Методика "Зрительные диктанты по методике И. Федоренко"

Описание презентации Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я по слайдам

Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я хочу быстро читать!

Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз.

Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.

Дятел долбит дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.

Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику.

Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Коровы и овцы пасутся на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.

Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.

Идёт дождик. Мы любим учиться. Бабушка печёт пирог. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Быть здоровым очень важно.

Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города.

Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Друзья встретились на улице. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге.

Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель.

Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром.

Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, а дети купались. Травы скашивают во время их цветения. Дедушка Филипп пасёт стадо коров и коз. Люблю я в поле встречать восход солнца.

Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши широкие и привольные степи России. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной. На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе ёлочки, липы, клёны и берёзы. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

На полях выращивают картофель, свёклу, морковь, лук. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идёт группа туристов. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Россия живёт в мире и дружбе с другими народами планеты.

Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко

для развития оперативной памяти.

Наиболее эффективны они во втором классе и служат для улучшения оперативной памяти. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений- наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборамт примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

При проведении диктантов на доске выписываются щесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист бумаги опущен), ребята в течение определённого времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое - от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить». На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.

Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся очень длинными, то каждый набор повторяют по 4-5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях.

*** Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память не развивается.

*** Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.

*** Ученики читают предложения, написанные на доске только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.

*** Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.

*** Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запоминать не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдёт усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти.

*** Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идёт вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.

*** По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.

Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)

п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

1
2
3
4
5
6

Набор №1 (Приложение 1 )

Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.

8
9
10
11
11
12

4
4
5
5
5
6

1
2
3
4
5
6

Набор №2 (Приложение 2 )

Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.

12
13
13
14
14
15

6
6
6
7
7
8

1
2
3
4
5
6

Набор №3 (Приложение 3 )

Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.

15
16
16
16
16
17

8
8
8
8
8
8

1
2
3
4
5
6

Набор №4 (Приложение 4 )

Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.

17
18
18
19
19
20

8
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №5 (Приложение 5 )

Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Москва стоит на реке.
В лесу собирают землянику.

20
21
21
21
22
22

6
6
6
6
6
6

1
2
3
4
5
6

Набор №6 (Приложение 6 )

Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли пыль с доски.
Оленеводы работают в тундре.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.

23
23
24
24
24
24

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №7 (Приложение 7 )

Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.

25
25
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №8 (Приложение 8 )

Идёт дождик.
Мы любим Амгуэму.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Солнце осветило всю землю.

14
17
20
21
22

5
7
8
10
10
10

1
2
3
4
5
6

Набор №9 (Приложение 9 )

Вода в море солёная на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.

22
22
23
23
23
24

7
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №10 (Приложение 10 )

Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.

24
24
24
25
25
25

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №11 (Приложение 11 )

Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.

25
24
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №12 (Приложение 12 )

Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Из книжки выпал листочек сирени.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.

26
26
27
27
28
28

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №13 (Приложение 13 )

Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.

28
29
30
31
32
32

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №14 (Приложение 14 )

Поднялась за рекой большая серая туча.
В далёкой тайге живут охотники-эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

32
33
33
33
34
34

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №15 (Приложение 15 )

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи Украины.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому семья.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

34
35
35
36
36
37

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №16 (Приложение 16 )

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы пастухам в стаде ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

36
36
37
37
38
38

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №17 (Приложение 17 )

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Малыши очень любили слушать волшебные сказки.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

38
39
39
40
41
42

5
6
6
6
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №18 (Приложение 18 )

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.
Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.
Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

42
43
44
45
46
46

Начало школьного образования - это важный шаг в развитии детей. И, конечно, обучение начинается с освоения таких фундаментальных умений, как беглое чтение и грамотное письмо. Какие только системы не используются преподавателями начального звена для облегчения запоминания сочетаний букв и словесных комбинаций! Однако одной из наиболее успешных систем работы над совершенствованием навыка чтения считается комплект диктантов И.Т. Федоренко, которые называются зрительными.

В чём смысл и преимущества зрительных упражнений Федоренко?

Работа над зрительными диктантами может быть и групповая, и индивидуальная

Зрительный диктант - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает:

  • развить память;
  • тренировать внимание;
  • усвоить элементарные правила грамматики;
  • быстрее научиться читать.

Украинский педагог И.Т. Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения. По итогам своей многолетней работы учёный пришёл к выводу, что для скорости чтения малышам необходимо комплексно развивать:

  • оперативный вид памяти;
  • внимание (как произвольное, так и непроизвольное);
  • периферическое зрение наряду с центральным.

Существенным преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования - способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.

Методика проведения диктантов по Федоренко

Диктанты Федоренко можно представить в виде презентации

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений. Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта - 2 слова, всего 8 букв. Во втором - количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1. В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической конструкции. Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети:

  • легко осмысливают различные тексты;
  • заинтересовываются чтением;
  • быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма;
  • после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.

Начинать отрабатывать систему Федоренко рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе автоматизации пословного чтения. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, тогда методика даст свои результаты.

Это интересно! По результатам исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца. Методика Федоренко рассчитана на 54 дня.

План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем:

  1. На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.
  2. Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
  3. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
  4. Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
  5. Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.

Тематика предложений, предложенная Федоренко, может быть подкорректирована педагогом под изучаемый предмет - методика может использоваться в рамках любого курса, так учителю будет легче спланировать занятие.

Учтите, что с 4–5 набора на каждый блок предложений выделяют по 5–6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносят с рекомендациями автора методики - 5–10 секунд.

Наборы для работы по методике

Последний набор содержит более сложные слова Продолжаем отработку навыка Работаем над запоминанием слов с шипящими В словах этого комплекта согласные всех групп Работа над сонорными согласными Повторение гласных Отработка употребления ъ и ь Использование тире в простых предложениях Употребление о и а в безударной позиции Употребление е без ударения и под ударением Слова с проверяемыми безударными в корне Многосложные слова Употребление заглавных букв в именах собственных Начинаем вводить многосложные слова Вводим пары глухих-звонких согласных Отрабатываем произношение и написание согласных Отработка методики запоминания графического образа слов Работа над простыми словами

Правила работы со зрительными диктантами

Важно, чтобы дети не отвлекались сами и не мешали другим в процессе работы над диктантами Федоренко

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу, при проведении зрительных диктантов необходимо:

  1. Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить.
  2. Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие.
  3. Писать предложения только на отдельных листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня будет отвлекать от актуального задания.
  4. Записи на листах собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались откладывать в голове цельные слова.
  5. Наблюдать за успеваемостью учеников. Если малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность следует наращивать, то есть начинать работу над следующим.
  6. Выработать свой собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.

Методика работы

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений, длина которых увеличивается пошагово. Учащимся нужно запомнить не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.

Начинать отрабатывать систему рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно , только тогда методика даст свои результаты. Данная методика рассчитана на 54 дня.

План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем: на экране показываем 6 предложений (1 набор из презентации). Закрываем все предложения (6 щелчков на слайде презентации), а затем открываем 1-е предложение (1 щелчок). Даём детям 4-10 секунд (смотрите в приложении) на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение, затем это предложение закрываем. Предлагаем детям закрыть глаза и представить, как записано предложение. Только после этого ребятам предлагаем записать то, что они запомнили. Учитель может подкорректировать предложения под изучаемый предмет. Учтите , что с 4-5 набора на каждый блок предложений выделяем по 5-6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносим с рекомендациями автора.

Правила

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу необходимо: терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор, при этом приучать их работать дальше, пропуская то, что не вышло; следить за тишиной, т.к. любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие; писать предложения только на отдельных листочках; записи собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запомнили отдельные буквы, а старались откладывать в голове целые слова; следить за успеваемостью; выбрать свой собственный ритм работы над упражнениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Т ексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)


п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

1
2
3
4
5
6

Набор №1 (слайд 2)

Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.

8
9
10
11
11
12

4
4
5
5
5
6

1
2
3
4
5
6

Набор №2 (слайд 3)

Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.

12
13
13
14
14
15

6
6
6
7
7
8

1
2
3
4
5
6

Набор №3 (слайд 4)

Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.

15
16
16
16
16
17

8
8
8
8
8
8

1
2
3
4
5
6

Набор №4 (слайд 5)

Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.

17
18
18
19
19
20

8
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №5 (слайд 6)

Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Москва стоит на реке.
В лесу собирают землянику.

20
21
21
21
22
22

6
6
6
6
6
6

1
2
3
4
5
6

Набор №6 (слайд 7)

Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли пыль с доски.
Оленеводы работают в тундре.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.

23
23
24
24
24
24

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №7 (слайд 8)

Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.

25
25
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №8 (слайд 9)

Идёт дождик.
Мы любим Амгуэму.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Солнце осветило всю землю.

0
14
17
20
21
22

5
7
8
10
10
10

1
2
3
4
5
6

Набор №9 (слайд 10)

Вода в море солёная на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.

22
22
23
23
23
24

7
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №10 (слайд 11)

Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.

24
24
24
25
25
25

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №11 (слайд 12)

Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.

25
24
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №12 (слайд 13)

Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Из книжки выпал листочек сирени.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.

26
26
27
27
28
28

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №13 (слайд 14)

Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.

28
29
30
31
32
32

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №14 (слайд 15)

Поднялась за рекой большая серая туча.
В далёкой тайге живут охотники-эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

32
33
33
33
34
34

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №15 (слайд 16)

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи Украины.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому семья.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

34
35
35
36
36
37

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №16 (слайд 17)

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы пастухам в стаде ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

36
36
37
37
38
38

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №17 (слайд 18)

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Малыши очень любили слушать волшебные сказки.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

38
39
39
40
41
42

5
6
6
6
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №18 (слайд 19)

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.
Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.
Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

42
43
44
45
46
46

7
7
7
8
8
8