Предмет правового регулирования международного права. Международное право: понятие система, функции

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право" не вполне адекватен истинному значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").

Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Предмет регулирования

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

Такое пояснение необходимо потому, что в юридической литературе можно встретить суждения, основанные на чисто территориальном подходе и сводящие международные отношения к деятельности государств вне пределов их территории , пространственной сферы их суверенитета.

Понимание предмета международного права связано с ответом на вопрос: к кому обращены нормы международного права ?

В "Курсе международного права" утверждается, что "нормы международного права обязывают государства в целом, а не отдельные его органы и должностные лица", а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств , регулируются нормами внутригосударственного права. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах. Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, внешнеполитических действий государств как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе и только в ней. Подобная трактовка международного права превалирует в опубликованных научных трудах и учебниках.

Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

С этим связано то, что можно назвать "встречным движением" в современном праве: международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему, к юрисдикционным прерогативам каждого государства; законы и иные нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил и о приоритетном в коллизионных ситуациях применении международных правил.

Следовательно, одним из существенных условий познания международного права является изучение в комплексе международных и внутригосударственных правовых актов, предназначенных для согласованной регламентации однородных отношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет регулирования.

Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении: Между-народный пакт о гражданских и политических правах , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, договоры (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области науки и образования, социального обеспечения и т д. Многие из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с положениями , с законами Российской Федерации (до декабря 1991 г. — с законами Союза ССР).

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о гражданстве РФ "при решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы". Гражданский кодекс РФ 1994 г. предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7). Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений " 1995 г. установил, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ (ст. 4).

Исторически сложилось разграничение двух категорий — международного публичного права и международного частного права. То международное право, о котором мы рассказываем как о регуляторе межгосударственных отношений, принято было именовать международным публичным правом (в наше время такое название практически не употребляется, поскольку оно вытеснено термином "международное право"). К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего гражданско-правовые и родственные им отношения с иностранным (международным) элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях .

Современное соотношение международного публичного права и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной стороны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охватив административно-правовую, уголовно-правовую и иные сферы, а с другой стороны, международные договоры стали играть более существенную роль в регулировании такого рода отношений, непосредственно устанавливая правила поведения физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств. Соответственно изложение многих вопросов международного права (международного публичного права) неотделимо от привлечения материалов международного частного права, имея в виду реальное сближение или даже совмещение предмета регулирования, круга участников правоотношений, методов и форм регламентации.

Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы, поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений, в принципе подлежащих внутригосударственному правовому регулированию . Определенные ее элементы по согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты совместного регулирования — с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм.

Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции, а также правила, относящиеся к статусу и деятельности иных субъектов (в том числе индивидов и юридических лиц) в соответствии с общими интересами государств.

Международное право как особая правовая система

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы . Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования : внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства , международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

В юридической литературе есть попытки усеченного восприятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" применительно к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено, очевидно, тем, что. УКРФ„ как сказано в ч. 2 ст..1,: лишь "основывается" на нормах международного права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК, регулирования.

Такая концепция и такое официальное (в УК) решение как бы противопоставляют отдельную отрасль общему конституционному принципу.. Вместе с тем они противоречат нормам международного права — ст, ;15 Международного пакта о гражданских и политических правах ,ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, в соответствии с которыми квалификация деяния как уголовного преступления определяется согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву (формулировка Пакта; в Европейской конвенции — согласно внутреннему или международному праву, в Конвенции СНГ — согласно национальному законодательству или международному праву).

Не согласуется такой подход и с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В этом документе, одобренном Комиссией Международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: "Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказуются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву" (п. 2 ст. 1).

Комментарий к этой формулировке проекта содержит, в частности, следующие положения.

Комиссия признала общий принцип прямой применимости международного права в отношении личной ответственности и наказания за преступления по международному праву (следует ссылка на Принципы международного права , признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и приговором трибунала).

Можно представить себе ситуацию, при которой какой-либо вид поведения, квалифицируемый в качестве преступления по международному праву, не будет запрещаться по национальному праву. Это обстоятельство не может служить препятствием для квалификаций этого вида поведения в качестве уголовно наказуемого по международному праву.

Комиссия признала общий принцип автономности международного права по отношению в национальному праву в связи с квалификацией поведения, представляющего собой преступление по международному праву.

В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством права, т. е. внутригосударственного, "национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы которые подлежат применению или же могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

Основные черты современного международного права

Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами "избавить грядущие поколения от бедствий войны", обеспечить поддержание международного мира и безопасности, "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе" (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами "независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития" (формулировка Декларации о принципах международного права , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН).

Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией "международного права цивилизованных народов", исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи".

Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.

Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет "привязку" к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет "свое" международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными , как и для всех других государств, являются такие универсальные международно-правовые акты, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве международных договоров , Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международные пакты о правах человека , Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепризнанные обычаи .

Вместе с тем только для Российской Федерации и для взаимодействующих с ней в конкретных вопросах правового регулирования государств источниками международного права являются (назовем лишь отдельные примеры): Устав Содружества Независимых Государств и другие соглашения в рамках Содружества, Договор по открытому небу и другие договорные акты в рамках СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана, заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией, Соглашение о сохранении белых медведей, подписанное от имени правительств Союза Советских Социалистических Республик , Соединенных Штатов Америки, Канады, Норвегии и Дании, а также десятки других локальных актов с несколькими участниками и тысячи двусторонних договоров (соглашений, конвенций, протоколов) различного характера — о режиме государственной границы , о разграничении континентального шельфа и исключительной экономической зоны, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, об эквивалентности дипломов об образовании, ученых степеней и званий, об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и т. д.

В условиях Российской Федерации оценка этой концепции сопряжена с учётом особого обстоятельства - участия в правовом регулировании не только российского законодательства и заключенных Россией международных договоров, но также отдельных законов и иных правовых актов СССР, поскольку они касаются не урегулированных пока российским законодательством вопросов, и многих международных договоров СССР.

Следует отметить, что вопрос о применимости законов СССР решается самими новыми государствами как в их законодательстве, так и в их взаимных договоренностях. Так, в Соглашении о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников Содружества от 9 октября 1992 г. сказано: "По вопросам, не урегулированным хозяйственным законодательством, Стороны согласились временно применять нормы законодательства бывшего Союза ССР в части, в которой они не противоречат конституциям и национальному законодательству Сторон".

Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства , составившие содержание указанных источников права, в порядке международного правопреемства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входившим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответственно употребляемые ныне в официальных документах формулировки — "международные договоры Российской Федерации", "действующие международные договоры", "международные договоры с участием Российской Федерации" и т. п. — охватывают как международные договоры, заключенные от имени Российской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу международные договоры Союза ССР.

Современное международное право является основой международного правопорядка , обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего, Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.

Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эффективности международного права и о его дальнейшем прогрессе.

Система международного права

Международное право имеет сложную систему, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов — с другой.

а) основные принципы международного права , составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;

б) общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального назначения, — комплекс норм о международной правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве , комплекс норм о международном правоприменении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности. Такое разграничение достаточно условно и проявляется преимущественно в теоретических конструкциях.

Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право международных договоров , право внешних сношений (дипломатическое и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право (право окружающей среды), международное гуманитарное право ("право прав человека "), международное морское право, международное космическое право и другие.

Однако дискуссии по этому поводу продолжаются, затрагивая и основания конституирования отраслей, и их конкретные характеристики (например, разные мнения о международном атомном праве, о международном уголовном праве , о международном экономическом праве), и их наименования (некоторые варианты отмечены выше, можно сказать также об уязвимости термина "право вооруженных конфликтов "), и внутреннее построение отдельных отраслей.

В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты как нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в праве внешних сношений (дипломатическом и консульском праве) сложились в виде подотраслей дипломатическое право, консульское право, право постоянных представительств при международных организациях, право специальных миссий, а в их составе — институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий; в международном морском праве — группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции.

В числе проблем систематизации международного права можно назвать проблему определения отраслевой "прописки" нескольких групп норм, регламентирующих режим определенных территорий (пространств). Например, вопросы правового статуса государственной территории, включая участки с особым режимом, правового статуса Антарктики "выпали" из отраслевой классификации.

Построение учебного курса, принятое в данной книге, базируется на указанной системе, на ее отраслях, но имеет некоторые особенности, обусловленные современными потребностями.

Международно-правовая терминология

Используемую в международном праве терминологию можно разделить на две разновидности: 1) термины политического, дипломатического и общеправового характера, которым придана специфическая интерпретация; 2) собственно международно-правовые термины.

К первой группе относятся термины политические — государство , суверенитет, самоопределение народов и наций, мир, безопасность, война , агрессия; дипломатические — дипломатические отношения, дипломатические иммунитеты, консульский округ, международные организации; общеправовые — правовая норма , правосубъектностъ, юридическая ответственность и т. д..Их международно-правовая интерпретация породила производные словосочетания. принцип суверенного равенства государств, договаривающиеся государства, право международной безопасности, определение агрессии как международного преступления и ответственность за агрессию, дипломатическое и консульское право, международно-правовая норма, источник международного права, международная правосубъектностъ и т. д.

Возможны ситуации, когда один термин имеет во внутригосударственном и в международном праве неоднозначный смысл (так, различные качественные характеристики свойственны термину договор , с одной стороны, в конституционном, трудовом или гражданском праве , а с другой — в международном праве).

Перечень "чисто" международно-правовых терминов достаточно обширен, что прояснится при дальнейшем ознакомлении с учебником. Пока же назовем такие, как международно-правовое признание, правило альтерната, депозитарий договора, третье государство, право мирного прохода, исключительная экономическая зона, общее наследие человечества, преступления международного характера, правовая помощь по уголовным делам, передача осужденных.

Термины, относящиеся к обеим группам, зафиксированы в Конституции Российской Федерации (общепризнанные принципы и нормы международного права, межгосударственные объединения, ратификация, верительные грамоты, территориальное море, двойное гражданство , выдача), они широко используются в законодательстве и правоприменительных актах. Этот аспект имеет существенное значение при изучении международного права, при ознакомлении с международными договорами , в процессе их толкования и исполнения.

Следует обратить внимание на следующие терминологические проблемы.

Во-первых, надлежащей точности требует использование слова "право", поскольку оно имеет два самостоятельных значения. С одной стороны, это — совокупность, комплекс юридических норм, формирующих основу правовой системы или составляющих отрасль права . Таковы термины "российское право", "международное право", "конституционное (государственное) право", "гражданское право", "международное гуманитарное право", "международное морское право". С другой стороны, это — субъективное правомочие участника правоотношения . Его варианты многочисленны: право человека на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право на обращение в межгосударственные органы, право государства на заключение международных договоров , право на самооборону, право на свободное судоходство в открытом море, право нации (народа) на самоопределение.

Во-вторых, в международном праве один и тот же термин может использоваться и в качестве родового понятия, и для обозначения более конкретной категории. Так, "международный договор" — это и обобщающее понятие для всех международных актов с идентичными формальными признаками (договор, соглашение, конвенция, протокол, пакт), именно в этом смысле употребляемое в названии Венской конвенции о праве международных договоров и в названии одной из отраслей международного права, и в наименовании одной из разновидностей таких актов (Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам). "Международная конференция" как родовое понятие охватывает наряду с многосторонними встречами, имеющими такое название, совещания и конгрессы.

В-третьих, известны случаи употребления одного термина для обозначения различных явлений Например, "протоколом" могут именоваться: а) самостоятельный договор; б) приложение к договору или конвенции; в) процедура, порядок определенных официальных действий (дипломатический протокол).

В-четвертых, следует констатировать появление в научной и учебной литературе новых понятий с использованием уже сложившихся, но имеющих иное содержание терминов. Такие изменения постепенно претерпевает словосочетание "международное гуманитарное право", которым традиционно обозначались нормы, характеризующие защиту прав человека во время вооруженных конфликтов . Сегодня в отдельных учебниках, в том числе в данной книге, обосновывается более широкое содержание этого понятия, охватывающего весь комплекс международных норм о закреплении, реализации и защите прав и свобод.

В-пятых, за внешне сходными словосочетаниями могут скрываться совершенно различные международно-правовые категории. Наиболее показательны в этом плане термины "открытое море", "открытое небо", "открытая суша". Подобная "идентичность" слов нередко порождает серьезные ошибки. Самый характерный пример — распространенное даже среди специалистов отождествление юридически неоднозначных категорий "выдача" и "передача".

Следует сказать и о применении в международно-правовых актах и дипломатических документах отдельных терминов и выражений непосредственно на латинском языке. Таковы "jus cogens" (общая императивная норма, "неоспоримое право"), "opinio juris" ("правовое мнение", признанное в качестве правовой нормы), "pacta sunt servanda" ("договоры должны соблюдаться"), "persona non grata" ("лицо нежелательное" — в дипломатическом праве).

Характерно уважительное отношение международного права к национально-правовой терминологии. Применяется, в частности, оговорка, что при применении договора любой не определенный в договоре термин имеет то значение, которое определяется законодательством соответствующего государства. Например, в двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества отмечается, что в целях соглашения значение термина "недвижимое имущество" определяется законодательством того государства, на территории которого находится это имущество.

Получила большое распространение договорная интерпретация терминов. Имеются в виду случаи, когда в текст договора включается (обычно в начале текста) специальная статья, именуемая "употребление терминов", при этом делается оговорка, что применяемая трактовка дается только "для целей настоящего договора", "для целей настоящей конвенции".

Так, ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров дает толкование терминов "договор", "ратификация", "принятие", "оговорка", "договаривающееся государство", "третье государство" и др. В ст. 2 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров характеризуются такие термины, как "правопреемство", "государство-предшественник", "государство-преемник". В ст. 1 Конвенции ООН по морскому праву разъясняются термины "район", "орган", "загрязнение морской среды" и т. д.

Сегодня понятие международного права, предмет международного права и другие аспекты этого явления подробно изучаются юристами всего мира. Данная юридическая совокупность норм и регуляторов оказывает большое влияние на жизнь и взаимоотношения всех современных стран.

Основы международного права

Главным объектом международного права являются те отношения мирового сообщества которые не могут регулироваться Почему оно появилось? Потому что некоторые объекты законодательства просто неподвластны властям одной страны. Именно поэтому понятие международного права, предмет международного права и другие его особенности в первую очередь затрагивают международные отношения.

Другим его объектом являются организации, органы и институты, объединяющие разные государства. Общее международное право необходимо им, так как нет власти, которая бы руководила их деятельностью. При этом сами государства продолжают быть независимыми друг от друга. Понятие международного права, предмет международного права не затрагивают их внутреннего законодательства.

Международное частное право

В чем заключаются понятие и предмет международного частного права? Впервые термин появился в XIX веке. Это совокупность норм, необходимых для регламентации частно-правовых отношений в том случае, если они возникают в международном пространстве. Сокращенно это явление называют МЧП.

Принцип невмешательства

В Уставе ООН закреплена норма, согласно которой государства не должны вмешиваться во внутренние дела другого государства. Ни одна власть не имеет права применять или поощрять использование политических и экономических мер, направленных на подчинение другой страны или получение любых преимуществ над объектом такой политики.

Принцип невмешательства прямо вытекает из принципа суверенитета и неприменения силы. Понятие, предмет и функции международного права формулировались много лет, и только в 1970 году все вышеперечисленные нормы были зафиксированы в Уставе ООН как обязательные для всех членов мирового сообщества.

Самоопределение народов

Для дипломатии и политической карты мира весомым является принцип самоопределения народов. ООН признает каждую нацию в качестве коллективного лица, имеющего право самому определять свое будущее. В связи с этим международное сообщество относится к иностранному игу, интервенции и ущемлению прав этнических меньшинств как к преступлению против человечества.

Присоединение к государству новых территорий, разделение страны, передача территории от одного государства другому - все это может происходить только в соответствии со свободно выраженной волей населения данных регионов. Для этого есть специальные политические инструменты - выборы и референдумы.

Сотрудничество государств

ООН и вся мировая правовая система были созданы для того, чтобы власти всех стран могли найти общий язык. Об этом гласит принцип государственного сотрудничества, который заключается в том, что любые государства, вне зависимости от их политических, экономических и социальных отличий, должны сотрудничать друг с другом для поддержания безопасности во всем мире.

Есть и другие «узлы», в которых необходима международная солидарность. Все государства должны сотрудничать, чтобы установить всеобщее уважение к правам и основным свободам человека. С этими понятиями связана проблема построения гражданского общества во многих странах мира, обладающих несовершенной политической системой, авторитарными режимами и т. д.

Сегодня сотрудничество государств также необходимо в области культуры, науки и искусства. Укрепление взаимосвязей ведет к всеобщему прогрессу и процветанию. Часто для такого сотрудничества используют площадку ООН. Например, в Организации Объединенных Наций создано Международное агентство по атомной энергетике.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "

    Многочисленные определения МП можно разделить на две группы:

    1. Определения, в которых в качестве отличительной особенности международного права указывается на способ образования его норм. Например: «Международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права».

    2. Определения, характеризующие рассматриваемую отрасль права по предмету регулирования. Например: «Международное право в его юридическом (нормативном) аспекте – это, прежде всего, совокупность юридических норм, которые регулируют межгосударственные (в широком плане - международные) отношения».

    Существуют различные варианты определений такого рода: к объектам регулирования, кроме отношений государств, некоторые ученые относят отношения международных организаций; наций (народов), борющихся за свое освобождение; «других субъектов международного права», причем имеются к виду правообразующие субъекты.

    Иногда в качестве отличительной черты международного права указывается и способ образования норм международного права, и предмет его регулирования. «Международное право - система принципов и норм, находящих применение в отношениях между всеми государствами независимо от их социального строя».

    Отношения, регулируемые международным правом - это отношения между государствами - двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.

    Специфика международных, межгосударственных отношений заключается в том, что они по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет международного регулирования:

    Дела, которые по своей сути являются межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства, так как затрагивают общие интересы. Это международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим открытого моря, космического пространства.

    Дела, хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов. Это установление и режим государственной границы, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.

    Дела, урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств. Это обеспечение и защита прав и свобод человека, оказание помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

    Своеобразие международного права в сравнении с внутригосударственным:

    Во-первых, по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внут­ренним отношениям в данном обществе.

    Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).

    В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

    В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международно-правовые нормы – «горизонтально».

    В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного госу­дарства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

    В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего, его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

    1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.

    2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

    1. Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

    Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

    Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

    Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера - т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

    Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

    Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

    Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

    Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

    Основные принципы международного права:

    1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

    2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.

    Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

    3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

    4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

    5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

    6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

    7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

    8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

    9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

    Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

    В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

    Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

    В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

    2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

    Международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

    Первичные субъекты международного права - государства и борющиеся нации - в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

    Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

    Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

    Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

    Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

    Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

    С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

    Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

    Признание де-факто - это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

    Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.

    Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств, субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

    Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопре­емник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или раз­деление государств, передача части территории другому госу­дарству.