Еt ne nous soumets pas à la tentation / mais délivre nous du Mal"

Мною предложены ТРИ варианта раскаяния: текст Есенина; текст Молитвы на болгарском; текст молитвы на французском - необходимо глубже понять состояние души Есенина. (по две строфы)

Во французском тексте слово " Mal" означает ЗЛО! и тут нет никаких метафорических оттенков как в слове "ЛУКАВИЯ" - как мы говорим:"Лукавый попутал" - само слово имеет идею персонификации - т.е. можно себе вообразить любой Образ Лукавого!

Почему это так важно для нашего имманентного анализа? потому что и в тексте Молитвы и в словах Есенина смысл кажется один и тот же т.к. он сводится к сильному и очень коварному модальному глаголу "ХОТЕТЬ" . Именно идея ЖЕЛАНИЯ=СОБЛАЗНА отклоняет человека от правильного пути. Так что в примерах из текста Молитвы и левая и правая сторона редуцируются к: не хотеть/ не хотеть" :т.е. последние две строфы Молитвы ОТЧЕ НАШ редуцируются к НЕЖЕЛАНИЮ молящегося "хотеть иметь в неограниченном количестве ВСЕ, когда глагол "хотеть" из транзитивного переходит в форму ИНТРАНЗИТИВНОГО= НЕОГРАНИЧЕННОЕ БОГАТСТВО! ВЛАСТЬ и т.д. ( Хр. Т.) , что и считается ГРЕХОМ.

Однако в тексте Поэта идеогенетическая база другая:

"Стыдно мне , что я в бога верил / Горько мне, что не верю теперь" -

разница между настоящим текстом Молитвы ОТЧЕ НАШ и субъективной интерпретацией Поэта состоит как раз в том, что левая сторона у него редуцируется к "интранзитивному" ХОТЕТЬ ИМЕТЬ ВСЕ" :

"Стыдно мне, что я в Бога вирил" = ХОЧУ ИМЕТЬ ВСЕ!

" И ПОХАБНИЧАЛ Я И СКАНДАЛИЛ

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЬІ ЯРЧЕ ГОРЕТЬ ." - интранзитивное желание ХОТЕТЬ ИМЕТЬ! КАЗАТЬСЯ и т.д. - тут НЕТ РАСКАЯНИЯ ! Поэт ХОТЕЛ испытать все искушения Известного Поэта.

Однако прозрение к Поэт- избраннику приходит, когда Общество со своим прогнившем Я называет Поэта Есенина,по своей сущности остающемуся все тем же православным, крещенным, "похабником и скандалистом" И это и позволяет Поэту начать свое стихотворение мальчишеским, озорным ВЬІЗОВОМ Той части общества, Которое не видело в нем его православную сущность:

"Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - веселый свист,

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист" -

да! Поэт-избранник возвращается к своему первоначальному Я - , которое молит:" но избави ни от Лукавия" = НЕ ХОЧУ ГРЕШИТЬ!="Горько мне , что не верю теперь"

Таким образом, стихотворение С.Есенина интегрируется на базе трех типов Я:

1. Я - Душа Поэта православного христианина - "быть" = Аз есмь =

"Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать -

Положили меня в русской рубашке,

Под иконами умирать." - раскаяние...

2 - внешнее, типа: "казаться" :

"Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть."

3. Я=МЬІ=Часть ОБЩЕСТВА, не воспринимавшая С.Есенина тогда, в его бытность и не воспринимающая его и сегодня, - министр РФ открыто назвал Сергея Есенина -"ХУЛИГАН" и убрал его из школьной программы.

Гениальное стихотворение создал Сергей Есенин - прозрев свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА, данное ему от Бога, пройдя через АД человеческого общества, Великий Сын России понял, что необходимо вернуться к Своему ИСТОЧНИКУ - СОЗДАТЕЛЮ через РАСКАЯНИЕ - "под ИКОНАМИ умирать."

Низкий поклон.....

Литература:

1. Christo Todorov, Histoire de la littérature fraçaise, FABER, 1999 p.48

Стихотворение С.А. Есенина «Мне осталась одна забава» было написано в 1923 году, за несколько лет до того, как жизнь молодого поэта трагически оборвалась. Известно, что после переезда в Москву творческая карьера Есенина стала стремительно развиваться. Он стал узнаваем и любим многими. Но постоянная тоска по родным местам точила его душу. Он искал забвения в угарном веселье кабаков. Буйный нрав, пьянство - стали его постоянными спутниками.

«Мне осталась одна забава» стих стал своеобразным итогом размышлений поэта о своей жизни. Оглядываясь назад, Есенин видит разудалую жизнь, где он скандалил и похабничал, но при этом прорывается из его души нечто светлое, прекрасное.Стихотворение похоже на исповедь, здесь отражены страх от потери веры в Бога и смирение с тем, что не все в жизни сложилось, как мечталось. Махнув рукой на свою «дурную» славу, Есенин желает лишь одного, чтобы конец его жизни был спокойным. Исповедь отчаявшегося и смирившегося с обстоятельствами человека не может никого оставить равнодушным. Это стихотворение занимает достойное место в философской лирике самого известного русского имажениста.

На нашем сайте есть возможность скачать стихотворение или читать текст в режиме онлайн.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

«Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»

Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души , хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».