Особенности вступления на престол александра 1. Начало царствования Александра I

Правление Александра 1 (1801-1825)

К 1801 году недовольство Павлом 1 стало зашкаливать. Причем недовольны им были не простые граждане, а сыновья, в частности Александр, некоторые генералы и элита. Причина недосольства - отказ от политики Екатерины 2 и лишение дворянства главенствующей роли и некоторых привеллегий. Поддерживал их в этом английский посол, поскольку Павел 1 разорвал все дипломатические отношения с англичанами, после их предательства. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики, под руководством генерала Палена, ворвались в покои Павла и убили его.

Первые шаги императора

Правление Александра 1 фактически началось с 12 марта 1801 года на основе переворота, совершенного элитой. В первые годы император был приверженцем либеральных реформ, а также идеи Республики. Поэтому с первых лет правления ему пришлось столкнуться с трудностями. У него были единомышленники, которые поддерживали взгляды либеральных реформ, но основная часть дворянства выступала с позиции консерватизма, поэтому в России образовалось 2 лагеря. В дальнешем победили консерваторы, да и сам Алекксандр к концу своего правления поменял либеральные взгляды на косервативные.

Для реализации свх взглядо Александр создал "негласный комитет", в который вошли его сподвижники. Это был неофициальный орган, но именно он занимался начальными проектами рефрм.

Внутреннее управление страной

Внутренняя политика Александра мало отличалась от политики его предшественников. Он так же считал, что крепостные не должны иметь каких-либо прав. Недовольство крестьян было очень сильным, поэтому император Александр 1 был вынужден подписать указ о запрете продажи крепостных (этот указ с легкостью обходился помещиками) и в году был подписан указ «О ваяльных хлебопашцах». Согласно этому указу помещиком разрешалась предоставлять крестьянам свободу и землю, если те смогут себя выкупить. Этот указ был больше формальным, поскольку крестьяне были бедны, и выкупить себя у помещика не могли. За годы правления Александра 1 вольную получили 0,5% крестьян по всей стране.

Император подверг изменению систему управления страной. Он распустил коллегии, которые были назначены Петром Великим, и вместо них организовал министерства. Во главе каждого министерства стоял министр, который подчинялся напрямую императору. В годы правления Александра подверглась изменению и судебная система России. Высшим судебным органом власти был объявлен Сенат. В 1810 году император Александр 1 объявил о создании Государственного Совета, который стал высшим органом управления страной. Система государственного строя, которую предложил император Александр 1, с небольшими изменениями просуществовала до самого момента падения Российской империи в 1917 году.

Население России

Во время царствования Александр Первого в России было 3 крупных сословия жителей:

  • Привилегированные. Дворяне, духовенство, купечество, почетные горожане.
  • Полупривилегированные. "Однодворцы" и казаки.
  • Податные. Мещане и крестьяне.

Приэтом население России увеличивалось и к началу царствования Александра (начало 19 века)оно составляло 40 миллионов человек. Для сравнения, на старте 18 века население России составляло 15,5 миллионов человек.

Отношения с другими странами

Внешняя политика Александра благоразумием не отличалась. Император поверил в необходимость союза против Наполеона и в результате в 1805 году был совершен поход против Франции, в союзе с Англией и Австрией, а в 1806-1807 гг. в союзе с Англией и Пруссией. Англичане при этом не воевали. Успехов эти походы не принесли, и в 1807 году был подписан Тильзитский мир. Наполеон не требовал никаких уступок со стороны России, он искал союза с Александром, но император Александр 1, преданный англичанам, не желал идти на сближение. В результате этот мир стал только перемирием. А в июне 1812 года началась Отечественная война между Россией и Францией. Благодаря гению Кутузова и тому, что весь русский народ поднялся против оккупантов, уже в 1812 году французы были разбиты и изгнаны из России. Исполняя союзный долг, император Александр 1 дал приказ преследовать войска Наполеона. Заграничный поход русской армии продолжался до 1814 года. Особых успехов для России этот поход не принес.

Император Александр 1 после войны потерял бдительность. Он абсолютно не контролировал иностранный организации, которые начали в большом объеме снабжать русских революционеров деньгами. Как итог в стране начался бум революционных движений, направленных на свержение императора. Все это вылилось в восстание декабристов 14 декабря 1825 года. Восстание в последующем было подавлено, но в стране был создан опасный прецедент, а большинство участников восстания скрылись от правосудия.

Результаты

Правление Александра 1 не было славным для России. Император преклонялся перед Англией и делал практически все, о чем его попросят в Лондоне. Он ввязался в антифранцузскую коалицию, преследуя интересы англичан, Наполеон в то время не помышлял о походе на Россию. Результат такой политики был ужасным: опустошающая война 1812 года и мощно восстание 1825 года.

Император Александр 1 умер в 1825 году, уступив престол своему брату, Николаю 1.

Александр I

Император Александр I.
Портрет работы В.Л. Боровиковского с оригинала Э.Виже-Лебрён. 1802.

Благословенный

Александр I Павлович Романов (Благословенный) (1777-1825) - российский император с 12 (24) марта 1801 г. - после убийства заговорщиками из аристократических кругов императора Павла I .

В начале царствования в его внутренней политике проявлялось стремление к умеренному либерализму. Необходимые преобразования обсуждались членами Негласного комитета - «молодыми друзьями» императора. Были проведены министерская (1802), сенатская (1802), университетская и школьная (1802-1804) реформы, создан Государственный совет (1810), издан Указ о вольных хлебопашцах (1803) и др. После 1815 г. во внутренней политике царя усилилась тенденция к консерватизму (см. аракчеевщина, военные поселения).

Вошел в историю как искусный политик и дипломат. Он стремился к созданию многосторонних европейских союзов (см. Священный союз), широко использовал переговоры с политическими деятелями и монархами Европы на конгрессах и при личных встречах (см. Тильзитские договоры 1807 г.).

В его внешней политике в основном доминировало европейское направление. В первые годы царствования пытался поддерживать мирные отношения с боровшимися за гегемонию в Европе державами (Францией и Англией), однако после усиления агрессивных тенденций в политике Наполеона I Россия стала активной участницей Третьей и Четвертой антинаполеоновских коалиций. В результате победы в Русско-шведской войне 1808-1809 гг. к России было присоединено Великое княжество Финляндское. Разгром Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии в 1813- 1814 гг. укрепил международный престиж России и лично Александра I - по решению Венского конгресса 1814-1815 гг., активным участником которого был русский царь, к России была присоединена большая часть польских земель (Царство Польское).

Внешняя политика на восточном направлении - решение восточного вопроса - выразилась в поддержке национальных движений на Балканах, стремлении присоединить Дунайские княжества и закрепиться в Закавказье (см. Русско-турецкая война 1806-1812 гг., Бухарестский мирный договор 1812 г., Гюлистанский мирный договор 1813 г.).

Обмен посланниками в 1809 г. положил начало русско-американским дипломатическим отношениям.

С 1815 г. во внешней политике Александра I усилилась консервативная тенденция: с его согласия австрийские войска подавили революции в Неаполе и Пьемонте, а французские - в Испании; он занял уклончивую позицию по отношению к Греческому восстанию 1821 г., которое рассматривал как выступление подданных против легитимного монарха (султана).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 11-12.

Другие биографические материалы:

Персоналии:

Долгоруков Петр Петрович (1777-1806), князь, сверстник и приближенный Александра I.

Елизавета Алексеевна (1779-1826), императрица, жена императора Александра I.

Мордвинов Николай Семенович (1754-1845), граф, адмирал.

Новосильцев Николай Николаевич (1761-1836), личный друг Александра I.

Платов Матвей Иванович (1751 - 1818), генерал от кавалерии. Атаман.

Ростопчин Федор Васильевич (1763-1826), русский государственный деятель.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839), видный государственный деятель.

Император Александр у преподобного Серафима Саровского .
Салават Щербаков. Москва, Александровский сад.

Литература:

Бежин Л. "ЛГ-досье" N 2, 1992.

Богданович М. H., История царствования Александра I и России в его время, т. 1-6, СПБ, 1869-1871;

Валлоттон А. Александр I. М. 1991.

Документы для истории дипломатических сношений России с западными державами европейскими, от заключения всеобщего мира в 1814 до конгресса в Вероне в 1822 г. Спб. 1823. Т. 1. Ч. 1. Т. 2. 1825. -

Кизеветтер А. A., Император Александр I и Аракчеев, в кн.: Исторические очерки, М., 1912;

Ленин, В. И. Сочинения. Т. IV. С. 337. -

Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. IX. С. 371-372, 504-505. Т. XVI. Ч. II. С. 17, 21, 23, 24.-

Mартенс, Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами. Т. 2, 3, 4. Ч. 1.6,7, 11, 13, 14. Спб. 1875-1905. -

Mартенс, Ф. Ф. Россия и Англия в начале XIX-го столетия. "Вестник Европы". 1894. Кн. 10. С. 653-695. Кн. 11. С. 186-223. -

Maтериалы к истории восточного вопроса в 1808-1813 гг.-

Mеждународная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 1. От Французской революции до империалистической войны. М. 1925. С. 61-136. -

Мережковский Д.С. Александр Первый М. "Армада", 1998.

Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

Николай Михайлович, вел. князь. Император Александр I. Опыт исторического исследования. Т. 1-2-Спб. 1912.-

Пичета, В. И. Международная политика России в начале царствования Александра I (до 1807 г.). В кн. "Отечественная война и русское общество". Т. 1. М. . С. 152-174.-

Пичета, В. И. Международная политика России после Тильзита . В кн. "Отечественная война и русское общество". Т. 2. М. . С. 1-32. -

Покровский М. H., Александр I, в кн.: История России XIX в., изд. Гранат, т. 1, СПБ, б. г.;

Попов, А. Н. Отечественная война 1812 года. Историческое исследование. Т. 1. Сношения России с иностранными державами перед войною 1812 года. М. 1905. VI, 492 с. -

Пресняков А. Е., Александр I, П., 1924;

Предтеченский А. В., Очерки общественно-политич. истории России в первой четв. XIX в., М.-Л., 1957.

Окунь С. Б., Очерки истории СССР. Конец XVIII - первая четверть XIX в., Л., 1956;

Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.

Сахаров А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993.

Сборник Русского исторического общества. Т. 21, 70, 77, 82, 83, 88, 89, 112, 119, 121, 127. Спб. 1877-1908. -

Соловьев С. М., Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877;

Соловьёв, С. М. Император Александр I. Политика-дипломатия. Собрание сочинений. Спб. . С. 249-758 (имеется отдельное издание: Спб. 1877. 560 с). - Hадлер, В. К. Император Александр I и идея Священного союза. Т. 1-5. [Харьков]. 1886-1892. -

Сталин, И. В. О статье Энгельса "Внешняя политика русского царизма". "Большевик". М. 1941. №9. С. 1-5.-

Суворов Н. К истории г. Вологды: О пребывании в Вологде царственных особ и других замечательных лиц исторических // ВЕВ. 1867. N 9. С. 348-357.

Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1994.

Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. N 1;

Шильдер, Н. К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование. Изд. 2. Т. 1-4. Спб. 1904-1905.-

Czartoryski, A. Mémoires du prince Adam Czartoryski et correspondance avec l empereur Alexandre I-er. Préf. de M. Ch. De Mazade. T. 1-2. Paris. 1887. (Чарторижcкий, А. Мемуары князя Адама Чарторижского и его переписка с императором Александром I. Т. 1-2. М.. 1912). -

Vandal, A. Napoléon et Alexandre I-er. L alliance russe sous le premier empire. 6-me éd. T. 1-3. Paris. . (Вандаль, А. Наполеон и Александр I. Франко-русский союз во время первой империи. Т. 1-3. Спб. 1910-1913). -

См. также лит-ру к статье Венский конгресс 1814 - 1815 гг.

Свиток с изображением траурной процессии
во время похорон императора Александра I (фрагмент).

Правление Александра I (1801-1825 гг.)

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I . В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой — Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.

Либеральные реформы 1801-1815 гг.

Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой.

Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 — ноябрь 1803 г.), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные — в руках Сената, исполнительные — у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне — права политические.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г.

В начале 1811 г. Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована — Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.

В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).

Однако из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г. права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

В ноябре 1825 г. император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии — он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I — Константин в 1822 г. отказался от правления. Составленный в 1823 г. Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла — Николай, хранился в тайне от наследника. В результате в 1825 г. возникла ситуация междуцарствия.

Александр был любимым внуком своей бабки Екатерины Великой. С первых дней его жизни она единолично занималась воспитанием мальчика, устранив родителей от заботы о сыне. Таким образом она пошла проторенной дорожкой, указанной ей теткой Елизаветой, которая точно так же поступила с ней самой, отлучив от забот о сыне Павле.

И уж что из мальчика Павлика выросло, то выросло. Личность, не только враждебная матери, но и отрицающая все её деяния.

Екатерина за всю жизнь не смогла наладить контакта с сыном и возложила большие надежды на внука-первенца Александра. Всем он был хорош. И внешностью и умом.В письмах своих не скупилась она на восторженные эпитеты в его адрес. " Я без ума от этого мальчугана" "Божественный младенец" "Мой малыш приходит ко мне пополудни на сколько хочет и проводит таким образом три или четыре часа в день в моей комнате" "Он будет наследством, которое я завещаю России" "Это чудо-ребенок"

Второй внук -Константин не шел ни в какое сравнение с первым и любимым. " Я не поставлю на него и гроша"

Александр I

Манифест о престолонаследии, написанный вскоре после появления мальчика на свет, обнародован не был, но о его существовании было известно. Конечно, лишение прямого наследника права на престол могло иметь самые неожиданные последствия.

Екатерина, хорошо видевшая все подводные камни такой ситуации, была осторожна и в самом конце своего царствования склоняла Павла добровольно подписать отречение, предпринимая всяческие обходные маневры. И при помощи супруги Марии Федоровны и при помощи других рычагов, Это не укрепило доверия ни между матерью и сыном, ни между отцом и сыном Александром. Как известно, Павел к концу жизни не доверял абсолютно никому. А кому доверял, тот этим доверием и воспользовался. Т.е сценарий судьбы этого императора был прописан задолго до трагедии.

Александр же безусловно вырос двуличным и способным на тонкую дипломатическую игру. Лавирование между бабушкой и отцом принесло должный результат. Недаром Наполеон регулярно приходил в ярость от его поведения. Без тени смущения он нарушал достигнутые договоренности при этом сохраняя добродушную мину.

Сам о себе Александр в возрасте 13 лет написал:"Эгоист, лишь бы мне ни в чем не было недостатка, мне мало дела до других. Тщеславен, мне бы хотелось высказываться и блестеть за счет ближнего, потому что я не чувствую в себе нужных сил для приобретения истинного достоинства.

В тринадцать лет я все более приближаюсь к нулю. что из меня будет? Ничего, судя по наружности"

Итак, бабка планировала для внука царственный венец в обход отца и в письме Мельхору Гримму сообщила: "Сначала мы его женим, а потом и коронуем"

Выбор невесты был поручен посланнику при мелких германских дворах графу Румянцеву.

Тот рекомендовал к рассмотрению кандидатуры сестер принцесс Баденских.
Семья наследного принца Карла Людвига отличалась плодовитостью. У него было шесть дочерей и один сын. Старшие девочки -близняшки, затем дочь Луиза, на момент смотрин достигшая 13-летия, затем Фредерика -11 лет. вот эти двое и предлагались четырнадцатилетнему князю Александру в качестве потенциальных невест.

Румянцев дал самые блестящие характеристики семейству претенденток, их воспитанию, укладу жизни Баденского двора, а также внешности и манерам самих девочек.
Екатерина сильно заинтересовалась кандидатурами и велела прислать их портреты, но по какой-то причине вдруг начала торопить события и отправила в Баден графиню Шувалову, чтобы провести переговоры о приезде обеих девочек в Россию с целью знакомства и последующего брака с одной из них своего мальчика.

При этом родителей велено было оставить в собственном доме.
" "Найдите способ отклонить наследного принца от приезда сюда с супругою, этим вы сделаете доброе дело"

Граф Румянцев должен был способствовать выполнению задуманного императрицей.

"Принцессы сохранят инкогнито до самых русских границ. По прибытии в Петербург будут жить в моем дворце, из которого одна, как я надеюсь, не выйдет никогда. Обе будут содержимы на мой счет"

И вот две девочки 13 и 11 лет прощаются с родительским домом, с родителями, садятся в карету и едут в делекую незнакомую страну. Луиза рыдала. Она даже пыталась выпрыгнуть из экипажа, но графиня Шувалова дело знала строго.

Весной 1793 Луиза приняла православие и нареклась именем Елизаветы Алексеевны, а 28 сентября состоялось бракосочетание. Молодой супруге было 14, юному супругу 16.

Фредерика отбыла на родину, проведя время в России не без пользы для себя. Король шведский Густав, сватавшийся к старшей дочери Павла Александре, увидев Фредерику резко переменил свое намерение и отказался подписывать брачный контракт, назвав причиной нежелание девицы менять вероисповедание.

На самом же деле Фредерика заняла место в его сердце и стала впоследствии его супругой и королевой Швеции. Хотя брак их не был счастливым и судьба улыбалась недолго.

Но это другая история, имевшая отголоском неприязнь, которую свекровь Луизы Мария Федоровна испытывала к семье своей невестки долгие годы. Бабушке венценосного внука оставалось жить немного и то тепло, которым она согревала молодых, ушло вместе с ней. А на смену пришел холод неприязненных отношений нового императора к сыну, который с самого рождения был назначен конкурентом своему отцу.

Елизавета Алексеевна родила первую дочь 18 мая 1799 года. Ей исполнилось двадцать лет. Александр был счастлив. Но в июле 1800 девочка скончалась от тяжелейшего приступа дыхательной недостаточности.

Александр был предупредителен и внимателен к страданиям своей супруги.


Между тем, отношения между императором и наследником становились все более натянутыми.

В этот период Александр всерьез подумывал от казаться от прав на престолонаследие в пользу брата Константина. Вместе с Елизаветой они начали мечтать о жизни в Европе в качестве простых буржуа.

Но Павел уже отстроил свой последний Михайловский замок, куда приказал перехать и семье наследника.

В марте 1801 года Павел был убит заговорщиками. Александр впал в истерику, а Елизавета утешала всех: и мужа и свекровь. Александр был подавлен, но впереди были траурные и коронационные мероприятия. Елизавета проявила твердость духа и поддерживала супруга.

Александр стал править, а супруга его стала путешествовать. Вступив в брачные отношения в очень юном возрасте, Александр очень быстро утратил интерес к своей жене. Хотя не пропускал ни одной юбки. " чтобы любить женщину, её надо немножко презирать, -говорил он. а свою жену я слишком уважаю"

Все его любовные похождения запротоколированы в отчетах полиции во время пребывания царя-триумфатора на Венском Конгрессе в 1814 году.
Список дам. которых он почтил своеим вниманием, состоит из десятков имен.
"Император России любит женщин" - писал Талейран своему патрону Людовику ХVIII

Начиная же с 1804 года император Александр отдавал предпочтение одной даме. Мария Нарышкина стала его официальной фавориткой. У нее был очень снисходительный супруг, поэтому красавица- полячка вела свободный образ жизни.

Мария Нарышкина

По слухам император разыграл Нарышкину в лотерею с Платоном Зубовым.

В одну из встреч на приеме в Зимнем дворце Елизавета задала Нарышкиной вежливый вопрос о здоровье.
"Не очень хорошо, -ответила та, я, кажется. беременна"
А Елизавета о ребенке могла лишь мечтать...

Мечта сбылась весной 1806 года.
В начале ноября родилась дочь Елизавета, которая скончалась в взрасте полутора лет.
Это было страшным ударом для императрицы.. В течение четырех дней она держала тело в своей комнате на руках...

В этом же году скончалась от скоротечной чахотки ближайшая подруга Елизаветы княгиня Голицина. Елизавета взяла к себе на попечение её малолетнюю дочь.

Других детей в браке у царственной четы не было.

В 1810 году младшая дочь императора от Марии Нарышкиной Зинаида умирает. Елизавета - жена, утешает обоих родителей: и собственного мужа, и его возлюбленную.
"Я -зловещая птица. Если я близко-значит, худо ему. Чтобы я была близко надо чтобы он был в болезни, в несчастии, в опасности" -пишет она в письме.

Мария Федоровна говорила о семейных отношениях своего царственного сына и его жены:
"Если бы они сочетались браком в двадцать лет, то они были бы счастливы. Но быть счастливой в браке помешали Елизавете её излишняя гордость и отсутствие самоуверенности"

Шли годы. Император триумфально въехал в Париж, стал именоваться царем -победителем, был любим многими женщинами, воспет многими поэтами.

Наступил март 1824 года. Дочь императора и Марии Нарышкиной София должна была венчаться с графом Андреем Шуваловым. Этого жениха для своей единственной и горячо любимой восемнадцатилетней дочери император выбрал сам. Свадьба была назначена на пасху. Из Парижа было доставлено великолепное подвенечное платье. Софья считала, что у нее две матери. Одна-родная, другая - императрица Елизавета. Портрет императрицы в золотом медальоне Софья носила на груди не снимая.

В связи с болезнью девушки свадьбу пришлось отложить. Скоротечная чахотка не дала ей возможности стать женой. Узнав о смерти последнего своего ребенка император сказал" Вот наказание за все мои заблуждения"

В 1826 закончится жизненный путь этого человека. Император Александр проведет последние два года в уединении вместе с тяжело больной супругой, ведя затворнический образ жизни.

По версии многих биографов Александр имитировал свою смерть, а сам приянл постриг и ушел в сибирский скит под именем Федора Кузьмича. Елизавета Алексеевна сокнчалась спустя пять месяцев по дороге из Таганрога, где, по официальной версии, скончался император.

источники
Валентина Григорян "Романовы принцессы-императрицы"
Валлотон "Александр Первый"

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об «истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом. Документы свидетельствуют, что взгляды Александра в юности носили довольно радикальный характер: он симпатизировал Французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, процветавшие при петербургском дворе фаворитизм и взяточничество. Есть основания полагать, что придворная жизнь с ее интригами, вся закулисная сторона «большой политики», которые Александр мог близко наблюдать еще при жизни Екатерины, вызывали у него негодование, чувство отвращения к политике как таковой, желание не принимать в ней участия. Так же относился он и к слухам о замысле Екатерины передать ему престол в обход Павла.

Таким образом, в отличие от Павла I Александр, вступая на российский престол, не был, видимо, особенно властолюбив и еще не успел отказаться от идеалов молодости (ему было то время 23 года). Сквозь призму этих идеалов смотрел он на действия отца, совершенно не сочувствуя ни его целям, ни методам. Александр мечтал сначала осуществить революцию, которая “была бы произведена законной властью», а затем удалиться от дел.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В.П.Кочубей - племянник екатерининского канцлера гр. Безбородко, во-вторых, кн. Адам А.Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем А.С. Строганов - сын одного из самых знатных и богатых людей того времени и, наконец, Николай Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее.

Следует, однако, заметить, что жизненный опыт Александра и членов его кружка был очень различен. Так, Строганов и Кочубей были свидетелями событий в революционной Франции. Первый находился там в самом начале революции со своим гувернером Жильбером Роммом, посещал заседания Национального собрания, стал якобинцем и был силой возвращен домой в 1790 г. Второй попал во Францию уже в 1791-1792гг. после нескольких лет жизни за границей и, в частности, в Англии, где он изучал английскую государственную систему. По возвращении в Россию Кочубей получил назначение послом в Константинополь, где провел еще пять лет. С образовательными целями побывал в Англии и князь Адам Чарторыйский, у которого имелся также опыт совсем иного рода: он сражался против России во время второго раздела Польши. Самым старшим из участников этого кружка был Н.Н. Новосильцев - ко времени воцарения Александра в 1801 г. ему уже исполнилось 40 лет. Что же касается Александра, его жизненный опыт ограничивался лишь знанием петербургского двора и негативным восприятием царствования сперва бабки, а затем и отца. В беседах с членами кружка Александр восхищался революционной Францией и выражал наивную веру в возможность создания «истинной монархии» путем преобразований сверху. «Молодые друзья» были настроены более скептически и реалистично, но не разочаровывали великого князя, надеясь извлечь из своего положения опрелеленные выгоды.

Историки много спорили о том, насколько Александр был посвящен в планы заговорщиков против Павла 1 и, следовательно, насколько он повинен в его гибели. Сохранившиеся косвенные свидетельства указывают на то, что скорее всего Александр надеялся, что Павла удастся убедить отречься от престола в его пользу и, таким образом, переворот будет законным и бескровным. Свершенное убийство Павла поставило молодого императора совсем в иную ситуацию. С его чувствительностью, романтической верой в справедливость и законность он не мог не воспринять происшедшее как трагедию, омрачившую самое начало его царствования. При этом, если бы Александр получил власть законным путем, руки у него были бы в достаточной степени развязаны. Теперь же он оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон и кто постоянно оказывал на него давление, напоминая о возможности нового переворота. К тому же за спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож («екатерининские старики», как их называли) - влиятельная многочисленная, с сильными семейными связями. Главным для этих людей было сохранение прежних порядков. Не случайно в манифесте Александра о восшествии на престол он обещал «управлять Богом нам врученный народ по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни императрицы Екатерины Великия».

Мероприятия начала царствования

И действительно, первые указы императора подтверждали это обещание. Уже 13-15 марта 1801 г. были изданы повеления о выдаче указов об отставке всем уволенным с военной и гражданской службы без суда, амнистированы члены Смоленского кружка, которым возвращены чины и дворянство; 15 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров; 31 марта - отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг. Наконец, 2 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливавших в полном объеме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно было объявлено о ликвидации Тайной экспедиции Сената и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов 2 апреля был адресован крестьянам; в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоэ сельскохозяйственных продуктов за границу.

Казалось бы, «старики» должны быть довольны, но реальный смысл манифестов оказался шире простого восстановления екатерининских порядков. Например, изъятие политических дел из непосредственного ведения государя воспринималось в принципе как ограничение его власти. В этом обнаруживалась вторая (не менее существенная, чем первая) цель заговорщиков: создать такую государственную систему, которая законодательно ограничила бы права любого деспота-государя в пользу верхушки аристократии. Контроль за деятельностью монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций, вполне отвечали и убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. появился указ о создании Непременного совета - законосовещательного органа при Государе (в 1810 г. заменен Государственным советом).

В самом факте создания подобного Совета ничего принципиально нового не было: острая необходимость в таком органе ощущалась всеми правителями после Петра I. Однако юридический статус и права не закреплялись обычно в законах, иначе обстояло дело с Непременным советом. Хотя верховная власть в стране продолжала полностью оставаться в руках государя и за ним сохранялось право издавать законы без согласования с Советом, члены Совета получали возможность следить за деятельностью монарха и подавать представления, т. е. по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми они были не согласны. Реальная же роль Совета в управлении страной должна была определиться в зависимости от того, как на практике сложатся взаимоотношения членов Совета и монарха.

Однако помимо взаимоотношений важно было и отношение Государя к Совету - насколько серьезно он его воспринимал и насколько собирался с ним считаться. Александр собирался выполнить свои обязательства в точности, и, как показало дальнейшее развитие событий, это была его ошибка. Что же касается взаимоотношений с Советом, то они, в свою очередь, зависели от состава этого органа власти.

Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Помимо них в Совет вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против Павла. В основном все это были представители высшей аристократии и бюрократии - те, от кого Александр 1 зависел в наибольшей степени. Однако такой состав Совета давал надежду избавиться от этой зависим, потому что екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли не соревноваться между собой за влияние на императора. Довольно быстро государь научился использовать эту ситуацию в своих интересах.

При подобной расстановке сил молодой император мог надеяться найти среди членов Совета и сторонников более широких реформ, однако разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями». Основную цель перемен Александр видел в создании конституции, гарантирующей его подданным права гражданина, аналогичные сформулированным в знаменитой французской «Декларации прав человека и гражданина». Он, однако, соглашался с мнением, что первоначально следует таким образом реформировать систему управления, чтобы гарантировать права собственности.

Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий - разрешение покупки населеных земель недворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Таким образом, замысел Александра был сходен с планом, существовавшим в свое время у Екатерины, о чем он скорее всего не знал. При этом император был достаточно осторожен и не раскрывал всех деталей даже самым близким ему людям, но уже на первом этапе ему пришлось столкнуться с бешеным сопротивлением крепостников.

Не отклонив в принципе предложение императора, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять, что принятие подобного указа может вызвать как брожение среди крестьянства, так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что введение подобной меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений, которую следует разрабатывать.

Иначе говоря, предлагалось отсрочить принятие указа на неопределенный срок. Показательно, что с этим мнением Совета согласились и «молодые друзья» Александра - Строганов и Кочубей. Однако царь не сдался и самолично явился на заседание Совета, чтобы защитить свой проект. Состоялась дискуссия, в которой императора поддержал лишь один из членов Совета. Александр, надеявшийся на просвещенность дворянства, подобной реакции, видимо, не ожидал и вынужден был отступить. Единственным результатом этой его попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о продаже крепостных в газетах, который уже вскоре помещики научились легко обходить.

Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей», причем он согласился с их мнением, что работа должна вестись в тайне. Так был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее и старый “екатерининский вельможа” граф А.В. Воронцов.

Уже на первом заседании Негласного комитета выяснилось некоторое расхождение в представлениях о его задачах между императором и его друзьями, которые полагали, что начать надо прежде всего с изучения положения государства, затем осуществить реформу администрации и уж только тогда перейти к созданию конституции. Александр, соглашаясь в принципе с этим планом, желал поскорее заняться непосредственно третьим этапом. Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав. Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины и один из руководителей переворота 1801г. П.А.Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле 1) запрещалась продажа крестьян без эемли и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия, по которым крестьяне могли выкупиться сами.

Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнтельные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.

По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превращения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомышленников у царя практически не было. Помимо этого обсуждение проектов затруднялось постоянным соперничеством придворных группировок. Так, члены Негласного комитета решительно отвергли проект Зубова по крестьянскому вопросу как слишком радикальный и несвоевременный. Проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья» императора, объединившись с прибывшим в Россию Лагарпом, доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия.

Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.

Почему же так случилось, что царь-реформатор фактически оказался в одиночестве, т. е. в ситуации, когда никакие серьезные реформы были уже невозможны? Первая причина - та же, что и несколькими десятилетиями ранее, когда свой план реформ осуществляла Екатерина II: дворянство - главная опора и гарант стабильности трона, а следовательно, и вообще политического режима - не желало поступиться и толикой своих привилегий, в защите которых готово было идти до конца. Когда после восстания Пугачева дворянство сплотилось вокруг императорского престола и Екатерина поняла, что переворота ей можно не опасаться, она сумела осуществить ряд преобразований, решительных настолько, насколько это было возможно без опасения нарушить политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием значительной части образованных людей не только в России, но и во всей Европе в действенности Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Возникла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в особенности ведущие к ослаблению царской власти, могут в конечном счете обернуться революцией.

Есть и еще один вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не решился в день своей коронации опубликовать хотя бы один из трех подготовленных документов - тот, о котором, как кажется, особых споров не было,- Грамоту Российскому народу? Вероятно, император сознавал, что Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными осталась бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений. Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением. Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.

По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана - разрешить продажу населенных земель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801г. появился указ о праве недворян покупать землю без крестьян. Таким образом, монополия дворянства на владение землей была нарушена, но столь нечувствительно, что взрыва недовольства можно было не опасаться.

Следующие шаги Александра I были связаны с реоргнизацией государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г.. запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение и некоторыми административными функциями. Главным органом управления стал, по сути, Комитет министров.

Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали “молодые друзья» и старый наставник Лагарп. По-видимому, к этому времени и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре с Г.Р. Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором Сената, Александр произнес знаменательные слова, которые едва ли можно было услышать от него раньше: «Ты меня всегда хочешь учить, я самодержавный государь и так хочу”.

Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян наволю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. Указа о вольных хлебопашцах.

Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп.Это положение легло потом в основу реформы 1861 г. По всей видимости, Александр возлагап на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями. Результаты обескураживали: по новейшим данным, за все время действия указа было освобождено 111829 душ мужского пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.

Спустя год правительство сделало еще один шаг: 20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах”. Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно положению “дворохозяева” освобождались от рекрутской повинности, а телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Четко определялись размеры их повинностей и платежей. Вскоре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.

В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 000 казенных крестьян были переданы во временную аренду.

Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе - представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет - Московский, то в 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, а в 1803 г. - открыт университет в Вильно. В 1804 г. основаны Харьковский и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в Петербурге, потом переименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого открывались привилегированные учебные заведения: в 1805г.- Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. - знаменитый Царскосельский лицей. Были созданы и специализированные высшие учебные заведения - Московское коммерческое училище (1804 г.), Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян.

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Постепенно роль Аракчеева становилась все более значительной, он превратился в доверенное лицо императора, а в 1807 г. последовал императорский указ, по которому повеления, объявляемые Аракчеевым, приравнивались к именным императорским указам. Но если основным направлением деятельности Аракчиева было военно-полицейское, то для разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М.М. Сперанский.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын сельского священника Сперанский не только, как и Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр вновь обратился к планам реформ.

Но почему именно на Аракчеева и Сперанского пал выбор императора и чем они были для него? Прежде всего - послушными исполнителями воли монарха, который пожелал превратить двух не знатных, но лично преданных ему людей во всесильных министров, с чьей помощью он надеялся осущесвить свои планы. Оба они были, по существу, усердными и старательными чиновниками, не зависимыми в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского заговора, Сперанский - разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.

Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые ^частные дела”. Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск на военный смотр, а год спустя - в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия.

План реформ, составленный в 1809 г. Сперанским в виде обширного документа под названием “Введение к Уложению государственных законов” был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Сперанский настаивал на тождестве исторических судеб России и Европы, тех процессов, которые в них происходили. Первые попытки изменить политический строй произошли при вступлении на престол Анны Иоанновны и в царствование Екатерины II, когда она созвала Уложенную комиссию. Теперь же настало время для серьезных перемен. Об этом свидетельствует состояние общества, в котором исчезло уважение к чинам и титулам, подорван авторитет власти. Необходимо осуществить подлинное разделение властей, создав независимые друг от друга законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов - дум, начиная с волостных и до Государственной думы, без согласия которой самодержец не должен иметь право издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь идет о спасении отечества. Государственная дума осуществляет контроль за исполнительной властью - правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Отсутствие такой ответственности - главный недостаток министерской реформы 1802 г. За императором остается право распустить думу и назначить новые выборы. Члены губернских дум избирают высший судебный орган страны - Сенат. Вершиной государственной системы является Государственный совет. Члены Государственного совета назначаются Государем, который сам в нем председательствует. В Совет входят министры и другие высшие должностные лица. Если в Государственном совете возникает разногласие, царь по своему выборуутверждает мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Не обошел Сперанский и проблему гражданских прав. Он полагал, что ими должно быть наделено все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Политическими правами, т. е. правом участия в выборах предполагалось наделить граждан России, владеющих землей и капиталами, включая государственных крестьян. Право быть избранным в представительные органы ограничивалось имущественным цензом. Уже из этого ясно, что проект Сперанского не предполагал ликвидации крепостного права. Сперанский полагал, что отменить крепостное право единовременным законодательным актом невозможно, но следует создавать условия, при которых помещикам самим станет выгодно отпускать крестьян на волю.

Предложения Сперанского содержали и план поэтапного осуществления реформ. Первым шагом предполагалось учреждение в начале 1810 г. Государственного совета, которому должно было быть поручено обсуждение предварительно составленного «Гражданского уложения», т. е. законов об основных правах сословий, а также финансовой системы государства. Обсудив «Гражданское уложение», Совет приступил бы к изучению законов об исполнительной и судебной власти. Все эти документы в совокупности должны были составить к маю 1810 г. “Государственное уложение”, т. е. собственно конституцию, после чего можно было бы приступить к выборам депутатов.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Некоторые историки полагают даже возможным говорить о переходе к буржуазной монархии, однако, поскольку проект сохранял сословную организацию общества и тем более крепостное право, это неверно.

Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил “План финавсов”, который лег в основу царского манифеста 2 февраля. Основная цель документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита, прекращении выпуска обесценившихся ассигнаций и увеличении налогов, в том числе на дворянские имения. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли.

Одновременно в течение 1810 г. Государственный совет обсуждал подготовленный Сперанским проект “Уложения гражданских законов” и даже одобрил первые две его части. Однако осуществление следующих эталов реформы затянулось. Лишь летом 1810 г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, Государственный контроль (на правах министерства), а также ряд новых Главных управлений.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т. е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться тосударем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государстве совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810 - 1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру с просьбой об отставке.

Итоги внутренней политики 1801 - 1811 гг.

В чем же причины новой неудачи реформ? Почему верховная власть оказалась не в состоянии провести коренные реформы, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам?

Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского, превращение его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную слслужбу ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея.

Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801-1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась война с Наполеоном. Возможно, отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского (его обвиняли в масонстве, в революционных убеждениях, в том, что он французский шпион, сообщали о всех неосторожных высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны. В марте этого года в салоне своей проживавшей в Твери сестры - великой княгини Екатерины Павловны и при ее активной поддержке замечательный русский историк Н.М. Карамзин передал императору “Записку о древней и новой России” - своего рода манифест противников перемен, обобщенное вырадение взглядов консервативного направления русской общественной мысли.

По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, “сделано столько нового, что и старое показалось бы нам опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников... надобно искать средств, пригоднейших к настоящему». Спасение же автор видел в традициях и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и прежде всего Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие “естественного права”. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне разумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника».

Ничего принципиально нового в “Записке” Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе написанном человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую бы он боялся потерять. Для Александра это стало знаком того, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород, а затем и в Пермь (возвращен из ссылки только в конце царствования Александра). Судя по всему к этому времени давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского приобрели такой хярактер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внимания. Александра вынуждали назначить официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план,- все это переполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.

Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, за ней последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.