О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и последний день. Архив

и не говорите тому, кто предложит вам мир: "Ты не верующий" .

Этот хадис рассказал ат-Тирмизи, он также сказал, что это хороший и достоверный хадис.

Аль-Хаким также сказал, что это хадис с достоверным иснадом, хотя два шейха

и не сделали его записьв своих сборниках. Ибн Джарир также передал этот хадис.

Имам аль-Бухари передаёт, что ибн Аббас прокомментировал аят:

﴿وَلاَ تَقُولُواْ لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلَامَ لَسْتَ مُؤْمِناً﴾ И не говорите тому, кто предложит вам мир:

"Ты не верующий" – человек пас своих овец, а когда группа мусульман

поравнялась с ним,он поприветствовал их словами «Ас-Салам аляйкум».

Но они убили его и забрали его овец. Тогда Аллах ниспослал аят:

﴿وَلاَ تَقُولُواْ لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلَامَ لَسْتَ مُؤْمِناً تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا﴾

И не говорите тому, кто предложит вам мир: "Ты не верующий",

- домогаясь тленных благ жизни ближней ибн Аббас сказал, их тленными благами

в этом случае оказались овцы, а затем он прочитал: (السَّلَام )Мир.

Имам Ахмад передаёт что Абдулла ибн Абу Хадрат сказал:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил нас

в местечко Идам, я же тоже вышел с группой мусульман, в которую также входили

Абу Катада аль-Харис ибн Риб’и и Мухаллим ибн Джуссама ибн Кайс. Так мы шли пока не дошли до долины Идам, а там нам повстречался Амир ибн Адбат аль-Ашджа’и на своей верблюдице. Когда он проезжал мимо нас он поприветствовал нас словами: «Ас-саламу аляйкум» (мир вам). Мы же схватили его, а Мухаллим ибн Джуссама набросился на

него убив его за ссору, которая была между ними ранее. Он забрал верблюда и вещи Амира, а когда мы вернулись к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),

мы рассказали ему всё, как было. Тогда то и был ниспослан аят:

О вы, которые уверовали!

Когда отправляетесь по пути Аллаха – до слов Аллаха: ﴿خَبِيراً﴾ Сведущ ».

(Этот хадис рассказал лишь Ахмад.)

Аль-Бухари передаёт со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими,

что (однажды) пророк (да благословит его Аллах и приветствует)

сказал аль-Микдаду(да будет доволен им Аллах):

(среди которых он живёт), после чего объявит о ней,а ты убьёшь его (ты совершишь грех).

Аль-Бухари передал сокращенную версию с неполным иснадом.

Аль-Баззар передаёт от ибн Аббаса,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил

группу во главе с Микдадом ибн аль-Асвадом. Когда они прибыли в одно селение,

то увидели, что народ уже разбежался. Остался лишь один человек, который стоял с богатыми пожитками. Он сказал: «Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха». Микдад набросился на него и убил его. Один из его спутников воскликнул: «Ты убил человека, который засвидетельствовал, что нет божества кроме Аллаха? Клянусь Аллахом,

я обязательно расскажу об этом посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и

приветствует). Когда они вернулись к посланнику Аллаха (да благословит его Аллахи приветствтует), они сказали: «О, посланник Аллаха, Микдад убил человека,

который свидетельствовал, что нет божества кроме Аллаха». Он сказал:

«ادْعُوا لِيَ الْمِقْدَادَ، يَا مِقْدَادُ أَقَتَلْتَ رَجُلًا يَقُولُ: لَا إِلهَ إلَّا اللهُ، فَكَيْفَ لَكَ بِلَا إِلهَ إِلَّا اللهُ غَدًا؟»

Позовите мне Микдада. О, Микдад, неужели ты убил человека, который

Говорит, что нет божества кроме Аллаха? Что же ты сделаешь с этим

«Нет божества кроме Аллаха» завтра?» и тогда Аллах ниспослал:

﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ إِذَا ضَرَبْتُمْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ فَتَبَيَّنُواْ وَلاَ تَقُولُواْ لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلَامَ لَسْتَ مُؤْمِناً

تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَعِنْدَ اللَّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ كَذلِكَ كُنتُمْ مِّن قَبْلُ فَمَنَّ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُواْ﴾

О, вы, которые уверовали! Когда отправляетесь по пути Аллаха,

то различайте и не говорите тому, кто предложит вам мир: "Ты не верующий",

Домогаясь тленных благ жизни ближней. Ведь у Аллаха - обильная добыча.

Таковы были вы раньше, но Аллах оказал вам милость. Различайте же .

И тогда посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствтует), сказал:

«إِذَا كَانَ رَجُلٌ مُؤْمِنٌ يُخْفِي إِيمَانَهُ مَعَ قَوْمٍ كُفَّارٍ فَأَظْهَرَ إيمَانَهُ فَقَتَلْتَهُ، فَكَذلِكَ كُنْتَ أَنْتَ تُخْفِي إِيمَانَكَ بِمَكَّةَ مِنْ قَبْل»

«Если верующий человек будет скрывать свою веру от неверных, (среди которых

он живёт),после чего объявит о ней, а ты убьёшь его (ты совершишь грех).

В таком же положении был и ты, когда прежде скрывал свою веру в Мекке».

Слово Аллаха: ﴿فَعِنْدَ اللَّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ﴾ Ведь у Аллаха - обильная добыча – т.е.

лучше того, что вы хотите из тленных благ этого мира,что толкает вас на подобные

убийства тех, кто говорит: «Мир вам» и демонстрирует свою веру. Однако вы не обратили на это внимание и решили, что он поступает так из соображений безопасности,

но на самом деле вами двигала жажда наживы. То, чем обладает Аллах из

дозволенного удела – лучше для вас, чем это имущество.

Слово Аллаха: ﴿كَذلِكَ كُنتُمْ مِّن قَبْلُ فَمَنَّ اللَّهُ عَلَيْكُمْ﴾

Вот в ВКонтакте наткнулся, в одной из групп (пока искал инфу для постов ниже):

"О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями , поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей."
Сура 5. аль-Маида «Трапеза» Аят 51

Вбил в поисковик: выдает:

5:51
«Верующие, не берите в «авлия’ » иудеев и христиан. Одни из них авлия’ для других. Кто из вас будет брать их себе в покровители, тот из них. Притеснителей и тиранов [очевидных грешников] Всевышний не наставляет на верный путь» /31/.

*И объяснение: Следует отметить, что в Коране нет слов «не берите себе в друзья иудеев и христиан », но сказано: «Верующие, не берите в «авлия’ » иудеев и христиан».
http://umma.ru/tafsir/88-lal-maidar-trapeza

Вбиваем в Яшу: что же такое авлия? Википедия: Авлия (араб. أولياء‎ — покровитель, святой‎ ) — в исламе, люди, которые проводят все свои дни в постоянных молитвах и поминании Аллаха.

Но на первом месте в поисковике стоит сайт: http://quran.ipamis.com/sura-5/51-60.html
Там Сура 5. аль-Маида «Трапеза» Аят 51 выдает несколько вариантов перевода (?), выбирай не хочу:

Кулиев : О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

Османов: О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами: они дружат между собой. Если же кто-либо из вас дружит с ними, то он сам из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем нечестивцев.

Крачковский: О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они – друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!

Порохова: О вы, кто верует!
Вы не берите в покровители себе
Ни иудеев и ни христиан:
Они – друзья один другому.
А тот из вас, кто в покровители их взял, –
Тот сам из их числа.
Господь, поистине, не станет направлять
Тех, кто (Его пределы) преступает.

Аль-Азхар: О вы, которые уверовали! Не берите себе в союзники и покровители ни иудеев, ни христиан! Они одинаковы в своей враждебности к вам. Тот, кто берёт их в сторонники и покровители, тот сам из них. Аллах не ведёт к прямому пути неправедного, который вредит самому себе, делая неверующих своими покровителями и сторонниками.

Вот на этом сайта подробное объяснение: http://священный-коран.рф/sura-5-al-maida-trapeza.html

51.О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.
Объяснение: Всевышний дал Своим верующим рабам ценное наставление и разъяснил им некоторые дурные качества и деяния иудеев и христиан. Правоверным не подобает дружить с ними и считать их своими близкими, поскольку они дружат друг с другом. Они помогают друг другу и объединяются против всех остальных, и правоверные не должны дружить с людьми, которые являются самыми настоящими врагами. Они не преминут навредить мусульманам и даже сделают все возможное для того, чтобы ввести их в заблуждение, и дружить с ними станет только тот, кто обладает такими же качествами. Вот почему Аллах сказал, что если человек дружит с ними, то он является одним из них. Близкая и теплая дружба с ними побуждает человека обратиться в их религию, а незначительные дружеские отношения влекут за собой установлению более теплых связей, в результате чего человек постепенно становится одним из них. Аллах не ведет прямым путем людей, которым свойственно поступать несправедливо, и они непременно вернутся к Нему. Какое бы знамение не было показано этим беззаконникам, они все равно не последуют путем Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не будут повиноваться ему.

Да благословит его Аллах и приветствует), которое он отправил с Амром ибн Хазмом

Передаёт, что Мухаммад ибн Муслим сказал: «Я прочитал письмо посланника Аллаха

И вражде. И бойтесь Аллаха: поистине, Аллах силен в наказании!

И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе

Ни жертвенных животных, ни украшенных, ни стремящихся к дому запретному, которые ищут щедрости от их Господа и благоволения. А когда вы в состоянии дозволенности, то охотьтесь, и пусть не навлекает на вас греха ненависть к людям за то, что они отклонили вас от священной мечети, до того, что вы преступите.

Поистине, Аллах решает то, что захочет!

Без дозволения для вас охоты, когда вы в состоянии ихрама.

О(1) О, вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах.

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного.

﴿يَـاَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ أُحِلَّتْ لَكُمْ بَهِيمَةُ الأَنْعَامِ إِلاَّ مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنتُمْ حُرُمٌ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ﴾

Дозволено вам всякое животное из скота, кроме того, о чем читается вам,

﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تُحِلُّواْ شَعَآئِرَ اللَّهِ وَلاَ الشَّهْرَ الْحَرَامَ وَلاَ الْهَدْيَ وَلاَ الْقَلَائِدَ وَلا ءَامِّينَ الْبَيْتَ الْحَرَامَ يَبْتَغُونَ فَضْلاً مِّن رَّبِّهِمْ وَرِضْوَاناً وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُواْ وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ أَن صَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ أَن تَعْتَدُواْ



وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُواْ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ آلْعِقَابِ﴾

(2) О, вы, которые уверовали! Не нарушайте обрядов Аллаха, ни запретного месяца,

Ибн Абу Хатим сообщает, что один человек пришёл к Абдулле ибн Мас’уду и сказал ему:

«Дай мне наставление». Тот ответил: «Когда ты слышишь слово Аллаха:

﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ﴾ «О, вы, которые уверовали!» , - то напряги свой слух,

ибо это приказ о каком-либо добре или запрет на какое-либо зло».

Хайсама сказал, что все в Коране, что начинается

﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ﴾«О, вы, которые уверовали!»

- в Торе звучит как: «О, вы, те, кто в нужде!»

Слово Аллаха: ﴿أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾Будьте верны в договорах.

в Наджриран, а письмо это хранилось у Абу Бакра ибн Хазма. В нём было написано:

«Это разъяснение от Аллаха и Его посланника ﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾

этих аятов до слов: ﴿ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ ﴾ ведь Аллах скор в расчете.

Слово Аллаха: ﴿أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾ Будьте верны в договорах.

Ибн Аббас, Муджахид и другие сказали, что слово﴿ بِالْعُقُودِ ﴾ здесьозначает «договора».

Ибн Джарир передаёт о единогласии учёных по этому поводу. Ибн Джарир также сообщает, что договора это то,о чём договаривались люди на клятвах и т.п.

Ибн Аббас прокомментировал слово Аллаха: ﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾

О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах – в том, что дозволил Аллах и запретил, а также в том, что предписал и ограничил во всём Коране, не будьте

вероломными в этом и не нарушаёте этого». Затем Аллах усилил это повеление словами:

﴿وَالَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَآ أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ﴾

А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его,

разрывают то, что Аллах велел поддерживать – до слов: ﴾ ﴿سُوءُ الدَّارِСкверная обитель.

Ад-Даххак сказал: ﴿أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾ Будьте верны в договорах

«Это относится к тому, что дозволил Аллах и запретил. Он взял завет с тех, кто претендует на то, чтобы считаться верующим в Его посланника и Его писание, чтобы они исполняли то, что Он повелел им и воздерживались от того, что Он запретил им».

Слово Аллаха: ﴿أُحِلَّتْ لَكُمْ بَهِيمَةُ الأَنْعَامِ﴾

Дозволено вам всякое животное из скота – т.е. из верблюдов, коров и овец.

Так считали: Аль-Хасан, Катада и некоторые другие комментаторы.

Ибн Джарир сказал,

что это толкование подтверждает то, что было принято раньше у арабов.

Ибн Умар, ибн Аббас и некоторые другие, приводят этот аят как доказательство

на дозволенность потребления эмбрионов закланных животных,

если таковые нашлись в утробах после их умерщвления.

Об этом существует также хадис, приведённый в сборниках Сунны

Абу Дауда, ат-Тирмизи, ибн Маджах от Абу Саида, который сказал:

«Мы спросили: «О, посланник Аллаха, иной раз мы режем верблюдицу или корову

или овцу и находим в её утробе зародыша. Выбрасывать ли нам его или есть?»

Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «كُلُوهُ إِنْ شِئْتُمْ فَإِنَّ ذَكَاتَهُ ذَكَاةُ أُمِّه»

«Если хотите, ешьте, ибо его заклание завершилось с закланием его матери».

(Ат-Тирмизи сказал, что это хороший хадис.)

Абу Дауд сообщает со слов Джабира ибн Абдуллы,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

также сказал в другом варианте хадиса: «ذَكَاةُ الْجَنِينِ ذَكَاةُ أُمِّه»

Слова должны соответствовать делам, поскольку слушающие увещания люди, которым понравится красноречие проповедника, будут наблюдать за его делами и поступками, и если его дела будут соответствовать его словам, то они последуют за ним и будут подражать ему, если же люди увидят, что на деле он противоречит своим словам или выполняет то, о чём говорит, небрежно, они будут распространять о нём дурные слухи и отвернутся от него.

Кто-то сказал: «Слова того, кто увещает речами, пропадут даром, а тот, кто увещает делами, достигнут успеха».

И для того, чтобы удержать человека от заблуждений, достаточно обратиться к словам Всевышнего, который сказал (смысл): «O те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы то, чего не делаете!» (Ряды, 2-3).

Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (ﷺ), сказал:

«В День воскресения приведут человека, и ввергнут его в огонь, и вывалятся наружу кишки его, и станет он крутиться в них подобно ослу, вращающему (жернова) мельницы, и соберутся около него оказавшиеся в аду, которые станут говорить:

"Что с тобой, о такой-то? Не побуждал ли ты (нас) к одобряемому и не удерживал ли от порицаемого?!"

(На это) он скажет:

"Да, я побуждал (вас) к одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и я удерживал (вас) от порицаемого, а сам делал это!»" (Аль-Бухари и Муслим).

Аллах Всевышний также сказал: «Неужели побуждаете вы людей к благочестию, а о себе забываете, ведь вы читаете Писание? Неужели вы не уразумеете» (Корова, 44).

И Посланник Аллаха (мир ему) также сказал: «В ночь вознесения я увидел мужчин, губы которых резали ножницами из огня. Я спросил: "О Джибрил, кто эти (люди)?"

Он сказал: "Это проповедники твоей обшины, которые велят людям придерживаться благочестия, забывая о себе, и которые читают Коран. Неужели они не образумятся?"» (Ахмад)

А в другой версии этого хадиса сообщается, что Джибрил (мир ему) сказал:

«...которые читают Книгу Аллаха, но не делают того (, о чём в ней говорится)» (Аль-Байхаки).

Поистине, нет блага в понимании Корана, если за этим пониманием не последуют соответствующие действия. Только благодаря пониманию и делам мы сможем извлечь для себя пользу из Корана. Если же мы, обладая знанием, ничего не станем делать, то насколько это отвратительно - мы можем прочитать в суре Джума . В этой суре Всевышний Аллах уподобил иудеев знающих, но не выполняющих предписания своей религии, ослам, несущим сундуки с книгами. Коран является не исторической книгой, а назиданием для верующих, и приведенные в нем притчи даны нам для размышления, чтобы мы сделали для себя соответствующие выводы и не были просто теоретиками.

Неужели для нас не является назиданием племя Лута (мир ему)? Среди соплеменников Лута (мир ему) было немало людей, по ночам читающих Тору и молящихся в слезах, но все они были уничтожены Всевышним за то, что зная истину, не призывали к ней.

Вспомним Посланника Аллаха (ﷺ) и его сподвижников, являющихся для нас лучшим примером. Они всеми силами пытались реализовать на практике положения своей веры и согласно хадисам – не приступали к изучению нового аята, пока не реализовали выученное на практике.

Абдулла Ибн Масуд говорил, что Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «У каждого из воздвигнутых Аллахом до меня пророков были апостолы и спутники, которые перенимали его сунну и следовали его приказу. Затем после них последовали поколения, которые говорили то, что не делали и делали то, что им не было приказано. Кто будет бороться с ними своей рукой, тот верующий. Кто будет бороться с ними своим языком, тот верующий. Кто будет бороться с ними своим сердцем, тот верующий. А в том, что ниже, веры уже нет хотя бы и на вес горчичного зерна».

(Коран, аль-Бакара, 2:264)

Накопление Богатства

А те, которые собирают золото и серебро и не t расходуют его на пути Аллаха, - обрадуй их мучительным наказанием.

Уклонение

Не спрашивают у тебя позволения те, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы сражаться своим имуществом и своими душами. А Аллах знает богобоязненных!

Просят у тебя позволения лишь те, которые не веруют в Аллаха и в последний день и сердца которых сомневаются, - и они колеблются в своем сомнении.

(Коран, аль-Тавба, 9:44-45)

Неохотность и отказ

И мешает принять их расходы только то, что они не веровали в Аллаха и Его посланника, что они приходят на молитву только ленивыми и расходуют только по принуждению.

(Коран, аль-Тавба, 9:54)

Лицемеры и лицемерки - одни от других: они внушают неодобряемое, и удерживают от признаваемого, и зажимают свои руки. Забыли они Аллаха, и забыл Аллах про них. Поистине, лицемеры, они - распутники!

И среди бедуинов есть такие, которые понимают то, что они расходуют, за пеню.

(Коран, аль-Тавба, 9:98)

Скупость

Вот вы - те, кого зовут, чтобы расходовать на пути Аллаха. А среди вас есть такие, что скупятся. И кто скупится, тот скупится в отношении самого себя. Поистине, Аллах богат, а вы бедны! А если вы отвернетесь, то Он заменит другим народом, и потом они не будут вам подобны.

(Коран, Мухаммад, 47:38)

Подлинное испытание

В этом, братья, истинное значение и смысл Зака -одного из столпов Ислама. Не думайте, что это какой-то налог, подобный правительственному налогу. Это основа, сущность и кровь Ислама. Это проверяет вашу веру и укрепляет ее. Точно также, как обучаешься от одного экзамена до другого, пока не сдашь завершающий экзамен, так и существуют несколько экзаменов на проверку вашей Готовности пожертвовать своим богатством. Но есть еще завершающий экзамен. Самый трудный экзамен пожертвовать своей жизнью, о чем я скажу позднее. В этом состоит ваш последний экзамен, который определяет ваше членство в партии Аллаха.

Сегодня некоторые говорят, что Мусульманам и так достаточно много говорят, как тратить деньги и богатство, и это в их нынешней нищете их надо, наоборот, учить как зарабатывать и накапливать деньги. Эти люди не могут донять, что тратить на дело Аллаха - является духом Ислама. В их современное ничтожное состояние Мусульман загнал именно недостаток такого духа, а не избыток. Этот дух не является причиной их упадка, их упадок вызван тем, что этот дух испарился.

21. ЗАКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Уникальная благотворительность Аллаха

Братья по Исламу! Инфак фи сабили лах (тратить на дело Господа) - эта фраза часто используется в Коране для обозначения Зака и других видов благотворительности (садакат). Аллах часто приглашает нас "дать Ему взаймы". То есть все то, что мы тратим на Его дело, Он понимает как заем, который Он вернет во сто крат увеличенным.

Что это означает? Означает ли это, например, что Властитель всех миров (да простит Господь) зависит от нас? Что Он нуждается в нашем займе? Что Он должен просить у нас? Да разве такое может быть! Разве не Его щедростью мы только и живем. Разве вся наша пища, для бедных и богатых одинаково, не дается им как дар? Нищие, миллионеры и мультимиллионеры - все мы Его иждивенцы. Поэтому, Ему нет нужды просить у нас взаймы.

Ответ не в нуждаемости Бога, так как у Него не бывает нужды, а в Его любви и неограниченной щедрости к нам. Когда Он "просит" о займе, Он так это объясняет: Это трата на Мое дело и Я беру на себя обязательство выплатить все обратно. Нуждающиеся из нас не могут вернуть эти траты, поэтому за них это сделаю Я. Когда вы помогаете своим бедным родственникам, то платить по долгам будут не они, а Я компенсирую вам эту услугу. Все, что вы даете сиротам, вдовам, инвалидам или бездомным, будет записано на мой счет. Если ваши должники не могут расплатиться с вами, то не угрожайте им тюрьмой, не заставляйте их продавать свое имущество, не оставляйте бездомными их жен и детей. Их долги принадлежат Мне. Если они вернут капитал, то я заплачу проценты по нему, если они не вернут даже этого, то Я заплачу и капитал и проценты на него. Каждый раз, когда вы тратите что-то на социальные нужды и на благо ваших собратьев, Я считаю это как "услугу" Мне, даже если вы сами получите от этого выгоду. Каждая копейка вернется Мною с невообразимой выгодой для вас.

Только подумайте, как щедро обращается с вами Всемилостивейший. Хотя все, чем вы обладаете, даровано Им и принадлежит только Ему одному, и хотя все, что вы тратите на свои же семьи, родственников, сограждан и все общество, а не на Него, тем не менее, он говорит: Вы дали это Мне, и Я возверну вам".

Аллах воистину велик. Только Властитель всех миров может оказывать такую высшую щедрость. Ни один человек не сможет приблизиться к этому.

Человеческий эгоизм

Почему Аллах говорит именно в такой манере? Почему он вызывает у нас дух благотворительности и щедрости именно такой логикой? Чем больше вы будете думать об этом, тем более будете убеждаться в мощи и чистоте этого Исламского учения. Ваши сердца все более укрепятся в вере в то, что такая несравненная высота может исходить только от Бога.

Человек по самой своей природе склонен к ошибкам и бессмысленности. Его восприятие ограничено. Он узок во взглядах и не может охватить широкие понятия. Он эгоистичен и его видение ограничивается рамками человеческих интересов. По своей природе он нетерпелив и стремится к тому, что можно получить немедленно.

"Человек создан из суеты"

(Коран, аль-Анбийа, 21:37).

Если он не видит немедленных результатов и выгод, то не видит в этом ценности. Он не может оценить свои действия в долгосрочном масштабе или судить об их выгодах.

Эта врожденная слабость - видеть только эгоистические интересы - и узость восприятия постоянно отклоняет его к поиску быстрых, специфичных и личных приобретений от своей деятельности. Например, он говорит: Я владелец и единственный распорядитель всего, что заработал и унаследовал, и никто не имеет на это прав. Поэтому, это должно тратиться только на мои нужды и желания, на мой комфорт, удовольствия и роскошь. Или можно потратить это ради моей славы и почестей - .какой-нибудь титул, высокий пост, поклонение, восхищения и признание. Нет смысла тратить мои деньги на что-то другое.

Зачем я должен брать на себя ответственность помогать сироте? О нем должен был позаботиться его отец. И почему я должен беспокоиться о проблемах вдовы? О том, что с ней случится, должен был позаботиться ее муж, прежде, чем он умер. Какое мне дело до путника, попавшего в неприятности? Ему не нужно было покидать дом, не сделав всех необходимых приготовлений. Пусть люди сами справляются со своими проблемами. Аллах дал им руки и ноги, как и мне. И если я дам кому-нибудь деньги, то только как займ, под проценты. Иначе деньги не будут работать на меня. Лучше я тогда построю новый дом или куплю новую машину, или инвестирую куда-нибудь. Если от моих денег заемщик хочет получить выгоду, то почему не должен получить ее и я?

К чему ведет эгоизм

Такой эгоистичный богач подобен псу, охраняющему сокровища. Если он тратит что-то, то только на себя или на получение еще больших денег. Когда он дает что-то бедному, он только грабит его, так как забирает обратно больше того, что давал. Когда он дает что-то отчаявшемуся человеку, то он обязательно выпячивает свою заслугу и оскорбляет и унижает этого человека. Если ему приходится принимать участие в общественных работах, то в первую очередь он будет думать, как получить от этого личную выгоду. А если он не увидит личной выгоды, то помощи от него не дождешься.

Каковы последствия такого эгоизма? Это фатально не только для жизни сообщества, но и, в конечном итоге, для этого человека. Когда эгоизм становится сильнее, богатство начинает концентрироваться в руках считанных людей, а бедные становятся еще беднее. Богатые наживают на своих деньгах еще большие деньги, а для бедных жизнь становится все тяжелее и тяжелее.

В обществе с нищетой процветает много всяких зол. Здоровье нации падает и люди хуже сопротивляются болезням. Производительность падает. Безработица растет. Увеличивается невежество, падает мораль. Люди вынужденно становятся преступниками. И наконец, дело доходит до грабежей и мародерства. Вспыхивают беспорядки. Богатых убивают, их дома грабят и жгут. Наступает полнейший хаос и общество гибнет.

Личное и общественное благосостояние

Теперь вы видите, как благосостояние каждого индивида неразрывно связано со всем обществом в целом. Если вы помогаете своим соседям, то то, что вы отдаете, возвращается вам по кругу с большой выгодой. Но если вы придерживаете свои богатства и тратите только на себя, то они, в конце концов, потеряют всю свою ценность.

Например, если вы беретесь воспитывать сироту и даете ему образование, которое позволяет ему стать трудоспособным членом общества, то вы этим делаете вклад в богатство всего сообщества. И как член сообщества, вы также разделите увеличившееся благосостояние. Таковы будут последствия вашего поступка, хотя вы и не сможете положить их на свой счет. Но если вы скажете: "Зачем мы будем ему помогать, его отец должен был позаботиться о нем," - то вы никогда не сможете сделать какой-нибудь вклад в благосостояние общества. Но без помощи сирота может стать профессиональным преступником и обворовывать ваши же дома. Отказываясь помочь сделать из него полезного члена общества, вы наносите вред и себе тоже.

Если вы посмотрите вокруг себя, то вы увидите, что люди, которые щедро тратят деньги на благо общества, обычно процветают. Богатство возвращается туда, откуда ушло, умноженным во сто крат. А люди, придерживающие деньги для себя, увеличивают свое богатство, только занимая под проценты или эксплуатируя других, и тем самым копают себе могилу. Таков закон Аллаха:

Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню из роста.

(Коран, аль-Бакара, 2:276)

То, что вы даете с прибылью, чтобы оно прибавлялось в имуществе людей, - не прибавится оно у Аллаха. А то, что вы даете из очищения, желая лика Аллаха, - это - те, которые удваивают.

(Коран, аль-Рум, 30:39)

Эгоизм и невежество человека слишком часто мешают ему понять эту реалию и действовать по ней. Будучи рабом материального мира, он видит только деньги в своем кармане и свой растущий банковский счет. Трата денег для него имеет смысл, только если это дает немедленную и прямую отдачу. Он не видит того, что помогать обществу, в котором он живет, выгодно и для него самого. Он не может понять, как богатство, отданное на дело Бога, может увеличиться. Он не может вырваться из пут своего невежества.

Вот таким образом мы докатились до нашего состояния. С одной стороны, стоит мир капитализма, который продолжает расти за счет процентов и сверхприбыли и который несет в себе больше проблем, чем благ от постоянного роста богатства. А с другой стороны, появились группы, пылающие завистью и желанием опустошить сейфы капиталистов, но которые также разрушают все основы человеческой культуры и цивилизации.

Каково решение?

Единственное решение этой проблемы дает Всемудрейший Господь, который руководит нами через Коран. Вера в Аллаха и Судный День являются ключами к изменению этой ситуации. Если вы верите в Аллаха и верите, что Он является реальным Властителем всех сокровищ земли и небес, что только Он определяет все человеческие дела и что Он вознаградит или накажет вас в жизни Грядущей согласно вашим поступкам, вплоть до малейших деталей - если вы верите во все эти вещи, доверяетесь Богу, а не своим наклонностям, то вы неизбежно с легкостью будете тратить ваши богатства. Вы будете тратить так, как указал Господь, не считая прибыли и потери, которые вы оставите полностью на усмотрение Бога. Все вами потраченное, таким образом, будет, фактически, подарком Самому Богу, и Он, безусловно узнает об этом и признает это, неважно, признают это люди или нет, либо в мире Грядущем, либо и в этом, и в том.