Передышка скребицкий выводы и отзывы. Лесной прадедушка (рассказы)

В рассказе несколько главных героев. Это дети, лесник. Отнесём к основным «персонажам» рассказа и березку, растущую в поле. По сюжету рассказа, от деревни до ближайшего леса было не близко, и дорога к лесу шла через поле. В жаркий день тяжело было бы путникам идти под палящим солнцем по этой дороге, и если бы не березка, растущая на середине пути к лесу, то людям пришлось бы совсем тяжко. Все идущие в лес и обратно останавливались отдохнуть в тени березы. Со временем березка получила свое имя – «Передышка».

По осени шли мимо Передышки ребята и остановились отдохнуть. Было холодно, и они попытались разжечь костер, но ветер мешал им это сделать. Тогда дети разожгли костер прямо у корней березы, где было углубление, защитившее огонь от ветра. Понравилось им так делать и всю осень они жгли костер у корней березы. А по весне выяснилось, что береза не выдержала огня и засохла. Со временем и засохшую березу мужики спилили на дрова, только широкий пень остался. Негде было теперь путникам укрыться от жары.

Но однажды мимо пня вместе с ребятами проходил лесник и ребята ему рассказали, что случилось с березой. Лесник быстро придумал решение – посадить осенью вдоль дороги кусты и молодые березки. Это ребята по осени и сделали под руководством лесника. И теперь вдоль дороги стало расти много кустов и деревьев, укрывающих путников от палящего солнца. А широкий пень от погибшей березы использовали для отдыха. А у места этого осталось прежнее название — «Передышка».

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа в том, что к природе надо относиться бережно и тогда природа отплатит людям добром. Дети погубили березу, но сделали они это не с целью погубить, а по незнанию. И здесь большая доля вины лежит на взрослых, которые не объяснили ребятам, что нельзя жечь костер вблизи корней деревьев.

В рассказе мне понравился лесник — человек деятельный. Никто, кроме него не позаботился о том, чтобы разрешить ситуацию и сделать путь от деревни до леса комфортным для путников.

Какие пословицы подходят к рассказу Скребицкого «Передышка»?

Не мудрено дерево сгубить, а мудрено лес вырастить.
И у березы слезы бегут, когда с нее бересту дерут.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Кто дерева не сажал, тому в тени не отдыхать.
Погубить легко — а вырастить трудно.

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали «Передышкой».

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Альма побежала в комнату и через секунду вернулась назад. В зубах она держала мою тапочку.

"Может, тебе это нужно?" - казалось, спрашивала она.

Вот так умница! - обрадовался я, снимая тяжёлый горный ботинок и надевая лёгкую тапку.

Альма со всех ног бросилась в комнату и принесла мне вторую. Я погладил и поласкал собаку.

"Так вот какая дичь нужна ему", - видно, решила она и стала таскать мне из комнаты всё подряд: носки, полотенце, рубашку.

Довольно, довольно! - смеясь, кричал я, но Альма не унималась, пока не перетаскала всё, что только смогла достать и принести.

С тех пор она начала прямо изводить меня. Стоило только мне забыть запереть в комнату дверь, и Альма уже тащила оттуда что-нибудь из одежды. Так она старалась угодить мне целый день. А ночью она спала на крыльце, возле моей комнаты, и никого ко мне не впускала.

Но дружбе нашей скоро должен был наступить конец. Я уезжал из Гузерипля в Майкоп, а оттуда - в южный отдел заповедника. Я решил взять Альму с собой и, проезжая через Хамышки, отдать её хозяину.

Наконец мы тронулись в путь. Дорога была отвратительная. Я положил вещи на подводу, а сам шёл впереди пешком. Альма весело бегала возле дороги.

Но вот в долине показались и Хамышки.

"Как-то встретит Альма своего старого хозяина?" - невольно думал я с ревнивым чувством.

На краю посёлка белеет домик, где он живёт. Мы подъехали. Сам хозяин возился тут же с повозкой. Заслышав стук колёс, он обернулся и увидел собаку.

Альмушка, откуда ты взялась? - радостно воскликнул он.

Альма на секунду приостановилась и вдруг со всех ног бросилась к хозяину. Она визжала, прыгала ему на грудь, видимо не зная, как и выразить свою радость. Потом, будто что-то припомнив, бросилась к нашей повозке, вскочила на неё, и не успел я опомниться, как Альма схватила в зубы лежавшую на соломе мою шляпу и понесла её своему хозяину.

Ах ты, негодница! - рассмеялся я. - Теперь от меня всё тащишь. Давай-ка сюда обратно.

Я подошёл и наклонился к собаке, чтобы взять у неё свою вещь. Но Альма, положив её на землю, крепко прижала лапой и, оскалив зубы, сердито на меня зарычала. Я был изумлён.

Альма, да ты что же, не узнала меня? Альмушка!

Но собака меня, конечно, узнала. Она прилегла к земле, виновато глядела в глаза, виляла своим обрубком хвоста; она как будто просила простить её, но шляпу всё-таки не отдавала.

Можно, отдай, отдай, - разрешил хозяин.

Тогда Альма весело взвизгнула и охотно разрешила взять мне её поноску.

Я погладил собаку. Она смотрела на меня так же ласково и дружелюбно. Но я чувствовал, что теперь она нашла своего настоящего хозяина, которому будет повиноваться во всём.

Умница пёсик, - сказал я. И мне не было больше обидно, что Альма так легко променяла меня на другого. Ведь тот, другой, вырастил, воспитал, обучил её, и ему одному она отдала навек всю свою преданность и любовь.

"ПЕРЕДЫШКА"

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали "Передышкой".

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители "Передышкой".

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: "Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём".

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

Открытый урок по чтению 2 класс «Живое слово» Романовская

Г. Скребицкий «Передышка»

Цель: 1. Формировать навык осознанного, выразительного чтения

2. Развивать умение мыслить, выражать свою мысль, выделять главное.

Нравственная проблема

3. Воспитывать любовь к природе

4. Развивать речь через словарную работу, обогащать ее синонимами.

I подготов п\в

Каких известных писателей, описывающих природу, вы знаете?

Бианки, Пришвин, Чарушин, Мамин- Сибиряк, Паустовский…

Какие это люди?

Наблюдательные, внимательные, любящие природу…

Сегодня мы пополним список этих людей. Г.Скребицкий «Передышка»

II подготов п\в

В тексте вам встретятся слова:

ВЯЗАНКА ХВОРОСТА

ДРОГИ
ПРОТАЛИНЫ
СТОРОЖКА

Послушайте произведение и скажите о чем оно?

Чтение учителем текста

III Снятие п\в

Так о чем это произведение?

О березе, о плохом поступке детей

Давайте это обсудим, но сначала определим жанр этого произведения?

Это рассказ- небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность событий, малое число действующих детей.

IV Анализ

Прочитаем комбинированно I часть

О чем прочитали?

Как выглядела береза, где она росла, что сделали ребята

Перечитайте отрывок на с.94

(1,2 абзац).

Где она росла?

Какие слова усиливают представление о жаре, заставляют почувствовать жару, пекло?

Солнце печет, жара, конца- краю нет

Как назвали место, где росла береза? С. 94

Посидели ребята…

А здесь какие слова усиливают состояние сырости, холода? С.96

Кругом неуютно…

На сколько логических частей можно разделить эту часть?

2 части: 1 часть-описание дерева, 2 – поступок ребят

Давайте озаглавим эти отрывки

  1. Береза- спасительница
  2. Костер под деревом

Комбинированное чтение II части

О чем узнали из этой части?

Как погибла береза

Но вот и зима…

Как озаглавим?

Гибель березы.

Комбинированное чтение III части

О чем эта часть рассказывает?

Перечитайте, как ребята осознали свою ошибку?

С. 98 III часть 1 абзац, 3 абзац

Как озаглавим?

Ошибка исправлена

Итак, что у нас получилось? (читаем план)

Перед нами кратко изложена вся жизнь березы. Попробуем это понять.

Найдите описание березы ЛЕТОМ с.94

ВЕСНОЙ С.96

ОСЕНЬЮ С.96

ЗИМОЙ С.97

РИСУНКИ

Зеленая, развесистая

Нарядная, клейкие листы

Желтая, золотые листья

Нежно- розовая на синем фоне

Найдите описание березы в конце истории. С.97

(И только Передышка…) Сухая, спиленная на дрова

Почему так трагически закончилась жизнь дерева?

Безжалостное, необдуманное отношение людей

Посмотрите, как противопоставлены картины друг другу.

Какой была береза в начале этой истории?

Развесистая…

А какой она стала?

Сухой, спиленной на дрова

С.98 остался только пень…

В чьей-то печи она отдаст последнее тепло людям, которые с ней жестоко обошлись, хотя сами того не предполагали.

С какой целью ребята разжигали костер?

Погреться, поесть картошки

Перескажите, почему место назвали «Передышкой»? С.94

Это имя. Он рассказывает о ней, как о живой.

На этом история заканчивается? Все, березка погибла?

Нет

Ребята осознали всю трагедию, признались и попытались исправить

Можно ли сказать, что ребята исправили ошибку?

Нет. Жизнь Передышке уже не вернуть

Почему же место по-прежнему назвали Передышкой?

По привычке, в память о березе

Объясните мне глубокий смысл названия «Передышка». От какого слова образовалось?

Отдых, дыхание

Передышка- это не только место отдыха, это история одного дерева, имя которому Передышка. Дерева, которое давало людям надежду, спасало от жары.

А что бы вы хотели мне сказать, что говорит ваше сердце?

Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет ее смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью. Порой жестокость, глупость и невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Какой отрывок вам хотелось бы мне пересказать? Почему?

Итог

Зачем в нашем учебнике поместили этот рассказ? Что мы должны понять?

Мы- часть природы и должны заботиться о ней, любить и беречь. Достаточно обойти школу и увидеть жестокое обращение с березой и сиренью (качаются, ломают, царапают). Деревья кричат от боли и медленно погибают, а мы не слышим, лишь потом удивляемся, почему они погибают. А к березе у русского человека особое отношение. Береза- символ России. Ни в одной стране мира не растет столько берез, как в России.

Я хочу закончить урок стихами Вс. Рождественнского «Березка»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

Цель:

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения; выборочное чтение, словесное рисование картин; расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы:

  • словесный – беседа;
  • наглядный – картины, схемы;
  • практический – наблюдение, анализ, чтение;
  • частично-поисковый, проблемный;
  • стимулирующий – загадка живого дерева.

Оборудование: учебник; рисунки; картина “ Березовая роща”; береза с листьями (заданиями); схема – признаки рассказа; дополнительные тексты; запись “ Звуки леса” , “Во поле береза стояла”.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об отношении человека к тому, что нас окружает. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, прочитав анограммы:

Природа и человек – единое целое.

Красотой природы восхищались поэты, художники. Посмотрите картину Левитана “ Березовая роща”. Представите, что мы в этой роще, вслушайтесь в голоса леса. (Звучит музыка.)

Исаак Ильич Левитан сказал о природе:

“ Природа не терпит ничего безобразного и его в ней нет. Посмотрите рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. ”

“ Входить в лес и гладить ладонью древесные насаждения, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое. А лиственный покров лопочет зелеными листьями.” (Сладков)

Если верить сказке, то в каждой роще среди других деревьев растет особенное живое дерево. Если кому повезет увидеть сказочное дерево, да еще услышать какое волшебное слово произнесут его листочки, тот завладеет великой тайной.

Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя эту тайну живого дерева.

2. Работа с текстом.

Всегда ли человек относится к природе с любовью и вниманием?

Георгий Алексеевич Скребицкий посвятил свою жизнь изучению природы, работая биологом – исследователем в заповедниках.

(Биология – наука о живой природе. Заповедники – участки земли охраняемые государством.)

О наблюдениях Скребицкий рассказывает в своих произведениях. С одним произведением Георгия Алексеевича мы познакомились на прошлом уроке. Оно называется Передышка”. Дома вы должны были прочитать это произведение, ответить на вопросы к тексту.

– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ.) – Докажите.

Признаки рассказа:

  • повествовательность,
  • (схема) небольшой объем,
  • небольшое число героев, описание одного эпизода.

– Почему рассказ называется “ Передышка”? (Прочитайте.)

Скребицкий к многим своим рассказам сам сочинял стихи.

Послушайте стихотворение к рассказу “ Передышка”.

Она стоит от всех в сторонке
Здесь на высоком бугорке
Зеленых веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя от леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть
Ее прозвали “ Передышкой”
Передохнул – и дальше в путь.

(Береза – это дерево с мелкими листочками и белой корой. Ствол березы даже в самый жаркий день остается прохладным. Это объясняется тем, что белый цвет хорошо отражает жаркие солнечные лучи.)

– Какие еще слова вы бы использовали для описания березы? (Белоствольная, в белом платьице, веселая.)

Ребята решили отдохнуть у березы. Как описывает автор, что вокруг было по-осеннему неприютно? (Прочитайте.)

Знакомство со значением слов:

Жнивье – нижняя часть стеблей зерновых культур, оставшаяся на корню после уборки урожая.

Ботва – наземная растительная масса овощных корнеплодов.

– Чем закончился отдых ребят у березы? (Решили развести костер между корнями березы, картошку испечь в золе.) Зола – остаток образующийся при сгорании.

Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза в это время года? (Ветви обледенели, покрылись инеем; береза казалась нежно-розовой.)

– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, сухие ветви, крючковатые сучья.)

– Какие картины противопоставлены в рассказе? (Все кругом зацвело; только передышка не покрылась листвой.)

– Почему? (Березка засохла; у корней чернела обугленная дыра.)

(На дрогах – длинная телега без кузова.)

– “ У кого это хватило совести Передышку сгубить? ” – спросил лесник

– Когда говорят “ хватило совести” ? (Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. У кого хватило совести / не постыдились, не постеснялись/.)

– Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

– Как они решили исправить ошибку?

– Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? Что горько напоминает о старой Передышке?

Художник Яровой нарисовал иллюстрации к рассказу “ Передышка”.

– Сравните – какой была береза, какой стала.

– Могла ли эта березка оказаться тем самым живым деревом из сказки?

Она погибла, а ребята так и не узнали заветного слова.

3. Физминутка. Давайте вспомним нашего доброго знакомого деревянного человечка – Буратино, он тоже искал заветное дерево, искал свой золотой ключик. Он предлагает нам намного отдохнуть.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, здесь он ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать на носочки надо встать.

Буратино отправляется искать свой золотой ключик, а мы продолжаем искать ключ к живому дереву.

4. Березу, которую погубили ребята возвратить к жизни невозможно. Чтобы защищать природу – надо ее знать. Что мы знаем о березе?

Береза – название свое получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “Бер” означающий светлый, ясный, белый. Именно от “Бер” и образовалось сначала берза, а потом береза.

Береза – это лиственное дерево. В нашей стране насчитывается около 40 видов березы. Кора их обычно белая, но есть виды с различной окраской коры. Береза растет очень быстро, светлолюбива, морозостойка.

Белоствольная с развивающими по ветру зелеными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали березу. Ее березоньку кудрявую украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы. Сколько песен сложено о березе, сколько посвящено ей белоствольной красавице стихов, сколько написано картин.

(Исполняется песня “ Во поле береза стояла”, хоровод.)

Прокофьев. Стихи.

Люблю березу русскую, то светлую, то грустную
В белом сарафанчике с платочками в карманчиках
С красивыми застежками, с зелеными сережками
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую
Люблю березку русскую; она всегда с подружками
Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится.

Береза, которую назвали “ Передышкой” погибла. Давайте попробуем представить, что может ждать человека, если погибнет природа?

Что чувствовала береза, погибая от руки человека, что может чувствовать дерево?

(Послушайте разговор рябины и дуба.) Сценка “ Дуб и рябина” Сладков.

– Ой рябина – рябинушка, что взгрустнула ты?

– Была я, дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.

– Что ты, рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали, камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

Природа давно сдалась на милость человеку. А мы губим красоту, которая нам нужна и необходима. (Чтение дополнительного текста.)

Миллионы лет потребовалось природе, чтобы создать самое крошечное и простенькое живое существо. Человеку потребовалось всего 200 лет, чтобы навсегда стереть с лица земли 140 видов птиц, 106 видов зверей и еще 600 видов поставить на грань полного истребления.

Георгий Алексеевич Скребицкий, говоря о судьбе “ Передышки”, обращает внимание на судьбу природы, на наше отношение к ней.

Родная природа. Вглядитесь в нее поглубже, вслушайтесь, поймите ее язык, в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручейков. Что может быть прекраснее всего этого.

Чтение высказываний о природе.

– Говорят у природы нет цели. А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.

– Солнце, чистый воздух и вода – счастье. Зелень лесов и полей – счастье.

– Природу и красоту нужно беречь. Нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.

– Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясен красотой своей планеты. Такой создала ее для нас природа. И мы такой должны ее сохранить.

5. Итог урока.

Подводя итог урока, скажите:

– С каким произведением мы познакомились?

– Что нового узнали?

– Какой вывод мы могли бы сделать?

Посмотрите на ваши рисунки, в них ваше отношение к природе.

Перед вами выставка книг Скребицкого о природе. Прочитав их, вы можете узнать много интересного.

На календаре поздняя осень, а в наших краях уже зима. Давно прошло время листопадов. О чем могли рассказать листочки? Давайте обратимся к нашей березке, может она поможет открыть нам тайну живого дерева.

(На листочках.) :

Лес – украшает нашу землю.
Лес – хранит влагу.
Лес – останавливает жаркие ветры.
Лес – очищает воздух от пыли.
Лес – это дом для зверей и птиц.

Давайте, каждый мысленно прикоснемся к живому дереву. Оно обнимет вас своими ветвями, дохнет своим зеленым духом и пока будут светиться прекрасным светом листочки дерева, все будет замечательно, потому что это дерево – сама жизнь.

Скажи мне, как правильней землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, сказать ей – Родная.
Земля – наша милая, добрая мать.
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все, что мы любим, все создано ею
И горы, и реки, и лес, и цветы
И осень, и лето, и дождик, и ты!