О падежах: что такое падежи и почему они так называются. Падежи
Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.
Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение
Русский язык делит все существительные на 3 склонения:
- 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
- 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
- 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .
Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.
Как определить падеж имени существительного – особенности падежей
- Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
- Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? – знахарь , (есть) что? – лес.
- На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
- Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
- Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
- Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
- Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.
Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного
Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?
Рассмотрим предложения:
- Снег шел большими хлопьями.
- Выйдя на улицу, мы увидели снег.
Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.
В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.
Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.
Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.
Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!
Что такое склонение?
Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.
Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.
Сколько склонений может быть у существительного?
Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.
Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.
Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.
Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.
Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.
И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.
Для чего нужно уметь определять склонение?
Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!
Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!
Существительные 1 склонения
Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания -а или -я (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).
Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.
Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.
Существительные 2 склонения
Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.
Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .
Существительные 3 склонения
Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.
Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .
Существительные на -ие, -ия
Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.
Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.
Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.
Таблица окончаний склонений имен существительных
Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.
Падеж | -1 скл- | -2 скл- | -3 скл- | -ие | -ия |
И.п. | лапа, пуля | __ -о, -е дом, блюдо | |||
Р.п. | лапы, пули | дома, блюда | |||
Д.п. | лапе, пуле | дому, блюду | |||
В.п. | лапу, пулю | __ -о/-е дом, блюдо | |||
Т.п. | -ой/-ей лапой, пулей | -ом/-ем домом, блюдом | величием | ||
П.п. | о лапе, о пуле | о доме, о блюде | о величии |
Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.
Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.
Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.
И.п. | стремя | путь | дитя |
Р.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
Д.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
В.п. | стремя | путь | дитя |
Т.п. | стрем-ен-ем | пут-ем | дит-ят-ею |
П.п. | о стрем-ен-и | о пут-и | о дит-ят-и |
Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.
Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.
Несклоняемые слова
В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.
- Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
- Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
- Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.
Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.
Подведем итоги
Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.
Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.
Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!
Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.
Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.
Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.
Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.
Будьте грамотными!
Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.
Категория падежа
Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.
В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.
Наименование падежа | Вопросы падежей имен существительных | |
Именительный | ||
Родительный | Кого? Чего? | |
Дательный | Кому? Чему? | |
Винительный | Кого? Что? | |
Творительный | ||
Предложный | О ком? О чем? |
Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.
Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж
Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.
Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.
Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.
Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).
Значения родительного падежа
Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:
- вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
- принадлежность: мамина обув ь;
- объект какого-либо действия: кипячение воды ;
- отношения определения: красота полей .
Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.
Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:
- обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
- употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.
Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .
Значения дательного и винительного падежей
Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).
Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .
Творительный и предложный падежи
У существительного в творительном падеже будут следующие значения:
- орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
- субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
- входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.
Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:
- тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
- временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
- используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.
Склонение существительных
Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.
Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.
Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.
Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.
Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .
Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.
К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.
Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.
Склонение существительных единственного числа
Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.
Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.
Первое склонение
Твердый тип | Мягкий тип | ||
Именительный | Провокаци-я |
||
Родительный | Провокаци-и |
||
Дательный | Провокаци-и |
||
Винительный | Провокаци-ю |
||
Творительный | Провокаци-ей |
||
Предложный | О првокаци-и |
Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.
Второе склонение
Мужской род | Средний род |
||||
Твердый тип | Твердый тип | Мягкий тип | |||
Именительный | |||||
Родительный | |||||
Дательный | |||||
Винительный | |||||
Творительный | |||||
Предложный |
Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.
Третье склонение
Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.
Склонение существительных множественного числа
Разберем падежи имен существительных множественного числа.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
|||
Твердый тип | Мягкий тип | Мужской род | Средний род | ||
Именительный | Кастрюли | ||||
Родительный | Кастрюль | ||||
Дательный | Картинам | Кастрюлям | |||
Винительный | Кастрюли | ||||
Творительный | Картинами | Кастрюлями | Бараками | ||
Предложный | О картинах | О кастрюлях | О бараках |
Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.
Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.
Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).
Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.
Разносклоняемые существительные
В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .
Единственное число | Множественное число |
|||
Именительный | стремена | |||
Родительный | стремени | |||
Дательный | стремени | стременам | ||
Винительный | стремена | |||
Творительный | стременем | стременами | ||
Предложный | о стремени | о стременах |
Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.
Неизменяемые существительные
Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).
Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:
1. Пешеходы спешили по новому шоссе.
2. Проложены новые шоссе.
В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).
Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .
Из истории.
После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было нормировать или систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало.
В начале XIV века из различных греческих грамматических трактатов было составлено в Сербии сочинение "О восьми частях слова" (то есть "речи"). В соответствии с греческой системой для славянского языка определяется пять падежей. Названия их, как и само слово "падеж" (или "падение") были образованы путём калькирования (перевод слова по частям) соответствующих греческих терминов.
Слово "падеж" (греческое ptosis) обозначало изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам. В сочинении "О восьми частях слова" эти отношения представляются следующим образом.
Падеж правый (позже именительный ) калькируется с греческого orte и даёт правильную, или исходную форму слова. Филолог конца XVI века Максим Грек называл этот падеж прямым. Все остальные падежи являются по отношению к нему косвенными (или косыми, греческое plagiai), так как они склоняются, то есть отклоняются от него. Современный термин склонение появился в XVI веке, представляя собой кальку с латинского declinatio.
Второй падеж - родный (греческое genike), одна из функций которого - обозначение рода, происхождения, отнесения предмета по классу подобных (произведение искусства) .
Дательный (греческий dotike) назван так по одной из своих функций, связанной с глаголом дать, давать.
Виновный падеж (греческое aitiatike) - образовано от слова "вина" (греческое aitia), имевшего в древности значение "причина", и рассматривается как падеж обозначения причины того или иного действия (ловить бабочку) .
Пятый падеж - звательный (греческий kletike), который употреблялся при обращении. В современном русском языке от него остались следы в виде форм: отче, старче, друже, а его функции выполняет именительный падеж. Правда, сейчас происходит формирование нового Звательного падежа (Вась, Петь,Свет).
Но греческая система не удовлетворяла потребностям изучения славянских языков, так как в нём не было Творительного и Предложного падежей.
В начале XVI века посольский переводчик Дмитрий Герасимов перевёл популярный в Европе трактат латинской грамматики IV века Доната. Здесь впервые появляется термин Именовательное падение , с пояснением "правое по-гречески", которое явилось калькой с латинского Nominativus. Остальные падежи имеют прежние названия, так как латинские термины были кальками с древнегреческого.
Главное отличие латинской системы было, однако, то, что в ней был Ablativus. Дмитрий Герасимов назвал его Отрицательное падение и снабдил примером "от сего учителя". Приведённым значением, названным теперь отложительным, не исчерпываются функции данного падежа: другим значением он соответствует нашему Творительному падежу.
Скоро в Грамматике Лаврентия Зизания (1596 год) появляется обозначение подобных славянских форм - Творительный падеж
(слово "падение" к тому времени вышло из употребления). Функцией выделенного падежа определялось указание на деятеля, производителя действия. Формы Предложного падежа
он выделяет под рубрикой Дательного падежа.
Вышедшая в 1619 году грамматика Мелетия Смотрицкого ввела в употребление седьмой падеж - Сказательный, название падежа выводилось из таких случаев его употребления, как "сказать о ком-либо, о чём-либо".
М. В. Ломоносов в "Российской Грамматике" заменяет Сказательный на Предложный,
обратив внимание на то, что формы этого падежа употребляются исключительно с предлогами. Это была первая грамматика, имевшая дело с русским языком, все предыдущие рассматривали церковнославянский язык. Но Ломоносов не исключил Звательный падеж, к
оторый к тому времени был уже малоупотребим. Он был исключён в позднейших грамматических трудах. http://otvet.mail.ru/question/13431713
Дополнительно
Как отличить
Родительный падеж
от Винительног о.
Инструкция
1 Определите, является анализируемое существительное одушевленным или неодушевленным. Одушевленное существительное в родительном и винительном падеже отвечает на ключевой вопрос «кого?». Неодушевленное существительное отвечает в родительном падеже на вопрос «чего?», а в винительном – на вопрос «что?», совпадающий с вопросительным словом к именительному падежу.
2 Проверьте существительное на сочетаемость с определенными словами. В родительном падеже существительное сочетается со словом «нет». Например, «Нет чего?» – «Стула» или «Нет кого?» –«Ученика». Винительный падеж принято проверять сочетаемостью с глаголами в первом лице, единственном числе и настоящем времени: «вижу», «знаю», «люблю». Например, «Вижу что?» – «Стул» или «Вижу кого?» – «Ученика». На этом примере можно заметить, что формы винительного и родительного падежа у одушевленных существительных мужского рода II склонения совпадают.
3 Подставьте вместо одушевленного существительного мужского рода II склонения, любое слово I склонения. Например, «Нет кого?» – «Ученицы» или «Вижу кого?» – «Ученицу». У I склонения легко определить окончание -ы для родительного и -у для винительного падежа.
Русский язык относится к языкам синтетического строя: в них словоизменение происходит посредством присоединения или изменения флексий – иначе говоря, окончаний, – которые передают несколько значений. Отличительной чертой такой парадигмы является сочетание нескольких значений в рамках одной морфемы.
В языках аналитического строя (например, романских: испанском, французском) порядок слов и предлоги исполняют то же самое назначение, для чего нужны падежи имён существительных и прилагательных в русском языке, то есть устанавливают грамматическое значение словоформы и её синтаксическую связь с другими членами предложения.
Понятие склонения: склонение в русском языке
Флективная природа русского языка проявляется в том, что именные части речи присоединяют окончания, передающие категории года, числа и падежа . Этот процесс называется склонением. В русском языке, согласно традиционной классификации, имя существительное имеет три склонения, хотя существуют и другие подходы. Например, Андрей Анатольевич Зализняк предлагает определять парадигмы «школьных» первого и второго склонения как вариации общего субстантивного типа.
Разнообразие концепций наблюдается не только в этой области. Из школьных учебников известно, что существительные и прилагательные русского языка изменяются по шести падежам, но лингвистика оспаривает это утверждение. Это связано с тем, что в некоторых случаях существительное принимает окончание, которое не входит в традиционную парадигму склонения (например, выпей чаю , вместо выпей чая ; не знать правды вместо не знать правду ). К счастью, знать эти дополнительные падежи, примеры которых приведены, совсем необязательно.
Тем не менее большинство людей далеко от научных изысканий и споров, по-прежнему оперирует лишь шестью падежами , запоминая их при помощи мнемонических правил. К сожалению, для запоминания падежных окончаний таковых не существует и их приходится зубрить наизусть. Но даже самые грамотные люди порой впадают в ступор, раздумывая, какое же окончание будет верным в этом случае. При наличии затруднений лучше всего обратиться к таблице :
Название падежа | Вопрос | Предлоги | Окончания 1 склонения | Окончания 2 склонения | Окончания 3 склонения | Окончания множественного числа |
Именительный | кто? что? | -а, -я | -о, -е | -ы, -и, -а, -я | ||
Родительный | кого? чего? чей? чья? чьё? | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | -, -ов, -ев, -ей |
Дательный | кому? чему? | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | кого? что? | в, за, на, про, через | -у, -ю | -о, -е | = И.п. | -, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | кем? чем? | за, над, под, перед, с | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | о ком? о чём? | в, на, о, об, обо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |
Как видно из таблицы, во многих случаях формы существительного в винительном и именительном падежах совпадают. Связано это с их грамматическим и синтаксическим значением: имя существительное в именительном падеже обозначает субъект действия и в предложении является подлежащим, в то время как винительный вводит объект действия и является дополнением.
В античной Греции грамматики под сильным влиянием натурфилософии предполагали, что именительный – некое совершенство, «правильная» форма слова , а все остальные – отклонение от идеала. Собственно, сам термин «склонение» передаёт логику древних учёных. Выведенное ими противопоставление существует до сих пор, хотя и по другим причинам. Так, падежи делятся на:
- прямые (именительный) – не зависят от других членов предложения и не управляются глаголами;
- косвенные (все остальные) – вводятся предлогами и выступают в функции дополнения.
Значения косвенных падежей
Падежи русского языка имеют конкретные функции в образовании связей между членами предложения. Например, родительный передаёт смысл принадлежности и включенности во что-либо (тетрадь сына, дом из дерева ), а дательный вводит адресата речи или процесса (позвонить маме, сказать другу ). Совремённый творительный падеж включил в себя сразу несколько значений, среди которых можно выделить орудие действия (стучать молотком ) и траекторию пути (идти лесной тропой ). Предложный падеж, как следует из названия, с помощью предлогов передаёт множество различных значений, из которых, в качестве примера, можно выделить местоположение в пространстве (комната в доме ).
Выделение этих значений и умение их определять является базисом для соблюдения орфографических норм. Ошибки в падежных окончаниях весьма распространены. Чтобы их избегать, необходимо как минимум правильно определить падеж.
Определение падежа имени существительного
Простой таблицы окончаний мало для верного написания слова. Как правило, проблема состоит в определении необходимого падежа. В качестве примера подобной трудности можно назвать орфоэпически похожие формы родительного и дательного падежей 1 склонения единственного числа (бабушки – бабушке). Однако, существует простой способ определить необходимое в том или ином случае окончание. Для этого нужно:
Описанные выше операции весьма просты и эффективны . Но существуют другие инструменты, которые не требуют запоминания падежных вопросов и типов склонений. С развитием высоких технологий и интернет-коммуникаций стало возможным составление специальных программ и сервисов, которые способны за доли секунды просклонять необходимое существительное онлайн. Данный метод подойдёт и школьникам, и взрослым.