Ледяной консилиум: что мы знаем о роли России в Арктическом совете. Декларация об учреждении арктического совета Каковы достижения Арктического совета

(АС) — межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера.

Арктический совет был учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств — Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, и 20 международных и неправительственных организаций.

Высшим органом АС является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 годах. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в городе Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США.

В 2017 году председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

Но Россия добилась максимального ограничения их прав

Все больше стран стремятся попасть в Арктический совет, чтобы участвовать в дискуссиях по разработке месторождений в регионе Северного полюса. Организации по защите окружающей среды клеймят позором нефтяную промышленность и требуют введения заповедных зон. Однако добиться отклика не так легко.

Штаб-квартира Арктического совета — в Тромсе

Это была скромная церемония, не вызвавшая большого интереса на международном уровне. Но, по словам главы норвежского МИД Эспена Барта Эйде (Espen Barth Eide), это был «очень важный день в истории Арктики». В середине января члены Арктического совета приняли решение о базировании постоянного секретариата Арктического совета в городе Тромсе, столице норвежского Заполярья. Речь идет о создании постоянного бюро с офисами, штатными сотрудниками и управляющим директором.

Новое «место жительства» организации свидетельствует о растущей роли Арктического совета. Еще одним тому доказательством является тот факт, что ряд стран и организаций ходатайствуют о получении статуса наблюдателя в Совете. Среди них Китай, Евросоюз, Индия, Сингапур, Япония, Италия, организация «Гринпис». Все они хотят оказаться за одним столом, когда будет приниматься решение о будущем региона, который из-за климатических изменений приковал к себе внимание во всем мире.

Изменения климата подгоняют с решениями

Таяние льдов открывает новые пути для торгового судоходства и туризма. Кроме того, появляются лучшие условия для добычи сырья. Согласно оценкам, на севере находится пятая часть всемирных запасов нефти и газа. Обладатели статуса наблюдателя, хотя и не имеют права голоса, могут вносить свои идеи на обсуждение, что не может остаться без внимания.

На заседании Арктического совета в городке Кируна на севере Швеции министры входящих в Совет государств рассмотрели заявки 14 стран на получение статуса наблюдателя. Заседания, которые проводятся раз в два года в председательствующей стране, приобретают все большее значение. Страны отправляют на встречи высокопоставленных дипломатов. Министр иностранных дел США Джон Керри (John Kerry) и его российский коллега Сергей Лавров также на пару часов прилетели в Лапландию.

В состав постоянных участников Совета входят восемь приарктических стран — Россия, Канада, Норвегия, США, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия. Статус постоянных участников имеют и шесть организаций, представляющих интересы коренных народов Арктики.

Германия, Великобритания и некоторые другие страны без особых проблем получили статус наблюдателя сразу после образования Совета в 1996 году. Теперь же решения принимаются более осторожно. Китай подал заявку в 2006, ЕС — в 2008 году. Вопрос принципиальный: приарктические страны предпочли бы остаться наедине друг с другом, в конце концов, большая часть региона находится в их владении. Почему они должны принимать кого-то еще, кто территориально расположен далеко от этого региона?

Сырьевой голод
Кандидаты хотя и не смогут получить каких-либо прав в Арктике, но их интерес очевиден. Испытывающий сырьевой голод Китай жаждет получить доступ к редким ресурсам, находящимся под тающими льдами. Страна также сэкономит миллиардные суммы, если будет отправлять суда в Европу не через Суэцкий канал, а через Северный морской путь, сокращая тем самым расстояние на 6000 км.

В 2010 году четыре корабля прошли этим путем, в прошлом году уже 46 судов, среди которых был и первый китайский корабль — ледокол «Снежный дракон». Похожие расчеты делает и Сингапур, чья роль крупнейшего азиатского порта оказывается под угрозой. ЕС является важным игроком в арктическом рыболовстве и активно принимает участие в исследовании полярного региона. К тому же он несет ответственность за 40% всех вредных выбросов в Арктике.

Члены Совета расходятся во мнении, какое решение принять. Канада с удовольствием приняла бы Китай, но выступает против принятия ЕС из-за его запрета на импорт мяса и меха тюленей. Норвегия негодует из-за того, что Китай ущемляет в правах своих лауреатов Нобелевской премии. Инуиты, саамы или атабаски, больше всех страдающие от изменения климата в регионе, опасаются, что при большем количестве стран-участников в Совете их требования останутся в стороне. Россия, в целом, не хочет видеть новых игроков в Совете. Но кандидатов нельзя игнорировать. Возможно, их следует все же принять, говорит министр иностранных дел Норвегии. «Будет меньше опасность, что они создадут свой собственный клуб», — отметил он.

Пока в Арктике отсутствует коммерческая добыча нефти. Но многие страны получили разрешение на разведывательные работы. В России государственные концерны Газпром и Роснефть готовятся к первому пробному бурению. Компании BP и Exxon Oil проводят первые сейсмические тесты.

Но все же. Климат меняется, а темнота и холод остаются. Условия по-прежнему тяжелые. Стоит ли развивать добычу в Арктике, зависит во многом от цен на сырье. Так, Газпром на протяжении многих лет медлит с разработкой Штокманского месторождения на шельфе Баренцева моря, одного из крупнейших газовых месторождений в мире.

Арктический совет важен не только как форум, в котором страны-участницы отстаивают свои интересы, но и как место, где эксперты делятся знаниями. В Кируне будут представлены многочисленные доклады на различные темы — о многообразии видов, последствиях изменения климата, окислении морей. Основываясь на этих докладах, правительства могут делать выводы. Кроме того, на заседаниях закрепляются договоренности. Первым таким документом стало соглашение о проведении поисково-спасательных операций, принятое в 2011 году. Оно ориентировано на работников нефтяной отрасли и тысячи туристов, которые в поисках приключений отправляются на кораблях в пролив между Гренландией и Шпицбергеном.

Министры обсудили договор о готовности к реагированию на нефтяное загрязнение арктических морей. Страны должны достичь соглашения об информировании друг друга в аварийных ситуациях и, в случае необходимости, оказывать помощь друг другу. «Гринпис», получив проект этого документа, был шокирован. «Расплывчатые формулировки» договора оказались бы в случае крупной катастрофы недостаточными для принятия мер, утверждают защитники окружающей среды. Не указываются ни необходимое оборудование, ни методы для устранения утечек в буровых скважинах, ни действия при разливе нефти.

Стороны лишь призывают друг друга к созданию на государственном уровне эффективной системы по реагированию на аварии. Но это лишь пожелания. Пробелы в договоре представители «Гринпис» объясняют тем, что нефтяная промышленность задействована в разработке месторождений.

Организация, запустившая два года назад кампанию «Спасите Арктику!», действует более решительно, чем Всемирный фонд дикой природы, являющийся членом Арктического Совета и придерживающийся стратегии постепенного развития в регионе. «Гринпис» же настаивает на введении заповедных зон в Арктике, в которых будет запрещена разработка каких-либо месторождений, наподобие того, как было сделано в Антарктике.

Министры иностранных дел стран-членов Арктического совета приняли историческое решение наделить статусом наблюдателей шесть новых государств - Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Сингапур и Италию. Таким образом, теперь их всего 12.

Из членов совета Россия была изначально против, но после многочасовых споров сложился консенсус и Москва решила его не разрушать.

Аналогичные запросы организаций, наиболее известной из которых является «Гринпис», были отклонены. Вопрос о статусе Евросоюза, вызвавший серьезные нарекания со стороны ряда стран, включая РФ, было решено рассмотреть позже. Дополнительные заявки других государств, желающих приобщиться к арктическому клубу, будут рассмотрены не раньше чем через два года, когда состоится следующая такая встреча.

Неожиданное единодушие членов Арктического совета по столь чувствительному вопросу о расширении числа наблюдателей объясняется вторым важным решением, принятым накануне. Глава МИД РФ Сергей Лавров и его коллеги сделали все, чтобы максимально оградить Арктику от притязаний амбициозных новичков. Для этого они одобрили «Руководство для наблюдателей», инициатором которого, по сведениям газеты, стала Россия. По сути, этот документ дозволяет наблюдателям только сидеть и слушать.

Если бы Россия убедила совет отказать странам-претенденткам на статус наблюдателя, как хотела сначала, то могла бы в конце концов проиграть по-крупному. Недовольные оппоненты грозили создать организацию, альтернативную Арктическому совету, чтобы превратить регион в «общечеловеческое достояние» наподобие Антарктиды. Такой результат, достигнутый через Генассамблею ООН, был бы крайне невыгоден Москве.

Так что в итоге она пошла по пути наименьшего сопротивления и получила гораздо более устраивающий итог: формально страны, подавшие заявки, не обижены, но их наблюдательские права сводятся к минимуму.

Источники: www.inosmi.ru, www.newsru.com

Один из главных приоритетов Постоянного комитета состоял в том, чтобы первоначально поддержать учреждение Арктического совета. 19 сентября 1996 была основана новая организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. С тех пор Комитет работал активно, чтобы способствовать работе Совета. Комитет участвует во встречах Арктического совета как наблюдатель.

14 мая 2011 года заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении .

Планируется, что на одном из следующих заседаний совета будет подписано Соглашение о предотвращении разливов нефти в Арктике .

Конференции

Постоянный комитет парламентариев арктической области, ответственный за работу между конференциями, начал работу в сентябре 1994 года. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе (Канада), Салехарде (Россия), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Нууке (Гренландия), Кируне (Швеция), Фэрбенксе (США) и Европейском парламенте в 2010 году. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010 года, сосредоточилась на следующих главных темах:

  • жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике;
  • образование и исследование - продолжение Международного полярного года ;
  • тающий лёд - последствия.

Участники

В Арктический совет входят восемь приарктических стран :

Специальный статус постоянных участников , дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Страны-наблюдатели

  • Великобритания Великобритания
  • Германия Германия
  • Испания Испания
  • Италия Италия
  • КНР КНР (временный статус до следующего совещания министров)
  • Республика Корея Республика Корея (временный статус до следующего совещания министров)
  • Нидерланды Нидерланды
  • Польша Польша
  • Франция Франция
  • Япония Япония
  • Индия
  • Сингапур Сингапур

Международные организации - наблюдатели

Неправительственные организации - наблюдатели

Председательство

1996-1998 председатель - Канада.

1998-2000 - Соединённые Штаты Америки.

2004-2006 - Россия.

С 2006 председатель - Норвегия.

До 2011 года председателем совета была Дания.

В мае 2013 г. пост председателя приняла Канада (уже во второй раз, поскольку к 2013 г. каждый член Совета успел побыть председателем ровно один срок). В 2015 году её сменили США.

См. также

Ссылки

  • - официальный сайт Арктического совета (англ.) (Проверено 16 мая 2011)
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.

В мире существует немало организаций, направляющих свою деятельность на развитие конкретных регионов, преследуя при этом самые положительные цели. К их числу можно отнести и Арктический совет, который, безусловно, является достаточно ярким примером успешного сотрудничества.

В 1996 году была создана целью которой является развитие сотрудничества в Арктике. Как следствие, она получила вполне логичное название - Арктический совет(АС). В его состав входят 8 приарктических государств: Канада, Россия, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, США и Финляндия. В совете также принимают участие 6 организаций, которые были сформированы коренным населением.

В 2013 году Арктический советпредоставил статус наблюдателей шести новым странам: Индия, Италия, Китай, Южная Корея, Сингапур и Япония. Количество наблюдателей было расширено с целью содействия развитию отношений между странами, которые имеют свои интересы в Арктике.

Данное изменение производилось на основании учредительной Декларации. Этот документ подразумевает возможность присвоения статуса наблюдателя неарктическим странам.

Важность программы, направленной на устойчивое развитие

Необходимо понимать, что Арктика относится к тем регионам планеты, где сохранение биологического разнообразия, использование природных ресурсов, не ведущее к истощению, и поддержание здоровья экосистем в целом являются крайне важными. Деятельность Арктического совета направлена на то, чтобы данные приоритеты оставались в фокусе внимания.

В 2013 году члены Совета также подписали соглашение, которое обязывает их координировать меры реагирования на инциденты, имеющие отношение к загрязнению моря. Позже была реализована еще одна похожая инициатива, но уже в отношении спасательных и поисковых работ.

Какова суть программы устойчивого развития

В любых проектах, продвигаемых Арктическим советом, на обязательной основе учитываются следующие приоритеты:

  • Работа, проводимая участниками Совета, должна иметь в своем основании исключительно достоверные научные сведения, благоразумное управление и сохранение ресурсов, а также традиционные знания коренного и местного населения. Ключевая цель такой деятельности - это извлечение ощутимой пользы от инновационных процессов и знаний, которые применяются в северных общинах.
  • Постоянное наращивание потенциала на всех уровнях общества.
  • Использование программы устойчивого развития для предоставления будущим поколениям Севера расширенных возможностей. Важной является также и экономическая деятельность, которая окажется способной создать и богатство. Природный капитал Арктики при этом должен быть сохранен.
  • Ключевое внимание уделяется тем проектам, которые направлены на укрепление местного лидерства и способны гарантировать регионам и конкретным общинам максимум пользы в длительной перспективе.
  • Деятельность стран Арктического совета должна быть организована таким образом, чтобы восполнение потребностей нынешнего поколения не ставило под угрозу благополучие последующих. Поэтому социальные, экономические и культурные аспекты развития региона являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга элементами.

Области, которые требуют наибольшего внимания в процессе реализации программы устойчивого развития

На данный момент страны Арктического советанацелены наактивное участие в стабилизации некоторых областей социальной, культурной и экономической сферы региона. Речь идет о следующих приоритетных направлениях:

  1. Культурное и образовательное наследие, являющееся фундаментом для успешного развития и наращивания потенциала региона.
  2. Благосостояние и здоровье людей, проживающих в Арктике.
  3. Развитие инфраструктуры. Это необходимое условие для стабильного как следствие, улучшения качества жизни людей, которые живут в Арктике.
  4. Формирование и охрана образовательного и культурного наследия. Именно эти факторы можно определить как фундаментальную предпосылку стабильного развития региона и наращивания его капитала.
  5. Молодежь и дети. Благосостояние молодых людей крайне важно для будущего арктических общин. Поэтому они нуждаются в защите и внимании со стороны Арктического совета.
  6. Грамотное использование природных ресурсов.

Программа устойчивого развития подразумевает качественную работу в каждой из вышеупомянутых областей.

Структура АС

Высшим органом, координирующим деятельность Арктического совета, являются сессии, которые проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел, представляющих страны-участницы. Причем председательствующая страна постоянно меняется путем голосования.

Что касается подготовки сессий и текущих вопросов, относящихся к деятельности Совета, то ими занимается Комитет старших Этот рабочий орган проводит заседания минимум 2 раза в год.

Арктический совет - в которой действует 6 тематических рабочих групп. Каждая из них осуществляет свою деятельность на основании специального мандата. Управляются эти рабочие группы председателем, правлением (может быть руководящий комитет) и секретариатом. Целью таких подразделений Совета является разработка документов, которые носят обязательный характер (доклады, руководства и др.) и реализация конкретных проектов.

Причиной создания этого нового органа является активизация именно деловых отношений между странами-участниками АС, а также активное содействие как социальному, так и экономическому развитию региона. Особенной данную организацию делает тот факт, что она независима от Арктического совета.

АЭС по сути является ничем иным, как площадкой для обсуждения актуальных вопросов как для стран участников АС, так и для бизнес-сообщества. На Арктический экономический совет возлагается миссия привнесения деловой перспективы в деятельность АС и развития бизнеса в Арктике.

Участие России

Изначально стоит отметить, что в деятельности Арктического Совета Российская Федерация играет одну из ключевых ролей. На это повлияли такие факторы, как значительная протяженность береговой линии, масштаб полезных ископаемых, равно как и объем их разработки (важно понимать, что именно в Арктике добывается более 70% всех нефтегазовых ресурсов РФ), а также площадь территории, которая находится за полярным кругом. Не стоит забывать и о крупном ледокольном флоте. Учитывая все вышеупомянутые факты, можно с уверенностью утверждать, что Арктический совет России является более чем значительным игроком.

Обладание столь богатыми ресурсами обязывает Российскую Федерацию не только принимать активное участие в реализации проектов, разработанных участниками АС, но также и предлагать собственные актуальные инициативы.

С момента своего основания в 1996 году АК успел перерасти из очередной организации, ориентированной на сохранение и развитие конкретного региона, в международную площадку, позволяющую вести многостороннее практическое сотрудничество в Арктике. Такая форма деятельности совета дает возможность с немалой долей эффективности охватить широкий спектр вопросов, имеющих отношение к устойчивому развитию арктического потенциала. Речь идет о проектах, затрагивающих все сферы жизни в регионе - от экологии и экономики до конкретных социальных нужд.

Интересен тот факт, что согласно тому курсу, который взял Арктический совет, наблюдатели не смогут участвовать в принятии субстантивных решений - такая привилегия будет доступна только странам, имеющим непосредственное отношение к Арктике. Что касается участия нерегиональных государств, то они смогут довольствоваться лишь наблюдением.

Если подвести итог под многолетним опытом функционирования АС, то нетрудно сделать очевидный вывод: деятельность этой организации, безусловно, является успешной. В качестве причины эффективности можно определить общность интересов арктических государств.

Данный факт дает все основания для того, чтобы прогнозировать дальнейшее плодотворное сотрудничество стран-участников совета.

Арктический совет (Arctic Council) – это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в общих арктических вопросах, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике.

С чего все начиналось?

Арктический совет (далее также АС или Совет) был создан в 1996 году по инициативе Финляндии, изначально видевшей главной его целью сохранение уникальной природы северной полярной зоны. Первый камень в основу будущей организации был заложен еще в 1989 году, когда 8 арктических государств — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, СССР, Швеция и США — начали работу над «Стратегией защиты окружающей среды в Арктике» (The Arctic Environmental Protection Strategy, AEPS) или, как ее иначе называют, «Финской инициативой» (Finnish Initiative). Документ был подписан и ратифицирован в 1991 году, но место СССР в нем заняла уже Россия, не отказавшаяся от участия в данном проекте. AEPS нацелен на отслеживание и мониторинг ситуации в Арктике, ее оценку, на готовность среагировать на внештатные ситуации и ликвидировать их последствия, а также на консервацию арктической природы, представляющей огромную ценность для всего человечества. Эту инициативу называют одним из основных достижений сотрудничества государств на международной арене после окончания «холодной войны».

Второй важной составляющей АС являются Конференции парламентариев Арктического региона, проходящие каждые два года. Они представляют собой парламентскую организацию, состоящую из делегаций парламентов «восьмерки» арктических стран, а также представителей Европейского Парламента. Кроме того, в Конференции в качестве наблюдателей принимают участие делегаты от коренных народов региона. Первой такой встречей стала Международная Конференция Парламентариев Северного Совета по развитию и охране Арктического региона, прошедшая в Рейкьявике в августе 1993 года. Последняя Конференция, ставшая уже 12-й по счету, прошла в России в городе Улан-Удэ, столице республики Бурятия, с 12 по 17 июня 2016 года. Конференция 2018 года пройдет в Финляндии.

В 1994 году для координации работы Конференций – по сути Арктического парламента – был создан Постоянный Комитет Конференции, собирающийся 3-4 раза в год в различных местах Арктики. В 1994-1996 годах именно на его площадке шло согласование создания АС, в работе которого Постоянный Комитет и поныне принимает активное участие, являясь наблюдателем. По состоянию на 2017 год, главой российской делегации в Комитете является доктор политической социологии, сенатор Владимир Торлопов, в 2001-2010 гг. бывший губернатором Республики Коми. Также Россию представляет Борис Кашин – доктор физико-математических наук, депутат Государственной Думы РФ.

Согласно официальному сайту Конференции парламентариев арктического региона, сейчас основными направлениями ее работы являются вопросы арктических перевозок, образовательной и исследовательской политики, улучшения условий жизни и проблемы климатических изменений.

Днем рождения Арктического совета считается 19 сентября 1996 года, когда было объявлено о его создании в соответствии с положениями Оттавской декларации.

Какова структура Совета?

Ядром АС являются его постоянные члены – «восьмерка» арктических стран: Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки. Кроме того, статус постоянных участников в АС также имеют шесть организаций, представляющих коренные народы Арктики. Эта категория была создана для того, чтобы обеспечить активное участие в работе Совета северных народов, без которых нельзя принимать серьезных решений. Таким образом в Совет вошли еще шесть членов: Международная ассоциация алеутов, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуито , Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов.

Статус Наблюдателя в АС могут получить неарктические государства, а также межправительственные, межпарламентские, всемирные, региональные и неправительственные организации, которые, с точки зрения Совета, могут внести вклад в его работу. Наблюдатели АС вклад участвуют в деятельности Совета, главным образом, на уровне рабочих групп. Государствами-наблюдателями на 2017 год являются: Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Испания, Великобритания и Швейцария. Страны-наблюдатели обязуются следовать букве Морского права, а также должны признавать суверенитет и суверенные права на Арктику арктических государств.

Существует категория наблюдателей с ограниченными правами: они должны подавать прошение в управляющие органы Совета о разрешении присутствия на каждом из заседаний. Сейчас ими являются Европейский Союз и Турция. Так, например, проблема ЕС состоит в том, что арктическая «восьмерка» не признает запрета, введенного Брюсселем, на промысел тюленей.

Наблюдателями в АС, помимо уже упомянутого выше Постоянного комитета Конференции парламентариев Арктического региона (SCPAR), являются еще восемь межправительственных и межпарламентских организаций:

  1. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца (IFRC)
  2. Международный союз охраны природы (IUCN)
  3. Совет министров Северных стран (NCM)
  4. Северная экологическая финансовая корпорация (NEFCO)
  5. Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих (NAMMCO)
  6. Европейская экономическая комиссия ООН (UN-ECE)
  7. Программа развития ООН (UNDP)
  8. Программа ООН по окружающей среде (UNEP)

Наблюдателями в Арктическом совете являются также одиннадцать неправительственных организаций:

  1. Консультативный комитет по защите морей (АCOPS).
  2. Арктический институт Северной Америки (AINA) — бывшая организация «Культурные ворота в Арктику».
  3. Ассоциация оленеводов мира (AWRH).
  4. Союз по сохранению циркумполярного региона (CCU).
  5. Международный арктический научный комитет (IASC).
  6. Международная арктическая ассоциация общественных наук (IASSA).
  7. Международный союз здравоохранения в Циркумполярном регионе (IUCH).
  8. Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA).
  9. Северный форум (NF).
  10. Университет Арктики (UArctic).
  11. Всемирный фонд природы — Глобальная арктическая программа (WWF).

Неотъемлемой частью Арктического совета являются его шесть основных рабочих групп:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP) выступает в роли механизма поддержки, способствующего национальным действиям по сокращению выбросов и других видов проникновения в среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике;
  • Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) осуществляет мониторинг арктической среды, экосистем и населения, а также предоставляет научные рекомендации с целью поддержки правительств в борьбе с загрязнением и неблагоприятными последствиями изменения климата;
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, стремясь обеспечить устойчивость биологических ресурсов Арктики;
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR занимается защитой арктической среды от угрозы и воздействия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов;
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME) является координационным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным использованием арктической морской среды.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG) занимается продвижением устойчивого развития в Арктике и улучшением условий жизни арктических общин в целом.

Совет также может учреждать целевые и экспертные группы для осуществления конкретной работы. Пользуясь этим правом, Финляндия постановила создать на 2017-2019 годы еще 3 группы:

  • Целевую группу по вопросам арктического морского сотрудничества (TFAMC);
  • Целевую группу по вопросам улучшения качества связи в Арктике (TFIСA);
  • Экспертную группу, содействующую реализации Рамочного документа для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана (EGBCM).

В 2013 году в Тромсё (Норвегия) официально начал функционировать постоянный Секретариат АС. Он был основан с целью обеспечения административного потенциала, поддержания институциональной памяти, расширения информационно-разъяснительной деятельности и предоставления общей поддержки деятельности АС.

Как функционирует Арктический совет?

Основное мероприятие АС - заседание на министерском уровне (обычно глав МИД), проводящееся раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности АС, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране.

Оценки и рекомендации АС являются результатом анализа и усилий, предпринимаемых Рабочими группами. Стоит отметить, что АС не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации: это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства.

Председательство в АС переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, возглавлявшей АС, стала Канада (1996-1998 гг.), затем США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году, когда все страны «восьмерки» по разу уже побывали на этом посту. 11 мая 2017 года завершился срок второго председательства США и началось очередное председательство Финляндии (2017-2019 гг.). Следующей страной, которая возьмет на себя полномочия председателя, станет Исландия (2019-2021 гг.).

Решения в АС принимаются на основе консенсуса, то есть единогласным голосованием стран «восьмерки», с учетом мнения и при активном участии других Постоянных участников.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что мандат АС, согласно Оттавской декларации 1996 года, полностью исключает вопросы военной безопасности.

Арктический совет является форумом, а потому у него отсутствует свой собственный программный бюджет. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций и институтов, например, национальных и международных банков и частных фондов. В 2014 году начал действовать «Инструмент поддержки проектов Арктического совета» (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Распоряжается финансированием Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). ИПП на 2017 год располагает €15,9 млн, предоставленными Исландией, Норвегией, Россией (внесла самую большую сумму - €10 млн), США, Финляндией, Швецией, Саамским парламентом и НЕФКО. Однако ИПП открыт и для новых участников и взносов.

По данным ТАСС, планируется, что до 2019 года 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% - на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% - на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности. В 2014–2016 годах в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. В их числе - инициатива по противодействию уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрена в октябре 2016 года). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как «Валдай» и «Тундра» (в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи при электрогенерации, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

В 2014 году при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют «Совкомфлот», «Роснефть» и Торгово-промышленная палата РФ.

Каковы достижения Арктического совета?

Результатом деятельности Рабочих групп регулярно становятся комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам, вопросам развития региона, его экологической безопасности и так далее.

Одна из главных заслуг Совета – это его важная функция как площадки для ведения международных переговоров по составлению юридически обязывающих соглашений. Результатом этой работы уже стали три договора, заключенных между восемью арктическими государствами. Первый из них – это Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, был подписан в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второй – Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике – заключен в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года. Договоренности по третьему – Соглашению по укреплению международного арктического научного сотрудничества – были достигнуты в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

Каковы приоритеты стран-участниц Совета?

У всех стран они разные. Так, во время председательства Канады приоритетными были названы задачи по повышению качества жизни народов Севера. В частности, были одобрены проекты в области гендерного равенства, психического здоровья, борьбы с раковыми заболеваниями. Были разработаны новые направления, в частности расширение доступа жителей Крайнего Севера к услугам в сфере телекоммуникации. Также была начата подготовка соглашения по укреплению научного сотрудничества в Арктике.

Председательство США прошло под лозунгом «Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность». Внимание уделялось таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, применение цифровых технологий в арктических проектах, развитие инфраструктуры, уточнение географических карт, популяризация туризма, в том числе экстремального. Во время председательства Вашингтона в рамках АС появились три целевые группы: по арктическому морскому сотрудничеству; по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры; по укреплению научного сотрудничества.

Приоритетом руководства Финляндии должны стать вопросы защиты окружающей среды.

Какова роль России в Арктическом совете, и для чего ей нужно участие в этой международной организации?

В свое первое и пока еще единственное председательство в Совете в 2004-2006 годах, Россия стала инициатором порядка 70 различных проектов в экономической, природоохранной и социальной областях, в том числе и по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины. Наращивая свою активность по добыче нефти и газа в Арктике, Москва развивала взаимодействие стран «восьмерки» в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф, а также проекты по контролю за радиационной обстановкой.

По предложению Российской Федерации, было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное, главным образом, на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Арктики. В январе 2006 года в Ханты-Мансийске состоялась первая встреча министров культуры стран арктической «восьмерки». Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран-участниц АС — «Электронная память Арктики», соглашение по которому было подписано в 2006 году.

Россия выступила также одним из авторов первого обязывающего документа АС – соглашения по поиску и спасению в Арктике. Результатом стало то, что в 2015 и 2016 годах были проведены крупные многосторонние учения в рамках данного соглашения.

Совместно с США и Швецией, Россия в 2013-2016 годах занималась укреплением научного сотрудничества в соответствующей рабочей группе. Было разработано соглашение, облегчающее и расширяющее доступ ученых разных стран в Арктику. Как отмечалось ранее, оно было подписано в 2017 году, став третьим обязывающим документом АС.

В июле 2016 года рабочие группы АС по вопросам биоразнообразия и сохранению арктической флоры и фауны выпустили 400-страничный атлас-справочник «Арктические рыбы Тихого океана», содержащий информацию о более чем 100 видах рыб. В его подготовку значительный вклад внесли ученые из Российской Федерации.

Одним из последних проектов с активным российским участием стала утвержденная в апреле 2017 года программа, направленная на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, принадлежащих к коренным народам Севера. По задумке авторов данной инициативы, преподавание мировой, государственной и национальной истории и культуры, родного и государственного языков должно вестись без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности.

Старшим должностным лицом Арктического совета от России с 2014 года является Владимир Барбин – посол по особым поручениям Российской Федерации в Арктическом регионе. Выступая в ноябре 2016 года на конференции «Российско-канадский диалог и сотрудничество в Арктике», российский посол сказал, что «именно на арктических государствах лежит ответственность за устойчивое развитие региона и повышение качества жизни его населения … Здесь могут быть самые разнообразные формы — это взаимодействие на межгосударственном уровне, между регионами, и, естественно, взаимодействие бизнеса, научных институтов и гражданского общества». При этом очень важно, подчеркнул дипломат, чтобы «каждая из сторон слушала, что ей говорит другая сторона, слушала другое мнение и приводимые аргументы … Только на этой основе уважительного отношения мы и должны строить наше будущее взаимодействие». Несмотря на то, что эти слова были сказаны Барбиным в связи с разрывом дипломатических связей Канады и РФ, инициированного североамериканским государством на фоне украинского конфликта, они относились именно к сотрудничеству двух стран в рамках Арктического круга и в целом прекрасно отражают позицию России по работе в рамках данной организации.

Россия вновь возглавит Арктический совет в 2021-2023 годах.